Столица Китая — какая она? Пекин, история названия Формирование структуры китайских городов.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Пекин 北京 Бэйцзин в переводе с китайского языка означает «северная столица». Это один из древнейших городов не только Китая, но и мира. Существующая ныне структура Пекина начала складываться при (1360-1424), третьем императоре династии Мин (1368-1644), который правил под девизом Юн-лэ 永乐 («Вечная радость», 1403-1424). Можно сказать, что Пекин – это город воплощенной мечты императора Юн-лэ.

Как и другие китайские города, Пекин построен по принципам фэншуй . В его планировке, дворцах, храмах, парках заключены многие идеи китайской философии и культуры. Перестройка Пекина в XX-XXI веках также подчинена определенному плану с сохранением, в целом, прежней структуры и смещению лишь некоторых акцентов.

Запретный город (Гугун) в Пекине, вид из парка Цзиншань

Любой город в своей планировке, городских ансамблях выражает мироощущение людей той или иной культуры и эпохи. Градостроительные принципы европейских городов менялись с течением времени, от античности до современности.

В Китае мы увидим иные города, основные принципы планировки которых не менялись со временем. Основы градостроительства, заложенные в глубокой древности (в эпохи Шан-Инь, 1600-1027 до н.э. и Чжоу, 1045-221 до н.э.), повторялись практически до начала XX века.

Во многом это можно объяснить тем, что в Китае большую роль играла традиция. В частности, это выразилось в повторении одних и тех же форм и методов, неизменных с древних времен. Подобное мы видим не только в градостроительстве, но и в других областях – философии, литературе. Новое подается как комментарий к классическому произведению, раскрытие изначально содержащегося в нем смысла.

На формирование внешнего облика китайских городов оказало влияние несколько факторов:

1. Иероглифическая письменность , предопределившая своеобразие китайского мышления. В частности, это выразилось в большей значимости, чем на Западе, линии и формы, визуального образа в целом. Китайский город, дом, сад – это сложная система символов, которые легко считывает китаец и которые часто остаются вне поля зрения европейца.

2. Религиозная толерантность . На Западе культовая архитектура отличается от гражданской, значительно отличаются друг от друга культовые сооружения разных религий и конфессий (например, католический костел и православный храм). В Китае же даосские и буддийские монастыри построены по единому принципу, различаясь лишь своими алтарями и названиями павильонов. Более того, по своей структуре они будут повторять гражданские постройки, воспроизводя традиционную форму дома-сыхэюань (о нем ниже).

3. Особенности летосчисления и необходимость переноса столицы с началом правления новой династии или правителя. Это выразилось в большом количестве городов, которые в тот или иной исторический период были столицами (Иньсюй, Лоян, Чанъань, Нанкин, Пекин и др.). Помимо основной столицы, существовали «запасные», которые принимали на себя столичные функции в моменты проживания там императорского двора. Один и тот же город в зависимости от текущей ситуации мог быть переименован, и не один раз.

4. Анонимность . На Западе каждая постройка имеет (или подразумевает) архитектора. Архитектор через проектируемое здание выражает себя. И мы, например, при наличии некоторых знаний, без проблем отличим «архитектурный почерк» Трезини, Растрелли, Баженова, Казакова, Росси, Львова и других. В Китае же архитектор низводился практически до уровня мастера, который должен был уметь объединить предписанные традицией «кирпичики» в целостный гармоничный образ.

Еще одним существенным фактором, предопределившим своеобразие китайского города, стало обязательное применение геомантии .

Каньюй, или Фэншуй

В целом, фэншуй — это учение о правильном (гармоничном) размещении человека и строения в пространстве . Оно основано на китайской натурфилософии и базируется на учении об инь-ян 阴阳 (женское и мужское начала), у-син 五行 (пять первоэлементов, или стихий), ба-гуа 八卦 (восемь триграмм Книги Перемен), Великой Триаде сань-цай 三才(Небо, Земля, Человек), нумерологии и др.

Традиционно в Китае ценились горы. Их считали обителью отшельников и небожителей. уподобляется трем ступеням, где высшая ступень – это Тибетское плато, ниже которого находятся средневысотные горы. Третья ступень – это приморские низменности, где сосредоточена основная масса населения. Китайцы считают, что самые яркие и красивые пейзажи находятся на границе первой и второй ступеней, а самые элегантные и мягкие – между третьей зоной и морем.

Формирование структуры китайских городов

Существующая ныне традиционная структура китайских городов начала складываться еще в глубокой древности. Хорошо исследовано поселение Баньпо 半坡 близ Сианя (культура Яншао 仰韶文化, V-III тыс. до н.э.). Оно занимало площадь свыше 5 тыс. кв.м, было окружено рвом и состояло из трех зон: жилой, ремесленной и кладбищенской. В центре жилой зоны располагалось большое здание 20х12,5 метров в основании.

Со временем поселения культуры Яншао сливаются с поселениями культуры Луншань 龙山. Появляются постоянные поселения, которые обычно строили в речных долинах, на вершинах или склонах холмов. Дома были каркасными, на основаниях из утрамбованной слой за слоем земли (техника ханту 夯土).

В эпоху Шан-Инь (XVII-XI века до н.э.) появляются постоянные города: Сяотунь, Чаньчжоу, Янши, Эрлитоу и другие. Почти все они были окружены глинобитными стенами со рвом. В центре города находились дворцы и храмы, возведенные на высоких одноярусных стилобатах с колоннами на каменном или бронзовом основании. Это были самые высокие строения города. Вокруг них располагались дома знати. Рядовая застройка представляла собой каркасные одноэтажные, реже двухэтажные дома, крытые тростником. Город пересекала широкая центральная улица.

Столицей государства Инь был город Шан (Иньсюй 殷墟) в Аньяне (пров. Хэнань). Город был основан в XIV веке до н.э., в период его расцвета в нем проживало около 120 тыс. человек. В то время это был самый большой город мира (для сравнения: в Фивах в то время проживало не более 100 тыс. человек).

На площади 1000х650 метров находился дворцово-храмовый комплекс, насчитывающий более 80 различных построек. Здания размещались вдоль главной оси «север-юг» и вспомогательной «запад-восток», что свидетельствует о применении зачатков системы фэншуй. Иньсюй окружали глинобитные стены высотой до 10 метров и мощностью основания около 6 метров. Общая длина стен составляла около 7 км. Прослеживается наличие зонирования – отдельных районов, где жили ремесленники и располагались ремесленные мастерские.

В эпоху Чжоу были заложены многие принципы градостроительства, которые в неизменном виде просуществовали в Китае на протяжении более 2000 лет.

Реконструкция дворца правителя Западное Чжоу в Фэнхао 沣镐 (пров. Шэньси, ок. 1180 г. до н.э.)

Столицы удельных княжеств были весьма многолюдны. Так, по некоторым оценкам, численность населения столицы царства Ци — Линьцзы 临淄, насчитывала около 750 тыс. человек.

Костяк типичного города эпохи Восточного Чжоу (770-255 до н.э.) составлял дворец правителя, перед которым находился перекресток главных улиц. Городская застройка делилась на кварталы (фан 方), которые обычно окружали стены с воротами, закрывающимися с наступлением темноты. Такие внутриквартальные стены начали сносить только в X веке. С внешней стороны город окружала более мощная крепостная стена.

В городе находились алтари предков. Приблизительно с VII века появляются алтари земли и земледелия. После оформления концепции «Сына Неба», в столичных городах появляются храмы Неба, осуществлять церемонию жертвоприношения в которых мог только император.

Обязательным атрибутом города являлось существование колокольной и барабанных башен – «башен-близнецов» («утренний звон и вечерний барабан»), отсчитывающих время и предупреждающих о важных или экстраординарных событиях.

В трактатах Каогун-цзи и Мэн-цзы можно увидеть описания идеального города. Так, согласно Каогун-цзи, город должен иметь форму квадрата со стороной 9 ли (4500 метров), а согласно Мэн-цзы – 3 ли. Город делится на 9 частей, в соответствии с системой «колодезных полей» 井 цзин . Такая структура, с одной стороны, была связана с концепцией «небесного колодца» 井 (22-е из 28 зодиакальных созвездий, первое из семи созвездий южной области неба), а с другой – имела практическую направленность, помогая вести учет людей и ресурсов.

А – схема разбивки городов с двойными рядами стен. Б – реконструкция плана идеальной столицы по Каогунцзи (В.И.Лучкова, Л.В.Задвернюк Градостроительство древнего и средневекового Китая. Хабаровск, 2012)

В эпоху Чжоу правила фэншуй становятся обязательными при строительстве любых объектов, будь то жилой дом, дворец, храм или гробница. Труднее всего было выполнить правило, связанное с наличием воды на юге.

Одновременно регламентируется количество и набор помещений для каждого типа построек, их цветовая гамма и отделка. Так, например, балки во дворце правителя царства полагалось делать тесаными, полированными и инкрустированными камнями. В доме правителя провинции – тесаными и полированными, в доме главы клана — только тесаными и т.д. В императорском дворце можно было ставить колокола с четырех сторон, во дворце наследников – с трех, в доме министра – с двух, а чиновника – только с одной стороны.

В эпоху Тан окончательно формируются основные принципы китайского города:

  • Общие принципы организации пространства для всех типов застройки, основанные на принципе сыхэюань.
  • Продольное и поперечное расширение городского пространства, развитие принципа симметрии и даосского принципа «долгого пути» к цели.
  • Появление в столице и провинциальных центрах Запретного города
  • Объединение в единый ансамбль конфуцианского дома и даосского сада.
  • Усложнение наиболее значимых архитектурных элементов – крыш и входов, второстепенная роль стен и окон.
  • Иерархия сооружений выражается посредством цвета черепицы, стен и колонн, размеров и количества элементов (дворов, ярусов крыш, оберегов на крышах).

В эпохи Мин и Цин (1644-1911) концепция идеального города и жилища получает свое окончательное завершение. Основными принципами, определяющими градостроительные формы, становятся концепции инь-ян и у-син, Великая Триада, ци, даосский «долгий путь», конфуцианские идеалы семьи и общества как большой семьи, принцип «исправления имен», а также идея срединности и религиозный синкретизм.

Сыхэюань

В эпоху Чжоу появляется основная планировочная единица города – сыхэюань 四合院. В самом простом варианте сыхэюань представляет собой четырехугольный двор, ориентированный по сторонам света, по периметру которого расположены четыре одноэтажных здания с обращенными вовнутрь окнами. В зависимости от размеров семьи и её благосостояния возможны многочисленные вариации с сохранением общей структуры.

Проекция триграмм «ба-гуа» на дом-сыхэюань

Композиционная ось

В эпоху Чжоу начинает формироваться ось (по линии юг-север), на которую «нанизываются» основные здания. В период Чунь-цю (722-479 до н.э.) формируется правило «трех кабинетов и пяти ворот» 三朝五门 саньчао умэнь . В соответствии с ним, на ось «юг-север» «нанизывались» пять дворов. От главного входа, находящегося на юге, шел путь к главному павильону, где располагался тронный зал. Задняя часть (северная) была приватной. Согласно этой системе строились не только дворцовые постройки, большие дома-сыхэюань, но и монастыри.

Особенность китайской градостроительной оси – её невидимость, гипотетичность. В Европе же композиционная ось обычно открыта, и лишь в конце замыкается значимым строением.

В Китае же центральная ось скорее угадывается, постоянно перекрываясь зданиями и сооружениями, проходы через которые располагаются по бокам. Это связано с древней идеей, что злые духи-гуй 鬼двигаются только по прямой. Лишь в дни особых торжеств только император мог пройти через центральные ворота, которые специально открывались для него одного. Проход через них сопровождался многочисленными ритуалами и правилами.

Принцип симметрии оставался главным градообразующим принципом. Более древней является вертикальная симметрия (по оси «север-юг»), которую позднее дополнила горизонтальная симметрия (по оси «запад-восток»). Расцвет горизонтальной симметрии пришелся на время правления династии Тан (618-907), когда расширялись старые ансамбли. Тем не менее, ведущим оставался принцип вертикальной симметрии.

В наиболее полном виде вертикально-горизонтальная симметрия, предполагающая одновременное расширение по двум осям, наблюдается в таких памятниках, как Гугун в Пекине и Шэньяне.

Планы некоторых китайских столиц

Традиционный китайский город формировался из домов-сыхэюань, которые были объединены в кварталы. Улицы и переулки пересекались под прямым углом и были ориентированы по сторонам света. В центре города, иногда смещаясь к северу, располагался императорский дворец.

Сиань (Чанъань)

План города Чанъань в эпоху Тан. 1. Ворота Чунсюань 2. Дворец Дамин 3. Внутренний город 4. Императорский город 5. Западный рынок 6. Восточный рынок 7. Врата Миндэ

Лоян

Лоян в эпоху Хань (206 до н.э. — 220 н.э.)

Лоян в эпоху Северная Вэй (386-534)

Запретный город

Отличительная черта китайских столичных городов – это наличие Запретного города, закрытого для большинства жителей. Этот запрет связан с концепцией Сына Неба, согласно которой император предстает как связующее звено между Небом и Землей, выполняя одновременно и светские, и жреческие функции. Именно поэтому каждое действие императора строго регламентировано и сакрально.

В древности те, кто стали царями, избрали центр Поднебесной для того, чтобы заложить стольный град, центр стольного града - чтобы построить дворец, а центр дворца - чтобы возвести храм предков. (Люйши чуньцю, гл.6)

Однако, хотя правила и предписывали возведение Запретного города строго в центре, постоянно встречаются отступления, что объяснялось не только существующими природными условиями, но и определенными концепциями.

С эпохи Шан-Инь императорские комплексы разделялись по горизонтали на две части: переднюю торжественную, где проходили официальные мероприятия и заднюю приватную, где протекала жизнь императорской семьи. Граница между этими зонами проходила через главный дворец. По мере роста страны, усложнения структуры городов усложнялась и структура Запретного города. Обычно рост шел сначала по вертикальной оси, в результате чего появлялись три следующих друг за другом главных дворца-дянь 殿, а затем и горизонтальной оси.

Обязательным наличие Запретного города стало с эпохи Тан. Высокие стены, недоступность для посторонних, жесткий отбор слуг гарантировали безопасность императора. После свержения династии Юань был сначала построен Запретный город в Нанкине, первой столице династии Мин, который, к сожалению, до нашего времени не сохранился.

При третьем императоре династии Мин Чжу Ди (правил под девизом Юн-лэ) столица была перенесена в Пекин, где в начале XV века был построен поражавший воображение современников Запретный город – Гугун, или Цзыцзиньчэн 紫禁城 («Пурпурный город»). В эпоху Цин был построен Запретный город в Шэньяне, уступающий Гугуну в пышности и великолепии.

История Пекина

Пекин унаследовал все градостроительные принципы, сложившиеся в предшествующие эпохи и довел их до совершенства. Ни один другой город Китая не обладает столь ярко выраженной структурой и ясной концепцией.

Название Пекин (Peking) пошло от первых европейских миссионеров, которые восприняли его на слух в соответствии с произношением того времени. Позднее во многих западных странах оно было заменено на более точное — Бэйцзин (Beijing). Тем не менее, в России и некоторых других странах, например, в Австралии или Франции, старое название используется до сих пор. Аналогично, мы произносим Нанкин, правильное название которого – Наньцзин 南京 (Южная столица).

Пекин – один из древнейших городов Китая. Первые люди появились в этой местности еще во времена палеолита. В пещерах Чжоукоудянь обнаружены остатки синантропа, принадлежавших к виду Homo erectus. Синантропы жили здесь долгое время, о чем свидетельствует мощный культурный слой, приблизительно от 230 до 77 тысяч лет назад. Отличительной особенностью синантропов было использование огня. В антропологии до сих пор остается дискуссионным вопрос, являются ли синантропы прямыми предками современных китайцев, или же это тупиковая ветвь эволюции.

В Чжоукоудяне также обнаружены следы Homo sapiens, живших в эпоху палеолита приблизительно 27-10 тыс. лет назад. На равнинах вокруг Пекина обнаружены земледельческие неолитические поселения, возраст которых датируется IV-V тыс. до н.э.

В эпоху Чжоу область, где сейчас расположен Пекин, входила в состав царства Янь 燕. Оно занимало территорию современной провинции Хэбэй и земли к северо-востоку, в том числе и Ляодунский полуостров. Янь было меньше и слабее других из числа «семи сильнейших царств», однако имело большое стратегическое и политическое значение. Отсюда шли важные пути в Южную Маньчжурию и Северную Корею.

В 222 году до н.э. оно было завоевано Цинь. Столица государства Янь первоначально располагалась в районе деревни Дунцзялинь, в Люлихэ на территории современного района Фаншань на юго-западе Большого Пекина. Затем столица была перенесена в город Цзи 薊, который находился на территории юго-западной части современного города Пекин, на территории районов Сюаньу и Фэнтай. Цзи в переводе с китайского переводится как «бодяк японский», или, проще, чертополох. Поэтому Пекин нередко образно называют 燕京 Яньцзин (столица Янь). Для защиты от кочевников к северу от города Цзи строились оборонительные сооружения.

Начиная с эпохи Цинь будущий Пекин превратился в один из провинциальных городков неподалеку от северной границы. В эпоху Троецарствия Пекин входил в состав царства Вэй. Во время правления династии Цзинь (265-420) в горах Сишань был построен буддийский храмовый комплекс Таньчжэ 潭柘寺, где, по преданию, впоследствии была погребена принявшая буддийское монашество принцесса Мяоян, дочь хана Хубилая и, соответственно, правнучка Чингисхана. После падения династии Цзинь Пекин оказывался на территории царств Поздняя Чжао 后赵 (319-351), Ранняя Цинь 前秦 (351-395), Ранняя Янь 前燕(337-370) и Поздняя Янь 后燕 (384-409). Цзи был переименован в Ючжоу 幽州, по названию округа, в котором он находился.

В эпоху правления династии Суй (581-618) Ючжоу оказался в стратегически важном месте: в 612 году начался очередной этап войны с корейскими государствами (Когурёско-суйские войны, 598, 612-614), что, в конечном итоге, привело к падению династии Суй и воцарению Тан в 618 году. Для улучшения снабжения император Ян-ди построил сеть каналов, связавших Ючжоу с Северокитайской равниной. В память об этой бесславной войне, в 645 году император Тай-цзун построил посвященный будде Вайрочане храм Фаюань 法源寺, первоначально назывался Миньчжунсы 悯忠寺, Храм верности и сострадания (ныне на территории района Сюаньу).

После падения династии Тан началась эпоха Пяти династий и десяти царств (907-960). В 923 году тюрки-шато основали государство Поздняя Тан (929-936), которое взяло под свой контроль практически весь Северный Китай. В 936 году военачальник Ши Цзинтан 石敬瑭 поднял мятеж и обратился за помощью к киданям. Однако кидани за помощь потребовали территориальные уступки. После основания государства Поздняя Цзинь 后晋 (936-947), Ши Цзинтан (храмовое имя Гао-цзу 高祖) передал киданями шестнадцать округов, в том числе и Ючжоу.

В 938 году Елюй Яогу повелел сделать окружной центр округа Ючжоу 幽州 Южной столицей государства Ляо, дав ей официальное название Наньцзин Юдуфу 南京幽都府.

Империя Сун (960-1279), объединившая большую часть территории Китая в 960 году, попыталась отвоевать утерянные северные территории. Сунский Тай-цзу лично возглавил войска, в 979 году подошедшие к ляоскому Наньцзину и осадившие город. Город выдержал трёхмесячную осаду, пока, наконец, в сражении на реке Гаолян (к северо-западу от современного Сичжимэнь) сунская армия не была разбита киданями. После этого войска империи Сун уже никогда не заходили так далеко на север.

В 1012 году название города было изменено на Наньцзин Сицзиньфу. В 996 году была построена существующая до настоящего времени мечеть Нюцзе 牛街礼拜寺, а в 1100-1119 годах — Храм Тяньнин 天宁寺.

Е Лунли в «Истории государства киданей» так описывает Наньцзин:

Южная столица — основана Тай-цзуном.

Южная столица находится на землях области Ючжоу, которая в древности входила в состав области Цзичжоу… При династии Тан здесь для контроля над сисцами и киданями было создано Фаньянское генерал-губернаторство. После того, как Поздняя Цзинь отказалась от этих земель, на них была создана Южная столица, называвшаяся также Яньцзин, входившая в округ Сицзинь…

Императорский дворец выглядит большим и величественным. В северной части города расположены рынки, на которые свозят всё, что дарует земля и море. Буддийские храмы, в которых живут монахи, превосходят все другие на севере. Производящиеся шёлковые ткани с затканным и вышитым узором и шёлковые изделия — лучшие в Поднебесной. На плодородной почве произрастают все виды овощей, фруктов и зерна. О тутовом дереве, кудрании, конопле, пшенице, овцах, свиньях, фазанах и зайцах нечего и говорить.

Вода хороша, а почва плодородна. Среди населения распространены многочисленные ремёсла. Талантливые занимаются изучением книг, а следующие за ними упражняются в верховой езде и стрельбе из лука, невзирая на трудности…

В 1125 году кидани были изгнаны чжурчжэнями, основавшими собственное государство Цзинь. После того, как цзиньский военачальник Ваньянь Дигунай убил императора Си-цзуна и сам занял трон, в четвёртом месяце третьего года правления под девизом «Тяньдэ» (1151 год) он издал эдикт о переносе столицы из Шанцзина в Наньцзин. Город был переименован из Наньцзина («Южная столица») в Чжунду (中都 «Центральная столица»), а его полным официальным названием стало Чжунду Дасинфу (中都大兴府). Так впервые в своей истории Пекин стал столицей крупной империи.

Чжунду был окружён крепостной стеной с 13 воротами (4 в северной стене, и по 3 в каждой из остальных), остатки которой до сих пор сохранились в районе Фэнтай.

Город имел вид прямоугольника, периметр которого, согласно современным обмерам, составлял около 20 км. Стены сегодня возвышаются на 4,5 м при толщине в основании 18,5 м. Сеть улиц делила внутреннюю часть города на районы и кварталы, 12 ворот в крепостной стене являлись естественными окончаниями проспектов. Внутри столицы был построен внутренний город, стены которого (с пятью воротами) тянулись примерно на 5,5 км. На территории внутреннего города располагались императорский дворец и важнейшие государственные учреждения. В самом городе было много дворцов, храмов, палат и торговых заведений.

Один из источников того времени так описывает Чжунду:

Стены по периметру достигали 75 ли; 12 ворот - с каждой стороны по трое… Южные ворота цитадели имели надвратную многоэтажную башню. Зрелище внушительное. Трое ворот стоят в одну линию… По углам высятся многоярусные башни. Черепица на них глазурированная, золочёные гвозди, красные двери, пять ворот стоят друг за другом.

В 1198 году был сооружён каменный через реку Юндинхэ, который прославился своей красотой и был воспет многими поэтами и изображен на живописных полотнах. В , стоящей за ним, купцы останавливались на ночлег перед въездом в Пекин.

7 июля 1937 года здесь произошла стычка между солдатами японской Гарнизонной армии в Китае и ротой китайских войск, расквартированных в крепости Ваньпин, что послужило формальным поводом к началу (которую китайцы считают частью Второй мировой войны).

Даду (Ханбалык)

В 1215 году Чжунду был взят войсками Чингисхана. Монголы полностью уничтожили город. Впрочем, место было удачным, и потому монголы основали здесь свою столицу, которую назвали Ханбалык , что значит «обитель хана». Марко Поло, предположительно побывавший здесь в 1266 году, транскрибировал его как Камбала. По-китайски оно звучит как Даду 大都, «Великая столица». Монголы произносили его как Дайду.

Даду стал столицей империи, а прежняя столица – город Шанду 上都, в 275 км к северу от Пекина, стал летней столицей. Ныне это археологический памятник, где сохранились остатки укреплений, фундаментов и глинобитных стен.

Даду несколько был смещен к северо-востоку относительно руин Чжунду династии Цзинь и относительно современного центра Пекина. Он унаследовал классическую квадратную планировку китайских городов с Запретным городом внутри.

Схема Даду. Зеленым пунктиром обозначены границы Чжунду

Даду был окружен укреплениями: рвом, крепостным валом и стенами. Некоторые их фрагменты сохранились до сих пор, в 元大都城垣遗址公园.

Канал и крепостной вал города Даду

В эпоху Юань в Пекине появились хутуны , ставшие одной из его «визитных карточек». Это узкие, часто извилистые улицы, застроенные по двум сторонам одноэтажными домами-сыхэюань.

По одной из версий, слово хутун произошло от монгольских слов hot - «колодец», и hudun - «деревня», «лагерь». Первоначально хутуны были строго ориентированы по линии «запад-восток». Их соединяли переулки, ориентированные по линии «север-юг». Однако со временем застройка становилась все более хаотичной.

В эпоху Юань была построена 白塔, которая находится в одноименном монастыре в улице Фучэнмэнь и своими очертаниями повторяет знаменитую Белую пагоду в .

Примерно в это же время началась реконструкция древнего императорского . В 1267 году к западу от дворца были вырыты пруды Бэйхай, Чжунхай и Наньхай, по берегам которых был разбит парк.

Озеро Бэйхай и Белая дагоба на Нефритовом острове в парке Бэйхай

Основание столицы династии Мин

После падения династии Юань и воцарения династии Мин столица была перенесена в Нанкин. Первым императором династии Мин стал Чжу Юаньчжан (1328-1398), весьма низкого социального происхождения – его дед по отцу был старателем, а по матери – шаманом. Чжу Юаньжан получил монастырское образование, впрочем, даже будучи уже императором писал с ошибками. Позднее примкнул к разбойникам, став одним из главарей банды, а затем принял активное участие в восстании Красных повязок. Благодаря своим качествам, вскоре он становится одним из лидеров восстания.

23 января 1368 года Чжу Юаньчжан в Нанкине провозгласил себя императором и основателем новой династии – Мин 明. Правил он под девизом Хунъ-у 洪武 «Разлив Воинственности». Даду был переименован в Бэйпин 北平, что значит «умиротворенный Север».

Наследником престола был назначен Чжу Бяо (1355-1392), скончавшийся еще при жизни своего отца. Поэтому после смерти Хунъу престол перешел к его 11-летнему внуку Чжу Юньвэню (1377-1403), который правил под девизом Цзянь-вэнь 建文 «Создание культуры». Его воцарение очень не понравилось остальным сыновьям умершего императора. В свою очередь, малолетний император не испытывал теплых чувств к своим дядьям. Особенно не любил он Чжу Ди, четвертого сына императора.

Чжу Ди владел наделом со столицей в Бэйпине. Блестящий полководец, знаток военного искусства Сунь-цзы, он быстро снискал себе любовь и уважение подчиненных. В 1402 году Чжу Ди подошел к Нанкину, и перед ним открыли врата. Императорский дворец загорелся. Чжу Юньвэнь бежал и, скорее всего, погиб в огне.

Взойдя на престол, Чжу Ди жестоко расправился со сторонниками второго императора. Поскольку далеко не все поддержали его права на престол, новый император начал массовые репрессии. Среди казненных оказался и историк Фан Сяожу 方孝孺 за отказ написать представление к инаугурации. Его род и ученики были «вырезаны в десяти поколениях».

Тем не менее, несмотря на репрессии в самом начале правления, период Юн-лэ вошел в историю Китая как один из самых благополучных. Хотя император придерживался конфуцианских норм и ритуалов, он оказывал серьезную поддержку . Были проведены значительные реформы во внутренней и внешней политике, направленные на повышение экономического уровня страны внутри и распространение влияния династии Мин вовне.

Тем не менее, до конца жизни Чжу Ди опасался возвращения свергнутого императора. Он начал большое строительство в своем удельном городе, а в 1421 году перенес туда столицу, переименовав его в Пекин – Бэйцзин, что значит «Северная столица».

Если Санкт-Петербург – это город воплощенной мечты Петра Великого, то Пекин, без сомнения, это город воплощенной мечты императора Юн-лэ. Он должен был стать образцовым городом, столицей мировой империи. Расположение Пекина почти идеально соответствует правилам фэншуй: к северу от него лежат горы, с запада и востока – более низкие холмы. Сам Пекин расположен на равнине. С гор стекают реки, к югу от города протекает небольшая река Ляншуй. В самом городе были прорыты каналы и устроены озера.

Центральная ось и Пять алтарей Пекина

При Чжу Ди был построен Запретный город и величественный Храм Неба. Через Пекин протянулась 6-километровая главная ось, на которую были нанизаны основные объекты. Для обороны северных границ близ Пекина началось строительство новых участков .

1. Ворота Юндинмэнь, южный вход во Внешний город
2. Храм Неба
3. Храм Земледелия
4. Ворота Цяньмэнь
5. Улица правительственных зданий (будущая площадь Тяньаньмэнь)
6. Ворота Чэньтянь (Тяньаньмэнь)
7. Храм Императорских предков Таймяо (ныне Дворец культуры трудящихся)
8. Храм Земли и Злаков (ныне парк Сунь Ятсена)

10. Парк Бэйхай
11. Парк Цзиншань
12. Императорский город
13. Башня барабана
14. Башня колокола
15. Ворота Аньдинмэнь
16. Пропорциональный анализ центральной части Пекинской оси

В соответствии с принципами у-син, в Пекине было построено пять основных алтарей, где император регулярно проводил церемонии жертвоприношения: храмы Неба, Земли, Солнца, Луны и Шэцзи (богов Земли и Злаков).

В соответствии с правилами фэншуй, на юге селились ремесленники, на западе и востоке – более обеспеченная публика. К северу от Запретного города находились резиденции гунов – принцев, членов императорской фамилии. Кроме того, на севере, символизирующем мудрость, располагаются , к северо-западу от нее в конце XIX века возник университетский городок – университеты Цинхуа, Бэйда (Пекинский университет), ряд вузов, Академия наук Китая и зона инновационного развития — .

Еще дольше, ближе к горам, находятся парки: , Ботанический сад с Храмом Спящего Будды, (Ароматные холмы) и другие.

Пекин мыслился как центр мира. Запретный город и окружавший его Императорский город были окружены соответствующими алтарями, где император, считавшийся Сыном Неба, совершал жертвоприношения. Но главным в городе был, конечно, центр. В Пекине их два – собственно Запретный город, где проживал император и лежащая к югу от него площадь Тяньаньмэнь, «народное сердце Китая», как её называют.

Площадь Тяньаньмэнь

Над троном императора в Зале Сохранения Гармонии находится надпись из четырех иероглифов: 皇建有极 Хуан цзянь ю цзи . Иероглиф цзи («предел», ср. с 太极 Тайцзи - ) означает также срединность (中 чжун ), срединный путь (中道 чжундао ), Путь (道 дао ). Таким образом, смысл фразы заключается в том, что император, управляя государством, должен ограничивать себя, придерживаться принципов срединности, беспристрастности, умеренности.

С северной стороны Гугуна на рукотварных холмах расположен парк Цзиншань 景山. Это – так называемый «малый дракон», холм, лежащий к югу от больших гор.

В Гугуне находятся несколько больших мраморных барельефов с изображениями драконов. — это не только символ Китая и китайской нации, но и императора.

В Гугуне немало и других сакральных изображений — черепаха (символ долголетия), журавль (символ супружеской верности), львы (символ царственности) и другие.

Каждое здание, каждый архитектурный элемент Гугуна таит в себе глубочайший смысл. Здесь все является символом и выражает идею сакральной власти Сына Неба, простирающейся на всю Поднебесную, дарующую покой и процветание подданным.

Пекин как центр мира

Таким образом, если мы посмотрим на план Императорского города, Гугуна и центральной части Пекина, мы увидим вот такую картину:

Образ «Великой Триады» (Небо, Земля, Человек)

Здесь наглядно видна миссия императора. Он – Сын Неба, который находится в пространстве между Небом и Землей (символически выраженного вратами Небесного спокойствия Тяньаньмэнь на юге и вратами Земного спокойствия Ди’аньмэнь на севере, а также круглым Храмом Неба на юге и квадратным Алтарем Земли на севере). Задача императора – это поддержание гармонии между Небом и Землей.

Сакральный центр китайского мира — это зал Срединной Гармонии, где через сдачу государственных экзаменов «получали посвящение» будущие чиновники.

Получение государем небесного повеления ниспосылается [согласно] замыслам Неба. Поэтому его звание – «Сын Неба». Он должен взирать на Небо, как на отца, и служить Небу [в соответствии] с путем сыновней почтительности. (Дун Чжуншу, «Чунь-цю фань-лу», глава «Глубокое исследование смысла имен и званий»).

Тот, кто в древние времена изобрел письменность, нарисовал три горизонтальные черты и соединил их посередине вертикальной чертой, назвав этот иероглиф «царь» 王. Три горизонтальные черты – это небо, земля и человечество, а вертикальная, проходящая посередине, объединяет принципы всех трех (Дун Чжуншу, «Как путь царя объединяет триаду»).

Центральную часть Пекина часто ассоциируют с Драконом, головой обращенным к югу. Голова дракона простирается от ворот Чжэнъянмэнь до ворот Умэнь. Его тело — это Гугун, Запретный город. Хвост дракона тянется от центрального холма в парке Цзиншань к башням Колокола и Барабана и севернее.

С учетом всего вышесказанного, если мы внимательно посмотрим на карту исторической части Пекина, мы увидим вот такую картину:

Иероглиф 中 чжун («середина»), проецируемый на центральную часть Пекина

Здесь четко видна Центральная ось, которая с некоторыми отклонениями протягивается почти от Храма Неба на юге к башням Колокола и Барабана на севере. Почти в её центре находится квадрат, образованный стенами Запретного города и каналом вокруг него.

Ось, проходящая через Храм Неба, фото 1980-х годов

Парк Цзиншань к северу от Запретного города с его горой символизирует ян — мужское, активное, светлое начало. Река Цзиньшуй южнее Запретного города символизирует инь — женское, пассивное, темное начало. На юге находится Храм Неба, на севере — Алтарь Земли, то есть инь содержит в себе ян, а ян — инь. По обе стороны от сакрального центра — алтари Солнца и Луны.

Пересечение центральной оси и стен Запретного города образуют иероглиф 中 чжун — «центр», «срединность». В его центре расположен Зал Срединной Гармонии 中和 чжунхэ. Это и есть главное «послание» Пекина миру. Гармония и Срединность, Срединная Гармония, единство Неба, Земли и Человека.

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

В переводе с китайского значит «Северная столица». Это политический, экономический, исторический и культурный центр , одна из четырех древних столиц этой великой страны.

Пекин в течение столетий несколько раз утрачивал статус столицы, но в 1949 году Компартия Китая вернула ему столичные функции. Это долгое время не признавало правительство Тайваня, но потом смирилось.

География

Этот город раскинулся на севере Великой китайской равнины, далее на север от столицы высятся горы, защищающие от ветров холодов, а ранее и от кочевых племен Монголии, эту территорию. По хребтам гор протянулась Великая китайская стена.

Пекин изначально имел кольцевую структуру, от его центра продолжают расходиться концевые дороги. Сегодня их насчитывается шесть, и они продолжают строиться, т.е. продолжает расширяться.

В центре столицы располагается знаменитая площадь Тяньаньмэнь с одноименными воротами. К северу от них – Запретный город, много столетий бывший главной резиденцией императоров Китая, а сегодня – лучшая достопримечательность столицы.

Климат

В Пекине мягкий муссонный климат, поэтому летом здесь жарко и влажно, средняя температура около +40 С. А зимой погода формируется под воздействием антициклонов, прибывающих сюда из Сибири, средняя температура воздуха составляет около -5 С.

Большинство осадков выпадает здесь летом, а зимы часто бывают совершенно бесснежными. В межсезонье почти каждый год страдает от песчаных бурь, способных парализовать жизнь этого гигантского города.

История

Первые поселения в этой местности появились в I тысячелетии до н.э. а первый значительный город Цзи был столицей царства Янь, существовавшего на этой территории в V-III веках до н.э.

Позже земли современного Пекина входили в состав империй Цинь, Хань и Тан. Сначала город был южной столицей империи Ляо которую дотла сожгли монгольские кочевые племена под предводительством Чингисхана.

В XIII веке город вновь отстроили, назвали Ханбалык, и он стал столицей монгольского ханства. До сегодняшнего дня в Пекине сохранились остатки стен средневековой монгольской крепости.

Через 100 лет ханство пало, а Ханбалык опять был разрушен. В XV веке во времена империи Мин город отстроили заново. В это время Пекин получил свое современное имя, и здесь были построены лучшие архитектурные и исторические достопримечательности.

В XVII веке в Китай вторглись маньчжуры и основали здесь империю Мин, сделав Пекин её столицей. В XIX веке город был сожжен и разграблен войсками Франции, Великобритании и России.

В 1911 году империя Цин пала в результате буржуазной революции. В Китае появилась первая республика, которая четыре года спустя вновь превратилась в империю, но очень слабую. Ее подчинили себе японцы в 30-е годы прошлого века.

В 1949 году его захватили коммунисты под руководством Великого Мао, и на площади Тяньаньмэнь было провозглашено создание КНР со столицей в Пекине. Так началась современная история Китая.

Достопримечательности

Сюда, конечно, едут не для того, чтобы понежиться на пляже под нежным солнышком. Пекин – это крупнейший в мире мегаполис с мощной промышленностью и сложной экологией. Сюда приезжают, чтобы увидеть великие архитектурные памятники.

Большой урон городу принесли частые войны за его обладание, вторжение французских и английских войск, а также Культурная революция Мао. Однако многие исторические и архитектурные достопримечательности сохранились и находятся в списке ЮНЕСКО.

Запретный город

Это самый большой дворцовый комплекс в мире, построенный в начале XV века в эпоху династии Мин. Сегодня он называется просто Гугун или Бывший дворец и входит в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Много веков здесь жили императоры со своими семьями и свитой. Под страхом смертной казни никому иному не было доступа во дворец. Сегодня его ежегодно посещают туристы со всех концов мира и наслаждаются уникальной китайской архитектурой и искусством.

Летний дворец

В этой резиденции император Китая с семьей и слугами проводил свое время летом, она тоже находится в списке ЮНЕСКО. Вокруг Летнего дворца разбит великолепный сад, по китайской традиции вырыт огромный пруд, возведен высокий холм и пр.

Летний дворец был разрушен в середине XIX века армиями Франции и Великобритании, захватившими Пекин. Позже императрица Цысь восстановила его, по преданию потратив деньги, которые были выделены на строительство ВМФ Китая.

Врата Небесного Спокойствия

Эти ворота были возведены в начале XV века, они находятся около знаменитой площади Тяньаньмэнь. Точно такие же ворота находились в Нанкине до переноса столицы из этого города в Пекин.

Ворота были два раза разрушены в результате удара молнии в середине XV века и в ходе восстания китайских крестьян в середине XVII века. Позже они были восстановлены и неоднократно реконструировались.

Площадь Тяньаньмэнь

Это самая огромная площадь на свете, символизирующая центр города и всей страны. Она названа в честь одноименных ворот, расположенных рядом. На этой площади находится Мавзолей Мао, китайский Парламент, Большой оперный театр и пр.

Именно здесь Мао Цзэдун провозгласил создание КНР. Здесь раньше стоял монумент Конфуция, который по неизвестным причинам был демонтирован несколько лет назад. Площадь Тяньаньмэнь – настоящий символ современного и его сердце.

Храм Неба

Этот храм также расположен в центре столицы. При нем имеется действующий монастырь. Храм внесен в список ЮНЕСКО и является одним из символов города. Он построен в первой половине XV века в эпоху династии Мин.

Несколько сотен лет китайские императоры приходили в Храм Неба в день зимнего солнцестояния, приносили небесам богатые дары, просили хорошего урожая, обращались к богам с молитвой о процветании Китая, т.к. считался их родственниками.

Храм Мяоин

Это известный буддистский храм с монастырём при нем, его еще называют Белой пагодой. Мяоин был построен в XIII веке в период правления в Пекине монгольской династии Юань. Многие здешние постройки возведены позже, во времена династии Мин.

Храм в 70-е годы прошлого века был значительно разрушен в результате землетрясения, но позже восстановлен и полностью реконструирован. При восстановлении археологи обнаружили внутри и около храма спрятанные за века древние драгоценностей.

Бадалин

Это отрезок Великой китайской стены, расположенный севернее Пекина, который чаще всего посещают иностранные туристы и жители Китая. К нему можно приехать автобусом или по железной дороге.

Бадалин был возведен во времена династии Мин в XIV-XVIII веках и тщательно реставрирован в середине прошлого века по указанию Мао Цзэдуна. Ежегодно здесь бывают миллионы туристов.

Мавзолей Мао Цзэдуна

Этот мавзолей – еще один символ современного Пекина. Он был построен после смерти китайского коммунистического вождя в 70-е годы прошлого века. С тех пор Мао покоится здесь в хрустальном гробу, покрытый красным флагом.

На верхнем этаже мавзолея располагается музей, посвященный Мао и его сподвижникам. Здесь можно увидеть различные экспонаты, документы, фотографии, письма, картины, рассказывающие о коммунистической эпохе Китая, продолжающейся и сегодня.

Храм Лежащего Будды (Wofo Temple)

Этот буддистский храмовый комплекс располагается около пекинского холма. Он построен в соответствии со всеми религиозными традициями и посвящен смерти Будды. Здесь можно увидеть скульптуры Будды в разные периоды его жизни и просветления.

В главном зале Храма находится статуя Лежащего Будды, она изготовлена из меди в первой половине XIV века и имеет длину более 5 метров. Будда окружен глиняными статуями его 12 учеников, много аллюзий на христианство.

Мечеть Нюцзе

Это самая древняя мечеть Пекина, заложенная еще в X веке и принявшая современный вид в XVIII веке. Она стоит на Коровьей улице в районе, который уже второе тысячелетие населяют местные мусульмане.

В течение XX века мечеть Нюцзе трижды реставрировалась и обновлялась. В ней сохранены все исламские традиции строительства культовых зданий и сооружений. Сегодня это символ монгольского периода истории Пекина.

Парки и сады

Пекин славится своими старинными, императорскими и современными садами и парками. Искусством ландшафтного строительства много веков славятся китайцы. Поэтому обязательно погуляйте в парках Бэйхай, Юаньминъюань, Шичахай, Сяншань и пр.

Рекомендуем вместе с детьми посетить городской ботанический сад и зоопарк.Они были основаны в середине прошлого века и находятся на западной пекинской окраине. Здесь Вы почувствуете себя на дикой природе в урбанистическом мегаполисе.

Популярные заведения

В Пекине очень интересная ночная жизнь, туристам предлагаются для развлечений множество ночных клубов, большинство из которых расположено в районах, называющихся Стадион рабочих и Удаокоу.

Ночные клубы «Саньлитунь», «Хоухай», «Юаньдаду» открыты всю ночь напролет. Это излюбленное место для молодежи со всех концов света. Здесь даже пекинцы отдыхают исключительно в европейском стиле.

Транспорт

Пекин – самый важный транспортный узел во всем Китае. Кроме шести кольцевых дорог, здесь имеется множество современных автомагистралей, ж/д линий и крупнейшая воздушная гавань.

Железнодорожные поезда, в т.ч. высокоскоростные, идут из Пекина во все крупные города Китая и за рубеж: в Россию, Вьетнам, Гонконг и пр. Китайская железная дорога сегодня одна из самых развитых в мире.

Сеть автомобильных дорог, включая девять высокоскоростных, связала Пекин со всеми частями страны. Развита она и внутри самой столицы, хотя проблему пробок в Пекине пока решить не удается.

Из России в Пекин лучше всего прилететь авиарейсом. Главный пекинский аэропорт называется «Столица» или «Шоуду», он обслуживает часть местных и международные рейсы. От него до центра Пекина 40 минут езды по скоростной дороге на такси.

В столице имеется и другой общественный транспорт. Стоимость проезда порадует Вас своей демократичностью, билеты дешевые. Широко развита система такси, работают и нелегальные таксисты, которые «бомбят» не хуже, чем в России.

Визы

Всего законодательством Китая предусмотрено 16 видов виз для иностранцев, каждая из которых имеет свой срок действия и предусмотрена для определенных целей посещения этой страны.

Но на практике россияне обходятся туристической визой, бизнес-визой и мульти-визой. Они уже давно показали удобство в использовании, поэтому популярны при оформлении россиянами въездных документов в Китай.

Туристическая виза предназначена для отдыха, шоппинга и лечения в этой стране. Однократная такая виза рассчитана на 30 дней и действует в течение трех месяцев. По двукратной визе можно посетить Китай дважды по 30 дней в течение трех месяцев.

Туристическую визу можно получить, обратившись в Посольство Китая в Москве, визовый центр или турагентство. Позже ее можно продлить или переоформить на месте, будучи в Пекине, если Вы случайно пропустили установленные законом сроки.

Бизнес-виза рассчитана на более длительные периоды – 30, 60 и 90 дней. Для ее получения Вам необходимо приглашение от китайского партнера по экономической деятельности. Мульти-виза – это подвид деловой визы.

Прелесть всех этих виз в том, что они не требуют Вашего личного присутствия при их оформлении. Вы можете поручить все хлопоты своему представителю или оформить визу через интернет, получив ее на свой электронный ящик.

Для кого этот курорт: плюсы и минусы

В Пекин может приехать и отлично отдохнуть любой путешественник с самым разным уровнем доходов. Здесь найдется место для среднего класса, студентов и пенсионеров. Есть чем себя развлечь и очень обеспеченным людям.

Минусом этого курорта является плохая экологическая обстановка в Пекине из-за множества фабрик и заводов. Здесь нет пляжей и чистых открытых водоемов. Зато прекрасно представлен экскурсионный и развлекательный туризм.

Пекин (Beijing, 北京) - столица Китая, политический и культурный центр Поднебесной. В переводе с китайского языка название города означает «Северная столица», символы города - китайская роза и хризантема. Также как Чунцин и , Пекин - город центрального подчинения и занимает третье место в стране по численности населения. Согласно данным за 2009 год, в Пекине проживает около 19,7 млн. человек.

История города насчитывает более 3000 лет, а первое поселение на этом месте появилось и вовсе в незапамятные времена. В 48 км к юго-западу от Пекина при раскопках был обнаружен «пекинский человек», древний предок китайцев, возраст которого составляет около 1,5 млн. лет.

Первый город на месте современной столицы был основан в первом тысячелетии до нашей эры. В более поздних исторических источниках упоминается город Цзи (с кит. - «чертополох»), столица мощного и процветающего царства Янь, существовавшего в эпоху . Согласно историческим запискам, Цзи был богатейшим городом своей эпохи, его можно назвать старейшим предшественником столичного Пекина.

Расположенный на равнине, Цзи с трех сторон был окружен горами и имел стратегически важное значение, связывая север и юг древних китайских царств. Позднее, когда Китай был объединен первым императором Циньшихуанди, Цзи стал входить в состав разных округов, пока, спустя тысячелетие, в 938 году вновь не стал столицей, на этот раз киданьского царства Ляо. Новая династия переименовала город в Наньцзин ( Nanjing , 南京 ). В 1125 году на смену киданьцам пришли чжурчжэни (династия Цзинь), давшие новое название своей столице - Чжунду ( Zhongdu , 中都 , с кит. - «Центральная столица»). Императорский город заблистал с новой силой, став центром торговли и культуры. Однако в то же самое время в степях на дальнем севере появилось первое грозовое облачко, обернувшееся разрушительным ураганом для Азии и Европы, - тюркско-монгольский союз постепенно стал формироваться в Великую монгольскую империю.

В начале XIII века монголы обрушились на Чжуду, разрушив большую часть города. Целый месяц в столице не утихал пожар. Новые хозяева переименовали город в Яньцзин, а в 1260 году сюда переехал Хубилай (1215-1294), внук Чингисхана (1162-1227), основатель . Монголы основали здесь новую столицу гигантской юаньской империи - Даду ( Dadu , 大都 ), что означает «Великая столица».

Планировка Даду определила и современный облик Пекина. В основе планирования лежала концепция строительства столицы империи в Древнем Китае. В передней части располагался императорский двор, а в тыльной - рынок. Храм предков строили в левой части города, а храм Бога Земли - в правой. Гармонично сочетались пышные дворцовые постройки и прекрасные пейзажи. В центр города располагается императорский дворец. С двух его сторон с севера на запад было построено 50 жилых районов, которые отделялись улочками, бегущими с запада на восток. Так была открыта очень важная страница в истории городской застройки в Китае.

Спустя столетие после постройки Даду, Чжу Юаньчжан, основатель династии Мин (1368-1644), в Нанкине провозгласил себя императором. Нанкин стал столицей династии Мин.

В начале эпохи Мин известный военачальник Сюйда (1332-1385) в результате штурма захватил Даду и переименовал его в Бэйпин. В 1403 году Чжу Ди (1360-1424), 4-ый сын Чжу Юаньчжана, взошел на престол, выгнав своего племянника, 2-го императора династии Мин. В 1403 году город был переименован в Пекин. А в 1421, после завершения строительства Запретного города, туда из Нанкина перенесли столицу. Чтобы застроить южную часть города, потребовалось 14 лет. В 1564 году в южной части изначального города был построен внешний город. Стена внутреннего города тянется с востока на запад на 6,650 м, а с севера на юг - 5,350 м. Длина периметра составляет 24 км. В стене 9 ворот. Внешний город протянулся на 7950 м с востока на запад и на 3100 м с севера на юг. По периметру внешняя стена равна 22 км. В стене внешнего города 7 ворот. Изначально ворота Гуанъаньмэнь назывались Гуаннинмэнь. Но когда на престол взошел император Даогуан, которого звали Миньнин, пришлось ворота переименовать. Согласно феодальному этикету, в Китае запрещалось упоминать имя государя. При династии Мин основное внимание было сконцентрировано на строительство двух временных дворцов в западных окрестностях города. Непревзойденный парк Юаньминюань (Старый Летний дворец) был разрушен в 1860 году во время атаки союзными войсками Англии и Франции.

С 1949 года Пекин является столицей КНР. Этот древний город с неповторимой культурой притягивает туристов со всего света круглый год. С начала реформ Пекин стал одним из главных туристических центров мира.

В наши дни Пекин является политическим и культурным центром страны. Здеcь сохранилась огромное количество построек Старого Китая. На территории площадью 17,020 кв. км проживает около 14 млн. человек. Город разделен на 16 районов и 2 уезда.

Пекин (по-китайски Бэйцзин, Beijing) – столица , получившая свой официальный статус с приходом к власти коммунистической партии Китая. Крупный мегаполис с многомиллионным населением представляет собой туристический центр страны.

Столица Китая – это Гонконг или Пекин?

Три крупнейших города страны (Пекин, Шанхай и Гонконг) часто вызывают путаницу: какой же из них является столицей азиатского государства. С 1949 года статус официальной столицы принадлежит Пекину. Еще столица является политическим, культурным, историческим и туристическим центром Китая (China), отдавая в экономическом плане пальму первенства Гонконгу и . Богатое прошлое города, его символизм заслуживают пристального внимания историков, которые заново открывают страницы книги под названием «Китай».

История Пекина

Первые поселения древних людей возникали на месте современного Пекина (Beijing) еще за 10 веков до начала нашей эры. Первоначальное название местного города было Цзи, здесь развернулось имевшее стратегическое и политическое значение княжество Янь. Оно просуществовало вплоть до 3 века до н.э.

После завоевания этой земли власть на большой территории занимали империи Цинь, Хань и Тан. Город полностью сожгли во время набега монгольских племен под началом Чингисхана. Отстроенный в 13 веке заново город получил монгольское название Ханбалык. Даже сегодня в Пекине можно увидеть остатки каменных крепостных стен тех времен.

По прошествии века монгольское ханство пало и город вновь был разрушен. Очередное строительство началось при правлении империи Мин в 15 веке. Столицу поначалу перенесли в Нанкин, но с 1421 года этот статус вернулся Пекину. История современного имени (китайцы говорят Бэйцзин, Běijīng) берет начало именно с тех времен. Главные культурные объекты в исторических районах современного Пекина по своим архитектурным решениям относятся ко временам правления и Цин.

Падение империи Цин в результате революционного восстания Сунь Ятсена в стране на короткий срок установилась республиканская форма правления. Вернувшись к имперскому статусу Поднебесная в силу своей военной слабости оказалась в подчинении у японцев. Столица неоднократно переносилась в Нанкин, сам же Пекин менял название на Бэйпин (Северное спокойствие).

Пекин вновь вернул себе звание центра после того, как власть сосредоточилась в руках коммунистической партии. С тех пор стало традицией регулярно проводить на центральной площади церемонию поднятия флага. Туристам может понравиться такое зрелищное событие.

Разраставшийся город к концу 20 века обнажил существенные проблемы – загрязнение воздуха, автомобильные пробки, разрушение исторических районов, высокая степень иммиграции. Поэтому правительство приняло решение остановить рост Пекина и сосредоточиться лишь на двух его районах в западной и восточной части.

Символика города

Символом Северной столицы является – монументальное сооружение с богатой историей, построенное еще в 15 веке. Территория храмового комплекса поражает размерами, вместе с парком она занимает порядка 280 гектаров. Здесь располагаются интересные объекты:

  1. Храм Урожая (он также называется Храмом Неба);
  2. Дворец Воздержания;
  3. Алтарь Неба;
  4. Плита исполнения желаний;
  5. Зал Небесного Величия.

Такие масштабы вполне соответствуют представлениям китайцев о месте, где император непосредственно общается с высшей силой – Небом. Главный ритуал для страны – жертвоприношение Небу во благо всей нации – должен был проходить в подобающем культовом сооружении. Формы храма воплотили в себе представления китайцев о вселенной, мировом порядке и законе Ци.

В течение 5 веков правящие императоры прибывали на территорию храма, чтобы в тишине и спокойствие просить Небо об урожайном годе и процветании Поднебесной. Если на страну впоследствии обрушивались напасти, это могло привести к свержению императора, поскольку, по мнению китайцев, он оказывался неугоден высшим силам. Если же Небо отвечало на молитвы обилием урожая и отсутствием войн, то правителя ждала большая слава, поскольку он сумел донести просьбы народы. Старая добрая традиция впоследствии была оставлена.

Территория с храмовым ансамблем защищена двумя рядами стен, образуя большой квадрат. Это символ Земли. Круглое сооружение храма Неба с конической крышей синего цвета символизирует Небо. Символическое оформление комплекса оказало существенное влияние на всю архитектуру Дальнего Востока.

Врата Небесного Спокойствия, за которыми расположен Императорский город – еще одно сооружение, расположенное в северной стороне . Построено оно было в 1420 году и сегодня является символом КНР, изображение ворот на гербе – прямое тому свидетельство.

Совет! «Желающим увидеть утреннее поднятие национального флага придется рано встать. Если визит в Пекин пришелся на зимние месяцы, на площади будет сильный ветер. Нужно теплее одеваться».

Сам Императорский город (его также называют « ») представляет собой самый крупный во всем мире комплекс, насчитывающий 980 зданий, среди которых есть и Императорский Дворец. Именно здесь жили вместе с семьями и правили императоры Цинской и Минской династий. Историческая справка говорит о том, что из Запретного города Китаем управляли 24 императора из этих двух династий, общее время правления которых составляет около 500 лет.


Императорский город был внесен в список культурного наследия человечества благодаря действиям всемирной организации ЮНЕСКО. Это был первый китайский объект, попавший под защиту специализированного учреждения. Список был дополнен и . Кроме центра Пекина достопримечательностями могут похвастаться и пекинские окраины. Из столицы на электричке легко добраться до района с Великой Китайской стеной.

В какой провинции Пекин?

Характерное для Китая деление страны на провинции и автономные районы порождает вопрос о том, где и в какой провинции находится Пекин. Поскольку он относится к числу городов центрального подчинения, ни о каком расположении внутри провинции речь идти не может. Поэтому при описании столицы часто говорят об окружении – провинция Хэбэй окружает Пекин с трех сторон. На юго-востоке же город граничит с еще одним населенным пунктом центрального подчинения – Тяньцзинем.

Древняя столица Китая

Несмотря на тот факт, что столицей во времена правления первого императора был Шанхай, город не получил статуса исторического центра Поднебесной. Так решили ученые, поэтому в списке помимо Пекина значатся только:

  1. Нанкин;
  2. Чанъань;
  3. Лоян;
  4. Кайфэн;
  5. Ханчжоу;
  6. Аньян.

Последние три города были добавлены в список уже в 20 веке.

Нанкин («Южная столица») являлся главным городом Китая несколько раз, сегодня он имеет статус административного центра восточной китайской провинции Цзянсу. История южной столицы богата – именно в этих местах случались самые масштабные и опасные восстания во всей Поднебесной. Здесь же захоронен основатель Чжу Юаньчжан. Центр города хорошо развит, продолжает активно пополняться высотными зданиями, отелями и торговыми центрами. Число приезжающих сюда иностранцев растет с каждым годом.

Чанъань – следующий город из списка. В буквальном переводе с китайского – «долгий мир». Также несколько раз обретал столичный статус, впервые обретя его при правлении династии Тан. Примечательный факт – еще в 8 веке с Чанъане жило около миллиона горожан, что делало его крупнейшим поселением в мире.

Лоян за всю историю своего существования (с 11 века до н.э.) становился столицей разных империй. С правлением династии Суй связано масштабное строительство города, который вырос буквально в течение двух лет. Будучи восточным городом Лоян потерял практически все постройки в конце правления династии Тан. Обилие военных действий привело к серьезным разрушениям. Сегодня Лоян представляет собой развитый городской округ в западной части провинции Хэнань.

Кайфэн попал в список столиц в 20 веке. Сам город неоднократно менял свое название по усмотрению правивших тогда императоров. Баньцзин, Далян, Бяньлянь – вот некоторые его названия. При династии Хань приобрел большое военное значение, но позже был сильно разрушен. По мнению некоторых ученых, в течение 14 лет в 11 веке Кайфэну удалось стать крупнейшим городом мира. Сегодня это средний город-миллионник, привлекающий небольшое количество туристов. Здесь находится старый буддийский храм 555 года постройки – Дайсянго-сы.


Еще один представитель списка – Ханчжоу, ставший впоследствии провинцией. До вторжения монгольских племен город назывался Линьань. Как и другие представители списка становился самым крупным по числу жителей населенным пунктом. Сегодня Ханчжоу дарит своим гостям прекрасные виды природы, а любителям чайных традиций понравятся местные плантации. Также туристам должны понравиться два исторических памятника – пагода Баочу, размеры которой впечатляют (высота составляет 30 метров) и мавзолей национального героя Юэ Фэя. Ханчжоу также относится к числу крупных промышленных центров Китая, а благодаря развитой инфраструктуре имеет связь с другими крупными азиатскими городами.

Аньян в прошлом носил звание центра объединенного в империю Китая (царство Цинь). На закате эпохи Суй в Аньяне зародилось одно из крупнейших народных восстаний. Город сильно обнищал после восстаний Ань Лушаня, который в середине 8 века захватил имперскую столицу в Чанъане. По некоторым данным, в ходе восстания погибло около 36 миллионов китайцев. Аньян стал городом подчинения организованной провинции, когда в 1949 году к власти в Китае пришла коммунистическая партия. Статус городского округа был дан в 1983 году. Сегодня это небольшой городской округ.

Заключение

Пекин представляет собой центр Китая практически во всех смыслах этого слова. Богатая история и обилие культурных объектов ежегодно привлекают сюда огромное число туристов. Несмотря на современное положение, роль столицы принадлежала ему не всегда. Окончательно статус центрального города Китая была обретен Пекином в середине прошлого века, когда страна стала носить официальное название – Один из главных объектов города – Врата Небесного Спокойствия – появился на гербе страны.

История города Пекин насчитывает более 500 000 лет. В 1929 году во время раскопок в местечке Джоудаокоу антропологами было установлено, что на территории современного Пекина существовали когда-то поселения предков человека, неизвестного на тот момент науке и прозванного позже «пекинским человеком». Первые поселения в этой местности современных людей датируются третьим тысячелетием до н.э. В то время люди в основном питались плодами земледелия и охоты.

Во время династии Чжоу на месте современного Пекина была построена военная крепость для защиты северо-восточных границ империи и торговли с соседствующими народами. Несмотря на сооружение военных укреплений Великой Стены, город не смог долго удерживать оборону против северных захватчиков. Во время династии Сун монгольское племя Киданей установило контроль над северными территориями Китая и основало династию Ляо с административным центром Яньцзин, в том месте, где сегодня находится Пекин. В 1125 году Ляо были захвачены маньчжурским племенем Чжурчженов, которые в свою очередь основали столицу Чжунду, на том же месте с высокими дворцами и населением более 1 миллиона человек (равнялось населению Древнего Рима на пике его могущества в 1 в. н.э.). К сожалению, Чжунду был сожжен до основания в 1215 году. Хан Хубилай, внук могущественного завоевателя, разгромив династию Цзин на севере и остатки династии Сун на юге, основал династию Юань со столицей Даду на месте разрушенного Чжунду. Монголы жестоко обращались с завоеванным населением, вследствие чего при первых же признаках ослабления центральной власти вспыхнули многочисленные восстания.

В 1368 году Чжун Юаньчжан, бедный крестьянин по происхождению, основал династию Мин после распада богатого потрясениями периода правления династии Юань. Даду был переименован в Бэйпин, а столицу основали в городе Нанкин, что означает "южная столица". После смерти Чжун Юаньчжана в 1398 году, развернувшаяся между его 36 сыновьями борьба за власть привела к победе четвертого сына, решительного и амбициозного, который стал известен истории как император Юнлэ. Он переместил столицу династии Мин назад в Пекин в 1421 году и дал городу его настоящее имя, которое означает "северная столица". Он также перестроил город, придав ему планировку "шахматной доски", в коем виде город существует и по сей день. Грандиозная строительная программа началась в Пекине в 1406 году. В ходе ее осуществления были созданы такие архитектурные шедевры, как Запретный город (дворцовый комплекс), Колокольная башня, Храм неба и др. Императорский дворец, располагавшийся в центре города, был окружен сетью узких улочек, состоящих из традиционных дворов-колодцев. Стоит отметить, что основную часть сохранившегося на сегодняшний день древнего архитектурного наследия Пекина составляют именно постройки династий Мин и Цин.

Император Юнле выбрал место с прекрасным видом для строительства императорского кладбища, известного теперь как Гробница династии Мин. Согласно архитектурному проекту город был расширен, вокруг дворцового комплекса был проложен ров. Центральная часть Пекина была обнесена массивной городской стеной для защиты от северных племен. С этой же целью было принято решение реконструировать и укрепить пекинскую часть Великой Стены. Как показала история, все укрепительные меры, принятые Юнлэ, были напрасны. В последние годы правления Мин в стране возникали многочисленные крестьянские восстания. Крупнейшее из них прошло под предводительством Ли Цзычэна. Несмотря на то, что ему удалось свергнуть правящую династию, попытка объединить страну не увенчалась успехом. В это же время произошло вторжение маньчжурских войск в северо-восточную часть Китая. В решающем сражении с войсками Ли Цзычэна в 1644 году маньчжуры одержали победу и основали новую династию Цин. После этого их отряды постепенно подавляли очаги сопротивления оставшихся частей минской армии.

Во время правления династии Цин были построены знаменитые сегодня пекинские сады и парковые комплексы. Один из них - известный Старый летний дворец, который был разрушен в 1860 году французскими и английскими войсками в ходе Второй Опиумной войны. Поражение Китая в Опиумных войнах и подписание неравных договоров, навязанных западными державами, дало толчок для свержения династии Цинь, появления у власти Сунь Ятсена и основания им в 1912 году Китайской Республики. Во время существования Республики столица вновь была перемещена в Нанкин, а за Пекином опять закрепилось имя Бэйпин, которое сохранялось вплоть до 1949 года.

После окончания Первой Мировой войны был подписан Версальский договор, который закреплял за Японией некоторые китайские территории (например, город Циндао), как бывшие немецкие владения. Это стало причиной восстания студентов 4 мая 1919 года, которые выступали против ослабления Китая в руках северных милитаристов и западных империалистов. Так возникло Движение 4 мая, одним из членов которого был Мао Цзэдун, основатель Китайской Коммунистической Партии (КПК). В 1937 году, разбив китайские войска, оборонявшие Пекин, японские войска оккупировали город, что стало началом масштабной японской интервенции в Китае. С 1937 г. разворачиваются полномасштабные боевые действия по всему Китаю, что положило начало войне. Перед лицом внешнего врага, коммунисты и националисты вновь объединились для того, чтобы выступить единым фронтом. После поражения Японии во Второй мировой войне, в Китае началась гражданская война. В 1949 г. Националисты потерпели поражение и бежали на о. Тайвань. Это означало полную победу КПК. 1 Октября 1949 года на площади Тяньаньмэнь Мао Цзэдун торжественно провозгласил основание Китайской Народной Республики . Пекин вновь стал столицей Китая. В 1964 году была снесена городская стена, по периметру которой сегодня проходит Вторая Кольцевая дорога. Площадь Тяньаньмэнь была значительно расширена, и с двух ее сторон были возведены два современных здания: Дом Народных Представителей (здание парламента) и Музей Истории и Революции. В 1950 году наряду с многочисленными новыми жилыми комплексами, фабриками было пущено в эксплуатацию пекинское метро. Экономические реформы, начатые Дэн Сяопином в 1978 году, заложили базу для осуществления современного экономического подъема страны. В 90-х годах были расширены дороги, проложены новые трассы, построены новые жилые кварталы и возведены многочисленные высотные башни в деловых центрах Пекина.

Эхолоты