Национальный характер и нравы жителей турецкой республики. Кто такие турки на самом деле Численность турок в мире

Территория, ныне называемая Турцией, на самом деле является территорией Ромейской (Византийской) империи, захваченной в своё время турками.
Турки же возникли в Х веке на территории Уральской области Казахстана. Первоначально это было племя под названием кынык, обитавшее на берегах Сырдарьи при впадении её в Аральское море. Племя кынык и по сей день обитает в местности Камыстыколь в Чапаевском районе Западного Казахстана и входит в состав байбакты из Младшего жуза.
Кыныки входили в состав племенного объединения Беджене, известного на Руси как печенеги.Появление турок тесно связано с событиями в соседнем с кочевьями печенегов . В 740 году один из хазарских правителей Булан, женившись на еврейке, перешёл в иудаизм и принял еврейское имя Сабриэль. Однако основное население Хазарии оставалось язычниками, среди которых постепенно пускало корни магометанство, распространявшееся проповедниками из Хорезма. Хазарские иудеи тут же были освобождены от налогов, и вся тяжесть налогового гнёта пала на неиудейскую часть населения. Налоговый гнёт был настолько суровым, что люди бежали в степь или добровольно просились в рабство иудеям. Естественно, такое правительство у коренного населения популярностью не пользовалось, и воевать за его интересы не желало, при первой возможности переходя на сторону противника. Поэтому иудейское правительство Хазарии вынуждено было для поддержания порядка внутри страны и для удержания в повиновении вассальных стран, использовать чужеземных наёмников. Основу хазарской армии составляли предки будущих – носители нахско-дагестанских языков. Однако для того, чтобы они не сговорились и не совершили переворота, хазары стали разбавлять армию наёмниками из состава живших в нынешнем Западном Казахстане печенегов. Одним из таких отрядов и командовал некий племенной бек Сельджук Дукакович Кыныков. Сельджук пользовался доверием царя Иосифа, поскольку в 955 в 20-летнем возрасте году принял иудаизм.

После разгрома нашими войсками Хазарского каганата наёмники оказались на вольных хлебах. Служившие хазарам печенеги начали нападать на Русь. В 968 печенеги осадили Киев, но были разбиты. В 970 они участвовали в битве под Аркадиополем на нашей стороне, но после заключения русско-византийского мира (июль 971) стал назревать новый русско-печенежский конфликт. В 972 печенеги князя Кури у днепровских порогов убили великого князя Святослава Игоревича, а из его черепа сделали чашу. В 990-е произошло новое ухудшение отношений между Русью и печенегами. Великий князь Владимир разбил их в 992 году на Трубеже, но в 996 сам потерпел от них поражение под Васильевом. Владимир строил на степной границе крепости с системой оповещения для эффективного противодействия вторжениям печенегов. Сельджук же объявил себя мусульманином и был со своим отрядом принят хорезмшахом Абу-Абдаллах Мухаммадом на службу в чине мукаддама. Ему в кормление был передан город Дженд в Кзыл-ординской области нынешнего Казахстана и его окрестности. Сельджук получил право обирать население подконтрольных территорий и обязался охранять вверенный ему участок хорезмийской границы.

В 995 году последний хорезмшах из династии Афригидов Абу-Абдаллах Мухаммад был взят в плен и убит эмиром Ургенча Мамуном ибн-Мухаммадом. Хорезм был объединён под властью Ургенча. В 1017 году Хорезм был подчинен султану Махмуду Газневи. К тому времени отряд Сельджука разросся до крупного войска, корпусами которого командовали старшие сыновья Сельджука Израиль и Михаил, и младшие Муса, Юсуф и Юнус, родившиеся уже после принятия Сельджуком ислама. Поскольку при захвате Хорезма сыновья Сельджука не поддержали прежнего правителя и признали власть Махмуда Газневи, последний стал раздавать сыновьям и внукам Сельджука губернаторские должности. Однако в 1035 году кыныки, которых в ираноязычном Хорезме звали туркменами, во главе с внуком Сельджука Тогрулбеком Михайловичем, его братом Даудом (Давидом) и их дядей Мусой Сельджуковичем ушли из Хорезма. Они форсировали Амударью и расселились на территории современной Туркмении. Преемник Махмуда Газневи Масуд, опасаясь потерять Хорасан, двинул летом свое войско на туркменов. Туркмены устроили засаду и разгромили султанскую армию.

В 1043 году туркмены захватили сам Хорезм, а также почти весь Иран и Курдистан. В 1055 году туркменами был захвачен Багдад и весь Ирак. При султане Алп-Арслане, племяннике Торгула, умершего 4 сентября 1063, правившем в 1063-72 годах, была завоёвана Армения (1064) и одержана победа над византийцами при Манцикерте (1071). В этой битве один из византийских военачальников Андроник Дука, объявив, что император погиб, дезертировал с поля боя, вследствие чего битва была проиграна, а в плен к Алп-Арслану попал император Византии Роман IV Диоген. Через неделю он был отпущен Алп-Арсланом под условие выдачи сельджукских пленных и уплаты миллиона золотых.

С этого момента началось завоевание Малой Азии, то есть той территории, которая сейчас представляет собой азиатскую часть Турции. Эта территория принадлежала Риму и составляла несколько римских провинций – Азия, Вифиния, Понт, Ликия, Памфилия, Киликия, Каппадокия и Галатия. После разделения Римской империи Малая Азия входила в состав Восточной Римской империи. Малая Азия была захвачена турками с 1071 по 1081 в основном уже при сыне и преемнике Алп-Арслана Мелик-шахе. Своего наибольшего политического могущества государство турок-сельджуков достигло при султане Мелик-Шахе (1072-92). При нём турками были подчинены Грузия и Караханидское государство в Средней Азии.

После распада Сельджукской державы под ударами татар-монголов, в Малой Азии продолжал существовать Румский султанат от тюркского названия Рима Рум. Первоначальным центром государства была Никея, с 1096 года столица была перенесена в город Конья, из-за чего Румский султанат в нашей литературе часто называют Конийским. В результате феодальных распрей и вторжения монголов Конийский султанат к началу 14-го столетия году распался на ряд бейликов. В одном из этих бейликов правил бей Осман. В 1299 году он отделился от Румского султаната, а в 1302 году разбил войска Византии под командованием Георгия Музалона.Византия потеряла фактический контроль над сельскими областями Вифинии, из-за чего в ходе дальнейших осад лишилась и оставшихся изолированных крепостей. Поражение вызвало массовую эмиграцию христианского населения, что изменило демографическую ситуацию в регионе. Тем не менее, завоевание Вифинии османами было постепенным, и последний византийский оплот - Никомедия, был захвачен ими в 1337 году. Последняя кампания Османа, перед смертью от старости, была направлена против византийцев в городе Бурса. После смерти Османа I власть Османской империи начала распространяться над Восточным Средиземноморьем и Балканах.


В 1352 году османы, переправившись через Дарданеллы, впервые самостоятельно ступили на европейскую землю, захватив стратегически важную крепость Цимпу. Христианские государства упустили ключевой момент, чтобы объединившись, выбить турок из Европы, и уже через несколько десятилетий, пользуясь междоусобицами в самой Византии, раздробленностью Болгарского царства, османы укрепившись и освоившись, захватили большую часть Фракии. В 1387 году, после осады, турки захватили крупнейший, после Константинополя, город империи, Салоники.

Турецкое государство, быстро набиравшее мощь и успешно боровшееся за расширение своих границ и на западе, и на востоке, давно стремилось к завоеванию Константинополя. В 1396 году османский султан Баязид I подвёл свои войска под стены великого города и семь лет блокировал его с суши, но Византию спасло нападение на турецкие владения эмира Тимура. В 1402 году турки потерпели от него сокрушительное поражение при Анкаре, что на половину столетия отсрочило новую большую осаду Константинополя. Несколько раз турки нападали на Византию, но эти атаки не удавались из-за династических конфликтов в турецком государстве. Так был сорван поход 1423 года, когда султан Мурад II снял осаду города из-за слухов о восстаниях в его тылу и обострения придворных интриг.
В 1451 году к власти в Османском султанате пришёл Мехмед II, убивший в борьбе за трон родного брата. Зимой 1451-1452 гг. Мехмед начал строительство крепости в самом узком месте пролива Босфор, отрезая тем самым Константинополь от Чёрного моря. Византийские послы, направленные Константином узнать цель постройки, были отосланы обратно без ответа; посланные повторно были пленены и обезглавлены. Это было фактическим объявлением войны. Крепость Румелихисар или Богаз-кесен (с турецкого - «перерезающий пролив») была достроена к августу 1452 г., и установленные на ней бомбарды стали обстреливать византийские корабли, ходящие через Босфор в Чёрное море и обратно. Мехмед II после постройки крепости подступил к стенам Константинополя в первый раз, но через три дня отступил.
Осенью 1452 года турки вторглись в Пелопоннес и напали на братьев императора Константина, дабы они не сумели прийти на помощь столице (Сфрандизи Георгий, «Большая Хроника» 3;3). Зимой 1452-1453 начались приготовления к штурму самого города. Мехмед издал приказ турецким войскам захватить все ромейские города на фракийском побережье. Он считал, что все прошлые попытки взять город провалились из-за поддержки осаждавших с моря. В марте 1453 турки сумели взять Месемврию, Ахелон и другие укрепления на Понте. Силимврия была осаждена, ромеи блокированы во многих местах, но продолжали владеть морем и на своих кораблях опустошали турецкий берег. В начале марта турки раскинули лагерь у стен

Константинополя, а в апреле начались земляные работы по осаде города. 5 апреля к столице подошла основная часть турецкой армии. 6 апреля Константинополь был полностью блокирован.
9 апреля турецкий флот подошёл к цепи, перекрывавшей Золотой Рог, но был отбит и вернулся в Босфор. 11 апреля турки сконцентрировали тяжёлую артиллерию напротив стены над руслом речки Ликоса и начали бомбардировку, которая длилась 6 недель. 16 мая турки начали вести подкоп под стены возле Влахернского квартала, в то же время их корабли под звуки труб и барабанов 16, 17, и 21 мая подходили к цепи у Золотого Рога, пытаясь привлечь к себе внимание, чтобы скрыть от греков шум подкопа, но ромеи сумели все-таки обнаружить подкоп и стали вести контр-подкопы. Подземная минная война закончилась в пользу осаждённых, они взрывали и затопляли водой проходы, вырытые турками. 29 мая 1453 года после длительной осады город пал. Константинополь стал столицей Османской империи.
Император Константин IX Палеолог бросился в бой как простой воин и был убит. Его наследником сал его брат Фома, дочь которого Софья Фоминична стала женой нашего великого князя Ивана III. В 1490 году в Москву прибыл ей брат Андрей, ставший после смерти отца наследником византийского престол, и передал права на престол своему зятю. Его дочь Мария вышла замуж за нашего воеводу верейского удельного князя Василия Михайловича Удалго, троюродного брата великого князя московского Ивана III Васильевича.

История возникновения и становление такого народа как турки-месхетинцы овеяна интересными историческими фактами. Положение этой нации на географической и социально-политической карте мира остается весьма неоднозначным уже на протяжении нескольких десятилетий. Происхождение турков и особенности их идентификации в современном мире являются объектом исследований ряда ученых - социологов, антропологов, историков и юристов.

До нынешнего времени в изучении этого вопроса исследователи не пришли к единому знаменателю. Важным является тот факт, что и сами турки-месхетинцы неоднозначно обозначают свою этническую принадлежность.

Одна группа относит себя к коренным грузинам, принявшим ислам в 17-18 вв. и освоившим другая - это потомки турков, оказавшихся в Грузии во времена Османской империи.

Так или иначе, представители этого народа в связи с историческими событиями перетерпели немало переселений и вели кочевнический образ жизни. Это связано с несколькими волнами депортаций, которые пережили турки-месхетинцы (из Месхетии, расположенной на территории Южной Грузии в области Месхет-Джавахети). Причем, сами себя месхетинцы именуют ахалцихскими турками (Ahıska Türkler).

Первое масштабное изгнание из освоенных родных мест датируется 1944 г. Именно тогда по приказу И. Сталина следовало депортировать «неугодных» в лице турок-месхетинцев, чеченцев, греков, немцев. Именно в этот период более 90000 месхетинцев отправились в Узбекскую, Казахскую и

Так, не успев оправиться от мытарств, турки-месхетинцы нового поколения перенесли притеснения в результате военных действий в Ферганской долине Узбекской ССР. Став жертвами массовой резни, после распоряжения Правительства СССР они были эвакуированы в Центральную Россию. Одной из основных целей, которые преследовались ферганскими "заварухами", было давление Кремля на Грузию и весь народ, заявивший о желании быть независимыми и свободными в апреле 1989 года.

С нарастанием конфликтности и нестабильности ситуации не только в Фергане, но и на других территориях страны, рассредоточились турки в России, Азербайджане, Украине, Казахстане. Всего порядка 70 тыс. человек стали

В современном мире вопрос репатриации и защиты прав месхетинского народа является очень актуальным и сложным, выступая на авансцену международных отношений и политических перипетий. Проблема усугубляется неоднозначностью целей, сроков и пожеланий, как со стороны властей, так и самих представителей народа.

Вступив в в 1999 г., Грузия обязалась в течение 12 лет поднять и решить вопрос о возвращении турок на родину, интенсифицировать процесс репатриации и интеграции, дать им официальное гражданство.

Однако существуют факторы, усложняющие реализацию этого проекта. Среди них:

Некогда активная арменизация исторической родины турков (Месхети и Джавахети); прослеживаются фанатичные настрои агрессии одного меньшинства против возвращения другого на эту территорию;

Недостаточно решительная позиция грузинских официальных органов;

Низкий уровень законодательно-правовой базы, регламентирующей данный вопрос, что является причиной отсутствия результата всех принятых и озвученных решений.

Одними из самых грозных средневековых азиатских завоевателей были турки-сельджуки. Они за несколько десятков лет смогли создать огромнейшую империю своего времени, которая, впрочем, вскоре распалась. Но эти осколки империи дали жизнь ещё более могущественному государству. Давайте выясним, что собой представляли турки-сельджуки, кто они и откуда.

Этногенез сельджуков

Прежде всего нам нужно определить, откуда взялись турки-сельджуки. Их возникновение до сих пор содержит много загадок для историков.

По наиболее распространенной версии, они являются одним из ответвлений тюркской народности огузов. Сами огузы, скорее всего, являлись плодом смешения на территории местных угорских и сарматских племен с пришлыми тюрками, с численным и культурным преобладанием последних. Как и остальные тюркские народы, огузы занимались кочевым животноводством, а также набегами на другие племена. Первоначально они были вассалами могущественного Хазарского каганата, но затем обособились и организовали собственное государство по обе стороны Сырдарьи со столицей в Янгикенте, которым управлял ябгу.

Образование государства сельджуков

В IX веке знатный огуз Токак ибн Лукман из племени Кынык перешел вместе с подчиненными ему людьми на службу Хазарскому каганату. Но с упадком державы хазар он вернулся в Среднюю Азию, где стал служить огузскому ябгу Али, тем самым став вторым по значимости человеком в Государстве огузов.

Токак имел сына по имени Сельджук, который в свое время служил вместе с отцом у хазар. После смерти Токака Сельджук получил от ябгу титул сюбаши (командующий армии). Но со временем отношения между Сельджуком и правителем огузского государства разладились. Опасаясь за свою жизнь и жизнь близких, Сельджук был вынужден в 985 году удалится с членами своего племени на юг в мусульманские земли, где принял ислам. Он перешел на службу к Саманидам, которые номинально считались наместниками Халифа в Средней Азии, а фактически были полностью независимыми правителями.

Затем, набрав людей, Сельджук под знаменем новой веры вернулся в государство огузов, возглавив борьбу против ябгу. Таким образом, личная вражда Сельджука и Али переросла в мусульманский джихад. Вскоре молодому полководцу удалось захватить крупный город Дженд и обосноваться тут. Он смог объединить другие тюркские народы, таким образом, основав собственное пока ещё небольшое государство. Столицей его стал город Дженд. А все вступившие под знамя Сельджука племена стали известны в истории как турки-сельджуки.

Укрепление государства

Тем временем в вначале XI века государство Саманидов пало под натиском другого могущественного тюркского союза - Караханидов. Изначально Сельджуки поддерживали в борьбе своих сюзеренов - Саманидов, за что получали большие льготы и самостоятельность в управлении своими землями, но после их падения перешли на службу к Караханидам.

После смерти Сельджука государством правили пятеро его сыновей: Исраил (тюркское имя Арслан), Микаил, Муса, Йусуф и Йунус. Главным был старший сын Исраил. Он ещё больше укрепил власть сельджуков в регионе.

Исраил был женат на дочери правителя Караханидов Али-тегина. Он послал в стольный город Бухару на службу к Али-тегину двух своих племянников, сыновей Микаила - Тогрула и Дауда (Чагры-бек), о великих завоеваниях которых мы поговорим ниже.

В это время в конфликт с Караханидами, поддерживаемыми сельджуками, вступил могущественный правитель Газны Махмуд. Ему удалось в 1025 году пленить Исраила, который в заточении и умер через семь лет. Это событие положило началу борьбе между Газневидами и Сельджукидами, главой которых стал Микаил, укрепившийся в Бухаре.

Великие завоевания

После смерти Микаила власть унаследовали его сыновья - Тогрул и Чагры-бек, главным из которых считался первый. Конфликт между ними и Газневидами все усугублялся, пока в 1040 году не разрешился великой битвой при Дандакане, в которой турки-сельджуки одержали полную победу. После заключения мира они получили в свое владение весь Хорасан, отнятый у Газневидов, а Тогрул с полным правом стал теперь именоваться султаном.

В ближайшие годы турки-сельджуки покорили Хорезм и весь Иран. В 1055 году была захвачена столица халифата - город Багдад. Но Тогрул, являясь верным мусульманином, оставил духовную власть халифу, а сам взамен от него получил высшую светскую власть и титул царя Востока и Запада.

Затем сельджуки начали свои набеги на Закавказье и Малую Азию, на тот момент принадлежавшую Византии. Одни области Тогрул непосредственно присоединял к своему государству, в других сажал на трон родственников, в третьих - оставлял власть местным правителям, приняв от них вассальную присягу.

Империя Сельджукидов

К концу жизни Тогрула образовалась настоящая Сельджукская империя, простиравшаяся от Аральского моря на востоке до Кавказа и пределов Малой Азии на западе. Умер великий полководец в 1063 году, передав верховную власть своему племяннику Алп-Арслану, который являлся сыном Чагры-бека.

Впрочем, Алп-Арслан не остановился на достижениях своего дяди, а продолжал расширять империю. Он сумел покорить Грузию и Армению, а в 1071 году не только нанес сокрушительное поражение Византии под Манцикертом, но и пленил её императора. Вскоре после этого почти вся принадлежала туркам-сельджукам.

В 1072 году, когда Алп-Арслан направлял свою армию против Караханидов, на него было произведено покушение. От полученных ран султан вскоре скончался, завещав престол своему несовершеннолетнему сыну Малик-шаху.

Несмотря на малолетство, новому султану удалось подавить вспыхнувшие мятежи. Он смог отобрать Сирию и Палестину у государства Фатимидов, которое не признавало власти Халифа, а также заставил признать Караханидов. При нем государство Сельджукидов достигло максимального могущества.

Упадок империи Сельджуков

После смерти в 1092 году Малик-шаха начался упадок великой империи, которая была фактически разделена между сыновьями этого султана, постоянно участвовавших в междоусобных войнах. Ситуацию усугубило начало Крестовых походов западноевропейских рыцарей с 1096 года, а также усиление Византии при династии Комнинов. Кроме того, от империи стали отпадать области, в которых правили боковые ветви Сельджукидов.

В конце концов после смерти других братьев остатки империи в 1118 году оказались в руках Ахмада Санджара. Это был последний верховный султан, которого признавали турки-сельджуки. История империи Сельджукидов заканчивается в 1153 году с его смертью.

Окончательный распад сельджукской державы

Ещё задолго до смерти Санджара от империи отпадали целые страны, которыми правили представители боковых ветвей династии Сельджукидов. Так, в 1041 году был основан Карманский султанат на юго-западе Ирана, который просуществовал до 1187 года. В 1094 году отделился Сирийский султанат. Правда, его существование ограничилось 23 годами. На 1118 год приходится основание Иракского султаната, падение которого датируется 1194 годом.

Но из всех осколков Сельджукской империи дольше всех просуществовал Конийский султанат (или Рум), расположенный в Малой Азии. Основателем этого государства является племянник Алп-Арслана Сулейман ибн Кутулмыш, который начал править с 1077 года.

Наследники этого правителя укрепили и расширили султанат, который достиг своего наивысшего могущества в начале XIII века. Но нашествие монголов в середине этого же столетия расшатало последнее государство сельджуков. В конце концов оно распалось на множество бейликов (областей), лишь формально подчинявшихся султану. Окончательно Конийский султанат прекратил существование в 1307 году.

Приход османов

Ещё до окончательной гибели Конийского султаната один из его правителей, Кей-Кубад, в 1227 году разрешил переселиться на территорию своего государства одному из огузских племен - кайи под предводительством Эртогрула. До этого данное племя обитало на территории современного Ирана.

Сын основал на территории Малой Азии новое турецкое государство, которое позже получило наименование Османской империи. При его наследниках эта держава захватила значительную часть Азии, Африки и Европы, территориально превысив размер империи Сельджукидов. Как видим, турки-сельджуки и турки-османы - звенья одной цепи сменяющихся государственных образований.

Значение завоеваний турок-сельджуков

Завоевания турок-сельджуков имели очень большое значение для истории. Именно они открыли период широкого проникновения тюркских племен в западную Азию. Они оказали значительное влияние на формирования целого ряда современных этносов: азербайджанцев, турок, кызылбашей и целого ряда других народов.

Кроме того, не стоит забывать, что фактическим продолжателем государства Сельджукидов стала великая Османская империя, которая оказала очень большое влияние на исторические процессы не только в Азии, но и в Европе.

Еще при сельджуках масса греков-христиан стали ренегатами, а при Османидах массовые насильственные обращения, образование из христианской молодежи корпусов янычаров, многоженство, наполнявшее гаремы турецкими красавицами самых различных стран и рас, рабство, введшее в дома турков элемент, наконец, обычай изгнания плода - все это постепенно уменьшило тюркский элемент и способствовало нарастанию элементов чуждых. Поэтому среди турков мы встречаем все переходы до типа с нежными, изящными очертаниями лица, сферическим строением черепа, высоким лбом, большим лицевым углом, прекрасно сформированным носом, пышными ресницами, маленькими живыми глазами, кверху загнутым подбородком, нежным телосложением, черными, слегка вьющимися волосами, богатой на лице.
Нередко также между турками встречаются даже белокурые и рыжие индивиды. В частности, по отдельным районам Вамбери отмечает: преобладание черт типа в области Древней Армении (начиная от Карса до Малатии и Кароджского хребта), хотя с более темноватым цветом лица и менее удлиненными очертаниями лица, арабского по северной границе Сирии, наконец, однородного греческого типа в Северной Анатолии, типа, который по мере приближения к морскому побережью становится, впрочем, все менее однообразным.

Османские турки или «отманские», также «османы», «османлисы» получили название по имени основателя династии Османидов Османа. Османские турки – народ юго-западной ветви тюркского племени, потомки древних канглов, живших в области , в свое время основавших империю сельджуков.
После распадения последней они объединились в 14 веке под владычеством Османидов, вождей другой отрасли канглов, которые под напором монголов переселились из Хорасана в , а восемь лет спустя, вынужденные снова уйти от нашествии монголов, перешли в Малую Азию, где сначала стали ленниками сельджуков, а после разрушения государства этих последних, при Османе, стали во главе разрозненных частей распавшегося государства и основали Оттоманскую империю.

Турки входят в состав трех государств: Турции (османы Турции: 10 000 000 человек, из них громадное большинство, свыше 9 миллионов, сосредоточено в Малой Азии), Персии (2 000 000) и России, в Карсской области и Кутаисской губернии (свыше 70 000). Османы Турции, кроме того, делятся на оседлых жителей городов и земледельцев, совершенно утративших родовой быт, и кочевых (юруки около Айдина, в числе 200 000 человек, затем туркмены и юруки около Смирны, в числе до 300 000 человек, авшары в Антитавре, пришедшие, по их преданиям, из Хорасана, ногаи около Адана, переселившиеся из после Крымской войны и др.), сохранивших разделение на роды, названия которых обнаруживают родство с другими тюркскими народностями (иранскими тюрками и ).

Турки персидские и закавказские тоже сельджукского происхождения, но сильно перемешанные с присоединившимися к ним в 13 веке тюрками и монголами армии Гулагухана. Племенное единство османских турков основывается исключительно на общности языка (османское наречие южно-тюркских диалектов, по Радлову, или восточно-тюркских, по Вамбери), мусульманской религии и культуры и общности исторических традиций. В частности, турецкие османы объединены общностью политически господствующего класса в Турецкой империи. Зато в антропологическом отношении турки совершенно почти утратили первоначальные черты тюркского племени, представляя в настоящее время самую разнородную смесь различных расовых типов в зависимости от той или другой поглощенной ими народности, в общем, более всего приближаясь к типам кавказского племени. Причина этого факта заключается в том, что первоначальная масса турков, вторгшихся в Малую Азию и на Балканский полуостров, в дальнейшем периоде своего существования, не получая никакого нового притока из среды других тюркских народов, благодаря беспрерывным войнам постепенно уменьшалась в своей численности и вынуждена была включать в свой состав насильно отуреченные ими народности: греков, армян, славян, арабов, курдов, эфиопов и так далее.

Введение

Происхождение турок, как и происхождение почти любого народа, любой этнической общности,- сложный исторический процесс. Этнические процессы, обладая определенными общими закономерностями, в то же время имеют в каждом конкретном случае свои особенности. Например, одной из особенностей этногенеза турок был синтез двух основных крайне отличавшихся один от другого этнических компонентов: переселившихся на территорию современной Турции тюркских кочевников-скотоводов и отдельных групп местного оседлого земледельческого населения. В то же время в образовании турецкой народности проявилась и одна из закономерностей этнической истории - ассимиляция турками, при их преобладающей численности и социально-политической гегемонии, части покоренных ими народов. Моя работа посвящена сложной проблеме этногенеза и этнической истории турецкого народа. На основе исторических, антропологических, лингвистических и этнографических, образование турецкой феодальной народности, особенности формирования гурецкой нации. В настоящей работе (предпринята попытка рассмотреть все особенности этногенеза турок, образования турецкой народности, а затем и турецкой нации, выделив при этом общее и особенное. Базой для такого анализа послужили исторические факты - письменные источники, а также данные антропологической и этнографической науки.

История Древнего Востока и тюрков имеет большую протяженность государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н.э. и заканчиваем для Ближнего Востока 30-20-ми гг. IV в. до н.э., когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней азии и северо-западную часть Индии. Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III-V вв н.э. Эта граница является условной и определяется тем, что в Европе в конце V в. н.э. пала Западная Римская империя и народы европейского континента вступили в период средневековья. Географически территория, называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагалось одно из древнейших государств - Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север - от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. В этой обширной географической зоне существовали многочисленные государства, оставившие яркий след в истории: великое Древнеегипетское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкие государственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, Троянское Фригийское и Лидийское царства, государства Иранского нагорья, в том числе, мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории почти всего Ближнего и частично Среднего Востока, государственные образования Средней Азии, государства на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.

В данной работе я исследовала различные проблемы этнической истории турок - их происхождение, состав, первичный ареал расселения, культуру, религию и т.д.

Эта работа в основном поиск и интерпретация исторических источников, археологических открытий и другое. Здесь рассматривается решение проблемы определения территории расселения этносов, в частности, тюркоязычних, в свете их миграций и этно-социального развития, в частности процесса ассимиляции.

Поэтому данное исследование представляет краткий обзор истории миграции тюрков - кочевников, развития их общества и государственных образований за историческое время.

В первую очередь определить ареал обитания тюрков и методология исследования процесса этногенеза.

Я узнала, что большую роль в кочевом обществе играли вожди, их роль иногда была решающей в создании государств и консолидации племен. «Когда в степи с? являлся талантливый организатор, он собирал вокруг себя толпу сильных и преданных людей, чтобы подчинить с их помощью свой род, и, наконец, племенной союз». При успешном стечении обстоятельств, таким образом, создавалась крупная государство.

Таким образом в Азии в VI-VII веке тюрки создали государство, которому дали свое и? мя - Тюркский каганат. Первый каганат - 740 г., второй - 745 г.

В VII веке основным ареалом тюрков стала обширная область в Средней Азии, получившая название Туркестан. В VIII веке большую часть Туркестана завоевали арабы. И поэтому уже в IX веке турки создали свое государство во главе с ханом Огузы. Далее сложилась крупная и могущественная держава Сельджуков. Привлекательность тюркского правления привлекало много населения на свою сторону. Люди целыми селами приходили на землю Малой Азии, принимали ислам.

Турецкая народность сложилась к середине XVI века из двух основных этнических компонентов: тюркских кочевых племен скотоводческих, главным образом Огузская и туркменских, мигрирующих в Малую Азию с востока в период сельджутських и монгольских завоевателей XI - XII веков, и местного малоазийского населения: греков, армян, лазов, курдов и других. Часть тюрков проникла в Малую Азию с Балкан (узы, печенеги. Формирование турецкой нации завершилось к началу XX века, ко времени распада Османской империи, и образования Турецкой Республики.

Глава I. Древние тюрки

Древние тюрки принадлежали к миру кочевых обществ, роль которых в этнической истории Старого Света чрезвычайно велика. Перемещаясь на огромные расстояния, смешиваясь с оседлыми народами, кочевники - номады - не раз перекраивали этническую карту целых континентов, создавали гигантские державы, изменяли ход общественного развития, передавали культурные достижения одних оседлых народов другим, наконец, и сами внесли немалый вклад в историю мировой культуры.

Первыми кочевниками Евразии были индоевропейские племена. Именно они оставили после себя в степях от Днепра до Алтая первые курганы - захоронения своих вождей. Из тех индоевропейцев, что остались в причерноморских степях, позже сложились новые кочевые союзы - ираноязычные племена киммерийцев, скифов, саков, савроматов. Об этих номадах, повторивших в I тысячелетии до н.э. маршруты своих предшественников, много сведений содержат письменные источники древних греков, персов, ассирийцев.

Восточнее индоевропейцев, в Центральной Азии, возникла другая крупная языковая общность - алтайская. Большинство племен здесь составили тюрки, монголы и тунгусо-маньчжуры. Возникновение номадизма - новая веха в экономической истории древности. Это было первое крупное общественное разделение труда -отделение пастушеских племен от оседлых земледельцев. Быстрее стал развиваться обмен продуктами сельского хозяйства и изделиями ремесла.

Взаимоотношения номадов и оседлых жителей не всегда были мирными. Кочевое скотоводство очень производительно на единицу затраченного труда, но мало производительно на единицу используемой площади, при расширенном воспроизводстве оно требует освоения все новых и новых территорий. Покрывая в поисках пастбищ огромные расстояния, кочевники часто заходили и на земли оседлых жителей, вступая с ними в конфликт.

Но кочевники совершали и набеги, вели завоевательные войны против оседлых народов. У племен номадов, в силу внутренней социальной динамики, появлялась своя элита - разбогатевшие вожди, родовая аристократия. Эта родоплеменная верхушка, возглавляя крупные союзы племен, превращалась в кочевую знать, еще больше богатела и укрепляла свою власть над рядовыми кочевниками. Она-то и направляла племена на захват и грабеж земледельческих территорий. Вторгаясь в страны с оседлым населением, кочевники облагали его данью в пользу своей знати, подчиняли целые государства власти своих вождей. При этих завоеваниях возникали гигантские державы кочевников - скифов, гуннов, тюрков, татаро-монголов и другие. Правда, все они были не слишком долговечны. Как подметил еще советник Чингис-хана Елюй Чуцай, можно завоевать вселенную, сидя на коне, но управлять ею, оставаясь в седле, невозможно.

Ударной силой ранних кочевников Евразии, например, арийских племен, были боевые колесницы. Индоевропейцам принадлежит приоритет не только доместикации кона, но и создания быстрой и маневренной боевой колесницы, основной особенностью которой были легкие колеса, имевшие втулку со спицами. (Прежде, например в Шумере IV тысячелетия до н.э., боевые повозки имели тяжелые колеса - сплошные деревянные диски, вращавшиеся вместе с осью, на которую были насажены, а запрягали в них ослов или волов.) Легкая конная колесница начала свое триумфальное шествие с III тысячелетия до н.э. Во II тысячелетии она получила широкое распространение у хеттов, индоариев, греков, в Египет ее занесли гиксосы. На колеснице обычно помещались возница и стрелок из лука, но были и совсем небольшие повозки, на которых возница являлся одновременно и лучником.

С I тысячелетия до н.э. основным и, пожалуй, даже единственным родом войск кочевников стала конница, применявшая в сражениях конно-стрелковую тактику массированного удара: на врага неслась конная лава, извергавшая тучи стрел и дротиков. Впервые ее широко применили киммерийцы и скифы, они же создали и первую кавалерию.С детства номады были отличными наездниками, натренированными для долгих переходов, хорошо владели оружием и приемами ] кавалерийского боя. Более слабое развитие у кочевых племен по сравнению с оседлым населением классовых отношений - и в эпоху рабовладения, и в эпоху феодализма - вело к долгому сохранению патриархальных и родоплеменных связей. Эти связи маскировали социальные: противоречия, тем более, что наиболее жесткие формы эксплуатации - грабеж, набеги, сбор дани - были направлены вовне кочевого общества, на оседлое население. Все эти факторы сплачивали племя крепкой военной дисциплиной, что еще больше повышало боевые качества племенного войска.

Фишки