Путешествие на водопад учар. Водопад учар горный алтай Большой чульчинский водопад на карте

В этом году, как обычно, мы посещали Горный Алтай. Решив, что «лучше гор могут быть только горы, которых еще не видал», мы через перевал Кату-Ярык попали в долину реки Чулышман. Этот рассказ — о четверых не очень умных взрослых и одном несчастном ребенке.

Отдыхать поехали впятером: мы с мужем и семейная пара друзей с десятилетней дочерью. Расположившись на уютной турбазе стали обсуждать план самостоятельных экскурсий. Одним из пунктов значилось посещение водопада Учар, или Большого Чульчинского водопада. Кроме того, что он большой и красивый, мы ничего о нем не знали. Друг, организовавший все путешествие, молчал и загадочно улыбался.

На водопад мы собрались с самого утра, чтобы быстренько на него посмотреть и попасть еще и на знаменитые Каменные грибы. Эх, если бы мы знали, насколько наивны наши планы! Выехали около восьми часов. От перевала Кату-Ярык до места слияния Чулышмана и Чульчи, на которой и находится Учар, примерно 20 километров по довольно плохой дороге. Путь занимает около часа. Добравшись до базы, расположенной напротив слияния, мы оставили машину и двинулись на поиски лодочника, перевозящего всех желающих на противоположный берег Чулышмана. Заботливо упакованные бутерброды и прочую снедь было решено оставить в багажнике, «чтобы не таскаться с сумкой». Также поступили с минералкой, справедливо рассудив, что нам будет достаточно двух бутылок.

На моторной лодке мы переплыли на нужный нам берег и бодрой походкой отправились в путь. Пройдя через долину, у начала подъема мы встретили палатку с мужчиной, грозно переписавшим наши фамилии и облегчившим наши карманы на 100 рублей со взрослого носа. На вопрос «А далек ли путь лежит?» ответил, что часов за 8–10 управимся. Конечно, мы ему не поверили, ведь мы крайне опытные туристы и почти профессиональные скалолазы (это я шучу так).

Тропинка идет вдоль реки, иногда отходя от нее на достаточное расстояние. Подъем постепенный, но постоянный. День выдался жарким, и вода закончилась уже через полчаса. К счастью, когда мы уже были близки к смертельной степени обезвоживания, встретился ручеек. Пили жадно, фыркая и отдуваясь. Наполнили наши бутылки и продолжили путь. Постоянно приходилось преодолевать россыпи камней. Иногда тропинка вилась по самому краю обрыва. Река осталась далеко внизу. Дорожка шла то по возвышенности, то спускалась в расщелины, где мы устраивали пятиминутные привалы и наслаждались тенью. Попадались ручейки, в которых пополнялись запасы питьевой воды.

В одном месте пришлось переходить небольшую речку по хлипкому мостику из тонких бревен. После каждой покоренной возвышенности открывался новый невероятно красивый вид. Но водопада Учар все так и не было видно. В очередной впадине нас встретил обрыв, спуститься с которого можно было только по вбитым прямо в скалу металлическим скобам. В этом месте ребенок не выдержал и заплакал. Она и так пережила уже слишком много! Но деваться было некуда, и девочка, глотая слезы, сползла по ступенькам. Дальше ждала отвесная стена все с теми же скобами и натянутым канатом. Девочка больше не плакала, она просто периодически бурчала под нос страшные детские ругательства, перемежая их угрозами все рассказать бабушке.

Захотелось кушать. Нет, не так! Зверски захотелось кушать. Но заветная колбаса была километрах в десяти от нас. Пришлось стиснуть зубы и идти дальше. Продравшись через чащу каких-то кустарников, мы, наконец, услышали гул водопада. Еще несколько минут – и вот он, Учар! Огромный, шумный, завораживающе красивый! Такого зрелища не ожидал никто. Не получится описать словами, это нужно увидеть своими глазами. Кое-где лежали люди, пришедшие раньше нас. Их было немного, человек 15, поэтому удалось сделать фотографии без посторонних лиц в кадре. Мы разулись и опустили распухшие ноги в прозрачную ледяную воду. Добрые туристы с соседнего камня поделились с ребенком сушками и пряниками. Жизнь налаживалась.

Отдохнув часа два и искупавшись в чистейшей зеленоватой воде, мы двинулись в обратный путь. Дорога домой действительно оказалась короче, как говорится в известной поговорке. Через 10 часов после начала пути мы вернулись к раскаленной машине. Жадно съели горячие бутерброды, запили кипяченым соком и поехали на базу. Вся усталость тут же забылась, а впечатления от увиденного остались. И я уверена, вспоминаться наше приключение будет еще очень долго.

Уже дома мы прочитали много информации о Большом Чульчинском водопаде. Теперь нам известно, что он входит в пятерку самых труднодоступных достопримечательностей России. И расстояние до него составляет около 12 километров. И самый главный совет, который мы теперь можем дать всем желающим попасть на водопад, напрашивается сам собой. Берите с собой побольше еды и воды! И обязательно посетите это волшебное место.

Прочитали рассказ? Теперь можно и поиграть. Спорим, не выйграете!

Учар или Чульчинский каскад – самый большой водопад в Горном Алтае. Высота около 160 метров. Непередаваемое зрелище, которое стоит тех усилий, которые нужно затратить, чтобы увидеть его.

Существует два возможных пути, чтобы добраться до водопада. Один путь по суше, по Чуйскому тракту до Акташа, затем через Красные ворота и перевал Кату-Ярык спускаемся в долину реки Чулышман. Затем вдоль реки доезжаем до турбазы Каменные грибы, где останавливаемся на ночлег. Безусловно, это сложный и достатолчно утомительный вариант. Другой, который мы используем чаще всего – это путь через Телецкое озеро. Данный поход занимает двое-трое суток и является, действительно, увлекательным и незабываемым путешествием и оставляет яркий след впечатлений у тех, кто нашел в себе силы преодолеть все трудности пути и дойти до водопада.

Экскурсия на водопад Учар начинается ранним утром, практически с рассветом. Мы садимся в микроавтобус и отправляемся на озеро Телецкое, досматривая по дороге зыбкие утренние сны. Добравшись до Телецкого, на пристани у Артыбаша пересаживаемся на катер, чтобы пересечь на нем все озеро из одного конца в другой до устья горной реки Чулышман.

Здесь нас ждет ГАЗ-66, на котором нам предстоит подняться вверх по течению реки, преодолевая водные преграды в виде ручьев и небольших речек и разбитой горной дороге до лагеря расположенного напротив ущелья, которое ведет к водопаду.

Расположившись лагерем, пообедав и немного отдохнув, делаем первую вылазку к знаменитым каменным грибам, расположенным на правом берегу реки Чулышман. Для чего используем моторные лодки местных жителей и переправляемся через реку, борясь с быстрым течением и порогами.

Пристаем к берегу и уходим на грибы. Это удивительное явление природы образовалось с помощью дождей, ветра и солнца. Огромные камни, стоящие на тонких ножках из мягкой породы, впечатляют.

Возвращаемся к берегу и переправляемся к лагерю, где нас ждет вечерний костер, ужин и достаточно ранний отбой, так как на рассвете нас ждет «Учар». Утром — завтракаем, распределяем между участниками похода немногочисленный груз в виде сухого пайка и бутылок с водой и опять переправа.

Причаливаем, разбираем вещи, подгоняем снаряжение и поёживаясь от утренней свежести начинаем свой путь к водопаду. Тропа по ущелью идет достаточно извилисто с различными препятствиями в виде переправ через речки, колючие заросли кустарников, каменных осыпей, скользких глинистых склонов и довольно серьезного скального прижима.

К счастью в скальный прижим, представляющий собой практически вертикальную стену, уже вбиты скальные крючья, инструктор навешивает страховочные перила и группа осторожно перебирается на другую сторону.

Ущелье, по которому пролегает путь очень красиво, в различных его местах попадаются небольшие водопады и водосбросы, внизу шумит река Чульча, если не считать тропы, то практически нет следов человека. Километра за 3 начинает слышаться нарастающий грохот низвергающейся с огромной высоты воды и в какой-то момент выйдя из-за поворота ущелья вы видите перед собой огромный водопад, но нам еще до него идти и идти. Но постепенно водопад становится все ближе и ближе и вы приближаетесь под его нарастающий грохот. И когда Вы, все-таки, достигли цели и стоите пораженный величием и масштабами представшей перед вами картины, вы понимаете, что не зря проделали весь этот трудный и длинный путь.

Здесь, как и везде в горах погода не предсказуема, только что было солнце и вот уже набежали тучи, резко холодает и начинает моросить дождь. В такую погоду водопад, грохочущий через моросящий дождь, с открытой на глазах вершиной производит и вовсе нереальное впечатление. Кажется, что огромный поток низвергается прямо с небес, окутанный брызгами и клочьями тумана.

По уже знакомому пути мы возвращаемся в лагерь, оставив на память себе впечатления и забитую фотографиями память фотоаппаратов. По возвращению в лагерь короткий отдых, перекусываем и садимся в машину для возвращения на пристань, где нас ждет катер для перехода через озеро. О переходе, на катере через Телецкое, можно сложить отдельную песню – вода и горы, золотятся в лучах закатного солнца и только белая пенная строчка за кормой остается на водной глади, рассыпаясь радужными брызгами.

Впечатлений столько, что никому не хочется ни о чем говорить, а только молча сидеть и впитывать окружающую красоту. Катер подходит к Артыбашу уже в сумерках, здесь мы пересаживаемся в микроавтобус и поздно ночью завершив долгий путь, наконец, оказываемся на своих базах.

Надо бы рассказать о небольшом нашем путешествии на водопад Учар. Это очень своеобразная и недоступная достопримечательность Горного Алтая, находящаяся на реке Чульча. Ну, или почти недоступная, раз уж мы там побывали. До устья Чульчи мы втроем доехали на мотоцикле Урал в первых днях августа семнадцатого года. Лодочник турбазы переправил нас через реку Чулышман и махнул рукой: «Идите туда вот».

Наше путешествие началось с Алтайского. Через Аю мы выехали на Чуйский тракт, отличную федеральную дорогу, идущую через Горный Алтай до Монголии. В сезон отпусков на тракте полно бешеных автотуристов, летящих в даль, хотя дорога местами узкая и круто петляет между горных отрогов. Наш мотоцикл с тремя туристами, рюкзаком консервов и канистрой бензина едва тащится. Впрочем, если ехать быстрее, то становится холодно.

С утра нас долго преследовала большая темная туча. К вечеру же, наоборот, сами поневоле догоняли мощную грозу, которая оказалась проворнее и ушла. В Акташе после дождя было сыро и холодно, а все турбазы оказались занятыми. Пока запаслись бензином в долгую дорогу в горы, туда, где нет заправок, пока искали недорогой ночлег, наступила ночь. Пришлось по темноте подниматься через Красные ворота мимо Мертвого озера на Улаганский перевал. Там, на своей турбазе, нас очень добродушно встретил всем известный Михалыч. Горячий чай, жаркая баня, крыша над головой и прикольный музей оказались очень кстати.

Восхитительная природа вдоль Чуйского тракта не оставит вас равнодушным. Даже обычная поездка по нему оказывается столь увлекательной, что затягивает все дальше и дальше вглубь. На всем его протяжении пейзажи постоянно меняются: то вокруг были горы, заросшие лесом, вот они стали почти голыми, хаотично сложенными из валунов, вдруг они выросли в высокие скалы с раскиданными по округе огромными глыбами. Ну, а если знать где свернуть с трассы, то можно найти такие ошеломительные достопримечательности, что пожалеешь, что раньше не решился ехать.

На второй день, на подъезде к перевалу Кату-Ярык, из-за гор неожиданно вышла огромная туча. Может быть мы забрались так высоко, что попали прямо в нее. Шквальный ветер, ливень, как из ведра, град – все перемешалось. Кафе-аул, в котором успели спрятаться, едва выдерживал удары судьбы. Переждав непогоду, мы спустились к Чулышману и по узкой дороге в ущелье потихоньку доехали до турбазы «Усть-Чульча». Только расположились в ауле, как вновь налетела мощная гроза: ветер раскачивал строения, желая вырвать их с мест, град словно молотками бил по крышам, вода заливала всё вокруг, а гром сотрясал все живое. Потом гроза ушла, оставив большие сомнения в возможности завтрашнего похода, и наступила ночь.

Однако на следующее утро погода выдалась отличная. От вчерашней стихии никаких следов не осталось, будто ничего не было. В этот солнечный день мы дошли до водопада, увидели и услышали его, долго рассматривали и восхищались. На турбазу вернулись только к вечеру, уставшими, но довольными. На тропе к водопаду нам повстречалось много туристов со всех сторон нашей страны, разных возрастов, кто в одиночку, кто группой. Некоторые туристы пришли не в первый раз. При своей труднодоступности водопад Учар становится довольно популярным.

Пешая тропа до водопада Учар ведет по склону довольно глубокого ущелья над обрывистым берегом стремительной реки Чульчи. Это приток Чулышмана – главной реки, впадающей в Телецкое озеро. Вообще-то река Чульча течет по территории закрытого Алтайского заповедника, но до водопада Учар открыт недорогой платный проход. Длина тропы небольшая, километров восемь в одну сторону. Но иных туристов узкая тропа просто выматывает. Она то идет вверх, то вниз; то ведет по курумнику, то продирается сквозь кустарники; лишь иногда ныряя в заросли деревьев, растущих вдоль ручьев, стекающих небольшими водопадами по крутым склонам ущелья. Вода в них в жаркий летний день кажется очень вкусной и бодрящей, дает сил карабкаться дальше по железным скобам, забитым в скалы.

Водопад Учар имеет довольно большую высоту – 160 метров, но она скрыта за множеством его каскадов. Говорят, что не так давно, лет двести назад, произошел обвал горы, обломки которой и завалили русло реки Чульчи, но она водопадом преодолела дамбу из громадных валунов и устремилась по своим делам. А то место, где обломилась гора, до сих пор видно.

Многие хотят увидеть такое невероятное чудо природы, как Учар, и нам тоже было охота там побывать. Однако реальность во много раз превосходит ожидания необычного. Огромные каменные глыбы Чульчинского водопада, ниспадающие по ним нескончаемые потоки воды, сопутствующие им туман и грохот, вызывают невероятный человеческий восторг. Хотя в августе он маловодный, но водопад просто завораживает своих гостей!

На ночлег мы останавливались на турбазе «Усть-Чульча», которая находится на левом берегу реки Чулышман, напротив устья Чульчи. Долина реки Чулышман представляет собой довольно большое и глубокое ущелье, попасть в которое можно на пароме, переплыв через Телецкое озеро по всей его длине, или по гравийной дороге через перевал Кату-Ярык. На месте перевала глубина ущелья составляет около восьмисот метров и Кату-Ярык представляет собой просто спуск к реке Чулышман. До перевала Кату-Ярык дорога идет через села Улаган и Балыктуюль от села Акташ. На ста километрах горной дороги, идущей по Улаганскому плату, только местами есть асфальт, в остальном это просто пыльная гравийная стиральная доска. Хорошо, что до Акташа можно доехать по Чуйскому тракту.

Утро четвертого дня было пасмурным. Надо было собираться домой, поэтому запихали вещи в мотоцикл и отправились в обратную дорогу. Местная дорога на Улаганском плато в большинстве своем это разбитая гравийка и быстро по ней не проехать. Пришлось целый день тащится на Урале на первой-второй скорости. На Улаганском перевале на подъезде к озеру Киделю опять пошел дождь, но успели спрятаться в кафе-ауле у озера. Алтайская еда там оказалась очень вкусной! За день мы доехали до турбазы в Белом Боме и там заночевали. К вечеру пятого дня путешественники добрались до дома.

В обратном пути удалось заглянуть на старую дорогу в Инегень. Она вырублена прямо в скале над рекой Катунь. Это часть тропы Иня – Тюнгур, которая находится в большом почете среди экстремалов мото-эндуро.

Расскажу еще раз, как добраться на машине до водопада. По Чуйскому тракту доезжаете до села Акташ. По Улаганскому тракту добираетесь до перевала Кату-Ярык. Спускаетесь вниз и едете до любой турбазы напротив Чульчи, их там несколько. С утра переплываете на тот берег и идёте до водопада. И вот он: необыкновенно волшебное чудо Чульчи. Глаз не оторвать!

Хотите увидеть это чудо? Пожалуйста, смотрите! Уникальный водопад Учар просто стоит того, чтобы побывать у него в гостях, и не один раз! К тому же, совсем рядом находятся Каменные грибы, южный берег Телецкого озера и много других достопримечательностей Горного Алтая.

Все дороги в Горный Алтай идут через город Бийск, поэтому описание будет от этого города. Маршрут выглядит следующим образом:

Расстояние от Бийска примерно 536 км. Из которых 10 км придется пройти пешком.

GPS-координаты: 51.117889, 88.089864

В Бийске после моста через Бию проезжаем прямо, никуда не сворачивая. За Бийском начнется историческая часть Чуйского тракта. Дорога - отличный асфальт, причем сразу за Бийском идет 4-х полосная дорога. Правда не долго, через 20 км станет обычная двухполосная, но по прежнему отличного качества. Примерно через 150 км после Бийска перед селом Усть-Сема будет развилка. Уходим по главной направо по трассе М-52 на Ташанту. Переезжаем через Катунь по новому мосту. Поднимаемся на Семинский перевал . Хотя это самый высокий перевал на Чуйском тракте, технически он не сложный, спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. Покрытие на перевале, как и на всем Чуйском тракте - отличный асфальт.Через 80 км будет еще один перевал, один из красивейших и более сложнее чем Семинский - перевал Чике-Таман . Однако и его спокойно можно преодолеть на любом автомобиле в любое время года. За селом Купчегень трасса идет вдоль Катуни. Проезжаем село Иня, за ним место впадения Чуи в Катунь . Теперь Чуйский тракт будет идти вдоль реки Чуя. Проезжаем село Ак-Бом (Белый Бом) и село Чибит, через 7 км будет крупное село .

В Акташе поворачиваем с Чуйского тракта налево по указателю на Улаган. Проезжаем знаменитые « ». Дорога петляет среди гор, появляется множество , выходим на . Через 30 км после перевала будет крупное село - .

Проезжаем село и двигаемся дальше по указателю на Балыктуюль. Еще 15 км грунтовой дороги. В селе Балыктуюль, нужно повернуть направо на первый мост через речку. Дорога пойдет мимо знаменитых . Продолжаем движение прямо. Временами грунтовка ухудшается, придется ехать медленно и аккуратно, но есть участки где безопасно можно ехать 80 км/ч. Эта дорога приведет прямо к . Слева от начала спуска будет на долину реки Чулышман.

Если у вас не полноприводная машина с высоким клиренсом, то не советую вам спускаться вниз по перевалу Кату-Ярык, т.к. самостоятельно подняться вы уже не сможете. Будьте внимательны при спуске. Пропускайте машины идущие на подъем. Помните, что перегретые тормоза теряют свою эффективность, останавливайтесь в уширениях дороги для охлаждения тормозов.

После спуска дорога одна - идет на северо-запад вдоль реки Чулышман до самого побережья Телецкого озера. Дорога на тройку, временами еще хуже. Примерно через 25 км после перевала будет турбаза на берегу реки, там нужно переправиться на противоположный берег на моторной лодке, цена 1000 р. (2012 г). На противоположном берегу как раз место впадения реки Чульча в Чулышман. От этого места до водопада еще около 7 км вверх по течению Чульчи.

Но и "дорога" до него также длинней и сложнее любого похода поездки. И отчёт также будет больше, по размеру почти как .

Для начала следует сказать, что все походы тура доступны почти не-подготовленным туристам; Учар не исключение, но он из всего перечисленного самый сложный и самый долгий, и не-подготовленные туристы могут попросту не уложиться в световой день, что чревато ущербом для здоровья - лазить по обрывам и на свету-то опасно; а ночевать в горах без подготовки - ну, вы поняли. У нас, относительно готовых к походу, и при командовании опытного гида - Романа Р. - на дорогу "туда" ушло 4 часа, обратно 3, и 2.5 часа провели на самом водопаде. При выходе из лагеря в 10:00 переправлялись обратно уже почти что в темноте; так что уложились почти на пределе.

Вышли из лагеря в 10 часов; пока дошли до базы, пока искали лодочника (не нашли, пришлось "угонять" лодку - хотя за переправу было уплочено заранее), ушло 40 минут. Утро выдалось прохладным, начинали поход в куртках, которые быстро пришлось попрятать.

Самовольная переправа в сторону водопада

Первая пара километров похода проходит по почти ровной местности.
Да, это ровная дорога по местным меркам. :)
Зато маральник цветёт.

Затем начинается не очень крутой, зато непрерывный подъём на тропу

Прощальный взгляд на устье Чульчи
Весь поход будет проходить по правому берегу Чульчи, обычно - на изрядной высоте.

В этом походе экономил заряд фотоаппарата, и большинство фотокарточек ниже будет снято камерой Xiaomi YI, до самого водопада

Алтайские Бонсаи:)))
Обрывчик уже какбэ намекает

Порожки на Чульче.
Фото с Pentax

Последний вид на устье Чульчи
Также с Pentax

Затяжной подъём (порядка километра пути в гору) заканчивается на плато, где тропа более-менее ровная, есть деревья, а также речка, где можно набрать воды.

Водопады на Чульче
Фото Pentax

Отдых на краю обрыва - других площадок для отдыха у меня для вас нет .

Последняя треть маршрута - не только красочная, но и опасная
Приближаемся к опасному участку пути

Здесь кто-то сжалился над туристами и вбил скобы. Роман говорит, что пять лет назад их тут не было

Водопад не предвещает опасностей...

...но тропка вдоль него - самый опасный участок пути

Не очень далеко и не очень высоко ползти, но срываться не рекомендуется

Вид на опасное ущелье

Вдали уже показался Учар
А обрывчики всё те же

Каменистый участок пути
Таких участков довольно много, и они не так уж опасны, как может показаться - зевать не рекомендуется в течение всего похода; если не зевать, то они мало чем отличаются от типичной тропки. Тут хотя бы не надо лезть в гору.

Чем ближе к Учару, тем больше речек на пути.

Водопадики на речке

Очередной вид на ущелье Чульчи
К такому уклону все уже давно привыкли

Осыпь, уже недалеко от Учара
Роман говорит, что далеко тут не уедешь; однако, в отличие от других участков пути, тут вообще не за что держаться - если уж поехал, то со всей окружающей обстановкой.

Практически пришли; буруны на Чульче.
Отсюда и далее снимал уже исключительно на Pentax и с Попугая - с воздуха

Ещё не дошли, но Учар уже видно во всей красе

Здороваемся с Учаром

Потоки тут бурлят основательные

Водопад снимал не так уж много; зато пошли и запустили дрона с песчаного пляжика:

Общий вид водопада Учар.
От верхнего уровня до нижнего - 160 метров, это мы проверили с помощью Попугая

Ограничение высоты у Bebop2 - 150 метров; вот, буквально 10-15 метров не хватило, чтобы подняться на уровень верхнего среза водопада
К сожалению, накануне неудачно посадил накануне самоделку на гору; для складного кадавра эти 150 м - детские шалости. Но увы.

Вид на Учар сверху вниз - к сожалению, из-за ограничения высоты где-то с середины водопада

Вид с Учара вниз по течению.
Заметно, что водопад совсем не такой отвесный, как кажется снизу

Даже пытались аппарат поднять повыше в горку и взлетать чуть ли не с рук - всё равно высоты не хватило подняться над водопадом

Наше трио и Учар

Я с Попугаем у водопада
Видео - в конце статьи

С перекусами и полётами у водопада провели 2.5 часа, даже чуть больше. Затем, чтобы не переправляться во тьме, помчались обратно.