Рим площадь цветов на карте. Кампо де Фьори – рыночная площадь в Риме

Старейший рынок Рима находится на Кампо деи Фьори. Многих вводит в заблуждение его название - Кампо деи Фьори в буквальном переводе означает «поле цветов», но это всё-таки не цветочный рынок. Здесь вы найдете лучшую рыбу в городе, свежие овощи, красиво сложенные фрукты, специи, а также посуду, скатерти и игрушки.

История возникновения

Fiori в переводе с итальянского означает понижение. Примерно 1400 лет назад на этой площади не было овощей и цветочных садов, а название она получила в честь подруги одного из известных политиков древности - Флоры. В 1456 году Папа Каристус Третий позаботился об облагораживании этого района и, площадь облицевали квадратной плиткой. Потом её застроили величественными зданиями, взять, к примеру, Палаццо Орсини. После этого площадь стала местом сбора для влиятельных и знатных особ и послов. А Кампо деи Фиори является старейшим римским рынком. Он не менял места дислокации последние 140 лет. До того продовольственный рынок существовал на Пьяцца Навона (начиная с 1478 года), а на Кампо деи Фиори его перенесли в 1869 году. С тех пор здесь стали торговать по утрам.

Архитектура

Для многих занятых людей Кампо деи Фьори в Риме будет самой настоящей находкой. На местных прилавках совсем не редкость предварительно вымытые листья салата, маленькие моркови или замороженный шпинат. Но выбирать такой товар следует очень тщательно, есть риск купить не совсем свежие продукты. Но, тем не менее, итальянские поставщики овощей и фруктов рады делать грязную работу за дополнительную плату. А люди с удовольствием покупают мытую зелень, лук, овощные смеси. Изысканно украшенные стенды с овощами зазывают покупателей круглый год. На них, как правило, много салата, виды которого меняются в зависимости от сезона. Тыкву продают уже нарезанную в форме больших клиньев, потому вы можете купить столько, сколько вам нужно. Бобы лежат очищенные от кожуры, зеленая фасоль уже обрезана, запакована в мешки и готова для приготовления на пару. Даже дикий цикорий аккуратно подстрижен и избавлен от грязных корней, так что все, что нужно сделать, это просто промыть его перед приготовлением. Каждое утро вы можете видеть мужчин и женщин, которые занимаются чисткой и нарезкой овощей, демонстрируя при этом своё мастерство. Это стандартная картина Кампо деи Фьори. Но помимо овощных лавок здесь есть многочисленные бары и рестораны.

Окрестности

Недалеко от рынка вы увидите Папскую Канцелярию - красивый дворец эпохи Ренессанса. Его построили в период между 1489-м и 1513-м годом для кардинала Рафаэля Риарио. Ходили слухи, что средства он нашёл за одну ночь, став победителем в азартных играх. Процессом руководил неизвестный архитектор, хотя здание приписывают Браманте и Андреа Брегнo. В 1517 году дворцом завладел папа Лев Десятый. Во времена Римской Республики в здании проходили заседания парламента. Кстати, во дворце есть очень красивая гравюра восемнадцатого века Джузеппе Вази, на которую непременно стоит посмотреть.

Туристу на заметку

Площадь с гостиницами, ресторанами, лавочками ремесленников стала коммерческим и культурным центром Рима. Собираясь на рынок Кампо деи Фьори, следует помнить, что работает он только в утреннюю пору во все дни кроме воскресенья. Красочные продукты находятся буквально везде, и трудно удержаться, чтобы не сфотографировать это буйство красок. Здесь их вместе с различными сувенирами можно приобрести гораздо дешевле, чем в других местах Рима. Но в такой суматохе стоит не забывать и о безопасности личных вещей- не редки случаи мелкого воровства.

Кампо-де-Фьори – это старинная рыночная площадь, расположенная в центре Рима к югу от Пьяццо Навона. В переводе Кампо-де-Фьори означает Поле цветов и название это говорит о том, что в средние века на этом месте находилась цветочная поляна.

Как добраться до Кампо-де-Фьори

Метро – станции Piazza di Spagna линии А, затем пешком не менее 15 минут или на автобусе:

  • Дойти до улицы via Del Corso в направлении площади Пополо, сесть на автобус маршрута № 117 и проехав 6 остановок в направлении площади Сан Джованни ин Латерано, сойти на остановке Корсо-Витторио-Эмануэле - Церковь Святого Андрея делла Валле

О площади Кампо-де-Фьори

В столице Италии очень много красивых площадей и если Капитолий – это центр классического Рима, пьяццо Сан Пьетро – сердце христианского Рима, а площадь Испании является центром притяжения туристов, то на Кампо-де-Фьори Вы почувствуете настоящую римскую жизнь.

Campo dei Fiori - это место встреч, где обсуждается дальнейшая программа отдыха, здесь расположен паб The Drunken Ship, обожаемый многими туристами.

На площади собираются те, кто не хочет расставаться, а все питейные заведения уже закрылись. В результате к утру все близлежащие улицы оказываются заставленными бутылками, а в дни футбольных матчей – еще и осколками стекла.

С наступлением утра тусовщики расходятся по домам и наступает очередь рыночных торговцев. С 6 утра они раскладывают на прилавках свои заманчивые продукты – фрукты и овощи, сыр и хлеб, пасту и рыбу, качество которых отменное и местные жители, а также владельцы ресторанов торгуются и выбирают нужную снедь. Рынок сюда перевели с площади Навона в 1869 году. Следует учесть, что он работает с понедельника по субботу.

А когда наступает час дня и от этой пестрой толпы остается в углу лишь один цветочник, то в центре площади можно наконец-то увидеть памятник Джордано Бруно, установленный в 1888 году. Рядом с постаментом рассаживаются туристы и студенты, угощаясь пиццей и запивая еду водой из фонтана. И никто из них не задумывается над тем, что на этом месте сожгли многих еретиков, в том числе в 1600 году и Бруно.

А лучшим местом отдыха в обеденное время будет кафе La Vineria Reggio, расположенное на углу улицы Бауллари. Здесь Вы сможете занять столик на улице и разглядывать прохожих и своих соседей. А вот вечером для ужина надо выбирать место более разборчиво и самым достойный ресторан здесь - La Carbonara. А чтобы поесть быстро и дешевле, можно заглянуть в соседнее кафе Ditirambo и Da Sergio.

Площадь окружена дворцами эпохи Возрождения – Канчеллерия - Palazzo Cancelleria, Спада - Pallazo Spada и Фарнезе - Palazzo Fornese.

От дворца Канчеллерия начинается улица Пеллегрино, то есть улица паломников, на которой расположены рестораны, книжные магазины и дизайнерские лавки. Эта улица была проложена и названа Сикстом IV в 1475 году, когда праздновался юбилей католической церкви в Риме и ожидалось большое число паломников.

С другой стороны дворец выходит на проспект Витторио Эмануэле, начинающийся от площади Арджентина и идущий к реке.

Дворец Канчеллерия на площади Кампо-де-Фьори

Дворец Канчеллерия - Palazzo della Cancelleria расположен в дальнем западном углу площади. Племянник Папы IV Рафаэле Риарно построил его на деньги, выигранные за одну ночь в карты. Правда, и расстаться с собственностью пришлось тоже очень быстро – папа Лев X конфисковал строение и превратил его в канцелярию, когда был раскрыт заговор с участием Риардо против Медичи. Отсюда и появилось название дворца - Канчеллерия.

Позже при французах в 1798 – 1999 годах в здании размещалась штаб-квартира Трибуна Римской империи, в 1810 году палаццо был отдан под наполеоновский двор, а с 1848 в нем заседал римский парламент.

Площадь Кампо-де-Фьори обладает удивительной притягательной силой, здесь всем будет интересно и сюда стоит зайти, прогуливаясь по Риму.

Отличная возможность увидеть, чем живет центр Рима и его местные жители – прогуляться по городскому рынку. С понедельника по субботу, до часа дня, особенно шумно и красочно становится на площади Кампо деи Фиори. С раннего утра здесь начинают раздаваться бойкие выкрики торговцев, слышен рокот мопедов, звон бутылок и шарканье деревянными ящиками. На прилавках, плотно обступивших статую Джордано Бруно (отважного монаха, философа и поэта, сожженного здесь на костре Римской инквизицией в 1600 году), разложена разнообразнейшая снедь: нежные персики, пучки молодой спаржи, мешочки с сушеными травами, бутылки оливкового масла и баночки песто, коробки пасты и пластиковые стаканчики с нарезанными фруктами.

Веселые торговцы перекидываются шутками и предлагают отведать кусочек сыра или виноград, а один из них вытворяет что-то невероятное с помощью обычного ножа для чистки овощей, вырезая спирали из картофеля и цуккини под названием “Ожерелье для вашей синьоры”. В полдень утренние звуки сменяет чирканье метлы, шум опрокидывающихся мусорных баков и характерный писк уборочной техники. Площадь готовится к своему вечернему амплуа веселого пивного бара под открытым небом. Перекатистый говор сотен посетителей кафе будет звучать до глубокой ночи, и сквозь него иногда нет-нет и прорвется громкий смех самых неудержимых весельчаков.

ПЛОЩАДЬ НАВОНА (PIAZZA NAVONA)

Площадь Навона, жемчужина римского барокко, украшает центр Рима. Посередине площади возвышается знаменитый фонтан Четырех рек работы Бернини (1648-1651 гг.), украшенный аллегорическими скульптурами Дуная, Ганга, Нила и Ла-Платы, которые символизируют, соответственно, Европу, Азию, Африку и Америку. В центре фонтана установлен египетский обелиск с иероглифами из цирка Максенция, его высота составляет 16,53 метра. В южной части площади находится фонтан Мавра работы Бернини (1654 г), а в северной – фонтан Нептуна, который строился и перестраивался почти сто лет, пока не стал соответствовать стилистике площади. В его возведении участвовали такие мастера, как Делла Порта, Бернини и Бита, изваявший статую Нептуна в 1878 г.

На площади Навона с ее великолепными барочными palazzo и потрясающими воображение фонтанами, уличными кафе и торговыми лавками, всегда кипит жизнь. В выходные и по вечерам на площади особенно весело и многолюдно — мимы, уличные артисты всех видов и мастей, художники с мольбертами и готовыми картинами, бесчисленное множество туристов..

ПАНТЕОН (PANTHEON)

ФОНТАН ТРЕВИ (FONTANA DI TREVI)

Этот фонтан занимает практически всю площадь и считается одним из самых знаменитых фонтанов в мире. Само название фонтана обозначает tre vie – “три дороги“, – которые сходятся в этом месте. Выше огромной лестницы на раковине-повозке, запряженной морскими лошадьми, которыми управляют два тритона, стоит Океан, а в нишах статуи Благосостояния и Целебности, чьи дары несет нам вода. Кстати, эта вода, питающая фонтан Треви, идет из источника aqua virgo – подземного акведука, который был построен еще в I веке до н.э. Фонтан примыкает к фасаду Палаццо Поли (Palazzo Poli), второй этаж которого в 1830-х годах снимала княгиня Волконская. В фильме Феллини «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita) есть незабываемая сцена, в которой Анита Экберг в облегающем черном платье купается в фонтане Треви и несравненный Марчелло Мастрояни выводит ее из вод фонтана.

Существует поверье, согласно которому монета, брошенная в фонтан правой рукой через левое плечо, обеспечивает непременное возвращение в Вечный город. Так, за день в фонтан Треви кидают монет на сумму около 3000 евро, которые потом собирают и передают в католический благотворительный фонд Caritas. В течение дня возле фонтана очень многолюдно, поэтому советуем приходить сюда ближе к вечеру или рано утром.

ПЛОЩАДЬ ИСПАНИИ (PIAZZA DI SPAGNA)

Следующим пунктом в маршруте значится престижный район площади Испании (Piazza di Spagna) и так называемая Испанская лестница (Scalinata della Trinita dei Monti), состоящая из 138 ступений, ведущих к церкви Тринита деи Монти (Chiesa della Trinita dei Monti). Весной лестницу украшают цветущие азалии, а летом здесь проходит праздник высокой моды: по ступням дефилируют длинноногие красавицы-манекенщицы, демонстрируя наряды от знаменитых кутюрье. Зимой внимание туристов привлекают рождественские «вертепы» — сцены и композиции, изображающие Святое семейство. И в любое время года с верхней террасы Испанской лестницы открывается великолепный вид, который особенно хорош в лучах заката. Отсюда видна вся Виа Кондотти (Via Condotti), изысканная улица бутиков и дорогих ресторанов. На площади, у подножия лестницы, расположен фонтан «Баркачча» (La Barcaccia, Лодка, 1629). Его создал Пьетро Бернини, отец знаменитого Джан-Лоренцо Бернини, сумевший задействовать небольшую скорость струящейся воды и сконструировать подобие полузатопленной лодки.

Район площади Испании по праву считается центром римского шоппинга. Именно здесь расположены бутики большинства самых известных итальянских и европейских дизайнерских марок. Кроме магазинов известных брендов, здесь можно обнаружить и множество маленьких магазинчиков, напичканных разными интересными вещами.

Кстати, в самом начале главной шоппинг улицы виа Кондотти находится легендарное римское кафе — CaffeGreco (Via Condotti, 86, www.anticocaffegreco.eu), основанное в далеком 1760 году. Кафе невероятно гордится бывавшими в нем клиентами: за его столиками в разное время сидели Казанова, Гете, Байрон, Стендаль, Лист, Вагнер, Бодлер и много других известных личностей. С 1838 по 1842 гг. почти ежедневно поздним утром за чашечкой кофе здесь можно было встретить Гоголя и, возможно, некоторые главы Мертвых душ родились прямо за столиком, который ниже его портрета. Внутри кафе роскошный интерьер и уникальные автографы на стенах. Среди 300 подлинных картин и портретов, которые украшают стены кафетерия, в правом зале Омнибус — овальный медальон с портретом Николая Васильевича. К сожалению, сегодня в CaffeGreco за чашку довольно заурядного по римским меркам эспрессо попросят 4,70 евро, и, есть вероятность, что эту чашку придется еще и подождать. Такова «расплата» за легендарность места и компанию исторических персон.

Пантеон, Кампо деи Фьори, Гетто, пьяцца Навона

Продолжаем исследовать исторический центр Рима. Центральный объект этой экскурсии – Пантеон (Pantheon), одна из самых главных достопримечательностей Вечного города. Но «Пантеоном единым» мы не ограничимся. Нас ждет пьяцца Навона (piazza Navona) и ее знаменитые фонтаны – удивительное место, где, как кажется, проблем и забот этого мира просто не существует, а есть только легкость и спокойствие, легкомысленное наслаждение жизнью во всем ее великолепии. А кроме этого, многочисленные церкви, дворцы и другие объекты, расположенные в этом районе.

Центр Рима – это один большой памятник античных времен. Но все памятники той эпохи, в той или иной степени, представляют собой руины. Пантеон же – единственный памятник такого масштаба, сохранившийся до наших дней нетронутым.

Первый храм на том месте, где находится Пантеон, был построен в 27 году до н. э. на средства Марка Випсания Агриппы – знаменитого полководца и друга императора Октавиана Августа. Сам Агриппа хотел назвать храм в честь императора, однако тот, стремясь подчеркнуть определенную демократичность своего правления, не разрешил. После этого храм и получил название Пантеон, слово это – греческого происхождения и означает «храм всех богов». По этому поводу историк Дион Кассий писал: «Называется этот храм так, быть может, благодаря изображениям многих богов на пьедесталах статуй Марса и Венеры. Я же думаю, что храм имеет вид фолоса (греческого купольного погребального храма. – Авт.), напоминающего небо».

В 80-х годах н. э. Пантеон сильно пострадал во время пожара, затем – и от удара молнии. Храм находился в плачевном состоянии. При Домициане он был частично восстановлен, в 118–128 годах – во времена правления императора Адриана – полностью перестроен. Кто был автором проекта Пантеона – достоверно неизвестно. Многие исследователи склоняются к мысли, что Пантеон – творение известного скульптора Аполлодора Дамасского, а некоторые историки, ссылаясь на античных авторов, самого императора Адриана, который, как известно, очень интересовался архитектурой. Правда, последняя версия все же кажется маловероятной.

В отличие от большинства своих «коллег»-императоров, нередко писавших свое имя на чужих зданиях, Адриан не стремился к подобного рода сомнительной славе. На фасаде нового Пантеона он приказал восстановить старую надпись: «Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз, соорудил».

В архитектурном плане Пантеон представляет собой круглое сооружение, увенчанное куполом. Купол снаружи кажется плоским, а внутри занимает почти половину высоты храма, он поднимается над ротондой на 22 м, так что высота здания почти равна внутреннему диаметру ротонды и достигает 42 м. Купол и ротонда, безусловно, относятся к шедеврам античной строительной техники: массивная конструкция выполнена из монолитного бетона, и только нижняя зона купола армирована кирпичными арками. В зависимости от высоты купола варьировался состав бетона: в нижних зонах наполнителем служила твердая травертиновая крошка, в верхних – крошка туфа и легкой пемзы. Просторный портик Пантеона (его ширина – 30 м, глубина – 14 м) поддерживают 16 коринфских колонн, поставленных в два ряда, сделанных из монолитного египетского гранита и греческого мрамора.

Роскошно выглядел и интерьер Пантеона. В стенах, покрытых мраморной облицовкой, были сделаны ниши для статуй. Пол Пантеона вымощен плитами из мрамора, порфира и гранита. Окон в здании нет, и при этом оно обладает настолько хорошей естественной вентиляцией, что даже после очень сильного дождя в нем абсолютно не ощущается сырости.

«Пантеон имеет одно большое преимущество: достаточно двух мгновений для того, чтобы проникнуться его красотой. Вы останавливаетесь перед портиком, делаете несколько шагов, видите храм – и все кончено. Иностранцу довольно только что мною сказанного: ему не нужно других объяснений. Он будет восхищен соразмерно степени художественного чувства, какою одарило его небо. Мне кажется, никогда еще я не встречал человека, который бы не испытал хоть какого-нибудь волнения при виде Пантеона».

Стендаль

В начале III века, при Септимии Севере и Каракалле, Пантеон был частично отреставрирован, о чем гласит вторая, более мелкая надпись. Что ждало Пантеон в дальнейшем? Судьба античных зданий обычно развивалась следующим образом: либо они разрушались варварами и прочими племенами, либо позже просто-напросто разбирались на строительные материалы или же просто, без должного ухода, разрушались от времени. Пантеон – счастливое исключение. Он уцелел во времена упадка империи, а в начале Средневековья, в 609 году, был превращен в христианскую церковь Санта-Мария ад Мартирес (Santa-Maria ad Martyres). Особое значение для всех итальянцев Пантеон приобрел в 1520 году, когда в нем был похоронен великий Рафаэль. Впоследствии в Пантеоне были погребены и другие известные люди, в частности короли Италии Виктор Эммануил II и Умберто I.

В отличие от многих других исторических объектов Рима, вход в Пантеон бесплатный. Он открыт с 8.30 до 19.30 с понедельника по субботу и с 9.00 до 18.00 в воскресенье. Закрыт Пантеон 1 января и 1 мая.

С другой стороны пьяцца делла Ротонда (piazza della Rotonda), на которой находится вход в Пантеон, расположена церковь делла Маддалена (Chiesa della Maddalena). Она была построена в XV веке, в XVII – серьезно реконструирована. Особенность этой церкви – богатый интерьер в стиле рококо, что совсем не характерно для римских церквей.

Осмотрев церковь делла Маддалена, пойдем дальше по виа делле Ротонда (via delle Rotonda), повернем налево на виа делле Коппелле (via delle Coppelle) и дойдем до небольшой площади пьяцца ди Сант-Агостино (piazza di Sant’Agostino). Здесь находится церковь ди Сант-Агостино (Chiesa di Sant’Agostino) – одна из старейших римских церквей эпохи Ренессанса. Она была построена в конце XV столетия, в XVII столетии храм подвергся серьезной перестройке. Главное достояние церкви ди Сант-Агостино – уникальные фрески выдающихся мастеров живописи. Прямо возле входа находится фреска Джакобо Сансовино «Мадонна дель Порто» (она особо почитаема теми, кто мечтает иметь ребенка). Напротив третьей колонны слева находится творение Рафаэля «Пророк Исайя» и еще одна картина Сансовино «Мадонна с младенцем и святая Анна». И наконец, в левом нефе можно увидеть шедевр Караваджо – «Мадонна ди Лорето» (начало XVII столетия).

Пантеон. Могила короля Умберто I

Дальнейший наш путь лежит на виа Корсо дель Ринашименто (Corso del Rinascimento) – улицу, на которой (или рядом с ней) находится целый ряд интереснейших достопримечательностей итальянской столицы. Одна из них – церковь Сан-Луиджи деи Франчези (Chiesa di San Luigi dei Francesi). Эта французская церковь (что ясно из ее названия) была построена в 1510-х годах. Церковь Сан-Луиджи деи Франчези – еще одно место в Риме, где можно увидеть работы гениального Караваджо.

Его фрески, находящиеся в пятой капелле слева, посвящены апостолу Матфею – «Призвание святого Матфея», «Апостол Матфей и ангел» и др.

Рядом с церковью Сан-Луиджи деи Франчези находится Палаццо Мадама (Palazzo Madama) – дворец, в котором сейчас находится резиденция итальянского сената (главный фасад здания выходит на виа Корсо дель Ринашименто). Этот дворец был построен в XVI веке Екатериной Медичи. Позже он стал собственностью Маргариты Австрийской, незаконнорожденной дочери императора Карла V (она была известна также под именем Мадама).

Церковь ди Сант-Агостино

В XVII столетии дворец был реконструирован и расширен, после чего в нем поселился Великий герцог тосканский Фердинанд. А с 1871 года дворец стал местом заседаний итальянского сената. Осмотреть Палаццо Мадама изнутри можно только в составе организованных экскурсий, проводящихся в первую субботу каждого месяца с 10 до 18 часов. Вход свободный, информация по тел.: 06 670 61, или на сайте www.senato.it .

Следующий дворец, расположенный в этом районе, – Палаццо делла Сапиенца (Palazzo della Sapienza) . В этом здании, построенном в 1570-х годах по проекту архитектора Джакомо делла Порта, до 1935 года располагался Римский университет, а сейчас находится Государственный архив Италии. Пройдем дальше по Корсо дель Ринашименто, практически до пересечения с Корсо Витторио Эммануэле II (Corso Vittorio Emanuele II), и выйдем к еще одному дворцу – творению архитектора Бальдасара Перуции Палаццо Массимо алле Колонне (Palazzo Massimo alle Colonne). В 1530-х годах на месте широкой Корсо Витторио Эммануэле II проходила узкая и извилистая улочка виа Папале, так что архитектору пришлось вписывать дворец в участок неправильной формы. С чем он блестяще и справился, для чего ему пришлось пойти на неординарное решение – скруглить фасад, повторяющий изгиб улицы.

Рафаэль . «Пророк Исайя»

Дальнейший наш маршрут несколько отличается от традиционных экскурсионных маршрутов Вечного города. От Палаццо Массимо алле Колонне мы предлагаем вам повернуть не налево, в сторону пьяцца Навона (на которую мы еще обязательно придем), а направо, в сторону виа ди Торре Арджентина (via di Torre Argentina) и дойти до виа Арнеула (via Arneula). Здесь начинается Гетто (Ghetto) – старинный район, где с середины XVI века живет еврейская община города.

Палаццо Мадама

Евреи появились в Италии очень давно, еще во II веке до н. э. Надо сказать, что до XIII столетия их положение было вполне приемлемым. Во времена Империи иудаизм был популярен в Риме, причем не только среди евреев, его принимали многие жители города, в том числе и представители знатных семейств. Ситуация несколько ухудшилась в 1215 году, когда IV Латеранский собор католической церкви принял по инициативе папы Иннокентия III антиеврейское законодательство. Правда, в самой столице Папского государства это законодательство выполнялось гораздо менее строго, чем в других местах.

Слово «гетто» как обозначение замкнутого квартала, где проживает еврейское население, появилось в Италии, а именно в Венеции. В 1516 году участок земли был окружен стеной и объявлен единственной частью города, где разрешалось жить евреям. Находился он вблизи пушечной мастерской, по-итальянски ghetta, отчего и получил свое название.

Такая ситуация сохранялась до середины XVI века. В 1555 году на престол взошел папа Павел IV, питавший особенную ненависть к евреям. В том же году он издал буллу о выселении евреев в специальный квартал, о запрете евреям владеть землей, торговать зерном, а христианам лечиться у еврейских врачей. Участок для гетто был выбран на левом берегу – место постоянно затоплялось, сырость делала его нездоровым. 26 июля 1555 года все евреи Рима были переселены в гетто. Два месяца спустя гетто обнесли стеной (причем евреев заставили оплатить ее строительство). Всю недвижимость, находящуюся за пределами гетто, евреи были вынуждены продать.

13 октября 1870 года, вскоре после объединения Италии в единое государство, королевским декретом были полностью упразднены ограничения по религиозному признаку, и римские евреи стали равноправными итальянскими гражданами. После прихода к власти Муссолини их положение фактически не ухудшилось, но после того как в середине 1943 года в Рим вошли немецкие войска, ситуация резко изменилась.

В 1943 году командующий войсками СС в Риме X. Капплер потребовал от еврейской общины предоставить 50 килограммов золота. В противном случае он угрожал расстрелять двести человек, четверых за каждый не сданный килограмм. Собрать такое количество драгоценного металла за короткий срок жители общины не смогли. Однако к ним пришли на помощь, причем с той стороны, откуда ее меньше всего ждали. Папа Пий XII (он хоть и отказывался публично осудить преследования евреев, но при этом распорядился предоставлять им убежище в монастырях) передал главному раввину Рима 15 недостающих килограммов золота. Правда, переданное золото не спасло евреев Рима от дальнейших преследований.

Сейчас Гетто – это тихий, спокойный район. Главная синагога Рима «Новый храм», находящаяся недалеко от набережной Лунготевере деи Ченчи (Lungotevere dei Cenci), была построена в 1904 году на месте сгоревшего здания, под одной крышей которого размещались пять синагог. Под зданием синагоги находится Еврейский музей, экспозиция которого занимает более 600 м 2 . Посетить его (билет также дает право и на экскурсию по синагоге) можно в понедельник – четверг с 9.00 до 19.00, пятницу – с 9.00 до 14.00 и в воскресенье – с 9.00 до 12.30.

В Гетто, собственно говоря, нет каких-либо выдающихся достопримечательностей, памятников архитектуры. Прогулка по этому району – это, скорее, знакомство с обычной жизнью Рима, далекой от туристической толкотни. Здесь вас окружают не столько памятники прошлого, а какой-то свой, присущий только этому месту дух. А чтобы впечатление было полным, советуем вам посетить один из кошерных ресторанов или кафе, которых в этом районе великое множество.

Погуляв по Гетто, вернемся в район Корсо ди Ринашименто и пьяцца Навона. Однако сделаем мы это другим путем – нас ждут одна из самых живописных площадей Рима Кампо деи Фьори (Campo dei Fiori) и несколько старинных дворцов. Кампо деи Фьори (дойти до нее от виа Арнеула можно свернув налево на виа Гьюббонари (via Giubbonari)) – это своего рода квинтэссенция римского колорита. С понедельника по субботу, с семи часов утра здесь наступает царство торговли, ведь Кампо деи Фьори – это один самых популярных римских рынков. «Поле цветов» – так переводится название этой площади. И действительно, в прошлом здесь расстилались роскошные цветочные поля. Правда, затем, когда этот район уже стал застраиваться и осваиваться, Кампо деи Фьори приобрела мрачную славу места публичных казней. Несколько столетий здесь пылали костры инквизиции. Здесь, на Кампо деи Фьори, в 1600 году был казнен Джордано Бруно, об этом печальном событии напоминает памятник, установленный на площади.

Кампо деи Фьори

Палаццо делла Канчеллериа (Palazzo della Cancelleria) – впечатляющее здание эпохи Ренессанса, занимающее почти целый квартал рядом с Кампо деи Фьори. В свое время, а именно в начале XIX столетия, здесь располагался двор Наполеона, затем – итальянский парламент, а сейчас – канцелярия Святого престола. Пройдя от Палаццо Канчеллериа по Корсо Витторио Эммануэле II, можно выйти на пьяцца делла Кьеза Нуова (piazza delle Chiesa Nuova), где находится одноименная церковь (Chiesa Nuova). Церковь эта, несмотря на свое название («Chiesa Nuova» переводится как «Новая церковь»), отнюдь не новая, основана она была еще в XII столетии (тогда она называлась Санта-Мария ин Валличелла (Santa Maria in Vallicella)). На рубеже XVI–XVII веков церковь была капитально перестроена. Главной «приманкой» Кьеза Нуова являются три работы, созданные Рубенсом.

Палаццо Фарнезе

Совсем недалеко от Кампо деи Фьори располагается пьяцца Фарнезе (piazza Farnese), где находится один из роскошнейших и самых известных дворцов Рима, архитектурная жемчужина эпохи Ренессанса – Палаццо Фарнезе (Palazzo Farnese). Поскольку здесь уже почти сто лет располагается посольство Французской Республики, то осмотреть дворец изнутри, к сожалению, не удастся. Но это отнюдь не означает, что Палаццо Фарнезе не заслуживает нашего внимания.

В 1495 году кардинал Алессандро Фарнезе, представитель одного из самых знатных семейств Италии, приобрел дворец скончавшегося кардинала Феррица. С 1514 года (по некоторым данным – с 1517 года) под руководством Антонио да Сангалло-младшего началась кардинальная реконструкция (фактически – новое строительство) этого дворца. После смерти Сангалло в 1546 году строительством стал руководить Микеланджело (с 1534 года кардинал Фарнезе, став папой Павлом III, переехал в Ватикан, а во дворце стала жить его семья). С 1547 года к работе над дворцом подключился и известный архитектор Виньола (ему принадлежит фасад дворца, выходящий на виа Джулия (via Giulia)), с 1564 года он стал главным архитектором строительства. Полностью дворец был завершен в 1589 году под руководством Джакомо делла Порта. В 1730-х годах Палаццо Фарнезе перешел в собственность неаполитанских королей, а в 1911 году он за три миллиона франков был продан Франции.

Недалеко от Палаццо Фарнезе расположен еще один дворец – Палаццо Спада (Palazzo Spada) (от пьяцца Фарнезе нужно пройти по виа ди Монсеррато (via di Monserrato) до пьяцца Капо ди Ферро, 13 (piazza Capo di Ferro, 13)). Он был построен в 1540 году, а в 1632 году его приобрел и перестроил по своему вкусу кардинал Бернардино Спада. Ныне во дворце находится Галерея Спада (Galleria Spada), экспозиция которой в основном состоит из работ, собранных кардиналом Спада в XVII веке. Здесь представлены работы Рубенса, Тициана, Дюрера, Рени и других мастеров. Открыта Галерея Спада с 8.30 до 19.30 (выходной – понедельник), вход – 5€.

Возвращаемся назад, к Кампо деи Фьори, а дальше на Корсо Витторио Эммануэле II, к дому под номером 166. Это, собственно говоря, не дом, а дворец и по совместительству музей с длинным и красивым названием Палаццо делла Фарнезина аи Бауллари (Palazzo Farnesina ai Baullari). Он был построен в 1520-х годах, а в XIX веке перешел в собственность барона Барракко, который, как, например, тот же кардинал Спада, был большим ценителем искусства. Ныне во дворце демонстрируется собранная им обширная коллекция египетской, греческой и римской скульптуры, предметы быта этрусков и ассирийцев и др. Посетить Музей Барракко можно с понедельника по пятницу с 9.00 до 19.00 и с 9.00 до 13.00 в воскресенье. Вход – 3€.

Еще один дворец, который, опять же, используется как музей, находится на пьяцца ди Сан-Панталео 10 (piazza di San Pantaleo 10). Палаццо Браски (Palazzo Braschi) строился в конце XVIII столетия для племянника папы Пия IV Луиджи Онести-Браски. С 1952 года во дворце была размещена экспозиция Музея Рима (Museo di Roma). Среди его самых интересных экспонатов: фрагменты фресок и мозаик из старой базилики Святого Петра, картины с видами Рима известных художников и т. д.

На одном из углов Палаццо Браски стоит статуя Пасквино (Pasquino). На первый взгляд, в этой плохо сохранившейся статуе (историки относят ее к III веку и считают, что когда-то она была частью скульптурной группы, изображающей события греческих мифов) нет ничего примечательного – таких статуй, причем в гораздо лучшем состоянии, в древнем городе немало. Но художественные особенности тут ни при чем. В XV веке, когда была найдена и установлена статуя, в этом районе жил некий портной по имени Пасквино, славившийся своим едким и язвительным характером (он, по некоторым данным, был портным папского двора и знал изнутри его нравы). С какого-то момента на статуе стали появляться сатирические (а иногда и откровенно клеветнические) памфлеты, которые буквально через день становились известны всему Риму. То ли их автором был вышеупомянутый Пасквино, то ли просто он настолько был известен своим характером, но вскоре статую стали называть его именем, а появлявшиеся на ней с завидной регулярностью стихи – пасквилями.

Пасквино

Одно из крыльев Палаццо Браски выходит на пьяцца Навона (Piazza Navona), которая завершает наше знакомство с этим районом Рима. Пьяцца Навона – это не просто площадь, это – явление, феерия легкомысленности и беззаботного отношения к жизни, характерного для итальянцев (и которое передается в определенной степени всем, кто приезжает в эту удивительную страну).

Пьяцца Навона – излюбленное место римских художников

Когда-то, во времена Империи, на этом месте располагался цирк, построенный при императоре Домициане в конце I столетия. В начале III века цирк был отреставрирован, на нем стали выступать гладиаторы (цирк Домициана некоторое время «заменял» Колизей, который сильно пострадал во время пожара 217 года). Цирк, длина которого составляла более 270 м, а ширина – порядка 55 м, имел продолговатую форму, которая «досталась» и пьяцца Навона. Активно этот район начал застраиваться во второй половине XV века, когда сюда по указанию папы Сикста IV был перенесен рынок с Капитолия. А в XVII столетии еще один папа – Иннокентий X, принадлежавший к семейству Памфили, решил сделать пьяцца Навона своей «фамильной» площадью. Для работы над созданием уникального архитектурного ансамбля площади были привлечены три выдающихся архитектора – Лоренцо Бернини, Франческо Борромини и Карло Райнальди. Здесь, на пьяцца Навона, находится резиденция Иннокентия X – Палаццо Памфили (Palazzo Pamphili) и здесь же, в церкви Сант-Аньезе ин Агоне (Sant’Agnese in Agone) (она построена на месте мученической смерти святой Агнессы) находится гробница папы.

Главным же украшением пьяцца Навона являются фонтаны. Рим – это город фонтанов. «Повсюду находишь фонтаны, – писал о Риме Уильям Фолкнер, – удивительные и прекрасные, большие, украшенные мраморными статуями – богов и животных, обнаженных девушек, борющихся с конями, и лебедей. И тонны воды падают каскадами, разбиваясь на мельчайшие капли». И действительно, кажется, что звук текущей воды, падающей на камни, сопровождает вас в Риме повсюду. Вот и на пьяцца Навона есть фонтаны, причем целых три.

Начнем с самого известного, стоящего в центре площади, – Фонтана Четырех рек (Fontana dei Quattro Fiumi). Когда уже упоминавшийся нами папа Иннокентий X взошел на престол, он, среди прочего, задумал установить на пьяцца Навона гигантский обелиск, привезенный в Рим еще во времена императора Каракаллы. В 1644 году был объявлен конкурс, к которому были допущены все более-менее известные архитекторы того времени. Все, за исключением Лоренцо Бернини. Причин такого неблаговоления было несколько: и ненависть Иннокентия X к семейству Барберини (представителем которого был и его предшественник Урбан VIII), придворным архитектором которых был Бернини, и фактический провал строительства башен на фасаде собора Святого Петра (а руководил этим строительством именно Бернини), и происки недругов архитектора. Но Бернини не сдался. Он подготовил удивительный по красоте и смелости архитектурных решений проект, предусматривавший размещение обелиска в центре фонтана, и через своего покровителя герцога Людовизи (супруга племянницы папы) сумел добиться рассмотрения своего проекта. Говорят, что Людовизи просто поставил модель в столовой Иннокентия X, и тот был настолько поражен, что тотчас отменил конкурс и велел Бернини немедленно приступить к сооружению фонтана.

Фигуры фонтана Четырех рек аллегорически изображают самые большие реки континентов – Нил, Дунай, Ганг и Ла-Плату. Сами фигуры и их расположение породили множество легенд и догадок. Выбор Ла-Платы истолковывается тем, что Амазонка – самая большая река американского континента – на тот момент была попросту неизвестна. Закрытые глаза фигуры, изображающей Нил, объясняют тем, что тогда еще не были открыты истоки этой реки. А поднятая рука фигуры Ла-Платы якобы «поддерживает» (или загораживается от нее, чтобы не видеть) церковь Сант-Аньезе ин Агоне, построенную по проекту Борромини – давнего конкурента и недруга Бернини.

В XVII–XVIII веках существовала традиция: летом по воскресеньям пьяцца Навона заливалась водой и превращалась в неглубокое озеро. Римляне с удовольствием разъезжали по ней в каретах, наслаждаясь живительной прохладой.

По проекту Лоренцо Бернини был создан и еще один фонтан пьяцца Навона – Фонтан Мавра (Fontana del Мого) (если заходить на площадь со стороны дворца Браски). Правда, спроектирован он был Джакомо делла Порта в 1575 году, но впоследствии был перестроен Бернини. Из книги Рим [путеводитель] автора Гринкруг Ольга

Вокруг площади Навона От корсо Ринашименто – буквально несколько шагов до феерической площади Навона. Но есть смысл несколько отложить удовольствие и пройтись сначала до угла переулка Кукканья (Vicolo della Cuccagnа, т.е. молочных рек и кисельных берегов). Вид оттуда следующий:

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

08. Вокруг Кампо-де-Фьори Район вокруг Кампо-де-Фьори – пожалуй, самое романтичное место во всем Риме. Он весь соткан из кривых, оплетенных плющом проулков с живописными арками, где скрываются совершеннейшие чудеса. Фрагменты античных саркофагов, вделанные в вывеску

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Гетто Римское гетто учредил в 1555 году Павел IV Карафа. Поначалу оно было не очень крупным – на 2 000 человек. Впрочем, места под еврейское поселение тоже отвели немного: иудеи должны были ютиться буквально на нескольких квадратных метрах в районе портика Октавии и церкви

Из книги Прага: короли, алхимики, привидения и… пиво! автора Розенберг Александр Н.

Окрестности Кампо-де-Фьори За улицей Аренула есть еще один кусочек старого, почти нетронутого города, но он надежно спрятан позади монструозного Министерства правосудия (Ministero per la Grazia e Giustizia). Там скрывается масса приятных неожиданностей вроде средневекового дворца

Из книги автора

Из книги автора

Гетто Мы отправляемся в путь от Пьяцца Маттеи - не потому, что она как-то сильно связана с античностью, а потому, что это обаятельное и необычное место: тихий двор-колодец посреди шумного Рима. Русскому читателю она особенно дорога тем, что про нее писал Бродский.Фонтан

Из книги автора

Пьяцца Навона К западу от Пантеона и Пьяцца делла Минерва раскинулась прекраснейшая из римских площадей - Пьяцца Навона. У нее необычная форма: длинная и узкая, почти как у Большого цирка. Это потому, что она в точности повторяет контур арены для состязаний, когда-то

Из книги автора

Пьяцца Челимонтана и Кливо ди Скауро Основные улицы Целия сходятся на Пьяцца Челимонтана; сюда же подходит ветка Клавдиево-Неронова акведука. В античности это тоже было оживленное место - развязка перед входом в «старый город». Внутрь республиканских стен ведут ворота,

Из книги автора

ЛЕГЕНДЫ ПРАЖСКОГО ГЕТТО Йозефов, или Еврейский, город, в настоящее время часть Старого Места, - явление исключительное. Присутствие евреев ощущается в чешской истории с самого ее начала. Древнейшие еврейские поселения находились в подградье Пражского Града и Вышеграда,

Площадь Кампо деи Фьори – одна из самых красивых и оживленных площадей Рима. Она расположена в самом центре города и вы можете легко узнать ее по возвышающейся статуе мужской фигуры в черной накидке – знаменитого Джордано Бруно.

Вокруг площади ходит много мифов и легенд: неудивительно, ведь в прошлом здесь проходили многочисленные публичные казни, в том числе она была местом сожжения великого ученого, чей памятник установлен на площади.

На сегодняшний день площадь уже утратила мрачную атмосферу средних веков и, наоборот, превратилась в шумное место размещения утренних рынков и прогулок туристов.

История и архитектура площади Кампо деи Фьори

Во времена Средневековья земля, на которой размещалась площадь, принадлежала семье Орсини. Здесь практически отсутствовали здания и иные строения вплоть до 15 века.

Площадь была густо покрыта зеленью и цветами, в честь чего и получила свое название – «цветущее поле» в переводе с итальянского.

Начиная с 15 века, площадь начала активно застраиваться, хотя и достаточно беспорядочно. Самым внушительным зданием, построенным на этой территории, было великолепное палаццо делла Канчеллерия владельца Браманте.

Фото: Pavel Tvrdy / Shutterstock.com

В то время площадь использовалась для проведения публичных казней. 17 февраля 1600 года на площади был публично сожжен Джордано Бруно. А в 1889 году в знак памяти великого ученого в центре площади установили памятник.

После того, как казни стали совершаться на окраинах города, и площадь Кампо деи Фьори перестала быть местом осуществления страшных наказаний, ее заняли предприимчивые итальянцы, развернувшие здесь многочисленные торговые ряды.

Площадь быстро застраивалась домами рыночных торговцев, которые не отличались единым архитектурным стилем. Тем не менее, площадь обладает собственной неповторимой атмосферой, кристаллизованной здесь еще со времен Средневековья.

Легенды площади Кампо деи Фьори

Поскольку на площади Кампо деи Фьори было совершено столько публичных казней во времена Средних веков, она обросла бесчисленными историями о привидениях и неприкаянных душах, оставшихся здесь навечно.

Особой известностью пользуется история о призраке Джордано Бруно, который обитает здесь со дня страшной инквизиции. И действительно, находясь на площади ночью и погружаясь в столь насыщенную и неповторимую историю древнего города, глядя на одинокую фигуру казненного философа, невольно начинаешь чувствовать себя зрителем прошлых событий.

Фото: Circumnavigation / Shutterstock.com

Излюбленное место туристов

Туристов на площадь Кампо деи Фьори привлекает прежде всего ее историческая значимость и памятник известному ученому, так жестоко пострадавшего от человеческого невежества.

Возможно, поэтому несколько дисгармонично смотрятся здесь шумные торговые ряды, располагаемые прямо под скорбным памятником каждое утро.

Но продуктовый рынок устраивается на площади только с 6.00 до 14.00, а далее вся площадь погружается в средневековую атмосферу таинственности с возвышающейся темной фигурой великого ученого.

Спиннинг