Палац святой софии. Мечеть Айя-София в Стамбуле: фото, история храма, описание и интересные факты

Из многочисленных пожалуй, самой популярной и наиболее посещаемой является Собор (Стамбул). Местные жители называют его Айя София. Они с гордостью демонстрируют это грандиозное сооружение всем гостям, посещающим страну. И это не случайно. Собор в Стамбуле, фото которого красуется во всех рекламных буклетах турагентств, - великолепное строение с богатой историей, оригинальной архитектурой и самобытным оформлением внутренних помещений.

Стало свидетелем многочисленных исторических событий древнейшего Константинополя (нынешнего Стамбула), его история насыщена различными, нередко трагическими событиями - землетрясениями и разрушениями, пожарами и войнами. Тем не менее Собор выстоял и сегодня радует своим величием не только местных жителей, но и многочисленных гостей города.

Собор Святой Софии в Стамбуле: история создания

Многим покажется странным, что более 1000 лет это сооружение являлось крупнейшим храмом в православном мире. Первое строение на месте нынешнего Собора появилось в 360 году, в годы правления Константина. Сравнительно небольшая базилика была покрыта деревянной кровлей и имела соответствующую форму.

В 404 году, во время общественных беспорядков сооружение было сожжено. Феодосий II приказал его реконструировать в 415 году. Новая базилика имела пять нефов и тоже имела деревянную крышу. В 532 году, после народных волнений (восстания Ника), во времена правления императора Юстиниана было уничтожено и это здание.

О том, кто строил предыдущие храмы, не сохранилось достоверных данных. А вот имена создателей нынешней постройки хорошо известны. Это Анземиос и Исидорос. Собор Святой Софии в был возведен благодаря тому же Юстиниану. Архитектура нового сооружения существенно отличалась от ранее существовавших базилик.

Первый храм

Соборный храм заложили в 532 году, а уже спустя пять лет (в 537 г.) под его сводами прошло первое богослужение. Позднее Айя София стала постоянным местом коронования императоров Римской империи. В июле 1054 года в стенах этого храма представитель Льва IX (папы римского) - кардинал Гумберт и патриарх Михаил Кируларий отлучили друг друга от церкви (предали анафеме). Это событие стало причиной на католиков и православных.

Возведение мечети

В период между 1204 и 1261 годами Стамбул оккупировали крестоносцы. В это время и сам город, и церковь были серьезно повреждены. Завоевав в Константинополь, султан Мехмед начал устанавливать мусульманские порядки. Здание Собора хорошо укрепили, были установлены дополнительные столбы опор. Таким образом, появилась на этой земле мечеть Айя София. В годы правления султана Мехмеда было построено медресе - мусульманское учебное заведение, которое просуществовало до XVII века.

Создание музея

В XIX веке (1847-1849 гг.) в Соборе проводилась очередная реконструкция. Братья Фоссати, которые на то время были архитекторами, убрали отсек, где когда-то молились императоры. Он был расположен в северной части храма в небольшой нише, а слева пристроили михраб. В 1935 году Собор Святой Софии (Стамбул) был объявлен домом-музеем Мустафы Ататюрка.

С 2006 года, после многочисленных обращений верующих к правительству страны, в храме было разрешено проведение мусульманских обрядов. Церковные историки утверждают, что именно Собор Святой Софии в Стамбуле стал местом, где послы русского князя Владимира познакомились с идеей православной религии. Потрясённые красотой проводимой здесь службы, они посоветовали князю обратить в христианскую веру Святую Русь.

Как выглядит собор Святой Софии в Стамбуле?

Великолепный храм имеет форму продолговатого четырёхугольника. Он образует три нефа: один (средний) - широкий, два боковых - более узких. Базилика имеет четырехугольное средокрестие, которое венчает купол. Огромная купольная система храма является шедевром культовой архитектуры своего времени.

По мнению турецких исследователей, прочность стен Собора достигается за счёт добавления в раствор (строительный) экстракта сухих листьев ясеня. Центр широкого нефа, квадратного в основании, ограничен по углам четырьмя колоннами, которые подпирают огромные арки и покрыты плоским куполом (31 м). Его вершина находится в 51 метре от поверхности земли. Купол составляют радиальные арки. В его нижних частях, расположенных в межарочных промежутках, прорезано 40 арочных окон. Благодаря этому создается ощущение огромного светового пояса, расположенного в нижней части купола.

Даже по меркам современных строителей здание имеет весьма внушительные размеры -75х68 метров. Большинство архитектурных и технических решений, которые впервые были применены, когда строился Собор Святой Софии (Стамбул), в дальнейшем использовались в культовой архитектуре по всему миру.

Внутреннее убранство

Собор Святой Софии (Стамбул), краткое описание которого туристы могут найти в рекламных проспектах турагентств или в путеводителе по городу, особенно впечатляет своими огромными размерами при входе внутрь.

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких веков. Она всегда отличалась роскошью. Стены Собора полностью покрывали мозаики (как орнаменты, так и сюжетные композиции). Используемые при строительстве различные цвета мрамора, делают первые два этажа темно-серыми, практически черными. Ближе к куполу (в верхних ярусах) стены словно отливают золотом.

Главная особенность этого удивительного сооружения заключается в гармоничном сочетании мусульманской и православной религий. На четырех больших медальонах арабской вязью нанесены имена пророка Мухаммеда, Аллаха и первых халифов. Между медальонами находится православная фреска с ликом Богородицы.

Огромное впечатление на всех туристов производит посещение второго этажа храма. Отсюда Собор Святой Софии (Стамбул) выглядит еще более величественным. Здесь можно полюбоваться красотой этого древнейшего строения. На втором этаже можно увидеть знаменитые мраморные ворота. В свое время именно они отделяли основное помещение Собора от императорских комнат.

Мозаики

Ценнейшим элементом внутреннего оформления храма являются древние мозаики. Специалисты условно делят их на три исторических периода:

  • IX век (начало);
  • IX-X века;
  • конец X века.

В 1935 году начались реставрационные работы по восстановлению старинных православных фресок и мозаик. Историки особенно ценят изображение Божьей Матери (мозаичное), которое расположено на апсиде. Оно выполнена на золотом фоне. Одежды Богоматери темно-синего цвета. Это великолепное сочетание золотого с темно-синим подчеркивает дух византийского величия.

Удивительно хорошо сохранился апсид и алтарь, рядом с которыми можно видеть ложу султана. Во время богослужений здесь присутствовал правитель вместе с приближенными и сыновьями. Напротив была оборудована ложа для женщин из семейства султана. Важным элементом внутреннего убранства следует назвать огромные настенные панно, которые исполнены в классических для османской каллиграфии традициях.

К сожалению, на сегодняшний день мозаик сохранилось не очень много. На одной из них изображена Дева Мария с императором Иоанном II. В свое время этот правитель выделил огромные средства на строительство этого храма.

На что обратить внимание?

Место традиционной коронации императоров Византии - омфалион. Оно представляет собой мраморные окружности, расположенные на полу собора.

Плачущая колонна покрыта медью. В ней на небольшой высоте (на уровне роста человека) находится маленькое отверстие. Как гласит древняя легенда, если в отверстие вложить палец и загадать в этот момент желание, то оно сбудется непременно.

«Холодное окно» - еще одна достопримечательность древнего храма. Любопытно, что в самый жаркий день из этого окна дует прохладный, освежающий ветерок.

Среди мечети Айя-София следует отметить прекрасно сохранившийся михраб и алтарь в одной из апсид храма. Кроме того, к ним относится резной мраморный минбар, который был создан в XVI веке во времена правления султана Мурада III.

Туристов, наверняка заинтересует и отдельная ложа для муэдзина. Она обращена к Мекке - гробнице османских султанов. Большой интерес вызывает осмотр здания начальной школы, библиотеки, фонтана и центра для бедняков, которые построил султан Махмуд I в XVII веке.

Время работы

Если вы собираетесь поехать в Турцию, рекомендуем вам обязательно посетить Собор Святой Софии (Стамбул). Адрес этого удивительного памятника истории и архитектуры: Aya Sofya Sq., Sultanahmet, Istanbul, Turkey. Уверены, что вы останетесь довольны посещением этого великолепного сооружения.

Необходимо отметить, что своих посетителей ежедневно ждет Собор Святой Софии (Стамбул). Время работы немного меняется в зависимости от сезона. Летом (с 15.04 по 01.10) музей работает с 9.00 до 19.00, а зимой - с 9.00 до 17.00. Продажа билетов заканчивается летом в 18.00, зимой - в 16.00.

Стоимость посещения музея составляет тридцать турецких лир, а для юных посетителей (младше двенадцати лет) вход совершенно бесплатный. Курс лиры вы сможете уточнить в турагентстве непосредственно перед поездкой. Все, кто хочет посетить Собор Софии в Стамбуле, должны знать, что во время священного для всех мусульман месяца Рамадан храм не работает.

Как добраться?

Если вы собираетесь посетить музей самостоятельно (не в составе экскурсионной группы), то вам следует знать, как к нему добраться. Сделать это довольно просто, воспользовавшись городским транспортом. Вам понадобится автобус (маршрут Т4) либо скоростной трамвай (TR1). Остановка, которая вам нужна, называется «Султанахмет».

Желающие могут воспользоваться метро (Havalimani-Aksaray) от аэропорта Ататюрка до станции Zeytinburnu. Затем нужно пересесть в трамвай TR1, который и довезет вас до места. Если вы будете проживать в районе Сисли, то вам можно проехать на метро до станции Taksim.

Айя-София – святыня двух мировых религий и одно из великолепнейших сооружений на нашей планете. На протяжении пятнадцати столетий Святая София была главным святилищем двух великих империй – Византийской и Османской, пережив непростые повороты их истории. Получив в 1935 году статус музея, она стала символом новой Турции, вставшей на светский путь развития.

История создания Айя-Софии

В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 году император Юстиниан начал строительство великого храма, равных которому не знало человечество, чтобы прославить на веки имя Господне.

Лучшие архитекторы того времени руководили десятью тысячами рабочих. Мрамор, золото, слоновая кость для отделки собора Святой Софии привозились со всех концов империи. Строительство было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 году здание было освящено константинопольским патриархом.

Впоследствии Айя-София несколько раз страдала от землетрясений – первое случилось вскоре после окончания строительства и принесло серьезные разрушения. В 989 году землетрясение привело к обрушению купола собора, который вскоре был восстановлен.

Мечеть двух религий

Более 900 лет собор Святой Софии был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 году произошли события, расколовшие церковь на православную и католическую.

С 1209 по 1261 годы главная святыня православных христиан находилась во власти католиков-крестоносцев, которые разграбили ее и вывезли в Италию многие хранившиеся здесь реликвии.

28 мая 1453 года здесь прошло последнее христианское богослужение в истории собора Святой Софии, а на следующий день Константинополь пал под ударами войск султана Мехмеда II, и храм был обращен по его приказу в мечеть.

И только в XX веке, когда решением Ататюрка Айя-София была преобразована в музей, равновесие было восстановлено.

Святая София – уникальное религиозное сооружение, в котором фрески с изображением христианских святых соседствуют с начертанными на больших черных кругах сурами из Корана, а минареты окружают здание, построенное в стиле, типичном для византийских церквей.

Архитектура и внутреннее убранство

Ни одно фото не способно передать величие и строгую красоту Айя-Софии. Но нынешнее здание отличается от первоначальной постройки: не раз перестраивался купол, а в мусульманский период к основному зданию было пристроено несколько строений и четыре минарета.

Первозданный вид храма полностью отвечал канонам византийского стиля. Внутри храм поражает размерами больше, чем снаружи. Массивная купольная система состоит из большого купола, достигающего более 55 метров в высоту, и нескольких полусферических перекрытий. Боковые нефы отделены от центрального малахитовыми и порфировыми колоннами, вывезенными из языческих храмов античных городов.

От византийского убранства до наших дней дошло несколько фресок и изумительных мозаик. В годы, когда здесь располагалась мечеть, стены были замазаны штукатуркой, и ее толстый слой сохранил эти шедевры до наших дней. Глядя на них, можно представить, каким великолепием отличалось убранство в лучшие времена. К изменениям османского периода, не считая минаретов, относятся михраб, мраморный минбар и богато декорированная ложа султана.

  • Вопреки распространенному мнению, храм назван не в честь Святой Софии, а посвящен Премудрости божьей («софия» означает по-гречески «мудрость»).
  • На территории Айя-Софии расположено несколько мавзолеев султанов и их жен. Среди тех, кто похоронен в усыпальницах, немало и детей, ставших жертвами жестокой борьбы за престолонаследие, обычной для тех времен.
  • Считается, что Туринская плащаница хранилась в Софийском соборе до разграбления храма в XIII веке.


Полезная информация: как попасть в музей

Айя-София расположена в старейшем районе Стамбула, где находится много исторических мест – Голубая мечеть, Цистерна, Топкапы. Это самое значительное здание города, и не только коренные стамбульцы, но и любой турист расскажет, как пройти к музею. Можно доехать общественным транспортом на трамвайной линии Т1 (остановка Султанахмет).

Музей работает с 9:00 до 19:00, а в период с 25 октября по 14 апреля – до 17:00. Понедельник – выходной. В кассе всегда большая очередь, поэтому приходить нужно заранее, особенно в вечерние часы: продажу билетов прекращают за час до закрытия. Можно купить электронный билет на официальном сайте Айя-Софии. Вход стоит 40 лир.

Является одним из узнаваемых символов города и ежегодно привлекает тысячи туристов.

У собора интересная и длинная история: за полторы тысячи лет он был христианским храмом и мечетью, а в настоящее время является музеем с уникальными экспонатами и представляет собой памятник архитектуры.

Посещение собора Святой Софии в Стамбуле

Адрес , по которому находится Собор: площадь Айя София, квартал Султанахмет, район Фатих, Стамбул, (Ayasofya Square, Sultanahmet Fatih/İSTANBUL). Добраться до него можно на трамвае, курсирующем по маршруту «Эминеню-Зейтинбурну», а также на любом автобусе, который идет из районов Беязит или Эминеню в сторону Султанахмета.

В настоящее время объект работает в качестве музея по зимнему (1 – 15 апреля) и летнему (15 апреля – 1 октября) времени.

В первом случае часы работы – 09:00–17:00, во втором 09:00–19:00. Каждый понедельник, а также в первые дни Рамадана в музее выходные, в день праздника Курбан-Байрам Айя София открыта с 13 часов.

История создания

История этой церкви начинается примерно в 320-330 годах нашей эры, во времена правления императора Константина. Тогда это был христианский храм, который за последующие два века несколько раз перестраивался, хотя остатки самого первого комплекса частично сохранились и сегодня.

Возведение первого храма

Заложенный в начале IV века храм получил имя мученицы Святой Софии , а чуть меньше века спустя (в 404 и 415 годах) он два раза почти полностью сгорал в пожарах, но каждый раз восстанавливался. Возведенная на этом месте после второго пожара христианская базилика тоже простояла около века, а в 532 году также была уничтожена огнем.

После этого по велению императора Юстиниана I началась грандиозная стройка нового собора . В работе участвовали более 10000 рабочих, а в качестве материала использовался мрамор, слоновая кость, золото, серебро и другие самые дорогие материалы, которые только можно было найти в империи.

Христианским собором Святой Софии храм пробыл вплоть до XIV века, когда Константинополь был завоеван османами.

Строительство мечети

29 мая 1453 года османский султан Мехмед II официально провозгласил храм мечетью Айя София . В этом же году началась постройка четырех минаретов вокруг собора, дополнительно была проведена перепланировка: изначально алтарь собора был обращен на восток, теперь же потребовалось его убрать и перенести михраб в юго-восточный угол храма.

Интересно, что фрески с изображением христианских сюжетов не были уничтожены мусульманами и даже остались в храме, хотя и были заштукатурены.

Именно благодаря штукатурке эти фрески хорошо сохранились до настоящего времени.

Появление музея

Мечеть выполняла свои функции вплоть до 1935 года, затем в силу отделения религии от государства в Турции храм упразднили, отдав его здание под музей. В это же время была проведена реставрация интерьера , в том числе – с фресок была удалена штукатурка, а все элементы декора (как мусульманские, так и оставшиеся со времен Византийской Империи) также были реставрированы.

Несмотря на то, что сегодня Софийский Собор является одной из главных и посещаемых страны и столицы, принося в городскую казну хорошие деньги, с начала XXI века наблюдается активное выступление стамбульских общественных деятелей и даже некоторых политиков в пользу того, чтобы музей был закрыт а собор вновь стал храмом.

Интерьер Айя Софии — фото

Собор считается самым большим храмом, построенным за последние несколько тысяч лет (если не считать несколько греческих храмов, от которых сегодня остались лишь руины). Но привлекает туристов Айя София не этими масштабами, а уникальным оформлением и богатой отделкой как снаружи, так и внутри.

Наружное оформление

Параметры собора можно описать следующим образом:

  • длина – 100 метров;
  • ширина – 69,5 метров;
  • высота купола – 55,6 метров от уровня земли;
  • радиус купола – 31 метр.

Помимо мрамора, который был основным строительным материалом, строители собора также использовали специальные кирпичи, изготовленные из глины и песка, привезенные из с острова Родос. При своей легкости эти кирпичи отличаются высокой прочностью, поэтому за семнадцать столетий церковь не дала усадку. С архитектурной точки зрения собор представляет собой прямоугольную базилику классического типа.

Под основной, наземной частью сооружения, имеется подземная часть , которая по большей части затоплена грунтовыми водами. Несмотря на это во время реставрации удалось провести частичное исследование подземных помещений. В некоторых из них были найдены драгоценности и человеческие останки, которые предположительно принадлежат уже мусульманским знатным жителям Стамбула.

Также был обнаружен подземный ход, который ведет до подземной части другой местной достопримечательности – дворца Топкапы .

Но остались еще обширные неисследованные участки – работы можно продолжить только после откачки воды.

Частные спонсоры еще в 2010 году дали свое согласие профинансировать работу по откачке воды, но несмотря на официальное согласие на это властей, пока этот проект не реализован.

Внутренне убранство

В интерьере собора нет ни одной стены, которую не украшала бы мозаика из стекла , терракота, серебро или золото. Также здесь можно увидеть множество фресок, некоторые из которых сохранились лишь частично, но большинство уцелело благодаря османской штукатурке, которой они были в свое время покрыты.

По правой стороне от входа есть участок пола, покрытый разноцветным каменным орнаментом. Именно здесь когда-то проводился ритуал коронации императоров Рима . Внутри собора по периметру нижней галереи стоят 104 колонны, в верхней галерее их 64 – эти колонны изготавливались из мрамора в и транспортировались в Стамбул по морю.

Михрабы (специальные возвышения, выполняющие в мечетях те же функции, что и алтари в церквях) были установлены здесь в XVI веке, но при этом органично вписываются в общую картину и выглядят такими же древними, как и другие элементы. Это касается и сорока светильников, которые находятся в специальных нишах купола – они появились здесь в первой половине XVI века. До того момента помещение освещалось обычными свечами.

Мозаики

Мозаики являются ценнейшими объектами в соборе.


Ценные достопримечательности храма

В одной из колонн нижней галереи имеется ниша , в которой по легенде скрывался от османов один из священников, проводивший в 1453 последнюю христианскую литургию.

В этой нише есть отверстие, и согласно поверьям если вставить в него большой палец руки и, не вынимая его, провернуть ладонь на 360 градусов, исполнится любое желание (очевидно, выполнить это действие невозможно).

В одной из апсид (алтарное углубление) находится михраб, который был помещен сюда еще в XVI веке. Здесь же стоит минбар (трибуна, кафедра в мечетях), который появился в Айя Софии в то же время.

Выйдя во двор храма, можно увидеть экспозицию артефактов, элементов старинного декора и других предметов, которые обнаруживали исследователи во время реставраций и обследования подземной части собора.

Другие храмы турецкой столицы

В есть еще два храма, которые уступают Айя Софии по роскоши интерьера и масштабности постройки, но туристам стоит посетить и эти достопримечательности, так как они имеют не меньшее культурное значение .

Православный храм Св. Ирины

Эта церковь составляет часть архитектурного ансамбля дворца Топкапы. Храм святой Ирины изначально был лишь небольшой базиликой , которую построили в IV веке немного раньше возведения Софийского собора.

Храм Святой Ирины печально знаменит тем, что в 346 году здесь столкнулись в схватке представители разных религиозных конфессий, в результате чего было убито около 3000 религиозных служителей и простых людей.

В настоящее время храм работает в качестве музея , а время от времени в его стенах устраиваются выставки и концерты.

Церковь Святого Георгия

Церковь названа в честь Георгия Победоносца и была возведена в 1601 году. В то время район Фенер, где и возведена церковь, являлся единственным православным районом павшего в 1453 году Константинополя.

В 1614 году храм был частично реконструирован и расширен. В первой половине восемнадцатого века сильный пожар значительно повредил здание, но под покровительством Патриарха Иеремии III в 1720 году были проведены реконструкционные работы.

В 1738 году случился новый пожар, после которого церковь простояла заброшенной до 1797 года, до очередной реставрации.

Эти восстановительные работы стали последними, и с тех пор архитектура церкви осталась в неизменном виде.

Смотрите увлекательное видео о соборе Святой Софии:

Я думаю, что почти все туристы начинают свое знакомство со Стамбулом с пощади Султанахмет и расположенными на ней и вблизи нее достопримечательностями. Так поступили и мы. Впервые попав на Султанахмет, в первую очередь, мы обратили внимание на два возвышающихся строения — Голубую мечеть и собор Святой Софии (Айя-Софью в турецкой редакции). Попасть в Голубую мечеть нам сразу не удалось, так как она в дни Рамадана, в основном, закрыта для простых туристов, поэтому первое место, с которым мы познакомились в Стамбуле — это собор Святой Софии, тем более, что рассказ о нем мне запомнился еще со школьной скамьи и быстрее хотелось увидеть все воочию.

Дорожка ко входу в собор Святой Софии с площади Султанахмет.

К нашему большому удивлению, весь период нашего пребывания в Стамбуле возле популярных у туристов мест людей почти не было, и мы свободно проходили во все музеи. Так и здесь. При входе на территорию собора была небольшая группа туристов, однако ее было почти не заметно. Кстати, читая отзывы других туристов об экскурсиях в Стамбуле во время высокого сезона (апрель-июнь, сентябрь, Новый Год и Рождество), была очень удивлена фотографиями с огромными очередями во все главные достопримечательности. Поэтому, если вы путешествуете самостоятельно, езжайте смотреть город в низкий сезон — и отели будут дешевле, и доступ к достопримечательностям проще и спокойнее.

Собор Святой Софии в Стамбуле: часы работы, билеты, аудиогид

Попасть в собор Святой Софии можно купив билеты за 30 лир (дети до 12 лет проходят бесплатно) или музейную карту за 85 лир на три дня или 115 лир на 5 дней. Они продаются в специальных автоматах. Покупку сделать очень легко — интерфейс интуитивно понятный. Что это такое музейная карта и как с ней экономить я рассказала в посте . Однако сразу мы ее не купили, о чем потом чуть-чуть пожалели, а прошли в музей по билетам.

Войдя на территорию собора Святой Софии, мы столкнулись с тем, что познаний у нас особо о нем нет, все краткие описания и надписи на турецком и английском, а просто глазеть, не понимая что ты видишь, это глупо. Поэтому купили на входе аудиогида (по 20 лир на каждого) и пошли получать удовольствие.

Кстати, он интересно устроен: тебе выдают заламинированную карту собора с точками, к которым ты прикладываешь пульт-указатель и прослушиваешь информацию об этом месте. Оказалось, очень удобно.


1 - вход; 2 - императорские ворота; 3 - плачущая колонна; 4 - алтарь - Михраб; 5 - Минбар; 6 - ложа султана; 7 - Омфалос («пуп мира»); 8 - мраморные урны из Пергама; a - баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I; b - минареты султана Селима II

Стоит отметить, что Айя-Софья работает каждый день (кроме понедельника): в летний сезон (15 апреля — 25 октября) с 9.00 до 19.00, кассы закрываются в 18.00, в зимний сезон — с 9.00 до 17.00 и кассы закрываются в 16.00. Однако в первый день Рамадана музей закрыт, как впрочем и большинство в Стамбуле.

Что из себя представляет собор Святой Софии: история и краткое описание

Если вам не достался работающий аудиогид или просто не хотите тратить деньги, то полезным будет краткая историческая справка и небольшое описание всех достопримечательностей, которые может вам показать собор Святой Софии в Стамбуле.

На самом деле, собор в своем современном виде не первое культовое строение, построенное в Константинополе на этом месте. Сначала была базилика Константина, сгоревшая во время народного восстания в 404 году, потом базилика Феодосия, снова пострадавшая в результате восстания «Ника» в 532 году. Ее руины вы сможете увидеть перед главным входом в сегодняшний собор. Там есть остатки колонн, портика, лестницы, ведущей ко входу, ушедшему ниже уровня земли на 2 метра. Однако ничего, кроме описаний древних историков и этих нескольких камней не осталось, хотя эти две церкви также были достаточно велики и богато отделаны.

Собор Святой Софии в Стамбуле (а тогда еще Константинополе) в сегодняшнем своем виде приказал построить на месте разрушенной базилики император Юстиниан — один из ключевых правителей в истории Византийской империи. Как и само государство, его главный храм должен был стать величайшим и великолепнейшим из всех, когда либо построенных. Поэтому территория для строительства была очищена от старой застройки, привлечены самые известные архитекторы, из казны выделены сумасшедшие для того времени суммы (три бюджета империи), использовался труд 10 тыс. рабочих. Само строительство также велось быстрыми темпами — всего за 5 лет.

Интересно, что император для своего собора приказал свозить в Константинополь в качестве строительного материала архитектурные элементы известных древних храмов и сооружений. Поэтому в соборе Святой Софии поставлены колонны из порфира (багряного цвета) из храма Солнца в Риме, из зеленого мрамора из храма Артемиды в Эфесе, с руин городов Малой Азии и Сирии. Белый мрамор с острова Мармара, зеленый оникс с Эвбея, желтый и розовый мрамор из Северной Африки.

Кроме цветного каменного убранства, в интерьере собора использовано золото, серебро, слоновая кость. До разграбления собора Святой Софии, по свидетельствам очевидцев, в алтаре стоял золотой крест в два человеческих роста, богато украшенный драгоценными камнями и жемчугом. Пред ним висел еще один полуметровый крест, с тремя золотыми же лампадами.

По всем параметрам храм был великим — самый большой, самый дорого украшенный, самый красивый, с наибольшим количеством служителей.

Однако через несколько лет землетрясение обрушило часть стены собора, так как строители решили сэкономить время и средства на укреплении стен. После этого император приказал возвести поддерживающие столбы для купола, который оказался еще выше, чем был до этого. В истории Собора Святой Софии было еще несколько разрушительных землетрясений, в результате которых он укреплялся стенами, контрфорсами, перестраивался купол и постепенно утрачивал свой первоначальный вид.

Именно в соборе Святой Софии в тогда Константинополе произошло фактическое деление христианства на церкви западного (католического) и восточного (православного обряда) — Папа Римский и Патриарх Константинопольский предали друг друга анафеме.

Вместе с упадком Византии, терял свой лоск и храм. В 1204 году Константинополь взяли крестоносцы и разграбили собор. Именно в нем до этого времени хранилась Туринская плащаница — отрез ткани, в который был завернут Иисус Христос после распятия. Также они вывезли все драгоценное убранство. Только в 1261 году византийцы смогли отвоевать свою столицу, однако вернуть былую роскошь уже не удалось.

В 1453 году Константинополь завоевывает султан Мехмет II и делает из собора Святой Софии мечеть Айя-Софию теперь в Стамбуле. Известный архитектор достроил четыре минарета, которые кроме религиозной функции, укрепляли стены собора и препятствовали дальнейшему разрушению. Был достроен михраб (алтарь у мусульман), минбар (лестница, ведущая к месту, откуда вещает имам), султанская ложа, под куполом были установлены огромные медальоны, на которых золотом написаны имена Аллаха и пророков. Стоит отметить, что завоеватели бережно относились к собору-мечети — его постоянно реставрировали, султаны дарили дорогие подношения, на его территории были построены несколько медресе.

Одной из удивительных достопримечательностей собора являются его мозаики. Их сохранению помогло иконоборчество, как не странно, когда шикарные мозаики затерли штукатуркой. Сегодня реставраторы смогли восстановит только часть, но и то, что дошло до современности, поражает тонкостью исполнения, красотой, богатством красок. На одной из них, изображены императрица Зоя и император рядом с Иисусом Христом. Интересно то, что у изображения императора было два лица, так как дочь императора — Зоя была трижды замужем и двоих из своих мужей увековечила в мозаике.


А это и есть императрица Зоя и ее муж

Еде одна известная мозаика — подношение Иисусу Христу города Константинополя от его основателя императора Константина и собора Святой Софии от императора Юстиниана

На втором этаже в галерее напротив алтаря было место императрицы. Оно обозначено зеленым мраморным кругом на полу.

Тут же на верхних галереях ищите внимательно рунические надписи под стеклом, вырезанные в перилах. Говорят, что это свидетельство того, что в Константинополе были представители древних северных народов.

Внизу, слева от входа стоит медная «плачущая» колонна. Если засунуть палец в отверстие в ней, загадать желание и почувствовать капельки воды, то оно обязательно сбудется.

Около ворот в Патриархию на втором этаже находится могила одного из венецианских дожей, участвовавших в завоевании Константинополя.

Видео об экскурсии в собор Святой Софии в Стамбуле

Много фотографий мы не делали в соборе, а решили снять небольшое видео, так как в помещениях было довольно темно и фотоаппарат все равно не передавал всей мощи и красоты этого монументального строения.

Что можно сказать, собор Святой Софии в современном Стамбуле — одно из величайших архитектурных строений в мире , не правда ли?

А это мы сами в дворике собора отдыхаем после полученных впечатлений.

Резюмируя полученные впечатления, отмечу: христианин вы или мусульманин, а может быть буддист, не важно, будучи в Стамбуле идите и посмотрите на собор Святой Софии. Представьте, как полторы тысячи лет назад можно было построить это монументальное сооружение, подумайте о величие и тщетности империй и их властителей, как одни эпохи сменяют друг друга и что остается от великих мира сего.

С вами снова Марина и сегодня мой рассказ об историческом памятнике, который является одним из главных символов Стамбула - это мечеть Айя-София (бывший собор Святой Софии). В своих предыдущих рассказах я не раз упоминала об этом потрясающем здании с просто фантастической историей, невероятным переплетением христианства и мусульманства.

Мечеть Айя-София считается одним из восьми чудес света, а также одним из важнейших архитектурных строений мира. Это один из редчайших памятников, дошедших до наших дней в такой великолепной сохранности.

Находится здание в районе Султанахмет напротив , их разделяет красивый зеленый сквер с фонтаном. Собственно говоря, изначально это был православный собор, потом, при Османах, мечеть, а сейчас это музей. Но обо всем по порядку.

Самое первое здание собора было построено в 4 веке византийским императором Константином I. Простояло оно недолго и погибло при пожаре. В 6 веке собор Святой Софии был отстроен заново византийским императором Юстинианом и стоит до сих пор. Разумеется, архитектура храма претерпела значительные изменения, пережив не одно землетрясение, которые нередки в этих местах. Особенно пострадал от землетрясения купол, который фактически был отстроен заново, увеличен в размерах и укреплен дополнительными конструкциями, от которых внешний вид здания сильно изменился.

В строительство храма Юстиниан вложил огромные средства. Готовое здание отличалось невиданными по тем временам размерами, великолепием и роскошью интерьеров. Стены и полы украшали ослепительной красоты золотые мозаики. Это должно было внушать мысль о мощи Византийской империи и церкви. Почти 9 веков здание служило Патриаршим православным собором. Конечно, на протяжении этого времени храм неоднократно и разрушался, и восстанавливался, и грабился. Например, в начале 13 века храм был разграблен крестоносцами, а до этого там хранилась Туринская плащаница.

В 1453 году Константинополь был завоеван султаном Мехмедом II (Завоевателем). Собор Святой Софии прекратил свое существование как православный храм и был превращен в мечеть. Были достроены четыре минарета и переделано внутреннее убранство. Проще говоря, все великолепные фрески и мозаики были скрыты под слоем штукатурки, а вместо них по стенам и колоннам были развешаны круглые щиты с изречениями из Корана. Отныне собор стал называться мечетью Айя-София. Во время правления султанов собор также подвергался переделке и реставрации. Большинство мозаик и фресок благополучно сохранились до наших дней, и ученые считают, что это произошло именно благодаря тому, что на протяжении веков все было скрыто слоем штукатурки.

В 1935 году правитель страны Мустафа Кемаль Ататюрк издал декрет, согласно которому собор-мечеть был превращен в музей. Фрески и мозаики были освобождены от скрывавших их слоев штукатурки. Сейчас на стенах можно увидеть и лики святых, и щиты с цитатами из Корана. Это сочетание не может не удивлять.

В настоящее время мечеть Айя-София поражает не роскошью интерьеров, утраченной со временем, а грандиозностью внутреннего пространства. Высота купола составляет 55,6 метра, а его диаметр 31 метр. Стоя внизу, чувствуешь мощь и величие храма и ощущаешь себя просто пылинкой. Одна мысль о том, что этим древним стенам уже 15 веков, вызывает внутри какой-то трепет.

При желании можно подняться на балкон, откуда открывается великолепный вид на убранство собора.

Внутреннее пространство собора освещается красивыми бронзовыми люстрами с электрическими лампочками. Представляется, что раньше вместо лампочек были свечи.

К достопримечательностям Святой Софии относится колонна желаний, так называемая «плачущая колонна», покрытая медью. Говорят, она обладает целебной силой и вообще способна творить чудеса. Через эту колонну внутри сочится вода. Существует поверье, что если положить большой палец руки в специальное отверстие и, ощутив влагу, умудриться повернуть руку на 360 градусов, загадав при этом желание, то оно обязательно сбудется.

Еще одна диковинка — «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок.

Вот несколько мозаик и фресок, извлеченных из-под штукатурки:

С того дня, когда Святая София открылась как музей, американский Византийский институт постоянно ведет работы по восстановлению мозаик.

В настоящее время существует международное движение «Совет по освобождению Святой Софии», цель которого — вернуть собору Святой Софии Премудрости Божией статус действующего православного храма, так как считается недопустимым, чтобы великая христианская святыня была музеем или мечетью.

Лещ