Во ле виконт кабинет игры. Во ле виконт или замок фуке


Вторым замком дня стал Во-ле-Виконт. Если про Фонтенбло я и раньше знал, то о Во-ле-Виконт услышал впервые. Эта усадьба-дворец XVII века расположена около города Мелён как раз между Фонтенбло и Парижем...

Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

Замок был построен в 1658-61 гг. для Николя Фуке, виконта Во и Мелёна, суперинтенданта финансов при Людовике XIV .


Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

В 1641 г. 26-летний Фуке приобрёл небольшое поместье Во-ле-Виконт, удобно расположенное вблизи дороги, соединявшей королевские резиденции в Фонтенбло и Венсене. 15 лет спустя, достигнув должности главного финансиста Франции, Фуке затеял постройку лучшего по тем временам частного дворца Франции, пригласив трёх крупнейших профессионалов своего времени - архитектора Луи Лево, ландшафтного архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрена.


Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

Входной билет в замок и парк стоит 16 евро.


Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

Здесь можно увидеть портрет самого Николя Фуке (1615-80).


Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

Кардинал Мазарини сделал Фуке суперинтендантом финансов в 1653 г.


Комната Николя Фуке (Сhambre de Nicolas Fouquet)

Управление Фуке ознаменовалось приведением финансов в полное расстройство и систематическим расхищением государственной казны.


Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

Сначала его сдерживал другой суперинтендант, Сервиен, но после смерти последнего в 1659 г. грабежу уже не было больше пределов.


Спальня

Одна из самых красивых комнат дворца - комната муз (её украшают изображения 8 муз). 5 гобеленов посвящены богине Диане.


Комната муз (Chambre des muses)

С 1654 г. Фуке перестал вести ведомость получаемых доходов, тратя громадные суммы на постройки, празднества, любовниц и шпионов.


Кабинет игр

Фуке окружали художники и писатели, которым он покровительствовал (Мольер , Лафонтен и др.).


Библиотека

Даже король Людовик XIV прифигел от роскоши дворца и задался вопросом - на какие шиши это всё отгрохано?


Комната Людовика XIV

Фуке посылал королю финансовые ведомости, уменьшая цифры расходов и увеличивая цифры доходов, и не подозревал, что король вместе с главной правительства Кольбером стал тщательно проверять эти ведомости. Судьба Фуке была решена.


Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

В итоге, в 1661 г. Николя Фуке был арестован (кстати, всем известным нам дАртаньяном).


Буфетная

Последние 15 лет жизни Фуке провёл в заточении в замке Пиньероль (ныне город Пинероло около Турина). По одной из версий именно он является таинственным узником в железной маске.


Железная маска (Le masque de fer)

Кстати, в Во-ле-Виконт снимались сцены из фильма "Человек в железной маске" (1998) с Ди Каприо. А ранее замок поучаствовал в съёмках одной из картин про Джеймса Бонда - "Лунный гонщик" (1979).


Кухня

В комплексе также есть конюшни с экспозицией карет, но они, к сожалению, прошли мимо моего внимания.


Конюшни

После экскурсии у нас было свободное время на осмотр парка и обед. А т.к. шёл дождик, то я принял тактическое решение начать с обеда. И не прогадал.


Конюшни

По просьбам некоторых читательниц я теперь буду изредка баловать фотками своего скромного пропитания.


Обед

За соседним столиком расположилась вот такая колоритная пара.


Ресторан

Не знаю, насколько подобные маскарады проходят регулярно, но в этот воскресный день парк был заполнен людьми в старинных костюмах.


Парк

Кто-то уже приехал в своём костюме, но т.к. не у всех дома есть одежда мушкетёра, то в Во-ле-Виконт можно взять наряд напрокат.


Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

В итоге тех, кто был в обычной одежде, было даже меньше, чем дам в роскошных платьях.


Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

Дождик прошёл, погода быстро пошла на поправку, и люди уже стали отдыхать на лужайках.


Статуя

Парк спроектировал лучший ландшафтный дизайнер своего времени Андре Ленотр. Позднее он создаст сад и в Версале.


Парк

В центральной части парка разместились два бассейна Тритона с фонтанами.


Бассейн Тритон (Bassin des Tritons)

Большой квадратный бассейн именуется зеркалом, т.к. хорошо отображает окружающие объекты.


Большое Зеркало (Grand Miroir Carre)

Большой канал имеет длину 875 м и ширину 35 м.


Большой Канал (Grand Canal)

Рядом льются фонтанчики, которые не видны со стороны замка.


Фонтан

Целая площадка была выделена воздушным змеям. Мастера показывали высокое искусство управления ими.


Воздушные змеи

Парк украшают многочисленные скульптуры.


Статуя

А сад имеет красивые узоры.


Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

Сам замок со всех сторон окружён рвом с водой.


Замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte)

Под конец совсем распогодилось, но нам уже было пора возвращаться в Париж...

Я наконец сподобилась написать про посещение Во-ле-Виконта, замка рокового для его владельца - сюринтенданта финансов короля-Солнце Николя Фуке. Все, кто читал или смотрел "10 лет спустя, или Виконт де Бражелон", знают, что замок этот был предвестником Версаля. Именно с его конфискации началось строительство королевской резиденции. Именно авторы Во-ле-Виконта: Луи Лево, Шарль Лебрен и Андре Ленотр - были главными строителями Версаля.
Доехать до замка очень просто: от Лионского вокзала до вокзала Мелена (gare de Lion - Melun), а от вокзала ходит автобус до замка, расписание которого есть на официальном сайте замка. Замок находится в частном владении, стоимость билета сравнима с тем же Версалем, но он стоит этих денег (хотя с этим не все согласны))).
Если вы не успели утром покушать и прибыли в замок прилично оголодавши, можете сразу подкрепиться в местном кафе:


Мы скушали там по невероятно нежной свиной рульке с картошкой фри. Очень сытно и очень вкусно!
После кофе на террасе пошли мы дальше, смотреть замок. Сначала проходите через этот двор



и, пройдя под аркой, поворачиваете направо, в бывшие конюшни замка, где сейчас находится музей экипажей.


Конюшни достаточно большие по протяженности, и экспонатов там не мало. Старинных карет времен Фуке нет, все более позднее, но все равно очень интересно.


Очень понравились помещения с обстановкой:


Сам замок очень маленький по сравнению со своим младшим братом, но он невероятно красив своей полной симметричностью и компактностью. И он более домашний, чем помпезный Версаль.


Задержимся на ступеньках входа


Итак, мы внутри. Ну что же, начнем впитывать дух опального замка, за строительство которого Фуке поплатился свободой. Вот сам сюринтендант финансов.


А вот молодой король, который позавидовал богатству своего министра. Не безосновательно позавидовал между прочим: королевская казна в это время пустовала, а министр, понимаешь, такие праздники закатывает в своем новом имении.


И кардинал Мазарини, при котором Фуке начал проворачивать финансовые махинации с казной, не забывая отстегивать и кардиналу, и королевской казне, ну и себе любимому)))


Архив в прихожей сюринтенданта, принадлежавший следующему владельцу замка - маршалу де Виллару. Надо сказать, что конфискованный дворец через 10 лет был возвращен супруге Николя Фуке, но возвращен уже в разграбленном виде: все ценности были перевезены в строившийся Версаль. А после смерти сына Фуке замок перешел во владение маршала де Виллара. В архиве на коробках надписи: земли сеньории Во-ле-Виконт, земли сеньории Бланди и Муазене и другие.

О! Тут получилось поймать в кадр девочку в платье принцессы))) На входе для детей можно попросить костюмы. Там были еще два мальчика в костюмах мушкетеров, но поймать их в кадр было не возможно, они носились по комнатам как угорелые)))


А мы попадаем в следующую комнату: кабинет Фуке. Фотка получилась плохая, уж простите (((


За кабинетом идет спальня Фуке, которая потом была и комнатой маршала Виллара в 1705 году, ну и остальные владельцы тут пожили)))

Потолок и гобелены спальни.


Кто помнит про остров Бель-Иль, где нашел свою смерть Портос в погоне за Арамисом? Это план цитадели Бель-Иль, которую также построил Фуке, не сам, конечно, булыжники ворочил, но был владельцем и платил точно он)))

Как обычно, каждые два года мы с коллегами ходим в баню - посещаем авиасалон в Ле Бурже под Парижем – о нём песнь отдельная, если она вообще будет (юбилейное десятилетие посещения Парижа я отметила там же). В этом году маршрут оказался более насыщенным и помимо Парижа мне удалось побывать еще и в четырех французских замках.

Отработав в ночь с 18 на 19 июня на празднике выпускников "Алые паруса" в Питере, в 7:30 утра мы двинули на Париж. Вылет нашего "Эйр Франса" задержали аж на полтора часа. Сразу по приезду меня с подругой забросили на выставку, где мы благополучно побегали полчаса вокруг самолетов и вернулись к автобусу, который ждал группу товарищей для экскурсии в замок. Поехали!

Первым замком, который мы посетили во Франции, оказался Во ле Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte), принадлежавший когда-то суперинтенданту финансов Николя Фуке. Те, кто читал у Дюма "Виконт де Бражелон", наверняка помнят эту личность. Его расцвет и изгнание состоялись при жизни Людовика XIV – Короля-Солнце.

В двух словах – став министром, Фуке систематически расхищал государственную казну и тратил деньги на развлечения. И в конце концов попался. Единственное, что осталось из того, что можно потрогать, оказался как раз замок Во.

Король конфисковал замок у Фуке в 1661 году, когда арестовал его и отправил в вечную ссылку. Интересно, что Николя и месяца не удалось пожить в новом замке – новоселье состоялось 17 августа, а 5 сентября его арестовал известный нам лейтенант (тогда еще) королевских мушкетеров Д"Артаньян.

Сама постройка является первым образцом стиля Людовика-XIV, в аудиогиде говорится о том, что Во ле Виконт послужил прототипом Версаля.

На решетке с обратной стороны фасада я видела изображение белки – оказывается, это дворянский герб Фуке – карабкающаяся белка. А выгравированная подпись Quo non ascendam? – куда не заберусь? - интерпретируется как «Каких высот достигну». Кстати, На бретонском наречии Fouquet значит белка. Так что переводя на наш язык, Николя Фуке был просто Коля Белкин.

Вход в замок стоит 13 евро, аудиогид – 2. Можно брать гида на двоих – отличный звук слышно без прикладывания к уху. Чтобы осмотреть все залы и прослушать гида, надо часа два.

При входе в замок находится шикарнейший музей карет и дилижансов XIX века. Можно проследить путь от маленькой коляски до "маршрутки" на шесть человек. Все детали в безукоризненном состоянии, так и хочется всё потрогать и посидеть на козлах.

Проходя по комнатам замка, я заметила группу детей в старинных костюмах в сопровождении гида и нескольких взрослых. Оказывается, за несколько евро на вашего ребенка подберут платье фрейлины (прынцессы, королевны, на выбор) или костюм пажа (прынца, графа т.д.) и в таком виде он может путешествовать по замку до конца экскурсии. По-моему, это прекрасно! Кстати, ни один ребенок не носился по замку, все чинно усаживались по-турецки вокруг гида и с интересом (!!!) слушали его рассказы. Сама гид тоже была в старинном костюме и наверняка рассказывала не занудную историю (к сожалению, французский – не мой конёк), а живые картины из жизни обитателей замка и смотреть на них было одно удовольствие!

В некоторых комнатах стояли манекены с 3-D лицами в позах "диалог двух и более лиц" и показывали сценки из жизни Фуке (арест во всей красе, например). Я поначалу даже не поняла – казалось, что там реальный человек в костюме стоит и вещает через микрофон. Шикарно!

Также можно забраться на крышу замка рядом с колокольней с прекрасным видом сверху – но не все знают путь к лестнице наверх (мимо девушки за столиком на втором этаже). В коридоре выставлены строительные чертежи и схемы тех лет (4 века прошло!!!), очень интересно выглядит проект винтовой лестницы.

Сверху открывается отличный вид на парковый ансамбль – это уже смотрите на фотографиях, описывать сложно.

В полуподвальном помещении можно посмотреть кухню и винные погреба. Выражение "сияет, как медный таз" мне стало понятно после того, как я увидела посуду на этой кухне. Все настолько реальное, что опять хотелось всё поюзать и постучать чем-нибудь по кастрюлям, чтобы выбить гулкий звук.

На обратном пути мы присели к кафешке прямо на территории замка и с удовольствием откушали Шабли с вонючим сыром. Дорого (45), но после бессонной ночи Шабли открывает второе дыхание.

В сувенирной лавке на выходе можно купить прикольную мягкую белку и тучу пылесборников с изображениями замка.

Как добраться? Конечно же, на личном автомобиле или заказав экскурсию. Я этим вопросом не озадачивалась, т.к. все было включено, но для справки – Во ле Виконт находится в 42 км на юг от Парижа (это если по прямой) в окрестностях Мелёна, не доезжая Фонтенбло.

До станции Melun ходит зеленая ветка RER (час езды, шестая зона, наверное около 12-15 евро), а там пять с небольшим километров, дальше наверняка есть какой-нибудь автобус или на крайняк можно взять такси.

Во-ле-Виконт (фр. Château de Vaux-le-Vicomte) – классическая французская усадьба-дворец XVII века, расположенная в 55 км к юго-востоку от Парижа. Построена в 1657 – 1661 годах для Никола Фуке, суперинтенданта (министра) финансов при Людовике XIV.

В 1641 году 26-летний Фуке приобрел небольшое поместье Во-ле-Виконт, удобно расположенное вблизи дороги, соединявшей королевские резиденции в Фонтенбло и Венсене. 15 лет спустя, достигнув должности главного финансиста Франции, Фуке затеял постройку лучшего по тем временам частного дворца Франции, пригласив трех крупнейших профессионалов своего времени – архитектора Луи Лево, ландшафтного архитектора Андре Ленотра и художника по интерьерам Шарля Лебрена. Сотрудничество трех мастеров произвело памятник, ставший первым образцом стиля Людовика XIV, который опирался на единство архитектуры, внутреннего убранства и парковых ландшафтов.

17 августа 1661 года Фуке справил торжественное новоселье, на котором выступали Мольер и Лафонтен. Вечером было устроено грандиозное представление. Сад осветился тысячами огней, отражавшихся в каскадах и фонтанах. Фуке пригласил весь свет и самого Людовика XIV, который соизволил милостиво согласиться самолично взглянуть на результат стараний одного из своих ближайших подданных. Фуке рассчитывал произвести сильное впечатление и тем самым еще больше укрепить свои позиции при дворе.

Новый грандиозный дворец был построен на приподнятой платформе на месте снесенного средневекового замка и занимал доминирующее положение во всей композиции парка. Окружавшие замок рвы были заново отделаны суровым песчаником и наполнены водой, они скорее напоминали огромные зеркала, чем фортификационные сооружения. По обе стороны от дворца были построены симметричные службы и конюшни. Все было сделано с расчетом поразить воображение. Интерьеры были под стать.

Но самое удивительное ждало гостей вне стен дворца. Со ступеней широкой террасы их восхищенным взглядам открылся сад. Это теперь, с высоты времени, мы называем Во «первым истинно французским парком», «первым шедевром Ленотра», «первым регулярным ансамблем такого масштаба», а для современников Фуке сравнить увиденное было не с чем – все здесь действительно было впервые. Никому не известному сыну садовника Фуке рискнул дать полную свободу самовыражения, и Андре Ленотр превзошел его ожидания.

Общая территория парка дворца охватывала 100 га. Огромное открытое пространство парка расстилалось как единый узорный ковер с яркими цветниками, бассейнами и каналами, где в спокойной глади воды отражалось небо. Размах плана имения Во-ле-Виконт удивлял не только современников Фуке и Ленотра. Трехкилометровая осевая композиция с грандиозным дворцом в его смысловом центре продолжает поражать воображение посетителей и в наши дни.

Главная ось сада уходит вдаль от дверей дворца до гигантской статуи Геркулеса, которая отсюда кажется темной точкой на фоне леса. Этому способствуют и многочисленные водоемы самых различных форм и размеров, от небольших фигурных «лужиц» до гигантского канала, «инкрустированные» в ткань партеров и контрастирующие с зеленью – то отливая свинцом в ненастные дни, то сияя лазурью под синим небом. Это – одно из нововведений Ленотра. Во всех своих проектах он задействовал огромное количество воды. И тут молодой Ленотр проявил себя, как бы мы теперь сказали, не только одаренным ландшафтным дизайнером, но и гениальным инженером по землеустройству.

Другая заслуга Ленотра – создание первого истинно французского вышивного партера (фр. parterre de broderie). Земля под партером в Во действительно как будто вышита арабесками из стриженого вечнозеленого самшита по канве из бордового битого кирпича и переливающегося черно-серого измельченного антрацита. Поверхность между линиями арабесок замульчирована битым кирпичом и антрацитом не только из эстетических соображений, но и из практических – так садовникам легче перемещаться по рисунку, прикладывать лекала для стрижки и тщательно собирать все упавшие обрезки. Партер как таковой не был изобретением Ленотра, но здесь он довел его до предельной чистоты и совершенства.

При строительстве парка Ленотр расположил основные видовые точки вдоль главной оси, стержня пространственной композиции ансамбля, создав глубокие перспективы парка. Картина менялась при движении в глубину сада, перспектива объединяла общий вид, но каждый раз по-новому. В каждой точке появлялись новые части сада: то это были ажурные партеры, то зеркала бассейнов, то водная гладь канала. Попеременно они становились главными героями очередной сцены, и каждый раз при взгляде вдоль оси открывалась новая перспектива, соединяющая сад в единый аккорд.

Первый знаменитый праздник в Во-ле-Виконте стал триумфом его создателей и крахом владельца. Молодому королю понравилось все: и чудесный дворец, и богатые сады, которым не было равных в Европе. Не понравился только хозяин, который так неразумно и расточительно тратил деньги государства, а значит, короля. Немного подумав, он отдал приказ об аресте Фуке, а архитекторы и художники из Во были привлечены к строительству королевского дворца Версаль. Туда же перевезли и большинство скульптур из парков Во-ле-Виконт.

Сам Фуке провел 19 лет в тюрьме и умер там в нищете и безвестности в 1680 году. Правда, его жена через десять лет после конфискации получила Во-ле-Виконт обратно. Поместье еще не раз переходило из рук в руки и чудом избежало разрушения во время французской революции. Именно в эти годы обсуждалась идея передачи его в пользу нации, но, по-видимому, для государства это оказалось обременительно. Впрочем, чего не сделали люди, довершило время: прохудились крыши, рухнули стены дворца, а бывшие вышивные партеры вконец заросли бурьяном.

В 1875 году Во купил Альфред Сомье, сахаропромышленник, и с тех пор имение принадлежит его потомкам. Больше столетия они постепенно, по крупицам, собирали и восстанавливали то, что Фуке создал за пять лет. Грандиозный садовый ансамбль в наши дни предстает перед изумленными зрителями в полном блеске былого великолепия и открыт для посетителей в любое время года.

Самостоятельное путешествие по французским городам позволило мне добраться до дворца Во-ле-Виконт из Парижа, увидеть достопримечательности Мелена, выяснить, где можно поесть после осмотра дворца Во-ле-Виконт; хотите знать больше - читайте отчёт о путешествии по Франции

Вот ведь как бывает: ансамбль Версаля известен во всём мире, тогда как про дворец Во-ле-Виконт знают немногие – спроси кого, пожалуй, не всякий образованный человек сразу скажет, что это за достопримечательность, откуда она взялась и где находится. А ведь Во-ле-Виконт дал жизнь Версалю, и это как раз тот случай, когда отпрыск затмил своего отца…

Проблема тут во многом обусловлена разной историей этих комплексов, один из которых был всё время на виду, тогда как второй долго пребывал в забвении, на периферии общественной жизни. Кроме того, играет свою роль и сложность транспортного сообщения: чтобы попасть в Версаль, надо затратить минимум усилий, самостоятельно добраться до дворца Во-ле-Виконт из Парижа на порядок сложнее – даже в Шантильи попасть легче. То есть поначалу дела идут просто, и если сесть на электричку в сторону Мелена, то максимум через тридцать минут будешь на месте. Это пятая зона парижской агломерации, для проезда лучше всего использовать карточку «Navigo Decouverte » или однодневную «Mobilis », оно дешевле будет, чем покупать билет туда и обратно. То есть на первом этапе проблем никаких, проблемы будут дальше. Теоретически, можно добраться до дворца Во-ле-Виконт на пригородном автобусе, отправление которого привязано к прибытию некоторых поездов с Лионского вокзала; скажем, те, кто решил в Во-ле-Виконт доехать из Парижа на составе в 9:19, сойдут на перрон Мелена в 9:44 и успеют сесть на рейс в 10:00. Тут всё классно, и зазор достаточный, вот только автобусы до Во-ле-Виконт отправляются всего 5 раз в день, и это сильно ограничивает варианты посещения. Стоит сделать ошибку, и вся поездка окажется скомкана – скажем, привлекательной кажется линия D системы RER , тянущаяся в эти края из центра Парижа, вроде как сел в вагон и не надо бегать по Лионскому вокзалу, искать, откуда отправляются поезда до Мелена. На самом деле, такой вояж займёт уйму времени, больше часа против 25, если ехать напрямую. Вдобавок, RER работает сама по себе, автобусы до замка Во-ле-Виконт с ней не стыкуются. Так что лучше всё-таки использовать прямую электричку, оно проще будет. Ну а если что-то не срослось, тогда можно скоротать время, гуляя по окрестностям – это только на первый взгляд городок кажется непритязательным, я досконально выяснил, что можно посмотреть в Мелене, и получил массу удовольствия от прогулки.

Итак, сойдя с поезда, гости из Парижа должны сразу при выходе из вокзала пройти наискось через прилегающую площадь влево, чтобы оказаться на Avenue Gallieni, откуда отправляются автобусы до Во-ле-Виконт. Проезд стоит 8 евро за вояж в оба конца, билеты можно купить у водителя. Дорога занимает примерно три четверти часа, маршрут проложен через город, попутно можно оценить достопримечательности Мелена, а на обратном пути имеет смысл сойти в центре и, полюбовавшись пейзажами, дотопать до вокзала своим ходом, благо там идти минут 15-20.

Так вот, добраться до Во-ле-Виконт самостоятельно реально, но только по выходным, в будние дни автобусы из Мелена в замок не ходят. Да и в субботу-воскресенье туристы вынуждены действовать по жёсткой, привязанной к определённому расписанию схеме: надо ехать из Парижа с утра пораньше, ибо последний рейс от дворца Фуке к станции по выходным уходит в 16:44, дальше что хочешь, то и делай. Летом проще, в период с мая по сентябрь назначаются дополнительные автобусы из Во-Ле-Виконта, поскольку там в субботу и воскресенье проводятся экскурсии по дворцу при свечах. Можно, конечно, и пешком дойти до замка от Мелена, восемь километров не такая уж большая дистанция, но это для любителей прогулок, хотя узнав, сколько стоит такси от вокзала до дворца Во-ле-Виконт, можно и в пешеходы заделаться – тариф минимум 20 евро в одну сторону, и, скорее всего, с туриста, не владеющего французским, постараются содрать ещё больше.

Лично на мой взгляд, удобнее всего добраться до замка Во-ле-Виконт на машине. Качество дорог в окрестностях Парижа приличное, если переждать утренние пробки и выехать, как мы, после одиннадцати, времени на дорогу уйдёт минимум. Единственное, что может смутить автомобилистов, так это полное отсутствие указателей на главную достопримечательность округи. Если возникнут сложности с навигацией, чтобы доехать до Во-ле-Виконт, лучше ориентироваться на деревушке Rubelles и, проехав её со стороны Мелена, дальше миновать круговую развязку, чтобы почти сразу свернуть с трассы D636 на длинную аллею – она то и приведёт куда нужно. Парковка у дворца есть, она бесплатная, всё продумано…

Ну вот, теперь можно начинать осматривать Во-ле-Виконт, раз вопрос, как самостоятельно доехать, решён. На ансамбль надо отвести минимум 3 часа, лучше даже будет отдать ему даже часов пять-шесть, тогда удовольствия будет значительно больше.

История дворца Во-ле-Виконт начинается в 1641 году, когда молодой чиновник Николя Фуке купил небольшой замок в сорока километрах от Парижа. Тогда никто и помыслить не мог, что случится дальше. А случилось вот что: продвинувшись по карьерной лестнице до поста министра финансов, Фуке получил возможность распоряжаться огромными суммами и, по мнению недоброжелателей, изрядную часть казны потратил на обустройство своего имения. Кое-кто из специалистов полагает, что министр на самом деле не был таким уж отъявленным казнокрадом, и его ловко оклеветали политические противники, не желавших, чтобы Фуке сменил у кормила власти кардинала Мазарини. Но так как Александр Дюма изложил версию с растратами в своей бессмертной трилогии про мушкетёров, все знают, на какие деньги был выстроен дворец Во-ле-Виконт.

Деньги на его обустройство пошли действительно немалые, и результат превзошёл все ожидания. Когда в 1661 году король Людовик XIV вместе с придворными явился отмечать новоселье по приглашению любезного хозяина, удивлению гостей не было предела. Ещё бы, над оформлением ансамбля работала та же троица мастеров, которая потом создала Версаль – архитектор Луи Лево, художник-декоратор Шарль Ле Брюн и специалист по паркам Андре Ленотр действовали в связке и составили себе репутацию как раз на данном проекте. Ошарашенный монарх, прикинул, что к чему, и через три недели Фуке оказался в тюрьме, а его имение конфисковали. Когда к западу от Парижа началось строительство Версальского дворца, туда перебрались не только Лево, Ленотр и Ле Брюн, но и масса мебели, скульптур, гобеленов и другого добра. Когда бывший министр сгнил в тюрьме, отбывая пожизненный срок, его владения пошли по рукам, и конец XIX века Во-ле-Виконт встретил в полном запустении. Крутой поворот в судьбе ансамбля случился после того, как его выкупила состоятельная семья Семье. Вложив в реставрацию огромные суммы, семейство сумело привести дворец в надлежащий вид и в 1968 году достопримечательность открыла ворота для всех желающих. Так что готовьте денежки, зрелище будет ещё то. Лучше всего на данный случай иметь на руках «Paris Museum Pass », тогда можно посетить дворец Во-ле-Виконт бесплатно, иначе придётся выложить 16 с половиной евро. И не стоит обманываться другими цифрами на табло у кассы: тот билет, который стоит 10 евро, позволяет только посещение парка, главное здание по нему не доступно. А там есть на что взглянуть, так что экономить не резон…

Замечу, что у посетителя может появиться ещё одна статья дополнительных расходов, и это не сувениры, которые продаются в помещении кассы: за 3 евро можно взять аудиогид по дворцу Во-ле-Виконт, плюс для собственного удобства имеет смысл арендовать электромобиль, чтобы осмотреть парк как можно более полно – 45 минут поездки обойдутся в 15 евро, и так как в машину помещаются 4 человека, на компанию получается не так уж дорого. Площадь комплекса достигает 100 гектаров, там не находишься…

Рассказывать о том, как выглядит парк и дворец Во-ле-Виконт, бессмысленно, эту красоту надо видеть. Не зря же, в конце концов, над оформлением территории несколько лет трудились тысячи людей. Тогда, с техникой XVII века, был полностью преобразован рельеф, вырублены тысячи деревьев, превратилась в аккуратный канал протекавшая мимо река. Даже меня, человека, который видел множество красивых уголков по всему миру, впечатлили виды ансамбля Во-ле-Виконт. И, что немаловажно, «Версаль в миниатюре» почти полностью лишён туристических толп, которые заполняют его именитого потомка под завязку. Тут всё камерно, по свойски, и если за день явится несколько туристических групп, они не помешают размеренной прогулке самостоятельного путешественника…

Я уже сказал выше, сколько времени нужно на посещение дворца Во-ле-Виконт, и по-хорошему нужно выделить для поездки за город целый день. А когда каналы, боскеты, цветники, фонтаны переполнят впечатлениями, можно дополнить сложившуюся мозаику новыми элементами: достопримечательности Мелена вполне заслуживают внимания. Заодно там и с обедом вопрос решится, Во-ле-Виконт по этой части совсем плох.

Прежде чем рассказывать о том, что можно посмотреть в Мелене, освещу вопрос с парковками, раз уж мне пришлось его решать. Центр города превращён в пешеходную зону, там вообще ловить нечего, лучше вообще в пределы исторического ядра не соваться. На карте обозначены несколько паркингов, почти все они платные, за право оставить машину на улице тоже придётся заплатить. Я нашёл только два места, где можно бесплатно припарковаться в Мелене рядом с центром. Одно находится на островке, аккурат под виадуком трассы E606, ориентиром станет Ботанический сад. Вторая парковка устроена на другом берегу Сены, рядом с тем же виадуком, там, где Rue de la Montagne du Mee втыкается в набережную. Здесь и мест для машин побольше, и оттуда удобнее идти до центра.

Первым долгом я бы рекомендовал прошвырнуться по округе, а достопримечательности Мелена оставить на потом: городок очень неплох, окунаясь в его неторопливую жизнь поневоле расслабляешься и перестраиваешься на новый, размеренный ритм. Заодно по время прогулки можно будет наведаться в местный турофис и разжиться полезной информацией. Контора расположена на углу Rue Paul Doumer и Rue du Ge ne ral de Gaulle, в самом сердце старых кварталов. Там посетителю как минимум достанется карта города с указанием всех мест, что можно посмотреть в Мелене, пригодится и брошюра про достопримечательности; стоит также прихватить буклеты, рекламирующие гостиницы и рестораны.

Главные достопримечательности Мелена сконцентрированы в двух районах – тот, где находится турофис, это Saint-Aspais , а островок посреди Сены обозначен как Saint-Et ienne. Пейзажи речной набережной чертовски живописны, но сперва нужно посвятить время старому городу. Над ним возвышается церковь Сен-Аспе, заметнее этой достопримечательности Мелена ничего нет. Это единственный на всю Францию храм в честь данного святого. Конструкция возведённого в XVI века здания претерпела с течением лет существенные изменения, сейчас постройка привлекает внимание необычностью формы. Колокольня так и вообще выглядит так, словно сторонится здания – складывается впечатление, будто строители хотели подпереть левую стену цепочной аркбутанов, как и правую, но потом с похватились, что забыли про башню, вот она и появилась. Подивившись на то, как незаурядно выглядит церковь Сан-Аспе, попробуйте попасть внутрь неё, чтобы оценить виражи, стилизованные под старину.

Интерес также представляет мэрия, оформленная так, как принято во французских городках. Её выстроили в середине XIX века, получилось весьма неплохо. Перед фасадом установлен памятник французскому писателю Жаку Амио, местному уроженцу, которым горожане очень гордятся.

От одной достопримечательности Мелена переходим по углу Rue Paul Doumer в другой: площадь Сен-Жан тоже смотрится неплохо. По её периметру расположилось несколько ресторанов, это неплохое место, где можно недорого поесть после визита в Во-ле-Виконт. На площади цепляет взгляд фонтан необычной формы, три его фигуры изображают крупнейшие реки региона. Попробуйте-ка ради интереса определить на досуге, кто из них Сена, а кто Марна…

Что ещё можно посмотреть в Мелене, так это кварталы района Сент-Этьен. Он целиком занимает остров посреди реки, и что с левого берега, что с правого выглядит привлекательно. Это его панораму я увидел, когда впервые проезжал через город, и как раз она надоумила меня не просто добраться до дворца Во-ле-Виконт из Парижа, но и выделить время на осмотр Мелена.

Значит, перебравшись через один из рукавов Сены, надо сразу выйти к церкви Богоматери. Местный Нотр-Дам, само собой, не чета парижскому, однако вид у него в высшей степени достойный. Самые старые части храма датируются первой половиной XI века, хотя окончательный вид здание приняло гораздо позже, после того как его отреставрировали уже в наши дни – больно уж серьёзные повреждения оно получило по ходу Второй Мировой войны. Интерьеры так и вообще закончили восстанавливать только несколько лет назад.

В паре кварталов от церкви находится музей Мелена. Те, кому история городка не кажется захватывающей, должны помнить, что музейные коллекции занимают дом, ранее принадлежавший Николя Фуке; министр квартировал в нём до тех пор, пока не была закончена его загородная резиденция. Словом, постройка заслуженная, аутентичная, характерный пример архитектуры XVI века. Кроме того, в её стенах периодически устраиваются художественные выставки, и это шанс увидеть творчество местных авторов. Вход в музей Мелена стоит 2 евро, доступ публики открыт с 14 до 18 часов со среды по воскресенье.

Пройдя ещё дальше к западной оконечности острова путешественник достигает университетского комплекса. Его корпуса не особенно интересны, а вот дальше лежит Ботанический сад, и это место из тех, что можно посмотреть в Мелене. Площадь сада относительно невелика, всего несколько тысяч квадратных метров, зато атмосфера приятная, глаз радуют сразу и пейзажи Сены, и красивые деревья. Тут вам и платаны, и буки, и кедры, и множество цветов. Я с большим удовольствием немного отдохнул на скамейке в окружении французской природы, прежде чем садиться за руль и выезжать на трассу.

Теперь настало время сдержать обещание и вернуться к теме питания. Вопрос, где можно поесть в Мелене всегда актуален, после осмотра дворца Во-ле-Виконт и прогулок по тамошнему парку на свежем воздухе аппетит прорезается зверский. Чтобы не терять времени попусту, рекомендую искать рестораны на улицах пешеходной зоны. Там не каждом шагу попадаются приятные заведения, у многих столики стоят на улице – дополнительный плюс в хорошую погоду. Всё хорошо, окромя цен: в большинстве случае обед обойдётся в 20-25 евро. Чтобы уменьшить расходы, надо искать спецпредложения; точно могу сказать, что они есть как минимум у пары ресторанов на Place Saint-Jean. Высматривать следует надписи типа «Formule du jour », это комплексные обеды из дежурных блюд. Посетителю предлагается ограниченное меню из трёх-четырёх наименований еды, зато цена фиксированная. Иными словами, сделав выбор, допустим, между салатом и супом, получаем на второй говядину, рыбу или курицу, заканчиваем трапезу мороженым либо кусочком торта, и выходит, например, 12.50 евро за всё про всё, без учёта воды или вина. По-моему, отличная возможность пообедать недорого, да вдобавок выяснить, какова на вкус французская кухня.

Это речь шла про рестораны, если же у путешественника нет предубеждения против закусочных, могу посоветовать наведаться в окрестности университета. Там столоваются студенты, а уж они лишнего на заплатят. Прогулявшись по кварталу Сент-Этьен, нетрудно найти кафешки, где можно недорого поесть в Мелене. Сэндвич будет стоить 3-4 евро, чашечку кофе подадут за 1.50-2 евро.

Шоппинг в Мелене так себе, магазины на центральных улицах имеются, но купить недорого сувениры там вряд ли удастся. А цены на одежду, обувь и аксессуары существенно выше, чем в Париже. Что касается продуктов, то в центре города ими торгуют только мелкие лавки, все супермаркеты Мелена вынесены за пределы исторического центра. Ближайшая точка, где можно купить продукты, «Carrefo ur», находится к востоку от площадки Сен-Жак, на Allte e du Marche . Там, кстати, теоретически можно припарковаться бесплатно в Мелене, но на деле фокус не удастся, свободных мест попросту не сыскать.

С завидной регулярностью в Сети поднимается вопрос, можно ли посетить Во-ле-Виконт и Фонтенбло за один день. В принципе, такой вояж возможен на машине, общественным транспортом его проделать удастся, но только бегом. На мой взгляд, хотя эти дворцы рядом с Парижем и «висят» на одной железнодорожной ветке, лучше отвести каждой достопримечательности по одному дню, иначе получится беготня исключительно «для галочки». Я вот, катаясь на арендованном автомобиле, и то с трудом успел в оба места, причём внутрь дворца Фонтенбло не этот раз не ходил – меня теперь больше интересовал парк, который я не успел как следует осмотреть в предыдущий визит. Ну и городок Фонтенбло тоже оказался на поверку симпатичным…

Окунь