Заброшенный город фатехпур сикри. Фатехпур-Сикри: потерянный рай императора Акбара

Привет, друзья. Сегодня мы расскажем о Фатехпур Сикри. Древняя столица империи Великих Моголов находится в Индии недалеко от Агры. Среди многочисленных достопримечательностей есть особая загадочная тема, волнующая настоящих путешественников — любителей истории и необычных мест. Это — города-призраки. По непонятной нам причине шумные пёстрые улицы пустеют, жители покидают дома, дворцы темнеют под ливнями, храмы зарастают буйной тропической растительностью или ветшают от горячих ветров.

Память о таком месте сохраняется в легендах, а город становится призраком. Бывает, что спустя столетия, а иногда и тысячелетия город случайно находят. И тогда учёные ломают голову над тем что же случилось, археологи собирают ценнейшую информацию, а туристы... туристы спешат увидеть своими глазами древнюю загадку и составить собственное представление об увиденном. Фатехпур Сикри находится под охраной ЮНЕСКО с 1986 года.

Индия. Штат Уттар-Прадеш. Район Агра. Город-призрак Фатехпур Секри (Fatehpur Sikri). Встречается название Фатехпер Сикри.

Что мы знаем

В XVI веке легендарный правитель империи Великих Моголов шах Акбар I решил построить новую столицу, дав ей звучное имя — Город победы. Так переводится Фатехпур Сикри. Был составлен проект с планировкой широких улиц и площадей, непохожих ни на что известное ранее в Индии.

Были приглашены лучшие мастера и архитекторы из Персии и разных регионов Индии, создавшие прекрасные здания дворцов, павильонов и храмов. Впоследствии именно эти образы, доработанные и доведённые до совершенства, стали характерным отличительным стилем архитектуры Великих Моголов.

14 лет индийские рабочие возводили столицу империи.

Была решена проблема водоснабжения: прорыты каналы с многочисленными ответвлениями, создано огромное на тот момент водохранилище и несколько подземных водохранилищ.

Водоносы круглый день черпали воду из колодцев и развозили её по городу.

Благодаря постоянному орошению, город за короткий срок превратился в зелёный сад.

Инженеры средневековья применили интересную технологию строительства зданий: материалом служили цельные блоки камня-песчаника, но работали с ним как с деревом — обтёсывали и вырубали прямо в глыбе окна, двери и внутреннее пространство. Затем блоки скрепляли и плотно подгоняли друг к другу.

Все изящные башни дворца вырезаны из кусков камня, как из дерева.

В городе есть здания из мрамора.

Город

Сооружения города – результат смешения нескольких направлений архитектуры, характерных для моголов и раджпутов. Основным строительным материалом здесь служил красный песчаник.

Среди главных достопримечательностей Фатехпур-Сbкри можно выделить:

  • барабанный дом, Наубат-Хана

С него делалось объявление о приезде высокопоставленных гостей.

  • здание Диван-и-Ам, где правитель проводил собрания с подданными двора (чиновниками)

Особенность зала собраний в том, что правитель не спускался к своим подданным, а общался с ними с высоты резной колонны, стоящей в зале. Насколько я знаю, такой вид общения с «администрацией» здесь использовался впервые. Вообще же помещение для проведения собраний характерно для многих могольских городов.

  • Личные встречи шах Акбар проводил на территории зала Диван-и-Хас.
  • С южной стороны дворцового комплекса хорошо сохранились покои Акбара с настенной росписью и высокой кроватью из камня.
  • Для министров предназначался дом Раджи Бирбала.
  • дворец Мариам-аз-Замани, построенный в начале XVII века — образец гуджаратской архитектуры.
  • Беломраморное здание мавзолея Салима Чишти

  • К исторически значимым зданиям можно отнести пятиярусный дворец Панч-Махал
  • мечеть в индийском стиле Джама-Масджид с высокими воротами Буланд-Дарваза или «Воротами Победы».
  • Буланд-Дарваза (Врата Великолепия) — самые высокие ворота в Индии. Их высота 53.63 метра, ширина 35 метров, к ним ведут 42 ступени. Построены в честь победы над Гуджаратом.

Каждая часть города по своему оригинальна и носит поэтичные названия. Так жилая часть города называлась — Даулат-Хана, что означает Обитель судьбы. Пятиярусный дворец Панч Махал это — Ловец ветров.

Рядом с ним находится павильон-беседка. Предполагается, что в ней была одна из первых в Индии женских школ, где знатных девушек обучали грамоте и счёту.

У Акбара I было несколько жен. Одна из них была из раджпутов и исповедовала индуизм, другие были мусульманками. Дворцы жен построены и украшены в соответствии их вкусам и религии.

Есть индийский исторический сериал «Джодха и Акбар:история великой любви», о том как политический союз императора Великих Моголов и раджпутской принцессы Джодхи перерастает в истинную любовь.

Рядом с павильоном-школой стоит дворец турецкой жены Акбара. Его можно узнать по арабескам, изящной резьбы украшениям и крыше с каменной кровлей, имитирующей черепицу.

Перед дворцом находится Ануп-Талао — небольшой бассейн, заполненный водой. Четыре мостика ведут к узорчатой балюстраде в его центре.

Опочивальня императора называлась Хвабгах, что значит — Комната грез. К ней ведёт крытая колоннада, а сама опочивальня находится также рядом с Ануп-Талао.

В Фатехпур-Сикри жила мать Акбара. Её дворец был отделан золотом. На фресках покоев дворца были изображены сцены персидского эпоса «Хамза-намэ» и индуистской «Рамаяны».

Известно, что шах Акбар придерживался широких взглядов в том числе и религиозных. Воинственные и непокорные раджпуты перешли к нему на службу, а сам шах пытался создать единую религию — Божественную веру (Дин-и-Илахи), не противоречащую исламу и включающую в себя лучшие идеи индуизма, зороастризма, учение шиитов и суфиев.

Возможно, на взгляды правителя повлиял святой — суфий Салим из рода Чишти. Святого, Великого Акбара и город Фатехпур Сикри связывает легенда. Жизнь любого великого человека сопровождает тайна, но история жизни Акбара соответствует канонам почти сказочного героя.

3D панорама Фатехпур Сикри

Здесь можно прогулятся по городу, не выходя из дома

Акбар Великий

Сын Насир-уд-дина Мухаммад Хумаюна - первого императора Великих Моголов, завоевателя, посвятившего свою жизнь борьбе с афганской династией Суридов за власть над Северной Индией родился 14 октября 1542 года в раджпутской крепости Умеркот в Синде (сейчас это территория Пакистана).

Родился вдали от своего царства, т.к. отец Акбара — легендарный Хумаюн, захвативший Северную Индию в 1539 и 1540 годах потерпел поражение от своих врагов, был вынужден оставить Дели и укрыться у родственников в Персии.

Так что детские и юношеские годы Акбар провёл при персидском дворе.

В 9 лет он женился на своей двоюродной сестре, которая стала его главной женой.

В 1555 году Хумаюн отвоевал Дели, но правил всего год. Умер и был похоронен в Дели. В Дели находится .

В феврале 1556 года 13-летний Акбар провозглашен шахиншахом (в переводе с персидского — Царь царей). Но настоящим правителем, человеком взявшим на себя ответственность за империю моголов, он станет только через 4 года, разогнав советников и выдворив из дворца регента Байрам-хана.

Он продолжил дело отца по объединению Индии, одержал ряд важных побед.

В 20 лет Акбар женился на раджпутской княжне, дочери раджи Амбера и взял на службу не мусульман, доверив им ответственные посты.

Легенда

В 30 лет Акбар был великим императором и настоящим властителем. Единствеенное, что доставляло ему горечь — отсутствие детей. Акбар мечтал о сыне-наследнике. Но дети его умирали в раннем возрасте, вскоре после рождения.

И вот до Акбара дошёл слух, будто недалеко от Агры живёт святой человек — суфий Салим из великого рода Чишти, который предсказал, что скоро у Акбара родится сын. Император отправился к святому. Несмотря на разные религии, они нашли общий язык. Салим Чишти не просто повторил свои слова, — он сказвл, что у Акбара будет 3 сына. Благословил его и сказал, чтобы жена императора приехала сама.

Легенда говорит, что Салим Чешти убил своего сына, чтобы дух его вошел в тело сына Акбара. Как бы там ни было, но вскоре у Акбара родился здоровый первый сын. В честь суфия, ег назвали Салим.

А счастливый отец решил построить новую столицу Великих моголов в том месте, где жил Салим Чешти и где жена родила ему наследника. Город должен быть просторным, невероятно красивым и зелёным, как райский город. Имя ему будет Город Победы.

Через 14 лет появился Фатехпур-Сикри – красивейший город на холме, длиной в 3 км и шириной в 1 км. С трех сторон его окружала 11-ти километровая городская стена с девятью воротами. С четвертой стороны находилось озеро-водохранилище. Основная постройка города — дворцовый комплекс. Все здания возведены в строгом геометрическом порядке.

Соседство с Агрой давало городу стратегические возможности. В Агре находился арсенал, часть сокровищницы и армия. В случае угрозы гарем, основную сокровищницу и всё необходимое можно было транспортировать в Красный форт Агры менее чем за сутки.

Считается, что строительство Фатехпур-Сикри началось в 1569 году и продолжалось 14 лет. Для такой стройки понадобилось достаточное количество людей. И Акбар их нашел очень быстро. Он нравился людям, был любознателен, начитан, строг и обаятелен. Хотя некоторые источники говорят о том, что он не умел читать. Я в это совсем не верю.

Акбар построил сильную империю, с властью, опирающейся на воинов-аристократов разных вероисповеданий. Искусства при нём достигли расцвета, сыновья росли здоровыми и сильными, в столицу стекались люди.

И вдруг, через 13 лет, в 1586 году, Акбар покидает город и переезжает в Лахор. В течение 1 года Фатехпур-Секри опустел.

Город становится пустынным и заброшенным, через некоторое время он превращается в город-призрак.

Что же случилось?

Есть 4 версии

  • Геологическая

Люди покинули город, т.к. в результате землетрясения ушла вода.

Оппонеты приводят следующие аргументы:

На Акбара работали лучшие умы империи. Инженеры один раз решили проблему водоснабжения и могли решить её ещё раз. Рабочих рук и денег у шаха Акбара было достаточно.

  • Политическая

На севере обострилась политическая ситуация. У границ империи то и дело появлялись войска вражеских династий. Было необходимо присутствие Акбара для защиты границ и ведения войны.

Но тут возникает вопрос: если Акбар ушел на войну, куда ушли остальные люди?

  • Духовная

Умер учитель и духовный наставник императора Салим Чишти. Больше Акбару здесь было нечего делать.

В противовес можно сказать только одно: Великий Акбар — не инок и не мальчик, привязанный к пророку.

В городе была возведена гробница Салима. Прекрасное здание строилось не один день и у Акбара было время пережить утрату.

  • Психологическая

Акбар Великий стал взрослым мужчиной, ему не нужно было доказывать своё величие. Сыновья росли и пора было закалять их в военном деле.

Какая версия кажется вам самой объективной? Лично мне нравится политическая, но я не вижу противоречия между всеми четырьмя. Они могут существовать одновременно.

Облик города

Что же мы видим сейчас? Город на территории штата Уттар Прадеш производит впечатление хорошо укрепленного и ухоженного города-призрака.

Многие части этой крепости прекрасно сохранили элементы декора и напоминают нам о старинных временах. Здесь и сейчас живут люди, около 30 тысяч человек. Возможно, во многом благодаря их стараниям крепость находится в отличном состоянии. Многие постройки, несмотря на масштабность крепости, выглядят сейчас совсем небольшими.

Вообще, Фатехпур-Сикри – это не только древняя архитектура. В городе довольно оживленно. Во-первых, большой интерес к этому месту испытывают туристы. А во-вторых, сюда стекаются паломники.

Они приходят в мечеть Джама Масажит (Пятничная мечеть) и к мавзолею Салима Чишти, чтобы возложить цветы и оставить здесь свой лоскут ткани.

Есть поверье, что если вы очень хотите сына, достаточно помолиться на могиле Салима.

Усыпальница представляет собой здание из белого мрамора, а сама гробница украшена полудрагоценными камнями.

Где остановиться в Агре

Фатехпур Сикри находится недалеко от Агры, поэтому лучше ночевать в Агре. Посмотрите Тадж-Махал, а потом посетите город-призрак.

Сейчас много вариантов жилья в Агре появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Предлагаем неплохие варианты отелей в Агре

Время работы

Ежедневно с 6:00 до 18:00

Сколько стоит

Стандартный билет стоит 250 рупий

Как добраться

Город находится в 40 км от Агры, поэтому легче всего добраться оттуда. Но будьте готовы к пробкам.

Фатехпур-Сикри на карте

Подписывайтесь на нас, друзья. У нас в запасе ещё много историй из путешествий и советов о том, как путешествовать комфортно, безопасно и недорого.

До встреч!

С уважением,

Недалеко от Агры находится небольшой город на горе - Фатехпур Сикри. Этот город возник во время правления третьего Великого Могола - Акбара. Он усердно старался сделать ребёнка, но ни одна из трёх жён никак не могла забеременеть. Он узнал, что на горе возле города Сикри живёт суфийский мудрец - Салим Чисти. Этот суфий благословил его и у него родился сын, следующий Великий Могол - Джахангир. В честь этого великого события Акбар построил прямо на этой горе город Фатехабад, который сейчас и называется Фатехпур Сикри. И некоторое время этот город на равне с Агрой был столицей империи. Одна из особенностей города - это первый город, который моголы строили по плану.

1. Это Диван-и-Хас - место для личных встреч правителя.

2. Внутри этого Дивана находится колонна, на которой восседал правитель. Одна из особенностей при строительстве этого города - смешение нескольких архитектурных стилей, которые можно отследить прямо по этой колонне: индуистский, исламский, персидский, джайнский.

3. Сразу за Диван-и-Хас находится ёмкость для сбора дождевой воды. Кстати, город покинули всего после 14 лет жития в нём. На горе не было воды, и доставлять её наверх в то время было большой проблемой. 15 лет строили, чтобы пожить в нём 14 лет.

4. С этого бассейна отлично просматривается Слоновья Башня. Построена она была на месте захоронения любимого слона властителя.

5. Рядом с местом аудиенций, находилась сокровищница.

6. А это сейф тех времен.

7. У каждой из трёх жён императора был свой отдельный дворец. Этот маленький дворец его турецкой жены.

8. Может показаться, что он достаточно маленький, но это самое красивое здание по отделке во всём комплексе. Мал золотник, да дорог!

9. Внутреннее устройство дворца. Комната 5 на 5 метров. Не больше.

10. Как сказал гид, животных "обезглавили" ортодоксальные исламисты. По нормам Ислама запрещено изображать живых существ на какой-либо поверхности. И опять смешение стилей - снизу в узоре индуистские свастики.

11. Перед дворцом пруд, в центре которого выступали музыканты.

12. Прямо напротив дворца турецкой жены находилось место для встречи с жительницами гарема. Перед этим зданием находится вот такая интересная конструкция. Внутри этой штуки жгли благовония и их ветром несло в место утех.

13. Кровать где императора ждали любовницы. Через главный вход им входить запрещалось, поэтому для них был сделан специальный тайный вход - сразу в спальню.

14. Это дом христианской жены Акбара. Расположение комнат в доме сделано в форме креста.

15. Раньше внутри были фрески. До нашего времени они почти не дошли.

16. Несмотря на то что у каждой из жён был свой отдельный маленький дворец, еще у них был один большой общий.

17. Для хинду-жены был сделан храм на территории и отдельная кухня, где готовилась "pure vegetarian food".

18. А это Панч-махал - Дворец ветров. Место для релаксаций царских особ.

19. Королевские ворота в Джама Масджид, местную мечеть. У мечети название идентичное названию мечети в Дели.

20. Перед входом обязательно разуться. Интересно, как потом в этой куче обуви ищут свою пару? ;)

21. Вид на Королевские ворота изнутри.

22. Тут же внутри находится кладбище

23. Некоторые могилы располагаются практически на самой площади перед мечетью. Поэтому обязательно смотреть под ноги. Если я не ошибаюсь, то могилы с таким бруском сверху означают, что здесь похоронен мужчина.

24. Во время нашего посещения шла реконструкция мечети. Белое здание вдалеке, мавзолей того самого суффийского святого - Салима Чисти. Место, где можно загадать три желания и они исполнятся.

25. Но для того, чтобы они исполнились, надо совершить определенный ритуал, для которого потребуется специальное покрывало, цветы и нитка. Заходить внутрь мавзолея необходимо с покрытой головой. После отдавать покрывало служителю внутри, он его кладёт на могилу суфия, после читает молитву и вы кладёте цветы на покрывало. Далее вы завязываете на витражах нить на три узла и попутно загадываете желания. Для меня это место стало первым уроком по выживанию туристов в Индии. Гид подвел нас к продавцу всех необходимых ингредиентов ритуала, который мистическим голосом рассказал нам о ритуале, профессионально сыграл на нашем уважению к святому месту и духовным ценностям, а после вручил нам всё необходимое и затребовал за это всё 1200 рупий (800 рублей), но отдал за 1000. Моё внутреннее "Я" было недовольно таким разворотом событий и захотелось поскорее уйти с этого места. Как жаль, что людская жадность, портит впечатление от таких мест.

26. Одна из главных достопримечательностей Фатехпур Сикри - самые большие ворота в Азии - Буланд-Дарваза. Вид с внутренней стороны.

27. Снаружи я не стал спускаться к самому подножию, а только сфотографировал пчелиные ульи, которые расположились прямо под куполом ворот.

28. Посмотрев основные достопримечательности, мы отправились назад к нашему такси. По пути в мой объёктив попали местные мама с дочкой и собаки, которые их окружили.

29. Наш путь лежал в Розовый город - Джайпур. Расписные индийские грузовики на границе штата.

30. Мне понравился индийский подход к платным дорогам. Основные трассы по которым мы ездили находились в хорошем состоянии. За шлагбаумом начинался штат Раджастхан.

В следующем посте Джайпур.

Сегодня вечером поезд увезет нас в одно из прекраснейших мест мира — Каджурахо , а пока мы имеем в распоряжении целый день. Номер освободили, а вещи оставили здесь же, в так называемой «Luggage room» — комнате без замка, с какими-то гладильными досками:-) Надеемся, все будет хорошо, это же Индия:-)

В планах посещение еще одной достопримечательности Индии — города Фатехпур-Сикри . В гостинице за машину заломили 1200 рупий, и мы решили (спасибо путеводителю и накопившемуся опыту) ехать на «общественном» транспорте. Рикша довез до автовокзала (Bus Stand Idgah), с которого через каждые полчаса уходит автобус в нужное для нас место. Билет приобрели в кассе, стоил около 30 рупий.

В Индии есть два вида автобусов — государственные и частные. Государственными автобусами в основном пользуются бедные слои индийского общества. Комфорт во многих из них, мягко говоря, условный. Как правило, экипаж автобусов состоит из двух человек: водитель и кондуктор. На автостанции работает зазывала. Весь процесс высадки-посадки пассажиров происходит очень быстро и театрально. Автобус еще не остановился, а люди уже выходят и заскакивают, зазывала орет о назначении маршрута, водитель играет на клаксоне.

У кондуктора рабочий инструмент — свисток. Один рад свистнул — остановка, два раза — поехали дальше. Причем совершенно не понятно, зачем он свистит в полупустом автобусе, сидя возле водителя:-) На самых опасных поворотах все идут на обгон, посылая при этом интенсивные гудки вперед, в надежде, что они обогнут выступ и долетят до встречных авто. Не нужно также говорить, какой ажиотаж вызвали «белые обезьянки» (т.е. мы) среди пассажиров. Все на нас оборачивались, а мальчишка лет шестнадцати, сидящий впереди, так тот всю дорогу ехал с повернутой назад головой:-)

Расстояние до Фатехпур-Сикри составляет около 40 км, а ехали мы больше часа. Из окон автобуса наблюдали шумную, праздничную колону. Праздники в Индии — дело обычное. Ведь сколько богов — столько и праздников. Проезжая по сельской местности, воочию созерцали разложенные для просушки на солнце коровьи лепешки. Высушенный навоз — один из главных источников тепла и энергии в индийских деревнях.

Небольшая автостанция, на которую мы прибыли, находилась внутри огромного базара. Протискиваясь сквозь толпу людей, коров, мотоциклов, отмахиваясь от назойливых продавцов, мы наконец-то нашли нужный вход в старый город.

Историческая справка

Фатехпур Сикри — удивительный, сегодня «мертвый» город с богатейшей историей и уникальными памятниками. Во времена правления Акбара Великого здесь располагалась столица его империи.
Историю создания города можно читать, как волшебную сказку. Согласно легенде, уже потеряв надежду зачать сына, император Акбар пришел сюда в поисках знаменитого суфийского мистика шейха Салима Чишти, у которого хотел испросить благословения и помощи. Молитвы были услышаны, и вскоре у императора родился сын. Акбар назвал принца Салимом, в честь святого, и поклялся построить новый город.

Строительство началось в 1569 году и длилось около десяти лет. Рабочие и архитекторы со всех уголков Индии создавали бесчисленные дома и дворцы. Решетки, окна и даже балки крыш — все из камня. Мастерам удалось соединить два противоположных принципа — образная архитектура Индии и геометрическая исламская — стали единым целым. В этом городе все говорит о мощи древнеиндийских строителей — ведь всего за несколько лет пустынное место было превращено в настоящий сказочный город с роскошными садами и потрясающими зданиями. Город строился строго согласно единому плану, каждая постройка в нем уникальна и имеет глубокую индивидуальность.

По ступеням поднимаемся к Высоким воротам , которые называются также Ворота победы . Они возвышаются на шестьдесят метров над землей. Это вход в одно из главных сооружений — мечеть Джама-Масджид .
Воздвигнутая на самой высокой точке, она высится над всеми позднейшими строениями. Хотя это и мусульманская святыня, вход в нее напоминает индуистский храм, так как украшен изящными резными арками.

Первым делом, попадаем на огромную площадь, являющуюся сердцем всего дворцового комплекса. Нужно сказать, что она выложена красным камнем. На солнце камень раскалился, а учитывая то, что мы сняли у входа обувь, с одним единственным желанием — не обжечься, перебежками устремляемся к беломраморному зданию. Сюда, к могиле великого шейха Салима Чишти — беломраморному пантеону посреди двора Императорской мечети , приходят тысячи паломников, чтобы возложить цветы, повязать лоскут на решетчатую панель и помолиться о рождении сына. Мы поражались, с каким фанатизмом индусы совершают этот ритуал.

На наше счастье, в остальных местах «заброшенного города» мы были в обуви и могли неспешно созерцать этот удивительный город-призрак. Собственно, архитектура Фатехпур Сикри была задумана и реализована в виде широких террас естественного происхождения, вокруг дворов располагаются дворцовые павильоны, выполненные из красного песчаника. Здесь нет улиц. Здания меду собою связаны извилистыми ходами, лестницами и площадями.

Здесь, как нигде в другом месте, ощущаешь энергетику времени. Словно из двадцать первого века переносишься в шестнадцатый. Если включить фантазию, легко представить город, заполненный мужчинами в белых одеждах и женщинами в ярких сари. Кто-то несет в глиняных кувшинах воду, кто-то спорит, кто-то ремонтирует ограду. Не так уж и далека эта средневековая Индия от современной!

Одно из самых удивительных сооружений — Диван-и-Хас . Он был задуман как зал, в котором император проводил свои частные аудиенции. На колоне посреди зала размещается капитель внушительных размеров, площадка на капители соединяется с галереями, проходящими по периметру стены, четырьмя мостами. Здесь же, сидя на троне, Акбар мог следить за шахматной партией, фигурами для которой выступали служанки. Шахматная доска четко нарисована на площади перед Диван-и-Хас. Спальные покои Акбара расположены к югу от зала аудиенций.

В течение 16 коротких, но памятных лет город был чудом, восхищавшим гостей со всего света. Но всего 10 лет пожив в этом великолепном городе, Акбар Великий убедился в крайне неудобном его месторасположении в отдалении от источников воды, что и заставило властителя вернуться обратно в Агру.

Сегодня Фатехпур-Сикри — опустевший город-призрак. Однако внутренняя крепость совершенно не подверглась разрушительному воздействию времени. Ее стены, дворцы, бани, королевский монетный двор, площади и парки и поныне напоминают о великом провидце и строителе.

Мы провели в этом месте около трех часов. Конечно же, не были обделены вниманием местного населения. Такое впечатление, что индусы целенаправленно приходят на экскурсии, дабы встретить и сфотографироваться с белым человеком, улучшив при этом свою карму:-)

Не могу не рассказать о шокирующем меня случае. Уже выйдя за территорию города и направляясь в сторону бас-стенда, мы были окружены толпой назойливых черномазых детишек-попрошаек. На этот случай у нас всегда припасены в рюкзаке конфеты. Рюкзак был у Андрюши за спиной, и стоило мне его открыть, как детишки начали прямо таки выхватывать руками все подряд. Кулек с конфетами был просто брошен мною на землю. Очень неприятно, не зря все пишут на форумах, что лучший способ избавиться от попрошаек — просто не обращать на них внимания.

Обратно мы уезжали на таком же старом, разваленном автобусе. Водитель несся по дорогам с такой скоростью, что ему позавидовал бы любой автогонщик. При этом он еще умудрялся что-то громко кричать «мешающим» ему водителям. Но если Вы думаете, что это страшно — ошибаетесь. Вопрос лишь Вашего отношения ко всему.

Вернувшись в отель, до отъезда на железнодорожный вокзал коротали время в кафе — обедали, пили кока-колу, изучали отснятые материалы и просто отдыхали. Наш поезд в Каджурахо уходил со станции Агра Кант в 23_20. Любезно распрощавшись с администрацией отеля и забрав в целости и сохранности свои вещи, на рикше за 70 рупий добрались до вокзала. Агра Кант — центральный вокзал в Агре — приятно удивил своей чистотой и относительным порядком.

Поезд, как обычно, припоздал на часик. Места у нас были в вагоне 3 класса, и, так как было уже поздно, мы тихонько заняли свои места и уснули сладким сном.

Фатехпур-Сикри – это город около Агры на севере Индии, который во второй половине XVI века некоторое время являлся столицей Империи Великих Моголов, когда ею правил самый известный император Акбар Великий.

Фатехпур-Сикри был столицей всего 14 лет, а потом император вместе со своей свитой, чиновниками и слугами покинул этот город и лишил его столь высокого статуса из-за нехватки в нём источников воды (по мнению некоторых историков).

Фатехпур-Сикри, значит, Город Победы. Такое имя он получил после того, как император Бабур победил в большой битве с индийцами недалеко от Агры. Так мусульмане отвоевали север Индии у индусов.

После отъезда императора город стал постепенно приходить в упадок, а его прекрасные дворцы, крепости и мечети начали разрушаться. Однако около Фатехпур-Сикри сегодня живут люди, расположилось обыкновенное муниципальное поселение.

В конце восьмидесятых годов прошлого века этот город был занесен в известный список ЮНЕСКО, как культурный и исторический памятник, сегодня он является одной из главных достопримечательностей Агры и находится под охраной государства.

Архитектура

В Фатехпур-Сикри расположено множество строений, которые сочетают в себе архитектурные стили моголов, персов и индийцев, т.к. для их строительства привлекались архитекторы разных школ из разных частей Индии.

Здесь тесно переплетены элементы архитектуры культовых зданий различных религиозных верований, которым были привержены индийские племена и народы того времени: исламу, джайнизму, индуизму. Большинство зданий из красного песчаника.

Туристы могут здесь увидеть знаменитый Барабанный дом (Наубат-Хана), Диванный зал, где принимали гостей Императора, пятиэтажный Дворец Панч-Махал, мечеть Джама-Масджил, построенную в индуистском стиле, и пр.

Экскурсии

Сюда ежегодно приезжают на экскурсии миллионы туристов. К их услугам гиды, при этом достаточно легко найти русскоговорящего гида. Его участие в экскурсии важно, чтобы Вы смогли более подробно узнать историю, культуру и архитектуру этого уникального города.

Город является муниципальным районом в штате Уттар-Прадеш в Индии. В период правления Акбара I в 16 веке являлся столицей Могольской Империи, в дальнейшем в связи с неблагоприятными природными условиями (недостаток водных ресурсов) потерял этот статус. В 20-м веке (1986 год) заброшенный город вошел в .

Фатехпур-Сикри, история возведения

Шах Джеллал Эд-дин Мухаммед, правнук Тамерлана, известный под именем Акбара (т.е. «Великого»), правил Индией около 50 лет - с 1556 по 1605 г. За это долгое время Акбар успел перепробовать себя в разных амплуа - он был поэтом и философом, строителем и военачальником, политиком и религиозным реформатором. Он попытался создать новую единую религию страны, поддержав идею философа Кабира о слиянии ислама с индуизмом и о включении в новую веру учений , джайнизма и христианства.

Впрочем, на практике это вылилось в заурядный культ личности самого Акбара, который объявил себя «последним пророком» некоей «божественной веры». Согласно предписаниям «пророка», не разрешалось есть говядину, убивать коров, соблюдать пост в месяц рамадан и совершать паломничество в Мекку. Запрещалось брить бороды, погребать мертвых головой в сторону и давать детям имя Мухаммед. Запрещалось также сгроить новые мечети, а молиться можно было только в тех храмах, которые учредил сам Акбар.

Не имея никакой другой почвы, кроме мечтаний слабого человека. одержимого болезненной гордыней, эта искусственная «божественная вера» растаяла как дым после смерти Акбара, не оставив после себя ни малейшего следа. Единственным памятником этой эпохи стал мертвый город Фатехпур-Сикри - бывшая столица шаха Акбара, расположенная в 36 км к западу от .

Акбар долго выбирал место для постройки новой столицы. Прежние центры - Дели, Агра и - не устраивали его из-за наличия мошной оппозиции: подавляющее большинство и мусульман, и индуистов с недоумением и неодобрением взирали на упражнения новоявленного «пророка». В итоге Акбар повелел построить новую столицу в совершенно пустынном месте, на берегу небольшого озера.

Город был построен по единому проекту. Самые искусные мастера были привезены сюда из самых различных краев и стран мира, но их мастерство во многом было сведено на нет установкой Акбара на строительство гигантских циклопических сооружений, своей архаичностью напоминающих постройки бронзового века.

Главный труд лег на плечи 20 тысяч рабов и пленников, по приказу Акбара таскавших огромные монолиты из красного песчаника, из которых без применения скрепляющего раствора были сложены стены и башни города. Из-за цвета этих камней Фатехпур-Сикри часто называют «Красным городом ».

Судьба столицы Акбара, которую он пышно нарек Фатехпур - «Город победы» , была трагикомической. Прошло 14 лет после того, как ценой неимоверных усилий город был построен, и совершенно неожиданно озеро, являвшееся единственным источником воды для всей местности, ушло под землю.


В Индии такие явления случались и случаются довольно часто. Противники Акбара открыто смеялись: ведь «всезнающий пророк» так тщательно выбирал место для своей столицы! В народе были убеждены, что это боги Индии наказали Акбара за его непомерную гордыню. То же самое говорили последователи ислама, только ниспосланную на Фатехпур кару они, естественно, приписывали Аллаху.

На протяжении трехсот лет город Фатехпур-Сикри оставался заброшенным. Дворцы и дома заросли густыми лианами и чертополохом. Люди обходили мертвый город стороной, как проклятое место, боясь к нему приближаться. По улицам бывшей шахской резиденции бродили дикие звери, здесь водилось бесчисленное множество змей и грифов.

И только в конце XIX столетия постройки столицы Акбара были расчищены от зарослей. Позже поблизости вырос небольшой поселок - Сикри. Воду сюда до сих пор привозят только на машинах…

Фатехпур-Сикри, архитектура и достопримечательности

Город, в котором практически никто не жил, сохранился в том же виде, что и при жизни Акбара. На высокое плато, где высятся его стены и дворцы, ведет многоступенчатая, кажущаяся бесконечной, лестница, над которой возвышаются руины 27-метровых Ворот Победы («Булванд Дарваза» ), некогда отмечавших главный вход в соборную мечеть Фатехпура. Это одна из самых больших и красивых мечетей в Индии.

Все ее постройки сооружены из темно-красного песчаника и украшены ажурным декором из белого и черного мрамора. Площадь внутреннего двора мечети составляет 181×158 м. Здесь сохранился беломраморный мавзолея шейха Селима Чишти, духовника и советника Акбара.

Также здесь можно увидеть мавзолей Ислам-хана.


Южный вход в мечеть украшают роскошные «Врата великолепия» (43×20 м.).

Резиденция Акбара представляет собой несколько соединенных друг с другом больших и малых дворов, окруженных жилыми и хозяйственными постройками, помещениями для гарема и т.д. В центре всего ансамбля располагается дворец с тронным залом - Махал-и-Хаз . Его размеры составляют 90×130 м.

Самой красивой постройкой Фатехпура по праву считается изящный летний дворец Панч-Махал , состоящий из пяти ярусов открытых террас, с которых открываются прекрасные виды на окрестности города. С трех сторон шахскую резиденцию окружает крепостная стена толщиной 2,4 и высотой 9,6 м с четырьмя воротами, украшенными шестиконечными звездами и ориентированными на четыре стороны света.

Весь комплекс дворца Акбара соответствует той атмосфере, что царила при дворе взбалмошного тирана. Вот, например, странная игровая площадка в центре одного из дворов, размеченная подобно шахматной доске. Это действительно шахматная доска - здесь играли в паччиси, род индийских шахмат. Только фигурами в игре служили живые люди, наряженные соответствующим образом. Они ходили по этой доске, как ходят обычные шахматные фигуры, повинуясь приказам шаха и его соперников по игре.

Вот другое сооружение, напоминающее избушку на курьих ножках или жилище Соловья-разбойника: могучая колонна, на вершине которой устроена резная деревянная беседка. Она высится в центре круглого зала, по верху которого проложена открытая галерея. Это - зал заседаний государственного совета («Диван-и-Хаз») .

Дня совещаний шах и его ближайшие советники перебирались с галереи в беседку но специальным мосткам, которые для пущей секретности затем убирались. Сидя в этом гнезде на вершине столба, шах и его приближенные обсуждали и решали важнейшие дела империи.

В самом дальнем углу резиденции Акбара располагается Слоновый двор, окруженный со всех сторон высокими башнями. Они служили своеобразными театральными ложами, откуда шах и его многочисленная свита могли наблюдать за выводкой слонов или разнообразных диких животных.

Здесь же совершались ужасные казни, которые лично изобретал жестокий и коварный «пророк». Осужденных на смерть загоняли в этот квадратный двор, откуда не было никаких путей к спасению. Открывались створы ворот, из них выпускался дикий слон, и шах мог наблюдать за очевидным исходом поединка безоружной жертвы с разъяренным животным. Впрочем, иногда слон оказывался гуманнее шаха и отказывался преследовать осужденного - тогда тот считался оправданным и отпускался на свободу.

Вообще Акбар питал большую приязнь к слонам, которые, очевидно, поражали воображение этого потомка сынов монгольских степей. Со стен крепости хорошо видна пустынная долина, где некогда плескалось озеро, так коварно погубившее столицу Акбара. На его берегу высится башня Хиран-Минар , построенная шахом в честь любимого слона, погибшего на охоте.

Покидая Фатехпур, путешественник испытывает двоякое чувство: грандиозность и фантастическая прихотливость этого сооружения - творения рук человеческих, построенного на крови и костях многотысячной армии рабов, - бесспорно, удивляет.

Вместе с тем здесь воочию можно увидеть, чем в действительности являлось для индийского народа двухсотлетнее господства Моголов. Чудовищное и одновременно завораживающее детище Акбара являет собой яркое свидетельство неисчислимых человеческих бедствий и страданий.

Обзор