Ямал поселок сабетта погодные условия. Аэропорт Сабетта

Много фото

К 2030 году, по мнению экспертов, доля России на мировом рынке СПГ может вырасти до 15 процентов. Еще не произведенный сжиженный газ продан уже на 20 лет вперед. И сегодня, несмотря на санкции, проект «Ямал-СПГ» темпов не снижает.

В апреле экскурсию по стройке провели для руководства ямальских муниципалитетов. Главам городов и районов предлагалось лично убедиться в масштабах и перспективах стратегической идеи.

Лучше всего масштабы этой стройки видны с воздуха. Еще пару лет назад здесь не было ничего, кроме старых бараков. А теперь у поселка есть даже собственный аэропорт. Он открылся только в феврале, а принял уже 18 тысяч пассажиров.



С февраля этого года «Ямал СПГ» организует постоянное пассажирское авиасообщение с городами Новый Уренгой и Москва с последующим расширением сети маршрутов. Аэропорт в первую очередь предназначен для обслуживания вахтового персонала, в этом году планируемая численность пассажиропотока составит около 150 тыс. человек, а в пиковые годы реализации проекта превысит 300 тыс. человек.



Ввод в строй современного международного аэропорта, построенного в рамках масштабного проекта «Ямал СПГ», является важным событием не только для Ямало-Ненецкого автономного округа, но и для всей России. Учитывая активное освоение Арктики, аэропорт Сабетта может быть широко использован и в обслуживании перевозок пассажиров и грузов в этом труднодоступном регионе, в том числе и международных.



Международный аэропорт Сабетта — один из первых российских арктических аэропортов, построенных с нуля. Аэропорт соответствует первой категории ИКАО и может принимать практически все типы самолетов. ООО «Международный аэропорт Сабетта» имеет сертификат соответствия аэродрома, свидетельство о государственной регистрации аэродрома, сертифицирован по всем видам аэропортовой деятельности.



В Сабетте впервые собрались все главы ямальских муниципалитетов. Экскурсия начинается с территории будущего завода, тут пока свайное поле.




Рядом уже выросли гигантские резервуары, из которых жидкий газ будут перекачивать в газовые танкеры. Гарантированные запасы Южно-Тамбейского месторождения, газ которого и будет перерабатываться — 1,2 триллиона кубометров голубого топлива. С завода Ямал-СПГ в год будет выходить 16,5 миллионов тонн сжиженного газа. Вместе с тем подготовлена ресурсная база, позволяющая уже сегодня создать в районе строящегося порта Сабетта мощности до 70 миллионов тонн СПГ.



В Сабетте работают уже около 9 тысяч человек. На пике строительства их будет 15 тысяч, и на месте старого поселка быстро возводится новый. Стройка уже дала работу многим ямальцам. Но главное, конечно, впереди.


«На сегодняшний день активно идет обустройство. На площадке работают 9 тысяч человек. Только за февраль приняли 65 судов. Проект уже в высокой степени реализации, процентов, наверное, 30 основных работ выполнено, произведены все горизонтальные работы, забиты сваи, монтируются крупные РВС под сжиженный природный газ», — рассказал Дмитрий Кобылкин на рабочей встрече у Президента РФ Владимира Путина в марте этого года.


Инвестиционные проекты, реализуемые на Ямале, такие как «Ямал СПГ», порт «Сабетта», Бованенковское месторождение, «Северный широтный ход» и другие, являются драйвером роста российской экономики, поэтому темпы их реализации не должны снижаться. Об этом заявил губернатор Тюменской области Владимир Якушев на IV Международной конференции «Ямал Нефтегаз-2015», прошедшей в 20-х числах мая в Салехарде.








«Тюменская область активно участвует в реализации инвестпроектов на территории округа, однако правительство региона направляет усилия на расширение сотрудничества, в этом вопросе мы находим понимание и со стороны руководства округа, и со стороны представителей нефтегазовой отрасли», — заметил Владимир Якушев.


«Ямал — это не только российская, но и мировая кладовая. В ближайшие 50-60 лет как минимум этот регион будет основной точкой роста для нашей страны. Здесь уже достаточно развита инфраструктура, регион богат природными ресурсами. Полярный Урал, арктический шельф, множество нефтяных и газовых месторождений, подтвержденные в них запасы — это говорит о том, что Ямал в ближайшее время останется основным драйвером роста российской экономики», — сказал глава региона.



По его словам, для Тюменской области развитие Ямала также даст благоприятный эффект. В регионе традиционно развиваются и работают на большую Тюменскую область НИИ, проектные институты, нефтесервисные компании, машиностроительные предприятия, ориентированные на нефтегазодобычу в ХМАО и ЯНАО.



«На долгосрочную перспективу, примерно 50-60 лет, у России нет другого такого мощного проекта, как Ямал. Сегодня его освоение дает работу специалистам и заказы предприятиям по всей стране», — отметил он, сравнив по важности для государства освоение полуострова с великой эпохой формирования ТЭК Западной Сибири.




Глава области подчеркнул большую роль нефтегазовых компаний в развитии социальной сферы, здравоохранения, образования. «Эти вложения окупаются сторицей, ведь мы вкладываем в людей, вкладываем в будущее, это наше общее дело», — резюмировал Владимир Якушев.


Через порт Сабетта по Северному морскому пути должна идти транспортировка не только сжиженного природного газа, но и других грузов. Об этом 27 мая заявил полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе Игорь Холманских на пресс-конференции в Екатеринбурге.





«На строительстве завода по производству сжиженного природного газа в рамках проекта „Ямал СПГ“ на 90 процентов подготовлены основные и вспомогательные площадки. Идет монтаж фундаментов под газотурбинные установки. В различной степени готовности находятся емкости для хранения сжиженного природного газа. В реализации проекта „Ямал СПГ“ принимают участие только отечественные подрядчики, все работы выполняют российские рабочие и специалисты», — подчеркнул полномочный представитель президента РФ.



На строительстве завода работу получат около 14 тыс. человек, а после его завершения в 2018 году на предприятии будет сознано 1 тысяча 400 рабочих мест, сообщил Игорь Холманских.

Северный путь




Сабетта за 2014 год приняла более 1,1 миллиона тонн грузов, продемонстрировав почти трёхкратный рост. Таким образом, строящийся ямальский порт обеспечивает сейчас почти треть всех перевозок по Северному морскому пути. В текущем году Сабетта должна сгрузить на берег три миллиона тонн грузов, из которых два миллиона доставят по Севморпути. Это модульные конструкции будущего завода по сжижению природного газа, элементы резервуаров для хранения СПГ, буровое и прочее оборудование. А уже в 2017-м начнётся отгрузка первых партий продукции. С 2020 года из Сабетты ежегодно планируют отравлять по 16,5 миллиона тонн сжиженного газа и 1,2 миллиона тонн конденсата.



Точно в срок



Леонид Михельсон, глава «НОВАТЭКа», заверяет, что проект «Ямал СПГ» будет реализован точно в срок. Первую очередь завода, рассчитанную на сжижение 5,5 миллиона тонн природного газа Южно-Тамбейского месторождения, обещают запустить в 2017 году. Всего планируют построить три очереди. Стоимость проекта превышает 27 миллиардов долларов. В настоящее время, правда, возникли технические сложности по валюте, в которой привлекаются средства от китайских банков. Однако все проблемы должны быть разрешены до конца первого полугодия.

Китай поможет?

Проект «Ямал СПГ» может получить финансирование от китайских банков. До 13,5 миллиардов долларов могут перевести до конца 2015 года. Как сообщает Bloomberg, ссылаясь на финансового директора французской нефтегазовой компании Total Патрика де ля Шевардье, китайские банки подписали предварительное соглашение о кредитовании «Ямала СПГ». Шевардье также сообщил о продолжении переговоров с экспортно-кредитными агентствами для получения дополнительного финансирования.

Одновременно руководство «Ямал СПГ» вынуждено было начать переговоры с зарубежными пароходствами. «Совкомфлот», победивший ранее в тендере, так и не смог заключить соглашение с «Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering» о строительстве пяти газовозов ледокольного типа. Хотя по условиям контракта обязан был сделать это ещё в прошлом году. Поэтому «Ямал СПГ» сам заключил соответствующее соглашение с корейской верфью и теперь ищет покупателей на суда.

Вокруг света

«Ямал СПГ» рассчитывает получить от китайских банков до 13,5 миллиарда долларов. Ранее Минфин РФ выкупил облигации компании на 74,9 миллиарда рублей. Это лишь половина суммы, одобренной правительством Дмитрия Медведева. Кроме того, подписано соглашение с бельгийской «Fluxys LNG», которая берётся построить в Зеебрюгге резервуар для хранения сжиженного газа с комплексом сопутствующего оборудования. В свою очередь, «Ямал СПГ» получит право эксклюзивного использования данных объектов. Стоимость данного договора превышает миллиард евро, заплатить которые партнёру россияне берутся в течение 20 лет с даты начала перевалки газа. Принятая схема поставок по Северному морскому пути предусматривает, что в летний период углеводороды будут вывозиться танкерами усиленного ледового класса напрямую на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, а зимой будут переваливаться в Зеебрюгге на танкеры конвенционного типа для последующей транспортировки через Суэцкий канал.

На мировой арене

Евгений Кот, генеральный директор «Ямал СПГ», отметил всё возрастающую роль в мировом энергетическом балансе сжиженного природного газа. В силу смещения спроса на новые рынки, прежде всего Азиатско-Тихоокеанского региона, традиционные трубопроводные поставки зачастую просто технически невозможны.

Развитие СПГ-проектов — это будущее российского газа на мировой арене, — убеждён докладчик. - Наша компания реализует пилотный проект на Ямале, рассчитанный на производство 16,5 миллиона тонн сжиженного газа в год. Вместе с тем подготовлена ресурсная база, позволяющая уже сегодня создать в районе строящегося порта Сабетта мощности до 70 миллионов тонн СПГ. Наши усилия должны быть направлены на реализацию именно таких глобальных целей. И здесь крайне важна координация между правительством и недропользователями. В следующих проектах будут использованы уже наработанный нами опыт, обкатанные технологии и оборудование, с максимально возможной локализацией производства в России.

Дидье Барбандьер, вице-президент «Technip», заверяет, что международные санкции ни в коем случае не повлияют на успех российско-французско-китайского проекта. Завод на Ямале отгрузит первую партию газа из Сабетты по Северному морскому пути уже в 2017 году. У французов в этом деле большой опыт. Именно «Technip» по собственной технологии ещё в 1960-х построила самый первый на планете завод СПГ — в Африке.

Сабетта — это класс!


Арктический проект «Ямал СПГ», который российский НОВАТЭК реализует совместно с французскими и китайскими партнёрами, продолжает активно развиваться. Если в уходящем году в ещё только обустраиваемый порт Сабетта из-за границы прибыло 27 судов с грузами, то в следующем через таможню планируется пропустить 100-150 судов, которые доставят на стройку более трёх миллионов тонн импортных грузов. Создание полноценного морского порта планируют завершить к 2016 году.



А уже в 2017-м, несмотря на все международные санкции, из Сабетты обещают отправить на экспорт первый газовоз со сжиженным природным газом Южно-Тамбейского месторождения. Дмитрий Кобылкин, губернатор Ямала, убеждён, что после завершения строительства на Ямале многофункционального морского порта и железной дороги до Сабетты многие российские регионы через Северный морской путь получат доступ в мировой океан. Этот проект откроет новые возможности и для дальнейшего освоения арктических территорий.


Ну что ж, дорогие друзья, я немного отдохнул после авиаперелётов и разных служебных хлопот, налил кружку свеженького щербаковского (это важно!), так что усаживайтесь поудобнее - расскажу, как я за полярный круг попал внезапно:) Подумав хорошенько, решил, что пост будет подзамочный - я вроде не давал подписок, но мало ли что...

Надо заметить, что лететь я туда не собирался (то есть вроде как разговор был, что надо бы выполнить кое-какую работу, а вроде как и без нас с lordd обойдутся, пока мы будем заниматься другими проектами - а вот и не обошлось:) Поэтому собирались срочно и не подготовились толком, в частности, я не уложил свою любимую термокружку, в итоге пришлось побираться и пить чай из случайной посуды:)

Как у нас водится, работу надо выполнить еще вчера, поэтому сорвали в авральном порядке нас - Лена моя была в командировке в Магнитогорске до конца недели, я занялся наконец-то машиной, а вот и нет - позвонили и сказали, что вылетаете вот прямо через три часа через Екат.


То есть не удалось купить билеты ни на один из многочисленных московских рейсов, летящих из Баландино - пришлось ехать на такси в наш дальний загородный аэропорт Кольцово и оттуда лететь в Домик на самолёте от S7.

В Москве же пришлось опять-таки брать такси и катить уже во Внуково (по дороге у такси побило колесо на МКАД), откуда с утра ютейровским рейсом на экзотичном Боинге 767-200 лететь уже в аэропорт с почти французским названием Сабетта. Ну что ж, ночь мы отмаялись в жестких креслах во Внуково, вкусили всей прелести аэропортовской еды в Му-му и Крошке-картошке по совершенно безбожным по сравнению с общемосковскими ценам.

Впрочем, всё компенсировалось замечательным видом из иллюминатора, когда мы над Ямалом летели:)

Ну вот, прилетели - прошли жесткий досмотр (на территорию Южно-Тамбейского газового месторождения нельзя провозить разные вещи, в том числе и фотоаппаратуру, ну и, разумеется, спиртосодержащие материалы - поэтому мы выехали без флакона с изопропиловым спиртом для очистки оптических волокон, нам его на месте выдали:))

Пройдя через кордоны, вышли на площадь - а там машины-вахтовки, джипы поменьше (про них будет отдельно), а также "Трэколы" на пневматиках.

Созвонились с принимающей стороной, нам сказали, в какую машину садиться и куда ехать - добрались мы до посёлка Сабетта, а там получили по койко-месту в общаге. Позже нам выдали карточки, посредством которых можно оплачивать питание в столовых (не во всех - их на территории то ли 4, то ли 5), а также покупать в магазине всякую нямку вроде конфет:)

На следующий день мы прошли всевозможные инструктажи (десятки маленьких "не", за нарушение которых следуют разнообразные санкции как к нарушителю, так и к организации, его приславшей, причем на юрлица штрафы совершенно конские) - и это действует, товарищи, во всяком случае я за все время видел только одного человека, который рискнул привезти сюда бутылку коньяка, с которой его и повязали в аэропорту.

Собственно, больше писать особо не о чем - две недели мы ездили с утра в аэропорт и решали разные производственные задачи:) Поскольку ездить на обед значило терять драгоценное время, мы перешли на двухразовое питание - плотный завтрак утром (каша, второе блюдо, хлеб с маслом и сыром, чай) и обедоужин по возвращению с объекта (с супом, вторым и салатом). Вот, собственно, особенно и писать-то не о чем - хотя несколько моментов я отдельно отмечу, тем более, что о них мало кому известно.

Проживание

Практически все поселяются в общаги - новые и довольно современные. В комнатах живет от трёх до шести человек (это обычная черная кость, постоянный состав - вахтовики, которые, например, работают в аэропорту, устроены получше:)). На этаже два туалета, в которых постоянно поддерживается чистота и порядок, на первом этаже есть душевые, а также кухонька с термоспотом, да что-то вроде красного уголка с телевизором. Туалеты и полы моют-чистят уборщицы, в основном дамы средних лет башкирской наружности:)

Кстати, женщин от общего количества где-то процентов десять.

Курение дозволяется только в специально отведенных местах

Посреди посёлка церковь стоит - сам Кирилл прилетал освящать

Питание

На день хватает рублей триста - цены приемлемые вполне. Порции большие, всё достаточно вкусное и разнообразное

Вот в магазине ассортимент достаточно скудный и цены неадекватные,

можно расплатиться либо карточкой в пределах лимита, либо наличкой, либо банковской картой. Всю кормёжку, уборку и вывоз мусора осуществляет контора из Ноябрьска, охрана вся - из Нового Уренгоя

Здоровье и лечение

Как правило, на второй-третий день практически все, кроме разве что тех, кто мотается на вахты постоянно, заболевают в нетяжёлой форме - сопли, кашель, у кого-то температура невысокая. То есть надо ехать сюда с набором противовирусных средств, витаминов и пакетированных травок для заваривания (ромашка, шалфей, боярышник). В принципе, есть здравпункты, в которых выдают лекарства и освобождают от работы - но вот нам, например, надо было поскорее закончить свой объём и вернуться домой.

По территории ездит полноприводная медицинская "газель", один раз прилетал медицинский Ми-8, видать, кому-то было совсем нехорошо.

Автотранспорт

Всех возят вахтовки на шасси полноприводных КАМАЗов и Уралов, иногда попадаются я на шасси "Садко". Легковые разгонные - УАЗ-Патриот, начальство средней руки ездит на Мицубиси L200, реже на Toyota HiLux. Остальные марки и модели встречаются в гомеопатических дозах. Есть некоторое число вездеходов на пневмокатках от фирмы "Трэкол". Грузовики - разные

Увы мне, пожарную часть не заснял - как поселковую, так и аэропортовскую (у последних на вооружении КАМАЗы,
из них два варгашинских, слышь, chaga ?)

Аэропорт

очень понравился - новый, красивый и современный, здания все на ножках, а там, где это невозможно, с системой охлаждения - то есть под зданиями трубы, в которых циркулирует аммиак, чтоб летом фундамент не поплыл (в этом году было жарко, говорят, до плюс 30). В день прилетает от 2 до 6 самолётов, из Москвы и Нового Уренгоя, в основном машины авиакомпании "Ямал" (вот кто бы мог подумать!), иногда UTair и еще вертолёты, в том числе пограничные. Видели еще Ан-12 и Ан-24. Один раз прилетал SSJ-100 с белым медведем на хвосте. Персонал весь практически самарский, нам понравилось с ними работать:). Ну и вообще - в аэропорту прикольно:D

Люди

работают самые разные - очень много товарищей из Башкирии, например:) Ещё есть сербская контора "Велесстрой" и турецкая Rega JV - конечно, русских у них полно трудится, но и натуральные сербы с турками имеются. А так люди отовсюду прилетают - Питер, Москва, Омск, Волгоград, парочку индийцев видел еще.

Ненцев видел разок - торговали олениной и рыбой, да еще ларёк фирмы "Ямальские олени" стоит на территории посёлка. Впрочем, тушенка оленья в нём курганского производства:)

По территории периодически пробегают песцы - приближаться к ним (а тем более кормить) запрещено. Ловить - тоже, это только ненцам можно:) И особо инструктировали насчёт белых медведей - но бог миловал, не встречал. Ну его нафиг.

Обская губа рядом - но мы к ней не ездили, в порт тоже. Газовый завод строится, и там у нашей конторы есть объект, но нам от него удалось отвертеться - это люди сюда на месяц ездят, а нам неинтересно было тут торчать.

Улететь отсюда - особая статья, через генподрядчика заранее подаются списки, делаются бумаги на вывоз оборудования, приборов и инструментов, иначе можно укатить с одними личными вещами. Впрочем, от случайностей не застрахован никто - так, наши подали неправильные реквизиты паспорта lordd , пришлось обрывать трубки и всё менять на ходу - в итоге мы успели за 10 минут до окончания регистрации. Обратно снова летели на 767-200 до Внукова, а оттуда в Че - на Б-737-800 "Победы". Ну и маршрутка же! Даже не маршрутка, а вагон электрички - поскольку студентов летело много, оно мне живенько напомнило молодость и электричку Че - Златоуст.

В общем, такая она, образцовая стройка капитализма! Поеду ли я сюда ещё? Как знать, деньги-то нужны:)... И тут красиво, да.

Полярное сияние видел пару раз:)

Морской порт Сабетта на карте - совершенно новое географическое название, появившееся около нескольких лет назад, когда возникла необходимость освоения огромных месторождений нефти и газа на полуострове Ямал и доставки груза в порт Сабетта, а также для транспортировки углеводородов Северным морским путем. Порт назван так по имени рабочего поселка, в пяти километрах севернее которого он находится. Порт Сабетта на карте располагается в восточной части Ямала, на берегу 800-километровой Обской губы, выходящей в арктическое Карское море.

Официальная церемония начала строительства морского порта Сабетта состоялась 20 июля 2012 года, в рамках проекта «Ямал СПГ».

В качестве первоочередной задачи строители порта Сабетта должны были отстроить морские причалы, способные принимать любые грузы - от строительных материалов до оборудования. Для этого были проведены дноуглубительных работы и прорыты подходный и морской каналы, акватория порта глубиной свыше 15 метров. Эта задача была полностью решена, и уже в октябре 2013 году порт Сабетта открыл зимнюю навигацию и принял первые грузовые корабли.

Сейчас мощности порта Сабетта позволяют принимать грузы круглый год. В настоящее время заканчивается строительство второй очереди - терминалов для отгрузки сжиженного природного газа, который доставляется из Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения.

В дальнейшем из порта Сабетта планируются поставки нефти, природного газа и газового конденсата не только в страны Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, но также в страны Северной и Южной Америки. Следующим этапом работ будет строительство производства по переработке сжиженного природного газа (СПГ).

Активная разработка месторождений буквально преображает полуостров. Ранее в рабочем поселке находилось только несколько старых полуразвалившихся бараков, а сейчас поселок-порт Сабетта на фото представляет собой населенный пункт европейского типа.

В нем располагается несколько десятков новых общежитий, рассчитанных на проживание 17 тыс. человек. Есть своя столовая, отделение полиции и медицинский пункт. Построены гостиница, административно-бытовой комплекс со спортивными залами, оборудованными тренажерами. На фото порта Сабетта можно увидеть, что в нем есть собственная котельная и энергоцентр, станция пожарной охраны, теплый паркинг для автомобилей, складские помещения для ГСМ, продуктов питания и других необходимых товаров. Экологию поселка обеспечивают сооружения для канализации стоков и водоочистки.

Доставка груза в порт сабетта

В настоящее время наиболее востребованным и экономичным способом доставки груза в порт Сабетта является доставка автотранспортом по зимним дорогам - зимникам. Кроме того, в поселке-порту Сабетта находится действующий аэропорт, которому придан статус международного. При строительстве порта Сабетта предусмотрено строгое соблюдение международных экологических стандартов, при этом воздействие на природу стараются свести к минимуму.

На фоне вполне реального общего развала всего и вся, в стране все же кое- что делается. Причем в самых неожиданных местах (хотя, как сказать, может, тут как раз и ожидаемо).
На Крайнем Севере, практически на берегу Арктического океана (по самостийному Северный Ледовитый), точнее, на западном побережье Обской губы, практически на выходе в океан, в 650 км на северо-запад от Нового Уренгоя, в тундре и вечной мерзлоте, буквально за год был построен новейший, суперсовременный аэродром с красивым иностранным названием Сабетта (по названию поселка вахтовиков).
Разумеется, строило не государство, а «частная» компания Новатэк (крупнейший после Газпрома добытчик газа, и его конкурент). Суперсовременные материалы и технологии, по западной моде модульные конструкции зданий аэровокзала и аэропортовых служб ярких веселых расцветок (оранжево-синий), паутина ажурных стальных блестящих никелированных конструкций, по которым проложены трубы и кабели. Больше похоже не на аэропорт, а на химический завод.
Порядки тоже на западный манер. Дисциплина жесточайшая. Появление на летном поле без светоотражающего жилета- штраф 30 тыс, курение в неположенном месте- 30 тыс. Кругом видеокамеры, не скроешься. Из-за этого пока не рискнул сделать фото аэровокзала. Вдруг тоже нельзя, и засекут? Лишних денег-то нет  Присмотрюсь, освоюсь, выясню, можно ли, и сфоткаю.
Более того, Сабетта объявлена «территорией, свободной от алкоголя». Причем все по-взрослому, по настоящему. На выходе из аэропорта наружу на КПП досматривают багаж и изымают весь алкоголь, если есть. Возвращают ли потом на вылете, как-то не спросил. Один из наших экипажей немножко пострадал. Рейс из Н. Уренгоя в Сабетту должен был состояться 30 декабря и потом сразу на базу, домой. Прилетели в Сабетту днем 30 декабря, планировали быстро разгрузиться и домой. И погода испортилась. На Севере погода зимой крайне нестабильна. Может днями подряд стоять CAVOK (Ceiling & Visibility Ok) (видимость более 10 км, облачность выше 1500, т.е. идеальная погода, в русской метео-терминологии «хорошая») при слабом ветре. А может за считанные минуты испортиться на неделю, или задуть такой ветер (как часто в Норильске), что о никаких полетах и думать нельзя. В итоге они застряли в Сабетте на 4 дня, до 3 января. А это всего лишь крошечный вахтовый поселок- там даже магазинов нет, даже связи нормальной нет, не говоря об интернете. Кормят по расписанию в столовке. Более того, при выходе у них изъяли весь алкоголь. Так и встретили НГ насухую, у черта на куличках.
Сотрудники с гордостью рассказывают, как построен аэродром. Тут же вечная мерзлота, грунт нестабильный- зимой твердеет как камень, летом тает и «плывет». Оказывается, вся площадь аэродрома- взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки, перрон, места стоянок, и даже дорога до вахтового поселка (несколько км вокруг аэродрома), сделаны по одной технологии. Земля разравнивается, на землю укладываются сплошняком плиты из материала типа пеноплекс толщиной 10-15 см. На них насыпается песчаная подушка 2-3 метра, затем укладываются бетонные плиты. Разумеется, описание очень грубое и приблизительное (на летном поле бетонная поверхность идеально ровная, швов-стыков плит вообще не чувствуется даже на ощупь ногой, как будто это цельная заливка). В отличие от летного поля дорога сделана далеко не так идеально. Дык-дык-дык на швах и дорога волнами. Водитель сказал, что одну из важных дорог заставили переделывать.
Вахтовый поселок- не убогие балки-вагончики, как раньше показывали в репортажах с Севера. Здесь тоже все по западным стандартам. Ощущение, что находишься в декорациях фильма про нефтяников какой-нить Аляски или вахтовиков Ньюфаундленда. Ровные ряды ярко-раскрашенных (в фирменный оранжево-синий) трехэтажных «бараков»- здания- конструкторы из «вагончиков»-жилых модулей. Забиваются в мерзлоту сваи, на них монтируются каркасы, далее собираются кубики-модули. Как детский конструктор. Внутри потрясающая тепло-шумоизоляция. Никакой мороз (бывает, опускается до -50) и ветер (который здесь постоянно) не страшен. Комнаты на двоих. Есть общая кухня на этаж. В комнате телевизор, водопровод, канализация, центральное отопление. Драконовские штрафы за любое нарушение. Такса стандартная- 30 тыс. За курение в неположенном месте (справедливости ради, курилка выделена- железный контейнер без одной стенки на улице между домами). За перекрытый кран батареи отопления. Поселок весь опутан трубами. Трубы достаточно высоко над землей, но под ними ходить нельзя- штраф. Кругом камеры. Нужно обязательно переходить их через лестничные переходы. Чтобы дойти от нашего «общежития №…» (так дома официально называются) до столовой (Предприятие питания №…), нужно идти кругом и через 2 лестничных перехода, хотя по прямой-менее 100 м. Но все идут как положено. Столовая похожа на солдатскую. Огромный зал. Питание очень дешевое и вкусное. Расплачиваются все особыми картами. Но можно и наличными. Как ни странно, в очереди видел много женщин в рабочей форме. Не сотрудницы столовой или уборщицы, а настоящий рабочий класс. Кстати, ни одного человека в грязной или замасленной спецовке или комбезе не видел. Все рабочие чисто, аккуратно одетые. Западный стандарт и сюда докатился.
Пока ехали до поселка, водитель сказал что-то про американцев. Я заинтересовался. Оказалось, здесь вовсю работают американцы (какая-то фирма Шлюберже, привожу на слух). БУрят газ. Передают современные технологии. Какие там санкции… То-то я удивлялся- аэропорт еще полностью не открыт, а пограничный пост уже есть.
Несмотря на то, что аэродром полностью оборудован всеми необходимыми радиолокационными и навигационными средствами, причем самыми современными, он пока не сертифицирован полностью (процедура долгая и муторная. Даже право заправлять топливом они получили лишь недавно после длительных тягомотных согласований и комиссий). Поэтому диспетчерский пункт на аэродроме называется «Сабетта-информация» (т.е. официально он не имеет права управлять воздушным движением, давать разрешение на взлет или посадку, он лишь «предоставляет информационное обслуживание»- т.е. выполняет обычные диспетчерские функции- сообщает погоду на аэродроме, информирует о схеме захода на посадку и схему выхода после взлета, сообщает давление, «рекомендует» занять определенную высоту, но без выдачи разрешений). Любопытный нюанс- на финальном участке, на посадочной глиссаде, в ответ на запрос «К посадке готов!» отвечает не как положено «Посадку разрешаю», а «Полоса свободна!». То же самое на взлете- «К взлету готов!» - «Полоса свободна!». Т.е. ребята, полностью под вашу ответственность- хотите, садитесь, взлетайте, а я тут не при чем. Процедура такая, пока аэродром окончательно не сертифицируют. Причем из-за этого его пока нет даже в официальных сборниках АНИ (аэронавигационной информации, так называемый Jeppesen, в которых собраны данные всех сертифицированных аэродромов мира, включая африканские грунтовые). Приходится пользоваться полуофициальными схемами. Оформлены по всем правилам, но с большими водяными знаками «Внимание! Не использовать в сборниках!» (т.е. официально не одобрены). Но сотрудники аэропорта говорят, что дело движется, и достаточно живо (деньги очень серьезные заряжены).
Кстати, еще один забавный нюанс. Барометрические высоты для выдерживания схемы захода на посадку задаются в Сабетте в метрах, но по давлению QNH (кью-эн-эйч) (минимальное давление, приведенное к уровню моря), как делается во всем мире, включая самобытный Китай. Прикол в том, что Россия- единственная страна в мире (не считая Белоруссии с Украиной и постсоветских азиатских республик) летает не по QNH, а по давлению QFE (высота отмеряется от уровня ВПП). Наследие СССР. Разница в том, что QNH- более удобный и точный способ выдерживания безопасных высот в полете (особенно в горной местности). Для того, чтобы вычислить фактическое давление аэродрома (QFE), нужно от указанного диспетчером (или в сообщении автоматической службы посадочной информации ATIS) значения QNH (измеряется в гектопаскалях) отнять цифру превышения данной конкретной ВПП. К примеру, задан QNH 1004, превышение ВПП 04 в Сабетте составляет 14 метров, это примерно 1 гектопаскаль (1 гПа=11 м), значит, QFE будет 1004-1=1003. В обычных российских аэропортах именно это значение устанавливалось бы на электронном барометрическом высотомере при переходе со стандартного (1013, соответствует 760 мб) на давление аэродрома. А в Сабетте- как в «цивилизованном» мире- 1004. И уже ориентируясь по нему, происходит дальнейшее снижение и заход на посадку. Кроме того, полученное значение QFE(1003) умножаем на 0, 75 и получаем 752 миллибар. Это чтобы установить на аналоговых стрелочных высотомерах старого образца. Они давно уже применяются не для руководства, а для контроля.
Стандартное давление (1013 или 760) применяется при полетах на эшелоне (горизонтальный полет на высоте), и при снижении до «эшелона перехода» (высота, на которой нужно перестраивать высотомеры со стандартного на давление аэродрома)- который зависит от аэродрома, но, как правило, в России и равнинной Европе это FL40-50 (4000-5000 футов или 1200-1500 м), на горных аэродромах может и 2500 м быть. А китайцы не заморачиваются- у них по всей стране единый эшелон перехода- 3600 м (они упорно не переходят на футы, как весь остальной мир), хоть на равнине, хоть в горах. И высота перехода (когда наоборот, при наборе высоты нужно переставлять значение давления с аэродромного на стандартное) одна на всех- 3000 м. В России это, как правило, 800-1000 м. Значения превышения ВПП и значения эшелона/высоты перехода указываются в сборниках АНИ. Любопытно, что и в системе измерения высоты Россия пошла поперек всего мира. И нашим и вашим. Ниже высоты перехода – метры, от эшелона перехода и выше- футы (по белорусской модели). Вроде и в мировом тренде, но и не совсем «под пиндосов прогнулись»
Отношение в Сабетте (говорю про аэропорт) к работникам двоякое. С одной стороны- хорошие условия жилья и работы. Теплые просторные светлые помещения, оснащение рабочих мест по последнему слову техники, столовая внутри аэропорта для работников (цены: порция курицы- 42 руб, шницель – 54, «немецкий» суп (овощной с колбасой)-25 руб, гарнир- гороховое пюре- 6 (шесть) руб, гречка- 11, компот-11 руб.)
С другой стороны- зарплаты явно не западные (опять же про аэропорт, про остальных не знаю). Работают вахтовым методом- 28 дней здесь, 28 дней – дома. Зарплата – около 100 тыр. Вроде неплохо. НО. Оплата идет ТОЛЬКО за вахту. За пребывание дома денег не платят (во всяком случае, так работники говорят). На круг выходит по 50. Для севера совсем негусто. Большинство аэропортовских работников- из Самары (гендир Сабетты- бывший директор аэропорта Самары). Для Самары это неплохо, но и там особо не разживешься. Плюс к этому вахта летает одним самолетом из Самары. Иногородние (есть люди из Спб, Томска, из других неблизких мест)- добираются до Самары за свой счет.
Недовольных нет. Все рады, что смогли устроиться. В самой Самаре своя авиакомпания давно умерла, аэропорт скорее жив, чем мертв. С отменой туристических чартеров в Египет и Турцию пассажиропоток резко упал, персонал сокращают, с работой беда.
Так что попавшие работать в Сабетту считают себя счастливчиками.
Но и тут встречается быдло.
«Якорный арендатор» Сабетты- компания Ямал-СПГ-строит огромный завод производству сжиженного природного газа (даже на здании аэровокзала её символика), чтобы возить потом танкерами по всему миру (в Сабетте аж 2 порта-речной и морской). В рабочей столовой висит объявление «Работники Ямал-СПГ обслуживаются вне очереди». Из-за этого произошло полукурьез- полунедоразумение. Какой-то наглый тип с рыжей бородой и брезгливо оттопыренной нижней губой, одетый в гражданку без опознавательных знаков (обычно работники ходят в фирменных комбезах), подошел и просто отпихнул моего коллегу, взял поднос и встал к раздаче. Мы не опознали в нем работника Ямал-СПГ, да и наглость возмутила, тихонько начали мужика давить. Словами и действиями (выталкивать). Мужик начал угрожать- я вас вышлю, вам закроют сюда въезд! Потом достал телефон, и начал якобы давать команды по телефону- наведи камеры сюда, выясни что за люди и готовь депортацию! Типа, большой начальник (это при том, что связь, особенно местная, настолько нестабильная, что проходят в основном только СМС). При чем вся ругань происходила вполголоса, с «милыми улыбками». Видимо, для местных депортация- самое страшное наказание, и её малейшая угроза приводит самых буйных в чувство. Даже при том, что абсолютно никаких оснований для депортации нет (как в нашем случае). Видимо, произвол и бесправие тут абсолютное.
А у нас ничего, кроме улыбки эта «угроза» не вызвала. Депортируй. Если успеешь. Мы вылетаем отсюда сами через 2-3 часа. А еще лучше, если позвонишь в контору и скажешь им, чтобы нас больше сюда не посылали. Пускай в эту дыру другие летают. А то налет мизерный (всего час лететь), а геморроя выше крыши. То груз не подготовлен, то машин нет, то грузчиков отозвали, то у них рабочий день кончился (!), то еще что (обычные ситуации для России), то вдруг погода испортилась. И получается налет 2 часа за 2-3 дня. Зарабатывай и в чем себе не отказывай. Интересно, что мужик был настолько обескуражен нашей реакцией, что потом подошел к нашему столу и спросил «Мужики, вы что, прикалывались?» Он никак не мог поверить в нашу независимость. Видимо, привык, что люди наоборот, рвутся сюда, и чужаки вроде нас настолько редки. А экипажи прилетающих самолетов (регулярное пассажирское сообщение с Москвой довольно интенсивное- несколько частот в день, плюс вахтовые самолеты с газовиками и строителями из разных городов) не остаются ночевать, а стараются убраться отсюда поскорее. Так и ушел в недоумении.

На днях на Ямале первый в мире танкер-ледокол загрузили сжиженным природным газом. На это событие прилетел президент России Владимир Путин. Все интересные факты, которые нужно знать о Сабетте и заводе Ямал-СПГ - в этом материале.

Откуда на Ямале «итальянское название» Сабетта?

Сабетта - это вахтовый поселок у Обской губы Карского моря на восточном берегу полуострова Ямал. Свое имя поселок получил по названию местного рода самоедов Сабе, проживавших в этом районе и занимающихся оленеводством. Само название полуострова Ямал тоже самоедского происхождения и означает «конец земли» - Я-мал.

Так выглядит Сабетта с высоты птичьего полета. Действительно - конец земли

Интересно, что первоначально, в названии поселка была одна буква Т - Сабета. Но во время перезапуска богатого газом региона и придания, планируемого к постройке морскому порту, международного значения, название европеизировали добавив вторую Т. Теперь поселок звучит немного по-итальянски, с оттяжечкой - Сабетта. Правда, сейчас есть версия, распространяемая, в том числе и Википедией, что поселок получил название от реки Сабетта-яха, впадающей в этом месте в Обскую губу. На ненецком языке сабетта обозначает женский головной убор.

Из стойбища ненцев в поселок Сабета (еще с одним Т в названии) стала превращаться в 1980 году, когда сюда высадились геологи Тамбейской нефтегазоразведочной экспедиции, дислоцировавшейся ранее в Лабытнанги. Но к 2002 году в поселке осталось всего 19 жителей, и поселок Сабета был упразднен в 2006 году.

Как они там вообще живут и работают?

Северное сияние скрашивает вечера сабеттцев
Сергей Неверов

Полуостров Ямал - это болотистая равнина. Строить можно только зимой. А зима на Ямале - десять месяцев в году, несколько из них - полярная ночь. Морозы в минус 50 градусов - привычное дело для вахтовиков. Больше проблем доставляет шквалистый ветер. Работают там исключительно по вахтам. По три недели. Общежития укомплектованы по высшему разряду. Неизбалованные дорогими курортами рабочие сравнивают свои номера с трех- четырехзвездочными отелями. Алкоголь по всему поселку под строжайшим запретом. Не причащают кагором даже в местной церкви. Замеченные в нетрезвом состоянии платят приличные штрафы с пятью нулями, а их работодатели - с шестью.

Развлечений в поселке мало, но работает интернет, и в социальных сетях есть несколько активных групп. Одна из них «Сабетта Супер! (Ямал СПГ)» в сети «ВКонтакте» имеет почти 20 тысяч подписчиков.

Питание очень приличное, но чтобы попасть в столовые, иногда приходится жестко отстаивать свое право. Контингент в подавляющем большинстве мужской, и вахтовики иногда по-мужски снимают напряжение. Среди развлечений также просмотр северного сияния и моржевание. Дружить с местной фауной настоятельно не рекомендуют. Белый медведь может попробовать на вкус просто из любопытства, а песцы, которые прогуливаются по поселку в поисках подачек, могут заразить бешенством.

Такое световое явление обычно для полярной зимы и искусственного света
Айрат Басареев

Храм Сабетты, где не причащают вином
Андрей Старостин

Моржевать в Сабетте можно прямо с моржами Алексей Иванов

Правда ли, что в Сабетту нельзя долететь посторонним?

В Сабетте отстроен и введен в эксплуатацию международный аэропорт. Из Москвы летает Red Wings, в Москву - АК «Ямал». Также есть рейсы из Нового Уренгоя и Салехарда. Официально на все эти рейсы билеты не продаются. Но подсесть к вахтам можно почти всегда, заранее договорившись с приглашающей стороной или с авиаперевозчиком.

Досмотр багажа в аэропорту Сабетта ведется на предмет ввозимого алкоголя. Любое количество и качество алкогольных напитков изымут службы безопасности. Отказаться от досмотра багажа можно, заплатив штраф в 50 тысяч рублей.

Международный аэропорт Сабетта
Андрей Старостин

Для чего Сабетте морской порт, да еще и международный?

Международный морской грузовой порт в Сабетте начали строить в 2012 году, уже в 2013-м он стал принимать грузовые суда. Окончательно морпорт был готов в этом году - к приходу первого и пока единственного в мире газовозного танкера ледокольного типа. Сам завод по сжижению природного газа достраивается на территории морского порта, чтобы жидкий газ можно было сразу закачивать в танкеры и отправлять по Северному Морскому пути. Первый танкер-ледокол отправится с СПГ прямиком в Китай.

«Кристоф Де Маржери» проходит сквозь 2,1-метровую толщу льда сам
Дмитрий Лобусов

Пробный коммерческий рейс танкер-ледокол Christophe de Margerie из Норвегии в Южную Корею по всему Северному Морскому пути прошел за 19 дней. Это на 30% быстрее, чем через Суэцкий канал. В этом главное преимущество Северного Морского пути (СМП). А еще СМП - самый короткий между Европейской частью России и Дальним Востоком - расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по нему составляет чуть больше 14 тысяч км.

Емкости закачаны природным газом Ямал СПГ

Ловля