Когда построят железную дорогу на крымском мосту. Когда откроют крымский мост для железной дороги

Керченский мост… Тема весомого процента новостей, как с российской, так и с украинской стороны, с момента присоединения полуострова к первой. Предмет затаенных надежд и радостных предвкушений крымчан, не устающих верить, что эта пуповина сможет соединить их с мамой-Россией. И, конечно же, самый, пожалуй, амбициозный и дорогостоящий русский проект по строительству крупных объектов федерального значения.

Сколько на него уже потратили бюджетных денег, и сколько их придется еще потратить – последнее не поддается никаким оценкам. Ведь против российских конструкторов и строителей ополчилось, казалось бы, все: и природа, и экономические реалии.

Сделать все быстро, в лучших коммунистических традициях – нахрапом – не получилось. И сейчас, похоже, несмотря на бодрые заверения властей, и чеканку рапортов ответственных лиц, полное завершение всего проекта грозит перейти в стан самых дорогих долгостроев в истории России.

Что ж, попробуем понять, почему с Крымским мостом не все так просто, оценить реальные его перспективы и спрогнозировать, что же ждет жителей полуострова и соседних российских федеральных округов в будущем.

Историческая справка

Итак, некогда Крыму вполне хватало обеспечения всем необходимым, благодаря связи с миром через территорию Украины, частью которой, собственно, он очень долгие десятилетия и являлся, – в т.ч. хорошей автодороги и железнодорожной линии.

Но, извечная крымская проблема всегда состояла в том, что полуостров с «большой землей» связывал лишь узкий перешеек – всего 7км в самом узком месте. По которому, кстати, издревле шел Чумацкий шлях – торговый путь, соединявший крымские ханства с землями вольного низового козачества.

Некогда все фортификационные прелести Перекопа смог оценить Нестор Махно, впоследствии здесь дважды происходили кровавые бои советской армии и немецко-фашистских захватчиков. После аннексии Крым понял, что от России-матушки его отделяет вода неласкового Керченского пролива, украинская же сторона отправила полуостров в транспортную изоляцию на перевоспитание и размышление над своим поведением.

Поэтому спешно в марте в 2014 года российскими властями было принято решение начать строительство крупного моста, который бы соединял Таманский полуостров Краснодарского края и Керченский полуостров (договоренности с Януковичем еще от 2013-го о гипотетической возможности подобного строительства, конечно же, никто ни в момент их подписания, ни после, всерьез не рассматривал). Хотя идея возвести его в этом месте, как оказывается, далеко не нова, даже если не вспоминать теоретические мысли по этому поводу еще при царизме, которые Николай II тогда признал экономически необоснованными.

Оказывается, еще в годы Второй Мировой фашисты собирались строить здесь автомобильные коммуникации для обеспечения беспрепятственной переправы на аналогично оккупированную Кубань. Все материалы для строительства были заготовлены, но, война к тому времени подошла к своему переломному моменту и захватчики из Крыма были изгнаны. Союз решил, что добру пропадать не стоит, и довершил начатое немцами – таки построил мост через пролив, но не автомобильный, а железнодорожный.Длина его уложилась всего в четыре километра, так как строительство перенесли в самое узкое место пролива. Кстати, именно по этому мосту на Ялтинскую конференцию попала сталинская делегация.

Вскоре после этого мощный сход льда в водах пролива повредил конструкции, так как достаточным количеством ледорезов ее обезопасить на то время никто не додумался. Стратегическое значение к тому времени мост утратил, и власти не захотели заниматься его ремонтом, всецело занявшись обустройством путей через Украину, вследствие чего он благополучно сгнил и почил в водах пролива.

Интересно, что в годы перестройки, когда чрезвычайно активизировалась советско-японская дружба, СССР обратился к специалистам Страны Восходящего Солнца с просьбой поработать совместно над возрождением проекта постройки связующей перемычки.

Японцы провели все геолого-разведывательные изыскания, сделали предварительные расчеты и отказались от проекта. Потому как даже при всех их технологиях, которые впоследствии позволили им строить чрезвычайно масштабные мосты на десятки километров в открытом море и даже открыть аэропорт на целиком искусственном острове, они не видели возможности обуздать подвижность грунтов здесь, чрезвычайно активный штормовой климат и прочие проблемы.

Дело в том, что по дну Керченского пролива идет крупный тектонический разлом, а толщина иловых отложений в этой зоне превышает все допустимые нормы. Также ситуация осложняется тем фактом, что существует множество придонных действующих грязевых вулканов. Наконец, чтобы построить мост по максимально удобному пути надо было сносить памятник старины – Керченскую крепость, охраняемую ЮНЕСКО, на что, конечно, никто и никогда бы не пошел.

Как известно, спустя несколько десятилетий Россия все-таки взялась за Крымский мост, и на данный момент даже успела завершить по нему кое-какие работы.

Новый мост

По проекту средняя высота Крымского моста должна составлять около пяти десятков метров. Там, где планируются судоходные зоны, она будет где-то 35м. Вместо экономных 4 километров, решили строить по самой долгой из всех возможных траекторий, благодаря чему длина полотна достигла 19км.

Мост должен состоять из двух частей: автомобильной (отдельные полосы для легкового и грузового транспорта – по одной каждого вида в обе стороны) и железнодорожной на две колеи. Власти России решили максимально торопиться с началом работ – уже в марте 2014 года они стартовали, невзирая на множество препятствий, а в начале 2016-го, невзирая на неласковую зиму, погрузили первые сваи в воды пролива.

Ситуация осложнялась тем, что помимо проблем со строительством непосредственно Керченского моста, надо было работать над подведением к зоне его выхода на твердую землю железнодорожных путей и автотрассы. Дважды срывались конкурсы на выбор подрядчика строительства ж/д линии, так как все фигуранты процесса опасались подпасть под санкции, которым автоматически подвергались все, кто связан с крымской историей, в том числе и касающихся моста ее аспектов.

Выбор подрядчика осложнялся еще и слишком низкой как для такого проекта бюджетной его стоимостью – всего 16,9 млрд.руб. Но, в итоге все вроде бы разрешилось благополучно для текущей судьбы моста и роттенберговская компания заключила соглашение с «Росжелдором».

Суммарно же весь бюджет строительства вначале оценивался в 150 млрд. руб., из которых 86 должны были пойти непосредственно на саму конструкцию, а около 51 млрд. – на постройку подводов ж/д путей и дорог к нему.

Бизнес-структура одного из самых привилегированных российских олигархов автоматически стала генподрядчиком по проекту, после чего стоимость его была пересмотрена в сторону увеличения до 212,5 млрд. И хоть Роттенберг и все причастные к проекту лица и компании оказались под нормами санкционных пакетов, все их издержки и финансовые проблемы Россия в лице президента Путина пообещала компенсировать без проблем.

В мае 2018-го сам президент РФ торжественно открыл первую очередь нового керченского моста, которая имеет по одной полосе в каждую сторону и выдерживает проход не более 3,5т веса легкого автотранспорта.

Ответственные за строительство лица надеются, что им ничто не помешает открыть грузовую часть в середине этой осени, а запуск ж/д линии по некоторым причинам отложили аж на конец 2019-го. Правда, есть некоторые основания сомневаться в четком исполнении сроков, так как Упрдор «Тамань» (госзаказчик по строительству подводов автотрасс к мосту) запросил компенсацию в 22,5 млн. руб. с Минтранса за то, что те задержали исполнение контракта на 4,5 млрд. руб. И пока этот скандал не получит хоть какое-то свое завершение, строительство явно не будет продолжено.

Особенности ж/д части Крымского моста

Что же касается ж/д сегмента конструкции, в январе-феврале 2018 года заложили первые части железнодорожных пролетов. Для установки каждой ветки использовались сверхмощные домкраты, оказывающие сопротивление весу в 500-1000т и толкающие их в сторону готовых опор.

Для строительства на остров Тузла доставляют морем детали пролетов, которые собираются на месте на специальном стенде. Работы по их установке на данный момент, по сообщениям подрядчиков, продвигаются на 4,5см/мин. Всего же на водном участке таких пролетов смонтировано будет ровно тридцать.

Суммарный вес моста должен составить порядка 60 тысяч тонн, каждый пролет которого весит около 580т. И кроме этих монтируемых конструкций, там будет еще около десяти ключевых элементов на болтовом и сварном соединении. Опоры в дно пролива вбивались на расстоянии не более 65м и всего их установили 64 штуки. Общая протяженность железнодорожных конструкций при этом равна 6км. К моменту открытия Крымский мост станет одним из самых длинных в России.

Видео

Статья написана специально для сайта “2019 год Свиньи”: https://сайт/

За истекшие 30 месяцев мы уже завершили в полном объеме все фундаменты, погрузили все трубосваи. Сформировано более 300 опор из 307. Об этом заявил заместитель гендиректора по инфраструктурным проектам компании «Стройгазмотаж» Леонид РЫЖЕНЬКИН: «Продолжаются работы по сборке металлоконструкций пролетных строений, и порядка 130 тысяч тонн металлоконструкций уже сегодня собрано. Работы идут на всех участках – морских и сухопутных. На морских участках мы активную фазу сборки пролетных строений начали в феврале этого года и за истекший период мы уже более 5,5 км из 11 км уже собрали пролетных строений». При этом на морских участках еще идет надвижка этих пролетных строений – продольная и поперечная. Сегодня порядка 23 тысяч тонн из 50 запланированных уже надвинуты (над акваторией) и находятся в своих проектных положениях. Одновременно с этим на сухопутных участках, на которых мостовое полотно готово, а это в первую очередь таманский берег, уже идут работы по сооружению верхнего строения пути. Железнодорожники укладывают бесшовные рельсы, и сегодня уже порядка 4 км собрано. Читайте: Продолжаются работы на фарватерном участке, на нашей доминанте – железнодорожной арке. Там идут работы по сооружению смотровых ходов и других технологических приспособлений, которые позволят в дальнейшем эксплуатировать надежно уже конструкции пролетного строения арочного. «Продолжаются работы по сооружению архитектурной подсветки, и с открытием железнодорожного движения по Крымскому мосту в декабре 2019 года наша доминанта – фарватерный участок – будет подсвечен в триколор российского флага. Одновременно на стройке сегодня находится порядка 7,5 тысяч рабочих и специалистов. Они работают в 2 смены. Все работы идут в соответствии с утвержденным графиком».

Железная дорога Крымского моста

12 ноября 2018 года мостостроители завершили работы по сооружению опор железнодорожной части Крымского моста . Готово 307 конструкций, которые сейчас поэтапно принимают на себя пролетные строения.

Финальной стала железнодорожная опора № 254 в Керченском проливе на участке между фарватером и крымским берегом. Она состоит из фундамента на 16 трубчатых сваях, погруженных под разными углами на глубину до 70 метров, и тела из стальной арматуры и гидротехнического бетона.

Опора выведена на проектную отметку – 33 метра от уровня воды, практически высота 12-этажного дома. Завершающим этапом стало бетонирование ее верхних элементов, на которые в дальнейшем устанавливаются специальные устройства – опорные части (на них ставятся пролеты), своего рода балансиры, обеспечат невидимые невооруженному глазу необходимые угловые и линейные перемещения пролетов в случае температурных расширений металла или возможных сейсмических колебаний.

Основной этап строительства железнодорожной части Крымского моста на сегодня – установка пролетов. Этот сложный технологический процесс идет на всех морских и сухопутных участках стройки. Суммарно на 8 строительных участках пролетами уже перекрыто более 15 километров транспортного перехода между Крымом и Таманью .

На сухопутные опоры собранные на стендах пролеты ставятся кранами, на морские – надвигаются по скользящим устройствам над акваторией на уже готовые опоры домкратами со скоростью около 6 м/ч.

На готовых пролетах последовательно со стороны таманского берега формируется верхнее строение пути железной дороги: на данный момент уложено более 9 из 38 км рельсошпальной решетки.

Завершение установки пролетов на суше и в море планируется в первом квартале 2019 года. Осенью следующего года на мосту будет завершено устройство верхнего строения пути. Движение поездов по Крымскому мосту начнется в декабре 2019 года.

Напомним, что над Керченским проливом строится бесстыковой, или, как говорят железнодорожники, «бархатный путь ». Он состоит из длинных рельсовых плетей. Каждая плеть - это длинный рельс, сваренный из нескольких стандартных рельсов. Чем длиннее рельсы, тем меньше стыков, проходя по которым колёса составов характерно стучат.

Длина одной рельсовой плети Крымского моста - 440 метров.

Между такими плетями будут сформированы так называемые уравнительные стыки, которые компенсируют температурные расширения металла.

Железнодорожная часть Крымского моста отвечает требованиям II категории железнодорожных линий и включает два пути. По расчетным данным, дорога рассчитана на движение поездов массой до 7 100 тонн с расчётной скоростью до 120 км/ч для пассажирских и до 80 км/ч для грузовых составов в диапазоне температур от -27 до +57°C. Пропускная способность - до 47 пар поездов в сутки.

Вернуться на главную страницу >>

Статьи, которые Вам могут быть интересны:


Железнодорожную часть моста в Крым сдавать «ударными темпами» не будут - она будет готова к открытию в ранее запланированное время - в декабре 2019 года. Такие сроки назвал в интервью «Известиям» министр транспорта Евгений Дитрих. По его словам, форсировать стройку нет необходимости, т.к. кроме самого моста необходимо протянуть ж/д ветку до моста в Краснодарском крае, а после моста – соединить его с ж/д системой Крыма. Туроператоры также серьезного вклада от «железнодорожного» туризма не ожидают: монополист РЖД не заинтересован в сотрудничестве с туррынком, да и туристы предпочитают другие «методы доставки». Хотя для загрузки «наземки» открытие моста, несомненно, принесет пользу. Равно как и для разгрузки «автомобильной насыщенности» Крыма, ставшей проблемой уже в этом сезоне.

Как пояснил глава Минтранса Евгений Дитрих, конструкция железнодорожной части сложнее, поэтому форсировать стройку нет необходимости. Кроме того, только на территории Крыма необходимо построить 18 км ж/д дорог, чтобы соединить мост и железнодорожную систему полуострова. При этом, по оценке главы Минтранса, в первую очередь туристический потенциал моста оценят жители Ростова и Краснодара, для которых планируется запустить в Крым скоростные поезда. К тому же ввод в строй железной дороги позволит разгрузить вставшие в Крыму в пробках автодороги.
Кстати, этот фактор упомянули и туроператоры. «В целом, как показывает практика, а мы работали с поездами и брали чартеры – спрос выше на самолетные перевозки. Ж/д больше подходит для индивидуальных туристов, так «исторически сложилось», - пояснил корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Алексей Заливин, представитель по Крыму туроператора «Библио Глобус».

При этом, как подчеркнул эксперт, потенциально ж/д перевозка для Крыма даже более интересна, чем для Сочи. «Авиабилеты в Крым в сезон очень дорогие, цены доходят до ₽20 тыс., а появление ж/д создаст некоторую конкуренцию, и можно ожидать, что цены снизятся. В итоге туроператоры в целом выиграют, независимо от того, как они перевозят туристов», - подчеркнул Алексей Заливин.
Впрочем, большой плюс в наличии железнодорожной перевозки эксперт видит даже не в этом. «Чем в этом году отличился Крым – так это тем, что после открытия Крымского моста весь полуостров встал в пробках. Причем проблема не только в недостроенной трассе «Таврида» - проблемой было въехать и выехать на любой курорт - Ялту, Алушту, Судак. Парковки, подъезды к отелям – всё представляет собой одну большую проблему. Так как мы продаем полные турпакеты, включающие трансфер, мы с этой проблемой столкнулись очень остро, перевозка стала отнимать очень много времени, туристы жаловались, а сделать с этим ничего было нельзя. Железная дорога разгрузит автодороги, в чем уже будет большая польза», - уверен Алексей Заливин.

При этом эксперты подчеркивают: сама ж/д не заинтересована в сотрудничестве с туррынком. «Для туроператоров взаимодействие с РЖД традиционно затруднено, там есть свой монополист - РЖД-тур, поэтому чартерные поезда крайне редкое явление и с открытием моста желающие их поставить вряд ли найдутся», - оценил Сергей Ромашкин, гендиректор туроператора «Дельфин». Однако, подчеркнул эксперт, по росту турпотока в целом открытие ж/д сообщения сыграет глобальную роль. «Мы видим, что авиаперевозка в Крым в этом сезоне не растет, лишь буквально на 2-3%, что не сравнить с гигантским потоком через мост. Соответственно, с открытием ж/д мы увидим массовый рост желающих проехать в Крым поездом. Напомним, в украинские времена соотношение туристов, прибывающих на поезде и на самолете, было 1 к 5, то есть до 80% туристов прибывали поездом», - рассказал Сергей Ромашкин. В цифрах, по словам эксперта, это соответственно составляло 1.5 млн туристов по ж/д и 400-500 тыс. «по воздуху». «Путешествие по железной дороге до сих пор остаётся более экономичным. Кроме того, шире и география поездок, самолеты в Крым летают всего из 60 городов, у ж/д охват будет широк», - пояснил Сергей Ромашкин.

В итоге из трех каналов доставки – авиа, авто и ж/д, поездки на поезде по прогнозам эксперта будут самыми востребованными примерно год-два. «Для туристов это хорошо. Для туроператоров ситуация уже такова, что мы видим значительное превышение бронирований «наземки» над бронированием турпакетов, эта тенденция скорее всего продолжится – Крым перейдет в сферу преимущественно наземного бронирования от туристов. Организовывать чартеры – что авиа, что ж/д – на рынке вероятнее всего вряд ли у кого угодно хватит сил и средств», - резюмировал Сергей Ромашкин.
Добавим, что любое турагентство может бесплатно разместить на своём сайте виджет погоды в виде красивой интерактивной карты, тем самым серьёзно улучшив восприятие своего интернет-ресурса со стороны потенциальных туристов. Так, если у вас на сайте есть раздел, посвященный Крыму, то вставьте туда следующие виджеты.

После открытия автодорожной части Крым ского моста все силы строителей в Керченском проливе брошены на возведение железнодорожной составляющей. По графику первые поезда пройдут от берега Тамани в Крым в декабре 2019 года.

Через пролив будут пролегать два пути с пропускной способностью до 47 парпоездов в сутки. Расчетная скорость движения пассажирских поездов – 120 км/ч, грузовых – 80 км/ч.

Сейчас специалисты готовят последние опоры, полным ходом идет сборка пролетов. Их общая масса – почти 160 тысяч тонн, что в 1,5 раза больше, чем на автодорожной части сооружения.

Под каждой опорой от шести до 95 свай, как и под автомобильным мостом, часть из них забита в грунт вертикально, часть – под углом. Наклонные сваи повысят устойчивость моста в случае землетрясения.

Один железнодорожный пролет весит 580 тонн и состоит из 40 элементов, которые соединяют сваркой и высокопрочными болтами. Такие пролеты ставят на опоры, расстояние между которыми не превышает 65 метров. Особенность железнодорожного моста – плавный набор высоты к арке над фарватером.

Каждая последующая опора примерно на полметра выше предыдущей. Железнодорожный мост плавно «растет»: с 5 метров он начинает подниматься на острове Тузла все выше и выше, так что к морскому участку высота опор достигает почти 17 метров, и дальше – 35 метров над фарватером Керчь -Еникальского канала, - говорит начальник технической службы компании «СГМ-Мост» Юрий Бесков. - Такой плавный подъем обеспечит комфортный и безопасный заход пассажирских и грузовых составов на арочный пролет, под которым свободно проходят суда/

Параллельно с работами в Керченском проливе ведется строительство железной дороги по обоим берегам. На Таманском полуострове появятся 40 километров новых путей, на Крымском - 17,5 километра.

Железнодорожные подходы будут введены в эксплуатацию одновременно с железнодорожной частью Крымского моста, в 2019 году, - сообщают в инфоцентре «Крымский мост».

x HTML-код

Крымский мост: 27 месяцев строительства за 3 минуты. Видео: Инфо-центр "Крымский мост".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Не все поехали! Глава Росавтодора пробежал 19 км Крымского моста

Оказывается до официального открытия транспортный переход успел опробовать руководитель Росавтодора. Правда, не на машине, а на своих двоих. 8 мая 2018 года состоялась приемка моста

Соединить берега Крыма и Тамани мечтали еще тысячу лет назад

Уж таким Керченский пролив явно не видели ни тмутараканский князь Глеб Святославович почти тысячу лет назад, ни британцы в XIX веке, ни Сталин . Все они мечтали соединить Крыма и Тамани, но удалось это сделать только в наши дни

Строитель Крымского моста о поездке в КамАЗе с Путиным : Так спокойно было ехать, еще бы кружочек навернул!

За пару минут до открытия моста Владимир Путин подошел к строителям, которые трудились на «стройке века» с самого начала - с 2015 года. Среди них был Дмитрий Кондаков , который приехал из Москвы , и, для которого Керчь стала вторым домом

«Моя дочка пошла в первый класс в Керчи!» Путин пожал руку строителю Крымского моста

Сегодня у нас большой праздник, - не скрывает чувств Андрей Ваничкин , бригадир участка на строительстве Крымского моста. - Мы построили транспортный переход в рекордно короткие сроки

Прямая трансляция церемонии открытия Крымского моста через Керченский пролив с участием Владимира Путина начнется 15 мая 2018 года в 14:00 по московскому времени ()

"Поехали!": Владимир Путин на КамАЗе открыл Крымский мост

15 мая 2018 года Президент России Владимир Путин первым проехал по мосту через Керченский пролив на КамАЗе ()

Лодки