Лазурный берег, Сен-Поль-де-Ванс (Saint-Paul-de-Vence). Сен-Поль-де-Ванс — изящный приют художников и артистов Развлечения и отдых

Фото: Старый город Сен-Поль-де-Ванс и Фонд Майо

Фото и описание

Историческая часть старинного городка Сен-Поль-де-Ванс на юге Франции окружена крепостными стенами, возведенными в XVI веке по распоряжению короля Франциска I. Именно к этому времени относится нынешний облик старого Сен-Поля, хотя первое поселение на этом месте было основано гораздо раньше, еще в конце I тысячелетия. Деревню построили жители побережья, которые, спасаясь от набегов сарацин, решили забраться повыше в горы и сделать свои жилища неприступными.

В старой части города преобладают дома, построенные в XVI-XVII веках. Несмотря на свой возраст, все они являются жилыми зданиями или же в них находятся кафе и магазинчики. Улицы старого Сен-Поля в основном узкие, а входом в историческую часть города служат кованые ворота, за которыми можно найти величественное здание собора, часовню Братства белых кающихся грешников, фонтаны и площадь, признанную самой маленькой в мире.

Главные достопримечательности города Сен-Поль-де-Ванс связаны с людьми искусства, в первую очередь, художниками. Некоторые из них, как Марк Шагал, Огюст Роден, Василий Кандинский и Анри Матисс, жили в Сен-Поле какое-то время и даже внесли свою лепту в оформлении здешних улиц. Например, на улицах можно увидеть скульптуры Родена. Марк Шагал так полюбил Сен-Поль, что даже провел в ней последние годы жизни и был похоронен на местном кладбище.

Центром притяжения богемы в Сен-Поле было гостиница «Золотая голубка», открывшееся в 20-е годы прошлого века. Хозяин заведения позволял своим постояльцам рассчитываться картинами. И уже спустя двадцать лет «Голубка» стала весьма популярным заведением, украшенным произведениями Шагала, Жана Кокто, Рауля Дюфи, Амедео Модильяни и других мастеров, приезжавших в Сен-Поль за вдохновением и красивыми пейзажами.

Еще одна культурная достопримечательность Сен-Поля – это фонд Майо. В этой частной галерее, расположенной за чертой деревни в роще пиний, хранятся произведения искусства ХХ века. Этот музей также называют «Лувром на Лазурном берегу». Здание для фонда создал испанский архитектор Хосе Луис Серт.

Провела Екатерина Истомина


28 марта 1985 года в Сан-Поль-де-Ванс умер Марк Шагал, который искренне любил этот маленький городок. В начале XX века здесь жили Леже, Миро, Матисс, Пикассо и Брак. В 2003 году здесь прошла выставка русского авангарда, и, как писала тогда Liberation, "на ней было представлено 150 полотен крупнейших представителей русского авангарда с 1908 по 1930 год". Но не стоит думать, что Сан-Поль-де-Ванс — это некое роскошное артистическое место.

Городок Сан-Поль-де-Ванс (Saint-Paul de Vence), часто его называют деревней, расположен в треугольнике между Грасом, Канном и Ниццей, в глубине Французской Ривьеры, до моря — минут 30 на автомобиле (15 минут от аэропорта Cote d`Azure). Это истинная провинциальная дыра, маленький средневековый город, который, дожив до наших дней, очень мудро не пожелал измениться — здесь есть кафе XVI века, керамические мастерские и сувенирные лавки XV века, сюда не пускают автомобили. Сан-Поль-де-Ванс — аутентичное Средневековье вроде деревушки Эз, что рядом с Монако.

Если попытаться посчитать все дома в Сан-Поль-де-Ванс, то получится где-то около 50 каменных строений — низкорослых, с криво вырезанными окошками, узкими дверями. Назвать их домами в современном смысле слова трудно, да и расчленять их на отдельные строения было бы неправильно. Они давным-давно срослись друг с другом. Как и в Средние века, здесь меряют расстояние не отдельными домами, а целыми улицами, которых в Сан-Поль-де-Ванс накопилось за все столетия пять. Сан-Поль-де-Ванс чем-то похож на ракушку, заросшую другими ракушками, более молодыми и мелкими. Сан-Поль-де-Ванс — городок старенький, как черепаха, столь же малоподвижный, но живой, как единый организм.

Городок стоит на холме, окруженном пиниевой рощей, жгуче пахучей, если деревья припекает солнце. Первые строения здесь датируются XII веком, иначе говоря, по меркам сермяжного Прованса Сан-Поль-де-Ванс — очень молодой город, новостройка. Сначала на холме была башня, потом башню окружили крепостной стеной, она разрушалась, но дырки в стенах затыкали новыми камнями — и сейчас видно, как средневековые каменщики "штопали" боевые укрепления. Строительный расцвет Сан-Поль-де-Ванс относят к эпохе правления Франциска I, уважаемого во Франции короля, который вел в Провансе кровопролитные войны (в том числе с правителями Монако Гримальди), а после того как победил, повелел отстроить разрушенную провинцию заново. Так, жилой центр Сан-Поль-де-Ванс — дело рук каменщиков Франциска I, и с тех пор дома почти не перестраивались. При Франциске построили и новую крепостную стену, за пределы которой город с тех пор так и не вышел, именно поэтому Сан-Поль-де-Ванс еще называют не только деревней, но и городом-крепостью.

Стиль Франциска I — смесь деревенского провансальского с генуэзским. И это фэн-шуй — здесь обязательно присутствует вода в виде фонтанов (каменные вазоны, чаши и даже львиные морды), есть цветы и деревья — в вазонах или деревянных кадках. Более современные строения, возведенные после Франциска I, строили уже под холмом, но и они выглядят ракушечной древностью — небольшой рынок, две аптеки, банк.

Попробуйте денек пожить в средневековом доме — большое приключение. В Сан-Поль-де-Ванс есть две гостиницы, самая старая называется Hotel Le Saint-Paul. Она находится на улице Grande, что значит Центральная. О том, что это большая и серьезная улица, можно судить по тому, что на ней могут разойтись не два человека, а три (по другим улицам города-крепости с трудом разойдутся и два). Hotel Le Saint-Paul в далеком прошлом был обычным постоялым двором с керамической лавкой, а в XVI веке этот двор купил разбогатевший на изготовлении оливкового масла буржуа и превратил в собственный городской дом. Трудно сказать, почему этот буржуа совсем не перестроил его — от известной нам французской буржуазности здесь нет ни следа.

Средневековые люди были более низкого роста, но при этом более полные, чем мы. Поселившись в Hotel Le Saint-Paul, мы поняли, что средневековые европейцы были совсем крошечными: там, где жила семья, сегодня с трудом разворачивается и один человек. Hotel Le Saint-Paul — это каменный лабиринт, улей, где вместо сот — гостиничные номера со стенами, сложенными из обломков известняка, и маломерной железной мебелью.

Вторая гостиница известна всемирно — "Золотая голубка" (Hotel de la Colombe d`Or) с одноименным рестораном. Это один из самых известных отелей на Лазурном берегу, а с виду — простая деревенская харчевня. В "Золотой голубке" играли свадьбу Ив Монтан и Симона Синьоре, и на стенах отеля много черно-белых фотографий, подтверждающих этот факт: Монтан с сигаретой, Синьоре с платком на шее и со стаканом белого вина. Напротив гостиницы до сих пор играют в шары, а вернее, в петанг, так же здесь много лет назад играл и Монтан.

Но намного раньше, в 1920-х годах, у "Золотой голубки" был один замечательный хозяин, его звали Поль Ру. Натура возвышенная, увлекающаяся и во многом передовая, этот месье Ру был в совершеннейшем восторге от авангарда и пробовал рисовать сам — на это его надоумил Пабло Пикассо, ради шутки скорее всего. Рисовать так, как хотелось, у Поля Ру не получилось. Но неудачи не ожесточили его, Поль Ру хотел видеть и слышать художников в собственном доме, в своей "Золотой голубке", и стал для многих из них многолетним другом, помощником и собеседником. Брак, Матисс, Пикассо, Робер и Софи Делоне, Леже были гостями в доме Ру. Они оставляли здесь картины, просто так, просто в подарок хозяину, и так постепенно гостиница и харчевня превратились в достойную художественную галерею. Полотна великих мастеров спокойно украшали стены лобби и ресторана. К несчастью, "Золотая голубка" 20 лет назад была безжалостно разграблена, правда, все картины позднее нашли, однако теперь без предварительного заказа в гостиницу или в ресторан не зайдешь. Жак Превер, Франсуа Трюффо, Брижит Бардо, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Роми Шнайдер — все эти люди не раз посещали "Золотую голубку", покидая ради нее шумные виллы и светские отели блистательной Французской Ривьеры.

Есть в Сан-Поль-де-Ванс и настоящие музеи. Таков прелестный музей музыкальных инструментов, который будет забавнее подобного музея в Вене (он расположен рядом с "Золотой голубкой"). А вот с другой стороны холма, в пиниевой роще, в 1964 году построили фонд-музей современного искусства, он же Фонд Маехта (La Fondation Maeght). Строил его архитектор Луи Сер, оформлением интерьера занимались Миро и Брак, а настенное мозаичное панно сделал Шагал — великий художник прожил здесь почти три десятка лет. Марк Шагал похоронен на местном кладбище Сан-Поль-де-Ванс, расположенном за Южными воротами.

Поселение Сен-Поль-де-Ванс возникло в VIII веке, когда жители Лазурного побережья устали терпеть постоянные набеги и разрушения со стороны сарацинов и поднялись высоко в горы, где «свили «каменные гнезда» - обустроили хорошо укрепленные деревни.
А уже к 1538 году Франциск I приказал обнести поселение высокой каменной стеной.

Город застроен зданиями XVI-XVIII веков и уже сам представляет собой памятник истории и культуры.

В домиках расположены многочисленные сувенирные магазинчики, но большая из них часть отдана под художественные галереи и мастерские художников.


Например такие замечательные газовые таксы обитают в обной из местных галлерей.

Улицы города скульптурами известных и неочень авторов.

La Colombe D"Or открылась в 1920 году и изначально представляла собой кафе-бар с открытой верандой, где бы жители близлежащих окрестностей собирались на выходных.

Вскоре ее хозяин, Поль, решил открыть небольшой отель, всего на 3 комнаты, чтобы посетителям не приходилось ездить туда - обратно дабы провести пару дней в баре.
В «Золотой голубке» царила настолько дружественная и семейная атмосфера, что хозяин и его жена стали разрешать художникам, приехавшим писать местные виды, расплачиваться за еду и ночлег своими произведениями. Вскоре стены гостиницы украшали работы таких мастеров, как Шагал, Пикассо, Кокто, Дюфи, Модильяни, Боннар, Сутин.


Деревушка превратилась в культовое место для поклонников искусства. К 1940 году Сен-Поль-де-Ванс стал настолько притягивать богему, что с тех пор в «Голубке» останавливались такие постояльцы, как Бриджит бардо, Грета Гарбо, Софи Лорен, берт Ланкастер, Катрин Денев, Жан -Поль Сартр и Симона де Бовуар. А Ив Монтан вообще встретил в отеле свою будущую жену Симону Синьоре.
В витринах галлерей можно встретить портреты, побывавших в городе знаменитостей. Например Бриджит Бардо:


Марк Шагал настолько любил эти места, что провел здесь последние годы своей жизни и теперь покоится на местном кладбище.



Кладбище нисколько не удручающее, а наоборот поражает своей красотой и ухоженностью. Оно находится на задвоках города, и если подойти к стене, то открывается потрясающий вид на окресности с высоты птичьего полета!
Часовня Братства Белых Кающихся (XVII век)


У входа ошивалась очаровательная кошка, которая решила по всей видимости зайти внутрь.
Стоит отметить, что кошки в городке повсеместно и совсем не боятся туристов, а даже с удовольствием позируют!

Несмотря на обилие камня и свою средневековую архитектуру, Сен-Поль-де-Ванс очень зеленый и "красочный".


Голуби тоже не стесняются позировать =)

Обратите внимание на узор на мостовой, на самом деле это - выемки для копытц осликов, чтобы им было удобно ходить по мостовым и не скользить на камнях когда идет дождь!

Прогулка по этому чудестному городку, к сожалению, подошла к концу...

Но когда окажетесь в Прованских альпах, не забудьте приехать посмотреть на эту сказку на вершинах гор!

Сен-Поль-де-Ванс - небольшой симпатичный средневековый городок в Альпах, впечатления от которого у нас несколько разошлись. Но перед тем, как поехать в горы, мы еще немного покатались по окрестностям Канн.


Содержание:

Отчеты пишет у нас Таня, а я лишь дополняю текст вставками, выделенными зеленым курсивом.

6. Сен-Поль-де-Ванс

Утро в Каннах снова началось с моря. Оно было таким теплым и замечательным, что я еще не раз потом пожалела, что поддалась на Сережины уговоры во второй половине дня вместо пляжа поехать в горную деревню Сен-Поль-де-Ванс.

В Каннах у нас тоже оставалось несколько достопримечательностей, поэтому в обед мы поехали на кладбище Гран Жас, где первые захоронения датируются 1866 годом и, кроме того, упокоены несколько знаменитых человек. К сожалению, при входе нет никакой карты с фамилиями захоронненых, как, например, сделано в на кладбище возле костела Петра и Павла, где похоронен Кафка. Поэтому мы не нашли никого из известных личностей - ни ювелира Карла Фаберже, ни писателя Проспера Мериме, ни Ольгу Рюиз-Пикассо - первую жену знаменитого художника, ни пилота Николая Попова, в 1910 году первым пролетевшим над островами Леренес, ни микробиолога Луи Пастера, предложившего технологию пастеризации.

Зато мы обратили внимание, как много долгожителей здесь похоронено. Каждый десятый прожил больше девяноста лет, а несколько человек - больше ста. Наверное, возможность жить в комфортных условиях все-таки влияет на продолжительность жизни.

Ну а так, Гран Жас - это обычное европейское кладбище, не представляющее из себя ничего особенного.

В районе Гран Жаса Канны похожи на среднестатистический южно-европейский город. Здесь не чувствуется, что буквально в километре улицы ломятся от дорогих ресторанов и отелей. Напротив, мы с трудом нашли, где пообедать. Это оказалась дешевая пиццерия, которую содержали арабы. Вкус пиццы соответствовал заплаченным за нее нескольким евро - в восторг мы, прямо скажем, не пришли.

А пообедав, мы поехали смотреть виллу популярного французского модельера Пьера Кардена. Ее еще называют Дворцом пузырей и на фотографиях она выглядит удивительной. Мы вбили в навигатор “Boulevard de l"Esterel, 33” и приехали не туда, потому что нам нужно было ехать в соседнюю деревню под названием Théoule-sur-Mer, а мы оказались на бульваре с тем же названиях в Каннах. И, конечно, ничего необычного не увидели, кроме большого белого кота, позировавшего нам из окна одного из домов.

Как мы выяснили позже, вилла Пьера Кардена расположена по адресу 33 Boulevard de l"Esterel 06590 Théoule-sur-Me , координаты N43.488579, E6.943510.

Но, делать нечего, и мы поехали в Сен-Поль-де-Ванс. Дорога от Канн заняла у нас всего 50 минут и была достаточно симпатичной.

Сен-Поль-де-Ванс - это средневековая деревня, расположенная на горе, ставшая знаменитой во многом благодаря тому, что в 20 веке ее облюбовали такие личности, как Модильяни, Шагал и Пикассо. Благодаря им Сен-Поль-де-Ванс стал культовым местом для поклонников изобразительного искусства и обязательным для посещения знаменитостям, приезжающим в Прованс. Здесь бывали Бриджит Бардо, Софи Лорен, Катрин Денёв, Жан-Поль Сартр, и много кто еще.

Сейчас это просто милый маленький городок, состоящий из нескольких улиц, чем-то напомнивший мне Сан-Марино. Здесь всё для туристов - атмосфера уюта, сохранившиеся и отреставрированные средневековые площади с фонтанами, часовни и каменные фасады, сотня ресторанов и кофеен, магазинов с сувенирами, картинами, вином и украшениями.

Наше знакомство с Сен-Поль-де-Вансом началось с необычных скульптур. Синие женщины, розовые слоники, коты-роботы - они здесь повсюду.

Поставив машину на платной парковке (2,5 часа обошлись нам в 9 евро), мы прошли вдоль крепостной стены к кладбищу. Крепостные стены Сен-Поль-де-Ванса были построены в середине 16 века, они образуют кольцо длиной всего 1 км - можете представить себе размеры деревушки. Это один из первых бастионов Франции.

Кладбище Сен-Поль-де-Ванса интересно тем, что на нем похоронен Марк Шагал, проживший здесь последние двадцать лет своей жизни.

Еще здесь есть Коллегиальная церковь, строительство которой растянулось с 14 до 18 века. Внутри она очень симпатичная.

Но главные достопримечательности Сен-Поль-де-Ванса - это, конечно, его улицы, по которым хочется бродить без всяких карт, просто любуясь каменными фасадами, небольшими галереями, останавливаясь у витрин уютных магазинчиков, вдыхая запах кофе и блинов, жарящихся в многочисленных блинных.

В один из таких магазинчиков мы зашли и купили множество памятных и полезных мелочей - несколько наборов прованских трав, туалетную воду из столицы парфюмерии Граса, оливки и лавандовый мед, томатно-базиликовый соус. Нашли и винный погреб, в котором купили алкоголь, о котором вычитали во все той же книге “Прованс от A до Z”, - пастис и мускатное вино Beaumes-de-Venise, которое действительно оказалось одним из самых вкусных, что мы пробовали. Но и стоит оно соответствующе - 14 евро за бутылку 0,375 л.

Пообедали там же, в блинной, расположившейся под аркой одного из домов. Воплотили мою маленькую мечту - поесть блинов в уютном атмосферном месте во Франции.

Городок буквально наполнен маленькими милыми деталями. Взгляд останавливается то на очень симпатичном почтовом ящике, то на красивых старинных вазах, выставленных на подоконник для всеобщего обозрения, то на необычной скульптуре в глубине двора какого-нибудь дома. Все это и создает атмосферу таких городков и деревушек, и именно поэтому мне хочется возвращаться в них снова и снова.

А на обратном пути к парковке посмотрели как мужчины - пожилые и не очень - играют в национальную французскую игру петанк, смысл которой заключается в том, что игроки двух команд по очереди бросают металлические шары, стараясь как можно ближе расположить свой шар рядом с маленьким деревянным шаром, называемым кошонетом (от французского слова “поросенок”). При этом металлический шар может задеть кошонет или сбить шар соперника, чтобы оттолкнуть его. Главное, чтобы в конце игры один или несколько шаров команды оказались ближе к кошонету, чем шары соперника. За каждый такой шар начисляется одно очко.

До наступления холодов мы частенько играем в петанк на работе во время обеденного перерыва. Я ответственно могу сказать, что несмотря на внешнюю простоту игры, процесс невероятно азартный!

В целом, Сен-Поль-де-Ванс оставил, конечно, положительное впечатление. Но так как я уже видела подобные деревушки, мне было не очень интересно, и я предпочла бы провести этот день на пляже. Но если вы никогда не видели ничего похожего, съездить, безусловно, стоит.

А мне такие средневековые деревушки очень нравятся даже несмотря на то, что мне тоже в подобных местах не раз доводилось быть. Что-то в них есть. Уютное и душевное.

Эхолоты