События в мьянме что случилось. Что на самом деле творится в мьянме

Воскресная несанкционированная, но, вероятно, не стихийная у посольства Мьянмы вряд ли привлекла бы внимание широкой общественности хотя бы потому, что собравшиеся протестовали против гражданского конфликта за тридевять земель от границ России.

Но в центре внимания она оказалась не потому, что россиянам так близки проблемы мигрантов из Бангладеш в Мьянму, а из-за того, как быстро произошла самоорганизация стихийного митинга, причем в роли фермента выступили представители Чечни.

Своих в обиду не дадим

Дело в том, что у определенных слоев мусульман очень развито чувство солидарности с единоверцами, и для них совершенно не имеют значения подробности. Главное для них - что «наших бьют», разъясняет сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.

«В мусульманском самосознании элемент солидарности со всеми „братьями“ действительно присутствует, причем если где-то происходит конфликт мусульман с немусульманами, то первые даже не разделяют себя на суннитов, шиитов и так далее», - сказал он «Ридусу».

Хотя правительство Мьянмы, несмотря на официальный буддизм, поддерживает порядок в стране не одним только пением мантр - но и мусульмане в этой стране тоже, мягко говоря, не белые и пушистые, и исламистские группировки регулярно нападают на полицейские участки и другие органы власти, напоминает эксперт.

«Про Мьянму как таковую, не говоря уже о народности рохинья, скорее всего, многие из участников митинга до этого митинга и не знали. Но это не играет никакой роли для собравшихся. Для них важно, что где-то обижают „своих“. Где это „где-то“, никакого значения не имеет, хоть на Луне. Исламская солидарность - она универсальная, не персонифицированная. Есть свои и чужие, этого достаточно, чтобы эмоции вспыхнули», - говорит Долгов.

Однако не стоит воспринимать эту готовность мусульман немедленно прийти на помощь неизвестным братьям как угрозу для немусульман, добавляет он.

«В самом деле, время от времени возникают такие опасения, что Чечня является тем регионом, через который в Россию может проникнуть политический ислам. То, что представители Чечни были тут как тут на митинге у посольства Мьянмы, никоим образом законов России не нарушило. Тем более что воскресная акция была совершенно локальной и направленной не вовнутрь России, а на внешнеполитическую ситуацию», - поясняет Долгов свою позицию.

А кто против любви и мира, тех мы уничтожим

Не надо воспринимать акцию у посольства Мьянмы как эксцентричную выходку группы маргиналов - ведь в России у участников этой акции более 20 миллионов единоверцев, сказал «Ридусу» директор Центра партнерства цивилизаций Вениамин Попов.

«Я только что вернулся из Грозного и знаю, что число мусульман в России растет гораздо быстрее, чем число представителей любых других конфессий. Семьи у мусульман существенно многодетнее, и это важный фактор цивилизационного лица России в недалеком будущем», - говорит он.

Именно поэтому критически важно гарантировать, чтобы новые поколения мусульман не оказались заражены вирусом политизированного ислама экстремистского толка, представители которого являют собой питательную среду для всего спектра террористов во всем мире, от Европы до Юго-Восточной Азии, предупреждает эксперт.

«На планете ислам исповедует 1,7 миллиарда человек. Экстремистов среди них доли процента, если говорить об абсолютных цифрах. Но, как известно, ложка дегтя отравляет бочку меда. И очень хорошо, что Рамзан Кадыров так резко реагирует на любые несправедливости в отношении ислама как религии, исходят ли они со стороны правительства Мьянмы или со стороны „паршивых овец“ - исламских фанатиков», - считает Попов.

По мнению эксперта, эти «паршивые овцы» могут пытаться инфицировать вирусом исламизма как можно больше людей, используя для этого любые инциденты с участием мусульман. «Они внушают своей целевой аудитории, что мы, конечно, за мир и любовь, но „истинный воин джихада“ обязан безжалостно уничтожать всех, кто их понятия любви не разделяет», - говорит он.

Поэтому важно, чтобы с четким обозначением позиции от имени 20 миллионов российских мусульман выступил не только Рамзан Кадыров, который формальных полномочий на это не имеет, но и Рустам Минниханов как глава самого крупного мусульманского субъекта РФ и председатель группы «Россия - Исламский мир», а также глава Совета муфтиев России, указывает Попов.

Опасность конфликта в далекой Мьянме может нести скрытую угрозу для России по той причине, что ее буддистский регион Калмыкия граничит с мусульманским Дагестаном. И Центр партнерства цивилизаций намерен делать все, что в его силах, чтобы сожжение статуй Будды, которое исламисты устроили в понедельник в Мьянме, не перекинулось, не дай Бог, на российские регионы, подчеркивает его руководитель.

В Мьянме обострился многолетний конфликт, вызванный религиозно-этнической враждой между мусульманским меньшинством (народом рохинджа) и основным составом населения (бирманцами), исповедующим буддизм.

Его спровоцировал налет группировки "Армия спасения рохинджа Аракана" на 26 полицейских постов и военную базу страны неделей ранее. Участники группировки якобы хотели таким образом отомстить правительству за многолетние преследования народности, однако значительно усугубили ситуацию. В ответ на гибель 59 сотрудников сил безопасности в ходе столкновений власть Мьянмы начала, по их версии, антитеррористическую операцию, которая уже стала крупнейшей волной насилия с 2012 года в истории федеративного государства.


Только за последние семь дней были убиты почти 400 человек, подавляющие большинство из которых мирные жители народности рохинджа. В ООН заявили, что около 73 тыс. представителей народности бежали из страны в Бангладеш. По пути некоторые из вынужденных беженцев потонули.


На территории Бангладеш в лагерях беженцев, где почти нет воды, пищи и лекарств, за последние годы скопились, по разным оценкам, от 300 до 400 тысяч представителей этого народа.

Очевидцы рассказывают ужасающие истории о том, как правительственные войска и помогающие им буддистские добровольцы убивают рохинджа, насилуют женщин и жгут деревни. По их словам, люди, включая тех, кто бежит от насилия, гибнут под обстрелами, против гражданского населения пускают в ход гранатометы и вертолеты. Кроме того, власти Мьянмы ограничили доступ к нуждающимся в помощи жителям штата Ракхайн.


Пресс-центр ООН

Правозащитники Human Rights Watch на спутниковом снимке зафиксировали более 700 сожженных домов лишь в одном из сел региона.

Международное сообщество обеспокоено, но решения нет

Международное сообщество выразило "глубокую обеспокоенность сообщениями о чрезмерном использовании силы" в ходе правительственных операций в штате Ракхайн в Мьянме. В частности, последние события в стране были обсуждены Советом безопасности ООН на закрытом заседании, состоявшемся по инициативе Великобритании 31 августа.


Совбез ООН, архив EPA

Постпред Великобритании при ООН Мэттью Райкрофт, комментируя итоги обсуждений, сказал, что они прошли в конструктивном ключе. "Мы обеспокоены ситуацией в Мьянме и осуждаем любые формы насилия. Призываем все стороны конфликта снизить накал напряжения", - отметил он.

Позже генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что правительство Мьянмы обязано обеспечить безопасность всех жителей страны и позволить ООН и ее партнерам оказать гуманитарную поддержку нуждающимся.

С претензиями в адрес правительства Мьянмы выступила также посол США в ООН Никки Хейли.

Однако представители стран в ходе заседания не приняли никаких официальных документов по региону.

Такая реакция международного сообщества возмутила мусульман всего мира. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал столкновения, происходящие в штате Ракхайн в Мьянме, "геноцидом мусульман".


Президент Турции Реджеп Эрдоган Фото из открытых источников

"Те, кто закрывает глаза на этот геноцид, совершаемый под маской демократии, являются его соучастниками… Численность мусульманского населения в Аракане, составляющая еще полвека назад четыре миллиона, в результате преследований и кровопролития сократилась на одну треть. Тот факт, что мировое сообщество хранит молчание в ответ на это, является отдельной драмой", - заявил он на мероприятии, организованном правящей Партией справедливости и развития в Стамбуле в связи с праздником Курбан-байрам.

По словам Эрдогана, с 19 сентября будут проводиться заседания Совбеза ООН по ситуации в Мьянме. "Турция сделает все возможное, чтобы донести до мирового сообщества факты, касающиеся ситуации в Аракане. Вопрос будет обсуждаться и в ходе двусторонних переговоров. Турция будет говорить, даже если остальные решат молчать", - подчеркнул он.

При этом стоит отметить, что не все страны поделились на тех, кто осуждает, и тех, кто молчит по этому поводу. Есть и такие, которые относятся к рохинджа с неприятием. Например, власти мусульманской Малайзии отказались выдавать удостоверения беженцев всем без исключения рохинджа, объяснив такое решение тем, что это приведет к массовому притоку мусульман из Мьянмы, что для руководства Малайзии "недопустимо". При этом в Малайзии уже находятся не меньше 120 тысяч беженцев-рохинджа.

40 тысяч рохинджа планируют выслать власти Индии, несмотря на то что ООН признала часть из них беженцами. Представитель индийского правительства на днях заявил, что все рохинджа находятся в стране нелегально.

После этого в разных странах мира прокатилась волна митингов мусульман против бесчинств в Мьянме и отсутствия должной реакции международного сообщества. Так, накануне в центре Москвы у посольства Мьянмы прошла беспрецедентная для страны несогласованная акция в поддержку мусульман-рохинджа. Мусульмане еще никогда не выходили на митинги в России, тем более сотнями.


Сегодня подобная акция проходит в Чечне. Интересно, что ее инициатором выступил глава республики Рамзан Кадыров. Накануне он призвал всех неравнодушных к ситуации в Мьянме отправлять протесты в ООН и посольство Мьянмы, а сегодня заявил, что выступит против курса политического руководства Российской Федерации, если оно поддержит власти Мьянмы, притесняющие мусульман-рохинджа в штате Ракхайн.


Из открытых источников

Примечательно, позиция России на данный момент мало отличается от позиций "обеспокоенности" большинства стран.

Также митингуют мусульмане в Австралии и Индонезии. Люди призывают руководство стран не стоять в стороне конфликта.

Почему буддисты и мусульмане Мьянмы убивают друг друга

Республика Союз Мьянма, как теперь официально называется это государство, состоит из семи провинций, населенных собственно бирманцами, "бама", и семи национальных штатов, ни один из которых в реальности никогда не признавал власти центрального правительства. Населяющие их народы и разнообразные местные политические и криминальные объединения всегда вели против столицы и против друг друга свои гражданские войны – хотя в последнее время со всеми штатами формально было достигнуто соглашение о прекращении огня.

Уходя из Мьянмы, тогда называвшейся Британской Бирмой, в 40-е годы 20-го века британская колониальная администрация пообещала предоставить независимость почти всем национальным окраинам, что отчасти и стало причиной последующих конфликтов, так как сделано не было. В числе несостоявшихся государств был и национальный штат Аракан, или же Ракхайн, – довольно узкая полоса земли на бирманском побережье Бенгальского залива, на крайнем западе граничащая с Бангладеш. Именно самый бедный район страны и является родиной полуторамиллионного мусульманского народа рохинджа, по их собственному мнению. Власти же Мьянмы так не считают, называя весь этот этнос "незаконными иммигрантами", а также "исламскими боевиками".

Долгие годы правительство страны не знало, как поступить с рохинджа. Их не признавали гражданами, а называли "мусульманами, проживающими в Араканской области". К слову, в правительстве страны нет ни одной партии, которая представляла бы интересы этой народности. Но рохинджа считают себя народом Мьянмы и отстаивают свои права на гражданство и другие, связанные с ним права.

Кроме того, многие эксперты полагают, что неверно утверждать, что народности не предоставляют гражданства исключительно из-за религиозных или этнических предрассудков. Одной из причин обострения ситуации также называются демографические проблемы. У рохинджа традиционно высокая рождаемость: в каждой семье по 5–10 детей. Это привело к тому, что за одно поколение количество переселенцев возросло в несколько раз.

Подлил также масло в огонь и другой факт. Во время Второй мировой войны, когда Британская Бирма была захвачена Японией, мусульмане-рохинджа остались на стороне британцев и начали партизанскую борьбу. Местные же буддисты в штате Аракан (Ракхайн) поддержали японских оккупантов, пообещавших предоставить стране независимость, и стали массово вступать в союзную Токио "Национальную армию Бирмы". Во главе нее стоял генерал Аун Сан, один из основателей Коммунистической партии Бирмы – отец Аун Сан Су Чжи, ныне возглавляющей правительство страны.


Аун Сан Су Чжи во время встречи с экс-президентом США Бараком Обамой, архивное фото Из открытых источников

Кстати, о лидере страны немного отдельно. Аун Сан Су Чжи, долгие годы боролась за демократизацию в Мьянме, где царил военный режим. На данный момент она является лауреатом Нобелевской премии мира и имеет особый статус и пост "государственного советника Мьянмы". Эта должность, соответствующая премьер-министру, позволяет работать во всех областях управления. По сути, Аун Сан Су Чжи влияет на все решения в стране, но пока не комментирует ситуацию в Ракхайне.

Напомним, власти Мьянмы начали сверхактивно и последовательно выдавливать рохинджа в последние пять лет. В июне и октябре 2012 года в вооруженных столкновениях в Ракхайне между буддистами и мусульманами погибло более ста человек. По данным ООН, примерно 5300 домов и культовых сооружений были разрушены. В штате было введено чрезвычайное положение. К весне 2013 года погромы переместились с западной части страны в центр. В конце марта беспорядки начались в городе Мейтхила. 23 июня конфликт вспыхнул в провинции Пегу, 1 июля - в Хпаканте. Конфликт все больше стал приобретать межрелигиозный характер, а недовольство местных в отношении рохинджа начало перекидываться и на мусульман в целом.

Мьянма страна буддистского фундаментализма. Саудовская Аравия сансары и нирваны. Пагоды в каждом квартале. Пагоды у каждой семьи. Все достопримечательности буддистские - чаще всего это самая большая статуя Будды. Статуи Будды большие, средние и маленькие. Много маленьких, тысячи, миллионы маленьких.

Мьянма это самая суеверная страна на свете. Они страшно прутся на астрологии. Ключевые события их истории связаны с астрологическими предсказаниями. Например, перенос столицы. Они их постоянно по этому поводу переносили. Еще они прутся на нумерологии. 8 августа 1988 года они подняли восстание, потому что их диктатор отменил все купюры, которые не кратны девяти. Оставил только 45 и 90т кьятов. Короче, восстание четырех восьмерок против девятки

Геноцид, гражданские конфликты и сепаратизм - это сама суть государственного устройства Бирмы. Например, сейчас она состоит из 7 областей собственно бирманцев, 7 сепаратистских штатов, в которых всякие местные народности - шаны, моны, карены и прочие - отбились от центра, и еще нескольких национальных районов, которые населены совсем экзотическими ребятами с копьями и кольцами на длинных щеях. Нацмены отстреливаются не зря, они знают что с ними может случиться. Бирманцы поглотили множество местных народностей.

Всю историю они при любой возможности друг друга геноцидили, а в остальном очень доброжелательные улыбчивые люди, буддисты. Кстати, это часто в буддистских странах. Особо не церемонились с меньшинствами в Камбодже, Шри-Ланке, Вьетнаме, на Тибете. Были да сплыли.

Многие сепаратисты раньше поднимали деньги на производстве опиатов. Слышали про Золотой треугольник? Сейчас опиума мало. Прям дефицит.

Мусульман там немного, и живут они у моря в провинции Аракан. Но сами араканцы не мусульмане, а буддисты и тоже сепаратисты. А эти самые мусульмане - рохинджа - это по большей части выходцы из Бангладеш.

Бангладеш это махонькая страна, в которой живет 170 миллионов человек на голове друг у друга. Это генератор народа. Там капец. Все что видели в Индии плохого - трущобы, перенаселённость, нищие дети - в Бангладеш хуже. И беженцев из Бангладеш хватит на весь мир.

Бенгальцы живущие в Бангладеш, стали в свое время массово переходить в ислам, так как в рамках индуистского кастового общества в большинстве обладали низким социальным статусом. Ислам делал их равными. Это же касается и других индуистских стран. Если на Ближнем Востоке мусульмане были элитой, то здесь не совсем так. В этом секрет молниеносного распространения власти мусульманских султанатов.

Мусульман в Бирме сильно не любят. Утверждают, что с ними растет преступность - особенно число изнасилований. Врут конечно. Но главное, что беспокоит местных, это то, что мусульманская община очень быстро растет.

Понятийные мусульмане буддистов тоже не любят - в исламе они мушрики (язычники) и им тоже ничего хорошего ждать не стоило бы.

Есть и геополитический расклад - в Бирму заходит Китай, хочет через нее выйти в Индийский океан. А как известно, где Китай хочет выход к океану, там будет исламский терроризм. Строит канал в Таиланде - а там хлоп и малайские сепаратисты. Хочет выход через горы в Пакистан - а там пуштуны.

Беженцы-мусульмане из Бангладеш протянулись по побережью до самой Малайзии. Им приходится пробираться через бирманский Аракан, где их убивают, потом через тайский Кра, где тоже борьба с исламским терроризмом, а потом Малайзия, где беженцев не принимают, хотя малайцы мусульмане.

В этих странах жуткие истории всякие, как голодные и жаждущие беженцы с детьми пытаются высадиться на берег, а их на пляжах рубят мачете.

Раньше беженцев мучали тихо, а сейчас заговорили. После того, как в них вложилась Саудия.

Недавно ситуацию хотели взять под контроль американцы. Собирались на Пхукете разместить авиагруппу и еще лагеря беженцев. Но тайцы их попросили собрать манатки и вместе со своими борцами с терроризмом ехать домой.
Типа знаем мы вашу борьбу с терроризмом. Стояк держат. Хотя считались чуть ли не американской колонией

Кстати в Юго-Восточной Азии тайцы, бирманцы, вьетнамцы - лютые националисты.

По всему региону много мусульман. Кроме мусульманских Индонезии и Малайзии, есть мусульманские анклавы и в других странах. В Таиланде, Филиппинах. При возможности они дают жару. На Филиппинах сейчас самый разгар. У рохинджа есть тоже свои боевые группы - араканцы на них крепко жалуются. Среди беженцев из Бангладеш много боевиков.
...
Игорь Димитриев (ФБ)
Хорошо объяснил про Китай - Бирму и Индийский океан.

Противостояние правительственных сил и мусульман-рохинджа в Мьянме достигло своего пика. За последнее время были убиты тысячи мусульман. Кроме массовых убийств военные силовики проводят налёты на дома и хозяйства мусульман, которые проживают в западном штате Ракхайн. По рассказам местных жителей, они отбирают у них имущество и даже домашних животных. По данным международных мониторинговых организаций, на текущий момент известно примерно о 2600 домах, которые были сожжены в этом штате.

Хотя официально операции военных проходят против исламских боевиков, на деле убивают мирное население, в том числе детей и стариков. Зверства вызвали массовое бегство мирных жителей из районов боевых действий.

Людей убивают, насилуют, сжигают заживо, топят лишь за принадлежность к национальности рохинья и их религию - ислам, - утверждают представители международных правительственных организаций.

Многие СМИ написали недавно, как буддисты забили кирпичами мусульманина-рохинджа в городе Ситуэ в штате Ракхайн. Группа беженцев-рохинджа, проживающих в лагере для перемещённых лиц на окраине, решила выйти в город за покупками. Мусульмане попытались купить лодку, но повздорили с продавцом из-за цены. Разгоревшийся спор привлёк внимание прохожих-буддистов, которые приняли сторону продавца и начали забрасывать рохинджа кирпичами. В результате погиб 55-летний Мунир Ахмад, другие мусульмане получили травмы.

По последним данным, за последние недели зону конфликта покинули уже больше пятидесяти тысяч человек. При этом, по данным ООН, только в период с 25 по 31 августа включительно порядка 27 тысяч человек - преимущественно женщины и дети - пересекли границу с государством Бангладеш, пытаясь спастись от "демократического режима".

Тлеющий конфликт

Мьянма - государствоЮго-ВосточнойАзии, граничит с Китаем, Лаосом, Таиландом, Индией и Бангладеш. Из Бангладеш мусульмане незаконно переселяются в преимущественно буддистскую Мьянму с населением в 55 миллионов человек. Те, кто именует себя рохинджа, проделали этот путь много лет назад. Они обосновались в штате Ракхайн (Аракан).

Власти Мьянмы не считают рохинджа гражданами страны. О фициально считается, что несколько поколений назад они нелегально проникли на территорию Мьянмы. Долгие годы Правительство Мьянмы не знало, как поступить с рохинджа. Их не признавали гражданами, однако неверно утверждать, что делали этоиз-зарелигиозных или этнических предрассудков.

Одна из причин обострения ситуации - демографические проблемы. У рохинджа традиционно высокая рождаемость: в каждой семье по 5–10 детей. Это привело к тому, что за одно поколение количество переселенцев возросло в несколько раз.

Власти называют проживающих на территории Ракхайна жителей "мусульманами, проживающими в Араканской области". При этом сами эти мусульмане считают себя народом Мьянмы и претендуют на гражданство, которое им не предоставляют. Вот и вторая проблема, которая во многом спровоцировала последние столкновения.

Впрочем, конфликт этот тянется уже несколько лет. В июне и октябре 2012 года в вооружённых столкновениях в Ракхайне между буддистами и мусульманами погибло более ста человек. По даннымООН, примерно 5300 домов и культовых сооружений были разрушены. В штате было введено чрезвычайное положение. К весне 2013 года погромы переместились с западной части страны в центр. В конце марта беспорядки начались в городе Мейтхила. 23 июня конфликт вспыхнул в провинции Пегу, 1 июля - в Хпаканте. Конфликт всё больше стал приобретать межрелигиозный характер, а недовольство местных в отношении рохинджа начало перекидываться и на мусульман в целом.

По мнению экспертов, Мьянма - это сложный конгломерат народностей, но всех их объединяет общая бирманская история и государственность. Рохинджа выпадают из этой системы общностей, и именно в этом зерно конфликта, в результате которого гибнут и мусульмане, и буддисты.

"Демократия с кулаками"

Сейчас страну фактически возглавляет Аун Сан Су Чжи, долгие годы боровшаяся за демократизацию в стране, где царил военный режим. Она - дочь генерала Аун Сана, основателя Бирмы. В 1947-м, накануне объявления независимости от Британии, Аун Сан, возглавлявший тогда переходную администрацию страны, был убит при попытке государственного переворота, когда его дочери было два года.

Аун воспитывала мать, которая сначала работала в правительстве, а потом стала дипломатом. Аун окончила колледж в Индии, потом получила степень бакалавра по политологии и экономике в Оксфорде, работала в ООН, переехала в Англию, защитила докторскую, родила двух сыновей. Когда в 1988 году она поехала в Бирму навестить свою больную мать, в стране вспыхнули студенческие волнения, которые переросли в настоящее восстание против хунты. Аун присоединилась к восставшим, 26 августа впервые в жизни выступила на митинге, а в сентябре стала основателем и председателем собственной партии - "Национальной лиги за демократию". Вскоре произошёл новый военный переворот, генерала-коммуниста сменил генерал-националист, Аун Сан Су Чжи не допустили до выборов и впервые поместили под домашний арест.

Тем не менее новая хунта провела выборы (первые за 30 лет), "Лига за демократию" набрала на них 59 процентов голосов и получила 80 процентов мест в парламенте. По этим результатам Аун должна была стать премьер-министром. Военные власть не отдали, результаты выборов отменили, Аун снова была арестована. Она была под домашним арестом в 1991 году, когда её сыновья-подростки принимали присуждённую ей Нобелевскую премию мира. С 1995 по 2000 год, когда она была на свободе, военные особенно старались выжить её из страны. В 2002-м её снова освободили, а через год, после совершённого на неё же покушения, снова арестовали и тайно заключили в тюрьму - четыре месяца о её судьбе ничего не было известно. Выступая на первом после своего освобождения митинге, она призывала не к свержению антинародного режима, а к национальному примирению.

Осенью 2015 года "Национальная лига за демократию", которую возглавила 70-летняя Аун Сан Су Чжи, завоевала большинство голосов в обеих палатах парламента Мьянмы (Бирмы) на первых в истории страны свободных выборах. Сейчас она не президент и даже не премьер, но занимает пост госсоветника - эта должность, соответствующая премьер-министру, позволяет работать во всех областях управления. По сути, она влияет на все решения в стране, и пока нобелевский лауреат не комментирует ситуацию в Ракхайне.

Ей не остаётся ничего другого. Аун Сан Су Чжи вынуждена быть жёсткой. Местные жители, даже мусульмане, не любит рохинджа, - утверждают эксперты.

Собственно, в защиту мусульман-рохинджа сказать внутри Мьянмы и некому, нет ни одной политической силы, которая бы выступала в их поддержку. Лишённые гражданских прав, трудовых возможностей, проживая в беднейшем штате стране, рохинджа ещё больше радикализуются и переходят к терроризму, что подстёгивает новый виток репрессий.

Осенью 2016 года, когда произошло подобное нынешнему нападение на пограничный пост и власти ввели в штат войска, которые вели себя так же беспощадно по отношению к мирному населению, за два месяца около 20 тысяч рохинджа убежали в Бангладеш. Но тамошние власти не нашли лучшего решения, чем поселить беженцев на остров Тенгар Чар, который в сезон дождей почти полностью скрывается под водой.

Сами власти Мьянмы отрицают геноцид мусульман. На доклад ООН о пытках, массовых изнасилованиях и убийствах, чинимых военными в этом штате, власти Мьянмы ответили, что факты не соответствуют действительности и являются ложью и клеветой.

Но давление на них со стороны международного сообщества не ослабевает. Так, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал притеснения мусульман-рохинджа в Мьянме геноцидом.

"Там происходит геноцид, и все молчат, - возмутился турецкий лидер, выступая на собрании правящей партии в Стамбуле. - Те, кто не обращает внимания на этот геноцид, проводящийся под прикрытием демократии, также соучастники убийства".

Эксперты уверены, что власти Мьянмы всё же заинтересованы в сглаживании конфликта, но нет уверенности, что это возможно в вопросе с рохинджа. Из Бангладеш в Мьянму прибывают десятки тысяч людей, что спровоцирует новые погромы.

В минувшее воскресенье в Москве и других городах мира прошли митинги мусульман против дискриминации исламского населения Мьянмы. В августе члены вооруженной группировки «Армия спасения Аракан рохинджа» атаковали несколько десятков военных объектов. В ответ власти Мьянмы развернули обширную антитеррористическую операцию, в ходе которой погибли десятки мусульман, и которую международное сообщество называет геноцидом исламского населения страны. В чем причины и почему этот конфликт нельзя назвать религиозным – в материале «Футуриста».

Что происходит в Мьянме?

Республика Союз Мьянма - так страна стала называться недавно, избавившись от военной диктатуры, которая пребывала у власти с 1962 года. Она состоит из семи провинций, населенных бирманцами-буддистами, и семи национальных штатов, которые никогда не признавали центрального правительства. В Мьянме насчитывается более ста народностей. Разнообразные этнические, религиозные, криминальные группы, населяющие эти регионы, десятилетиями ведут гражданские войны — против столицы и друг против друга.

Конфликт между мусульманами рохинджа и буддистами продолжается долгие десятилетия. Рохинджа - мусульманское этническое меньшинство Мьянмы. Они составляют примерно 1 млн. человек из более чем 52 млн. жителей Мьянмы и проживают на территории штата Аракан, граничащего с государством Бангладеш. Правительство Мьянмы отказывает им в гражданстве, называя нелегальными бенгальскими иммигрантами, в то время как рохинджа утверждают, что являются коренными жителями Аракана.

Одно из самых кровавых столкновений произошло в 2012 году. Поводом стала гибель 26-летней буддистки. Тогда погибли десятки человек, а десятки тысяч мусульман были вынуждены покинуть страну. Международное сообщество не пыталось урегулировать конфликт.

Очередное обострение конфликта случилось 9 октября 2016 года, когда около 200 неопознанных боевиков атаковали три мьянманских погранпоста. А в августе 2017 года бойцы местной вооруженной группировки "Армия спасения Аракан рохинджа" напали на 30 армейских объектов и полицейских участков и убили 15 человек. Они объявили это актом отмщения за преследования соотечественников.

Ответную антитеррористическую операцию международное сообщество называет геноцидом мусульман штата Аракан - не только рохинджа, но и представителей других этносов. Сотни человек арестованы по подозрению в терроризме. По данным властей Мьянмы, на 1 сентября было уничтожено 400 «повстанцев» и 17 мирных жителей. Спасшиеся бегством жители лагеря беженцев сообщили агентству Reuters, что армия совместно с буддистскими добровольцами поджигает деревни мусульман, заставляя их бежать в Бангладеш. Утром 1 сентября бангладешские пограничники нашли на берегу реки тела 15 утонувших во время переправы беженцев, из них 11 - дети. По данным ООН, за последние две недели в Бангладеш переправилось более 120 тыс. беженцев, что порождает миграционный кризис.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф и глава Чечни Рамзан Кадыров потребовали от ООН вмешаться и прекратить насилие. В Москве у посольства Мьянмы мусульмане устроили стихийный митинг против геноцида.

За что буддисты не любят рохинджа?

Есть несколько теорий о происхождении бирманских рохинджа. Часть ученых считает, что рохинджа мигрировали в Мьянму (тогда она называлась Бирмой) из Бенгалии прежде всего в период британского владычества. Британцы аннексировали претендовавший на самостоятельность штат Аракан в 1826 году и способствовали переселению туда бенгальцев в качестве рабочей силы. Часть рохинджа попали в Бирму после объявления независимости страны в 1948 году, а также после освободительной войны в Бангладеш в 1971 году. Традиционно у этого народа высокая рождаемость, поэтому численность мусульманского населения стремительно росла. Вторая теория (ее придерживаются сами рохинджа) предполагает, что рохинджа - это потомки арабов, колонизировавших побережье Индийского океана в Средние века и в том числе проживавших на территории штата.

Первым серьезным столкновением рохинджа и буддистов-араканцев стала ракхайнская бойня в 1942 году. Во время Второй Мировой войны Бирма, тогда еще зависимая от Британии, была захвачена Японией. Мусульмане-рохинджа остались на стороне британцев, в то время как буддисты поддержали японцев, которые обещали стране независимость. Буддистские войска возглавил генерал Аун Сан - отец Аун Сан Су Чжи, нынешнего лидера демократической партии Мьянмы. По разным оценкам, были убиты десятки тысяч представителей обеих сторон, однако объективной цифры нет до сих пор. После ракханской бойни сепаратистские настроения в регионе обострились.

Военная диктатура, которая управляла Бирмой в течение полувека, в значительной степени опиралась на смешивание бирманского национализма и буддизма Тхеравады, чтобы укрепить свою власть. Этнические и религиозные меньшинства, такие как рохинджа и китайцы, подвергались дискриминации. Правительство генерала Нейна в 1982 году приняло закон о бирманском гражданстве, который объявил рохинджа нелегалами. Ожидалось, что с окончанием правления военных и приходом к власти соратников лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи в конце 2015 года, рохинджа получат мьянманское гражданство. Однако власти по-прежнему отказывают рохинджа в политических и гражданских правах.

В чем проявляется дискриминация?

Рохинжа считаются «одними из самых преследуемых меньшинств в мире». Они не могут свободно передвигаться по территории Мьянмы и получать высшее образование, иметь более двух детей. Рохинжа подвергают принудительному труду, у них отбирают пахотные земли. В докладе ООН от февраля 2017 года говорится, что местные жители, армия и полиция избивали, убивали и насиловали рохинджа.

Чтобы избежать насилия, рохинджа нелегально переправляются в Малайзию, Бангладеш, Индонезию и Таиланд. В свою очередь, эти страны не желают принимать беженцев - из-за чего подвергаются международному давлению и осуждению. В начале 2015 года по данным ООН около 24 тысяч рохинджа попытались покинуть Мьянму на лодках контрабандистов. В заброшенных лагерях на юге Таиланда были обнаружены останки более 160 беженцев: контрабандисты держали рохинджа в заложниках, избивая их и требуя за их жизнь выкуп. Когда власти Таиланда усилили контроль за границей, контрабандисты стали бросать людей в "лодочных лагерях", где те умирали от голода и жажды.

Проблема беженцев до сих пор не решена. В частности, правительство Бангладеш в феврале 2017 года объявило о плане переселить всех беженцев рохинджа на остров Тенгар Чар, который образовался 10 лет назад в Бенгальском заливе - он подвержен наводнениям и там полностью отсутствует инфраструктура. Это вызвало возмущение правозащитных организаций.

Разве буддисты не против насилия?

«В мировых СМИ звучит тема исключительно пострадавших мусульман и ничего не говорится о буддистах, — говорит востоковед Пётр Козьма, живущий в Мьянме. — Такая односторонность в освещении конфликта родила у мьянманских буддистов чувство осажденной крепости, а это прямой путь к радикализму».

Традиционно считается, что буддизм — одна из самых мирных религий. Но несмотря на то, что в этом конфликте задействованы буддисты и мусульмане, его некорректно рассматривать как межрелигиозный. Речь идет о статусе определенного этноса. Эксперты утверждают , что буддисты на протяжении веков уживались с мусульманами Мьянмы: индусами, китайцами, малабарами, бирманцами и бенгальцами. Рохинджа же, будучи беженцами по одной из версий об их происхождении, выпадают из этого "конгломерата народностей".

На заметку