Наследия юнеско в италии. Древнеримская италия Примеры объектов всемирного наследия в италии

В Списке всемирного наследия ЮНЕСКО в Италии значится 47 наименований (на 2012 г.) Это составляет 5, 2 % от общего числа (936 на 2011 год). 44 объекта включены в список по культурным критериям, причём 23 из них признаны шедеврами человеческого гения Ещё 3 объекта включены по природным критериям, один из которых признан природным феном исключительной красоты и эстетической важности Кроме этого, по состоянию на 2013 год, более 30 объектов на территории Италии находятся в числе кандидатов на включение в список Всемирного наследия Первый объект, находящиеся на территории Италии, был занесен в список в 1979 г. По состоянию на 2013 г. на территории Италии находится больше объектов всемирного наследия ЮНЕСКО чем в какой-либо другой стране.

Список объектов культурного наследия в Италии Наскальная живопись в Валь-Камонике (1979) Исторический центр Рима и владения Ватикана, пользующиеся правами экстерриториальности, включая церковь Сан-Паоло-Фуори-ле-Мура (1980, 1990) Церковь и доминиканский монастырь Санта-Марияделла-Грацие c фреской Леонардо да Винчи (1980) Исторический центр Флоренции (1982) Венеция и ее лагуна (1987) Соборный комплекс в городе Пиза (1987) Исторический центр города Сан-Джиминьяно (1990) «И-Сасси-ди-Матера» – старые районы города Матера (1993) Город Виченца и вилла архитектора Палладио в области Венето (1994, 1996) Город эпохи Возрождения Феррара и дельта реки По (1995, 1999)

Исторический центр города Сиена (1995) Исторический центр Неаполя (1995) Фабричный поселок Креспи-д`Адда (1995) «Трулли» – традиционные жилища в городе Альберобелло (1996) Замок Кастель-дель-Монте (1996) Исторический центр города Пьенца (1996) Раннехристианские памятники в городе Равенна (1996) «Су-Нуракси» – древние укрепления в Барумини (остров Сардиния) (1997) Археологические зоны – Помпеи, Геркуланум и Торре-Аннунциата (1997) Археологические памятники в городе Агридженто (1997) Ботанический сад (Орто Ботанико) в городе Падуя (1997) Город Портовенере, культурный ландшафт Чинкве. Терре, острова Пальмария, Тино и Тинетто (1997) Древнеримская вилла Дель-Казале (остров Сицилия) (1997)

Кафедральный собор, башня Торре-Чивика и площадь Пьяцца-Гранде в городе Модена (1997) Королевский дворец XVIII в. с парком в Казерте, акведук Ванвителли и фабричный поселок Сан-Леучо (1997) Костьера-Амальфиана – Амальфийское побережье (1997) Резиденции королевского Савойского дома (Турин и окрестности) (1997) Археологические памятники и патриаршая базилика в Аквилее (1998) Исторический центр города Урбино (1998) Культурный ландшафт района Чиленто, национальный парк Валло-ди-Диано, археологические памятники Пестума и Веллы, монастырь Чертоза-ди-Падула (1998) Вилла Адриана в Тиволи (1999) Базилика Св. Франциска и другие францисканские памятники в городе Ассизи (2000)

Город Верона (2000) Эоловые (Липарские) острова (2000) Вилла д`Эсте в Тиволи (2001) Города позднего барокко в районе Валь-ди-Ното, юго-восток острова Сицилия (2002) Ансамбли Сакри-Монти (Святые горы) в Пьемонте и Ломбардии (2003) Гора Сан Джиорджио (2003, 2010) Культурный ландшафт Валь-д`Орча (область Тоскана) (2004) Этрусские некрополи близ Черветери и Тарквинии (2004) Древний город Сиракузы и скальный некрополь Панталика (2005) Улица Ле-Страде-Нуове и комплекс дворцов Палацци-деи. Ролли в Генуе (2006) Мантуя и Саббионета (2008) Ретийская железная дорога в культурном ландшафте Альбулы и Бернины (2008) Доломитовые Альпы (2009) Лангобарды в Италии (2011) Доисторические свайные жилища в окрестностях альп (2011)

Памятники, относящиеся к античному периоду Исторический центр Рима и владения Ватикана, включая церковь Сан-Паоло-фуори -ле-Мура, VIII век до н. э. , 1980 г. критерии i, ii, iii, iv, vi Археологические зоны - Помпеи, Геркуланум и Торре-Аннунциата, I в. , 1997 г. , критерии iii, iv, v Вилла Адриана в Тиволи, II в. , 1999 г. , критерии i, iii Этрусские некрополи в Черветери и Тарквинии, IX-I в. до н. э. , 2004 г. , критерии i, iii, iv

Культурный ландшафт района Чиленто, национальный парк Валло-ди-Диано, археологические памятники Пестума и Элеи, монастырь Чертоза-ди-Падула, 1998 г. , критерии iii, iv Археологические памятники в городе Агридженто, Сицилия, VI в. до н. э. , 1997 г. , критерии i, iii, iv Вилла Дель-Казале, Сицилия, IVв. , 1998 г. , критерии i, iii Античные Сиракузы и скальный некрополь Панталика, Сицилия XIII-VII в. до н. э. 2005 г. , критерии ii, iv, vi.

Памятники древнеримской культуры на территории других стран Франция, Испания, Германия, Болгария, Румыния и др. всего более 70 -ти: Древнеримские памятники в Арле (Франция), Римский акведук Пон-дю-Гар (Франция), Античный театр и триумфальная арка в Оранже (Франция). Археологический ансамбль Мериды (Испания), Римский акведук в Сеговии (Сеговия), Исторический ансамбль Сплита с дворцом Диоклетиана (Хорватии), Памятники Трира (Германия), Вал Адриана (Великобритания),

Три территориальные группы объектов 1) сам город Рим - наиболее яркое и полное средоточие шедевров античной архитектуры 2) другие памятники античности на территории современной Италии (Юг Италии, Сицилия и др.) 3) довольно многочисленные архитектурноисторические объекты, сохранившиеся за ее пределами, в других европейских странах, которые некогда входили в состав Римской империи.

1) Рим: Античные памятники Рима (Римский форум) Вилла Адриана в Тиволи, близ Рима

Ранние сооружения (царский Рим, ранняя республика до I в. до н. э.) Руины крепостной стены, сооруженной из квадратных глыб вулканического камня царем Рима Сервием Туллием (11 км.). Комплекс Римского Форума (Forum Romanum), место проведения важнейших событий политической и экономической жизни (народные собрания, судебные разбирательства, церемонии религиозных обрядов). Окончательный облик сформировался к концу республиканского периода Форум включал общественные здания, храмы, арки, колоннады, статуи, священную дорогу (Via Sacra), торговые ряды. Храм Весты (круглый) Руины аркад Табулариума (архивы республики).

Рим эпохи республики (династия Юлиев - Клавдиев и Флавиев, I в. до н. э. - I в. н. э.) Императорские форумы: форум с храмом Венеры и храмом бога Марса, форум Августа, форум Веспасиана Флавия. Мраморная Триумфальная арка Тита на форуме (сын Веспасиана) в честь удачного похода римлян на Иерусалим Аркады акведука Клавдия, одного из десятка подходивших к городу водов, «сработанные еще рабами Рима» . Амфитеатр Флавиев, или Колизей. Строительство начато императором Веспасианом (75 г. н. э.), а закончено Титом (80 г. н. э.) Размеры 180 на 156 м, высота 50 м. , вмещал 50 тыс. зрителей. Предназначен для гладиаторских боев и других массовых зрелищ (Марк Твен назвал его царем всех европейских развалин).

Рим эпохи республики (династия Антонинов (I - II в. н. э.) Колонна Траяна и часть базилики в честь побед императора. Размеры колонны – 38 м. , колонна обвита (24 витка) спиральным рельефом-фризом длиной 300 м, увековечивший покорение Траяном Дакии. Сцены из жизни даков, подвиги римских легионеров и самого императора, который фигурирует на рельефе более 80 раз. Пантеон (построен императором Адрианом). Круглый храм, имеющий одинаковые (43, 5 м) диаметр и высоту. Стены толщиной 6 м. Огромный купол, послуживший прообразом куполов собора Св. Петра в Риме и церкви Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. Мавзолей Адриана на правом берегу Тибра для самого императора и членов его семьи. Первоначальные функции он выполнял недолго. В средние века служил убежищем для римских пап (Замок Св. Ангела - по украсившей его статуе ангела с мечом). Бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия - единственная уцелевшая в средние века древнеримская конная статуя. Считают, что от уничтожения христианами ее спасла ошибка: статую приняли за изображение христианского императора Константина, а не «язычника» Марка Аврелия.

Эпоха поздней Римской империи, династия Северов III - IV вв. Руины терм и триумфальные арки Термы Каракаллы (территория 340 х 330 м. Высота 30 м.) Комплекс терм включал большой зал с бассейном, роскошно декорированный главный зал с холодной, теплой и горячей банями, под полом которого находилась сложная система водоснабжения, отопления и канализации. По фасаду главного здания располагались комнаты для отдыха. Также были размещены две палестры, библиотечные залы и залы для занятий музыкой, раздевальни. Термы Каракаллы могли вмещали одновременно более 2000 человек. Арка Септимия Севера (20 м. высотой) в честь и его побед над варварами.

Комплекс Римского форума 1. Храм Согласия. 2. Храм Веспасиана. 3. Храм Сатурна. 4. Форум Романум. 5. Базилика Юлия. 6. Храм Януса. 7. Храм Цезаря. 8. Арка Авгycтa. 9. Храм Кастора и Поллукса. 10. Храм Весты. 11. Храм Антонина Пия и Фаустины. 12. Базилика Максенция. 13. Арка Тита.

Тиволи – небольшой город в 24 км юго-восточнее Рима Вилла была построена между 118 – 134 гг. Площадь – 300 га В состав виллы входило около тридцати зданий, разбросанных по площади в один квадратный километр. Сегодня сохранилась1/5 часть построек Известно, что император дал им названия в честь тех городов империи, в которых он побывал. Отсюда происходят некоторые из наиболее знаменитых античных статуй: Дискобол, Диана Версальская, Антиной Капитолийский и т. д. Немало мраморных колонн было вывезено с виллы по приказу Ипполито д´Эсте для строительства его собственной виллы в Тиволи

Семья Адриана и его преемники продолжали пользоваться виллой в качестве летней резиденции, но впоследствии практически забыли о ней. В конце III века император Диоклетиан отреставрировал виллу Позднее, согласно некоторым источникам, Константин I Великий вывез оттуда множество художественных произведений для украшения Константинополя. В VI в. была разрушена готами и византийцами Во время первых археологических раскопок в XVI веке были найдены около 300 шедевров, находящихся сейчас в музеях всего мира

Сооружения в составе виллы Адриана Печиле – центральная площадь Ченто камерелле - маленькие помещения для рабов («сто комнатушек»), Большие и малые термы Канопа (водоем) Музей канопы в здании бывшей таберны (лавки и трактиры) Претория – здание для служебных нужд Золотая площадь Рыбный пруд с портиком Нимфей (стадион) Триклиний (столовая) Две библиотеки Храм Аполлона Греческий театр

Помпеи и Геркуланум - два римских города, расположенные в юго-западной части Средней Италии, в области Кампания (буквально - «страна полей»), Город Помпеи основан в VIII в. до н. э. , сначала принадлежал этрускам, грекам, самнитам, а затем перешел к римлянам. Торговый и курортный центр. Геркуланум, названный в честь Геракла, основан в VI в. до н. э. Был завоеван самнитами. Известен как римский патрицианский город, место отдыха знати. В августе 79 г. н. э. погибли во время извержения Везувия. Раскопки ведутся с XVII вв. Помпеи внесены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Помпеи Помпеи имели четкую планировку. В городе были две главные улицы с севера на юг и с запада на восток. Улицы были вымощены каменными плитами Город делился на 9 районов-кварталов. Центр городской жизни -прямоугольная площадь – форум В комплекс форума входили: храмы, базилики, городская курия, архив-табуларий, рынок. В южной части города находился большой театр (на 5000 зрителей). В юго-восточной части города был амфитеатр, где происходили бои гладиаторов. У ворот в городской стене размещались гостиницы, трактиры, лавки, конюшни, термы. Основной тип жилища – «домус»

В комплекс «домуса» как типового жилого сооружения входили Главная комната - атрий - с бассейном (имплювием) в центре, куда через отверстие в крыше попадала дождевая вода. Рядом с атрием - кабинет (таблиний) Внутренний сад (перистиль) К атрию и перистилю примыкали столовая (триклиний) с ложами для трапезы, спальни (кубикулы), библиотека. Баня с холодной и горячей водой. Дома отличаются правильной внутренней планировкой и декоративным убранством: скульптурой, яркими фресками, изображавшими людей, животных, мифических богов, цветы, орнаменты.

Жилые дома и виллы Помпей Дом Трагического поэта Дом Хирурга Дом Фавна Дом Веттиев Дом Позолоченных Амуров Дом Менандра Дом Лорея Тибуртина Дом Моралиста Дом Пинария Цериале Дом Юлии Феликс Дом Сада Геркулеса (Дом Парфюмера) Вилла Диомеда Вилла Мистерий

Геркуланум Правильная планировка Город поделен прямыми улицами на восемь кварталов. В городе были театр, термы, палестра. Основной тип жилища – вилла (более богатое убранство), украшенные настенными росписями и напольными мозаиками.

Этрусские некрополи Черветери и Тарквинии, IX – I вв. до н. э. , 2004 г. Черветери (Цере) - древнее этрусское поселение. Черветери (Cerveteri) расположен примерно в 55 км от Рима Население Цере в период расцвета составляло 25 тысяч человек Около Черветери находится один из самых больших этрусских некрополей (500 -600 гг. до н. э.) Здесь же найдены огромные круглые гробницы знати (VII и VI вв. до н. э.) В 1836 году близ Черветери была найдена гробница богатой этрусской женщины

Составляющие культуры этрусков Город Искусство Архитектура Гробницы Религия Научные знания и медицина Астрология и гадания Письменность, язык

Общие замечания Этруски - древние племена, населявшие в I-м тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова - область, называвшуюся в древности Этрурия (современная Тоскана). Этруски - создатели цивилизации, предшествовавшей римской и оказавшей на неё значительное влияние. Происхождение этрусков остаётся неясным (процесс формирования этрусков завершился к 8 в. до н. э.) Влияние этрусков в 6 в. до н. э. распространилось почти на всю Италию. Период могущества этрусков не был длительным: с VII – VI вв. до н. э. (около 509 г. до н. э. - изгнание Тарквиниев из Рима). Причина ослабления этрусского государства – отсутствие военного и политического единства (к 282 г. до н. э. в зависимости от Рима оказалась вся Этрурия).

Политическое устройство этрусков В конце VII в. до н. э. у этрусков возникла конфедерация двенадцати городовгосударств: Вейи, Цере, Вольсинии, Клузий, Волатерра, Перузий и др. Позже города этрусков превратились в города -государства (по типу греческих полисов). Город возглавлялся ежегодно избираемым высшим магистром и жрецом.

Особенности градостроительства этрусков наличие крепостных зубчатых стен наличие водопроводов и канализации единый план градостроительства: город имел две улицы, одна из которых идет с севера на юг, а другая с запада на восток, пересекаясь под прямым углом, делили город на четыре квартала центр города («регий») выполнял административнорелигиозные функции в центре города – храм в центре «регия» - сакральный камень («мундус»), символизировавший пересечение миров и отождествлявшийся с верховной властью

Искусство этрусков. Виды искусства: Расцвет и наибольшее количество сохранившихся памятников этрусского искусства относится к VI - началу V в. до н. э. Виды этрусского искусства: Роспись (применялась на внутреннем и наружном убранстве зданий, гробницах, вазах). Архитектура (городская и храмовая) Скульптура (портрет, монументальная скульптура) Работа по металлу (литье, чеканка, гравировка) Гончарное искусство, керамика Изделия из бронзы (чаши, зеркала)

Особенности этрусского искусства Стремление к реализму, внимание концентрируется не на деталях, а на наиболее существенных чертах изображаемого. Росписи основаны на плоскостности изображения, силуэтный характер фигур, условность изображаемого (влияние Египта). Использование теплых ярких тонов - желтые, коричневые, красные, зеленые и голубые цвета. Значительный декоративный эффект, орнаментальность. Близость к греческим статуям эпохи архаики (условность постановки фигуры и пластическая моделировка, архаическая улыбка). Высокий уровень художественного исполнения.

Архитектура Правильная планировка городов с ориентацией улиц по странам света Тип города-крепости, обнесённого массивными стенами. Степень сохранности архитектурных памятников этрусков – невысокая из-за непрочности материалов: гробницы, храмы, стены городов (остатки городских стен и крепостные ворота с арками в Перудже, в Новых Фалериях, в Сутрии), мощенные дороги в Перудже, Фьезоле, Палестрине, мосты, каналы и водопровод близ Марцаботто, инженерные сооружения.

Этрусский храм Храм помещался на высоком основании (подиуме); Храм строился по принципу фронтальной композиции: одна из узких сторон здания являлась главным фасадом и украшалась глубоким портиком (псевдопериптер). С остальных сторон храм замыкался глухой стеной. Внутреннее помещение - целла - делилось на три части (посвящавшиеся трем главнейшим этрусским божествам – Тин, Уни, Менрва). Внутри храм богато декорирован скульптурой и живописью в технике яркой полихромии.

Гробницы. Типы гробниц: курганы с расположенными под насыпным холмом погребальными камерами и дромосом, сложенными из каменных блоков (тумулус), разновидность тумулуса, но сложенные не из отдельных камней, а целиком высеченные в туфовых скалах (гробница Реголини Галасси, гробница Нарисованных львов, Гробница Леопардов - 7 в. до н. э.), подобие прямоугольных домиков, в совокупности образующих своеобразный город мертвых, гробницы многокамерные, укрытые под большим курганом, иногда обнесенным стеной.

Внутреннее убранство гробниц: Использование фресковой живописи в убранстве Изображение охоты, пиров, игр, В IV в. до н. э. тематика меняется - преобладание мрачных, пугающих мотивов (фантастические призраки, эсхатологические видения и страданий в загробном царстве), Греческие мотивы (из греческой мифологии и эпической поэзии - образы Ахилла и Одиссея, Аида и Персефоны), Растительные и животные орнаменты, Портретные изображения усопших - Изображение располагалось поясами - Расписные гробницы в Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи, Орвьето (ок. VI в. до н. э.)

Фрески из этрусских гробниц Музыканты из гробницы Триклиния. Тарквиния, 470 год до н. э. Сцена пира. Гробница Леопардов в Тарквиниях. V в. до н. э. Национальный музей этрусского искусства, Рим

Этрусские саркофаги Характерным видом этрусской скульптуры являются монументальные терракотовые саркофаги с фигурами умерших. Ложе (длиной 1, 73 м) на фигурных ножках, на котором возлежит один человек или супружеская чета. Композиция отличается торжественной монументальностью, фигурам присуща большая образная и пластическая выразительность. В лицах, несмотря на сохранение архаической схемы (косой разрез глаз, условная улыбка), присутствует индивидуальное своеобразие.

Этрусский «Саркофаг супругов» из Бандитачча. Полихромная терракота, VI век до н. э. , музей Виллы Джулиа, Рим

Бытовая архитектура Архитектура этрусских жилых домов выяснена еще недостаточно Характерно строго симметричное в плане расположение помещений, как бы нанизанных на одну ось. В крыше дома имелось прямоугольное отверстие (комплювиум), через которое освещался дом. Соответственно отверстию в крыше, в полу дома помещался бассейн (имплювиум), куда стекала дождевая вода. Дом имел мужскую и женскую половину

Религия этрусков Верховный бог – громовержец - Тин Троица высших небесных божеств: Тин (Юпитер), Уни (Юнона), Менрва (Минерва). Троица подземных божеств подземных: Мант – (Либер-Вакх), Мания (Прозерпина), и третья богиня, имени которой мы не знаем, но которую в Риме чтили как Цереру.

Пантеон этрусков Бог Сетланс, бог-кузнец, бог извержения вулканов (Вулкан), Бог Марис, бог войны (Марс), Бог Сатре, бог «золотого века» (Сатурн). Богиня Туран «подательница» всего живого (Венера). Бог Аплу, охраняющий людей, их стада и посевы (Аполлон) Бог Турмс, божество преисподней, проводник душ умерших (Меркурий) Бог Нефунс, покровитель морей и мореплавания (Нептун). Бог Фуфлунс, бог вина и виноградарства (Вакх) Бог Вольтумн, бог растительности (Вертумн). Бога Селванс, бог лесов (Сильван). Аита и Ферсифай - владыки подземного царства (Аид и Персефона).

Гадания этрусков Священные книги этрусков: Книга гаданий по внутренностям жертвенных животных гаруспика, (Libri haruspicini) Книга гаданий по молниям – «Теория молний» (Libri fulgurales), в которых содержались рациональные сведения о небе и небесных телах. Книги о закладке города, строительстве храмов, управлении государством, организации племен, курий, армии и суда (Libri rituales) Книги о мертвых, рассказывающие о смерти и посмертной жизни (Libri acheruntici) Книги о предзнаменованиях и судьбах (Libri fatales). Книги – «собрания чудес» (Ostentario) Гадания проводили особые жрецы: гаруспики и авгуры

Опираясь на греческий и этрусский опыт, римляне разработали пять архитектурных ордеров: тосканский, римско-дорический, римско-ионический, римско-коринфский и композитный.

По преданию, был основан в 753 г. до н.э. будущим царем Ромулом (отсюда итальянское название Рима – Рома). Ядром античного Рима являлся форум – главный парадный ансамбль и, вместе с тем, политический центр страны. Расположенный у подножия двух холмов, Капитолия и Палатина, форум начинался с обычной торговой площади, а затем был обстроен многочисленными памятниками и храмами. Каждый император стремился создать свой форум. Ансамбль римских форумов складывался на протяжении двух столетий. Самым грандиозным был форум Траяна, где в честь победы императора над Дакией была поставлена знаменитая колонна Траяна высотой около 40 м, сохранившаяся до наших дней.

К форумам сходились основные дороги империи (отсюда поговорка – «все дороги ведут в Рим»), по ним на парадную площадь вступали триумфальным шествием римские легионы после победоносных походов. В честь полководцев устанавливались триумфальные арки, расположенные в основном по Виа Сакра («священной дороге»), связывающей форум с . Самой крупной в Риме является арка Константина (высота 21,5 м) возле Колизея.

(«Храм всем богам») был возведен в I в. до н.э. и перестроен в начале II в. Громадная полусфера купола Пантеона по размерам (диаметр – 43,2 м) превышает купол собора Святого Петра в . В начале VII в. храм превратили в христианский, а еще позже он стал гробницей для знаменитых людей – здесь похоронены Рафаэль Санти, король Виктор-Эммануил II и др.

Одним из символов Древнего Рима является гигантский амфитеатр (сдвоенный театр) Флавиев, более известный как . Колизей был построен в I в. на месте бывшего болота всего за пять лет и вмещал 50 тысяч зрителей. Овальная чаша Колизея имеет размеры 189 на 156 м при высоте 48 м. На арене перед представлениями создавался искусственный пейзаж с декорациями, среди которых происходили бои гладиаторов и диких зверей. Арену можно было залить водой и устраивать настоящие морские сражения. Также в I в. был построен амфитеатр в городе Верона (Венето), менее грандиозный, чем Колизей, но намного лучше сохранившийся.

В отличие от античного Рима – огромного города с 1 млн. жителей, некоторые города империи имели регулярную планировку, в т.ч. Помпеи и Геркуланум (Кампания). Эти процветающие римские города погибли в результате извержения Везувия в 79 г., накрывшего их многометровым слоем пепла. Трагедия сохранила для нас жизнь торгового города , курортного местечка Геркуланум, виллу Оплонтис в ТорреАннунциата с прекрасными настенными росписями. В Помпеях можно увидеть ворота и стены античного римского города, форумы и амфитеатры, храмы и некрополи, жилые кварталы с домами, украшенными фресками, мозаиками и скульптурами.

В позднеримское время архитектура отличалась невиданной роскошью и богатством украшений, но вместе с тем, она утратила стройность пропорций и стилевое единство. Главными объектами зодчества становятся виллы и термы. Термы – это не только бани, они же служили для отдыха, развлечений, занятий спортом, философских диспутов. В Риме в этот период строятся термы Каракаллы и Диоклетиана (последние вмещали до трех тысяч человек).

Императором Адрианом, преемником Траяна, во II в. строится (Лацио), недалеко от Рима. В архитектуре ее зданий воспроизведены некоторые сооружения древности, напоминавшие о путешествиях императора, претендовавшего на роль покровителя искусств. Вилла объединяет лучшие черты египетского, греческого и римского стилей. Стилизованное под храм, главное здание выходило к бассейну, в водной глади которого отражались колонны. Рядом были построены театр, термы и другие сооружения.

Фактически в период распада Римской империи, при императоре Диоклетиане (рубеж III-IV вв.), была построена в центре острова Сицилия. Вилла использовалась в сезон охоты, с августа по октябрь. Главным «сокровищем» виллы является мозаика. Здесь можно увидеть сцены охоты на слонов, страусов, антилоп. Мозаика каждого зала виллы строго соответствует его назначению: в гимнасиуме изображены девушки с дисками и мячами, в столовой показаны отдыхающие после охоты господа, которым слуги подают угощения.

Италия славится богатейшими в мире культурными традициями. Достижения итальянцев в искусстве, архитектуре, литературе, музыке и науке оказали большое влияние на развитие культуры во многих других странах.

Задолго до возникновения цивилизации Древнего Рима сложились культуры этрусков в Тоскане и греков на юге Италии. После падения Римской империи на территории Италии культура пришла в упадок, и только в 11 в. появились первые признаки ее возрождения. Своего нового расцвета она достигла в 14 в. В эпоху Возрождения итальянцы играли ведущую роль в европейской науке и искусстве. Тогда творили такие выдающиеся художники и скульпторы, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело, писатели Данте, Петрарка и Боккаччо.

Культура Италии, это во-первых художники и картины. Не страшно повторится и сказать, что если вы живете в Италии, то вы живете в "художественной галерее", Италия сосредоточила в себе большее количество культурных наследий, чем Вы можете представить. Фактически будет справедливо заметить, что если что-то было окрашено, сыграно, съедено, спето, слеплено или написано, то это было сделано в подъемном настроении, а результат представлен в самой высокой художественной форме. Мир может за многое благодарить итальянцев.

Писатели, начиная от Виргилия, Овида, Хорака, Ливия и Цицерона, а заканчивая Данте, Петраркой. Бокаччо, Фичино, Мирандоло и Васари, все были итальянцами и все родились на этой благословенной земле. Современная литература Италии появилась в 13-ом и 14-м столетиях, развивалась из ее латинского наследия, написанного на многих диалектах страны и работ Данте, Петрарки и Бокаччо, который писал на основном в флорентийском диалекте.

Итальянская кухня вобрала в себя традиции и вкусы многих регионов Италии, при этом сохранив отличительные особенности по каждой области даже после того, как подверглась пан-итальянскому влиянию в руках поваров и развиваясь в уникальную кухню, которая известна всему миру. Изменения в кухне можно проследить от богатых и насыщенных кремом блюд севера к горячим и пряным блюдам юга. Северная Эмилия - Romagna, произвела на свет лучшие из известных блюд - спагетти bolognese, лазанью(lasagne) и тортелини(tortellini), а также домашнии prosciutto(прошутто) и mortadella(мартаделла). Liguria - дом pesto, оплот всех кафе в мире, не считая Hochzeitsauto Dortmund в Германии. Захватывающие овощные блюда и паста подаются с дарами моря и экзотическим мясом лягушки rissotto, бифштексом из осла или с пудингои. Десерты - cassata, cannoli, zabaglione, granita и марципан - выходцы рациона из Сицилии, в то время как, Сардиния известна своим аппетитным жареным поросенком. Кофе, пиво и вино - великолепны по вкусу по всей стране без исключения.

Культура Италии очень сильно влияет на мировую культуру. Кино не было бы сейчас таким как есть, если бы не тот самый итальянец Марчелло Мастрояни, Анна Магнани, Джина Лолобриджида, Софи Лорен и продюссеры Лучино Висконти, Роберто Росселлини, Фредерико Феллини, Микеланджело Энтони и Бернардо Бертолуччи.

Итальянцы также принесли многое в музыкальную культуру Италии, они изобрели фортепьяно и современную систему музыкального примечания, также свой взнос вложили Монтеверди, Вивальди, Скарлатти, Беллини и Россини.

Множество исторических, культурных, архитектурных и религиозных памятников находится в этой стране. Итальянская культура обогатила наш мир за счет своей удивительной самобытности и неповторимости. Так, в знаменитом городе Венеция на севере Страны нет отдельных архитектурных достопримечательностей, он сам является уникальным памятником градостроению. Расположенный на ста восемнадцати островах, один из красивейших городов мира имеет давнюю историю. Он существует с V века. Венецианцы искали спасения от варваров и наши его на островах. Затем последовали века развития и становления Венеции. Сегодня она являет собой центр культуры и ежегодно привлекает десятки тысяч туристов.

В список ЮНЕСКО в Италии входит также исторический центр Рима и знаменитый Ватикан. Это отдельное государство внутри итальянской столицы - не только средоточие католического мира, но и место, где сосредоточены удивительные исторические и архитектурные памятники. Это и красивейшие сады, и соборы. Среди них стоит отметить собор Святого Петра, в создании которого принимали участие Микеланджело, Рафаэль и другие мастера итальянской живописи. Что касается итальянской столицы, то Рим, конечно, известен благодаря древнейшим памятникам архитектуры. Это и Колизей, и Пантеон, и Испанская лестница, и другие объекты.

К памятникам архитектуры, охраняемым ЮНЕСКО в Италии, относится и монастырь Санта-Мария-делла-Грацие в Милане. Внешне это ничем не примечательная обитель, но если заглянуть внутрь, то можно обнаружить там фреску«Тайная Вечеря» великого Леонардо да Винчи. Её заказал живописцу герцог Лодовико Сфорца. На создание полотна ушло несколько лет. Из-за используемой методики нанесения краски на сухую стену, фреска начала сыпаться еще при жизни Леонардо. Далее последовали войны, бомбардировки во время последнего мирового конфликта, что не лучшим образом сказалось на сохранности шедевра. Но в итоге его удалось отреставрировать. Сегодня и церковь XV века, и фреска включены во Всемирное наследие.

Куда бы любознательный турист ни отправился в путешествие по Италии, будь то Рим или Венеция, Милан или Верона, Флоренция или Генуя, повсюду царит атмосфера величественного прошлого этих земель.

Культурно-историческое наследие Италии

Трехтысячелетняя история Италии сохранила на своей территории несметное количество памятников, среди которых можно встретить образцы античности, Средневековья, эпохи Возрождения, барокко и классицизма. Куда бы любознательный турист ни отправился в путешествие по Италии , будь то Рим или Венеция, Милан или Верона, Флоренция или Генуя, повсюду царит атмосфера величественного прошлого этих земель.

Италию называют страной-музеем, бережно хранящим следы некогда могучей Римской империи, а также памятники иных цивилизаций и эпох, в которых оживают события прошлого. Роскошная архитектура зданий сохранила традиции формирования большинства известных европейских стилей. Здесь можно встретить оригинальные византийские мозаики, древнеримские скульптуры, склепы в стиле барокко и древние амфитеатры.

Римский Форум

Находясь в Италии, создается впечатление, что время здесь непостижимым образом остановилось. Созерцая пышные строения Ватикана, глядя на печально известный гладиаторскими боями, разрушенный, но по-прежнему остающийся величественным, Колизей, путешествуя по улицам-каналам Венеции, или любуясь другими достопримечательностями Италии, исчезает ощущение бренности мира, и суетного ритма жизни.

Путешествие по Италии - это знакомство с городами изумительной красоты, незабываемые экскурсии на Сицилию и, конечно же, посещение вечного Рима. «Все дороги ведут в Рим» - фраза, которая стала крылатой во всем мире. Действительно, Рим - один из древнейших городов планеты, где сосредоточены наиболее знаменитые достопримечательности страны. Сердце Рима - это его развалины - немые свидетели былых цивилизаций. Наиболее узнаваемые среди них - Колизей, Римский Форум и Пантеон.

Амфитеатр Флавиев, который чаще называют Колизеем, - символ былой силы, величия и могущества Рима. Туристический журнал по искусству и культуре утверждает, что это один из наиболее знаменитых памятников древности. Построенный еще в I веке (по замыслу неизвестного архитектора) для проведения разного рода праздников, амфитеатр был доступен для всех желающих. На его арене проходили турниры рыцарей, «морские бои» и разного рода зрелища. Увы, особенно популярными среди них были жестокие гладиаторские бои и так называемые «игры» - травля зверей.

Большую площадь в самом центре древнего города и прилегающие к ней здания римляне называли Форумом. Первоначально, это была обычная торговая площадь, но чуть позже она стала центром общественной жизни города. Разрастаясь, Форум приобрел настолько большие размеры, что стал средоточием деловой, религиозной и культурной жизни горожан. В период заката Римской империи, разрушительные нашествия варваров коснулись и этой знаменитой площади, которую лишь в начале XX столетия удалось восстановить для потомков.

В каком уголке страны не пришлось бы остановиться туристу, отправившемуся в путешествие по солнечной Италии, перед его взором встают все новые и новые открытия. Венеция - самый загадочный и удивительный город на воде, который вплоть до сегодняшнего дня сумел сохранить свой средневековый облик. Казанова, серенады гондольеров, известные всем путешественникам голуби с площади Сан-Марко - все это сердце и душа Италии - несравненная Венеция.

Извилистые улицы-каналы, скользящие по ним разукрашенные гондолы, романтичные ажурные мосты, дворцы и храмы, а еще карнавалы, наполненные музыкой и яркими красками масок. Трудно представить Венецию без ее Большого Канала, на берегах которого расположились более 100 удивительных и прекраснейших дворцов.

Путешествие по Италии не должно закончиться без посещения Сицилии, называемой «островом оживших мифов». На его южном побережье и сейчас можно встретить каменные глыбы, которые по легенде бросал циклоп Полифем на корабли Одиссея. По-прежнему, стоят на страже берегов Мессинского пролива два чудовища - Харибда и Сцилла, погубившие жизни многих мореходов. Все известные достопримечательности Италии интересны и уникальны. А сама она уже много веков в глазах миллионов туристов предстает местом древней истории и великой культуры, давно ставшей мировым наследием.

Обзор