Версаль в париже как добраться самостоятельно, адрес, время работы, стоимость посещения, расположение на карте парижа. Версаль в Париже: как добраться, статус музея, экскурсии Версаль как добраться из парижа

Является жемчужиной Франции, пропустить которую в своей поездке невозможно. Однако следует тщательно подбирать время, чтобы насладиться всеми красотами этого незабываемого места. Следует выбирать период, когда работают основные фонтаны, а не второстепенные внутри дворца. Поэтому следует тщательно проработать свой маршрут, и заранее подумать, как добраться до Версаля из Парижа.

Поездом

До Версаля из французской столицы можно добраться несколькими способами. Самый быстрый и дешевый - поезд. Во он называется RER. Чтобы добраться до Версаля вам нужно сесть на RER C, предварительно купив билет на 1-4 зоны, и проехать до станции Versailles Rive Gauche. Это займет у вас минут 35, и еще 5 на путь до самого дворца. Лучше купить в Париже два билета туда и обратно, чтобы не стоят в очереди на платформе в Версале.

Автобусом

Есть и другой способ. Можно воспользоваться автобусом № 171. Он останавливается у станции метро Pont de Sevres и за 50 минут доставит вас к самому дворцу, если вы, конечно, предварительно купили билет t+.

Туристические автобусы

Третий вариант - взять экскурсию на экспресс-автобусах. Вы оплатите билет туда-обратно, и, возможно, билет для входа во дворец. Однако во время поездки вам расскажут занимательную историю Версаля и Парижа в целом. Но учтите, что и стоить это будет слегка дороже.

Такси

Конечно,можно воспользоваться услугами частного транспорта, но любой водитель заломит огромную цену, которая не по карману обычному туристу. Если вы собрались посетить Версаль, то самым продуманным решением будет посвятить себя в руки профессионалов, которые покажут вам то, что в одиночку вы могли и не застать. Однако если же вы решили в одиночку добраться до Версаля из Парижа, то вам следует все внимательно изучить, прежде чем отправляться в путь.

Чем пристальней всматриваешься в историю Франции, тем больше удивляешься желанию королей превзойти предшественников в роскоши. Каждый старался сделать свою резиденцию больше и богаче, тратя просто фантастические деньги на благоустройство, и Версаль во Франции – яркий пример царственного великолепия, от которого захватывает дух.

Версаль – респектабельный пригород Парижа

Сегодня музей Версаль известен всему миру благодаря Людовику XIII из династии Бурбонов, который пожелал иметь собственное уединенное гнездышко. В 1623 году Жан де Суази продает принадлежащие ему земли королю, на которых из камня, кирпича и кровельного сланца вырастает небольшой охотничий домик из пяти комнат.

Видимо, Людовику XIII очень не хватало тишины и покоя, раз он выбрал столь непримечательное место. Французский философ Сен-Симон говорил о нем: «Никогда раньше я не встречал более унылого и бесплодного места – без воды, земли и леса» . И правда, вокруг простилались лишь болота и песок, а население было настолько немногочисленным, что в летописях XI столетия поселение упоминается как скромная, ничем не примечательная деревушка, укрытая за холмом, чье название объясняется именем первого феодала-владельца – Гуго де Версалем.

Этот населенный пункт возник лишь потому, что лежал на путь от Нормандии до , и путникам надо было где-то остановиться для отдыха. Людовику XIII нравилось проводить тут время с друзьями, и позже там, где когда-то стояла мельница, а позже появился Мраморный двор, возник скромный охотничий домик. Тогда сложно было предугадать, что однажды он разрастется и станет называться – дворец Версаль.

Находясь на расстоянии 17,1 км на юго-западе от столиц Франции, ныне Версаль считается важным административным центром департамента Ивелин с населением более 85 900 жителей. Теперь его окружают пышные леса, а удачная планировка, заложенная еще в XVIII столетии, стала образцом для подражания в период застройки Вашингтона.

Первые реформы: от хижины до дворца

Поскольку монархи всегда отличались непостоянством, жаждой перемен, а стремление к роскоши у них в крови, уже в 1632 г. к территории короля присоединяются земли Гонди, что позволяет значительно расширить охотничье поместье. К зданию присоединяется 4 башни, 2 дополнительных крыла и закрывающая вход стена. В качестве оборонительных мер вокруг вырастает стена и появляется ров, и теперь это не просто домик для отдыха, а настоящий укрепленный замок, готовый вскоре превратиться в королевскую резиденцию.


Людовик XIV – сын предыдущего монарха, оказался более честолюбивым, и в 1661 г. приступает к реконструкции своего наследия, а затем окончательно переезжает в него. Его стремление проявить себя понятно, ведь слишком долго бразды управления государством находились в цепких руках его матери Анны Австрийской и министра – кардинала Мазарини.

Другая причина, почему король-солнце решает сделать Версальский дворец центром правления страной, это фронда 1648-1653 г.г., после которой монарх почувствовал себя в Париже не слишком комфортно.

Вдохновением на строительство прекрасного королевского дворца послужила шикарная резиденция министра финансов Фуке – Во-ле-Виконт. В 1661 году министра арестовали, его имущество конфисковали, а троица зодчих, работавших над его шато, была нанята Людовиком XIV с условием, чтобы его хоромы стали в сто раз лучше.

Архитектор Версальского Дворца

Этот проект оказался для них лебединой песней, поскольку до конца своих дней они занимались тем, что строили и улучшали Версальский Дворец.

Затраты на строительство Версальского Дворца

Столь колоссальный замысел требовал больших человеческих и финансовых жертв. К работам привлекались все свободные руки, в том числе крестьяне, солдаты и моряки из всех прилегающих территорий. Чтобы увеличить количество строителей, на время возведения шато запрещались любые другие стройки, и это обеспечило более 30 000 людей на площадке.

Что касается денег, то потраченная на замок сумма шокирует – почти 26 млн. ливров, что соответствовало 10 521 867 кг серебра, а в пересчете на современные деньги это около 259,56 млрд. евро. При этом для короля все материалы продавались по исключительно низким расценкам, а если исполнители выходили за границы сметы, им не оплачивали разницу.

Строительство Версальского Дворца

Временами стройка затихала, но ненадолго, и Людовик снова направлял свой взор на будущий дворец, желая скорее закончить грандиозный проект. До 1682 года он постоянно переезжает между и Версалем, пока не решает полностью перебраться в новую резиденцию со всем двором.


Это решение продиктовано несколькими причинами. Во-первых, король-солнце понимал, что предотвратить заговор в зародыше можно, лишь держа аристократическую верхушку на глазах. Во-вторых, в Париже постоянно происходили волнения, и пребывание там становилось опасным. В-третьих, роскошные хоромы демонстрировали всему миру Францию, как главного игрока на военном, политическом и культурном поле.

Этапы строительства обозначены периодами войн. Первая фаза перестроечных работ длилась с 1664 по 1668 года, когда развязалась война с Испанией. К этому моменту дворец был способен принимать до 600 персон.

В 1669 г. после битвы за Нидерланды начался второй трехлетний период благоустройства: меняется центральная часть – бывший охотничий домик, и переделываются прилегающие территории. Южное крыло переоборудовано под покои королевы Марии Терезии, и практически идентично северному крылу короля-солнце, а западная зона стала террасой. Также была предусмотрена октагональная ванна для купания и детские комнаты на верхних этажах.

В 1678 г. завершается Голландская войны, и начинается третья часть работы над дворцом вплоть до 1684г. В это время западная терраса превращается в Зеркальную галерею, соединяя отдельные покои венценосной четы. Ее отличает настоящий шик и богатство оформления даже сегодня, хотя большая партия декора была продана еще в 1689 г.


Появляются новые пристройки для принцев и дворян, а в двух огромных залах размещается оранжерея. Этот этап в строительстве также отмечен тем, что прилегающие земли постепенно превращаются в прекрасные сады Версаля.

1682 г. становится годом официальным переездом королевского двора в новую резиденцию, и это повлекло за собой рост населения пригорода, улучшение его благополучия.

До 1699 г. строительство замерло, поскольку предыдущие военные кампании и этапы работы проели в государственном бюджете солидную дыру. Чтобы поддержать Девятилетнюю войну, которая длилась до 1710 г., пришлось продать некоторые элементы роскошного декора, но после ее завершения Людовик XIV приступает к четвертой стадии обустройства.

Эта пора отмечена возведением очередной часовни, ставшей пятой на территории Версаля. Отличаясь от остальных прямоугольной формой и высотой, она меняет фасад основного здания, вызывая критику окружения. Однако впоследствии именно она превратилась в наиболее интересный элемент архитектурного комплекса.

Строительство Версальского Дворца под руководством Людовика XV

К моменту, когда после смерти короля-солнце в 1715 г. на трон взошел пятилетний Людовик XV (по прозвищу Возлюбленный), Версальский дворец уже впечатлял величественной архитектурой, обширными площадями и царским внутренним убранством. Посетивший в 1717 г. Францию Петр I не скрывает восторга от увиденного и, рассматривая особняк с прилегающим к нему парком, загорается идеей построить нечто подобное в Петербурге.


При Возлюбленном с архитектурным комплексом тоже происходят значительные перемены, хотя и не столь колоссальные, как при его родителе.

Первое, что он сделал, это завершил салон Геркулеса. При нем также появились Покои Мадам, Дофина и его жены, а еще Малые Покои Короля на нижнем, втором и третьем уровнях.

Примечательными его достижениями были признаны завершенные Малый Трианон, зал Оперы и демонтаж Лестницы Послов, ведущей в Большие Королевские Покои, ради обустройства на ее месте комнат принцесс.

Что касается парка, то в отличие от Людовика XIV, его сын немного уделял внимания парку, и единственным существенным его элементом стал бассейн Нептуна, построенный в 1738-1741 годах. Радикальные перемены в парковой зоне произошли уже при Людовике XVI, поскольку за сотню лет деревья успели засохнуть, а необходимость в омоложении зеленых насаждений потянула за собой новые грандиозные дизайнерские идеи.

Кульминацией новаторских идей в последние годы его правления стало переоборудование помещений по совету ведущего зодчего Габриэля – со стороны города фасад должен был принять классический вид. Работы по этому проекту продолжались вплоть до ХХ столетия.

Влияние революции и время Первой империи

В начале октября 1789 г. под предводительством Лафайета национальная гвардия и толпа народа ворвалась в Версальский дворец с требованием изгнать королевскую семью и Национальное собрание в Париж. Дабы не накалять страсти еще больше, верхушка страны подчиняется, перебираясь в Лувр и , а Версаль теряет статус административно-управленческого центра и опечатывается.


С этого момента начинается упадок замка. Пока Людовик XVI и Мария-Антуанетта находятся под стражей в ожидании исполнения приговора, согласно составленному плану по избавлению от роскоши и использованию строения под нужды новой власти идет обычное мародерство.

Многие предметы внутреннего убранства просто растащили, пока не был установлен контроль. После этого часть предметов отправили на аукцион, другие на выставки.

Раздумывая над судьбой дворца, его предлагали сдавать в аренду или продать, но в итоге решили оставить под управлением республики, и пока не придумали ему лучшее предназначение, сюда свозили предметы искусства, которые позже пополнили запасники разных музеев.

И все же отдельные элементы декора продолжали исчезать со стен некогда роскошного особняка – их продавали, чтобы наполнить государственную казну.

Здание бывшего королевского особняка переживало период декаданса, пока не привлекло внимание Наполеон I, вернувшего ему статус резиденции, но теперь уже императора.

В 1806 г. он отдает распоряжение архитектору Жаку Гондуэну заняться восстановительными работами, однако оба его проекта Бонапарт отклоняет, и только в 1808 г. заново воссоздаются золотые и зеркальные панели, а из Фонтебло и Лувра свозится мебель.

Версаль получает статус музея

Когда в 1814 – 1815 г.г. и к власти вновь приходит династия Бурбонов, на трон садится последний французский король – Луи-Филипп I, имевший несколько прозвищ: «король-гражданин», «король-буржуа», а под конец «король-груша» . Он превращает построенный по приказу Людовика XIV Версальский дворец в музей, в котором выставляются исторические ценности, картины со сценами баталий, портреты и бюсты.


Но коварное время приготовило еще несколько потрясений, которые с высоты пройденных лет в полотне истории выглядят эффектным дополнением. Так, когда Франция оказалась проигравшей стороной во Франко-прусской войне, немецкая армия разместилась во дворце штабом (1870-1871 г.г.), а дабы еще больше унизить французов, 18 января в Зеркальной галерее объявила о Германской империи, и ее кайзере – Вильгельме I. Но уже в феврале, в этой же галерее подписывается мирный договор, а еще спустя месяц в Версаль вернулось французское правительство, чтобы обосноваться тут до 1879 года.

Однако нанесенная обида не забылась, и чтобы вернуть «должок», по окончанию Первой мировой Зеркальная галерея выбирается не зря, чтобы заключить с побежденной Германией предварительное перемирие и Венской договор. Местом примирения франко-немецких сторон Версальский дворец во Франции послужил и после Второй мировой.

С 1952 года начинается его глобальная реставрация, на которую правительство выделило 5 млн. франков, а также объявило по всем средствам связи о поиске меценатов и выступило с призывом к добровольным пожертвованиям граждан. В 1979 г. архитектурный комплекс становится частью Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 г. вводится должность Президента Версальского дворца, которую занял министр культуры Жан-Жак Айагон.

Внешняя архитектура и внутренний дизайн особняка

С тех пор, как Версаль получил статус музея, ежегодно к нему стекаются миллионы туристов, желающих воочию увидеть величие, блеск и изобилие дворца, где заговоры и интриги были нормой жизни, из поколения в поколение совершенствовались коварные планы, плелись кулуарные сплетни и создавались тайны Версаля.


Оказавшись в окружении стен, которые помнят первый крик рожденных тут королей: Филиппа V, Людовиков XV, XVI и XVIII, Карла Х, ожидаешь, что вот-вот из-за угла появится один из венценосных сынов Франции в окружении придворных под шелест шелка и стук каблуков.

Столь огромная площадь некогда принадлежала монархам, а сегодня залы Версаля принимают любопытных посетителей. Чтобы ориентироваться на немалых площадях (67 тыс. кв. м), следует знать, что комплекс имеет несколько зон: Шато, Малый с Большим Трианоны, территория фермы Марии-Антуанетты и садово-парковая зона. Всего в дворцовых помещениях установлено 372 статуи, 67 лестниц и 25 тыс. окон.

Главное здание и основная достопримечательность всего комплекса, куда стремятся попасть все туристы – Шато. Миновав центральный вход, вы попадете на его внутренний двор, откуда можно направиться в парк или в сам дворец, где Зеркальный зал является его сердцем. По сути, это проход в 73 м и шириной 11 м, объединяющий оба крыла замка.


Изюминка Зеркальной комнаты в 357-и зеркалах, расположенных напротив 17 окон. Отражение создает иллюзию, что сад обступает галерею с двух сторон, а вечером в них когда-то сверкали огнями тысячи свечей. Ее украшали фигурные торшеры, канделябры, вазы из серебра в бронзовой огранке, хрустальные люстры и живые апельсиновые деревья, а стены и потолок расписаны сценами из мифологии и истории, в которых разыграны великие драмы жизни двора. Причем в роли античного героя непременно изображался сам Людовик XIV.

Даже мебель тут была из чистого серебра (так задумал Лебрен), что говорит о первоначальном размахе, но в 1689 г., к сожалению, ее пришлось переплавить в монеты для поддержания армии.


Также тут находятся королевские покои, в которых центральную часть занимает кровать, расположенная на пересечении трех магистралей, соединяющих Версальский дворец с Парижем.

Спальня королевы тоже находится в Шато, а внушительных размеров ложе с балдахином и другие предметы интерьера украшает позолота. Неподалеку предусмотрены и апартаменты принцесс.

Залы Версальского Дворца

В особняке расположено несколько интересных залов, например, Зал Войны, где можно увидеть полотна, повествующие о былых эпических битвах.

Недалеко от входа находится Королевская капелла. Ее пол украшает фамильный герб, выложенный цветным мрамором, а вокруг алтаря стоят скульптуры древнегреческих богов из бронзы. Верхний ярус капеллы занимала венценосная семья, а нижний – придворные. После службы король удалялся в одну из палат, открытых сегодня любопытным посетителям.


Зал Аполлона (или Тронный) – тут принимались послы, по вечерам проводились праздники или театрализованные представления с музыкальным сопровождением, в которых монарх нередко принимал участие.

В Зале Дианы обычно играли в бильярд. Салон Изобилия служил буфетной, выставкой королевской коллекции монет и полотен Карачи, Веронезе и Тициана, а в Зале Венеры главным экспонатом является изваяние Людовика XIV.


Интерес вызывает также салон «Бычий глаз». Столь неблагозвучное название получила комната с проемом, по виду напоминающим орган зрения быка. Он служил окном, через которое придворные могли наблюдать за монархом в его апартаментах.


П-образную форму имеет оранжерея, спроектированная Ардуэном-Мансаром, где работало больше 200 садовников, ухаживая за плодоносящей экзотикой, среди которой было 3 000 гранатовых, мандариновых и апельсиновых деревьев.

В определенное время для осмотра интерьера доступна Королевская Опера, но это зависит от расписания концертов. Есть и другие помещения, куда можно попасть только в сопровождении гида.

Версальский Дворец внутри

Большой и Малый Трианон в Версале

Музей Версаль имеет два обособленных дворца. В Большом Трианоне более 30 комнат, отдельный внутренний дворик и парк с водоемами. Он служил покоями королю и его семье, где они могли чувствовать себя более фривольно, не придерживаясь строгого этикета.


В свое время тут гостили: Петр I, Елизавета II, Горбачев, Ельцин и другие политические особы.

Малый Трианон был своего рода женской территорией. Уютный двухэтажный особняк изначально обживала фаворитка короля Возлюбленного – мадам Помпадур. Это единственная женщина, которой было позволено провести свои последние дни в Версале. Людовик действительно был привязан к ней, и когда она умерла от болезни легких, он провожал ее, стоя на одном из балконов дворца под проливным дождем.


Его прощальными словами к ней были: «Ну и ужасную погоду вы выбрали, чтобы в последний раз прогуляться, мадам» .

Позже Малый Трианон заняла Дюбарри и, наконец, Мария-Антуанетта. За исключением спальни, в этой части особняка более скромное убранство, но зато был свой театр, где ставились постановки с участием королевы. Теперь ее превратили в музей Марии-Антуанетты с оригинальными личными и интерьерными предметами, и только некоторые воссозданы декораторами.

У власть имущих свои причуды, и у Марии-Антуанетты это была небольшая деревенька прямо на территории Версаля возле своего дворца. Имея много свободного времени, она забавлялась тем, что доила коров, пропалывала грядки, кормила птицу или украшала животных цветными лентами.


Тут были построены стойла для коз и коров, голубятня и насесты для кур, а еще заселено 12 домов, причем «крестьянам» строго приказали соблюдать пасторальный внешний вид.

Эта деревенька воссоздана вместе с животными, и открыта для посещений.

Сады и парк Версаля

Парковая часть удивляет идеально ровной поверхностью. Еще когда начиналось строительство, архитекторы настолько тщательно выровняли площадку, что на ней не осталось ни единого бугорка. Площадь садов Версаля занимает около 5 кв. км, изобилует дорожками, зелеными кустами и деревьями, фонтанами и озерами, безупречными линиями зеленых газонов.


Сидя на балконе своих покоев, король любил смотреть театрализованные представления, которые проходили на Мраморном дворе, и именно тут Мольер впервые поставил «Мизантропа». А над окнами покоев Людовика отсчитывали время часы, но были остановлены в момент его смерти.

Монарх любил прогуливаться под арками и среди мраморных колонн или устраивать среди них обеденные трапезы. Ему была близка тема античных богов, и сады Версаля щедро украшены их фигурами.

Прямо перед Зеркальной галереей параллельно друг дружке вытянулись два продолговатых бассейна, за которыми вниз уводит Большая лестница, а у ее подножия в окружении четырех каменных ваз разлегся водоем с фонтаном Латоны, украшенный множеством позолоченных фигур.


Далее аллея с могучими деревьями вдоль нее уводит к просторной зеленой поляне, за которой в большом бассейне Аполлон управляет колесницей, запряженной четверкой водяных лошадей самого Нептуна – гиппокампами. Фонтан Аполлона формировался под руководством скульптора Тюби, взявшего за основу эскизы Ш. Лебрена.

На севере от дворца стоит партер, украшенный фигурами «Присевшей Венеры» и «Точильщика». От них лестница подводит к бассейнам «Сирены» и «Корона», имеющим округлую форму, а также к фонтану «Пирамида», в котором плескаются позолоченные дельфины с тритонами.

Чтобы увидеть, как на 47 м ввысь выбрасывает струю воды фонтан «Дракон», надо пройти по знаменитой «Аллее Воды», созданной Ж. Ардуэн-Мансаром, и имеющей другое название – «Театр Воды». Она примечательна тем, что ее обрамляют 14 небольших круглых водоемов, создающих единый ступенчатый ансамбль с бронзовыми изображениями детей, удерживающими чашу, наполненную цветами и фруктами.


Помимо множества озер и бассейнов с фонтанами, сады Версаля изобилуют террасами, и чем дальше от дворца, тем их уровень постепенно снижается. Кроме этого тут приятно прогуляться по аллеям, представляя, как этим же путем некогда ходила Мария-Антуанетта, любуясь скульптурами и игрой водяных струй, выпускаемых мифологическими животными.

Парк, наполненный гротами, павильонами, системой водных каналов, растительностью и смотровыми площадками выглядит настолько продуманным, что получил название «маленькой Венеции».

Мероприятия Версаля

Стоит раз посетить грандиозное «гнездышко» монархов, и это событие надолго станет главным в вашей жизни. Развлечения, которые тут проводятся, позволят окунуться в пестрое прошлое Франции, побывать на настоящем балу при дворе, где под классическую музыку галантные дамы и кавалеры в пышных костюмах двигаются в танце точно так же, как и несколько веков назад.


После этого каждую субботу (май-сентябрь), когда большинство туристов покидает Версальский дворец, для обладателей билетов начинается ночное шоу с подсвеченными фонтанами и музыкой, а финальной сценой в 23:00 становится грандиозный фейерверк, расцветающий над Большим каналом.

Музыкальные фонтаны, это прекрасное зрелище, ласкающее взор и слух, а включаются они в выходные и праздничные дни.

Помимо восхитительных шоу достойны внимания постоянные и временные выставки картин современных живописцев и художников прошлых эпох, работают тематические комнаты, а после реконструкции открылась Королевская Опера, где ставятся пьесы и проходят концертные выступления.

Предлагаемый сервис

Чтобы быстрее перемещаться по обширной территории комплекса, можно арендовать велосипед за 6 евро, сигвей, электромобиль (при наличии международных прав) или за 7,5 евро проехаться от Шато до Трианонов на туристическом электропоезде.

Посетителям предлагают взять напрокат лодку, и совершить приятную прогулку по Маленькой Венеции и Большому каналу.

Если устали и проголодались, перекусить можно в кафе с открытой верандой. В нескольких точках предлагают взять соки, картошку и прочие закуски на вынос, а желая посидеть с комфортом, загляните в рестораны возле живописных мест сада.

Побывать в самом Версале – это мечта, которая исполняется раз в жизни, и далеко не у всех, а потому в память о поездке хочется сохранить сувенир. В магазине музея можно купить свечи, книги, альбомы, гобелены для подушек с оригинальной вышивкой, сумки, медали и монеты, посуду, статуэтки, даже баночку малинового джема в подарочной коробке и прочие предметы.

Билеты в Версаль

Билеты в Версаль для осмотра фермы, Шато и Трианонов – 18 евро, с работающими фонтанами – 25 евро.

Покупайте билеты в Версаль по низким ценам

Билет на два дня с полным посещением всех достопримечательностей – 25 евро, с работающими фонтанами – 30 евро.

  • Шато – 15 евро.
  • Ферма и Трианоны – 10 евро.
  • Парк без работающих фонтанов – вход свободный, с фонтанами – 9 евро.
  • Бал и вечернее шоу с фонтанами – 39 евро.
  • Только вечернее шоу – 24 евро.
  • Только бал – 17 евро.
  • Бесплатный вход для детворы до 5 лет.

Льготами пользуются студенты, особы с ограниченными возможностями и дети 6-17 лет.

Приобретение карты «FORFAIT LOISIRS» позволит вам бесплатно перемещаться на общественном транспорте и послужит входным билетом во дворец Версаль и его парковую часть.

На заметку: делать видео и фотосъемку можно только после дополнительной оплаты.

Часы работы Версаля

  • Садово-парковая зона открыта 8:00-18:00 (в напряженный туристический сезон 7:00-20:30)
  • Ферма и Трианоны – 12:00-17:30 (18:30)
  • Шато – 9:00-17:30 (18:30)
  • Закрыто по понедельникам, 1 мая, 1 января и 25 декабря

Панорама Версаля

Из Парижа в Версаль самостоятельно

Выбирая день для посещения дворца, надо учитывать, что особенно многолюдно тут по выходным. Во вторник тоже высокая посещаемость, поскольку в большинстве музеев он выходной, и люди съезжаются сюда. Также, дабы избежать больших очередей, лучше отвести для экскурсии раннее утро или время 15:30-16:00.

Версальский Дворец (Фото)

Фотогалерея Версаль

1 of 29

Лувр и сад Тюильри

Люксембургский парк
Башня Монпарнас

Галерея Бобур
Галерея Лафайет

Париж — это тот город, в котором можно прожить месяц и ни разу не пройти по одной и той же улице дважды, ни разу не повториться с выбором кафе или походом в музей. У туристов в Париже нет проблемы в том, чем себя занять, наоборот, всегда хочется посмотреть столько, что все сразу начинают планировать вторую и третью поездку во Францию. Объять необъятное невозможно, поэтому в первый раз стоит сконцентрироваться на каких-то совсем знаковых местах, делая поправку на очереди, праздники и нерабочие дни.

День первый: Эйфелева башня, Сад Тюильри, Лувр, Статуя Свободы

Самый главный символ Парижа — это Эйфелева Башня, именно под ней пересекаются пути всех гостей города.


Эта ажурная 300-метровая металлическая конструкция была возведена в 1889 году, как главный вход на Всемирную выставку, приуроченную к 100-летию со дня Французской Революции. Изначально планировалось, что башня простоит 20 лет, а потом будет демонтирована. Но ее успех у гостей Парижа и использование ее как радиовышки спало конструкцию от сноса.

Башня вызвала резкое неприятие у творческой интеллигенции города. Говорят, что Ги де Мопассан каждый день обедал в ресторане на первом уровне Эйфелевой башни, потому что «это единственное место во всём огромном Париже, откуда её не видно».


Эйфелева башня является самым фотографируемым и самым посещаемым объектом в мире. Чтобы попасть наверх, в любое время года и день недели вам придется внушительную отстоять очередь. Можно купить билет на один из трех вариантов посещения: пешком до второго уровня (самый дешевый), на лифте до второго уровня (средний по цене), на лифте на самую вершину (самый дорогой). Чтобы не тратить время в очереди, вы можете заказать билет онлайн на сайте Эйфелевой башни , но поторопитесь, количество билетов, продаваемых через Интернет, ограничено.


От Эйфелевой башни логично пройтись к другому знаменитому объекту, музею Лувр. Для это вам придется перейти через Сену. Кстати, по Сене есть недорогие и недолгие экскурсии с аудиогидами на корабликах.


После Сены — Елисейские поля и Триумфальная арка. Сейчас Елисейские поля — это просто широкий зеленый бульвар с магазинами самых дорогих и известных брендов.


Перед Лувром находится Сад Тюильри с видом на Площадь Согласия, Луксорский обелиск и Елисейские поля. Когда-то это была окраина Парижа, и на месте сада добывали глину для черепицы (tuile означает черепица). Затем по приказу Екатерины Медичи, которой наскучил Лувр, здесь был выстроен дворец Тюильри.


В конце 19 века дворец был сожжен парижскими коммунарами. Сейчас на месте дворца разбит сад, в котором любят отдыхать парижане и гости города. Отношение к парку (как и ко многим паркам Парижа) весьма неформальное: суда можно придти на пикник, лежать на траве, для удобства посетителей всюду стоят стулья, которые можно переносить куда хочется.


Сад Тюильри выход прямо к Лувру, ранее 2 дворца образовывали одну историческую ось. Имейте в виду, что по вторникам Лувр закрыт (как большинство других национальных музеев). Посещение Лувра бесплатно в первое воскресение месяца (дикие очереди) или по карте Paris Visite (вход через отдельную дверь, что позволяет избежать очередей). На вдумчивое посещение этого музея требуется месяц, но «для галочки» есть скоростной путь мимо трех главных сокровищ Лувра: Моны Лизы, Венеры Милосской и Ники Самофракийской.


В завершение первого дня в Париже обязательно пройдитесь мимо Эйфелевой башни ночью. Сама башня является национальным достоянием, но вот ее цвет (он называется «коричневый-эйфелевый») и ее ночная подсветка запатентованы. Съемки Эйфелевой башни можно использовать в коммерческих целях только с письменного разрешения компании SETE.


Интересен еще один объект в ночной подсветке — Статуя Свободы. Дело в том, что в Париже целых 4 Статую Свободы, точно копирующих американскую (кстати, американская статуя была создана также во Франции). Одна из них находится на правом берегу Сены недалеко от Эйфелевой башни.


День второй: Нотр-Дам да Пари, Люксембургский парк, Башня Монпарнас

Еще одно известное место в Париже — Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам де Пари. Этому готическому собору скоро исполнится 850 лет, он немногим младше Москвы. Даже органу в соборе более 600 лет.

К собору также выстаиваются часовые и более очереди. Вход в собор бесплатный, билет нужно покупать только на колоннаду или в крипту.


Нотр-Дам известен своими горгульями — статуями всякой нечисти, прикрывающей трубы водостока. По легенде горгулья, или змея в виде дракона, обитала в водах Сены. Она, извергая воду, пакостила рыбакам и затопляла дома, пока ее не изловили и не убили в Руане.

Некоторые горгульи собора от старости покидают насиженные места.


С колоннады собора открывается отличный вид на город — Эйфелева башня, Дефанс, Монмарт.


На другом берегу Сены, в Латинском квартале, находится Люксембургский дворец и сад. Это третья из пяти королевских резиденций в Париже (первая — Лувр, вторая — Тюильри). Вход в сад бесплатный, здесь также создана атмосфера для расслабленного отдыха парижан и гостей города: лавочки, переносные стулья, солнечные площадки и тенистые аллеи.


Если Тюильри более любим туристами, то этот парк в Латинском квартале облюбовали местные жители и студенты Сорбонны.


В Париже немало смотровых площадок. Если очередь на Эйфелеву Башню оказалась вам не под силу, заберитесь на башню Монпарнас. Ее высота 210 метров, со смотровой площадки виден весь Париж и сама Эйфелева Башня. Туристы заходят сюда намного реже, чем на раскрученное творение Эйфеля, поэтому очередей практически нет. Можно смотреть на город как с открытой, так и с закрытой площадки.


Как и Эйфелева Башня, небоскреб Монпарнас, построенный в 1972, вызвал искреннее негодование парижан. И если первой конструкции удалось стать символом Парижа и всеобщей любимицей, то единственный небоскреб в виде монолитной черной 57-этажной коробки по-прежнему воспринимается негативно.


Но виды открываются прекрасные: Эйфелева башня, Нотр-Дам, вокзалы, линии метро, Триумфальная арка, деловой квартал Дефанс. В свете закатного солнца Париж выглядит особенно привлекательно.


День третий: Версаль. Как добраться в Версаль из Парижа

Версальский дворец — еще одна бывшая резиденция французских королей, расположенная в пригороде Парижа. После Великой французской революции дворец получил статус музея, и по сей день дворцово-парковый ансамбль привлекает тысячи туристов ежедневно.

Это самый посещаемый нестоличный дворец, ведь добраться в Версаль из Парижа проще всего — можно на RER, можно на поездах SNCF, можно на метро+автобусе.


Билеты в Версальский дворец и Версальский парк нужно покупать раздельно. Обычно, очередь во дворец значительно больше, поэтому в первый раз можно ограничиться посещением только парка или заказать билеты онлайн на сайте Версаля .


И парк и дворец закрыты по вторникам. Фонтаны в парке работают по расписанию, поэтому планируйте свой путь по парку с учетом их времени работы.


Версальский парк является одним из самых значимых регулярных парков в Европе, его малые формы во многом стали каноном паркового искусства.


Площадь парка 900 гектаров, поэтому многие туристы предпочитают передвигаться по территории на миникарах или конных упряжках. Фонтаны, боскеты, лабиринты, галереи, пруды, апельсиновые рощи — в парке не придется скучать.


Музыкальный фонтан — один из немногих, который работает постоянно. Струи воды поднимаются и опускаются в такт классической музыке, неизменно вызывая аплодисменты на последних аккордах.


Будьте внимательны к расписанию — большинство фонтанов сильно теряет, если воды нет. Такая экономия вызвана не бедственным положением Версаля и нехваткой средств, а недостатком воды в каналах, из которых специальные помпы качают воду.


Добраться в Версаль можно на пригородной электричке RER линиb С (направление Versailles – Rive Gauche), выходить нужно на станции Chateau de Versailles, это примеро 20 минут езды от Парижа.

День четвертый: Дефанс, Бобур, Лафайет, Монмартр и Мулин Руж

От классического, имперского Парижа можно перейти к Парижу 20 и 21 века. Для любителей современной архитектуры будет интересен Дефанс, деловой квартал Парижа с небоскребами из стекла и бетона. Именно в Большую арку Дефанса упирается прямая, проходящая через Площадь Согласия, Триумфальную Арку и Елисейские поля.


Другой пример неклассического Парижа — центр Помпиду, или галерея Бобур. Фишка этого экстравагантного здания заключается в том, что все трубы (вода, воздухоотвод, канализация выведены за пределы здания и покрашены разными цветами). В самом здании размещается Центр Современного Искусства и, порой, экспозиции шокируют не меньше чем сам Бобур.


Рядом с Центром Помпиду располагается Фонтан Стравинского, который состоит из 16 ярких движущихся фигур (мобилей). Фонтан разместили здесь специально, чтобы оживить унылую по сравнению с Бобуром площадь Стравинского.


От Бобура, через квартал секс-меньшинств, плавно переходящий в еврейский квартал, можно дойти до Галереи Лафайет, самому известному универмагу Парижа. Даже если у вас нет настроения заниматься шоппингом, просто посмотрите внутренние интерьеры и поднимитесь на крышу. Здесь располагается еще одна смотровая площадка Парижа, абсолютно бесплатная.


Прекрасный вид на крышу здания Опера, Эйфелеву башню, Сакре-Кер. Курить на крыше не разрешено, за этим следит суровый охранник.


В последние часы в городе обязательно нужно отправиться на Монмартр. Помимо еще одного роскошного вида на город, здесь вы найдете тот самый Париж, который воспет импрессионистами. Ренуар, Ван Гог, Тулуз-Лотрек, Утрилло, Пикассо, Модильяни — всем им в свое время пришлось жить в каморках Монмартра.

Спускаясь вниз по извилистым улочкам этого 130-метрового холма, вы сможете купить сувениры на любой вкус. Цены здесь намного ниже, чем в центре города. А конечной точкой этого маршрута, конечно же, должно стать знаменитое кабаре «Мулен Руж» (в переводе означает Красная Мельница).


Передвижения по Парижу удобнее всего организовать таким образом, чтобы получались круговые маршруты. Если у вас получается не круг, а зигзаг, на обратном пути удобнее всего пользоваться метро. Стоит оно относительно дорого (около 2 евро за разовую поездку, можно сэкономить при покупке комплекта из 10 билетов, который называется «карне»).


Сколько раз бы вы не приехали в Париж, вам все равно не будет хватать времени на то, чтобы осмотреть все достопримечательности города. Не торопитесь, не огорчайтесь, даже находясь в Париже, вы не избавитесь от фразы в голове «Опять хочу в Париж». Такой уж это город.


Из Парижа – вот вопрос, который может возникнуть у вас, если вы решили устроить себе однодневную экскурсию в Версальский из Города Света.

Со всеми удобствами современного транспорта, Версаль сегодня гораздо ближе к городу, чем это было в дни Людовика XIV.

Существует несколько вариантов, как добраться до Версаля, и сейчас я вам их перечислю.

Добраться до Версаля на RER

Наверное, самый простой – это воспользоваться RER.

Поезда отправляются каждые 25 минут, и проезд отнимет у вас около 30 минут.

Это самый быстрый, дешевый и простой способ путешествовать из Парижа в Версальский замок.

  • Купите билет на RER C5 до станции Versailles Rive Gauche. Его нужно покупать на зоны 1- 4, при проезде туда и обратно стоимость составляет 6,1 евро.
  • RER C в Версаль отходит от станций: вокзал Аустерлиц, Нотр-Дам, Музей Орсе, Инвалиды, Понт Альма, .
  • Обратите внимание: если до какой-либо из этих станций вы едете на метро, отдельный билет покупать не нужно. Компостируете билет на RER в метро, а потом его еще раз при переходе на станцию RER.
  • Поездка займет минут 30 или около того. Версаль в конце линии.
  • Следуйте за толпой после выхода и минут через 10 вы попадете в Версаль.

Поездом с парижских вокзалов

Если вы живете недалеко от одного из парижских , то можно добраться на поезде.

От вокзала Сен-Лазар идет поезд SNCF линия L до станции Versailles Rive Droite. Дорога займет приблизительно 35 минут.

Если вы едете с вокзала Монпарнас, то выбираете линию N до станции Versailles Chantiers. Это путь короче, всего 11 минут. Но в обоих случаях от станции до дворца идти минут 20 пешком.

Автобусом до Версаля

Существует автобус №171, который идет от станции метро Понт де Севр (Pont de Sevres), это конечная остановка 9-ой линии.

На такси

Можно ехать на такси до Версаля, стоимость составит приблизительно 50 евро. Поездка по идее должна занимать около 30 минут, но, так как движение может быть ужасающим, время в пути легко увеличивается вдвое.

Поезд до Версаля

Так что, на мой взгляд, решая для себя вопрос, как добраться до Версаля, самым быстрым и удобным способом является RER.

5 Комментарии

    Поезд RER — идеальный вариант. Это быстро, удобно, экономно. А также вы сможете насладиться замечательным видом на Нотр-Дам и Эйфелеву башню.

    Какой же стильный этот RER, жаль, нет фото внутри. Для меня он сам достопримечательность. И экономично, раз можно использовать билет метро.

    Лариса, есть фото внутри. То, что на нижнем снимке — это внутренность вагона, оформленная таким красивым образом. С метро — все наоборот. Билет RER можно использовать в метро, а билет на метро на RER нельзя, потому что он покупается отдельно и стоимость зависит от зоны.

    Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста:
    1. Если еду на RER C из Версаля и пересаживаюсь на Линию метро 13 до Place de Clichy, мне не надо еще билета приобретать, а надо прокомпостировать имеющийся билет? Если да, то где это сделать?
    2. Если решу ехать на 171 автобусе в Версаль, то при входе в автобус мне можно прокомпостировать один из заранее приобретенных билетов для поездок в метро? Но они разные: t и t+, какие надо приобрести. Если не так. то как оплатить?
    Заранее спасибо.
    и Еще так и не дошло до меня, если на автобусе приеду, билет смогу купить слева от центрального входа?
    Спасибо

    Здравствуйте, Елена!
    1. Если у вас есть билет на RER, то в пределах Парижа используйте его в метро. Вы прокомпостируете его при переходе из зоны RER в зону метро.
    2. В этом автобусе используйте билет t+ для поездок на метро.

Для тех, кто только планирует поездку в Париж и Версаль, посмотреть цены и расположение отелей можно на карте, приведенной ниже. На карте показаны отели Версаля. Если вы ищете отель в Париже, уменьшите масштаб карты и сместитесь вправо и вверх, так как столица Франции расположена на северо-востоке от Версаля.

В первую очередь ответим на главный вопрос: как доехать до Версаля из Парижа? Версальский дворец (Château de Versailles ) находится в пригороде Парижа, городе Версале. На карте его можно найти в десяти километрах в юго-западном направлении от станции Pont de Servres парижского метро.

Учитывая высокую популярность достопримечательностей Версаля, туристам предлагается несколько вариантов транспорта.

Если для поездки вы планируете заказать такси, воспользуйтесь комфортным и недорогим трансфером КивиТакси в Париже.

Более подробно рассмотрим самые распространенные варианты, как добраться до Версаля: на поезде и на автобусе.

Поезд RER линия «C»

Маршрут поезда RER C проходит через центр Парижа, где есть несколько остановок RER (Champ de Mars Tour Eiffel, Pont de l’Alma, Invalides, Musée d’Orsay, St Michel Notre Dame, Gare d’Austerlitz, Bibliothèque François Mitterrand ), до которых легко доехать для пересадки с линий метро и других видов транспорта. Схему линии RER C и информацию о пересадках можно посмотреть . На схеме видно, что RER C имеет довольно сложную разветвленную конфигурацию, и неопытный турист легко может уехать в неправильном направлении. Поэтому перед поездкой на поезде RER C полезно будет ознакомиться со схемой и найти правильную станцию для пересадки. При посадке в поезд убедитесь, что он едет до нужной станции - Versailles Château Rive Gauche .

Время в пути от центра Парижа - примерно полчаса, цена билетов до Версаля (2017 год) - 7,10 евро (туда - обратно). Поездку лучше оплачивать сразу туда и обратно, чтобы не терять время в очереди на обратном пути. Отдельно покупать билеты на метро не требуется. По этим же билетам можно ехать в метро до пересадки на RER и после пересадки.

От станции Rive Gauche до Дворца надо будет пройти пешком (схема 1) около одного километра (10 минут ходьбы).

В 2017 году на линии RER C проводятся ремонтные работы, поэтому перед поездкой надо проверять на сайте www.transilien.com , как работает линия.

Поезда SNCF

От вокзала Монпарнас (Gare Montparnasse ) надо доехать до станции Versailles Chantiers . Стоимость билетов до Версаля такая же, как на RER C. Время в пути - около 25 минут. Но затем вас ожидает двадцатиминутная пешая прогулка, так как это самая дальняя от Дворца станция.

От вокзала Сен-Лазар (Gare Saint-Lazare ) - до станции Versailles Rive Droite . Время в пути - около 40 минут. Еще минут 18 надо будет пройти пешком.

Стоимость проезда в одну сторону - 4,35 евро, но лучше оплатить поездку сразу туда и обратно.

В течение часа по расписанию в Версаль отправляются по 2–4 поезда RER и SNCF.

На схеме1 можно увидеть расположение станций и пеший маршрут до Дворца.

Автобус 171

Рассмотрим более подробно самый экономичный - автобусный вариант. Кроме невысокой стоимости у этого варианта есть еще преимущества: конечная остановка автобуса находится буквально в двух шагах от Версальского дворца (схема 1), и такая поездка дает возможность как на экскурсии посмотреть на пригороды Парижа.

Отправляется автобус № 171 от небольшой автостанции, расположенной недалеко от станции парижского метро Pont de Servres .

На метро до Pont de Servres

Станция Pont de Servres является конечной на линии метро № 9. На карте ее легко найти на юго-западной окраине Парижа, в излучине реки Сены у моста Pont de Servres, название которого и носит станция.

На станции метро Pont de Servres есть несколько выходов, расположение которых показано на схеме 2.


По подземному переходу от станции метро можно выйти непосредственно на платформу автостанции, от которой отправляется автобус № 171.

Для этого надо идти по указателю «Château de Versailles» .


Автобусная станция у Pont de Servres

Небольшая автостанция, от которой отправляется автобус, показана на схеме 3.


На ней можно увидеть расположение выходов из метро на платформах автостанции и места остановки автобусов. На платформе место остановки обозначено красной табличкой с указанием номера автобуса № 171 и конечной цели Château de Versailles . Эта же информация высвечивается на электронном табло автобуса.


В зависимости от дня недели и времени суток расписанием предусмотрено от 4 до 9 рейсов в час.

Стоимость билетов до Версаля

Для проезда в автобусе используются такие же билеты, что и в метро: типа «t+» для поездок в зонах 1–2 Парижа. Вам понадобятся два билета в одну сторону: один для метро и один на автобус.

На некоторых сайтах пишут, что в автобусе можно использовать билет, по которому вы уже проехали в метро. Это неверная информация. На сайте парижского метрополитена подробно написано, при каких пересадках в метро действует билет «t+»:

  • в течение 2 часов при пересадках на всех линиях метро и RER в границах Парижа;
  • в течение полутора часов при пересадках в автобусах и трамваях.

При пересадках метро/автобус и наоборот для оплаты проезда нужен дополнительный билет.

Цены «t+»: один билет - 1,90 евро; 10 билетов (Carne ) - 14,90 евро.

Билет, приобретаемый у водителя автобуса, стоит 2 евро, и недействителен при пересадках на другие маршруты, о чем предупреждает табличка (см. фото).


На фото выше показан валидатор, в который надо вставить билет при посадке.

Поездка до конечной остановки Château de Versailles занимает около получаса. Остановка автобуса № 171, который идет обратно из Версаля в Париж, находится через дорогу, напротив.

В Версале


Многие парижане приезжают в Версальский дворец для отдыха на природе. Вход в сады и парк бесплатный. В парке есть зоны для пикников, для игр в мяч, на большом канале можно покататься на лодке, есть несколько точек общественного питания, предлагающих перекусить, съесть мороженое и выпить прохладительные напитки. Туристам в жаркую погоду тоже не помешает вырваться из города на природу.

Для осмотра садов и фонтанов Версаля можно воспользоваться подробной схемой дворцово-паркового комплекса Версаль на русском языке, приведенной . Там также показано, как дойти до деревушки Марии Антуанетты.

На схеме 1 красной стрелкой отмечено место для свободного прохода в парк и сады. Рядом с Южным министерским крылом на схеме указан знак «i» в красном круге, обозначающий информационный центр. Там же находятся бесплатные туалеты, комната для отдыха, пеленальные столики, оборудование для посетителей с ограниченными возможностями, выдача аудиогидов и билетные кассы.

Билеты в Версаль

Купить билеты можно как в кассах, так и на официальном сайте, что избавит вас от очередей в кассу и позволит заранее выбрать подходящий вариант посещения. Таких вариантов предлагается почти полтора десятка. Ознакомиться с их полным описанием, ценами и купить билеты онлайн можно .

Для понимания уровня цен приведем основные варианты:

  • посещение только Версальского дворца (Billet Château ) стоит 18 евро;
  • знакомство с поместьем Трианон (Billet Domaine de Trianon ), включая деревню Марии-Антуанетты - 12 евро (билеты в Трианон покупаются в кассах Трианона).

Посещение всех достопримечательностей Версаля:

  • в течение одного дня (Passeport ) стоит 20 евро;
  • на два дня (Passeport 2 jours ) - 25 евро.

Расписание мероприятий и режим работы Версаля

Расписание мероприятий Дворца: музыкальное шоу фонтанов, музыкальный сад, ночное шоу фонтанов, королевская серенада - можно найти на отдельной странице официального сайта.

Информация о концертах, оперных и балетных спектаклях во Дворце приведена .

С расписанием экскурсий в Версале и их ценами можно ознакомиться .

Часы работы

Версальский дворец открыт ежедневно, кроме понедельника и праздничных дней:

  • высокий сезон (с 1 апреля по 31 октября): 9:00 - 18:30;
  • низкий сезон: 9:00 - 17:30.

Парк открыт ежедневно:

  • высокий сезон: 7:00 - 20:30;
  • низкий сезон: 8:00 - 18:00.

Сады и боскеты открыты ежедневно:

  • высокий сезон: 8:00 - 20:30;
  • низкий сезон: 8:00 - 18:00.

Дворцы Трианона и поместье Марии-Антуанетты открыты ежедневно, кроме понедельника и праздничных дней:

  • высокий сезон: 12:00 - 18:30;
  • низкий сезон: 12:00 - 17:30.

Об изменениях в расписаниях сообщается на официальном сайте Château de Versailles .

Карась