Замок Кастелло Сфорцеско (Castello Sforzesco), Милан, Италия. Замок Сфорца (Милан) Милан замок сфорцеско

Замок Сфорца (Castello Sforzesco или Castello Sforza) - один из интереснейших исторических памятников Милана, оставивших у меня неизгладимые впечатления. Воистину величественный, красивый и строгий, он раскинулся в историческом центре современного города. Но в то время, когда приступали к его закладке, место расположения замка находилось за пределами городских стен, и создавался он, как оборонительная миланская крепость. Решение о начале строительства замка-крепости было принято в 1368 году герцогом Милана Галеаццо II Висконти из известной династии Висконти, правившей Миланом около двух столетий, с 1277 по 1447 год. Представители этой династии, предшественники Галеаццо II - Маттео, Галеаццо I, Аццоне, Лючино и Джованни Висконти, значительно укрепили могущество Милана и распространили его политическое и торговое влияние на Пьяченцу, Бергамо, Кремоно, Павию, а затем на Пьемонт, Брешию, Геную и иные области Италии, соседствующие с Миланом. В годы их правления город был обнесен защитными стенами и воротами, были построены мосты, рынки, вымощены и обеспечены канализационными стоками улицы города. Строительство оборонительной крепости было продолжено и в годы, когда Миланом правил сын Галеаццо II - Джан-Галеаццо Висконти. Кстати, Джан-Галеаццо решил не только расширить крепость, но и превратить её в герцогскую резиденцию, соответствующую богатству и могуществу семьи Висконти. На недолгие годы правления этого талантливого человека (1385-1389) приходится расцвет миланского государства и распространение его влияния на всю территорию Ломбардии вплоть до Венеции на востоке и Папской области на юге. Джан-Галеаццо централизовал управление герцогством, создал условия для развития искусств, промышленности и торговли. Именно при нем начал строиться и знаменитый миланский кафедральный собор Дуомо. Но Джан-Галеаццо не успел осуществить многие свои намерения. Во время подготовки похода на Флоренцию в 1389 году его безвременно постигла внезапная смерть. Сыну Джан-Галеаццо - Джованни Мария Висконти в годы регентства и правления не удалось продолжить политику отца. Города-соперники смогли соединить свои усилия и противостоять миланской экспансии. Более того, герцогство потеряло свое влияние на ряд городов, появились первые признаки хаоса. Не многое удалось и второму сыну Джан-Галеаццо - герцогу Филиппо Мария Висконти в его противостоянии с Флоренцией и Венецией. У Филиппо не было наследников по мужской линии, а его дочь, Бьянка, вышла замуж за видного миланского военачальника Франческо Сфорца. Филиппо Висконти умер в 1447 году, а Франческо вскоре станет герцогом Милана и родоначальником династии Сфорца. Но до этого, в годы, последовавшие за смертью Филиппо и предшествовавшие герцогству Сфорца, миланцы, уставшие от проимперской политики Висконти, решили восстановить демократическое правление и провозгласили создание Амброзианской республики. Построенный к этому времени замок-крепость, как напоминание о деспотической власти, был частично разрушен, а камень его стен и сооружений был использован республиканцами на укрепление городских стен, как символа Милана и его славного прошлого. Однако, прошло не столь много времени, и эйфория первого периода республики сменилась смутой, беспорядками и упадком городского хозяйства, что вынудило горожан обратиться к Франческо Сфорца с просьбой о наведении порядка в городе. И уже вскоре, в 1450 году Франческо при поддержке своей жены, Бьянки Висконти, этой неординарной женщины, сыгравшей значительную роль в жизни Милана в XV веке, провозгласил себя наследником династии Висконти и герцогом Милана. Франческо решил восстановить замок, сделать его украшением города и, одновременно, оборонительным сооружением от возможных внешних врагов. Высокие стены, окружающие замок и имевшие форму квадрата со стороной около 200 метров, были возведены на фундаменте прежней крепости. Для украшения стены, которая открывает вид на замок со стороны города (так называемой фасадной стены), из Венеции был приглашен архитектор Антонио Аверумино, более известный под именем Филарета. Его творение - центральная башня над входными воротами (1452 год). Она и по настоящее время называется Филаретовой. Через три года архитектором Бартоломео Гадио были построены две монументальные цилиндрические башни по углам фасадной стороны дворца. Эта стена с Филаретовой и угловыми башнями и сейчас открывает великолепный вид на дворец со стороны улицы Данте. Франческо Сфорца умер в 1466 году. Его сын и преемник Галеаццо Мария, развивая идею о реставрации и расширении замка как герцогской резиденции (Франческо Скорца и Бьянка в замке не жили, их резиденцией оставался дворец на Соборной площади), пригласил архитектора Бенедетто Феррини, который предложил внутри большой, квадратной по форме стены замка, возвести два внутренних дворика с дворцовыми постройками для семьи герцога (Дворик Рочетта и Герцогский двор). Тогда же создаются и роскошные интерьеры замка, часть которых еще можно видеть и сегодня. Дворец становится резиденцией герцогов Милана, сюда из городского дворца переезжает Галеаццо с женой Боной Савойской. Во время правления герцога Лодовико Моро, брата Галеаццо (конец 70-х - 90-е годы XV века), замок Сфорца - один из самых красивых и богатых герцогских дворов в Италии. Для того, чтобы он стал столь блистательным, Лодовико пригласил в Милан Леонардо да Винчи и архитектора Донато Браманте. Браманте завершил отделку внутреннего дворика Рочетта, по его проекту и под его руководством был построен мостик, перекинутый через глубокий наружный ров к входным воротам дворца. Леонардо да Винчи украсил фресками стены зала della Aste (часть фресок сохранилась до наших дней). *** В последние годы XV века начались так называемые Итальянские войны - войны Франции, Испании и Священной римской империи за господство над раздробленными многочисленными городами-государствами Аппенинского полуострова. Войны эти велись с переменным успехом. В одном из эпизодов этих войн, трагическом для Милана и замка Сфорца, король Франции Людовик XII заявил о своих правах на Милан (дальнее родство по материнской линии) и в 1499 году захватил этот крупнейший город Ломбардии, являвшийся ключом ко всему полуострову. Через год Лодовико Моро с помощью швейцарцев ненадолго вернулся в Милан, но вскоре его войска были разбиты французами, сам он был пленен и провел всю оставшуюся жизнь как узник в одном из французских замков. С момента захвата власти Людовик XII, который провозгласил себя герцогом Милана, начинает постепенное превращение замка Сфорца из роскошной резиденции в обычную военную крепость. Внутренние помещения получают иное практическое назначение или разрушаются, а вокруг замка появляется новая система военных укреплений. В 1521 году от удара молнии произошел взрыв в Филаретовой башне (по-видимому, здесь вместе с амуницией хранились и запасы пороха). Была разрушена не только башня, но и значительная часть фасадной стены. В ходе продолжающихся Итальянских войн французское господство в 1526 году сменилось испанским, а затем австрийским. В период испанского владычества замок Сфорца, продолжавший играть роль защитной крепости, был окружен дополнительными фортификационными сооружениями и массивными валами, которые приняли форму сначала 6-угольной, а затем 12-угольной звезды в соответствии с наиболее популярными фортификационными теориями того времени. Замок превратился в укрепленный форт с казармами на 2000 солдат. Рисунки и литературные источники того времени свидетельствуют о том, что здесь были размещены также госпиталь, таверна, хранилища для льда и пищевых продуктов, и две войсковых церкви. Залы, расписанные Леонардо и Брамантино, были превращены в подсобные помещения. Австрийское господство, продолжавшееся в Милане около двух веков вплоть до объединения Италии в единое государство в 1861 году, было на относительно небольшое время (с 1796 по 1815 г.г.) прервано Наполеоном. Воспользовавшись тем, что с приходом войск Наполеона герцогская власть вновь пала, часть миланцев, исповедующих крайние взгляды, снова потребовала уничтожения дворца Сфорца, с которым ассоциировалась власть герцогов. К этому времени многие стены и башни старого дворца уже были разрушены или близки к разрушению. Но опасность уничтожения дворца миновала - Наполеон вопреки этим требованиям решил восстановить старую часть замка-крепости для размещения своих войск. Начать восстановительные работы в это время не удалось - в апреле 1799 года к Милану подошли войска, ведомые А.В.Суворовым (Россия, Англия и Австрия предприняли совместные военные действия против экспансии Наполеона), город был осажден и взят суворовской армией. Однако, вскоре Суворову пришлось по просьбе австрийского императора уйти с армией в Швейцарию (это был его знаменитый переход через Альпы). После ухода Суворова из Италии Наполеон разбил австрийскую армию у итальянского селения Маренго и образовал на территории северной и центральной Италии Цизальпинскую республику, столицей которой стал Милан. В замке вновь разместились войска - теперь уже наполеоновские. Герцогская церковь была превращена в конюшню, герцогские апартаменты - в казармы и общежития, фрески забелены известью и т.п. (Кстати, в 1812 году во время похода Наполеона в Россию, часть его войск, захвативших Москву, была размещена в подмосковном имении Шереметевых - Кускове. И там наблюдалась та же картина разрушения, а иногда и прямого грабежа исторических и культурных ценностей солдатами Наполеона, а конницу разместили в Большом оранжерейном дворце). Тем не менее, к положительным деяниям Наполеона по сохранению замка-дворца Сфорца в его прежнем виде можно отнести снос многочисленных валов и фортификационных сооружений, построенных испанцами. Для приведения в должный вид искореженной и изрытой после этого земли вокруг замка (а это ведь огромная территория) были приглашены архитекторы Луиджи Каноника и Джованни Антолини, которые намеревались окружить дворец скверами, построить здесь пантеон, национальный музей и т.п. Однако, этот проект не был полностью осуществлен. Обустроена была лишь часть территории, превращенная в обширный сквер. Другое известное начинание Наполеона - строительство Триумфальной арки вблизи дворца. Она должна была стать еще одними миланскими воротами, проем которых находился бы на оси Париж - Милан (сейчас эта арка находится в парке Семпионе и именуется Аркой мира, Arca della Pace, но о ней немного позднее в этой же статье). В 1815 году, после поражения Наполеона при Ватерлоо, австрийцы вернулись в Милан и он стал главным городом Ломбардии и Венеции. Революционные события 1848 года, выступления миланцев против австрийского засилья и подавление этих выступлений австрийским маршалом Радецким привели к очередным разрушениям части стен и сооружений замка. *** Восстановление дворца началось к середине XIX века. Но по-настоящему к нему приступили лишь после создания единого независимого итальянского государства в 1861 году. Замок в это время не только попал в перечень памятников, подлежащих первоочередной реконструкции, но и был признан одним из главных символов города. Реконструкция осуществлялась по проекту, предложенному миланским архитектором Лука Белтрами и основанному на детальнейшем изучении всех исторических документов, литературных источников и произведений изобразительного искусства, связанных с созданием крепости-дворца за все шесть веков его существования. Работы во дворце начались с восстановления угловых цилиндрических башен фасадной стороны дворца. Кстати, в этих башнях позднее были оборудованы хранилищами питьевой воды - удалось, таким образом, совместить проблему реставрации исторических ценностей с решением задач жизнеобеспечения и культурной жизни города. Для первых посещений частично восстановленный дворец открылся уже в мае 1900 года, а полная его реконструкция была закончеа в 1905 году - именно тогда было завершено восстановление Филаретовой башни. Тогда же дворец был передан Милану и миланцам. Сейчас во дворце Сфорца - комплекс музеев, знаменитых своими коллекциями антиквариата, в том числе скульптур, живописи, гобеленов, древнего оружия и музыкальных инструментов, а также музей археологических раскопок. Особое внимание среди экспонатов привлекает "Пиета Ронданини" - последняя скульптура великого Микеланджело, оставшаяся неоконченной

Башни Замка Сфорца (Castello Sforzesco), лаконично соединенные крепостными стенами в одну величественную структуру, неизбежно попадутся на глаза посетителям Милана.

Семь столетий замок Сфорца провел под лазурным итальянским небом. За это время он повидал взлет и падение правящих династий, революции и народные восстания, ощутил на себе прикосновение рук талантливых архитекторов, скульпторов и художников. Строгий и притягательный, архитектурный ансамбль по своим очертаниям весьма схож со зданием Кремля, выстроенного в Москве. Подобное обстоятельство объясняется итальянскими корнями строительного проекта русской крепости.

История этого замечательного архитектурного памятника уходит корнями в Средневековье. В 14 столетии семья высокопоставленных аристократов Висконти решила обзавестись фамильным гнездом неподалеку от Милана. Место, избранное для строительства резиденции на тот момент находилось в пригороде. Поэтому потребовалось сооружение значительных оборонительных сооружений и крепких стен. Однако главная опасность для замка и его обитателей появилась с совершенно неожиданной стороны. В середине 14 века род Висконти потерял свое влияние, и в Милане была провозглашена Амброзианская республика. Ее сподвижники нанесли большие повреждения замку, являвшемуся олицетворением свергнутой власти.


Новая республика продержалась совсем недолго, с 1447 по 1450 гг. Правители из народа не сумели справиться с натиском других городов. За поддержкой им пришлось обратиться к военачальнику Франческо Сфорца. В свое время его женой стала дочь последнего правителя из рода Висконти, Бьянка. Заручившись поддержкой своей жены-аристократки и солидной военной силой, Франческо Сфорца сумел навести порядок в городе и объявить себя новым герцогом города Милана.

В 15 веке благодаря усилиям Сфорца полуразрушенный замок Висконти получил новую жизнь. Герцог преследовал две цели: во-первых, возродить символ правящей династии, а во-вторых, укрепить подступы к городу. Опираясь на фундамент крепостных стен, были отстроены высокие крепкие заграждения. Геометрически правильный каменный квадрат со стороной в 200 м окружил замок надежной защитой. Однако новый владелец позаботился не только о функциональной части, но и об эстетике. Знаменитый в те годы зодчий А.Аверумину, также известный как Филарета, был специально приглашен для отделки наружных фасадов.

Со временем в углах крепостных стен появились башни с округлыми стенами. Они отлично сохранились до сегодняшних дней и придают Замку Сфорца великолепный вид, особенно если наблюдать его, находясь на улице (Via Dante).

Франческо и Бьянка Сфорца провели всю свою жизнь в центре Милана, используя в качестве резиденции дворец на Соборной площади. Их сын Галеаццо задумал вернуть крепости, стоящей за городом, былую славу фамильного замка. Для этих целей были вновь развернуты строительные работы, призванные расширить здание замка и произвести отделку внутренних помещений. Архитектор Бенедетто Феррини (Benedetto Ferrini) распланировал внутренний периметр крепости таким образом, чтобы создать два уютных внутренних двора – Герцогский двор и дворик Роччета. Помимо этого, замок обзавелся вместительными конюшнями, рассчитанными на 90 скакунов.

Внутреннее преображение жилых помещений также было предпринято Галеаццо Сфорца (Galeazzo Maria Sforza). Он не скупился на роскошную мебель, предметы искусства и сказочную отделку. Специально для проведения приемов и занятия спортом, во дворце появился Бальный зал. Большая часть внутренних красот сохранилась до сегодняшних дней и доступна для глаз посетителей Castello Sforzesco.

После гибели Галеаццо, его пост и регалии перешли в руки родного брата Людовико Моро. Этот достойный представитель знатного рода сумел заполучить самого в качестве художника для своего замка. Знаменитый итальянец занимался отделкой зала della Aste, украсив его великолепными фресками. Несколько фрагментов работ да Винчи удалось сохранить в хорошем состоянии. Кстати, талантливый мастер был очень привязан к Милану, недаром именно в этом городе был открыт Музей Науки и Техники, посвященный Леонардо. Музей находится на территории монастыря Сан-Виторе, и основная часть его экспозиции – это изобретения, чертежи, эскизы и художественные и технические наработки да Винчи.

Превращение в военный плацдарм

В конце 15 века начались неспокойные времена, ознаменовавшиеся борьбой Италии, Испании, Франции и Священной Римской империи за передел мира. В этот период Милан и его окрестности часто сменяли правителя, что не совсем благоприятного сказалось на состоянии замка Сфорца. Французский монарх Людовик XII обосновался на посту герцога Миланского на достаточно продолжительное время. Среди прочих нововведений – реорганизация замка Сфорца из оплота светской жизни в военное укрепление. Роскошь внутренних залов быстро померкла под натиском грубой солдатской действительности. А в 1521 году одна из замковых башен была уничтожена мощнейшим взрывом пороха, хранившегося в ее стенах.

На смену французскому господству в Италию пришла испанская власть. Ее представители решили придерживаться политики прежних владельцев относительно Castello Sforzesco. Именно по этой причине крепостные стены были взяты в дополнительное кольцо из заградительных валов и фортификационных укреплений. Новый защитный рубеж был исполнен по последнему слову военного строительства в виде 12-конечной звезды.

Отныне в стенах замка расквартировалось около двух тысяч солдат. Также были организованы госпиталь, столовые и две церквушки для нужд военных. Стоит ли говорить, что залы, украшенный фресками самого Леонардо да Винчи и других художников были использованы в качестве складских помещений.

На заре 18 века власть испанцев сменилась главенством Австрии. А для замка Сфорца мало что изменилось, он так и остался большой казармой, укрепленной стенами мощного бастиона. Только в 1796 году императору Франции Наполеону удалось обратить австрийцев в бегство и полностью занять Милан. Бонапарт рассчитывал увеличить вместимость казарм до 4 тысяч, однако местное население было категорически против этого. Несколько веков замок Сфорца являлся средоточием мощи иностранных захватчиков, жители Милана требовали полного разрушения постройки.

Однако французскому императору вскоре стало недосуг решать подобные проблемы. В 1799 году объединенные войска России, Англии и Австрии, под предводительством Суворова подошли к стенам миланской крепости. Талантливый военачальник Александр Васильевич Суворов смог выбить Наполеона из-за надежных стен. Впоследствии русские войска уйдут через Альпы, а город останется на милость императора Австрии. Впрочем, также ненадолго. Наполеон Бонапарт сумеет взять реванш в предместье города Маренго. На отвоеванной территории будет провозглашена Цизальпинская республика со столицей в Милане.

Роль Наполеона Бонапарта

Наполеон оказал двоякое влияние на поместье Сфорца. С одной стороны, замок по-прежнему нещадно эксплуатировался в качестве военной казармы. Фрески и прочие элементы внутреннего декора были погребены под слоем штукатурки и белил. Зато, император пошел навстречу итальянцам, сняв фортификационные сооружения, опоясывавшие замок со времен испанского засилья.

Для того, чтобы устранить разруху вокруг Castello Sforzesco, оставшуюся после разрушения оборонительных стен и валов, были привлечены два итальянских архитектора. Джованни Антолини и Луиджи Каноника предлагали обширный проект, включающий в себя создание большого парка с аллеями, а также возведение нескольких зданий, имеющих культурную ценность. Однако из всего вышеупомянутого удалось только распланировать территорию под сквер.

Окончательный крах Наполеона и его империи в 1815 году развязал руки австрийцам, чем они тут же воспользовались. Вновь была захвачена Ломбардия и Венеция, а многострадальный миланский замок снова попал в распоряжение . В последующие 50 лет итальянцы пытались противостоять захватчикам. И однажды им это даже удалось — в течение 5 дней в марте 1848 года жители Милана владели своим городам.

Наиболее драматические события в истории замка Сфорца развернулись в 1859 году после того, как австрийские войска были вынуждены оставить итальянские земли. Разгоряченное население Милана не пощадило военные укрепления австрияков, безжалостно прокатившись по внутреннему периметру крепости с огнем и мечом. Замок был разграблен и понес ощутимый ущерб.

Объединение итальянских земель

Процесс воссоединения Италии (Risorgimento) начался в 1861 году. Именно тогда дошел черед до знаменитой крепости. Солидный возраст сооружения, а также его значимость в судьбе города, позволили новым правителям Милана присвоить замку Сфорца статус памятника архитектуры и городского символа. Именно поэтому реконструкция замка и восстановление его былой красоты получили достаточно большой приоритет.

Куратором работ по оживлению Castello Sforzesco был назначен Лука Белтрами. Этот архитектор подошел к реконструкции замка со всей ответственностью. Прежде чем составлять план предполагаемых работ, была изучена масса исторической литературы и документов, касающихся архитектуры и дизайна крепости. Приземистые башни, расположенные в углах крепостных стен были взяты в работу первыми.

Работы начались с восстановления частично поврежденных стен и перекрытий, также вернулась на место аутентичная отделка строений. Кроме того, башни получили новую функциональную нагрузку – они превратились в водохранилища. Ремонт замка продолжался вплоть до 1905 года, хотя частично он был доступен для посещений с начала 20 века. С тех пор и по нынешнее время замок Сфорца стал собственностью города Милана и его жителей.

Вторая мировая война и реставрация

Последние разрушения обрушились на Сфорца в 1943 году в ходе боевых действий Второй мировой войны. Удары авиабомб повредили крепостные стены, а также внутренний дворик Рочетта. По окончании войны реставрация замка продлилась до 1956 года. За эти годы была проведена скрупулезная работа по восстановлению разрушенных зданий, обновлению фресок и элементов внутреннего декора.

Наши дни

Гости Милана, жаждущие увидеть знаменитый замок Сфорца в нынешнее время, обнаружат его в историческом сердце города. Земли, в далеком прошлом находящиеся у входа в город, ныне окружены кольцом более новых районов. Пространство внутри замковых стен было вымощено особым покрытием с нанесением геометрического рисунка. Piazza delle Armi раскинулась вокруг замка. На протяжении нескольких веков она служила в качестве плаца для солдат различных армий.

Попасть во внутренний двор крепости можно через главные ворота, находящиеся в башне Филарета. Сама башня – это величественная многоуровневая постройка, имеющая четырехгранную структуру, ее высота достигает 70 метров. Главная башня замка украшена барельефом итальянского монарха Умберто I. Вершину первого яруса украшают геральдические фрески и изображение святого Амвросия, покровителя Милана.

Второй ярус Филареты увенчан декоративными зубцами, выполненными в форме ласточкиного хвоста. Такая форма свидетельствует о том, что владельцы замка были в оппозиции к взглядам Папы Римского. На этом ярусе можно увидеть старинные часы под названием «Солнце правосудия», они остались в качестве памяти о семье Висконти, заложившей первые камни в основу замка.

В нынешние дни замковые стены дали крышу библиотеке и нескольким музеям, связанным с историей Милана и непосредственно Castello Sforzesco. Большую популярность у туристов получила шикарная картинная галерея, музей, наполненный экспонатами средневекового искусства, Археологический музей и музей Воссоединения. В частности, в стенах Сфорца находится последняя незавершенная скульптура известного мастера Микеланджело – Пьета Ронданини. Также во внутреннем дворе неподалеку от Филареты находится монумент, посвященный Яну Непомуцкому, чешскому святому.

Достопримечательности рядом с замком Сфорца

Снаружи, крепостные стены Сфорца окружены парком Семпионе, обустроенном еще в 1893 году. Главный парк города Милана разделен уютными аллейками и местами для отдыха, отчего его очень жалуют не только туристы, но и местное население.

Украшение парка – это Арка мира, созданная по приказу Наполеона в 19 веке. Мемориал был задуман, как аналог Триумфальной арки, установленной в Париже.

Французский император стремился увековечить свою победу на Апеннинах. Согласно замыслам Бонапарта, торжественный вход в город должен был осуществляться через новые, четырнадцатые по счету ворота. Уже много лет ходит легенда о том, что Арка мира и Триумфальная арка расположены вдоль одной оси, что добавляет символичности монументу в Семпионе.

Найти отель в центре Милана

Время работы и стоимость билетов

Castello Sforzesco открыт для ежедневных посещений с 7:00 до 19:00 летом и с 7:00 до 18:00 в зимнее время. Попасть на территорию замка можно абсолютно бесплатно. А вот посещение музеев имеет свои ограничения.

Музеи, расположенные внутри Сфорца открыты со вторника по воскресенье с 9:00 до 17:30. Большие церковные праздники и понедельник – не рабочие дни. Разовый билет в музей стоит 3 евро, а пропуск на сезон – 15 евро. Существует система скидок и гибкий график бесплатных посещений.

Адрес, как добраться


Просмотреть на карте большего размера

Сфорца находится по адресу: Милан, район Porta Umberto. Добраться до замка можно при помощи общественного транспорта:

  • метро, ветка ММ1 Кайроли (Cadorna – Cairoli), ветка ММ2 Кадорна-Ланца (Cadora – Lanza);
  • автобусы №18, 37, 50, 58, 61, 94;
  • трамваи № 1, 2, 4, 12, 14, 19.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Изначально замок Сфорца был построен герцогом Галеаццо Висконти - представителем могущественной династии, которая правила более ста лет. Крепость появилась в первой половине 14-го века, однако уже к середине этого столетия герцог потерял свое влияние, в городе произошло восстание, и с началом Амброзианской республики герцогские владения разрушили толпы горожан.

Однако республика продержалась недолго, и в 1450 году к власти пришел Франческо Сфорца, который занялся восстановлением крепости. Он полностью отстроил фамильную резиденцию, сделав ее еще более неприступной, возвел надежные крепостные стены и высокие башни, включая знаменитую башню Филарете. Его сын Галеаццо продолжил дело отца и пригласил для реконструкции замка известного архитектора Бенедетто Феррини, который построил два внутренних дворика.

Следующий владелец, Людовико Сфорца, решил, что зданию не хватает изящества, и пригласил для отделки лучших итальянских мастеров. Именно тогда здесь появились фрески Леонардо да Винчи, которые, к сожалению, практически не сохранились до наших дней. Но на этом период процветания Кастелло Сфорцеско закончился. С началом Итальянских войн герцог удалился в изгнание, а в замок Сфорца въехал Людовик XII.

И французскому королю, и пришедшему ему на смену испанскому наместнику на этой территории требовался не изящный светский дворец, а военное укрепление, поэтому бальные залы быстро превратились в казармы для солдат. В это время башню Филарете превратили в пороховой склад, и случайный разряд молнии в 1521 году спровоцировал мощный взрыв. В результате башня была практически полностью разрушена.

Когда же в город вернулись французы под предводительством Наполеона, часть миланцев подала императору прошение об уничтожении замка Сфорца, как напоминания о герцогском владычестве. К счастью, Наполеон решил иначе - он не стал разрушать крепость, а напротив - частично восстановил ее и заложил перед входом красивую площадь. Впрочем, весомая часть Кастелло Сфорцеско по-прежнему эксплуатировалась в качестве казармы.

После падения Наполеона в 1815 году замок заняли австрийцы, и следующие несколько лет он то укреплялся, то, напротив, терпел разрушения в ходе противостояния Милана австрийской армии. Особо разрушительным выдался 1859 год, когда австрийцы оставили город, и крепость была разграблена.

Новый виток в истории Кастелло Сфорцеско начался с объединения в 1861 году. Он был признан памятником архитектуры и в этом качестве активно восстанавливался. Так, были отстроены заново угловые башни крепостной стены, а в 1900 году по сохранившимся описаниям восстановили башню Филарете. Огромную роль в воссоздании былого облика замка Сфорца сыграл архитектор Лука Бельтрами, который руководил процессом, опираясь на исторические документы. Уже в начале 20-го века Кастелло Сфорцеско открыли для посещения как туристический объект.


Реставрация после ВМВ

С началом Второй мировой войны в истории замка Сфорца наступил еще один сложный период - в 1943 году в результате бомбардировки пострадал один из внутренних двориков, была разрушена часть крепостных стен. После окончания военных действий архитектурный памятник начали восстанавливать, но процесс оказался долгим и продлился до 1956 года. Было важно не только отстроить заново стены, но и воссоздать с исторической точностью внутреннюю отделку, реставрировать пострадавшие фрески. Однако миланцы справились с этой задачей - замок Сфорца в который раз вернул себе красоту и величие.


Замок в наши дни

Сегодня грандиозный Кастелло Сфорцеско выглядит столь же роскошно, как в давние времена своего расцвета. Пусть бывший ров уже давно порос травой, но четыре угловые башни все так же мощно выступают из стен. Полностью восстановлена и въездная башня Филарете, на верхушке которой отбивают время замковые часы «Солнце правосудия» - они здесь установлены в память о первом владельце герцоге Висконти.


Пройдя через арочный проем башни, можно попасть на внутреннюю площадь замка Сфорца - Piazza delle Armi (Пьяцца дель Арми). Отсюда через еще одни крепостные ворота лежит путь вглубь замковых сооружений, к двум внутренним дворикам: справа будет Корте Дукале, а слева Рочетта. Во времена восстаний и войн двор Рочетта был самым безопасным уголком крепости. Что же касается Корте Дукале, он носит еще и название Герцогского дворика, поскольку именно здесь некогда располагались комнаты герцога.

Музеи замка Сфорца

Сегодня внутри башен и других строений Кастелло Сфорцеско находится несколько музеев. Здесь есть Археологический музей с коллекцией экспонатов доисторических времен, Египетский музей с настоящими мумиями, Музей античной мебели. В художественной галерее находятся полотна итальянских художников эпох Ренессанса и Рококо: Андреа Мантенья, Джованни Тьеполо и Джованни Каналя (Каналетто), знаменитого Тициана Вечеллио и других.

Из наиболее ярких экспонатов замка также можно выделить два надгробья, выполненные итальянскими скульпторами 14-го и 16-го веков Бонино ди Кампьоне и Агостино Бусти. Здесь же находится последняя работа великого Микеланджело - незавершенная «Пьета Ронданини», статуя Богоматери с телом Христа на руках. Мастер работал над ней еще за 6 дней до смерти, однако так и не успел закончить.

В зале delle Asse, что расположен в башне Falconieri, можно увидеть следы творчества другого гения Италии - здесь сохранились фрески Леонардо да Винчи. Отделка этого зала представляет собой одну из двух работ Леонардо для замка Сфорца, сохранившихся до наших дней (второй является садовая пергола). Эта башня выходит во дворик Корте Дукале, а в постройках другого дворика Рочетта находится музей прикладного искусства и музыкальных инструментов. Они хранят в себе экспонаты, начиная с эпохи Средневековья.

Подземные тоннели

Как и положено настоящей старинной крепости, замок Сфорца имеет развитую сеть подземных ходов. Известно, что весомая часть из них была построена в то время, когда здесь жил Людовико Сфорца - герцог хотел получить возможность в любой момент покинуть свою резиденцию. Согласно легенде, по одному из длинных тоннелей можно было выйти за пределы крепостных стен и добраться до монастыря Санта-Мария-делла-Грация. Так это или нет - сейчас проверить уже невозможно, поскольку тоннель разрушен.

После подземную сеть расширили испанские захватчики. Переделывая замок в военный гарнизон, они уделяли большое внимание тайным ходам из крепости, восстанавливали старые коридоры и создавали новые. Некоторые подземелья хорошо сохранились, и сегодня один из тоннелей открыт для посетителей - это Strada Coperta delle Ghirlanda. Он проходит вокруг крепости под парком Семпионе.

Как добраться

Замок Сфорца находится практически в центре города - даже без карты сюда можно за 5-10 минут дойти пешком от Миланского собора Дуомо.

Точный адрес: Piazza Castello, 20121 Milano

    Вариант 1

    Метро: по ветке ММ1 или ММ2 до станции «Cadorna Triennale».

    Вариант 2

    Автобус: маршруты № 61, 94, 58, 50 до остановки «Cadorna».

    Вариант 3

    Автобус: маршруты № 57 до остановки «Lanza».

    Вариант 4

    Трамвай: маршруты № 1 и 4 до остановки «Cairoli».

    Вариант 5

    Трамвай: маршруты № 2, 12 и 14 до остановки «Via Cusani».

Замок Сфорца на карте

Достопримечательности вокруг замка

Парк Семпионе

Если от ворот замка в башне Филарете пройти по всей его территории насквозь, можно попасть в расположенный рядом парк Семпионе. Он очень популярен как у туристов, так и у жителей Милана, которые часто приходят сюда прогуляться или устроить пикник на траве. Этот парк был основан еще в 1893 году, и с тех пор является излюбленным местом для отдыха у миланцев.

Арка мира

Основной достопримечательностью парка Семпионе стоит назвать Арку мира, установленную в начале 19-го века Наполеоном. Это величественное сооружение было заложено в 1807 году, когда, воодушевленный победой на Апеннинском полуострове, император решил построить в Милане нечто подобное парижской Триумфальной арке. Кстати, считается, что Арка мира расположена на одной прямой со своей французской сестрой.

Изначально Наполеон планировал сделать эту новую постройку негласными воротами Милана и торжественно въехать через нее в город. Но этим планам не суждено было сбыться - строительство пришлось заморозить после того, как французы покинули Италию. Однако арка у замка Сфорца все же была завершена и сейчас является еще одной точкой притяжения для туристов и популярным местом для фото.

Первым архитектором, разработавшим проект арки, был Луиджи Каньона, но он не дожил до окончания строительства. После ухода Наполеона работы продолжились лишь в 1826 году под руководством Франческо Лондонио и Франческо Певерелли. Авторами скульптур на ее вершине стали Санджорджо (Сестига мира) и Дж. Путти (четыре богини Виктории).

Интересно, что, согласно первому проекту, арка в парке у замка должна была прославлять победы Наполеона, однако после его падения пришлось внести коррективы. И тогда был разработан второй проект - аллегорическое панно, отображающее изгнание французов. Свое же название Арка мира получила в честь Венского конгресса 1815 года, где были восстановлены границы европейских государств, разрушенные завоеваниями Наполеона.


Фонтан на площади Кастелло

Площадь перед замком Сфорца украшает большой фонтан, который миланцы называют «Свадебным тортом». Он действительно напоминает своей формой торт, однако дело не только в этом - считается, что фонтан осуществляет романтичные желания, если бросить в него монетку. Может быть, поэтому здесь часто делают фото влюбленные.

У этой достопримечательности непростая история. Появившись в 30-х годах 20-го века, фонтан проработал не так уж долго - во время Второй мировой войны его пришлось выключить. После он снова был запущен, но при строительстве линии метро оказалось, что именно здесь должна располагаться станция Каироли. И снова фонтан выключили и разобрали. От неправильного хранения его детали испортились, многие из них нужно было изготавливать заново, но в 2000 году «Свадебный торт» наконец-то снова украсил собой площадь Кастелло.

Экскурсии

Круглый год в замке Сфорца открываются тематические выставки, посвященные истории тех или иных его достопримечательностей. Среди них есть и детские туры для посетителей 4-11 лет - они включают мастер-классы, творческие семинары и образовательную программу, изложенную в понятной для детей форме. Также специальные семейные мероприятия ежегодно проводятся в честь Пасхи, Рождества, Хэллоуина и других крупных праздников.

Каждые выходные в замке Сфорца проходят экскурсии в подземные тоннели и на верхние галереи крепостных стен. Прогулка по зубчатым стенам от башни к башне позволяет взглянуть на крепость и на ее окрестности с высоты, а также узнать военную историю этих мест. Подземелья же открывают посетителям тайную жизнь замка, его скрытые от глаз проходы и ловушки. Правда, этот тур подойдет лишь тем, кто не страдает клаустрофобией, а кроме того, к нему не допускаются дети младше 10 лет.

Многочисленные экскурсионные бюро предлагают, помимо обычных, костюмированные экскурсии. В этих случаях посетителям рассказывает об истории крепости сам Леонардо да Винчи или Изабелла Арагонская - супруга одного из герцогов Сфорца.


Часы работы и цена входа

Часы работы:

  • Крепости - с 07:00 до 19:30;
  • Музеев — с 09:00 до 17:30.

В зимнее время замок закрывается для посещения на час раньше. В музеи же последние посетители запускаются не позже 17:00.

Стоимость билетов:

  • Взрослый - 5 евро (~367 руб. ) ;
  • Льготный - 3 евро (~220 руб. ) .

Также можно взять единый билет для всех музеев, который стоит 12 евро (~880 руб. ) и действителен в течение 3-х дней.

Проход на территорию замка в рабочие дни совершенно бесплатный для всех желающих. Оплата взимается только за посещение расположенных внутри крепости музеев. Но и в них можно пройти бесплатно каждый вторник после 14:00 и в любой другой день за час до закрытия.

Перед визитом уточняйте информацию на .


Замок Сфорца на протяжении веков остается одним из самых значимых, самых важных строений Милана. С ним связаны ключевые моменты истории города, его поражения и победы. За много лет крепость несколько раз умирала и, словно Феникс, возрождалась к жизни. Сегодня ее строгая, суровая красота напоминает о былой мощи и создает уникальную атмосферу ожившего прошлого Италии.

Рекомендуем выбрать удобную обувь и посвятить прогулкам по замку целый день, посетив все его музеи. А если устанете, можно отдохнуть на скамейках в тенистом парке Семпионе или дополнить экскурсию визитом в миланский Аквариум. Он находится на окраине парка и сможет удивить как изящным фасадом, так и расположенными внутри 26 аквариумами с морскими и речными обитателями.

  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Не обошлось в Милане и без замков. Самым популярным из них - Замок Сфорца, построенный в середине 15 века. Особенно интересен он будет туристам из России. Чем замок так примечателен? Прежде всего, формой башен и короной венчающей стены зубцов как две капли воды похожих на московский кремль. Ничего удивительного в этом нет: миланские архитекторы, которых пригласили работать над проектом московского Кремля, взяли облик крепости Сфорца, отсюда и сходство.

Формой башен и короной венчающей стены зубцов замок Сфорца как две капли воды похожих на московский Кремль.

В замке собраны редкие полотна, различные скульптуры, бюсты великих итальянцев, есть зал, посвященный творчеству Леонардо да Винчи. Он, кстати, лично занимался украшением этого замка. Также здесь представлены мебель, часы, домашняя утварь, постельное белье, которые, начиная еще с 15 века, были в обиходе в домах вельмож. Кроме того, в музее замка можно увидеть последнюю (незаконченную) скульптуру Микеланджело, «Пьету Ронданини», картины Мантеньи, Джованни Беллини, Филиппино Липпи, Корреджо и Понтормо, а также любопытное собрание музыкальных инструментов.

Друзья, всем привет!

Если в городе есть замок, то его обязательно нужно посетить. Тем более, как многие утверждают, у него есть сходство с Московским кремлем. Есть они или нет мы разберемся позже, а пока прищурим глаз в заданном направление, чтобы спланировать посещение.

Замок – это всегда интересно, особенно, когда в нем еще и расположен с десяток музеев. Но вынужден предупредить заранее, если вы, также как и мы, собрались осматривать Милан за 1 день , то сильно разгуляться на территории замка у вас не поулчится.

Так что либо выделяйте как минимум полдня на визит , либо сделайте пару фоток для Инстаграма на входе.

Ну а я накидаю вам немного фактов и фотографий, чтобы замок Сфорца в Милане стал к вам чуточку доступнее.

Прежде всего, давайте разберемся с чем мы здесь имеем дело. Перед вами великолепный пример оборонительной архитектуры образца 15-го века. Нельзя сказать, что то, что мы видем сегодня – оригинал. Уж больно много рук итальянских, испанских, французских и снова итальянских успели его перестроить. Но об этом ниже.

На сегодня замок представляет огромную территорию интересную как в плане погружения в прошлое, так и прогулок на свежем воздухе. Сюда можно попасть для того, чтобы пройтись по местным музеям, а можно просто погулять вдоль его внушительных стен и почуствовать веяние истории.

Концепция «аттракциона», чем-то напоминает в Санкт-Петербурге. Вход на территорию замка бесплатный, а вот посещение внутренних помещений уже за деньги.

Но, в отличие от Петербурга, здесь единый билет стоит всего 5 евро . После чего вам понадобится как минимум полдня, чтобы выжать из билета все соки. Готовьтесь вкушать искусство массово. А мы пока перейдем к истории создания замка.

История замка Сфорца

Мы не будем долго тянуть родословную герцогов и правителей замка от давних пор до наших дней, а просто обозначим основные вехи истории.

Итак, задумал строительство замка герцог Милана Галеаццо II Висконти из правящей династии Милана в конце 14-го века. Пока стройка тянулась к логическому концу, Висконти потеряли свое влияние и в город пришли белые сторонники Амброзианской республики.

Перехватить бразды правления у республики и вернуть власть герцогам смог Франческо Сфорца. Он та и придал замку вид похожий на сегодняшний. После него Галеаццо и Людовико Сфорцо обустроили замок как следует, а внутреннюю распись поручили известным мастерам. Среди них был и знаменитый Леонардо да Винчи .

Кстати, обратите внимание на кровожадный герб герцогов:

После падения власти Сфорца, в замке обосновала сначала французский король Людовик XII , а за ним и испанские наместники. Придавая замку оборонительное значения испанцы, увлекшись сооружением пороховых хранилищ, способствовали частичному разрушению крепости при ударе молнии в 1521 году.

Но испанцев это не смутило и они продолжали использовать замок в качестве военной крепости.

Во время 2-й мировой войны после бомбардировки пострадали внутренний дворик и часть крепостных стен.

Только к 1956 году замок не только остроили, но и придали ему исторический облик. Сегодня это одна из главных достопримечательностей Милана и один из самых посещаемых туристических объектов города.

Вот если, вдруг, вы подумали, что из меня рассказчик не фонтан или каких-то фактов вам не хватило, то разъяснениями обращайтесь к Веронике. У нее самая недорогая экскурсия в Милане по основным достопримечательностям.

Кастелло Сфорцеско и Московский Кремль

В туристическом сообществе поговаривают, что замок Сфорца был прообразом при строительстве Московского Кремля. Особое сходство было достигнуто при проектировании форм башен и корон, венчающих стены зубцов.

И хотя, лично мне, сходство не так уж и бросается в глаза, но для подобных разговоров есть веские факты.

Супруга Ивана III, который Васильевич , София Палеолог, племянница Византийского императора, лично упрашивает семью Сфорца отпустить в Москву талантливого архитектора Аристотеля Фиораванти.

Аристотель вместе с другими итальянскими мастерами и занимается приданием облику Московского Кремля итальянских мотивов.

Кстати, ни он, ни его сотрудники на родину вернуться так и не смогли. А сам Аристотель так и скончался в Москве.

Территория замка и внутренние дворики

У замка есть 2 полюса, относительно которых проходит его осевая линия. С востока – это фонтан на площади Кастелло , а с западной — Арка мира , созданная по приказу Наполеона и являющаяся аналогом Триумфальной арки в Париже.

Между ними расположен сам замок и великолепный парк Семпионе . Кстати маршрут трамвая номер 1, о котором я упоминал в этой статье, останавливается как у главного входа у фонтана, так и возле арки. Так что можете смело проходить замок и парк насквозь.

Сам замок состоит из внутренней площади Piazza delle Armi , попасть куда можно через главные крпостные ворота под башней Филарета и двух внутренних двориков поменьше: Корте Дукале и Роччета .

Дворик Корте Дукале еще называют Герцегским, так как здесь находились палаты герцогские.

По всей территории раскидан с десяток музеев, но самый главный дворцовый музей в несколько этажей, расположен во во дворике Корте Дукале.

Кстати, он то и займет у вас больше всего времени, так как посмотреть здесь есть что: скульпутры, картины, мебель, оружие и многое-многое другое.

Музеи в замке

Зайдя в один из музеев, вам выдадут подробную карту местности для осмотра музеев. Но рекомендую заранее продумать свой визит. Итак, скорее всего, меньше, чем за 3 часа не управитесь , а если еще будите мух ловить, то пиши пропало.

Давайте слегка соориентируемся на местности. Я буду использовать одну из карт, которую мне дали в самом замке.

Подробно расписывать не буду. Иначе одной статьей мы не обойдемся:

  1. Музей Микеланджело – здесь можно посмотреть на последнюю работу гения, которая так и осталась незаконченной: Мадонна, держащая в руках тело своего мертвого сына Иисуса. Интересно почитать про идеи самого скульптора и интерпретацию скульптуры Pieta Rondanini за годы его становления.
  2. Музей античного искусства – около 2000 предметов важной коллекции из античности и средневековья
  3. Залы с фресками самого Леонардо да Винчи – некогда эти фрески украшали многие комнаты замка.
  4. Музей оружия – коллекция оружия от средних веков до 18-го века
  5. Музей мебели и деревянных скульптур – 6 веков истории мебели от 15-го века до сегодняшних дней
  6. Картинная галерея – одна из главных коллекций города, насчитывающая порядка 1500 полотен
  7. Музей декоративного искусства – керамика, скульптуры, золотые и серебряные предметы.
  8. Музей музыкальных инструментов – вторая по значению коллекция в Италии
  9. Археологический музей
  10. Египетский музей – фундаментальные аспекты египетской цивилизации: искусство и артефакты.
  11. Временные выставки : испанский госпиталь.

Входные билеты в замок

Изначально я думал, что для посещения замка и его музеев мне придется неперставая доставать из карманов хрустящие евро. Поэтому стучаться в музейные двери мы не собирались. Но ситуацию упростил один из сотрудников музея.

Дойдя до входных дверей с ключевым словом «Микеланджело» , мы решили хоть одним глазком взглянуть на его последний шедевр. Но все оказалось намного проще.

Учтивый джентльмен предложил нам не мяться в сувенирном отделе, а оплатить какие-то 5 евро и пройти к объекту. Увидев мое смятение, он заявил, что за эти же самые 5 евро меня ждут еще порядка 10 музеев.

Вот тут то я и распустил крылья, а также собрал пачку брошюр из просветительского уголка выставки. Видимо, на территории замка нам придется задержаться. Не проподать же 5 евро, которые мы отдали за билеты?

Сколько стоит посещение музеев замка

Итак, после моего монолога вы уже поняли, что:

  • Взрослый билет во все музеи сразу стоит – 5 евро
  • Детский билет детям до 18 лет стоит – 0 евро

Если и вы, как взрослый не хотите платить за билет, то приходите в 1-й и 3-й вторник месяца или 1-е воскресение. Тогда и вам не будет нужды нести с собой бумажник.

Как еще можно попасть в музеи? Купить себе Tourist Museum Card за 12 евро. Действует она 3 дня и дает право на бесплатный вход во все городские музеи Милана. Какие именно?

А вот, запоминайте:

  • Musei del Castello Sforzesco
  • Museo del Novecento
  • Galleria d’Arte Moderna
  • Museo Archeologico
  • Acquario Civico
  • Museo di Storia Naturale

По-моему, не плохо. Будь у нас еще пару дней в запасе, то я бы обязательно такую карту приобрел.

Официальный сайт, часы работы

Пробить нужную и полезную для себя информацию о музее можно на сайте milanocastello.it/en .

Часы работы музея и замка в целом отличаются.

  • Замок открыт: 07.00 – 19.30
  • Музеи открыты: 09.00 – 17.30

В отличие от замка в понедельник у музеев в крепости (как и у большинства других музеев Милана) выходной.

Где находится замок и как к нему добраться

Замок находится в центре города и дойти к нему пешком от того же Дуомо или театра Ла Скала труда не составит. 10 минут ходу по четкому ориентиру – виднеющееся башни Филарета.

Ну а если вы на прогулке, то главное прибудьте в центр, тут уже до всех главных достопримечательностей будет рукой подать.

Вот замок на картах Google maps для ориентира:

Полезно знать

Уже дома я вычитал, что, оказывается, в крепости есть подземный тоннель , открытый для посещения. То, что подземные тоннели там есть вообще, это понятно. Каждый герцог мечтает в случае какого шухера быстро ретироваться на волю по средствам подземных ходов.

Но то, что они открыты к посещению – это круто, тем более, что этот тоннель ведет не абы куда, а к церкви Мария делле Грацие. Той самой, где храниться бесценное полотно Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Так что если в вас живет авантюра и вы хотели бы побродить по подземельями, а того и гляди, чего доброго, замыслить похищение шедевра, то вам нужно обязательно попасть на экскурсию в тоннель. Проводится эта экстрим-экскурсия по субботам.

К сожалению, у меня нет конкретных данных по этой экскурсии. Но думаю, что гиды Милана вот здесь , смогут ответить на ваши вопросы.

!

Щука