Мавзолей галерия. О месте арка и гробница галерия
Для многих Греция, Афины - это что-то мифическое, где-то даже сказочное. Это и, безусловно, так как эта земля древняя. Достопримечательности Греции - живые свидетели достижений культуры человечества до нашей эры и современных художников. Акрополь, Парфенон, храм Зевса Олимпийского, мраморный стадион – все это из Греции. Как будто из учебника истории в школе. Увидеть все это великолепие своими глазами – мечта многих. Изумительными золотыми и черными пляжами, великолепием памятников античной и средневековой культуры, чистейшим морем отличается Греция.
Только вторым по величине является город и порт Греции – Салоники. Здесь средневековые монументы подтверждают славу и великое процветание города много веков подряд. Да и сегодня это крупный мегаполис и центр промышленности государства. Среди достопримечательностей Салоник: и датированный 15 веком символ города - Белая башня , и один из самых больших в стране храм Святого Димитрия, и старый район города с узкими улицами, и Ротонда, и византийские Крепостные Стены, и триумфальная арка Галерия с рельефными изображениями грандиозных битв. Город богат духовной и культурной жизнью: археологические раскопки и выставки, музеи и театры.
Сооружения императора Галерия
От римского периода в городе сохранились триумфальная арка и гробница Галерия. Названа она так, потому что строилась в честь победы над Сасанидским царством по приказу императора Галерия примерно в конце 3 – начале 4 веков. Арка соединялась при помощи галерей с возведенными в это же время мавзолеем и дворцом, тоже выполненными из кирпича. Сцены победоносного военного похода императора изображены на каменных барельефах колонны центральной арки. Эти барельефы расположены в четыре яруса. Мавзолей так и не стал усыпальницей Галерия: в 5 веке был преобразован в христианскую церковь Святого Георгия. Или как ее называют Ротонду Святого Георгия.
При этом архитектуру здания изменили:
- возвели купол;
- пристроили апсиду с юго-восточной стороны;
- пристроили нартекс с западной стороны;
- стены задекорировали арками, мрамором, карнизами, пилястрами;
- интерьер отделали великолепными мозаиками.
После покорения Салоник турками церковь преобразовали в мечеть. К зданию был пристроен минарет. Лишь в 1912 году Ротонда была возвращена христианам. Сейчас здесь Музей христианского искусства. Богослужения в этой церкви совершаются в дни великих праздников.
Арка и гробница Галерия — это часть сохранившегося в городе Салоники погребального (или дворцового по другой версии) комплекса для римского императора Галерия. Это место появилось, в конце III — начале IV столетий. Гробница в V веке стала христианской церковью во имя Георгия Победоносца, получив второе название — Ротонда святого Георгия. С 1590 года гробницу использовали в качестве мечети, а после возвращения сооружения обратно церкви в 1912 году, здесь был открыт музей христианского искусства. С тех пор богослужения тут совершаются исключительно по великим праздникам.
В 1988 году арка и гробница Галерия в составе раннехристианских и византийских памятников города были включены в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Арка Галерия
Триумфальную арку построили в 298—299 годах, чествуя тем самым победу тетрарха Галерия в 298 году над Сасанидским царством и захват столицы Ктесифона. Арка соединялась с галереями, которые вели к мавзолею и дворцу.
Для возведения комплекса использовался кирпич. В ее основе - четырёхфасадный план, подобный плану арки Януса в Риме. Изначально она состояла из двух отдельных стен, соединённых кровлей. Венчал ее продолговатый купол на четырёх колоннах. Длина каждой стены - примерно 37 метров, толщина - около 4 метров. Стены находились на расстоянии 9 метров друг от друга, в них три отверстия, украшенные арками. Центральная арка имела 9,7 метров ширины, боковые - по 4,85 метра. В высоту центральная арка достигала 12,5 метров, а боковые арки по 6,5 метров. Сооружение арки и гробницы Галерия поддерживали колонны, четыре из которых находились в центральной части, еще две по бокам. От боковых арок шли ряды крытых галерей, обрамлявшие дорогу.
До наших дней сохранилась часть западной стены, длина которой 29 метров. Раньше под центральной аркой шла улица Эгнатия. Сегодня арка полностью раскрыта от пристроек, часть улицы, на которой она стоит, теперь пешеходная.
Скульптурные композиции
Колонны центральной арки оформлены каменными барельефами. Они располагаются друг над другом в четыре пояса, разделенные гирляндами из цветов и листьев. Над верхним поясом карниз, заканчивающий скульптурное украшение арки и гробницы Галерия. Под карнизом - барельеф из ромашек.
Барельефы изображают сцены из персидского похода Галерия - это образцы позднеримского искусства. На них изображено множество фигур с явными анатомическими неточностями и нарушением пропорций, фигуры же лишены движений. Это было характерно для произведений греческого и эллинистического периодов. Сохранившиеся надписи на арке позволяет предположить, что этот артефакт был выполнен греческими мастерами. Арка и гробница Галерия относятся к распространённому в те годы стилю исторических композиций.
Арка и гробница Галерия (греч. Aψίδα του Γαλερίου (Καμάρα), Τάφος του Γαλερίου; Ротонда святого Георгия) - сохранившиеся в городе Салоники части погребального (по другой версии дворцового) комплекса римского императора Галерия, построенного в конце III - начале IV веков. Гробница в начале V века стала христианской церковью, посвящённой Георгию Победоносцу, и получила своё второе название - Ротонда святого Георгия. С 1590 года гробница использовалась как мечеть, а после возвращения здания церкви в 1912 году в нём был открыт музей христианского искусства, и богослужения совершаются только по великим праздникам. В 1988 году арка и ротонда в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник были включены в перечень объектов Всемирного наследия.
Арка Галерия
Триумфальная арка была построена в 298-299 годах в честь победы в 298 году Галерия (бывшего тогда тетрархом) над Сасанидским царством и захватом его столицы Ктесифона. Арка не являлась самостоятельным сооружением, а соединялась с галереями, ведущими к мавзолею и дворцу. Для постройки арки, как и для мавзолея использовался кирпич. В основе арки чёткий четырёхфасадный план, близкий плану арки Януса в Риме. Изначально она состояла из двух частей (отдельных стен), соединённых кровлей, увенчанной продолговатым куполом на четырёх колоннах. Длина каждой стены составляла около 37 метров, толщина 3,7 метра. Стены находились на расстоянии в 9 метров друг от друга и имели три отверстия, украшенные арками: центральная 9,7 метров шириной, боковые по 4,85 метра. Высота центральной арки составляла 12,5 метров, а боковых - 6,5 метров. Все сооружение поддерживали шесть колонн, четыре из которых располагались в центральной части, а две в боковых частях. От боковых арок расходились два ряда крытых галерей, обрамлявших дорогу, а также одна галерея, перпендикулярная им, по направлению к Ротонде. До настоящего времени сохранилась только часть западной стены длиной около 29 метров. Ранее под центральной аркой проходила улица Эгнатия (Via Egnatia), по которой в начале XX века двигалась конка, а затем трамвай. Сохранившаяся боковая арка была застроена домами. В настоящее время арка полностью раскрыта от поздних пристроек, а часть улицы, на которой она расположена, сделана пешеходной. В качестве краткого обиходного названия арки современные греки используют слово Камара (греч. Καμάρα - арка).
Скульптурные композиции
Колонны центральной арки облицованы каменными барельефами, расположенными в четыре пояса друг над другом. Пояса разделяются гирляндами из цветов и листьев. Над четвёртым (верхним) поясом имеется карниз, которым заканчивается скульптурное украшение арки. Под карнизом находится барельеф из ромашек. Барельефы, изображающие сцены из персидского похода Галерия, относятся к образцам позднеримского искусства. На них без каких-либо промежутков изображено множество фигур, порой с явными анатомическими неточностями и нарушением пропорций (например, лошади изображены заметно меньшего размера, чем люди…
Для просмотра этой карты необходим Javascript
Арка и гробница Галерия , чьи фрагменты сегодня можно увидеть в одном из кварталов города , является частью погребального комплекса римского императора Гая Галерия Валерия Максимиана, правившего в 293-311 годах нашей эры. В начале V века гробница преобразовалась в христианскую церковь и стала называться Ротондой Святого Георгия, а в эпоху османского правления использовалась в качестве мечети. Только в XX столетии местные власти вернули сооружению церковный статус, а также разместили в нём Музей христианского искусства. Арка Галерия была возведена в 298 году, в качестве символа победы императора и захвата столицы Сасанидского царства – Ктесифона. На данный момент, оба объекта архитектурного комплекса включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считаются одними из главных городских достопримечательностей.
При закладке и строительстве того и другого здания использовался кирпич. Арка состояла из двух частей. соединённых между собой кровлей, которую венчал продолговатый купол, поддерживаемый 4 колоннами. При помощи специальных переходов, она соединялась с галереями, ведущими в сторону дворца и мавзолея. Сейчас, от некогда внушительного строения сохранилась лишь часть западной стены, достигающая в длину 29 метров. В начале прошлого века под аркой проходили трамваи, а сейчас эта зона является полностью пешеходной и служит прекрасной площадкой для фотографирования и осмотра уникальных исторических ценностей. На колоннах арки чётко просматриваются старинные каменные барельефы, расположенные в 4 ряда друг над другом, с изображениями сцен. символизирующих персидский поход императора Галерия.
Здание Ротонды было воздвигнуто в 306 году и, по мнению исследователей, могло иметь разные предназначения. Его архитектурный облик в большей степени относится к позднеантичным культовым и мемориальным сооружениям, при том, что толщина стен составляет здесь около 6 метров. В качестве венца здания выступает купол диаметром 24,5 метра. Его верхняя часть и внутренние стены покрыты уникальной мозаикой. Особенно восхищают прекрасно сохранившиеся цветные мозаики внутри церкви, во многом отражающие традиции эллинистической и римской портретографии. В конхе апсиды храма обращает на себя внимание фреска Вознесения, датированная IX веком.
Арка и гробница Галерия воплощают уникальное историческое и культурное наследие давно минувших эпох, представляя немалую ценность для всей , тщательно оберегаемую государством. Они прекрасно вписываются в городские ландшафты, гармонично дополняя их, а также неизменно пользуются вниманием многочисленных туристов, желающих сфотографироваться на фоне древних памятников.
Арка и ротонда в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник были включены в перечень объектов Всемирного наследия .
Арка Галерия
Для постройки арки, как и для мавзолея использовался кирпич. В основе арки чёткий четырёхфасадный план, близкий плану арки Януса в Риме . Изначально она состояла из двух частей (отдельных стен), соединённых кровлей, увенчанной продолговатым куполом на четырёх колоннах. Длина каждой стены составляла около 37 метров, толщина 3,7 метра. Стены находились на расстоянии в 9 метров друг от друга и имели три отверстия, украшенные арками : центральная 9,7 метров шириной, боковые по 4,85 метра. Высота центральной арки составляла 12,5 метров, а боковых - 6,5 метров. Все сооружение поддерживали шесть колонн, четыре из которых располагались в центральной части, а две в боковых частях. От боковых арок расходились два ряда крытых галерей, обрамлявших дорогу, а также одна галерея, перпендикулярная им, по направлению к Ротонде.
До настоящего времени сохранилась только часть западной стены длиной около 29 метров. Ранее под центральной аркой проходила улица Эгнатия (Via Egnatia), по которой в начале XX века двигалась конка , а затем трамвай . Сохранившаяся боковая арка была застроена домами. В настоящее время арка полностью раскрыта от поздних пристроек, а часть улицы, на которой она расположена, сделана пешеходной. В качестве краткого обиходного названия арки современные греки используют слово Камара (греч. Καμάρα - арка).
Скульптурные композиции
Колонны центральной арки облицованы каменными барельефами , расположенными в четыре пояса друг над другом. Пояса разделяются гирляндами из цветов и листьев. Над четвёртым (верхним) поясом имеется карниз , которым заканчивается скульптурное украшение арки. Под карнизом находится барельеф из ромашек . Барельефы, изображающие сцены из персидского похода Галерия, относятся к образцам позднеримского искусства. На них без каких-либо промежутков изображено множество фигур, порой с явными анатомическими неточностями и нарушением пропорций (например, лошади изображены заметно меньшего размера, чем люди). Сами фигуры лишены свободы движений, характерной для произведений греческого и эллинистического периодов, однако надписи на арке позволяют предположить, что она была создана греческими мастерами. Арка относится к распространённому в то время стилю повествовательных (исторических) композиций и представляет собой один из лучших его образцов.
Основной темой барельефов является военный поход Галерия. Сцены изображают битвы, помилование пленников и оставление ими захваченных римлянами городов, и т. п. То, что события происходят на Востоке, подчёркивается присутствием в композициях таких животных, как слоны и верблюды .
Южная колонна |
III С-З | II С-В | I Ю-В | Северная колонна I Ю-В |
II Ю-З | III С-З | IV С-В |
---|---|---|---|---|---|---|---|
- | Повозка, запряжённая слонами, подвозит дары Галерию | Честь покорителю Востока | Вылазка римлян у осажденного города | Битва на земле курдов | Пленные склоняются перед правителем | - | |
- | Аллегорическое жертвоприношение | Триумфальное изображение победы | Группа женщин | Встреча персидских пленных | Милосердие Галерия | - | |
Вотум, Марс, Виртус и трофеи | Вход персидских пленных в Антиохию | Триумфальное изображение тетрархов | Жертвоприношение Диоклетиана и Галерия | Преследование персов у Тигра | Вступление правителя | Персонификации городов | Верблюды с погонщиками |
Добыча | Рома и Виктория | Виктория | Персидское посольство с дарами к римлянам | Добыча | Добыча | Добыча | Добыча |
Южная колонна
- Прибытие императора в один из восточных городов
Галерий посещает армянский город Ериза (современный Эрзинджан), где находился храм богини Анаит (богиня-мать в армянской мифологии). Слева изображены городские ворота, в которые въехал Галерий на на двухколёсной повозке в сопровождении конных телохранителей , держащих копья и знамена. Жители города со знамёнами и цветами приветствуют императора. В правой части рядом с кипарисом изображён храм богини Анаит, в котором видна её статуя.
- Честь покорителю Востока
Галерий изображён в правой части композиции, сидящим на камне цилиндрической формы. Он без доспехов, опирается на скипетр . Богиня Ника возлагает на него венок. К Галерию на повозке, запряжённой четырьмя слонами, подвозят дары. Повозкой управляет женщина с копьём и щитом, которая символизирует военную славу. Слоны являются символом того, что победа Галерия была одержана на Востоке.
- Галерий принимает персидское посольство
Ротонда святого Георгия
История
Постройка Ротонды относится к 306 году . Существует несколько версий предназначения этого сооружения:
Вероятно, в правление императора Феодосия I Великого (379-395) или около 400 года сооружение было превращено в христианскую церковь (возможно, мартириум) и его первоначальный план был изменён: был достроен купол (24,5 м) ротонды, с юго-востока пристроена апсида , с западной стороны - нартекс , здание окружено обходом-деамбулаторием . Первоначально храм, возможно, был посвящён Христу или Небесным Бесплотным Силам (архангелам). В V веке стены церкви до основания купола были выложены цветными мраморами , декорированы пилястрами , карнизами, арками и т. п. От первоначального убранства храма сохранились фрагменты мраморного амвона со сценой поклонения волхвов (с 1900 года находится в Археологическом музее Стамбула).
В 1591 году после завоевания Салоник турками церковь переделали в мечеть Сулеймана Хортаджи Эфенди , к ней был пристроен минарет , сохранившийся до настоящего времени и являющийся единственным минаретом в Салониках, оставленным после сноса минаретов города в 20-х годах прошлого столетия. После освобождения Салоник от турок в 1912 году Ротонда была возвращена христианам и в ней был организован музей христианского искусства. Однако, поскольку алтарь храма был восстановлен, на основе соглашения с Министерством культуры страны, по великим праздникам в нём совершается богослужение . В 1952 году была проведена реставрация здания и расчистка его мозаик. В 1978 году здание пострадало при землетрясении , но было вскоре восстановлено.
Церковью святого Георгия гробница Галерия стала именоваться по названию небольшой соседней церкви, которая являлась подворьем афонского монастыря Григориат . Предполагают, что туда в 1590 году были перенесены из Ротонды иконы и другие реликвии. Название «Ротонда » (из-за цилиндрической формы сооружения) вошло в обиход не ранее XVIII века.
Особенности архитектуры
- для алтаря была расширена восточная ниша, что привело к нарушению цилиндрической формы стены и после землетрясения в XI веке восточная часть купола была разрушена и затем усилена двумя подпорными стенами;
- вокруг первоначальной стены на расстоянии в 8 метров была построена вторая стена меньшей высоты, в результате чего первоначальная стена превратилась в круг из колонн, которые разделяют центральное пространство храма;
- главный вход был перенесён с южной стороны к западной;
- внутренние помещения были украшены мозаиками;
- с запада к Ротонде был пристроен неф .
После указанных перестроек Ротонда стала напоминать трёхскатную базилику с цилиндрическими скатами.
Мозаики ротонды Святого Георгия
После превращения сооружения в христианский храм его купол был украшен мозаикой , частично сохранившейся до нашего времени и представляющей собой один из лучших образцов раннехристианских мозаик. Мозаики пережили период иконоборчества и остались неповреждёнными, вероятно, по причине того, что располагались слишком высоко на стенах и куполе.
- мозаика купола
Мозаика купола сохранилась только в небольших фрагментах, на основе которых была воссоздана её общая композиция. В куполе ротонды на серебряном фоне изображён Христос , несущий золотой крест (уцелели фрагмент его поднятой руки, край золотого нимба и часть креста). Медальон с его образом, окружённый венком и полосой звёзд, несут 4 ангела (сохранились головы и крылья), между которыми помещен феникс на пальме - символ Воскресения (сохранилась только голова феникса), крест и 2 пальмы (символ Востока). Такая композиция, по мнению исследователей, является сценой второго пришествия Иисуса Христа перед Страшным судом .
- мозаики стен
От мозаик среднего яруса сохранились лишь фрагменты 24 пар ног (ангелов или 24 апокалипсических старцев) и кромка земли, покрытой травой и усеянной красными и белыми цветами. В зоне ниже на 7 панелях (8-я разрушена), размером 6 на 8 метров, сохранились фигуры 17 мучеников (2 - фрагментарно) в позах орантов (то есть с воздетыми в молении руками), среди которых находятся не столь известные сегодня имена таких святых, как Роман, Кирилл, Лев, Онисфор, Евкарпий, Василиск, Порфирий, Филимон, Приск и Ферин. Около каждого из них написано его имя, профессия (епископ , пресвитер , врач, воин или флейтист), дата празднования дня его памяти. Возможно, выбор святых обусловлен их реликвиями , хранившимися в криптах (открыты при раскопках). Академик В. Н. Лазарев отмечает, что «фризообразная композиция купола церкви св. Георгия представляет, строго говоря, монументальный календарь ».
Фон каждой сцены с орантами - архитектурные постройки с величественным порталом , высокими куполами, фронтонами , поддерживаемыми аркадами , представляющие собой вариации некой базилики . На зданиях помещены фигуры павлинов и висящие лампады . Эти сооружения считают или архитектурными фантазиями в духе росписей Помпей и декораций фасадов скальных гробниц в Петре , или предполагают в них варианты изображения одного конкретного храма.
Мозаика святые Онисифор и Порфирий | Фреска Вознесение Христово | Мозаика святые Косьма и Дамиан |
Цветовая гамма мозаик переливается золотом и серебром, выразительность живописи построена на мягком течении форм и традициях эллинистической и римской портретографии. Фигуры изображены в позах с лёгким разворотом, их жесты и физиогномика исполнены покоя, которой имеет целью показать стабильность естества, доступную лишь в горнем мире . Взгляд у святых мечтательный, вдохновлённый.
Кроме мозаик купола и в сводах обхода, в конхе апсиды церкви сохранилась сильно пострадавшая фреска Вознесения (IX век), представляющая собой показательный образец периода иконоборчества в Салониках
Напишите отзыв о статье "Арка и гробница Галерия"
Примечания
- . Проверено 16 июля 2009. .
- Jack Finegan. The archeology of the New Testament: the Mediterranean world of the early Christian Apostles. - Taylor & Francis, 1981. - С. 108-109. - ISBN 0709910061 .
- / Ответ. редактор Е.С. Голубцова. - Наука, 1985. - Т. 1.
- Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - С. 28-29. - ISBN 960796405-5 .
- Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - С. 32. - ISBN 960796405-5 .
- Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - С. 47. - ISBN 960796405-5 .
- Robin Cormack. Byzantine art. - Oxford University Press, 2000. - С. 26. - ISBN 0192842110 .
- Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - С. 48. - ISBN 960796405-5 .
- Converts: Webster"s Quotations, Facts and Phrases. - ICON Group International, Inc, 2008. - С. 282. - ISBN 0546698859 .
- Jack Finegan. The archeology of the New Testament: the Mediterranean world of the early Christian Apostles. - Taylor & Francis, 1981. - С. 111. - ISBN 0709910061 .
- Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - С. 48-49. - ISBN 960796405-5 .
- Robin Cormack. Byzantine art. - Oxford University Press, 2000. - С. 33. - ISBN 0192842110 .
- Robin Cormack. Byzantine art. - Oxford University Press, 2000. - С. 27. - ISBN 0192842110 .
- Лазарев В.Н. . Проверено 12 июля 2009. .
- Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - С. 51. - ISBN 960796405-5 .
- Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - С. 58. - ISBN 960796405-5 .
- Strzygowski. Ursprung der christlichen Kirchenkunst, 101-103, 116-118
Литература
- Папахатзис Н. Памятники Салоник. - MOLHO. - 159 с. - ISBN 960796405-5 .
- Jack Finegan. . - Taylor & Francis, 1981. - С. 108-111. - ISBN 0709910061 .
- Janina K. Darling. Mausoleum of Galerius, Thessaloniki // . - Oxford University Press, 2000. - С. 84-86. - ISBN 0192842110 .
Ссылки
Отрывок, характеризующий Арка и гробница Галерия– Как занята? Вена занята?– Не только занята, но Бонапарте в Шенбрунне, а граф, наш милый граф Врбна отправляется к нему за приказаниями. Болконский после усталости и впечатлений путешествия, приема и в особенности после обеда чувствовал, что он не понимает всего значения слов, которые он слышал. – Нынче утром был здесь граф Лихтенфельс, – продолжал Билибин, – и показывал мне письмо, в котором подробно описан парад французов в Вене. Le prince Murat et tout le tremblement… [Принц Мюрат и все такое…] Вы видите, что ваша победа не очень то радостна, и что вы не можете быть приняты как спаситель… – Право, для меня всё равно, совершенно всё равно! – сказал князь Андрей, начиная понимать,что известие его о сражении под Кремсом действительно имело мало важности ввиду таких событий, как занятие столицы Австрии. – Как же Вена взята? А мост и знаменитый tete de pont, [мостовое укрепление,] и князь Ауэрсперг? У нас были слухи, что князь Ауэрсперг защищает Вену, – сказал он. – Князь Ауэрсперг стоит на этой, на нашей, стороне и защищает нас; я думаю, очень плохо защищает, но всё таки защищает. А Вена на той стороне. Нет, мост еще не взят и, надеюсь, не будет взят, потому что он минирован, и его велено взорвать. В противном случае мы были бы давно в горах Богемии, и вы с вашею армией провели бы дурную четверть часа между двух огней. – Но это всё таки не значит, чтобы кампания была кончена, – сказал князь Андрей. – А я думаю, что кончена. И так думают большие колпаки здесь, но не смеют сказать этого. Будет то, что я говорил в начале кампании, что не ваша echauffouree de Durenstein, [дюренштейнская стычка,] вообще не порох решит дело, а те, кто его выдумали, – сказал Билибин, повторяя одно из своих mots [словечек], распуская кожу на лбу и приостанавливаясь. – Вопрос только в том, что скажет берлинское свидание императора Александра с прусским королем. Ежели Пруссия вступит в союз, on forcera la main a l"Autriche, [принудят Австрию,] и будет война. Ежели же нет, то дело только в том, чтоб условиться, где составлять первоначальные статьи нового Саmро Formio. [Кампо Формио.] – Но что за необычайная гениальность! – вдруг вскрикнул князь Андрей, сжимая свою маленькую руку и ударяя ею по столу. – И что за счастие этому человеку! – Buonaparte? [Буонапарте?] – вопросительно сказал Билибин, морща лоб и этим давая чувствовать, что сейчас будет un mot [словечко]. – Bu onaparte? – сказал он, ударяя особенно на u . – Я думаю, однако, что теперь, когда он предписывает законы Австрии из Шенбрунна, il faut lui faire grace de l"u . [надо его избавить от и.] Я решительно делаю нововведение и называю его Bonaparte tout court [просто Бонапарт]. – Нет, без шуток, – сказал князь Андрей, – неужели вы думаете,что кампания кончена? – Я вот что думаю. Австрия осталась в дурах, а она к этому не привыкла. И она отплатит. А в дурах она осталась оттого, что, во первых, провинции разорены (on dit, le православное est terrible pour le pillage), [говорят, что православное ужасно по части грабежей,] армия разбита, столица взята, и всё это pour les beaux yeux du [ради прекрасных глаз,] Сардинское величество. И потому – entre nous, mon cher [между нами, мой милый] – я чутьем слышу, что нас обманывают, я чутьем слышу сношения с Францией и проекты мира, тайного мира, отдельно заключенного. – Это не может быть! – сказал князь Андрей, – это было бы слишком гадко. – Qui vivra verra, [Поживем, увидим,] – сказал Билибин, распуская опять кожу в знак окончания разговора. Когда князь Андрей пришел в приготовленную для него комнату и в чистом белье лег на пуховики и душистые гретые подушки, – он почувствовал, что то сражение, о котором он привез известие, было далеко, далеко от него. Прусский союз, измена Австрии, новое торжество Бонапарта, выход и парад, и прием императора Франца на завтра занимали его. Он закрыл глаза, но в то же мгновение в ушах его затрещала канонада, пальба, стук колес экипажа, и вот опять спускаются с горы растянутые ниткой мушкатеры, и французы стреляют, и он чувствует, как содрогается его сердце, и он выезжает вперед рядом с Шмитом, и пули весело свистят вокруг него, и он испытывает то чувство удесятеренной радости жизни, какого он не испытывал с самого детства. Он пробудился… «Да, всё это было!…» сказал он, счастливо, детски улыбаясь сам себе, и заснул крепким, молодым сном. На другой день он проснулся поздно. Возобновляя впечатления прошедшего, он вспомнил прежде всего то, что нынче надо представляться императору Францу, вспомнил военного министра, учтивого австрийского флигель адъютанта, Билибина и разговор вчерашнего вечера. Одевшись в полную парадную форму, которой он уже давно не надевал, для поездки во дворец, он, свежий, оживленный и красивый, с подвязанною рукой, вошел в кабинет Билибина. В кабинете находились четыре господина дипломатического корпуса. С князем Ипполитом Курагиным, который был секретарем посольства, Болконский был знаком; с другими его познакомил Билибин. На выходе император Франц только пристально вгляделся в лицо князя Андрея, стоявшего в назначенном месте между австрийскими офицерами, и кивнул ему своей длинной головой. Но после выхода вчерашний флигель адъютант с учтивостью передал Болконскому желание императора дать ему аудиенцию. |