Памятники природы краснодарского края. Памятники природы: охрана и правовой режим

Памятники природы - это уникальные природные объекты (водопады , пещеры , живописные скалы и т. д.) или мемориальные природные объекты (например, лиственница в усадьбе Ярополец , под которой отдыхал А. С. Пушкин ).

Заповедные участки леса выделяются лесниками как эталонные (типичные) или уникальные лесные территории, имеющие значение для сохранения и воспроизводства определенных растительных формаций. Их посещение обычно входит в маршруты экологическоготуризма .

Национальные парки и заповедники - особые виды ООПТ, которые имеют администрацию, в функцию которой входит организация как природоохранной , так и рекреационной деятельности. Значение рекреационной деятельности в них различно: в заповедниках доминирует природоохранная функция и ограниченно - познавательная рекреационная, в национальных парках обе функции имеют равное значение.

Национальные парки - это природоохранительные учреждения, территории (акватории ) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, предназначенные для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях. Задачей национальных парков наряду с природоохранной функцией является создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях. При этом предусматривается разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим охраны с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей

Культурное наследие: состоит из таких аспектов прошлого, которые люди сохраняют, культивируют, изучают и передают следующему поколению. Эти достижения воплощены в материальных формах, таких, как, например, здания, и в нематериальных формах, например, в различных видах исполнительского искусства. Культурное наследие - это то, что приобрело ценность в прошлом и ценность чего ожидается в будущем. Поскольку эта ценность и её ожидания изменяются с течением времени, это утвердило само культурное наследие в качестве субъекта динамического изменения.

Культурное достояние: относится к местам, структурам, объектам и природным ландшафтам, имеющим археологическую, историческую, религиозную, эстетическую или иную культурную ценность.

Культурные ландшафты: природные ландшафты с культурной ценностью, такие, как сознательно созданные территории (парки, усадьбы, имения); ландшафты, которые были вовлечены в определенный род деятельности или занятий людей, в результате которых данные территории и были сформированы (сельские исторические округи или сельскохозяйственные ландшафты); территории, которые имеют ценность в силу своей связи с историческим событием, деятельностью или личностью (места сражений или дома выдающихся личностей).

Материальное или «построенное» наследие: здания, исторические памятники, объекты и сельскохозяйственные пейзажи.

Живое или «экспрессивное» наследие: социальные практики, жизнь в сообществе, ценности и верования, формы выражения, такие, как язык, искусства и ремесла, музыка, танец, поэзия и литература.

Культурная значимость: используется для оценки ценности объекта или места. Она включает в себя эстетическую, историческую, научную (исследовательскую), социальную или экономическую ценность.

Культурная свобода: относится к правам группы людей следовать или усваивать по собственному выбору способ жизни, говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию и участвовать в культурной, социальной и экономической жизни по собственному выбору. Устойчивое развитие: развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего, не лишая возможности будущих поколений удовлетворять собственные нужды.

Уникальные историко-культурные территории - это целостные пространственные образования, основное социальное предназначение которых состоит в воспроизводстве условий, обеспечивающих сохранность наиболее значимых объектов и явлений человеческой истории и культуры. Как правило, уникальные территории составляют каркас региональных систем наследия. В большинстве стран мира основу этого каркаса составляют природные резерваты, исторические города, крупные историко-культурные музеи-заповедники, но чаще всего региональные и национальные парки, сочетающие элементы природного и культурного наследия.

Существует 3 подхода к пониманию памятников культуры:

    Онтологический: памятник единичен, неповторим. Дмитриевский собор во Владимире, Церковь Преображения в Кижах (построены без единого гвоздя)

    Гноссиологический: памятник – источник познания. В XIX и XX вв. этот подход был одним из основных.

    Аксиологический: аксиология – наука о ценностях. Памятник отражает отношение общества, которое базируется на устойчивых интересах.

Преднамеренные памятники – созданы специально, носят очень сильное идеологическое значение, фиксируют историческое событие.

Пример: Храм Христа Спасителя. Изначально возводиться в честь русского народа, победившего в войне 1812 г. Архитектор Константин Тон . Пример русско-византийского стиля архитектуры. Символ нации, национального единства. Взорван в 1931г. Восстановление, начавшееся в 1994 г., является символом покаяния, возвращение к церкви.

Социальная проблема.

Общество, идущее вперед, разрушает памятники. Происходит переоценка того, что называть памятником. В советский период разрушаются памятники середины XIX в., т.к. они являются символами единения народа.

В XX в. в результате Второй Мировой войны многие памятники были разрушены. Встал вопрос экологии природы и экологии культуры. В 60-е гг. появляется проблематика сохранения и изучения памятников. Основная фигура – Дмитрий Сергеевич Лихаче. Он первый предложил термин экология культуры.

В результате ЮНЕСКО (отдел ООН по вопросам образования, науки и культуры) проводит ряд программ по сохранению мирового наследия.

Пример: работы в Нубии, перенос храма в Абу-Симбеле. В результате строительства асуанской плотины памятнику угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место. Кампания по спасению исторического наследия была начата в 1959 году. Сам процесс переноса происходил с 1964 по 1968 год. Храмы были разрезаны на блоки весом до 30-ти тонн (в среднем 20 тонн), перенесены на новое место и собраны заново. Новое местоположение храмов - в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.

1972г. Стокгольм. Конференция ООН по вопросам охраны окружающей среды. Было установлено, что человек несет ответственность за сохранение памятников.

1972г. Париж Конференция ЮНЕСКО, на которой была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975 г.). В ней сводятся вместе памятники природы и культуры. В конвенции также проявляется экология культуры (соединение природы и человека).

Также ЮНЕСКО вводит культурный ландшафт в список наследия.

Формы сохранения пространственных памятников природного и культурного наследия:

    Заповедник

    Исторический город

    Национальный парк – довольно новая для России форма (пример: Русский Север 1992 г. Вологодская обл., Кирилловский р-он, общая площадь=166,4 тыс. га)

В 1965г. был основан ИКОМОС после принятия Венецианской хартии 1964 года. Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС- это международная организация, члены которой стали тем самым «отрядом профессионалов», чья деятельность посвящена сохранению и охране культурно-исторических мест по всему миру. Совет осуществляет оценку объектов, предлагаемых к включению в Список всемирного наследия ООН. Штаб-квартира Совета находится в Париже .

В марте 2010г. основан петербургский филиал ИКОМОС.

Музей, сохраняя культурное и научное наследие, интерпретируя прошлое и настоящее, играет главную роль в культурной жизни практически всех стран. Однако современные музеи столкнулись с тем, что общество, сильно «испорченное» развитием высоких технологий, особенно глобальной сети Intеrnеt, которая позволяет найти ответ почти на все интересующие вопросы, даёт возможность совершать путешествия по городам, странам и музеям, не выходя из дома, требует от них кардинально нового во взаимодействии с реальным и потенциальным посетителем. Несмотря на доступность информации, потребность видеть своими глазами и памятники древности, и шедевры мирового искусства, и природные заповедники заставляет людей собираться в путь и становиться туристами.

В силу этого проблема «музей и туризм» приобретает в настоящий момент особую актуальность. Неслучайно многие музеологи выделяют ее в качестве приоритетной в XXI веке, подчеркивая значимость аспектов управления процессов взаимодействия музеев с индустрией туризма. Анализируя взаимодействие музея и туризма в современном мире, мы можем заметить, что оба эти явления глубоко взаимосвязаны друг с другом. В нынешних условиях туризм приобрёл поистине массовый характер и стал одной из форм проведения свободного времени не только элитной части общества, но и среднего класса, молодёжи и учащихся, что привело к формированию мощной индустрии досуга со своей инфраструктурой. Появляется необходимость определения в ней не только специфической роли музея, но и задач управления процессами межкультурной коммуникации. Обращает на себя внимание изменение отношения к туризму со стороны общества, в котором важное место занимают приоритеты в системе духовных ценностей. Туризм рассматривается как способ использования свободного времени, дающий большой простор креативному развитию личности. Он может иметь форму учебных поездок, разнообразных экскурсий, посещений фестивалей, участия в праздниках и т. д.

Одной из главных положительных сторон развития взаимодействия музеев с туризмом является расширение канала межкультурной коммуникации. Туристы всё больше обращаются к музеям, видя в них лучшее средство знакомства и понимания истории, культуры и жизни страны, региона или города.

Культурно-образовательные горизонты музея ценны тем, что человек не просто получает разнообразную информацию, но может удостовериться в ней с помощью музейных предметов, которые представляют собой социокультурные реалии, прошедшие ценностно-познавательный анализ, являющиеся подлинными свидетельствами, убедительным доказательствами исторического прошлого или настоящего национальной и мировой культуры. Туристы обращаются к таким институтам, как музеи, не только, чтобы узнать подлинную правду об ушедших или иных мирах, но и чтобы найти и оценить свое собственное место в культуре.

Очевидно, что в XXI веке роль музея в туризме, предопределенная феноменом музейного предмета и музейной среды, будет трансформироваться, наполняясь новым содержанием и обретая новые черты. Это приведет к изменению границ и смыслового содержания взаимодействия музея и туриста в процессе межкультурной коммуникации.

Факторы, определяющие развитие этого процесса:

1. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник социальных новаций. В современном обществе в связи с проходящими в нем процессами диверсификации культура постепенно утрачивает связи со своей изначальной средой, становясь всеобщей, более открытой и доступной благодаря интенсивному развитию информационных технологий и средств связи, что является проявлением всеобщей тенденции глобализации.

2. В прошлом, индивид, появившись на свет, заставал определенную структуру культурных ценностей, которая не менялась с течением столетий. Теперь на протяжении одной жизни чередуются несколько культурных эпох. Это предопределило последовательную и радикальную переоценку просветительной модели культуры. Возникают новые модели, во многих отношениях противоположные прежней, показывающие принципиально иное понимание культурных феноменов. Это связано с необходимостью противостояния глобализации и сохранения культурной идентичности.

3. В современном мире туристическая индустрия представляет собой целый межотраслевой комплекс. В социально-экономической системе городов, регионов и стран музей или музейная сеть играют все более заметную роль. Усиление внимания к развитию туризма – общепризнанная мировая тенденция, ибо наряду с активным развитием культурных связей и контактов, характерным для процесса глобализации, все более возрастает интерес к богатству и своеобразию национальной культуры.

4. Музеи предоставляют туристам уникальную возможность, с одной стороны, расширения границ культурного пространства и осмысления социальной памяти, а с другой стороны, они создают условия активизации наблюдательных возможностей человека, стимулирования смелости в проведении сравнений и поиске аналогий, а также и моделировании многочисленных социокультурных ситуаций.

В современном мире музеям неизбежно приходится конкурировать с другими активно развивающимися учреждениями досуга. Стремясь стать более привлекательными для туристов и при этом не утратить основных функций, музеи ищут пути модернизации своей деятельности для решения проблем межкультурной коммуникации.

Своеобразным вызовом музеям в последние годы стали так называемые центры наследия, возникшие вследствие интенсивного развития туризма. Они представляют собой что-то среднее между тематическими парками и музеями. Центр наследия отличается от музея тем, что строит свою деятельность на основе темы, а не коллекций, используя технологии тематических парков с увлекательными аттракционами. Располагаясь как в старых зданиях (бывших церквях, заброшенных промышленных или складских помещениях), так и в новых, они в доходчивой и нетрадиционной форме рассказывают о местной истории, культуре, традициях и людях. Примером такого центра наследия может служить «Джорвик вайкинг сентер» в Йорке (Великобритания). Туристам предлагается пройти по культурно-временному туннелю, после чего он попадает в деревню викингов. Деревня была воссоздана на основе точных научных данных, полученных во время раскопок, проводившихся неподалёку. Воображение посетителей поражают оригинальные экспозиции, сопровождающиеся особыми звуковыми эффектами и запахами. Часто в подобные центры наследия приглашают людей, которые играют роль местных жителей и в то же время осуществляют охрану. Центры наследия привлекают большое число туристов, что связывают с тем, что там можно провести целый день вместе с друзьями или семьей и наравне с приобретением знаний и опыта, можно хорошо отдохнуть и развлечься.

Видя всё возрастающий интерес туристов к объектам «впечатления и переживания», многие музеи стали ориентировать свою деятельность на создание специальных культурных проектов, которые предусматривают осуществление в пространстве музея межкультурной коммуникации всех уровней: пространственно-временной, межнациональной и межличностной. Одним из примеров такого рода проектов может быть Царскосельский Карнавал в г. Пушкине (Санкт-Петербург). О масштабе данной акций свидетельствует количество участников (более 400 тысяч человек), а также разнообразие его программы, включающей Карнавальные Конкурсы, Парады и Шествия. Среди них: «царица карнавала», «царь карнавала», конкурс исторического костюма «дела давно минувших дней», конкурс экстравагантного костюма «третье тысячелетие карнавала», конкурс детских карнавальных костюмов «старая, старая сказка», конкурс карнавального костюма для собак «dog-карнавал», конкурс карнавальных зонтов «крыша мира», конкурс карнавальных тортов «пир на весь мир!», конкурс карнавальных балконов «бал балконов». Церемония закрытия карнавала традиционно проходит на территории Екатерининского парка музея-заповедника и заканчивается театрализованным представлением и фейерверком. Карнавал как символ смешения высокого и низкого, бытового и бытийного, смешного и грустного, национального и интернационального, прошлого и настоящего как нельзя более адекватно выражает суть кросскультурных контактов. Музей и турист, вовлеченные в «водоворот» эпох, культур, стилей и жанров, открывают новые грани возможностей межкультурной коммуникации.

Современный музей, реализуя познавательно-рекреационный потенциал, становится местом встречи и общения культур и индивидуумов. Диалог, перерастающий в полилог, является сегодня основной формой взаимодействия музея с человеком. Интенсивное развитие индустрии туризма и изменение роли и места музея катализирует развитие стратегических направлений и приоритетных видов их взаимодействия. Сегодня музеи, активно внедряя менеджмент и маркетинг, видят свою перспективу в использовании новейших технологий управления.

1Мотивация собирательства Э. Александером определяется: во-первых, потребностью физической безопасности человека: во-вторых, элементом социального различия; в-третьих, любовью к предметам и желанием их изучить; в-четвертых, потребностью оставить о себе память

Памятники природы, которые охраняет ЮНЕСКО Специализированное учреждение ООН по образованию, науке и искусству следит за сохранением памятников культурного наследия по всему миру. В эту категорию входят как самые выдающиеся архитектурные строение, созданные человеком, так и природные заповедники - во втором случае, специалистам ЮНЕСКО приходится прикладывать много сил, чтобы уберечь уникальные явления природы от разграбления и уничтожения нашей свободолюбивой расой. Специально для вас мы собрали 10 самых красивых памятников природы, которые входят в число особого охраняемых.

Сент-Килда

Шотландия Этот уникальный, изолированный архипелаг был населен небольшой группой гэльского населения - всех эвакуировали в течение Второй мировой войны. Теперь здесь расположена милитаризованная база и несколько команд ученых: Сент-Килда является домом для редчайших видов птиц и животных.

Горы Улинъюань

Китай Эта горная система находится на севере провинции Хунань. Своим обликом горы обязаны выветриванию песчаников. Именно здесь Кэмерон снимал свой «Аватар» - один из пиков был, впоследствие, переименован властями провинции в «Ура, Аватар!».

Ваттовое море

Акватория Северного моря Ваттом зовется мелководный морской участок, которых здесь находятся десятки. Естественные процессы функционируют здесь без малейшего вмешательства человека, почти вся территория этого необычного моря охвачена тремя национальными парками.

Дорога Гигантов

Северная Ирландия Уникальная местность представляет собой более 40 000 базальтовых колонн. Они соединились между собой в результате извержения вулкана, а древние племена уже придумали легенду о том, что по этим столбам пойдут на Рагнарек тролли.

Национальный парк Рапануи

Чили Весь мир знает это место благодаря уникальным статуям моаи: остров Пасхи считается чуть ли не самым загадочным местом нашей планеты.
Галапагосские острова

Эквадор

Именно здесь Чарлз Дарвин впервые задумался о теории эволюции: обилие флоры и фауны до сих пор делает Галапагосы местом паломничества каждого уважающего себя естествознателя.

Архипелаг Сокотра

Йемен Четыре острова и пара скал: один из самых изолированных в мире архипелагов, расположенный неподалеку от пиратского Сомали может похвастать обилием эндемичных видов фауны и флорой, которой нет больше нигде в мире.

Национальный парк Йосемити

США Три тысячи квадратных километров уникальных горных ландшафтов, гранитные скалы, водопады и секвойи: Йосемити по праву считается одним из лучших Национальных парков страны.

Национальный парк Тонгариро

Новая Зеландия Местные горы обожествляются живущими здесь народностями Маори: они связывают людей и всю природу острова.

Бухта Халонг

Вьетнам В этой бухте расположено более 3000 островов, что вполовину больше, чем живущих здесь людей. Туристы со всего мира ежегодно прибывают, чтобы приобщится величественной природе этого места. Москва – это один из самых озелененных мегаполисов мира. Почти треть ее территории отдана природному комплексу, а около пятой части занимают нерукотворные природные ландшафты. Природа города – это ценнейший ресурс для его жителей. Она способствует оздоровлению окружающей среды, позволяет людям отдохнуть на свежем воздухе, не совершая дальних поездок, дает возможность детям гармонично развиваться и познавать мир, да и просто радует глаз. Такие «зеленые острова » как Серебряный бор, Битцевский лес, Измайловский парк придают Москве неповторимую красоту.

Но ценности природных территорий могут быть безвозвратно утрачены, если допустить их застройку или захламление, позволить тысячам отдыхающих разводить там костры, проезжать на автомобилях, оставлять мусор, уничтожать флору и фауну. Для сохранения московской природы правительством столицы принят закон «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» (от 26.09.2001 г. № 48).

Большой вклад в сохранение Особо Охраняемых Природных Территорий (ООПТ) вносят сами горожане, осознающие ценность и рекреационные возможности московской природы. За последние годы экологическая культура москвичей заметно выросла, они стали более уважительно и бережно относиться к природным территориям, помогать в их очистке и поддержании порядка, а главное – лучше соблюдать природоохранные правила во время посещения городских парков и заказников.

На природных памятниках Москвы преобладают естественные ландшафты, которые способны к самовосстановлению и саморегулированию, то есть не требуют постоянного ухода и обустройства. Режим особой охраны ограничивает на них хозяйственную деятельность (например, им не грозит застройка). К 2013 году под особую охрану взято 118 природных объектов общей площадью более 16 тыс. га. Перечислим их основные категории.

Для сохранения природных сообществ, памятников истории и культуры созданы природно-исторические парки : «Битцевский лес », «Измайлово »; «Косинский », «Кузьминки-Люблино », «Москворецкий », «Останкино », «Сокольники», «Покровское-Стрешнево », «Тушинский », «Царицыно».

Для сохранения уникальных природных ландшафтов , флоры и фауны также созданы природные заказники различного профиля: «Воробьевы горы», «Дегунинский», «Долина реки Сходни в районе Молжаниновский», «Долина реки Сетунь», «Теплый Стан», «Тропаревский», «Долина р. Сходни в Куркино».

Уникальные или типичные, но хорошо сохранившиеся природные объекты Москвы получили статус памятников природы. К 2013 году создано 100 памятников природы. В числе московских памятников природы есть валуны и обнажения, долины, истоки и устья рек и ручьев, болота, родники, овраги, участки леса, отдельные деревья, а также крупные природные объекты: система оврагов Каменная Клетва на Крылатских холмах, искусственный остров Серебряный Бор, Щукинский полуостров и пойменное урочище на реке Сходне – Тушинская чаша.

Настоящим природным богатством Москвы является национальный парк федерального значения «Лосиный остров». Это «музей природы под открытым небом». В заповедном лесу и болотных угодьях «Лосиного острова» обитают такие крупные млекопитающие, как лось, кабан, пятнистый олень, бобр, встречаются 125 видов птиц, на его территории произрастает более 800 видов растений.
Система особо охраняемых природных памятников Москвы , также включает в себя водоохранные зоны и другие объекты.
На особо охраняемых природных территориях города создана сеть эколого-просветительских центров, экологических маршрутов и троп, велосипедных маршрутов. Так «благоустроенная» городская природа привлекает все больше посетителей и любителей активного отдыха . Важно, чтобы негативное воздействие на природу с их стороны было сведено к минимуму - за счет строгого соблюдения природоохранных правил (о которых будет сказано ниже).
Главная цель режима особой охраны - сократить негативное воздействие человека на природные территории города . Важнее всего сохранить естественный ландшафт и почву. Ради этого на ООПТ запрещены строительство и земляные работы, разведение костров и поджоги сухой травы. Нельзя брать почву для выращивания растений, выкапывать ямы, сбрасывать и сжигать мусор. Запрещена езда на автомобилях и велосипедах (вне велодорожек): ведь их колеса повреждают грунт.
Следующая задача – сохранить деревья, кустарники, травы, и даже мхи и лишайники, создающие «каркас» природного сообщества . На ООПТ нельзя повреждать и собирать растения. Никаких букетов – иначе исчезнут самые красивые и оригинальные растения. Ягоды тоже пусть остаются на ветвях: ведь это будущий подрост и пища для птиц. За повреждение видов, занесенных в Красную книгу города Москвы предусмотрено более строгое взыскание. Нельзя даже «помогать» растениям без утвержденного плана: ведь посадка деревьев может нарушить сложившиеся биоценозы. Ходить следует только по тропам, чтобы не уплотнять почву над корнями и не вытаптывать растения.
Третья задача – помочь выжить диким животным . Их запрещено распугивать, ловить и убивать, разорять убежища и гнезда. Это касается не только зверей и птиц, но и, например, рыбы, лягушек, бабочек и прочих представителей фауны. На ООПТ нельзя выгуливать собак без поводка, производить шум, а в период гнездования птиц - осуществлять рубки ухода. Пикники устраиваются только на специально оборудованных площадках.
Четвертая задача – сохранить элементы благоустройства ООПТ : настилы троп, аншлаги, скамейки и т. д. При их проектировании приходится предусматривать устойчивость не только к дождю и ветру, но и к такой стихии как вандализм.
Эти правила определены законом города Москвы «Об особо охраняемых природных территориях» (№48 от 26.09. 2001 г.). Ответственность за их несоблюдение предусматривается Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.

Экология жизни: Специально для вас мы собрали 10 самых красивых памятников природы, которые входят в число особого охраняемых...

Специализированное учреждение ООН по образованию, науке и искусству следит за сохранением памятников культурного наследия по всему миру. В эту категорию входят как самые выдающиеся архитектурные строение, созданные человеком, так и природные заповедники - во втором случае, специалистам ЮНЕСКО приходится прикладывать много сил, чтобы уберечь уникальные явления природы от разграбления и уничтожения нашей свободолюбивой расой.

Специально для вас мы собрали 10 самых красивых памятников природы, которые входят в число особого охраняемых.

Сент-Килда

Шотландия

Этот уникальный, изолированный архипелаг был населен небольшой группой гэльского населения - всех эвакуировали в течение Второй мировой войны. Теперь здесь расположена милитаризованная база и несколько команд ученых: Сент-Килда является домом для редчайших видов птиц и животных.

Горы Улинъюань

Китай

Эта горная система находится на севере провинции Хунань. Своим обликом горы обязаны выветриванию песчаников. Именно здесь Кэмерон снимал свой «Аватар» - один из пиков был, впоследствие, переименован властями провинции в «Ура, Аватар!».

Ваттовое море

Акватория Северного моря

Ваттом зовется мелководный морской участок, которых здесь находятся десятки. Естественные процессы функционируют здесь без малейшего вмешательства человека, почти вся территория этого необычного моря охвачена тремя национальными парками.

Дорога Гигантов

Северная Ирландия

Уникальная местность представляет собой более 40 000 базальтовых колонн. Они соединились между собой в результате извержения вулкана, а древние племена уже придумали легенду о том, что по этим столбам пойдут на Рагнарек тролли.

Национальный парк Рапануи

Чили

Весь мир знает это место благодаря уникальным статуям моаи: остров Пасхи считается чуть ли не самым загадочным местом нашей планеты.

Галапагосские острова

Эквадор

Именно здесь Чарлз Дарвин впервые задумался о теории эволюции: обилие флоры и фауны до сих пор делает Галапагосы местом паломничества каждого уважающего себя естествознателя.

Архипелаг Сокотра

Йемен

Четыре острова и пара скал: один из самых изолированных в мире архипелагов, расположенный неподалеку от пиратского Сомали может похвастать обилием эндемичных видов фауны и флорой, которой нет больше нигде в мире.

Национальный парк Йосемити

США

Три тысячи квадратных километров уникальных горных ландшафтов, гранитные скалы, водопады и секвойи: Йосемити по праву считается одним из лучших Национальных парков страны.

Карась