Самые большие подводные лодки. Самая большая подводная лодка в мире: когда размер имеет значение Размеры апл акула

Первые случаи применения подводных лодок в боевых целях относятся к середине 19-го века. Однако из-за своего технического несовершенства субмарины долгое время играли только вспомогательную роль в военно-морских силах. Ситуация полностью изменилась после открытия атомной энергии и изобретения баллистических ракет.

Цели и размеры

Субмарины имеют разное предназначение. Размеры подводных лодок мира варьируются в зависимости от их целей. Одни рассчитаны на экипаж, состоящий всего лишь из двух человек, другие способны нести на борту десятки межконтинентальных ракет. Какие задачи выполняют самые большие в мире субмарины?

"Триумфан"

Французская стратегическая атомная подводная лодка. Её название в переводе означает "триумфатор". Длина лодки составляет 138 метров, водоизмещение - 14 тысяч тонн. Судно вооружено трёхступенчатыми баллистическими ракетами М45 с разделяющимися боеголовками, оснащёнными системами индивидуального наведения. Они способны поражать цели на расстоянии до 5300 километров. На стадии проектирования перед конструкторами были поставлены задачи сделать субмарину максимально незаметной для противника и снабдить её эффективной системой раннего обнаружения вражеских средств противолодочной обороны. Тщательное изучение и многочисленные эксперименты показали, что основной причиной раскрытия местонахождения подводного судна является его акустический след.

При проектировании "Триумфана" были использованы все известные методы понижения шумности. Несмотря на впечатляющие размеры подводной лодки, она представляет собой достаточно сложный для акустического обнаружения объект. Специфическая форма субмарины способствует уменьшению гидродинамического шума. Уровень звука, производимого при работе главной энергетической установки судна, существенно снижен благодаря ряду нестандартных технологических решений. "Триумфан" имеет на борту ультрасовременный гидроакустический комплекс, предназначенный для раннего обнаружения противолодочных средств неприятеля.

"Цзинь"

Стратегический атомный ракетный подводный крейсер, построенный для военно-морского флота Китая. Из-за повышенного уровня секретности значительная часть данных об этом судне исходит не от средств массовой информации, а от разведывательных служб США и других стран НАТО. Размеры подводной лодки определены на основе фотографии, сделанной в 2006 году коммерческим спутником, созданным для получения цифровых изображений земной поверхности. Длина судна составляет 140 метров, водоизмещение - 11 тысяч тонн.

Эксперты отмечают, что размеры атомной подводной лодки "Цзинь" больше, чем габариты предыдущих, технически и морально устаревших китайских субмарин класса "Ся". Судно нового поколения приспособлено для запуска межконтинентальных баллистических ракет "Цзюйлан-2", оснащённых разделяющимися атомными боеголовками. Максимальная дальность их полёта составляет 12 тысяч километров. Ракеты "Цзюйлан-2" являются эксклюзивной разработкой. При их конструировании были учтены размеры подводных лодок класса "Цзинь", предназначенных стать носителями этого грозного оружия. По мнению специалистов, наличие у Китая таких баллистических ракет и субмарин ощутимо меняет расстановку сил в мире. Примерно три четверти территории Соединённых Штатов оказываются в зоне поражения лодок "Цзинь", находящихся в районе Курильских островов. Однако по информации, имеющейся у американских военных, испытательные запуски ракет "Цзюйлан" часто заканчиваются неудачей.

"Вэнгард"

Британская стратегическая атомная подводная лодка, размеры которой позволяют соперничать с самыми большими субмаринами в мире. Длина судна составляет 150 метров, водоизмещение - 15 тысяч тонн. Лодки этого типа стоят на вооружении Королевского флота с 1994 года. На сегодняшний день субмарины класса "Вэнгард" являются единственными носителями ядерного оружия Великобритании. На них устанавливаются баллистические ракеты "Трайдент-2". Это оружие заслуживает отдельного упоминания. Его производит знаменитая американская компания для военно-морского флота США. Правительство Великобритании взяло на себя 5% стоимости разработки ракет, которые по замыслу конструкторов должны были превзойти всех своих предшественников. Зона поражения "Трайдент-2" составляет 11 тысяч километров, точность попадания достигает нескольких футов. Наведение ракет не зависит от американской системы глобального позиционирования. "Трайдент-2" доставляют до цели атомные боеголовки со скоростью 21 тысяча километров в час. На четырёх лодках "Вэнгард" размещены в общей сложности 58 таких ракет, представляющих собой "ядерный щит" Великобритании.

"Мурена-М"

Советская субмарина, построенная в период холодной войны. Основные цели создания лодки заключались в увеличении дальности действия ракет и преодолении американских систем гидроакустического обнаружения. Расширение зоны поражения потребовало изменения габаритов подводного судна по сравнению с предыдущими версиями. Пусковые шахты рассчитаны на ракеты Д-9, стартовая масса которых в два раза превышает обычную. Длина корабля составляет 155 метров, водоизмещение 15 - тысяч тонн. По оценкам специалистов, советским конструкторам удалось выполнить первоначально поставленную задачу. Дальность действия ракетного комплекса увеличилась примерно в 2,5 раза. Ради достижения этой цели субмарину "Мурена-М" пришлось сделать одной из самых больших подводных лодок в мире. Размеры ракетоносца не изменили в худшую сторону уровень его скрытности. В конструкции лодки была предусмотрена амортизация вибрации механизмов, поскольку в те времена система гидроакустического слежения США стала серьёзной проблемой для советских стратегических подводных судов.

"Огайо"

"Борей"

Разработка этого атомного подводного крейсера началась в Советском Союзе. Он был окончательно спроектирован и построен в Российской Федерации. Его название происходит от имени древнегреческого бога северного ветра. В соответствии с планами создателей лодка "Борей" в обозримой перспективе должна заменить субмарины классов "Акула" и "Дельфин". Длина крейсера составляет 170 метров, водоизмещение - 24 тысячи тонн. "Борей" стал первой стратегической субмариной, построенной в постсоветскую эпоху. В первую очередь новая российская лодка служит платформой для запуска баллистических ракет "Булава", оснащённых разделяющимися ядерными боеголовками. Дальность их полёта превышает 8 тысяч километров. Из-за проблем с финансированием и нарушения экономических связей с предприятиями, находящимися на территории бывших советских республик, сроки завершения постройки корабля неоднократно переносились. Лодка "Борей" была спущена на воду в 2008 году.

"Акула"

По классификации НАТО данное судно имеет обозначение "Тайфун". Размеры подводной лодки "Акула" превосходят всё, что было создано на протяжении истории существования субмарин. Её постройка стала ответом Советского Союза американскому проекту "Огайо". Огромные размеры тяжёлого подводного крейсера "Акула" были обусловлены необходимостью размещения на нём ракет Р-39, масса и длина которых значительно превышали аналогичные показатели американских "Трайдент". Советским конструкторам пришлось смириться с большими габаритами ради увеличения дальности полёта и веса боевой части. Приспособленная для запуска этих ракет лодка "Акула" имеет рекордную длину - 173 метра. Её водоизмещение составляет 48 тысяч тонн. На сегодняшний день "Акула" остаётся самой большой субмариной в мире.

Порождение эпохи

Первые строчки рейтинга занимают и СССР. Это вполне объяснимо: сверхдержавы, вовлечённые в холодную войну, верили в возможность нанесения опережающего удара. Свою основную задачу они видели в том, чтобы незаметно разместить ядерные ракеты максимально близко к противнику. Данная миссия была возложена на подводные лодки больших размеров, которые стали наследием той эпохи.

Строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 941 «Акула» (международная классификация «Тайфун») явилось своего рода ответной мерой на строительство атомных подводных лодок США класса «Огайо », вооруженных 24 межконтинентальными баллистическими ракетами.

В СССР разработкой проекта подводных лодок нового класса начали заниматься позже американцев. Перед конструкторами стояла непростая техническая задача - разместить на борту 24 ракеты весом почти 100 тонн каждая. После множества проработок было решено ракеты расположить между двумя прочными корпусами. В результате первая подводная лодка «Акула» была построена в рекордно короткие сроки - за 5 лет.

В сентябре 1980 года, непривычно большая советская подводная лодка высотой с девятиэтажный дом и длиной почти в два футбольных поля впервые коснулся воды. Восторг, радость, усталость - участники того события испытывали разные чувства, но всех объединяло одно - гордость за большое общее дело. Швартовные и ходовые испытания были проведены в рекордно короткие сроки. Испытания проходили не только в Белом море, но и в районе Северного полюса. В период ракетных стрельб отказов в работе не было. При строительстве атомных подводных лодок класса «Typhoon » были применены последние достижения в создании корабельных радиоэлектронных средств и снижении шумности. Подлодки этого проекта оснащаются всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж.

тяжелый атомный ракетный крейсер стратегического назначения «Акула»

Интересно, что полное подводное водоизмещение подводной лодки «Акула » составляет около 50000 тонн. Причем ровно половину этого веса составляет балластная вода, из-за чего ее окрестили «водовозом». Это цена, до конца не продуманного для подводного флота России, перехода от жидкого горячего к твердому топливу. В результате проект «Акула » стал самой большой подводной лодкой в мире и занесена в книгу рекордов Гинесса. Для постройки атомных подводных лодок на Северном машиностроительном предприятии был специально построен новый цех - самый большой крытый эллинг в мире. Первая подводная лодка проекта 941 шифр «ТК-208» была заложена на верфи судостроительного предприятия в 1976 году, спущена на воду 23 сентября 1980 года, поступила в эксплуатацию в конце 1981 года. Затем были построены еще пять субмарин и одной из них стала атомная подводная лодка «Дмитрий Донской ». Атомная подводная лодка «ТК-210» заложенная в 1986 году так и не была введена в строй и разобрана в 1990 году в связи с дороговизной проекта.

даты закладки, спуска на воду и ввода в эксплуатацию подводных лодок проекта 941

Конструкция подводной лодки проекта 941 выполнена по типу «катамаран»: два раздельных прочных корпуса расположены в горизонтальной плоскости параллельно друг другу. Кроме того, имеется два отдельных герметичных капсулы-отсека - торпедный отсек и расположенный между главными корпусами в диаметральной плоскости модуль управления, в котором находится центральный пост и размещенный за ним отсек радиотехнического вооружения. Ракетный отсек находится между прочными корпусами в передней части корабля. Оба корпуса и капсулы-отсеки соединены между собой переходами. Общее число водонепроницаемых отсеков девятнадцать. Отсек центрального поста и его легкое ограждение, смещены в сторону кормы атомной подводной лодки . Прочные корпуса, центральный пост и торпедный отсек выполнены из титанового сплава, а легкий корпус - из стали (на его поверхность нанесено специальное гидроакустическое резиновое покрытие, повышающее скрытность субмарины ). Подводная лодка «Акула » имеет развитое кормовое оперение. Передние горизонтальные рули расположены в носовой части корпуса и складываются. Рубка снабжена мощными ледовым подкреплениями и крышей округлой формы, служащей для раскола льда при всплытии.

Для экипажа лодки созданы условия повышенного комфорта. Офицерский состав разместили в относительно просторных двух- и четырехместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования воздуха, а матросов и старшин - в маломестных кубриках. Подводная лодка «Акула » получила спортивный зал, плавательный бассейн, солярий, сауну, салон для отдыха, «живой уголок» и прочие помещения.

По сообщениям отечественной печати, существующие планы развития стратегических ядерных сил России предусматривают проведение модернизации атомных подводных лодок проекта 941 с заменой ракетного комплекса Д-19 на новый. Если это соответствует действительности, подводная лодка «Акула » имеет все шансы остаться в строю до 2010 года. В дальнейшем возможно переоборудование части проекта 941 в транспортные атомные подводные лодки , предназначенные для перевозки грузов по трансполярным и кроссполярным маршрутам, кратчайшим путем, связывающим Европу, Северную Америку и другие страны. Встроенный вместо ракетного отсека грузовой отсек будет способен принимать до 10000 тонн груза.

самая большая подводная лодка в мире фото

атомная подводная лодка «Акула» на стоянке


на бочке

подводная лодка «Акула» в боевом походе

подводная лодка «Акула» в надводном положении

МОСКВА, 19 янв — РИА Новости. Самые мощные в мире тяжелые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения "Акула" рано отправлять на утилизацию: их можно модернизировать под новые баллистические либо крылатые ракеты, считают опрошенные РИА Новости в пятницу российские адмиралы.

Как сообщил РИА Новости ранее источник в судостроительной отрасли, две атомные подводные лодки проекта 941 (шифр "Акула") — "Архангельск" и "Северсталь" — будут утилизированы "Росатомом" после 2020 года. Дальнейшую их эксплуатацию сочли нерентабельной, из боевого состава ВМФ РФ уже вывели, сказал источник.

Модернизировать под "Булаву"

"Я могу только высказать свое личное сожаление. Эти подводные лодки — самые мощные в мире, самые высокотехнологичные по производству. Одна "Акула" несла 20 ракет с десятью боевыми блоками в каждой. Я на них выходил в море, будучи первым замом командующего Северным флотом. Они легки в управлении. Большего восторга я никогда не испытывал", — сказал бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов.

По его мнению, "по-варварски поступаем мы со своим детищем, отправляя "резать на иголки" "Акулы"". Российская кораблестроительная промышленность по экономическим причинам уже не в состоянии построить такую подводную лодку, полагает адмирал.

По его словам, эти атомные подводные крейсеры можно модернизировать под межконтинентальную баллистическую "Булаву" или под современные крылатые ракеты — по примеру американцев, модернизировавших подлодки "Огайо".

Комоедов подчеркнул, что "и утилизировать такую подводную лодку не так-то просто". "Я хотел бы выразить надежду на то, что решение об утилизации двух подводных крейсеров еще не принято, а если принято, то будет пересмотрено. Я бы даже разработал план модернизации", — заявил адмирал.

Он категорически не согласился с тем, что дальнейшая эксплуатация "Акул" нерентабельна: "Вообще, содержание боеспособных вооруженных сил — затратное дело. Но эти подводные лодки стоят затрат".

"Булава" в действии: как прошел пуск баллистической ракеты с подводного крейсера В акватории Баренцева моря прошел пуск межконтинентальной баллистической ракеты "Булава" с ракетного подводного крейсера "Юрий Долгорукий". Смотрите кадры учебно-боевой стрельбы.

Работа для "Звездочки"

Против разделки на металл "Архангельска" и "Северстали" высказался также бывший первый заместитель главнокомандующего ВМФ России адмирал Игорь Касатонов. Как вынужденный положительный момент он отметил, что "утилизация принесет деньги в бюджет и даст рабочие места".

Скорее всего, разделывать корпуса крейсеров будут на базе северодвинского Центра судоремонта "Звездочка", отметил собеседник агентства.

Уходящие гиганты

ТРПКСН проекта 941 — самые большие в мире атомные подводные лодки. Полное водоизмещение корабля — 49,8 тысячи тонн, длина — 172 метра, ширина — 23,3 метра. Всего было построено шесть крейсеров проекта. "Дмитрий Донской" — головной корабль в серии — заложен 30 июня 1976 года, принят в боевой состав Северного флота в 1981 году.

В 1996-1997 годах из-за нехватки средств три атомные подлодки проекта 941 (ТК-12, ТК-202 и ТК-13), отслужившие всего по 12-13 лет, вывели из боевого состава ВМФ России.

Крейсер ТК-208 "Дмитрий Донской" больше десяти лет проходил на "Севмаше" ремонт, модернизацию и переоборудование для испытаний ракетного комплекса "Булава". В настоящее время этот корабль проекта 941У остается последней "Акулой" в составе ВМФ России.

Самые известные военные корабли и подводные лодки России

/ "Юрий Долгорукий" – атомная подводная лодка с баллистическими ракетами нового поколения. Она является первой подлодкой, выпущенной Россией после Советской эпохи. Она была построена судостроительным заводом "Севмаш" в Северодвинске для ВМФ России. Закладка состоялась в 1996 году. Первые ходовые испытания судна состоялись летом 2009 года.


1 из 10

"Юрий Долгорукий" – атомная подводная лодка с баллистическими ракетами нового поколения. Она является первой подлодкой, выпущенной Россией после Советской эпохи. Она была построена судостроительным заводом "Севмаш" в Северодвинске для ВМФ России. Закладка состоялась в 1996 году. Первые ходовые испытания судна состоялись летом 2009 года.

/ Знаменитый крейсер "Аврора", который находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге, является объектом культурного наследия РФ. Крейсер первого ранга Балтийского флота знаменит своей ролью в Октябрьской революции 1917 года. Он был заложен в 1897 году на судостроительном заводе "Новое адмиралтейство" в Санкт-Петербурге. Крейсер был назван в честь парусного фрегата "Аврора", который прославился при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.


2 из 10

Знаменитый крейсер "Аврора", который находится на вечной стоянке у Петроградской набережной в Санкт-Петербурге, является объектом культурного наследия РФ. Крейсер первого ранга Балтийского флота знаменит своей ролью в Октябрьской революции 1917 года. Он был заложен в 1897 году на судостроительном заводе "Новое адмиралтейство" в Санкт-Петербурге. Крейсер был назван в честь парусного фрегата "Аврора", который прославился при обороне Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.

© Фото: Минобороны РФ Авианосец "Адмирал Кузнецов" является единственным в составе Военно-морского флота РФ в своем классе. Тяжелый авианесущий крейсер предназначен для уничтожения крупных надводных целей, обороны морских соединений от нападений вероятного противника. Построен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве в начале 80-х годов прошлого века. Крейсер был назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Прежние названия судна в порядке присвоения: "Советский Союз" (проект), "Рига" (закладка), "Леонид Брежнев" (спуск на воду), "Тбилиси" (испытания).


3 из 10

Авианосец "Адмирал Кузнецов" является единственным в составе Военно-морского флота РФ в своем классе. Тяжелый авианесущий крейсер предназначен для уничтожения крупных надводных целей, обороны морских соединений от нападений вероятного противника. Построен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве в начале 80-х годов прошлого века. Крейсер был назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Прежние названия судна в порядке присвоения: "Советский Союз" (проект), "Рига" (закладка), "Леонид Брежнев" (спуск на воду), "Тбилиси" (испытания).

/ Сторожевой корабль "Адмирал Григорович" был назван в честь адмирала Ивана Константиновича Григоровича, военно-морского министра России в 1911-1917 годах. Корабль был заложен в декабре 2010 года на стапеле судостроительного завода "Янтарь" в Калининграде и спущен на воду в марте 2014 года.


4 из 10

Сторожевой корабль "Адмирал Григорович" был назван в честь адмирала Ивана Константиновича Григоровича, военно-морского министра России в 1911-1917 годах. Корабль был заложен в декабре 2010 года на стапеле судостроительного завода "Янтарь" в Калининграде и спущен на воду в марте 2014 года.

/ "Игорь Белоусов" – спасательное судно, построенное для ВМФ России на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге. Корабль был спущен на воду в 2012 году. Судно предназначено для оказания помощи экипажам аварийных подводных лодок, лежащих на грунте или находящихся в надводном положении, подачи воздуха, электроэнергии и спасательных средств на подводные лодки и надводные корабли. Кроме того, судно может осуществлять поиск и обследовать аварийные объекты.


6 из 10

"Игорь Белоусов" – спасательное судно, построенное для ВМФ России на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге. Корабль был спущен на воду в 2012 году. Судно предназначено для оказания помощи экипажам аварийных подводных лодок, лежащих на грунте или находящихся в надводном положении, подачи воздуха, электроэнергии и спасательных средств на подводные лодки и надводные корабли. Кроме того, судно может осуществлять поиск и обследовать аварийные объекты.

/ Б-261 "Новороссийск" – дизель-электрическая подлодка проекта 636.3 "Варшавянка". Судно предназначено для борьбы с подводными лодками и кораблями противника, для обороны военно-морских баз, береговых и морских коммуникаций, разведывательной и патрульной деятельности на коммуникациях противника. Подводная лодка была заложена в августе 2010 года, спущена на воду в ноябре 2013 года, принята в состав флота в августе 2014 года.


7 из 10

Б-261 "Новороссийск" – дизель-электрическая подлодка проекта 636.3 "Варшавянка". Судно предназначено для борьбы с подводными лодками и кораблями противника, для обороны военно-морских баз, береговых и морских коммуникаций, разведывательной и патрульной деятельности на коммуникациях противника. Подводная лодка была заложена в августе 2010 года, спущена на воду в ноябре 2013 года, принята в состав флота в августе 2014 года.

/ ТК-208 "Дмитрий Донской" – это тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 "Акула", первый корабль в серии. Судно оснащено ракетным комплексом "Булава" с 6 гиперзвуковыми ядерными боеголовками. Лодка была заложена в июне 1976 года на "Севмашпредприятии", вступила в строй ВМФ в 1981 году, в 1982 году вошла в состав Северного флота. На сегодняшний день ТК-208 "Дмитрий Донской" является самой крупной подводной лодкой в мире.


8 из 10

ТК-208 "Дмитрий Донской" – это тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 "Акула", первый корабль в серии. Судно оснащено ракетным комплексом "Булава" с 6 гиперзвуковыми ядерными боеголовками. Лодка была заложена в июне 1976 года на "Севмашпредприятии", вступила в строй ВМФ в 1981 году, в 1982 году вошла в состав Северного флота. На сегодняшний день ТК-208 "Дмитрий Донской" является самой крупной подводной лодкой в мире.

/ "Петр Великий" – четвертый по счету и единственный находящийся в строю тяжелый атомный ракетный крейсер третьего поколения проекта 1144 "Орлан". Основное предназначение судна – уничтожение авианосных групп противника. Крейсер был заложен в 1986 году на стапеле Балтийского завода. Он был спущен на воду в 1989 году, а в 1988 году вступил в состав флота.


9 из 10

"Петр Великий" – четвертый по счету и единственный находящийся в строю тяжелый атомный ракетный крейсер третьего поколения проекта 1144 "Орлан". Основное предназначение судна – уничтожение авианосных групп противника. Крейсер был заложен в 1986 году на стапеле Балтийского завода. Он был спущен на воду в 1989 году, а в 1988 году вступил в состав флота.

© Фото: пресс-служба Северного флота РФ/Олег Кулешов К-560 "Северодвинск" – это российская многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами 4-го поколения, головной корабль проекта 885 "Ясень". Впервые в практике отечественного кораблестроения торпедные аппараты были расположены за отсеком центрального поста. Подлодка "Северодвинск" была заложена на оборонной судоверфи "Севмаш" в 1993 году. Судно было спущено на воду в 2010 году.


Статье требуется доработка наждачкой

Статье требуется доработка по причине: Карточка, вводный абзац, содержание, оформление .

История

Проект 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по классификации НАТО) - советские тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (ТРПКСН). Разработаны в одном из ведущих советских предприятий в области проектирования подводных лодок, в конструкторском бюро «Рубин», в городе Санкт-Петрбург. Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года. Атомные подводные лодки проекта 941 - самые большие в мире и до сих пор одни из самых мощных.
В декабре 1972 года, было выдано тактико-техническое задание, на проектирование, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.

ТК-208 является первой построенной подлодкой данного типа. Она была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года. Ее выход на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском корабля на воду, в носовой части было нанесено изображение акулы. Потом нашивки с акулой начали появляться и на форме экипажа. Хоть проект и был начат позже, чем американский проект, крейсер все равно вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было построено и спущено на воду 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был сделан.
Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС, сообщив: «Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент-I». Аналогичная система - «Тайфун» имеется и у нас». Брежнев не просто так назвал «Акулу» «Тайфуном», он сделал это, для того чтобы ввести противников по холодной войне в заблуждение.
Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16000 тонн.
27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты - выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.
В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён одновременный пуск 20 ракет Р-39.

Главный конструктор проекта Сергей Никитич Ковалев

Серге́й Ники́тич Ковалев (15 августа 1919, Петроград - 24 февраля 2011, Санкт-Петербург) - генеральный конструктор советских атомных подводных крейсеров стратегического назначения. Дважды Герой Социалистического Труда (1963, 1974), лауреат Ленинской премии (1965) и Государственной премии СССР, РФ (1978, 2007), кавалер четырёх орденов Ленина (1963, 1970, 1974, 1984), кавалер ордена Октябрьской Революции (1979), действительный член Российской академии наук (1991, АН СССР - с 1981), доктор технических наук.

Биография

Сергей Никитич Ковалёв родился 15 августа 1919 года в городе Петрограде.
В 1937-1942 годах обучался в Ленинградском кораблестроительном институте. Из-за Великой Отечественной Войны закончил обучение в Николаевском кораблестроительном институте.
В 1943 году, после того как закончил институт, был распределен на работу в Центральное конструкторское бюро № 18 (позже стало называться Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»). В 1948 году был переведен в СКБ-143 на должность помощника главного конструктора. C 1954 года становится главным конструктором парогазотурбинной лодки проекта 617.
С 1958 года является Главным (впоследствии Генеральным) конструктором атомных подводных лодок и подводных крейсеров стратегического назначения проектов 658, 658М, 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ и 941. На «Севмаше» только по проектам Ковалева, было построено 73 подводные лодки. В общей сложности по всем проектам Ковалева было построено 92 подводные лодки.
Сергей Никитич Ковалев умер в Санкт-Петербурге на 92-м году жизни.

Награды

Почетные звания

Ордена и медали

Премии

Конструкция

Энергетическая установка подводных лодок была выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в двух разных, укрепленных корпусах. Реакторы были оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения, а также для контроля состояния реакторов, подлодка была оснащена импульсной аппаратурой. Также при проектировании в ТТЗ был включен пункт об обеспечения безопасного радиуса, для этого были разработаны и проверены экспериментами в опытных отсеках методы расчёта динамической прочности сложных узлов корпуса (крепление модулей, всплывающих камер и контейнеров, межкорпусные связи).
Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально построен совершенно новый цех № 55, который стал самым большим крытым эллингом в мире. Корабли этого проекта обладают большим запасом плавучести - более 40 %. В полностью погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз», а в конкурирующем КБ «Малахит» - «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лед толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса.

Условия экипажа

На «Акулах» членам экипажа обеспечены не просто хорошие, а немыслимо хорошие для подводных лодок условия для проживания. За небывалый комфорт «Акул» прозвали «плавучей гостиницей», а моряки называют «Акулу» «плавучим Хилтоном». При проектировании подлодок проекта 941, по всей видимости, особенно не стремились к экономии веса и габаритов, и команда размещена в обшитых пластиком под дерево 2-местных, 4-местных и 6-местных каютах, с письменными столиками, книжными полками, шкафчиками для одежды, умывальниками и телевизорами.
На «Акуле» имеется и специальный комплекс для отдыха: спортивный зал со шведской стенкой, перекладиной, боксерской грушей, вело–тренажерами и гребными тренажерами, беговыми дорожками. Правда, кое-что из этого не работало уже с самого начала. Есть на нем и четыре душевые, а также целых девять гальюнов, что тоже весьма существенно. Обшитая дубовыми досками сауна, вообще говоря, была рассчитана на пять человек, но если постараться, то в ней могло разместиться и десять. А еще был на лодке небольшой бассейн: 4 метра в длину, два в ширину и два в глубину.

Представители

Название Заводской номер Закладка Спуск на воду Вступление в строй Текущий статус
ТК-208 «Дмитрий Донской» 711 17 июня 1976 23 сентября 1980 12 декабря 1981, 26 июля 2002 (после модернизации) Модернизирован по проекту 941УМ. Переоборудован под новую БРПЛ «Булава».
ТК-202 712 22 апреля 1978 (01 октября 1980) 23 сентября 1982 (24 июня 1982) 28 декабря 1983 В 2005 году разделан на металл при финансовой поддержке США.
ТК-12 «Симбирск» 713 19 апреля 1980 17 декабря 1983 26 декабря 1984, 15 января 1985(в состав СФ) В 1998 году исключён из состава ВМФ. 26 июля 2005 года доставлен в Северодвинск для утилизации в рамках российско-американской программы «Совместного уменьшения угрозы». Утилизирована
ТК-13 724 23 февраля 1982 (5 января 1984) 30 апреля 1985 26 декабря 1985 (30 декабря 1985) 15 июля 2007 американской стороной подписан контракт на утилизацию. 3 июля 2008 года в док-камере на «Звёздочке» была начата утилизация. В мае 2009 году разделан на металл. В августе 2009 года шестиотсечный блок с реакторами переведен из Северодвинска на Кольский полуостров в губу Сайда для долговременного хранения.
ТК-17 «Архангельск» 725 24 февраля 1985 август 1986 6 ноября 1987 Из-за отсутствия боекомплекта в 2006 году выведен в резерв. Решается вопрос об утилизации.
ТК-20 «Северсталь» 727 6 января 1987 июль 1988 4 сентября 1989 Из-за отсутствия боекомплекта в 2004 году выведен в резерв. Решается вопрос об утилизации.
ТК-210 728 - - - Не закладывался. Готовились корпусные конструкции. Разобраны в 1990 году.

ТК-208 «Дмитрий Донской»

ТК-208 «Дмитрий Донской» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула», вооруженный баллистическими ракетами, предназначен для нанесения ракетных ударов по стратегически важным военно-промышленным объектам противника. Модифицирован по проекту 941УМ. Оснащён ракетным комплексом «Булава» с 6 гиперзвуковыми ядерными боеголовками. «Дмитрий Донской» - самый быстрый из всех кораблей серии, он на два узла превысил предыдущий рекорд скорости проекта 941 «Акула»

История корабля

Дата Событие
16 марта 1976
25 июля 1977
29 декабря 1981
9 февраля 1982
Декабрь 1982 Переход из Северодвинска в Западную Лицу
1983-1984 Пробная эксплуатация ракетного комплекса Д-19 в состав которого входит Р-39 (советская твердотопливная баллистическая ракета подводных лодок)
3 декабря 1986 Занесена на Доску победителей социалистического соревнования передовых соединений, кораблей и частей Военно-Морского флота
18 января 1987 Занесена на Доску почета передовых частей и кораблей МО СССР
Август 1988 Испытание по программам «Грунт» и «Россыпь»
20 сентября 1989 Перешла в Северодвинск на «Севмашпредприятие» на капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941У
1991 Сворачивание работ по проекту 941У
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
1996 Возобновление работ по проекту 941УМ
1989-2002 Проведена модернизация по проекту 941УМ
7 октября 2002 Присвоено наименование «Дмитрий Донской»
26 июня 2002 Выход со стапелей
30 июня 2002 Начало швартовых испытаний
26 июля 2002 Повторно введена в состав Северного флота
2008 Проведен ремонт и модернизация на ОАО ПО «Севмаш»
Сентябрь 2013 Сообщалось о планах пусков МБР Р-39 «Булава» с «Дмитрия Донского» для подтверждения технических характеристик ракеты
9 июня 2014-19 июня 2014 Выход с территории ОАО ПО «Севмаш» в море
21 июля 2014 Вернулась на территорию Беломорской Военно-Морской базы после проведения государственных испытаний РПКСН 955 «Борей» и К-551 «Владимир Мономах»
30 Августа 2014 Вместе с ПЛАРК К-560 «Северодвинск» проекта 885 «Ясень» и МПК-7 «Онега» проекта 1124М «Альбатрос» вышел в Белое море

Технические характеристики

Технические характеристики ТК-208 «Дмитрий Донской»
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 27 узлов (50 км/ч)
Рабочая глубина погружения 320 метров
400 метров
Автономность плавания 120 суток
Экипаж 165 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 172 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка

2 турбины по 45000 л/с

Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ

Основное вооружение

ТК-202

ТК-202 - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Второй корабль из этой серии.

История корабля

Дата Событие
02 февраля 1977 Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота
25 июля 1977 Отнесена к подклассу тяжелого ракетного подводного крейсера стратегического назначения (ТРПКСН)
28 декабря 1983 Вступление в строй Военно-Морского флота СССР
18 января 1984 Включена в состав Северного флота
28 апреля 1986 Попадание в трал рыболовецкого судна
20 сентября 1989-1 октября 1994 Средний ремонт в городе Северодвинск на ФГУП «Звёздочка»
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
28 марта 1995 Выведена из боевого состава Военно-Морского флота и поставлен на отстой в губе Нерпичья, в городе Заозерск
2 августа 1999 Отбуксирована в город Северодвинск
1999-2003 Находилась в городе Северодвинске на ФГГП «Звездочка» в ожидании разделки на металл
2003-2005 Разделана на металл. Реакторные отсеки отбуксированы на отстой в губу Сайда

Технические характеристики

Технические характеристики ТК-202
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 25 узлов (46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения 400 метров
Предельная глубина погружения 480 метров
Автономность плавания 180 суток
Экипаж 160 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 172 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 150 МВт

2 гребных вала по 50 тыс лс на валу
4 паротурбинных АТГ по 3,2МВ
Резервные:
2 дизельгенератора ДГ-750 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ

Основное вооружение

ТК-12 «Симбирск»

ТК-12 «Симбирск» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Третий корабль из этой серии.

История корабля

Дата Событие
19 апреля 1980
21 мая 1981 Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота
17 декабря 1983 Спущена на воду
22-25 августа 1984 Первый выход в море в рамках заводских ходовых испытаний
13-22 ноября 1984 Государственные испытания с испытанием ракетного комплекса
27 декабря 1984 Вступление в строй Военно-Морского флота СССР
28-29 декабря 1984 Осуществила переход к месту постоянного базирования в губу Нерпичья (Западная Лица)
12-18 июня 1985 Перешла из губы Нерпичья в город Северодвинск на «Севмашпредприятие»
7 августа-3 сентября 1985
4-10 сентября 1985 Испытания отдельных функций навигационного комплекса в акватории Белого моря
21 сентября-9 октября 1985 Выполнена поход в высокоширотные районы
4-31 июля 1986 Проведен межпоходовый ремонт на «Севмашпредприятии»
1-18 августа 1986 Выполнила программу расширенных акустических испытаний
Август-сентябрь 1986 Первый из кораблей этого проекта совершил поход на Северный полюс
1987 Присвоено звание «Отличный корабль»
27 января 1990 Выведена в резерв 1-й категории для предстоящего ремонта
9 февраля 1990 Пришла в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» для проведения ремонта
10 апреля 1990 Выведена в резерв 2-й категории из-за проведения операции по перегрузке активных зон реактора
Ноябрь 1991
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
1996 Выведена в резерв. Поставлен на прикол в губе Непричья
2000 Исключена из состава Военно-Морского флота
Ноябрь 2001 Получила неофициальное название «Симбирск»
Июль 2005 Отбуксирована из пункта постоянного базирования в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» для утилизации в рамках российско-американской программы «Совместное уменьшение угрозы»
Июнь-апрель 2006 С борта корабля утилизировано отработавшее ядерное топливо
2006-2007 Разделана на металл. Реакторные отсеки были загерметизированы, спущен на воду и отбуксирован для длительного хранения в губу Сайда

Технические характеристики

Технические характеристики ТК-12 «Симбирск»
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 27 узлов (50 км/ч)
Рабочая глубина погружения 320 метров
Предельная глубина погружения 380 метров
Автономность плавания 120 суток
Экипаж 168 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 172 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт

2 турбины по 45 тысяч л.с.
2 гребных вала
4 АТГ по 3,2 МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800
2 дизеля М580

Основное вооружение

ТК-13

ТК-13 - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Четвертый корабль из этой серии.

История корабля

Дата Событие
23 февраля 1982 Заложена в цехе №55 «Севмашпредприятие» в городе Северодвинск как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН)
19 января 1983 Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота
30 апреля 1985 Спущена на воду
26 декабря 1985 Подписание приемного акта об вступлении подлодки в строй
15 февраля 1986 Включена в состав Северного флота с постоянным базированием в губе Непричья
Сентябрь 1987 Подлодку посетил Генеральный Секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев
1989 Завоеван приз ГК Военно-Морского флота по ракетной подготовке
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
1997 Выведена из боевого состава Военно-Морского флота
15 июня 2007 Подписан контракт на утилизацию

Технические характеристики

Технические характеристики ТК-13
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 27 узлов (50 км/ч)
Рабочая глубина погружения 320 метров
Предельная глубина погружения 400 метров
Автономность плавания 120 суток
Экипаж 165 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 172 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт

2 турбины по 45 тыс. л.с.
2 гребных вала
4 паротурбинных АЭУ по 3,2МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-850 (кВт)
Свинцово-кислотная АБ, изделие 144

Основное вооружение

ТК-17 «Архангельск»

ТК-17 «Архангельск» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Пятый корабль из этой серии.

История корабля

Дата Событие
9 августа 1983 Заложена в цехе №55 «Севмашпредприятие» в городе Северодвинск как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН)
3 марта 1984 Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота
12 декабря 1986 Спущена на воду
12 декабря 1987 Прибыла в постоянное место базирование в губу Нерпичья (Западная Лица)
19 февраля 1988 Включена в состав Северного флота
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
17 июня 2001 Убыла в город Северодвинск для ремонта
18 ноября 2002 Присвоено наименование «Архангельск»
2002 Окончен ремонт на «Севмашпредприятии»
15-16 февраля 2004 На подлодке в море вышел В. В. Путин с сопровождающими его лицами
26 января 2005 Выведена из состава сил постоянной готовности
Май 2013

Технические характеристики

Технические характеристики ТК-17 «Архангельск»
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 25 узлов (46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения 400 метров
Предельная глубина погружения 480 метров
Автономность плавания 120 суток
Экипаж 180 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 172 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт

2 турбины по 45 тысяч л.с.
2 гребных вала
4 АТГ по 3,2 МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800
2 дизеля М580
Свинцово-кислотная АБ изд. 440

Основное вооружение

ТК-20 «Северсталь»

ТК-20 «Северсталь» - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Шестой корабль из этой серии.

История корабля

Дата Событие
12 января 1985 Заложена в цехе №55 «Севмашпредприятие» в городе Северодвинск как тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН)
27 августа 1985 Зачислена в списки кораблей Военно-Морского флота
11 апреля 1989 Спущена на воду
19 декабря 1989 Подписан приемный акт о вступлении в строй
28 февраля 1990 Включена в состав Северного флота
Июнь 1990 Приняла участие в учениях по определению демаскирующих факторов
3 июня 1992 Отнесена к подклассу ТАПКСН
11 октября 1994 Убыла в город Северодвинск на «Севмашпредприятие» для проведения ремонта
3-4 декабря 1997 Заняла первое место на СФ по ракетной подготовке
1998 Заняла первое место на СФ по борьбе за живучесть
20 июня 2000 Приказом Главнокомандующего Военно-Морским флотом присвоено наименование «Северсталь»
2001 По итогам года была объявлена лучшей подлодкой Северного флота
29 апреля 2004 Выведена в резерв
2008 Находилась в резерве до принятия решения об утилизации или перевооружении
Май 2013 Принято решение об утилизации

Технические характеристики

Технические характеристики ТК-20 «Северсталь»
Надводная скорость плавания 12 узлов (22,2 км/ч)
Подводная скорость плавания 25 узлов (46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения 400 метров
Предельная глубина погружения 480 метров
Автономность плавания 180 суток
Экипаж 160 человек
Надводное водоизмещение 23200 тонн
Подводное водоизмещение 48000 тонн
Наибольшая длина 173,1 метра
Наибольшая ширина 23,3 метра
Высота 26 метров
Силовая установка 2 водо-водяных реактора ОК-650 по 190 МВт

2 турбины по 45 тысяч л.с.
2 гребных вала
4 АТГ по 3,2 МВт
Резервные:
2 дизельгенератора АСДГ-800
2 дизеля М580
Свинцово-кислотная АБ изд. 440

Основное вооружение

ТК-210

ТК-210 - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941 «Акула». Планировалась к закладке в 1986 году на Севмаше под заводским номером 728. Должна была стать седьмым кораблём в серии, однако из-за договора по ОСВ-1 строительство было отменено, а уже готовые корпусные конструкции были разобраны на металл в 1990 году.

Сравнительная оценка проекта 941 «Акула»

У Военно-Морского флота США на вооружении находится только одна серия стратегических лодок, которые относятся к третьему поколению - «Огайо». Всего подлодок типа «Огайо» было построено 18, из них 4 были переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк». Первые атомные подводные лодки этой серии вступали в строй одновременно с советскими «Акулами». За счёт заложенной в «Огайо» возможности последующей модернизации, в том числе и с шахтами, запасом места и со сменными стаканами, на них используется один тип баллистических ракет - Trident II D-5 вместо первоначальных Trident I С-4. По количеству ракет и их числу «Огайо» превосходят и советские «Акулы», и российские «Бореи».

«Огайо», в отличие от проекта 941 «Акула» предназначены для боевых дежурств в открытом океане в тёплых широтах, в том случае, когда «Акулы» часто дежурят в Арктике, находясь при этом на относительном мелководье шельфа и вдобавок под слоем льда, что оказывает существенное влияние на конструкцию лодок. В частности, для «Акул» забортная температура выше +10 °C может послужить причиной существенных механических проблем. У подводников Военно-Морского флота США плавание на мелководье под льдами Арктики считается очень рискованным.

Предшественники «Акул» - подводные лодки проектов 667А, 670, 675 и их модификации, из-за повышенной шумности были прозваны американскими военными «ревущими коровами», районы их боевых дежурств находились у берегов США - в зоне действия мощных противолодочных соединений, к тому же им приходилось преодолевать противолодочный рубеж НАТО между Гренландией, Исландией и Великобританией.
В СССР и России основную часть ядерной триады составляют наземные ракетные войска стратегического назначения.
После принятия в боевой состав Военно-Морского флота СССР подводных лодок стратегического назначения типа «Акула», США согласились с подписанием предложенного им договора ОСВ-2, также США выделили средства по программе «Совместного уменьшения угрозы» на утилизацию половины «Акул» с одновременным продлением срока службы их американских «ровесниц» до 2023-2026 годов.
3-4 декабря 1997 года в Баренцевом море при утилизации ракет по договору СНВ-1 методом отстрела с борта атомных подводных лодок «Акула» произошёл инцидент: в то время, как с борта российского судна за отстрелом наблюдала делегация США, многоцелевая атомная подводная лодка типа «Лос-Анджелес» совершала манёвры около атомной подводной лодкой «Акула», приближаясь на расстояние до 4 км. Лодка Военно-Морского флота США покинула район стрельб после предупредительного подрыва двух глубинных бомб.

Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по классификации НАТО) - самые большие в мире атомные подводные лодки. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург). Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года.

История

В начале 70-х годов в США (как писали западные СМИ, в ответ на создание в СССР комплекса Delta) началась реализация крупномасштабной программы «Трайдент», предусматривающей создание новой твердо-топливной ракеты с межконтинентальной (более 7000 км) дальностью, а также ПЛАРБ нового типа, способной нести 24 таких ракеты и обладающей повышенным уровнем скрытности.

Политическое руководство СССР потребовало от промышленности «адекватного ответа» на очередной американский вызов.

Строительство подводных крейсеров проекта 941 "Акула" (по международной классификации "Тайфун") явилось своего рода ответной мерой на строительство в США атомных подводных ракетоносцев типа "Огайо", вооруженных 24 межконтинентальными баллистическими ракетами. В СССР разработкой нового корабля начали заниматься позже американцев, поэтому проектирование и постройка шли практически параллельно.

"Перед конструкторами стояла непростая техническая задача - разместить на борту 24 ракеты весом почти 100 тонн каждая, - рассказывает генеральный конструктор проектов ЦКБ МТ "Рубин" С.Н. Ковалев. - После множества проработок ракеты решено было расположить между двумя прочными корпусами. Аналогов такому решению в мире нет". "Такую лодку мог построить только Севмаш", - говорит начальник управления Министерства обороны А.Ф. Шлемов. Строительство корабля велось в самом большом эллинге - цехе 55, которым руководил И.Л. Камай. Применяли принципиально новую технологию постройки - агрегатно-модульный метод, что позволило значительно сократить сроки. Сейчас этот метод применяется во всем, и подводном и надводном кораблестроении, но для того времени это был серьезный технологический прорыв.

В результате корабль построили в рекордно короткие сроки - за 5 лет. За этой маленькой цифрой огромный труд всего коллектива предприятия и его многочисленных контрагентов. "Строительство подводной лодки обеспечивало более тысячи предприятий всей страны, - вспоминает А.И. Макаренко, в то время главный инженер Севмашпредприятия. - Наша "Акула" была готова на год раньше американского "Огайо". Естественно, что правительство высоко оценило заслуги участников создания этого уникального корабля". Анатолий Иннокентьевич приказом министра судостроительной промышленности был назначен персонально ответственным за постройку. За создание АПЛ проекта 941 А.И. Макаренко и сборщику КСП А.Т. Максимову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ответственному сдатчику А.С. Белопольскому присуждена Ленинская премия, Н.Г. Орлову, В.А. Бородину, Л.А. Самойлову, С.В. Пантюшину, А.А. Фишеву - Государственная премия. 1219 работников предприятия награждены орденами и медалями. Среди отличившихся начальники цехов Г.А. Правилов, А.П. Моногаров, А.М. Будниченко, В.В. Скалобан, В.М. Рожков, главные специалисты М.И. Шепурев, Ф.Н. Шушарин, А.В. Рынкович.

В сентябре 1980 года непривычно большой подводный атомоход высотой с девятиэтажный дом и длиной почти в два футбольных поля впервые коснулся воды. Восторг, радость, усталость - участники того события испытывали разные чувства, но всех объединяло одно - гордость за большое общее дело. Швартовные и ходовые испытания были проведены в рекордно короткие сроки для АПЛ такого проекта. И в этом большая заслуга сдаточной команды, таких отличных специалистов, как Г.Д Павлюк, А.З. Элимелах, А.З. Райхлин, и личного состава корабля под командованием капитана I ранга А.В. Ольховикова. Несмотря на жесткие сроки строительства и испытаний новейшей АПЛ, возникали ситуации, когда от инженеров требовалась срочная разработка новых конструктивных решений. "Как известно, наружный корпус лодки покрыт толстым слоем резины, - продолжает Анатолий Иннокентьевич. - На "Акуле" каждый лист весил 100 килограммов, а общий вес наклеенной резины - 800 тонн. Когда первый раз лодка вышла в море, часть этого покрытия оторвалась. Пришлось быстро изобретать новые технологические приемы приклеивания".

Корабль принял на вооружение первый отечественный твердотопливный ракетный комплекс Д-19. На головном крейсере серии, получившем впоследствии название "Дмитрий Донской", было проведено большое количество пусков ракет. "Программа расширенного испытания ракетного вооружения была более чем насыщенной, вспоминает бывший командир БЧ-5 капитан I ранга В.В. Кисеев. Испытания проходили не только в Белом море, но и в районе Северного полюса. В период ракетных стрельб не было отказов в технике. Все было очень надежно".

Через десять лет эксплуатации самый большой в мире подводный атомоход был поднят на стапель для среднего ремонта. Это была сложная задача в части обеспечения радиационной и пожарной безопасности, так как на цеховых стапелях Севмаша до этого АПЛ не ремонтировали. После среднего ремонта и замены ряда комплексов в мае 2002 года "Дмитрий Донской" был выведен из цеха. Эта дата считается вторым рождением корабля. Стапельными работами и выводом корабля руководил заместитель начальника цеха М.А. Абижанов, а действиями сдаточной команды на корабле - механик Г.А. Лаптев. "Сейчас успешно проходят заводские ходовые испытания, государственные испытания различных комплексов вооружения. "Дмитрий Донской" уникален по маневренным характеристикам и управляемости, - с гордостью говорит командир АПЛ капитан I ранга А.Ю. Романов. - У этого заказа потрясающие боевые возможности. Это самый быстрый из всех кораблей серии, на два узла превысил предыдущий рекорд скорости проекта 941. Успешные испытания корабля во многом заслуга ответственного сдатчика Е.В. Слободяна, его заместителей А.В. Ларинского и В.А. Семушина и, естественно, экипажа АПЛ, специалистов своего дела командира боевой электромеханической части капитана II ранга А.В. Прокопенко, командира штурманской боевой части капитана-лейтенанта В.В. Санькова, командира боевой части связи капитана III ранга А.Р. Шувалова и многих других".

Корабль, как и человек, имеет свою судьбу. Этот крейсер гордо несет имя великого русского воина, князя Московского и Владимирского Дмитрия Донского. Как говорят сами подводники, их корабль надежный и счастливый. "Теперь судьба этого подводного атомохода ясна, - рассказывает С.Н. Ковалев. - Эта подводная лодка будет в течение долгого времени самым мощным кораблем Военно-морского флота. Сегодня хороший повод поздравить всех конструкторов, которые проектировали эту лодку, Севмаш, который ее строил, многие другие предприятия, которые участвовали в ее создании, и, естественно, Военно-морской флот с юбилеем замечательного корабля".

Современный статус

По состоянию на 2007 год один корабль проекта 941 (ТК-202) утилизирован. ТК-12 «Симбирск» и ТК-13 выведены из боевого состава российского флота и находятся на утилизации.
В связи с хроническим отсутствием финансирования, в 1990-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако, с появлением финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины оставшиеся корабли (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») прошли поддерживающий ремонт в 1999-2002 годах. ТК-208 «Дмитрий Донской» прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ в 1990-2002 годах и с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ «Булава». При испытании «Булавы» было принято решение отказаться от ранее используемой процедуры испытаний:
броски с погружаемого стенда в Балаклаве,
броски со специально переоборудованной опытной подводной лодки,
на следующем этапе - серия пусков с наземного стенда,
только после успешных пусков с наземного стенда ракета допускалась до летных испытаний с подводной лодки - ее штатного носителя.

Для бросковых и пусковых испытаний использовался модернизированный ТК-208 «Дмитрий Донской». Генеральный конструктор С. Н. Ковалёв так объясняет принятое решение:
Сегодня Балаклавы у нас уже нет. Опытную подводную лодку строить дорого. Наземный стенд под Северодвинском не в лучшем состоянии. И под новый ракетный комплекс его надо приспосабливать, отстраивать заново. Поэтому с нашей подачи было принято довольно смелое – с точки зрения конструкторов – оправданное решение: все испытания баллистической ракеты (БР) «Булава» проводить с переоборудованной головной подводной лодки проекта 941У «Тайфун».

18-я дивизия подводных лодок, в которую входили все «Акулы», была сокращена. По состоянию на февраль 2008 года в её состав входили, находящиеся в резерве после выработки рабочего ресурса ракет «главного калибра», ТК-17 «Архангельск» (последнее боевое дежурство - с октября 2004 года по январь 2005 года) и ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство - 2002 год), а также переоборудованный для испытательных целей ТК-208 «Дмитрий Донской». ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» более трёх лет находились в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новые БРПЛ, пока в августе 2007 года главком ВМФ адмирал флота В. В. Масорин не сообщил, что до 2015 года не предусматривается модернизация АПЛ «Акула» под ракетный комплекс «Булава-М».

7 мая 2010 года главнокомандующий ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что две атомные подлодки проекта «Акула» будут находиться в составе российского военно-морского флота до 2019 года в боевом состоянии. В то же время пока еще не принято решение о судьбе подводных лодок, в частности, не решен вопрос о сроках возможной модернизации. Однако модернизационные возможности у подводных лодок этого типа очень большие - отметил Высоцкий.

Ловля