Нить Ариадны: Путеводитель ~ Италия ~ Болонья ~ Базилика Сан Доменико. Италия, Кьоджа

Базилика Святого Доминика (Сан-Доменико) представляет собой один из важнейших храмов Сиены. Выглядит базилика очень внушительно и скорее напоминает рыцарский замок времен Середневековья, но такова уникальная архитектура этого старинного религиозного сооружения.

Располагается базилика между одноименной площадью Сан-Доменико и Виа дела Сапиенца. Она знаменита тем, что в ней хранятся мощи Святой Екатерины Сиенской, покровительницы не только Сиены, но и всей Италии.

История возникновения базилики Святого Доминика

Строительство базилики началось доминиканцами в 1226 году и длилось на протяжении 40 лет. В 14 веке изначально небольшое здание было значительно расширено в масштабах и дополнено готическими архитектурными элементами.

За время своего существования базилика Сан-Доменико неоднократно подвергалась разрушениям из-за пожаров и землетрясений. К счастью, каждый раз ее полностью восстанавливали, преображая и привнося в ее облик новые элементы.

Фото: Anna Biancoloto / Shutterstock.com

Архитектура

При взгляде на базилику Святого Доминика, бросается в глаза ее внушительный и даже мрачный внешний вид, напоминающий крепость из красного кирпича, а главный фасад у нее вообще отсутствует.

Бытует мнение, что при строительстве базилики учитывали возможную войну с флорентийцами и в результате этого создавали такой неприступный вид религиозного сооружения.

Фото: Rastislav Sedlak SK / Shutterstock.com

Что посмотреть

Базилика Святого Доминика – это просто кладезь настоящих сокровищ, над ее внутренним убранством трудились самые знаменитые итальянские мастера.

Алтарь для святых мощей, находящийся в капелле Святой Екатерины, был создан в 1466 году Стефано. Стены капеллы украшены великолепными фресками работы Содомы, братьев Джованни, ди Джорджо Мартини.

Пол в базилике Сан-Доминика также удивляет своей живописностью – на нем изображены Орфей и звери. Над красками мраморного пола трудился также ди Джордо.

В остальной части базилики Сан-Доминико можно увидеть работы таких знаменитых итальянских мастеров, как:

  • Андреа Ванни,
  • Фолли,
  • Вольпи,
  • Лоренцетти,
  • Салимбени,
  • Ваннуччо и других.

Именно в базилике хранится картина Гвидо да Сиены «Маэста», написанная им в 1270 году.

Как добраться до базилики Святого Доминика

Базилика Святого Доминика располагается на одноименной площади Пьяцца Сан-Доменико.

Часы работы

Базилика открыта для посещений:

  • с марта по октябрь — с 7 утра до 18.30 вечера;
  • с ноября по февраль — с 9 утра до 18.00 вечера.

Вход в базилику свободный по состоянию на 2019 год.

Мне довелось побывать во многих уникальных храмах и видеть многие необыкновенные реликвии, но увиденное в церкви Сан-Доменико в итальянском городе Кьоджа оставило какой-то особенный след в памяти.

Во время прогулки по набережным окружающих город каналов заметили небольшую церковь, достаточно невзрачную на фоне других церквей Кьоджи, хотя и немаленькую. К церкви вел мост. Уже достаточно устав после прогулки, решили не идти в храм. Мы избалованы местами и достопримечательностями и времена, когда не пропускали ни одной двери, в которую можно войти, для нас прошли. Однако, осталось ощущение, что вот сюда мы очень зря не зашли… Обратили внимание на то, что над входом в церковь — признаки более свежей кладки.

Через несколько минут мы уже сидели в экскурсионном катере, который направился по каналу мимо уже указанной церкви. Рулевой рассказал, что церковь Сан-Доменико — это место номер один, которое надо посетить в Кьодже! В церкви хранится уникальное, самое старое в мире деревянное Распятие.

После путешествия на катере отправились почти бегом в храм, предвкушая увидеть что-то совершенно необыкновенное.

Церковь Сан Доменико (Chiesa San Domenico) в Кьодже была построена в XIII веке на небольшом острове Сан-Доменико, где ранее располагался доминиканский монастырь. Позже, в XVIII веке храм претерпел значительные изменения. На остров ведет небольшой мост, прямо перед которым и расположена церковь.

Когда входишь в эту церковь, поражает ощущение чистого светлого пространства, чего не ожидаешь, видя достаточно простое здание храма снаружи.

Взор сразу притягивает центральная часть храма — то самое Распятие.

Легенда гласит, что Распятие было вырезано у подножия умирающего Христа мастером Никодимом, который призвал на помощь ангелов, чтобы представить особенности страдающего Святого лика. Утомленный работой Никодим заснул, а когда он проснулся, то обнаружил законченный Божественный образ. Если эта легенда верна, то перед нами — истинный портрет умирающего Христа…

Крест имеет форму корявого ствола, символизируя древо жизни. Распятие тем более уникально, что в то время по еврейским законам действовал запрет на любые изображения Бога, каким признали Христа его почитатели при жизни.

Распятие было привезено в итальянский регион Марке, в братство гроба Господня. (Кстати, именно этот же регион Италии был выбран для переноса туда дома Богородицы.) История сообщает, что изначально везли Распятие в Константинополь, но опасаясь за его сохранность, изменили маршрут. Далее легенда рассказывает, что образ Спасителя ожил перед Святым мучеником Петром Доминиканским. Было отдано распоряжение передать деревянное Распятие Венеции. Корабль, перевозивший распятие, потерпел кораблекрушение. Позже Распятие было найдено у берегов Кьоджи монахами-доминиканцами.

Есть и другая легенда происхождения уникального Распятия, которая утверждает, что создано оно в северной Европе, предположительно в Германии. Во время перевозки в Святую Землю корабль попал в бурю, Распятие исчезло и было найдено века спустя у свай моста, ведущего к острову Сан-Доменико, что является совершенным чудом, ибо скульптура выполнена из не самой прочной древесины тополя.

Достоверно известно лишь то, что с 1812 года Распятие хранится в церкви Сан-Доменико. Изображение Священного Распятия часто воспроизводится на парусах и на носу лодки и особо почитается мореплавателями, судя по находящимся в церкви Сан-Доменико многочисленным обетам. Высота скульптуры составляет 4,87 метров, в ширину статуя 3,50. В верхней части статуи можно увидеть пеликана, являющегося символом самопожертвования. Тело Спасителя изображено несколько упрощенно, главное в скульптуре — Священный лик. Лик Христа меняет шесть выражений, в зависимости от того, где вы стоите. Если смотреть справа, то заметно переданное страдание Христа в агонии. Если смотреть с левой стороны, то лик кажется спокойным, в предвкушении скорого Воскресения.

Об этих особенностях скульптуры мы прочитали, уже вернувшись домой. Смотря на скульптуру, заметила, что лик меняет выражение, но думала, что просто показалось… В следующий раз обязательно вновь побываем в церкви Сан-Доменико и попробуем сфотографировать статую с разных ракурсов.

Помимо уникального Распятия в церкви Сан-Доменико хранятся работы Карпаччо (Carpaccio) и Тинторетто (Tintoretto).

И вообще, эта церковь просто очень красива и вся наполнена светом. Бывают иногда места с особой, необъяснимой положительной энергетикой. Храм Сан-Доменико — один из них.

Удалось найти информацию о том, почему фасад церкви имеет видимые признаки римейков. Дело в том, что огромное Распятие 6 раз выносили из церкви для участия в процессиях. Для того, чтобы пройти с огромной статуей, приходилось разбирать кладку над входом.

В наши дни в религиозных процессиях в Кьодже используется другое Распятие, меньшего размера и веса. Но при необходимости взять оригинальную статую, используется специальный подъемник, который наклоняет реликвию. Есть мнение, между прочим, что это Распятие было создано для созерцания в горизонтальном положении, отсюда странные пропорции — несоразмерно большая голова фигуры Христа.

P.S. В последнее время блогеры взялись за обсуждение темы нужности и причин ведения трэвел-блогов. Не берусь судить, насколько это нужно другим, а для меня процесс написания этой заметки вылился в перелопачивание массы информации на итальянском языке, что как минимум интересно и как максимум полезно для души и самообразования.

Соглашение об обработке персональных данных

Правила сайта

Текст соглашения

Настоящим я предоставляю согласие на обработку ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» (ИНН 7705523242, ОГРН 1127747058450, юридический адрес: 115093, г. Москва, 1-ый Щипковский пер., д. 1) моих персональных данных и подтверждаю, что давая такое согласие, я действую своей волей и в своем интересе. В соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» я согласен предоставить информацию, относящуюся к моей личности: мои фамилия, имя, отчество, адрес проживания, должность, контактный телефон, электронный адрес. Либо, если я являюсь законным представителем юридического лица, я согласен предоставить информацию, относящуюся к реквизитам юридического лица: наименование, юридический адрес, виды деятельности, наименование и ФИО исполнительного органа. В случае предоставления персональных данных третьих лиц, я подтверждаю, что мною получено согласие третьих лиц, в интересах которых я действую, на обработку их персональных данных, в том числе: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством.

Согласие на обработку персональных данных дается мною в целях получения услуг, оказываемых ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг».

Я выражаю свое согласие на осуществление со всеми указанными персональными данными следующих действий: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление или изменение), использование, распространение (в том числе, передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, а также осуществление любых иных действий с персональными данными в соответствии с действующим законодательством. Обработка данных может осуществляться с использованием средств автоматизации, так и без их использования (при неавтоматической обработке).

При обработке персональных данных компания ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» не ограничена в применении способов их обработки.

Настоящим я признаю и подтверждаю, что в случае необходимости компания ООО «Медиа Трэвел эдвертайзинг» вправе предоставлять мои персональные данные для достижения указанных выше целей третьему лицу, в том числе и при привлечении третьих лиц к оказанию услуг в указанных целях. Такие третьи лица имеют право на обработку персональных данных на основании настоящего согласия и на оповещение меня о тарифах услуг, специальных акциях и предложениях сайта. Информирование осуществляется по средствам телефонной связи и/или по электронной почте. Я осознаю, что проставление знака «V» или «X» в поле слева и нажатие кнопки «Продолжить», либо кнопки «Согласен» ниже текста настоящего соглашения, означает мое письменное согласие с условиями, описанными ранее.


Согласен

Что такое персональные данные

Персональные данные - контактная информация, а также информация идентифицирующая физическое лицо, оставленная пользователем на проекте.

Для чего необходимо согласие на обработку персональных данных?

152-ФЗ «О персональных данных» в ст.9 п.4 указывает на необходимость получения «письменного согласия субъекта персональных данных на обработку своих персональных данных». В том же законе разъясняется, что предоставленная информация является конфиденциальной. Деятельность организаций, осуществляющих регистрацию пользователей без получения такого согласия является незаконной.

Ознакомиться с законом на официальном сайте Президента РФ

Базилика Сан Доменико – одна из главных церквей Болоньи. Здесь, внутри изысканной гробницы работы Николы Пизано и Арнольфо ди Камбио, хранятся мощи святого Доминика, основателя ордена доминиканцев. Кстати, молодой Микеланджело также внес свою лепту в создание усыпальницы святого.

Доминик Гузман, прибывший в Болонью в январе 1218 года, был поражен жизненной энергией города, и быстро понял, что он сможет сыграть большую роль в его проповеднической миссии. Вскоре при церкви Маскарелла был основан монастырь, который, как оказалось, не мог вместить всех желающих слушать откровения паломника, и в 1219 году братьям пришлось перебраться в небольшую церковь Сан Николо на окраине Болоньи. Именно здесь святой Доминик умер в августе 1221 года и был похоронен. Его останки в 1233 году поместили в простой мраморный саркофаг, а позже была построена роскошная усыпальница с изображением событий из жизни святого. Работа над усыпальницей длилась почти пять столетий.

С 1219 по 1243 годы члены ордена выкупили все земли вокруг церкви Сан Николо, а сама церковь после смерти основателя ордена была значительно перестроена. Между 1228 и 1240 годами был построен новый монашеский комплекс, аспида прежней церкви была разрушена, а неф, наоборот, расширен. Так на свет появилась базилика Сан Доменико, ставшая в последствие образцом для многих доминиканских церквей по всему миру.

В 1251 году Папа Римский Иннокентий IV освятил новый храм, и по этому поводу верующим было впервые показано распятие работы Джунта Пизано. В следующие несколько столетий церковь неоднократно перестраивали: в 1313 году была построена колокольня в романо-готическом стиле, в 15 веке были пристроены новые боковые часовни, хоры переместили за алтарь, а между 1728 и 1732 годами внутренне убранство церкви было полностью обновлено по проекту архитектора Карло Франческо Дотти. Сегодня в стенах храма можно увидеть работы великих мастеров прошлого – Джунты и Никола Пизано, Никколо делль Арка, Якопо да Болонья, Гвидо Рени, Филиппо Липпи и Герчино.

Площадь перед базиликой вымощена булыжником, как это было в средние века. В центре стоит кирпичная колонна со статуей святого Доминика, а позади высится мраморная колонна с «Мадонной с четками», установленная здесь по случаю окончания эпидемии чумы в городе. За первой колонной также можно увидеть могилы Роландино де Пасседжери и Эджидио Фоскарари, украшенные аркой из византийского мрамора с барельефом 9 века.

Римский фасад базилики, выполненный в 1240 году, был отреставрирован в начале 20 века. Слева от него стоит часовня Лодовико Гизиларди, построенная в 1530 году в стиле ренессанс. Но главной часовней церкви, безусловно, является часовня Святого Доминика, построенная болонским архитектором Флориано Амброзини. Именно под ее куполом хранятся останки святого. Мраморный бюст работы Карло Пини (1946 год) изображает настоящий облик Доминика – он был выполнен на основе точной реконструкции его черепа. В левом боковом приделе можно увидеть старинный орган, на котором в конце 18 века играл юный Вольфганг Амадей Моцарт. Стоит обратить внимание и на роскошный хорал, выполненный в 16 веке в стиле ренессанс. Его уникальные инкрустации по дереву считаются «восьмым чудом света». Также в базилике есть небольшой музей, в котором хранятся произведения искусства и обширная коллекция ценных реликвий, потиров и дароносиц.

Непременно стоит посетить и монастырь – особый интерес представляют его крытые аркады 14, 15 и 16 веков с их надгробными плитами и мемориальными дощечками на стенах. Здесь же можно увидеть и фреску 14 века, изображающую святого Доминика, - это самое древнее известное изображение святого. На первом этаже общей спальни туристам показывают его келью – она сохранилась в неизменном виде со времен 13 века, и, возможно, является той самой кельей, в которой и умер святой Доминик.

Ну вот теперь с отступлениями покончено, и мы возвращаемся на исходную позицию - площадь Сан-Доменико-Маджоре. Начиная с этой точки и далее по ходу моего рассказа начинаются кварталы Декуман, по которым не страшно ходить вечером. Дело в том, что на площадь выходит здание одного из факультетов местного Университета, и близлежащие забегаловки облюбованы студентами допоздна. Выглядит площадь так:

В центре площади находится обелиск XVII века, воздвигнутый в честь окончания очередной эпидемии, а ее "задник" - это церковь в честь святого Доминика, давшая название пьяцце. Церковь Сан-Доменико-Маджоре построена в 1283-1324 годах, основные работы осуществлены при Карле II Хромом () - неутомимом строителе неаполитанских церквей. Впоследствии ее многократно перестраивали, но последняя масштабная реставрация середины XIX века вернула храму его первоначальный вид. А вид этот, как Вы уже прекрасно знаете, носит имя "анжуйской готики".

Церковь выходит на площадь апсидой.
Наверно, есть и основной вход откуда-то с задворок, но я им ни разу не пользовался. С площади нужно подняться по монументальной лестнице (если ее перегораживает решетка, значит Вы попали))) На сиесту, разумеется.

Поднявшись по лестнице и войдя в дверь, Вы попадете в правую ветвь трансепта и сразу окунаетесь в средневековье. Вас будут окружать почившие на поле брани рыцари и вознесшиеся на небеса прямо со смертного одра клирики - а проще говоря множество гробниц. Здесь же в трансепте можно увидать сомнительное, на мой взгляд, орудие церковной миссии времен Контрреформации

Тогдашние отцы-доминиканцы были озабочены тем, что народ пьет-гуляет на карнавале и губит свои бессмертные души пустым веселием. Поэтому в противовес караванным балаганам в Неаполе было сооружено несколько таких "машин" для демонстрации Святых Даров. Находящуюся в центре гостию окружало море огня; некие механизмы приводили свечи в движение, так что Тело Христово оказывалось посреди развеселой огненной карусели. "Развеселой" - это, конечно, неправильное слово; по мысли клириков, эта конструкция позволяла отвлечь народ от легкомысленных шутих и направить помыслы легкомысленных в сторону благочестия. Уж не знаю, имела ли успех такая тактика вышибания клина клином, но машинка сохранилась по сию пору.
Здесь же в трансепте в одном из алтарей находятся мощи святого Тарсиция (или в нашем прочтении - Тарсикия), о котором писал здесь: . Для тех, кому лень возвращаться назад, напомню, что Тарсиций был церковным служкой и нес Святые Дары больному; по дороге на мальчика напали язычники, и он "предпочёл пожертвовать своей жизнью, чем отдать Тело Христово на поругание бешеным псам ". Этот подвиг Тарсиция увековечен в эпитафии папы Дамаса в римских катакомбах Сан-Каллисто. Алтарь это выглядит так:

Оставив алтарь святого Тарсиция справа, ты, читатель, попадешь в основную часть церкви - огромное трехнефное пространство с готическими сводами и арками:


В боковые нефы входят многочисленные капеллы. К сожалению, все они ужасно освещены (да что уж там - просто темны), а в некоторые - еще и вход закрыт решетками. Все капеллы принадлежат знатнейшим фамилиям Неаполя, так что, чтобы попасть в какую-нибудь капеллу, надо свести знакомство с какой-нибудь местной герцогиней. Между тем, в капеллах, судя по описаниям, было что посмотреть: Тициан, Рафаэль (да-да-да, он самый), Караваджо и т.д. Сохранились даже фрески Каваллини.

Впрочем не ради этих великих художников, чьи картины давно унесены в музеи, я Вас сюда завел. Не пожалейте времени, зайдите в сакристию (по указателям Tesoro San Domenico) и поднимите глаза вверх. Вдоль стен сакристии пущен балкон, и на этом балконе, на своеобразной этажерке выставлено 45 гробов, обитых бархатом. Когда-то все они, как полагается, находились под полом церкви, но во время реконструкции гробы изъяли, да так и не вернули назад. В этих обитых алым бархатом гробах тела членов знатнейших фамилий Неаполя.

Четыре гроба стоят отдельно, над проходом из сакристии в церковь, и обиты они не алым, а белым бархатом. Так между небом и землей почивают 3 короля и 1 королева из Арагонской династии (думаете, зачем я Вам про них рассказывал?):

На второй фотографии слева направо:
Внук предыдущего Фердинанд II (Феррандино , 1469-1496) - король Неаполя с 1495 года. О нем здесь:
Дочка Фердинанда I, тетка (одновременно и жена) Фердинанда II Джованна (1478-1518).

Вы не поверите, но каждый раз, приезжая в Неаполь, я пытался все это сфотографировать для Википедии, а получилось только в январе 2012 года, когда с Википедией я завязал))) Местный "стендик" сообщает, что первоначально тело Альфонса V должны были увезти на родину, но из-за проблем с транспортом гроб оставили в Неаполе. Между тем, итальянская и испанская Википедии говорят, что тело в итоге все же было перевезено в монастырь Поблет. О том же вещает сайт монастыря: http://www.poblet.cat/index.php?Ng%3D%3D&LDIzLDI3LDI4 . Где правда, не знаю))) Дорогой entro_a , Вы же любитель Испании, может прокатитесь в Поблет да все разузнаете на месте? Я вам даже дорогу разузнал: http://www.poblet.cat/index.php?Ng%3D%3D&LDIx ...

Ну и наконец не пропустите большую боковую капеллу Распятия, соединенную с правым нефом. В этой капелле находится Распятие, с которого, по легенде, Христос говорил с Фомой Аквинским. Св. Фома был преподавателм богословия в Неаполитанском университете (во времена были! Святые читали лекции!) и жил в доминиканском монастыре (Сан-Доменико-Маджоре и был этим монастырем). Легенда утверждает, что Голос сказал Фоме: "Фома! ты правильно писал обо мне. Какой награды ты желаешь?", а нерастерявшийся Фома дал единственно правильный ответ: "Мен не нужно никого, кроме Тебя".

Капелла эта, правда, очень часто бывает закрыта; но пусть тебе повезет, дорогой читатель!

Эхолоты