Украинская Венеция – Вилково: отзывы и советы. Вилково: «Украинская Венеция Основание Вилково и подвиг липован

Вилково - это иллюстрация к трудовому подвигу. Не ради медальки или победы в соцсоревновании, а ради жизни. Не придуманому советским режимом (хотя конечно не все подвиги и тогда были придуманными), а настоящего, такого, который и сейчас можно увидеть и потрогать. Титанический труд тысяч беглецов-староверов поднял этот город над водами дунайской поймы. И пусть это никакая не Венеция («Украинской Венецией» называют городок в туристических фирмах), пусть нет тут чрезвычайных памятников архитектуры, но и не воняет, так как на улицах итальянского чуда в период ассенизации...

Миколаївська старообрядницька церква на тлі човнів у Білгородському гирлі

0-й км Дунаю у Кілійському гирлі

Єрик

Іван Липованин

Ужасные и малопонятные (в частности, лично мне) процессы, которые в большой России совсем не редкость, погнали этих людей с насиженных мест в тайгу, в малолюдные Полесске болота, в Дунайские плавни. И как они добирались сюда? Как перевозили свое добро? На спинах, или лошадьми, или на волах? Хотя откуда в Московии волы? Это в Украине этих рабочих тварей было когда-то так много, что и самих украинцев начали сравнивать с этими бешенно-сильными и спокойно-флегматичными детьми коров... Помню рассказы тестя о работе на волах, о размеренном их ремигании среди звездной ночи... Но это из другой оперы.

Христианство появилось на Руси в 10 веке. Пришло оно из Византии и стойко держалось до 17 века. Хотя Константинополь пал под натиском турок-сельджуков, а Киев захватили татары, и литовцы, и поляки. Киевская митрополия сначала переехала во Владимир на Клязьме, затем в Москву, а потом вообще раздвоилась и осела в Москве и Вильно (столице Литвы). Позже появился «третий Рим», а еще позже его возглавил патриарх Никон, который решил провести реформу... Вместо двупестного креста - триперстный, Иисус вместо Исуса, обхождение храма против солнца, вместо по солнцу, ну и такие мелочи, которые смешно перечислять. Вспоминается комедия с Эдди Мерфи: «... у них Макдоналдс, а у нас Макдауелс, у них золотые арки, а у нас золотые дуги...» Но к новаторству Никона, которое он перенял у европейцев-католиков, появилась оппозиция с протопопом Аввакумом во главе. Эти люди не смогли, или не захотели принять реформаторства в непоколебимых религиозных традициях. И начались страшные репрессии... Ссылки, пытки, казни - все это, по приказу Никона и при полной поддержке царя Алексея Михайловича, пришлось выдержать людям, которые сохранили старые традиции и получили названия - старообрядцы, староверы, «раскольники». Часть этих людей эмигрировала за пределы Российской империи, и остановилась на турецкой территории Бессарабии. Новой родиной для них стали плавни в дельте Дуная.

Типова сучасна вулиця

"Типова стара вулиця" - Білгородський канал

Призьба із мушлів

Типові канали-єрики

Интересно, что в 18 веке старообрядчество раскололось на две части. Так как попы должны были назначаться епископами, а таких в распоряжении староверов не наблюдалось, то часть стала исповедовать беспоповское направление, другие же начали выбирать попов самостоятельно или агитировать себе батюшек из большинства, которое они назвали «никонианами». Православное большинство и сейчас называется «никонианами» (хотя на территории Украины никоновских реформ не проводилось, а украинская религиозная верхушка не желала присоединения к русской церкви в 1654 году).

Большинство старообрядцев придерживались «поповской» ветки - имели собственных священников, а в 1846 году получили даже собственного митрополита. Им стал Босно-Сараевский митрополит Амвросий, который присоединился к староверческой церкви и публично подтвердил свою приверженность к ней. За это официальное православие дискредитировало митрополита.

В Буковине и Бессарабии староверы поповского толка получили название липоване. Одна из версий происхождения названия - старообрядцы любили селиться в липовых рощах. Хотя существует версия происхождения названия от какого-то Филиппа, последователями которого были староверы (вероятно от митрополита Святого Филиппа (Колычева) - героя фильма «Царь»), поэтому другое название этнографической группы - филипоны.

На Дунаї

Развитие липованской ветви тесно связано с буковинским . Именно в нем был создан первый и самый большой липованский монастырь, который стал основой иерархии старообрядцев. Позже в Белой Кринице построили величественный храм, который сейчас является символом старообрядчества в Украине.

В Вилково, на берегу Дуная, стоит памятник Ивану Липованину - это память о первых поселенцах, которые в середине 18 века основали в дельте Дуная поселение.

Весь 19 век старообрядцы в Российской империи преследовались. Ослабление произошло только в 1905 году - тогда представители старой веры получили разрешение на крестные ходы и церковные колокола. А в 1918 году большевики полностью уравняли старообрядцев в правах с бесправными «никонианами» (патриаршими православными верующими). Но патриаршая церковь не признала права староверов. Только в 1971 году Русская Патриаршая Церковь признала ошибки, которые привели к расколу в 17 веке, и указала на «равночестность» церкви старообрядцев. Так произошло соединение.

До недавних лет у липован были запрещены браки с никонианами (разрешение появилось после значительного ухудшения демографической ситуации). Женщины у липован не имеют права входить в церковь через центральный вход. Мужчины после 60-ти лет не бреются (хотя еще 20 лет назад борода была спутницей мужчин-липован в течение всей жизни). Это лишь часть отличий липованских религиозных ритуалов - остальное я не запомнил. Сейчас липоване-вилковчане все больше пускают в свою жизнь цивилизацию, но в далеком 1746 году, когда на месте современного Вилково был основан Посад Липованский, быт жителей был близок к быту охотников-собирателей. Охота и рыбная ловля были основными занятиями липован. А еще они гребли ил из Дуная и строили себе земную твердь. Трудно даже представить всю сложность такой работы, но именно она позволила глухое болото превратить в городок. Правда, вместо улиц в этом городке были каналы, а передвижение осуществлялось на лодках. Позже ил начали насыпать за пределами города - так появились огороды, которые функционируют и сейчас. Главными садоводческими культурами вилковчан являются клубника и виноград. Земляника тут появляется первой в Украине - ее сразу скупают посредники. Виноград является сырьем для производства местного сухого вина «Новак». Я пробовал - вкусно, особенно понравился клубничный аромат.

Сейчас Вилково - туристический центр украинского Подунавья. Но дорога сюда страшная. Последние 30 км - это ужас, летящий на крыльях ночи. Поэтому туристов значительно меньше, чем мог бы принять город.

Одного из четырех главных природных резерватов Украины. Территория заповедника занесена во все возможные реестры ценнейших мировых ландшафтов. Туристы могут убедиться в красоте Дуная и его ландшафтов во время водной экскурсии (они в Вилково очень популярны).

Главным занятием вилковчан сейчас (как и два века назад) является рыбалка. Главная промысловая рыба - дунайская селедка - краснокнижный вид, который в заповеднике отлавливают тоннами. В специальных зонах биосферных заповедников народные промыслы и ловы законом не запрещаются, но в определенных нормах и с официальным разрешением специального отдела заповедника.

Дунайский биосферный заповедник неофициально является частью большого биосферного резервата, большая часть которого расположена в Румынии. А вот дунайская сельдь является неофициальным главным сувениром города - его продают в соленом и копченом виде. Это очень жирная деликатесная рыба, которая официально называется азово-черноморской проходной селедкой. В Дунае она не живет, а лишь нерестится (поднимаясь вверх по течению на 600 км). Кроме Дуная она заходит на нерест в Днестр, Днепр и Южный Буг, но значительно реже.

Первые вилковчане-липоване длительное время жили в тростниковых шалашах (куренях). Дома, построенные из тростника и ила начали появляться в 19 веке. Таких зданий и сейчас в Вилково большинство. Много каналов-ериков в советские времена были засыпаны - их сделали настоящими улицами, но в старой части города ерики все еще главные транспортные артерии. Наибольшей среди них Белгородский канал.

Миколаєвська православна церква (1899-1902 рр.)

В конце 18 века в городок пришли запорожские казаки из разрушенной москалями Сечи. Они стали основой земледелия в окрестностях городка и далее - добровольно взяли нас себя бремя сельскохозяйственных работ (староверы-русские категорически отказывались от них). Сейчас потомки запорожцев - украинцы, составляют около четверти населения города (всего в Вилково обитает около 9 тысяч человек). Липоване их называют хохлами. Более двух столетий браки между липованами и хохлами были запрещены.

Украинцы в Вилково имеют собственный храм - церковь посвященную Николаю Чудотворцу. Построили ее в 1899-1902 годах. Это величественный и роскошный храм, с пятью куполами и колокольней. Возведен он в смеси необарокко и модерна. Говорят, что к проекту храмового иконостаса непосредственное отношение имеет Фаберже, но лично мне не понятно каким образом.

Храмы липован уступают во внешней роскоши украинской церкви, но от этого они не менее интересны в архитектурном отношении. Это уникальные храмы-корабли (в плане они имеют форму корабля), которые являются символами непоколебимой веры, которая веками подавлялась, но выстояла. Это корабли, которые преодолевают море жизни и времени - храмы Николая Чудотворца и Рождества Богородицы.

Миколаєвська старообрядницька православна церква (1906-1913 рр.)

Старообрядческая церковь Николая Чудотворца является самым молодым храмом города. Она расположена на острове Калимбейка и строилась семь лет - с 1906-го по 1913-й. Этот храм является типичным для липован - он имеет большой купол и пристроенную колокольню. Издалека несколько похож на деревянные церкви типовых епархиальных проектов, но при взгляде вблизи впечатление кардинально меняется - появляется ощущение древности и аутентичности.

Церковь Рождества Богородицы является главным храмом старообрядцев города, а соответственно и всего региона. Его построили в 50-е годы 19 века, а 32-метровую колокольню пристроили в 1873-м. Храм очень нарядный, но мне он почему-то меньше понравился, чем два других храмах города.

Старообрядницька православна церква Різдва Богородиці (1857, 1873 рр.)

В Вилково больше трех тысяч лодок (больших и малых) - это чуть ли не наибольший процент в Украине. Челнок заменяет вилковчанину и машину, и телегу. На нем добираются до огородов, на нем возят клубнику и виноград, на нем ловят сельдь и другую рыбу. Челн незаменим при строительстве жилья, ведь именно им перевозят тростник и ил для строительства. А еще возят обломки раковин моллюсков, из которых сооружают завалинку. После весенних наводнений (а это в Вилково обычное явление), такую завалинку срезают и дом сохнет. Позднее снова насыпают.

Вилково - уникальный город, не похожий на другие города Украины. Побывать здесь должен каждый, пока этот памятник человеческому титаническому труду еще полностью не засыпали и не заасфальтировали.

Текст и фото Романа Маленкова

Вилківські дачі на Дунаї



ИСТОРИЯ Вилково , тогда поселения Липованского, начинается приблизительно в 1746 году. Наши предки решили осесть на Дунае - одной из четырех рек Северного Причерноморья. В античное время Дунай называли Петром, и «отец истории» Геродот, рассказывая о Скифии, назвал Петр «величайшей рекой».

В том месте, где эта река впадает в Черное море, в 17 веке нашли приют первые переселенцы. Что заставило этих людей бросить обжитые земли и прийти в глухие окраины? Как они жили? Чем занимались? Заглянуть в те далекие времена нам помогут книги известного историка-краеведа А. Д. Бачинского, дела Вилковской посадской управы (1879-1918), историко-статистический очерк Г. П. Бахталовского «Посадъ Вилковъ» (1881) и многие другие источники. Конечно, эта история не будет полной, многие факты уточнят время и люди. Сейчас она видится нам такой....

Историки утверждают, что в низовьях Дуная поселения были задолго до нашей эры. А первое письменное упоминание об этом крае имеется в летописи «Повесть временных лет»: в ней отмечено, что киевские князья вели с угличами и тиверцами продолжительные войны за присоединение к Руси земель между устьями Днестра и Дуная. В середине X века н.э. князь Игорь включил придунайские земли в состав Киевской Руси. Киевский князь Святослав I в 970 году помышлял перенести на Дунай свою столицу, отсюда «в лодиях и на конях» он начинал свои походы на Византию и Болгарию.

Многострадальна история этого края. Веками он подвергался нашествию кочев-ников. Летописец Иоанн де Плано-Кар-пини, который проезжал придунайскими землями в 1245 году, писал: «Народу здесь осталось мало: большинство было перебито или увезено в плен татарами». В конце XV века устьем Дуная овладела Турция - это стало началом трехсотлетнего ее владения этим краем. Украинский гетман Богдан Хмельницкий неоднократно пытался освободить от турок эти земли. Он посылал сюда с войском своего сына Тимофея. После воссоединения Украины с Россией в 1653 году борьба за присоединение Придунайского края к восточно-славянским землям разгорается с новой силой.

При Петре I русская армия перешла Днестр и двинулась на юг, к Дунаю. Но удача изменила Петру. В 1738 году русские войска вновь появляются на территории, расположенной между Днестром и Дунаем. Русско-турецкие войны за эти земли продолжались до начала XIX века. И только в 1812 году Бессарабия была вырвана из владения Османской империи. В период между этими войнами, в 1746 году, в дельте Дуная, по преданию, осел беглый люд, основав целое поселение. По другим свидетельствам, на месте нынешнего Вилково поселения существовали уже в 1690-х годах... Как бы там ни было, но в 1768 году на военной карте Российской империи появляется маленькая точка под названием «Селение липованское» - так первоначально называли сегодняшнее Вилково. Так кем же они были - те первые, пришедшие в эти гиблые места не с оружием в руках, а с хозяйственным инвентарем, надеясь построить жилище в непроходимых плавнях и обзавестись хозяйством? Сейчас мы с уверенностью можем сказать: первопроходцами этих мест стали раскольники-старообрядцы и «неспокойное воинство» - донские и запорожские казаки. В общем, история основания Вилково - это история притесняемого старообрядчества и беглого казачества...


Из истории старообрядчества. Князь Киевской Руси Владимир I в 988-989 гг. ввел христианство в качестве государственной религии. Спустя 600 с лишним лет с момента крещения Руси русская православная церковь, обладая большой властью, была надежным помощником в делах государственных. Но именно в этот период в ней и произошел раскол. Случилось это во второй половине XVII века в царствование Алексея Михайловича Романова и в патриаршество Никона.
Истоком раскола видится стремление унифицировать богослужебные книги, поскольку при их переводе с греческого на славянский было допущено множество ошибок. Их решили исправить, соотнося древние греческие писания с их славянскими аналогами. Патриарх Никон, обладавший твердым характером, стал проводить реформу жесткой рукой. Нововведения были не всегда понятными и вызывали сопротивление. Наиболее заметными и значимыми казались следующие нововведения:
- Вместо двоеперстного крестного знамения было рекомендовано троеперстие (двоеперстие складывалось во имя двух естеств во Христе - божественного и человеческого; троеперстие - во имя Святой Троицы: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу»). Тогда и сказали: «Никон упразднил Христа».
- В старых книгах имя Христа писалось «Исус», а в соответствии с греческим звучанием стали писать «Иисус».
- В старых книгах в Символе Веры читаем: «Ив Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящего», после исправлений слово «истиннаго» было исключено.

Вместо «сугубой», т.е. двойной аллилуйи

Была введена «трегубая», тройная аллилуйя («аллилуйя» - еврейское слово «Гиллель», означающее «Хвалите Бога»).
- В старых книгах во время крещения, венчания, освящения храма следовало делать обхождение по солнцу - «посолонь». В новых было введено обхождение против солнца.
- В старорусском варианте Божествен-ную литургию совершали на семи просфорах («просфора» - по-гречески «приношение»), по новому канону стали служить на пяти.
- Никон ввел в поклонение шестиконечный крест; раньше был восьмиконечный и т.д.
Расхождения между старым и новым церковным уложением для ревнителей ста-ринной церкви оказались принципиальными. Расколу способствовало еще и то, что к этому времени в лоне самой Русской пра-вославной церкви созрели свои внутренние противоречия.

Они имели серьезные последствия и отразились как на судьбах преданных ревнителей старинного обряда, так и на судьбе самого Никона. Его реформы встретили сильное противостояние духовных деятелей и повлекли за собой внутри-церковный раздор и смуту.
Самой яркой фигурой оппозиции Никону был «неистовый» АВВАКУМ (1621-1682 гг.) - протопоп,сын сельского священника. В 1653 г. он был сослан в Тобольск, затем в Забайкалье. Ни пытки, ни лишения, ни смерть двух сыновей его не сломили. Он и другие противники Никона подверглись жестоким мучениям, казням, гонениям. Епископов, архимандритов без соборного суда лишали сана, ссылали в дальние монастыри, сжигали в срубах.
Заручившись поддержкой царя, Никон, проводя реформу, не ущемлял собственного тщеславия, но не забывал и о пользе государства. И все-таки жажда власти его подвела. Стремясь уравнять права царя и патриарха, он попал в немилость. Возник серьезный конфликт с государем Алексеем Михайловичем, и в 1660 году в Москве был избран новый патриарх - им стал Иосаф из Троице-Сергиевской лавры. Основные нововведения Никона одобрили, двоеперстие объявили «еретическим», сторонники старых обрядов ушли в подполье.


В конце XVII века старообрядчество распалось на два толка: поповство и беспоповство. Первые признавали необходимость священников при богослужении, вторые отрицали всех «князей церкви», считая, что они, движимые жаждой роскоши, забыли об аскезе и погрязли в грехах.
Отныне сторонники старого церковного канона стали хранить книги, иконы древнего письма, дониконианские издания и рукописи в глухих скитах и подвалах монастырей. Выступления защитников «старой веры» получали поддержку в различных слоях русского общества, что привело к большому резонансу и усугубило раскол уже в масштабах общегосударственных.
Официальной церковью, поддержанной государством, так или иначе, но старовер-чество притеснялось многие десяти- и даже столетия. Гонения то ослабевали, то усили-вались, но никогда не прекращались вплоть до 90-х годов XX века. Показательным в этом отношении оказалось царствование Петра I (1689-1725 гг.). Он, провозгласивший принцип веротерпимости в государстве, разрешил старообрядцам открыто жить в городах и селах, но они не пользовались никакими гражданскими правами. Только духовенству было дозволено носить бороды, с прочих брали пошлину в 100, 60 и 30 рублей в год, а с бородатых крестьян при въезде в город или выезде из него взимали по 2 деньги.
Староверы искали пристанище по всем окраинам Российской империи, в том числе и в Придунавье. Основатель одного из самых многочисленных и сильных старо-обрядческих толков, казак-старовер Фотий Васильев, принял в монашестве имя Филиппа. Его последователи отказывались молиться за царя, отвергали ритуалы официальной православной религии. «Филип-поны» (производное от них «пилипоны») через какое-то время и получили наименование «липованы». Постепенно это религиозно-культурное единство, как и само название «липоване» стало определением для довольно пестрой массы старообрядцев в Юго-Восточной Европе.

В начале XVIII века дельту Дуная облюбовали для себя донские казаки-старообрядцы, последователи атамана Игната Некрасова - сподвижника Кондратия Булавина, возглавившего казацкий бунт против религиозных и социальных притеснений народа. Командующий 20-тысячной карательной царской армии князь Василий Долгорукий в 1708 году жестоко подавил булавинское восстание. Игнат Некрасов, стремясь спастись от расправы, ушел на Кубань с отрядом, насчитывающим около 10 тысяч казаков с семьями, а часть казаков-некрасовцев перебралась на необжитые берега в устье Дуная.
Тогда Кубань находилась под властью крымского хана, а При-дунавье было под властью турок. Османы и татары охотно принимали беглый люд, который заселял необжитые земли. За это казакам предоставлялись даже некоторые привилегии: например, их освобождали от податей и повинностей, разрешали иметь собственный суд и чинить расправу по своему усмотрению. Взамен казаки обязаны были принимать участие во всех войнах против России.
В 80-х гг. XVIII века с Кубани на Дунай началось второе массовое переселение некрасовцев. Оно было связано с наступлением русских войск на Кубань и присоединением к России Крыма, дотоле бывшего под властью турок и татар. В память о тех временах недалеко от Вилково, вверх по Дунаю, стоят села Старая и Новая Некрасовки, а в окрестностях города есть острова Кубанка, Кубанский, Анкудиново. Постепенно грань между старообрядцами и некрасовцами стиралась, их всех предпочитали называть липованами.

Они строили рыбацкие жилища с русскими печами. А чтобы построить, как его называли, «камышовый домик», было необходимо в плавнях набросать бугор из ила, а затем сделать остов дома из стволов вербы, переплести их камышом и веревками, обмазать илом, добытым из Дуная, и камышом же покрыть крышу. Им же топили и русские печи, высекая огонь кресалом. Жили трудно, дома освещали рыбьим жиром.
Защищались от частых разливов Дуная, страдали от жары и пожаров, часто возникавших летом. Для удобства передвижения на лодках расчищали каналы-ерики. Со дна доставали густой вязкий ил. Из него буквально «лепили» грядки огородов, наращивали площади садов. Под щедрым южным солнцем на этой земле неплохо зрели овощи, плодоносили деревья. Правда, создавать все это приходилось не раз и не два - частые половодья смывали наносные нестойкие гребли, а когда Дунай бывал особенно полноводным, земляные дамбы не выдерживали, и вода свободно разгуливала по садам и огородам, а то и разрушала жилища.

Казаки на берегах Дуная. Первые упоминания об украинских казаках, объявившихся здесь, относятся к 1576 году. Закоренелые враги татар и турок, запорожцы постоянно воевали против них на суше и на воде. Курсируя на своих «чайках» и «дубках» (небольшие суда) вдоль Черного моря и устья Дуная, они перехватывали неприятельские военные суда, а войдя в Дунай, уничтожали турецкие укрепления. В 1603 году характер запорожцев испытали турецкие крепости Измаил и Килия.


»
материал взят с ныне не существующего сайта } if($pid == "part2"){ ?>

Между русским и украинским казачеством существовала постоянная связь и взаимная помощь. В отрядах Кондратия Булавина сражались казаки с Днепра. Большая группа запорожцев участвовала во многих боевых походах некрасовцев.
В 1615 году запорожские и донские казаки во главе с Петром Сагайдачным, совершив на 70 судах очередной рейд по Черному морю к устью Дуная, приняли бой с турецкой эскадрой под командованием капуданпаши и полностью ее разгромили, захватив при этом самого капуданпашу.
Летом 1624 года состоялась битва запорожской флотилии с турецким флотом около дунайского гирла. В битве приняли участие 300 казацких чаек против 200 турецких галер. Из-за неблагоприятных погодных условий казаки потерпели поражение.
В 1675 г. Запорожскую Сечь возглавил кошевой Иван Сирко. Талантливый бесстрашный военачальник, он не раз преследовал турок на прибрежных черноморских землях и ходил на Килию. Царь Алексей Михайлович недолюбливал свободолюбивого и независимого атамана, но поскольку он был грозою турок, вынужден был его терпеть. Именно Иван Сирко с его отчаянными сотоварищами и вдохновили И. И. Репина на создание известной картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
В самом начале XVIII века Петр I приказал разрушить Запорожскую Сечь за измену части казачьей старшины во время Северной войны. И тогда первые беглецы появились в Придунавье. Правда, они вскоре добились прощения и возвращения на родину.
В 1775 году Екатерина II приказала за «возмутительный дух» обезоружить запорожских казаков и уничтожить Сечь.


Несмирившиеся казаки с семьями хлынули к турецким границам, куда еще при Петре I бежали их отцы и деды. Уже через год русский поручик Ачкасов сообщал правительству о том, что «бывших запорожцев от Бендер до Дуная более десяти тысяч человек». Многие из них осели в Вилково - в том самом месте, где Дунай разветвляется наподобие вил и где «рукояткой» служит Килийское гирло, а «зубьями» - гирла Стамбульское, Белгородское, Анкудиново, Очаковское.
В архивах сохранились документы, свидетельствующие о непростых судьбах людей, обживающих эти места. Вот некоторые краткие биографии, составленные по записям русских чиновников 1809 года.
«Никите Харченко на время записи было больше 50 лет. Родился в Корсуни, был крепостным. После 1791 г. вышел из своего отечества в Аккерман (ныне - Белгород-Днестровский Одесской области) с чумаками и, потеряв там волов своих, остался на тамошних рыбных ловлях, потом в Вилкове пристал к тамошним запорожцам».
«Василий Мастеренко или Мастеров, более 45 лет, грамоты не имеет, веры греческого исповедания, уроженец уезда Золотоношского, села Гланязово. Из казачьих детей, откуда в малолетстве, по смерти отца и матери, дядею родным завезен в местечко Кодак при реке Днепре. Потом дядя его помер, а он пристал к чумакам и ходил по разным местам лет десять. В городе Яссах приехавшими запорожцами с рыбой из Вилково подговорен ими, и находился там на рыбных промыслах...».
«50-летний Иван Васильев, сын Таран, отец назывался Черный, уроженец Харьковской губернии, выходец из мещан. Имел чумацкий промысел к Херсону. А когда российская армия приступила к Очакову, записан охотою своею в черноморцы и был на штурме Измаила на судах... Был в Молдавии, проживал в работниках, а потом перешел на рыбные ловли в Вилково, в устье Дуная».

Летом 1790 года главным театром военных действий оказался район нижнего Дуная. Для нанесения поражения туркам было необходимо овладеть крепостями Килия, Галац, Измаил. В октябре русская флотилия стала прорываться от Черного моря вверх по Дунаю. Гребная турецкая флотилия, которую на Дунае составляли казаки из Задунайской сечи, насчитывала 18 «чаек» (от турецкого «чаик» - круглая лодка), 20 «дубков», 4 тысячи казаков и 900 человек конных. Возглавлял это казацкое войско кошевой атаман Абдула. Для противодействия неверным казакам было создано Черноморское казацкое войско, находящееся в подчинении А.В. Суворова. Оно насчитывало 6 тысяч казаков и было отдано под предводительство кошевого атамана Головатого. Черноморцы разбили отряды Абдулы в дельте Дуная, захватили его суда, а также крепости в Килие, Тульче, Исакче. Потом приняли участие в штурме Измаила.
Проносились над городом десятилетия, менялись власти, а в Вилково все оставалось неизменным: уклад, имена, привычки, говор, одежда, староверческие длинные бороды. На утлых суденышках, где под особым навесиком помещался образ Николая-угодника, ходили рыбачить в море. Маленькое Вилково уже тогда прославилось своими умельцами, в первую очередь - моряками и рыбаками. Купцы из Германии, Австрии, Польши, России и Румынии, почуяв большую выгоду, повалили за вилковской рыбой. В начале XIX века ежегодно из Вилково вывозили до 320 000 кг красной рыбы, 12 800 кг черной икры и более 200 бочек уже тогда знаменитой дунайской сельди, способ приготовления которой считался самым лучшим.
В XIX веке жители Вилково принимали самое активное участие в русско-турецких войнах. Существует рапорт М. И. Кутузова, который, адресуясь государю в Петербург 20 мая 1811 г., сообщал: «...жители селения Вилково с начала вступления войск оказали свое усердие, проводя в Килийские гирла суда флотилии нашей, перевозя по реке Дунаю на своих лодках и собственным иждивением провиант и прочие казенные потребности к флотилии и к сухопутным войскам без всякой от казны зарплаты, оставляя даже промыслы, к пропитанию их служащие. Таковые их подвиги не могли остаться без уважения, и командующий войсками нашими в вознаграждение сего предоставил им пользоваться рыбною ловлею и винною продажею».


После окончания Русско-турецкой войны 1806-1812 гг. по Бухарестскому миру Вилково вместе со всей Бессарабией отошло к России.
Во время Бессарабской ссылки, в 1821 году, совершая поездку из Кишинева через Аккерман и Татарбунары в Измаил, в Вилково, которое уже славилось своей дунайской сельдью, хотел попасть А.С. Пушкин.
В 1827 году в «казенном селе Вилково», как отмечалось в «Статистическом описании Бессарабии», жило 103 семейства. Украинцев было 143 человека, русских староверов - 355. В селении стояло 110 домов-куреней, старообрядческая часовня, деревянная Свято-Покровская православная церковь, 5 кузниц и 3 питейных дома. Из орудий лова в наличии было 112 крючьев для ловли осетровых и 15 неводов для промысла на мелкий частик. Вот и все.
В те же годы вилковчан посетили многие несчастья. Свирепствовали чума и холера. Эпидемии косили людей, которых хоронили за селом в песчаных дюнах-кучугурах. Чуть позже на Бессарабию напала саранча - были уничтожены посевы. Чтобы выжить, вилковские рыбаки сушили и растирали в порошок щук и, смешивая их с высушенными и истертыми морскими орехами, варили из них суп.
Желая получить в собственное пользование воды для рыбной ловли, вилковчане начали ходатайствовать о переименовании своего казенного села в посад. В 1840 году «высочайшим» Указом Николая I их просьба была удовлетворена. Селение Вилково переименовали в посад, жители стали именоваться мещанами. Это дало возможность заниматься торговлей, наиболее зажиточные 10 семейств записались в купцы. Родилось местное купечество, создается городское управление - ратуша, появились первые архивные документы посада. В одном из них говорится об освещении улиц спирто-скипидарной жидкостью, о появлении в продаже спичек.

После поражения России в Крымской войне в 1853-1856 гг. по Парижскому мирному договору все придунайские земли отошли к Молдавскому княжеству, которое, в свою очередь, в 1861 г. Александром Иоанном I было объединено с Валахией и таким образом было создано Румынское государство.
Устье Дуная отошло к Турции, Вилково стало полурумынским-полутурецким поселением. Граница между Румынской и Турецкой сторонами проходила по «Гусеву» - внутреннему каналу посада. Турецкая территория в честь сына паши получила название «Килим-бей» (в просторечии Калимбейка). Уже названная водная преграда Гусево-Белгородское разделила семьи, близких родственников. Вчерашние соседи, полоща в канале белье, переговаривались между собой «через границу». Пользуясь этим делением поселка, молодежь, спасаясь от румынской воинской повинности, ныряла в узкий канал и через несколько минут была «за границей». Когда призывная кампания заканчивалась, «турецкий подданный» возвращался домой. А рыбаки были вынуждены платить налоги уже в пользу двух государств: Румынии как ее поданные, и Турции - за право ловить рыбу в дельте Дуная.
В результате очередной Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. по Берлинскому соглашению были восстановлены границы России, и южная часть Бессарабии вместе с посадом Вилково вновь отошла к России. Во время этой войны вилковчане активно помогали русским войскам, безвозмездно переправляя через Дунай военные обозы и войска, несли сторожевую службу, проводили суда русской дунайской флотилии такими путями, откуда менее всего ожидал ее противник.
Царь Александр II, посетивший военные позиции, пообещал рыбакам за помощь и усердие отдать вилковские воды в вечное их пользование, освободив при этом от всяких налогов и податей. И действительно, царским указом 1881 г. за помощь, оказанную в войне с турками, Александр II даровал вилковчанам все воды и острова, прилегающие к посаду, в вечное и безвозмездное пользование. А двух самых отчаянных рыбаков-разведчиков - Тимофея Гайдукова и Осипа Поливанова - наградил золотыми медалями «За усердие».
Новое и новейшее время в судьбе вилковчан. XX век и первые годы XXI столетия не были спокойными ни для страны, ни для далекой Бессарабии, которая продолжала переходить из рук в руки. В годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. Вилково, как и весь Придунайский край, находилось в прифронтовой полосе. Это усугубило положение его жителей. Почти все взрослое мужское население, 1 320 человек, было призвано в русскую армию. Дома остались лишь дети, женщины и старики. Даже сам посадской голова вынужден был признать, что «хозяйства мобилизованных рыбаков пришли в совершенный упадок, а семьи их по случаю непосильных трудов истощились до невозможности...».
В это же время Королевская Румыния, воспользовавшись военными действиями Антанты и нарушив все договоренности, стала прибирать к рукам Бессарабские земли. В эту нелегкую пору и прибыл в порт Килию на Дунае матрос Железняк на миноносце «Дерзкий». Но вскоре, после тяжелых боев с румынскими войсками, Дунайская флотилия, а с ней и Железняк, вынуждена была оставить Килию и отойти на Вилково.


Многие сегодняшние жители города являются сыновьями, дочерьми, внуками тех вилковчан, которые в феврале 1918 г. на месте, где сейчас стоит здание почты и отделения связи, слушали страстную речь Ан. Железняка и непосредственно общались с молодым комиссаром. Среди них были Иосиф Поляков, Федор Снопков, Акиндин Москвичев, Тимофей Сипаткин, братья Кирьяк и Иван Кирсановы, Андрей Суржиков и А.В. Котец - участник вооруженного восстания 1905 г. в Севастополе под руководством лейтенанта П. П. Шмидта. На здании и сегодня висит памятный знак, напоминающий о тех днях.
Наступили годы румынской оккупации. Тяжелое экономическое положение края сопровождалось жестким политическим гнетом. В августе 1918 г. король Румынии Фердинанд I издал Декрет о вводе военного положения на территории Бессарабии, которое за 22-летний период румынской оккупации не отменялось.
Комендант г. Вилково лейтенант Абра-меску в первые же дни оккупации издал приказ: «Вступление моих солдат в Вилково должно принести в город спокойствие и порядок.

« Назад | »


материал взят с ныне не существующего сайта } if($pid == "part3"){?>

Мы пришли для оказания помощи, без всякой задней мысли, как христиане». Но румынское воинство начало с того, что учинило массовое ограбление вилковчан. Солдаты забирали все, что попадало под руку. А офицеры забрали 26 тысяч рублей местного отделения кредитного банка и из кассы кооператива. На жалобы ограбленных Абрамеску ответил: «Пусть вилковчане благодарят за то, что обошлось только этим. Ничего не поделаешь, на то и военное положение».
Параллельно власти развернули широкую румынизацию населения, которая очень болезненно воспринималась как русскими, так и украинцами. Работу потеряли служащие и учителя, не знавшие румынского языка. Некоторые из них за отказ принять присягу румынскому королю едва избежали расстрела.

Наиболее ценное оборудование и плавсредства Вилковского порта, рыбозавода и военной базы было разграблено и вывезено. В Вилково однажды пожаловал сам Румынский король Фердинанд I с женой и дочерью. Высокородное семейство осмотрело лабазы, ознакомилось с технологией обработки рыбы, посетило о. Анкудиново. На этом и ограничились заботы королевства о вилковчанах.
В ноябре 1921 г. в Придунавье, в том числе и в Вилково, было организовано движение сопротивления румынским оккупантам. Под руководством вилковчанина Иосифа Полякова (подпольная кличка Платов) был создан революционный комитет южной Бессарабии. Осенью 1924 г. вспыхнуло Татарбунарское восстание. Через три дня, несмотря на ожесточенное сопротивление, восстание было подавлено.
Остатки восставших с боем отходили к городу Вилково в надежде спастись в дунайских плавнях. Но оккупационные войска их настигли. 98 человек без суда и следствия были расстреляны в окрестностях Вилково - их память увековечена в городе скульптурным памятником и мемориальной доской на улице Татарбунарского восстания. Глубокой осенью 1924 г. румынские жандармы погрузили на старую баржу 800 человек. Это были семьи участников восстания - старики, женщины, дети. Баржу вывели на середину Дуная и затопили. В 1925 г. Кишиневе состоялся суд над оставшимися в живых участниками Татарбунарского восстания. Среди осужденных были вилковчане Тит Гладков, Сергей Тихонов, Тарас Гончаров, Еремей Белый.
В июне 1940 г. Советская Россия освободила Придунайский край и он вошел в состав Украины. В городе с населением около 8 тысяч человек были открыты две новые школы, клуб, библиотека, приблизительно 20 магазинов. Жители получили право на бесплатное медицинское обслуживание. Быстро организовались четыре рыболовецких колхоза, куда вошли бывшие члены артелей «Морун» и «Дунаря», восстанавливался рыбоперерабатывающий завод. В апреле 1941 г., когда пошла дунайская сельдь, бригада Мокея Марченко свой месячный план выполнила на 1 060 процентов, а к концу мая они сдали на рыбозавод 12 259 кг рыбы. Такого не было ни до, ни после...
Новая мирная жизнь оказалась недолгой. 22 июня 1941 г. в 3 часа 30 минут горожан разбудили разрывы снарядов. Началась Великая Отечественная война. Румыния была рядом, и она выступила на стороне фашистской Германии. Снова скрестились пути-дороги Бессарабии с румынским королевством, в оккупированном Вилково снова появились и примария, и жандармерия, и насилие с произволом.

В конце лета 1941 г. сигуранца (румынская тайная полиция) арестовала пятерых жителей города, уличенных в антифашистской борьбе. Их жестоко пытали, били резиновыми палками, выламывали суставы. Утром 7 сентября 1941 г. подпольщики А.В. Котец, И.К. Хомутов, К.К. Изотов, Н.А. Гнеушев, Ф.К. Сухов были расстреляны за городом. Их останки не найдены до сих пор.
Три года длилась фашистская оккупация. Освобождение пришло 24 августа 1944 г. Вилковчане радостно встречали советские войска. На фронтах Великой Отечественной войны сражалось 429 вил-ковчан. 87 из них отдали жизнь на полях сражений. В сквере по улице Кирова сегодня стоит монумент матросу-освободителю, а на мраморных плитах высечены имена вилковчан, погибших за свою Родину, за свой Придунайский край. Павел Иванович Ткачук - ветеран Дунайской флотилии, участник освобождения Придунайского края от фашистов, почетный гражданин г. Вилково, работая председателем Вилковского горисполкома, в 60-х гг. XX в. записал рассказы вилковских женщин - очевидцев о событиях августа 1944 г.
Вспоминают -

Анна Ивлевна Олейникова, почетная гражданка города, женщина, ставшая его легендой:
«Бой за Вилково закончился в первой половине дня 24 августа. Нужна была помощь раненым в этом бою морякам. Мой отец, по специальности фельдшер, перед этим вернулся из румынского заточения. К нам в дом пришел морской офицер и спросил: «Вы Ивлий Паатович, фельдшер? Есть раненые моряки, и им нужна медицинская помощь, пока прибудет наша флотская медицина. В то лето я, в свои 17 лет, закончила первый курс училища в Бухаресте. Попросила у отца разрешения быть ему помощницей. Отец занялся перевязками, а я по назначению врача делала уколы, поила раненых, ассистировала при наложении хирургических швов. Командование флотилии распорядилось оказывать врачебную помощь и раненым пленным немцам. Многие вилковчанки ухаживали за ранеными, умывали их, кормили...»

Мария Петровна Зубовская:
«В нашем доме была свободная комната, но не было ни кроватей, ни постелей. Моряки доставили кровати и постели и вскоре привезли раненых. Один имел тяжелое ранение в ногу, другой из-за лицевой раны не мог разговаривать. Это Сваталов, из Москвы. Хорошо его запомнила, потому что мама разводила водой варенье, а я из чайника поила этого раненого...»

Екатерина Осиповна Ковалева:
«В доме моего брата, Гладкова Федора Осиповича, было несколько просторных комнат. Командование Дунайской флотилии, по согласию брата, заняло эти комнаты для медсанбата. Прибывшие врачи развернули операционную. Доставили раненых из Жебриян (сейчас Приморское) и островов. К ним заходил морской офицер, которого они звали «батя». Позже я узнала, что это был майор Ф.Е. Котанов - командир 384-го отдельного батальона морской пехоты Дунайской военной флотилии. Во второй половине дня 24 августа прибыла группа хирургов, медицинских сестер и санитарок. Я тоже старалась что-то делать. Собрала подружек, мы стирали окровавленные бинты, сушили, гладили, скатывали и приносили на перевязки...»


За короткий период после освобождения города возобновили деятельность четыре рыболовецких артели, были восстановлены цеха Рыбозавода, холодильник, ремонтные мастерские, заработали школы, магазины. Каждый послевоенный год вносил что-то новое в жизнь горожан. В 1959 г. все рыболовецкие хозяйства объединились в одно крупное хозяйство - рыбколхоз им. Ленина. В его распоряжении в конце 50-х годов имелся неплохой промысловый флот: 500 моторных лодок, 11 мотофелюг и 20 СЧС (средний черноморский сейнер). Кадры для сейнеров готовила местная «мореходка». От Крыма и Кавказа до устья Дуная стали известными имена капитанов-бригадиров сейнерного флота Ф. Ефимова, С. Глебова, Т. Оболонского, П. Делеску, В. Унгарова. За сезон вилковские рыбаки брали в Черном море по 800 и более центнеров рыбы. Белуга весом в 200-300 кг уже мало кого удивляла. А в 1950 г. рыбак Ф. Шаповалов сумел добыть белугу весом в 750 кг...
Рыбколхоз постепенно обретал статус одного из крупнейших коллективных хозяйств по добыче рыбы в Украине. Его материально-техническая база в середине 80-х годов прошлого века оценивалась более чем в 10 млн. долларов. Знаменитый и сегодня, бывший бригадир промыслового участка № 2 рыбколхоза Анатолий Петрович Бирюков, депутат областного совета на протяжении 29 лет, с особой гордостью вспоминает:
«Наш уникальный край всегда славился добычей рыбы и ее переработкой. «Живое серебро» во все времена было основой жизни на Дунае, а профессия рыбака - в большом почете. Уловы рыбы в пятидесятые, шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые годы были по нынешним меркам баснословными.

Слава о потомках некрасовцев, запорожцев звучала далеко за пределами города и области. Рыбопромысловый сейнерный флот был гордостью колхоза. Планы выполнялись на 130-170 процентов. Нельзя без особого уважения говорить о председателях рыбколхоза Галкине Иване Павловиче (период 1960-1968 гг.), Бойко Данииле Федосеевиче (1968-1986 гг.), о сплоченной и дружной команде, сформировавшейся вокруг них:
Н. В. Елине, Я. П. Бендерском, В. Т. Перове и др. - всех тех, кто всю свою жизнь крепил мощь рыболовецкого колхоза.
Сегодня с сожалением приходится констатировать, что та бурная мощь созидательного труда уже в прошлом. Не могу понять, как можно было довести такое богатое процветающее предприятие до полного банкротства. Имущество разграблено, «прихватизировано». Сейчас десятки частных рыболовецких предприятий работают по принципу: «Чтоб рыбка ловилась всегда, а мы - никогда!» Жалко и обидно смотреть на все это», - заключает Анатолий Петрович.
Не меньшей гордостью в довоенные и послевоенные годы был и вилковский Рыбозавод. В августе 1940 г. на берегу Белгородского канала организовали цеха по переработке рыбы. Это время и считается началом деятельности предприятия. Первым его директором был назначен Юрий Васильевич Темердиаров. До конца 1940 года в цехах перерабатывали до 300 тонн осетровых рыб, до 5 тонн икры. Весной 1941 года успели переработать 200 тонн дунайской сельди. На Рыбозаводе в то время трудилось около 130 человек. Флот составляли 3 речных катера грузоподъемностью 3 тонны и 2 мотобаркаса, а для других хозяйственных нужд использовались несколько пар лошадей... В 1944 году с сентября по декабрь было изготовлено и отгружено 533 тонны рыбопродукции, а в 1945-ом - уже 1 421 тонны.
Рост мощностей завода начался в 1949 году. В г. Керчь был открыт экспедиционный цех по приемке и переработке азовской хамсы и тюльки. Завод неуклонно наращивал свой производственный потенциал, его продукцию, такую, как зернистая и паюсная икра, балыки из красной рыбы, дунайская сельдь бочкового и баночного посола, знали в Москве и Ленинграде, Одессе и Киеве, Вильнюсе и Риге. Вилковский Рыбозавод был единственным предприятием в Советском Союзе, выпускающим сельдь специального баночного посола типа пресервов. Этот уникальный продукт получил всемирную известность. Он был отмечен золотыми медалями на многих международных выставках - в Брюсселе, Осаке, Лейпциге. Письма-заказы на эту сельдь приходили из разных уголков земного шара с коротким адресом: «Советский Союз. Вилково на Дунае». И это заслуга прежде всего таких корифеев Рыбозавода, как Е. П. Чумаченко, С. А. Гончаров., Е. X. Чернов, И. П. Галкин, Ю. А. Сич-карь, Л. Д. Шенфельд, Ф. Г. Строганов, П. А. Москвичев, М. Б. Бойко, В. 3. Пар-шиков, Л. С. Паршикова и многих многих других вилковчан.
В конце 70-х годов XX века в устье Дуная заработала необыкновенная для того времени База обслуживания лихтеровозов. В лексиконе жителей города появились интригующе новые слова: «лихтеровоз», «лихтер», «интерлихтер». Так начинал свою жизнь новый порт Усть-Дунайск. Главной его задачей была обработка лихтеровозов «ЮлиусФучик», «ТиборСамуэли», «Борис Полевой», «Павел Антокольский», «Николай Маркин», «Анатолий Железняков» - судов, представлявших гордость Министерства морского флота СССР и вызывавших уважительное признание многих судоходных компаний мира. Обрабатывал порт и крупнотоннажные пятидесяти- и стотысячные балкеры типа «Зоя Космодемьянская» и «Маршал Буденный». Грузопотоки шли более чем из 40 стран мира. Грузооборот достигал более 4 млн. тонн в год.
Порт был кормильцем для портовиков и их семей, надеждой и опорой для вилков-чан, гордостью всего Килийского района. Имея выгодное географическое и геополитическое расположение в устье Дуная, Усть-Дунайск представлял собой уникальный транспортный узел.
Благодаря средствам порта и с помощью его начальника Павла Владимировича Козинца к 250-летию города на площади морвокзала был установлен памятник первопроходцу - основателю Вилково, который сегодня является нашей визитной карточкой. Скульптурный образ изваял известный одесский скульптор Александр Токарев, уроженец Кубани. Вилковский Первопроходец скульптора отражает обобщенный образ многих рыбаков-вилковчан. В чертах его лица угадываются и несгибаемость воли, и свободолюбие, и умение противостоять стихиям и жизненным трудностям. Причалив утлую лодку к берегу, с тяжелым крестом на плече он поднимается от реки к городу. Уставшей спиной повернут к восходу солнца, к Дунаю и, освещенный этим солнцем, движется в неизвестность. Ему предстоит освоить это место, построить дом и начать новую жизнь. Мученик веры и труженик - таким увидел скульптор предка вилковчан.

»
материал взят с ныне не существующего сайта } if($pid == "part4"){?> Для ремонта рыболовецких судов государственного треста по добыче рыбы приказом по Укррыбтресту 31 декабря 1947 г. в Вилково была организована база по их ремонту. Первоначально здесь работали всего 30 человек. Первым директором предприятия стал Константин Сулин.
В неблагоустроенных и технически неоснащенных судоремонтных мастерских, расположенных буквально в плавнях, ремонтировали сначала только двигатели и валолинии малых рыболовецких судов, а деревообрабатывающий цех снабжал их столяркой. В 1948 году в результате реформирования база стала судоверфью. Были построены «салазки» (специальное приспособление для подъема и спуска судов на воду), после чего здесь могли основательно ремонтироваться как малые, так и средние черноморские сейнера (СЧС). Предприятие работало стабильно и развивалось.

В 1977 г. судоверфь получила статус межколхозного судоремонтного завода. В затоне Базарчук были установлены два дока грузоподъемностью 400 и 800 тонн. Здесь же строятся котельносварочный и механические цеха, устанавливается Болгарская плавместерская. К 1987 г. объем производства составляет более 2 млн. долларов. На предприятии уже работает до 400 человек, возможности завода растут.
В 1991-1992 гг. на заводе, как и во всей стране, сложилась критическая экономическая ситуация. Коллектив принимает предложение Акционерной судоходной компании «Укрречфлот» об аренде предприятия. Сменив название на «Ремонтно-эксплуатационную базу флота», коллектив предприятия с помощью компании получает заказы на судоремонтные работы. Серьезным достижением в 90-е гг. стало строительство третьего, самого крупного дока грузоподъемностью 1200 тонн. Сейчас здесь ремонтируются суда «Укрречфлота», имеющие местом приписки города Киев, Черкассы, Днепропетровск, Запорожье, Херсон, Севастополь. Здесь ремонтируется практически весь рыболовецкий флот области, здесь к тому же строят уникальные фрегаты XVII века, баркасы, лодки для рыбаков, изготавливают мебель для горожан.
На предприятии насчитывается уже 460 человек, которые своим профессиональным трудом преумножают славные традиции Вилковской РЭБФлота.

В свое время в городе были созданы и работали такие крупнейшие в Украине предприятия, как Вилковский завод прессовых узлов, продукция которого была востребована не только в Советском Союзе, но и в странах Европы; ПМК-98 - гордость Дунай-Днестровской оросительной системы, учреждение «Юг», популярный на все Придунавье торговый гигант - Вилковский Райрыбкооп.
Благодаря столь внушительным мощностям удалось усовершенствовать коммунальные сети города, дороги, линии электропередач, реконструировать школы, стадион, центральный сквер, кинотеатр, развить сеть дошкольных и школьных учреждений, медицинских, культурно-просветительских, спортивных бюджетных организаций, восстановить храм Рождества Пресвятой Богородицы. Жить бы и дальше, благоустраиваясь и развиваясь, но не оправдываются пока надежды, связанные с независимостью Украины. Из всех предприятий города сегодня успешно работает только Ремонто-эксплуатационная база флота, и то в 2008 приостановила работы.
И все же страдальцы и мытари вилков-чане любят свой город и как могут благоустраивают, украшают его. Не раз приходилось жителям делом доказывать свою извечную привязанность к краю, когда-то приютившему их предков. Не только время и власти испытывают их. Обычно спокойный красавец Дунай порой вздымается, выходит из берегов и несет людям настоящие бедствия. Крупное наводнение в довоенный период случилось в Вилково в 1931 году. Много бед оно натворило. Но затем Дунай утих на целые тридцать восемь лет. Последнее серьезное наступление реки, когда почти весь город оказался под водой, случилось зимой 1969 года. 24 февраля вода хлынула в город. По улицам поползли мутные потоки, перемешанные с ледовой крошкой. Вода заполняла улицы, заливала подворья и жилые дома. Началась эвакуация. А в районах ледовых заторов пробивали дорогу воде мощные черноморские ледоколы. С неба им помогали военные летчики, начавшие прицельное бомбометание в местах заторов. Люди отстояли город.

Благодаря принятым мерам жертв не было. Но стихия оставила после себя две с половиной тысячи подтопленных домов. В них скопился толстый слой ила. Десятки километров деревянных тротуаров были снесены водой, разрушены переходные мостики. И даже в этой трагической ситуации вилковчане не теряли своего достоинства; они по-деловому, без суеты, всем миром стали восстанавливать свой город.
И в этом большую помощь жителям оказывал тогдашний мэр города В. Г. Гиду-лян (1925-2003 гг.) - человек, о котором с уважением и серьезно говорили и говорят: «Самый мудрый липован - дядя Вася Гидулян», хотя родом он был из далекой глубинки Кировоградской области. Проработал Василий Григорьевич председателем Вилковского горисполкома без малого 25 лет - с 1966 по 1990 г.
Он часто любил повторять: «Приехал сюда после войны - бедность, нищета, камышовые хатки, по-русски и писать-то не умели, хотел сделать лучше, и я всегда радуюсь, когда люди улыбаются мне...» И он делал добро, как умел. С его именем в городе связаны строительство 3-х детских садов, средней школы №2, поликлиники, баклаборато-рии, детской больницы, библиотеки, кухни детского питания.
При нем стремительно расширялась торговая сеть: были построены гастрономические и промтоварные магазины, ресторан, кафе, универмаг, админздание «Райрыбкоопа», осушались ерики и прокладывались дороги, перебрасывались через каналы мостики, был возведен крытый рынок и отделение связи, мо-рвокзал, несколько многоэтажных домов, возводились памятники. О благосостоянии жителей свидетельствовало и то, что именно в ту пору в городе возвели более 900 индивидуальных домов, которые уже ничем не напоминали былые скромные строения, крытые камышом.
Уйдя на пенсию в трудное для страны время, В. Г. Гидулян, привыкший созидать, а не разрушать, не мог понять, почему простаивают предприятия, почему они становятся нерентабельными, почему приходит в негодность все городское хозяйство. Говорят, он долго не мог успокоиться, когда узнал, что тополя, которые так украшали берег Очаковского гирла, срубают на дрова.

« Назад


материал взят с ныне не существующего сайта } ?>

ВИЛКОВО, город на Украине, Одесская область (см. ОДЕССКАЯ ОБЛАСТЬ). Население 10,6 тыс человек (2001). Расположен в дельте Дуная (см. ДУНАЙ) (Килийское гирло (см. КИЛИЙСКОЕ ГИРЛО)), 18 км от Черного моря, на островах, разделенных большим… … Энциклопедический словарь

Город на Украине, Одесская обл., порт в дельте Дуная (Килийское гирло), в 18 км от Черного м. 11,1 тыс. жителей (1991). Рыбоперерабатывающие, судоремонтные предприятия; завод прессовых узлов. Известен с 1762 … Большой Энциклопедический словарь

Сущ., кол во синонимов: 3 вторая венеция (1) город (2765) порт (361) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

Город в Килийском районе Одесской области УССР. Порт на Дунае, в 18 км от Чёрного моря. Расположен на Килийском гирле в дельте Дуная, на островах, разделённых большим количеством проток и каналов (так называемые водяные улицы). 10,2 тыс.… … Большая советская энциклопедия

Город в Одесской обл. (Украина), в 147 км к ЮЗ. от Одессы, в дельте Дуная (Килийское гирло). 11 тыс. жителей (1996). Известен с 1746 г. Город пересекают многочисленные каналы и протоки, которые служат своеобразными улицами, за что В. называют… … Географическая энциклопедия

Десант в Жебрияны Вилково, 1944 год Великая Отечественная война Дата 23 августа 24 августа 1944 года Место Одесская область … Википедия

Герб румынского периода … Википедия

Координаты: 45°24′00″ с. ш. 29°35′00″ в. д. / 45.4° с. ш. 29.583333° в. д. … Википедия

Вилково, 1944 год Великая Отечественная война Дата 23 августа 24 августа 1944 года Место Одесская область, Украинская … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Шевченково. Село Шевченково укр. Шевченкове Флаг Герб … Википедия

Книги

  • Старообрядческая богослужебно-певческая культура. Вопросы типологии
  • Старообрядческая богослужебно-певческая культура , Денисов Николай Григорьевич. Книга посвящена богослужебно-певческим традициям Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) (белокриницкого согласия). Ее основу составляет материал, исследованный автором на…
Вилково - это место слияния вод Дуная и Черного моря, жемчужина придунайского низовья, "Украинская Венеция", расположенная прямо у моря на границе с Румынией. Необычность города в том, что старая часть города расположена на воде. Вместо улиц там - каналы, по которым перемещаются, в основном, на своеобразных украинских "гондолах" (изготавливают здесь же) и моторных лодках. В городе по каналам плавают стоя на корме лодки и отталкиваясь шестом. А как вам, к примеру, адрес: Белгородский канал, 24. Это у них что-то вроде центрального проспекта. Плывешь, а вокруг - беленые чистые домики, небольшие огороды, удобренные илом, деревянные кладки по сторонам каналов 1-2 метра шириной. Каналы зовут ериками. Через ерики перекинуты простенькие деревянные мостики. Верх мостков не закреплён. Если на лодке перевозится негабаритный груз, то верх моста снимают, а когда лодка проходит, ставят на место. Получается, что мосты разводные.

Площадь Вилкова - около 460 гектаров. Сколько здесь островов, никаким властям не ведомо, хотя фактически этот город с населением в 10 тысяч человек - украинская территория. Но люди тут по-прежнему говорят на русском языке допетровских времен и не знают, в какой стране живут: кто до сих пор думает, что "под Россией", кто - "под Румынией". Но, Вилково, по-прежнему остается тихим и потаенным, спрятанным в дунайских плавнях - камышовых зарослях. Городок небольшой, здесь сложно заблудится, а вокруг встречаются очень доброжелательные и приветливые люди.

Знакомясь с этим удивительным краем, мы не можем не рассказать об истории его возникновения. В середине 17 века беглые донские и запорожские казаки, преследуемые по религиозным политическим мотивам, поселились в нижней части дельты Дуная. Место выбрали на материковой части на низких наносных берегах, которые при сильных ветрах и паводках затапливались водой. Возникла необходимость в укреплении мест под жилье, хозяйственные постройки и огороды. Грунт брали здесь же, прокапывая вокруг захваченных участков каналы и ерики. Они служили границей между земельными участками хозяев и хорошими проходами и укрытием для лодок.

Совместно с естественными протоками дельты рукотворные каналы образовали единую водную систему каналов и ериков г. Вилково. Она занимает до 45% территории города и по каналам на лодке можно попасть в любую его часть.

Вилково - самобытный и колоритный край: липованские поселения, удивительные диалекты, город рыбаков и виноделов. Город стоит на воде, поэтому вся земля здесь наносная. Большая часть огородов находится на островах, куда отправляются на лодке. Стоя в воде, достают здесь ил, потом укладывают на берегу, подсохший тачками или носилками доставляют в нужное место. Удобрениями почти не пользуются. Ил, как и в древнем Египте, дарует силу любому растению. Возможно поэтому клубника, здесь практически круглый год, но кроме клубники тут выращивают виноград «Новак», совершенно уникальный - нигде нет такого сорта, чтобы рос на иле и воде. Из винограда делают чудесное красное вино и продают, о чем сообщают надписи мелом рядом с калитками. Вино стоит 5-6 гривен 1,5 литра. Здесь бытует шутка: вилковчанина, который промочил горло вином «Новак», можно легко узнать. Он шатается только вперед-назад и ни в коем случае не влево-вправо. В Вилково это невозможно, потому, что сразу упадешь в воду - такие узкие кладки вдоль домов. Также здесь можете попить прекрасные травяные чаи из дровяного самовара, которые сравнимы только с карпатскими.

Согласно местой легенде, вилковчане умеют ходить по морю, как по суше. В Вилково почти в каждой семье есть рыбаки, поэтому свежей рыбы здесь полным-полно. Мужчины ловят рыбу выезжая на Дунай или на острова. Любители рыбной ловли по достоинству оценят тихие берега Дуная и его протоки, заросшие склонившимися к воде ивами и камышом. Вы увидите множество экзотических птиц, которые в изобилии живут в плавнях: это и розовые пеликаны, и казарки, и полосатые ястребы, и знаменитые орланы белохвосты.

Можно поехать на экскурсию по Дунаю на катере, где вам покажут «0» километр - место впадения Дуная в Черное море, природу Дунайского биосферного заповедника, накормят ухой и напоют вином, а вечером привезут обратно на пристань. Ночевать можно в городской гостинице или снять комнату, договорившись с бабушками на автостанции.

Так что, для тех, кто еще не скопил денег на Италию, предлагаем пока полюбоваться нашей, «Украинской Венецией». Поверьте, если Вы хотя бы раз побываете в украинском Придунавье, навсегда останетесь влюблены в этот край. Именно здесь природа и человек живут совсем рядом, а вечером можно взять бутылку вина, сесть на берегу Дуная и просто отдыхать. Ну ей-Богу, ощущение просто ни с чем не сравнимое, когда сидя возле домика в небольшом зеленом садике и попивая вкусное домашнее вино слышишь за забором шум проезжающей моторной лодки, а не мотоцикла или машины. И что совсем забавным кажется для городского человека - это увидеть, как коров возят на лодках пастись на заповедную сушу, а ночевать возвращают на острова. На лодчонках, в которые и человеку-то сесть страшно и где гребец, как гондольер, по-венециански стоит, отталкиваясь четырехметровым веслом, гордо едут буренки, задевая рогами камыш. В Вилкове их дразнят "морскими коровками". Вот это экзотика!

Добираться в Вилково нужно из Одессы. Автостанция находится рядом с вокзалом на Привозе. Отправление в Вилково в 6.20 и около 10 утра уже будете на месте.

Еще одно наше путешествие с прошлого лета — поездка в городок Вилково, который расположился в украинской части дельты Дуная. Эту поездку мы не планировали, про этот городок нам рассказали уже на море, предупредив, что «украинская Венеция» от оригинальной отличается достаточно сильно, . Это правда. Забегая вперед, скажу, что Венеция — это город на воде, а Вилково — это все таки деревня на воде, чем всё и объясняется (все фотографии кликабельны).

Из Одессы в Вилково регулярно ходят автобусы, но путешествие затягивается, поскольку им приходится огибать Днестровский лиман и в одном месте пересекать границу с Молдавией.

Мы же двигаем на своем Mitsubishi от побережья на север, до Белгород-Днестровского, а там сворачиваем налево, по направлению на Измаил — город русской боевой славы.

В этих местах раньше постоянно шли войны, в частности, с Турцией, а также вся эта местность когда-то принадлежала Румынии. Славянские названия городов здесь перемежаются с тюркскими: Монаши, Рени, Спасское, Татарбунары…

Доезжаем до городка Спасское и около неприметного указателя сворачиваем налево на 90 градусов.

Историческая справка:

Город в дельте Дуная, «Украинская Венеция». Основан в 1746 г. староверами, спасавшимися от преследования православной церкви (памятник основателю установлен на причале). Расположен на многочисленных искусственных каналах и протоках, образующих водные улицы (ерики). Основной вид транспорта – лодки. Является центром Дунайского биосферного заповедника. От причала организуют экскурсии по ерикам старого города, в дунайские плавни, на «нулевой километр» (место впадения Дуная в Чёрное море), на острова староверов. Сохранился старообрядческий храм Рождества Пресвятой Богородицы (1850 г.).

Позже, в этот уединенный край, представлявший собой 15 больших и более 150 маленьких островов, переселились суровые беглые казаки - донские и запорожские. Бегство донских казаков на Дунай, отряды которых возглавлял Игнат Некрасов, растянулось на десятилетие. Поток то усиливался то ослабевал. Особенно значительные передвижения наблюдалась после русско-турецких войн 1768-1791 г.г. Вот тогда Вилково оказалось в числе тех населенных пунктов, в которые особенно густо селились некрасовцы-старообрядцы.

Параллельно шло заселение этой территории и запорожскими казаками. Разгон Запорожской Сечи в 1775 г. украинским народом воспринимался, как национальная трагедия. Ликвидировав Сечь, царское правительство выслало казацкую старшину в Сибирь, а земли отдало помещикам. Перспектива стать крепостными вынудила казаков прибегнуть к бегству.

Поселившись в поселении Липованском, украинские казаки жили обособленно, не смешиваясь со староверами. Такое условное разделение в Вилково сохранилось до сих пор — есть здесь «липованская» часть города, как раз самая известная, с ериками и мостиками, и есть украинская, которая на твердой земле стоит и в настоящее время очутилась в центре города.

Собственно, название появилось оттого, что Дунай здесь образует многочисленные «вилки» — раздваивается. Вообще такое ощущение, что население Вилково до сих пор пытается отгородиться от всего мира — последние километров 10 до городка асфальтовое покрытие полностью убито — пробираться по нему приходилось с особенными предосторожностями, чтобы не потерять там колеса… Местные сказали, что это случилось после какой-то большой стройки в этом месте — тяжелые грузовики разбили дорогу. Починить ее, конечно, никому в голову не пришло…

Ну вот, наконец…

Собственно, смотреть здесь можно несколько вещей: сами каналы, разрезающие городок, а также Дунайский биосферный заповедник, где можно увидеть разные редкие растения, а также птиц. Сам городок разделен на 2 части — сухопутную и водную.

На набережной и главной пристани — памятник основателем города, старообрядцам, которые пришли в эти глухие края. Кстати, до сих пор потомки старообрядцев и казаков живут обособленно, ходят каждый в свои храмы и стараются друг на друге не жениться.

На той стороне реки — уже Румыния.

На въезде вдоль дороги стоят представители разных экскурсионных фирм, с которыми можно договориться о программе: поездке на лодке, посещении нулевого километра и пр. Они стараются клиентов друг у друга переманить. Первые, к которым мы обратились, оказались нерасторопными, так что мы дали другим себя переманить… 🙂 Подъехали к причалу, уселись в лодку и отправились на 2-3 часа по воде. Наш лодочник заодно служил и экскурсоводом.

Для экскурсий по воде с собой нужно иметь загранпаспорт. Выходя по одному из многочисленных «гирл» к Дунаю, где-то в камышах, стоит будка пограничника. Наш лодочник только крикнул ему: «Россияне, паспорта есть», и мы поехали дальше. Могут быть и проверки с другой, румынской стороны.

Здесь кругом деревья, камыши и прочая зелень, вся территория рассечена узкими протоками.

Здесь все стоит и приспособлено для воды — дома, сады, приусадебные участки и пр.

Здесь обитает много разной живности: цапли (белые и черные), бакланы, пеликаны и пр. Слишком близко к ним подобраться не удалось…

Вышли на островок, сплошь покрытый толстым слоем ракушек. Мелкие ракушки так и называют здесь ракушками, а большие закрученные в спираль называются «рапаны».

Здесь много водяных лилий — признак чистой воды.

После заповедника заплываем в город. Вот типичный домик на улице-реке.

Тротуаров в городке нет, поэтому для перемещения пешком вдоль улиц построены деревянные подмостки, которые именуются здесь «кладки» и служат тротуаром.

У каждого домика свои лодки, огородик, виноград и даже спутниковая тарелка.

Мы застали и занятие местной спортивной секции — конечно, же байдарки! 🙂

Это, конечно, не Венеция, но свой шарм, колорит здесь несомненно есть. Дорогу бы еще сделали — совсем будет красота!

Фидер