Перспективы развития туризма в крыму. Особенности развития туризма в крыму

Крым обладает всем необходимым для развития туризма: море, горы, лес, удивительный климат, памятники разных культур. Однако, по сравнению с советским периодом, когда Крым был всесоюзной здравницей, и настоящим, когда основными посетителями курорта являются граждане Украины, становится очевидным, что Крым потерял свои позиции на рынке туризма. Являясь необычайно привлекательным туристским регионом, Крым испытывает проблемы в развитии туризма, характерные для всех стран бывшего СССР.

Невозможность раскрыть весь свой потенциал, из-за недостатка средств в бюджете государства, низкий уровень предоставляемых услуг, несоответствие цены и качества, недостаток профессионалов в сфере туризма и услуг, ограничение информации и отсутствия рекламной поддержки - все это тормозит развитие Крыма как туристского центра.

К примеру, на сегодняшний день, только 10% материальной базы соответствует современным требованиям, а туристский потенциал Крыма используется лишь на треть. При этом цены намного завышены и не соответствуют качеству предлагаемых услуг.

Отсутствие достаточных инвестиций не позволяет развивать отрасль и создавать конкурентноспособный продукт. Средства выделенные Министерству Курортов и туризма АРК в 2003 и 2004 году, составили всего лишь 1,3 млн грн. Раскин С чего начинается отдых // Курорты туризм 2004г. №2. С 18.

При этом, совершенно очевидно, что туризм, как отрасль народного хозяйства Автономной Республики Крым и Украины, является очень прибыльным и постоянным источником дохода. Кроме того, туризм ускоряет развитие ряда отраслей экономики: строительства, производства товаров повышенного туристского спроса (развитие и производство сувениров, ювелирной промышленности, полиграфической базы, специализированной на издании литературы для туристов). Туризм - один из основных источников создания рабочих мест.

Крым является одним из главных курортных регионов страны, поэтому необходимость развития региона в этой сфере очевидна не только для специалистов отрасли, но и для руководства республики.

После распада СССР были реорганизованы такие структуры, как «Интурист» и «Спутник», которые занимались международным туризмом. Наблюдалось падение внутреннего туризма, ухудшение материально технической базы. Первой попыткой вывести туризм из кризиса в независимой Украине стало создание в 1992 году Государственного комитета по туризму. В 2001 году согласно Указу Президента Украины создана государственная туристическая администрация Украины. Создание отдельного органа по туризму, а также расширение полномочий этого центрального органа исполнительной власти позволило комплексно подойти к проблемам стратегического развития туристской индустрии страны.

Стратегическая цель развития региона заключается в создании конкурентноспособного продукта на мировом рынке, способного максимально удовлетворять туристические потребности населения страны, обеспечить на этой основе комплексное развитие территорий и их социально-экономических интересов при сохранении экологического равновесия и историко-культурного наследства.

При поддержке Президента Украины, Кабинета Министров и Верховной Рады Украины были приняты ряд шагов, направленных на развитие туристической сферы.

Осознавая необходимость полной модернезвции инфраструктуры отдыха и лечения, правительство пытается найти возможности для привлечения инвестиционных средств.

По мнению министр по туризму Украины Валерия Цибуха и председателя Совета министра Крыма Виталины Дзоз, в Крыму нет сейчас четкой концепции развития санаторно-курортного комплекса, нет благоприятного комплекса, нет и благоприятного инвестиционного климата. Для этого необходимо создавать подходящие юридические и финансовые условия для инвесторов, закрепленных законодательно. Остров Крым // Туризм Профессиональный журнал 2003 г. С 49.

Первые шаги в этом направлении уже делаются. Впервые в Украине Автономная Республика приняла положение о частных пансионатах. Таким образом, это поможет привнести дополнительные средства в бюджет, а для тех, кто занимается реконструкцией и строительством получить льготы. Подготовлен и принят закон, позволяющий на 49 лет получить в аренду землю или объект, построить или реконструировать его для дальнейшей эксплуатации. К тому же в последнее время в Крыму наметилась тенденция строительства мини-гостиниц, с возможностью пользоваться курортными объектами.

Все эти действия правительства республики привели к тому, что в результате опроса руководители крымских здравниц и турфирм положительно оценили работу Министерства курортов и туризма Автономной Республики Крым и итоги курортного сезона за 2003 год. (См Приложение 2, 3)

Важнейшей задачей функционирования курортно-рекреационного комплекса Крыма является обеспечение условий для развития иностранного туризма. За последние года наблюдается тенденция к увлечению иностранных туристов. По сравнению с 2000г. приток иностранцев увеличился на 16,2% и составил 254,0 тысячи человек, или 28,4% общего числа гостей. Свыше ј посетили г. Ялта, 23,9% г. Евпатория, 13,9% Алушту. 96,9% - это представители стран СНГ, что должно определять стратегию развития курортно-рекреационного и туристского комплекса Автономной Республики крым. Нестеров Как обустроить Крым // Курорты туризм 2004г. №2. С 12

В этой связи, особое внимание уделяется совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере курортного туризма, упрощения погранично-таможенных формальностей, безопасности туристов. По инициативе Гостурадминистрации постановлением Кабинета Министров Украины от 29.03.2004г. №410 внесены изменения в порядок оформления разрешений для въезда в Украину, которыми предполагается возмоюность их оформления гражданам стран-членов Европейского Союза, Канады, США, Швейцарской конфедерации и Японии консульскими пункамипунктами Министерства иностранных дел Украины, которые созданы в международных аэропортах «Симферополь» и «Одесса», Одесском морском порту, сроком на 8 суток при наличии документов, которые подтверждают туристический характер поездки.Информация о состоянии и перспетивах развития сотрудничества в области туризма между Украиной и Российской Федерацией // Туризм, Право и Экономика 2003 г. №1. С 43

Крыму необходимы капиталовложения, размеры которых составляют сотни миллионов долларов, туристская отрасль стоит в этом вопросе на первом месте. И главной страной инвестором украинским правительством рассматривается Россия. Мотивами для привлечения российского капитала служат не только, желание получить дополнительные средства в бюджет, но и возможные перспективы продвижения своего товара, прежде всего сельскохозяйственного, на Российском рынке. А Россия тем самым сможет вернуть утраченное влияние на полуострове. При этом правительство автономии заявляет о своей готовности предоставить свои гарантии Российским инвесторам.

86.7 % общего объема прямых иностранных инвестиций приходится на долю таких стран инвесторов, как Российская Федерация, Узбекистан, Виргинские острова, Великобритания, Швейцария, Кипр, Латвия. Нестеров Как обустроить Крым // Курорты туризм 2004г. №2.С 14 (См Приложение 4)

Основная доля иностранного капитала сосредоточена в здравоохранении Крыма. (См Приложение 5) По состоянию на 1.01.2004 прямые иностранные инвестиции, размещенные в этой сфере, составили 98,0 млн USD, или 48,7% всех капиталовложений. при этом 79,3% инвестиций поступило в сферу здравоохранения от предпринимателей Российской федерации, 18,9% от учредителей Узбекистана. В гостиничном комплексе АРК иностранными инвесторами размещено 43,4% млн USD, или 19,4% общего объема капиталовложений в Крым. Значительная часть средств поступила в отрасль от предпринимателей Швейцарии - 30,8%, Латвии - 27,1%, Виргинских островов, Великобритании - 25,3%, Российской Федерации - 9,3%.

В Автономной Республики Крым проводится мероприятия, направленные на развитие связей с зарубежными партнерами и их привлечениями в качестве потенциальных инвесторов.

Иностранные инвестиции, достаточно крупные для того, позволить инвестору установить эффективный контроль за управлением предприятием и создать у него долговременную заинтересованность в успешном функционировании и развитии этого предприятия, а следовательно и отрасли в целом.

Политика привлечения иностранных инвестиций позволит увеличить бюджет туристской отрасли. Что в свою очередь, даст возможности для совершенствования материально-технической базы, создания и развития новых продуктов, продвижения Крыма на рынке, за счет увеличения рекламы.

В общем туристском потоке в Украины турпоток из России составил абсолютное большинство (52% от общего числа путешествующих с туристической целью).

С целью оптимизации и повышения экономической эффективности деятельности по развитию туристического пространства, создания конкурентоспособного туристского продукта и его продвижения на международном рынке, правительство Украины и АРК предпринимает следующие действия для дальнейшего развития Украино-российских отношений в сфере туризма.

Один из методов решения проблем взаимодействия между странами - это развитие социально направленных видов туризма как важной и необходимой части украино-российских отношений. Уже на протяжении многих лет реализуется программа отдыха и оздоровления населения, в особенности детей и подростков северных регионов России на курортах Крыма.

С целью максимально эффективного использования туристско-рекреационного комплекса Крым, для увеличения доходов, удовлетворения потребностей украинских и российских туристов использовать возможность объединения усилий в начале туристского сезона, по популяризации богатого рекреационного туристского потенциала Крыма.

Таким образом, подчеркивая, основные задача правительства Автономной Республики Крым, необходимо отметить привлечение инвестиций в отрасль, создание конкурентоспособного продукта и продвижение его на рынке.

Крым обладает всем необходимым для развития туризма: море, горы, лес, удивительный климат, памятники разных культур. Однако, по сравнению с советским периодом, когда Крым был всесоюзной здравницей, и периодом с 1991-2013 гг, когда основными посетителями курорта являлись граждане России, становится очевидным, что Крым терял свои позиции на рынке туризма. Являясь необычайно привлекательным туристским регионом, Крым испытывал проблемы в развитии туризма, характерные для всех стран бывшего СССР. Невозможность раскрыть весь свой потенциал, из-за недостатка средств в бюджете Украины, низкий уровень предоставляемых услуг, несоответствие цены и качества, недостаток профессионалов в сфере туризма и услуг, ограничение информации и отсутствия рекламной поддержки – все это тормозило развитие Крыма как туристского центра. К примеру, на сегодняшний день, более 90% материальной базы соответствует современным требованиям, а туристский потенциал Крыма используется почти на 100%. Цены доступны и соответствуют качеству предлагаемых услуг. Вложение государственных инвестиций позволяет развивать отрасль и создавать конкурентноспособный продукт. При этом, совершенно очевидно, что туризм, как отрасль народного хозяйства Крыма, является очень прибыльным и постоянным источником дохода. Кроме того, туризм ускоряет развитие ряда отраслей экономики: строительства, производства товаров повышенного туристского спроса (развитие и производство сувениров, ювелирной промышленности, полиграфической базы, специализированной на издании литературы для туристов). Туризм – один из основных источников создания рабочих мест. Крым является одним из главных курортных регионов страны, поэтому необходимость развития региона в этой сфере очевидна не только для специалистов отрасли, но и для руководства полуострова. Стратегическая цель развития региона заключается в создании конкурентноспособного продукта на мировом рынке, способного максимально удовлетворять туристические потребности населения страны, обеспечить на этой основе комплексное развитие территорий и их социально-экономических интересов при сохранении экологического равновесия и историко-культурного наследства. Осознавая необходимость полной модернизации инфраструктуры отдыха и лечения, правительство пытается найти возможности для привлечения инвестиционных средств.

Но одной из важнейших проблем социально - экономического развития отдельных регионов РФ и всей страны в целом является обеспечение устойчивого экономического роста и повышение на этой основе уровня жизни населения. Решение этой проблемы зависит от многих факторов, в том числе от производительных возможностей работников, основанных на их здоровье и физическом состоянии. В этом отношении важную роль играет сфера туризма и рекреации, не только оказывающая стимулирующее воздействие на работников, но и влияющая на функционирование ключевых секторов экономики: транспорт, связь, торговлю, строительство, сельское хозяйство, производство товаров массового потребления. Развитие рекреационно-туристического комплекса (РТК) обеспечивает создание дополнительных рабочих мест, улучшение инвестиционного климата, активизацию предпринимательской деятельности.

Общемировые тенденции развития туризма и рекреации подтверждают, что эта отрасль при соответствующих условиях может стать катализатором оздоровления экономики как страны в целом, так и конкретных регионов. Во многих регионах, наряду с агропромышленным комплексом, туризм и рекреация относятся к отраслям хозяйственной специализации. И Крым, располагая огромными, во многом уникальными, возможностями для туризма, начинает выходить на мировые уровни туристского бизнеса. В целом, существующие методы и сложившаяся структура управления рекреационно-туристическим комплексом во многом соответствуют изменившимся условиям его функционирования, что становится огромным катализатором на пути его дальнейшего более успешного развития.

Рекреационно-туристический комплекс Крыма - это совокупность связанных между собой отраслей и предприятий, объединенных общей целью круглогодичное использование курортов полуострова в целях восстановительного лечения, медицинской реабилитации и оздоровления населения РФ, ближнего и дальнего зарубежья, а также создание конкурентоспособного туристического продукта на основе эффективного использования природных, лечебных, социально культурных и производственно-экономических ресурсов региона. Основной целью развития курортно - рекреационного и туристического комплекса Крыма является формирование конкурентоспособного на мировом и национальном уровнях туристического продукта на основе эффективного использования рекреационного потенциала Крыма (Рис.2.).

Выводы

В работе на основе анализа турстско-рекреационных ресурсов Республики Крым, мною была создана картосхема туристско-рекреационного потенциала территории района. Республика Крым является курортным регионом, следовательно туризм – это основная отрасль в экономике республики. В данной работе мною был проведен анализ состояния туристско-рекреационного потенциала Крыма, определены основные проблемы развития отрасли и рассмотрены методы их решения. Крымский полуостров нуждается в целенаправленной политике развития туризма и рекреации на долгосрочную основу. В Крыму заключены все возможности для развития туризма. Огромное количество памятников культурно-исторического наследия, свыше 11,5 тысяч памятников истории, культуры и архитектуры, относящихся к различным историческим эпохам, цивилизациям, этносам и религиям. Разнообразный ландшафт и природно-климатические условия, грязи и источники. Наличие деловых центров в сочетание с возможностью приятного отдыха все эти факторы в совокупности играют огромную роль. Формирование и развитие туризма зависит от эффективности туристской политики в Крыму, закрепление его положительного имиджа как, привлекательного места туристского назначения, наращивания материально технической базы региона, а так же финансирование со стороны государства и частных инвесторов.

Литература

1. Румянцев A.M.,. Инструментарий экономической науки и практики./ А.М. Румянцев, Е.Г. Яковенко, С.И. Янаев - М.: «Знание», 1985. – 225с.
2.Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. Учеб. пособие. / Под ред. А.П. Градова. 4-е изд. испр. и дополненное. СПб., 2003.- 490 с.
3. Козырев В.М. Туристская рента. / В.М. Козырев - М.: Финансы и статистика,2003.–156с.
4. Приоритеты и перспективы научных исследований международного туризма в ХХI веке. Труды Международной туристской академии. Вып.-М.,2010.–315с.
5. Зорин И.В. Энциклопедия туризма. /И.В.Зорин, В. А. Квартальнов - М.:«Финансы_и_статистика»,2001.–450с.
6. Гуляев В.Г. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник /Российская международная академия туризма./ В. Г. Гуляев, И.А. Селиванов -М.:Советский_спорт,2008.–250с.
7. Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды V Междунар. науч.-практ. конф. МГУ им. М.В. Ломоносова. Геогр. фак-т, Москва, 28-29 апреля 2010. - СПб.: Д.А.Р.К., 2010. – 112 с.
8. Боголюбов В.С. Факторы и условия устойчивого развития системы туризма: региональный аспект./В. С. Боголюбов, С.А. Севастьянова - СПб.:Изд-во«Инфо-да»,2005.–346с.
9. Севастьянова С.А. Методологические основы развития и системного управления туризмом в регионе./С.А. Севастьянова - СПб.: СПбГИЭУ, 2005.-209с.
10. Йеннер Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента[Текст] / Т. Йеннер - Проблемы теории и практики управления. - 1999. - №2.- С 6-8.

11. Шумской В.М. «Социально - экономическая география» /Под редакцией В.М. Шумского, А.В. Супрачева. - Симферополь - НАТА, 2006г.- 345 с.

12. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации./М. А. Жукова. - М., Финансы и статистика, 2002. – 120 с.

14. Зорин И.В. Энциклопедия туризма./ И. В. Зорин, В.А. Квартальнов - М., Финансы и статистика, 2003. – 233с.

15. Квартальнов В.А. Туризм. /В. А. Квартальнов - М., Финансы и статистика, 2001. – 210 с.

16. Прогулка по Крыму. Путеводитель. - Киев, Балтия Друк, 2003. – 56 с.

17. Республика Крым. Путеводитель. - М., Издательский дом СИМРН-ПРЕСС ЭДИТОРИАЛ УРСС, 2000. – 45 с.

18. Самые популярные курорты России, Абхазии и Крыма. Справочник. - М., Вече, 2004. – 98 с.

19. Стрельцов В.М. Крым, кто ты и чей ты./ В. М. Стрельцов - Алушта, ОАО «Алуштинская городская типография», 2003.- 56 с.

20. Хорошкевич А.Л. Русь и Крым. От союза к противостоянию. Конец XV – начало XVIII вв. /А.Л. Хорошкевич - М., ЕДИТОРИМ УРСС, 2001. - 268 с.


Кошелева Анна Игоревна
к.э.н., ст. преподаватель
[email protected]

Мирзоев Иса Фаиг-Оглы
студент
Россия, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
[email protected]

Аннотация

Основной целью статьи выступает поиск на основе проводимых исследований туристско-рекреационного комплекса Республики Крым механизмов интенсификации развития туризма в регионе в переходный период, который в силу своих особенностей создает предпосылки для выхода данной отрасли на качественно новый уровень. Авторы проводят сравнительный анализ рынка туристических услуг Крыма до и после вступления в состав РФ, исследуют проблемы государственного регулирования туристской деятельности Республики Крым в переходный период, рассматривают международный опыт развития туристской индустрии в регионах со схожими туристско-рекреационными ресурсами. В качестве основных механизмов интенсификации туристской индустрии Республики Крым предложены методика формирования туристско- рекреационных кластеров, а также проект единой концепции развития экологического туризма в регионе на базе создания и внедрения зеленых маршрутов.

Ключевые слова

туристско-рекреационный комплекс, Республика Крым, переходный период, государственное регулирование, туристский кластер, экологический туризм.

Рекомендуемая ссылка

Кошелева Анна Игоревна, Мирзоев Иса Фаиг-Оглы

Механизмы интенсификации развития туризма в Республике Крым в переходный период// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 4502. Дата публикации: 2016-02-06 . Режим доступа: https://сайт/article/4502/

Kosheleva Anna Igorevna
Candidate of Sciences (Economics), Senior Lecturer
[email protected]

Mirzoev Isa Faig-Ogli
Student
Russia, Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov
[email protected]

Abstract

The main purpose of the article is the search of the mechanisms of tourism development intensification in the Republic of Crimea during the transitional period, which, by its nature, creates prerequisites for entering the industry on a qualitatively new level. The authors conduct a comparative analysis of the tourist market of Crimea before and after the entry into the Russian Federation, research the problems of state regulation of tourism sector of Crimea in the transition period, consider the international experience of tourism development in regions with similar tourist-recreational resources. As the basic mechanisms of tourism development intensification in the Republic of Crimea the authors introduce the technique of formation of tourist-recreational clusters and the project of a unified concept of ecological tourism development in the region based on the creation of green routes.

Keywords

tourist-recreational complex, Republic of Crimea, the transitional period, state regulation, tourism cluster, eco-tourism.

Suggested Citation

Kosheleva Anna Igorevna , Mirzoev Isa Faig-Ogli

Mechanisms of tourism development intensification in the Republic of Crimea in the transition period. Regional economy and management: electronic scientific journal. . Art. #4502. Date issued: 2016-02-06. Available at: https://сайт/article/4502/


Введение . После политического кризиса на Украине в начале 2014 года население Крыма приняло судьбоносное решение — воссоединиться с Российской Федерацией. Сегодня это полноправный регион нашей страны, не лишенный, однако серьезных проблем. Переходный период, представляющий из себя постепенную интеграцию новых субъектов (Республики Крым и г. Севастополя) в правовую, экономическую и политическую сферы России, крайне важный момент для дальнейшего развития полуострова. Вместе с тем, среди первостепенных задач стоит решение вопроса стратегического развития одной из самых перспективных статей бюджета Республики Крым, а теперь и России в целом — туризма.

Анализ последних исследований и публикаций. В научной литературе за последний год появилось множество публикаций, в которых представлены результаты, как комплексных исследований туристско-рекреационного комплекса Республики Крым, так и отдельных аспектов развития туристской сферы данного региона. Среди прочих можно выделить монографию «Концепция развития туристско-рекреационного потенциала Крыма» под редакцией проф. Лайко М.Ю. , в которой представлен глубокий анализ инфраструктурных составляющих индустрии гостеприимства и туризма Республики Крым и предложены научно-методические основы модернизации неэффективных в настоящее время объектов. В монографии исследуются возможности повышения эффективности работы гостиничных предприятий на основе внедрения методик управления доходами, сегментации, прогнозирования, работы с каналами распределения; предлагаются механизмы совершенствования транспортно-логистической составляющей туристско-рекреационной сферы Республики Крым на основе создания региональной управляющей компании на базе государственно-частного партнерства; представлена концепция устойчивого развития туристско-рекреационного потенциала Крыма .

Следует заметить, что научные разработки значительно способствуют повышению эффективности развития туристско-рекреационного комплекса Республики Крым. Однако в виду динамично меняющейся экономической среды, а также на основе исследования результатов функционирования туристского сектора полуострова в составе РФ необходимо дальнейшая разработка и исследование основных проблемных вопросов такого стратегически важного для Крымского полуострова сектора экономики как туризм.

Постановка проблемы. При всем богатстве региона туристско-рекреационными ресурсами большое количество проблем не позволяет данному направлению экономики эффективно развиваться. В связи с этим актуальность приобретает поиск на основе проводимых исследований туристско-рекреационного комплекса механизмов интенсификации развития туризма в регионе. Переходные периоды в экономике рассматриваются как структуры, порождающие новые, ранее неизвестные формы общественных отношений, видов деятельности . Существенные изменения в экономике переходных периодов объясняются предельным обострением существующих социально-экономических проблем, повышенным вниманием со стороны органов государственной власти . В связи с этим любой переходный период в экономике может стать возможностью для выхода на качественно новый уровень ее развития, раскрыть перспективные направления для интенсификации развития отдельных отраслей экономики.

Изложение основного материала исследования.

Сравнительный анализ рынка туристических услуг республики Крым до и после вступления в состав РФ.

С самого распада СССР и до воссоединения Крыма и России наблюдалась колоссальная тенизация туристкой экономики: на первое место вышел не поддающийся контролю со стороны государств частный сектор, остававшийся свободным от учета не только налоговыми структурами, но и в плане координации качества предоставляемых туристских услуг. В итоге, санаторно-курортный аспект отдыха на полуострове был вытеснен пляжным туризмом неорганизованного характера. Украинское же государства вполне устраивало подобное положение вещей, поэтому с их стороны для развития и выхода из тени туристической отрасли региона не производилось никаких шагов. Подобная ситуация с приходящим в упадок туризмом без инвестиций и кого-либо государственной поддержки продолжалась вплоть до весны 2014 года и воссоединения Крыма с Российской Федерацией. «В этом году ситуация такова, что 80% туристов останавливается в коллективных средствах размещения, а 20% – в частных. Этого давно не было в истории крымского полуострова и связано с тем, что санаторно-курортные учреждения заключили договора о направлении отдыхающих с государственными и корпоративными учреждениями Российской Федерации» сообщила по итогам 2014 года министр курортов и туризма Крыма Елена Юрченко. Данный шаг со стороны нашего государства является одним из этапов по воплощению в действительность целенаправленной политики по развитию Крымского региона, основные положения которой изложены в Стратегии по развитию Крыма до 2020 года.

До вступления Крыма в состав РФ львиную долю отдыхающих Крым принимал из Украины. Это была целенаправленная политика властей, не обременявших себя лишними тратами и привлечениями инвестиций в обветшавшую и изжившую свое инфраструктуру полуострова. Соответственно, иностранных туристов, не относящихся к странам СНГ, в регионе почти не было. Крайне низкий уровень сервиса и отсутствие условий, к которым они привыкли, отталкивали даже гипотетических желающих. В итоге, Крым превратился в курорт исключительно местного значения, на котором привыкли отдыхать преимущественно украинцы. И такое положение дел сохранялось вплоть до сезона 2014 и воссоединения Крыма с Российской Федерацией. Несмотря на резкое падение туристического потока украинских туристов (с 65% в 2013 году до 5% в 2014 году и сохранение их такого же незначительного количества в 2015 году), в целом серьезного падения спроса на Крым со стороны отдыхающих не произошло, поскольку туристы из России оперативно заместили вакантные места в отелях (в 2013 году их было 26% от общего числа отдыхающих, а в 2014 году стало 93%, в 2015 году чуть выросло до 95%) .

С изменением состава отдыхающих поменялись и приоритеты: если для украинских туристов основной и единственный критерий услуги — это ее цена, то для более обеспеченных туристов из России цена также важна, однако она не является первостепенным ориентиром. Данная группа отдыхающих привыкла к уровню обслуживания ведущих курортов мирового уровня. Они готовы заплатить более высокую цену за тур, однако и получить за это желают более проработанный и профессиональный продукт. Данная взаимосвязь действует и в обратную сторону: большинство туристов из России не устроят даже очень дешевые услуги ненадлежащего качества . И чем быстрее туристические предприятия Крыма уловят эту новую тенденцию рынка, тем более успешную нишу в своей сфере они смогут занять.

На сегодняшний день материально-техническая база объектов инфраструктуры гостеприимства Республики Крым, ассортимент и качество услуг отстают от мирового уровня, что снижает конкурентоспособность данного региона на международном рынке . Пользуясь статистическими данными, посвященным объектам размещения, важно отметить, что данные разнятся в зависимости от источника. Основываясь на сведениях, предоставляемых Министерством курортов и туризма Крыма, на территории региона находится 825 учреждения санаторно- курортной и гостиничной направленности. Среди них предоставлением специального санаторно-курортного сервиса или услуг оздоровительной направленности занимаются 467 учреждений. Оставшиеся 358 учреждений предоставляют услуги размещения. Также в Крыму располагаются 92 оздоровительных лагеря для детей. Госкомстат Украины же располагает иными сведениями (1225 средств размещения — это общая численность, куда входят 748 отелей и гостиниц) . В других источникам можно найти иные цифры, что говорит о слабой изученности всего состава и структуры средств размещения в регионе.

На данный момент в существующих гостиницах номерной фонд оценить сложно, поскольку руководство отелей на пике сезона идут на хитрости, внося дополнительную кровать и мебель в номера, дабы превратить двухместные номера в трех- или даже четырехместные. Такая же практика распространена и в детских оздоровительных учреждениях.

Основываясь на статистических данных из разных источников, количество средств размещения с какой- либо категорией составляет 271, количество же средств размещения без категории — 684, то есть в 2,5 раза меньше. Распределяются они по категориям в следующем порядке: 5 звезд – 1,1%, 11,1% – 4 звезды, 32,8% – 3 звезды, 38% – 2 звезды и 17% – 1 звезда .

Исходя из исследований, можно заключить, что гостиничная база Крыма имеет серьезный перевес в сторону средств размещения низкой категории. Это было выгодно для бюджетных украинских туристов, для которых вопрос цены всегда превалирует на другими показателями. Сравнивая же с Россией, на такой же протяженности сочинского берега пятизвездочных гостиниц там около 2% от всей гостиничной базы, причем также ощущается их острая нехватка. Причем если в Сочи преобладают гостиницы класса 3 звезды, то в Крыму в основном встречаются гостиницы класса 1-2 звезды и без звезд.

Кроме того, на территории полуострова остро стоит проблема сезонности, который, надо заметить, различен в зависимости от типа и направленности средств размещения. Например, для гостиничных и подобных учреждений сезон составляет три месяца, а для лечебно-оздоровительных средств размещения — пять месяцев, и лишь менее 40% имеют круглогодичный характер деятельности. Средний коэффициент сезонности в Крыму составляет 0,45. Данный показатель отмечает величину изменения продаж по сравнению со среднегодовыми. В данном случае коэффициент меньше единицы, что говорит о большом количестве месяцев в году с низкими показателями продаж. Подобное значение характерно для курортов с ярко выраженной сезонной направленностью.

Большой дисбаланс демонстрирует распределение объектов оздоровительной направленности, в своем подавляющем большинстве сконцентрированные в Ялтинском и Евпаторийском районе. Неблагоприятной тенденцией последних двадцати лет является уменьшение роли лечебных процедур в структуре предоставляемых услуг и, соответственно, рост развлекательных и оздоровительных мероприятий .

По официальным данным, на территории Крыма находится 38 кемпингов, однако в большинстве своем это палаточные городки, пусть и на берегу моря. В них присутствует минимальный набор удобств, к чему бюджетные европейские туристы, например, совершенно не готовы. Говоря о потребностях и желаниях туристов, выделяется тенденция превалирования аренды дома или комнаты (койко- места) в частном секторе.

Проблемы развития транспортной инфраструктуры на сегодняшний день самые многочисленные, материально затратные, но и наиболее важные, так как без тщательно продуманной логистики невозможно качественное предоставление туристических услуг. Однако позитивные результаты в данном направлении говорят о глубокой заинтересованности государства в решении данного вопроса.

В настоящее время без каких-либо осложнений попасть в Крым можно лишь двумя путями: используя паромную переправу через Керченский пролив или авиатранспортом. Однако обе эти транспортные артерии в течении многих десятилетий были лишь дополнительными. Они не рассчитаны на большой поток пассажиров, что создало транспортный коллапс в 2014 году. За первое полугодие 2014 года отмечен рост числа туристов, прибывших в Крым через паромную переправу (в 2,8 раза) и авиатранспортом (в более, чем в 2 раза) . Сами же украинские граждане в своем подавляющем большинстве практически не посещают полуостров в туристических целях. В Крыму существует три международных аэропорта: аэропорт Симферополя, аэропорт Керчь и Аэропорт Бельбек (является аэропортом смешанного типа, на данный момент там базируются военные самолеты), однако летом 2014 года для авиаперевозок был доступен лишь аэропорт Симферополя.

Обзор