Как выбрать мазь скольжения для лыж. Как смазать лыжи в домашних условиях для лучшего скольжения? Кто из велосипедистов нарушает Правила при перевозке пассажиров

Сегодня мы поделимся с вами общей информацией по мазям, смазкам и по подготовке лыж. Что должен знать новичок в плане того, как ему готовить лыжи, что для этого нужно, как часто это необходимо делать. Невзирая на то, какие это лыжи, в большинстве случаев их надо смазывать.

Нужно ли смазывать бюджетные лыжи?

Бюджетные лыжи, то есть по цене до 5000 рублей смазывать не надо. Дело в том, что лыжи делаются из материалов двух типов: экстрадированный полиэтилен и спеченный. Скользяк, который сделан по технологии Extruded Base, почти не впитывает. Такая лыжа скользит больше на своей текстуре. Sintered Base - более дорогая и более сложная технология. Такая поверхность имеет поры, которые могут вобрать в себя парафин. Таким образом, парафин и работает: в процессе работы он выходит из этих самых пор. Дешевые лыжи смазывать нет никакого смысла - смазка на них долго не продержится.

Одинаково ли смазываются классические и коньковые лыжи?

И смазывается по-разному. Оба типа лыж имеют скользящую поверхность, которая при равных погодных условиях смазывается одинаково, но классические лыжи имеют также и колодку, на которую наносится мазь держания.

Можно ли делать дома подготовку лыж или надо идти в сервис?

Лыжи в домашних условиях готовить можно. Но для этого необходимо закупить оборудование, которое позволит работать с лыжами. Из минимума нужен утюг - для того, чтобы наносить парафин горячим методом.

Обычный бытовой утюг здесь не подойдет, категорически нельзя таким утюгом работать, он совсем для других целей.

Профиль - специальное приспособление, которое монтируется на стол и позволяет зафиксировать лыжу скользящей поверхностью вверх. В таком положение лыжи и нужно готовить. Как минимум, две щетки: стальная с тонким ворсом и нейлоновая, мягкая. Стальная нужна для того, чтобы лыжу очистить перед нанесением парафина и вычистить парафин после нанесения - открыть поры. После этого в ход идет уже мягкая нейлоновая щетка, чтобы скользящую поверхность отполировать, сделать ее еще более скользкой. Также нужен пластиковый скребок для первичного удаления парафина после его нанесения и остывания. Парафин должен поступить в поры, а с поверхности лыж он должен быть убран. То, что мы сейчас перечислили, необходимо для подготовки коньковых лыж.

Для подготовки классических лыж необходима так же пробка для растирания мази держания на колодке и смывка. Удалить старую и грязную мазь держания чем-либо другим, кроме смывки, очень сложно. Старую мазь держания надо удалять перед нанесением новой. Смывка - это специальный раствор, достаточно едкий, который способен разъедать мазь держания, смолы и сложные загрязнения. Это самый минимум для дома.

Почему готовить лыжи лучше в сервисе?

Есть определенный смысл все это оборудование купить, если большая семья и все катаются на лыжах. Если человек увлекается лыжами серьезно, то есть смысл купить, чтобы «парафинить» себя и своих друзей. Я бы все-таки всегда обращался в сервис, там оборудование более профессиональное, чем обычный лыжник может себе позволить купить. Сервисные утюги, как правило, отличаются от домашних более толстой подошвой. Нанести порошки или даже холодные смазки домашним утюгом иногда весьма сложно. Все дело в том, что подошва теряет температуру и нужно больше времени, чтобы смазку оплавить. В итоге многие начинают буквально втирать смазку. Лыжа перегревается и поверхность пластика оплавляется гораздо легче нежели поверхность не разогретая. Ценная заводская структура сильно от этого страдает. Особенно это касается лыж теплых с крупными и острыми структурами.

Классификация смазок

Поделить смазки первым делом нужно по температуре снега. Четыре основных диапазона. Теплые смазки - на плюс и ноль, на ноль и небольшой минус. Морозные - на минус 5-15 и на минус 15-30. Чем холоднее снег, тем смазка будет тверже и температура плавления будет выше. В мороз снег грубый и теплые смазки быстро срабатываются. Морозный снег застревает в мягком парафине, что немало ухудшает скольжение. У теплых (мягких) смазок водоотталкивающие свойства лучше, нежели у смазки твердой.

Дальше стоит любые смазки поделить по содержанию фтора. Фтор значительно повышает водоотталкивающие свойства любой смазки. Смазки без фтора самые бюджетные, но совсем не значит что плохие. В условиях низкой влажности они способны дать весьма хорошее скольжение. Среднее содержание фтора дает уже некоторые преимущества при повышенной влажности. Часто они используются как самостоятельная смазка. Но у гонщиков больше как грунт под более фтористые составы и ускорители. Стоимость их гораздо больше, чем у смазок без фтора. Высоко фтористые и ультра используются при очень высокой влажности снега и воздуха. Стоят они дорого и начинающего лыжника могут даже обескуражить своей ценой.

Во сколько обойдется содержание лыж вручную и во сколько обойдется в сервисе

Четыре парафина на всю зиму или даже на два сезона обойдутся по 600 рублей за брикет. Любительский утюг будет стоить тысячи 4, профиль - тысяч 5, скребок - рублей 200, скребок для желобка - рублей 200, щетки будут тысячи 3 стоить. Итого за 15 тысяч «перевалит». Если человек готовит свои лыжи всего одну пару на протяжении сезона, то не всегда есть смысл закупать это оборудование. В сервисе лыжи для новичка подготовят за 10 минут. Всего это стоить будет 300 руб. При этом дадут рекомендации, оценят состояние лыж, много чего интересного расскажут. Смазка наносит примерно на 20-25 км хода

Надо смазку убирать или пусть она лежит до следующего раза?

У спортсменов перед каждой тренировкой, перед каждым заездом лыжи полностью чистятся и накладываются новые смазки непосредственно перед выходом на снег. А новичку стоит наносить смазку в случае изменения погоды или если смазка выработалась. Коньковые лыжи перед нанесением смазки в любом случае будут очищены металлической щеткой. Что касается классики, то понадобится смывка для мази.

По хорошим производителям

В сервисе я в основном использую смазки Swix, Start, Vauhti, Maplus, Toko, Ski-go, Holmenkol. Можно с достоинством сказать - это лучшие из лучших. Эти смазки используются как на гонках мирового уровня, так и в массовом спорте.

Лыжная мазь необходима для того, чтобы прогулка на беговых лыжах не стала мучением. Мази предназначены для скольжения лыж и для того, чтобы обеспечить необходимое сцепление со снегом. Незнание свойств лыжных мазей приводит к неправильному их использованию.

Значение лыжных мазей

Что только не делают люди, чтобы улучшить скольжение лыж. Даже шкурами зверей лыжи подбивают. Еще недавно в ход шли пчелиный воск, свиное сало и жир диких животных. Многие любители лыжных прогулок помнят «копченый» запах смолы, которым в обязательном порядке смолили деревянные лыжи. Это уберегало лыжи от разбухания и уменьшало налипание снега.

Пластиковые лыжи удобнее, поэтому значительная часть любителей зимних прогулок перешла именно на них. Речь идет о . Проблема грамотного использования лыжной мази не менее актуальная, чем правильный подбор лыж и лыжных палок. Стоит иметь не одну, а разные мази. Они зависят от температуры воздуха, состояния снега, длительности прогулки и многих других факторов. Обязательно нужно снимать старую мазь перед тем, как нанести новую. Для этого есть специальные инструменты и растворители. Если подготавливать лыжи по всем правилам, то на это уйдет около получаса. Чаще любители готовят лыжи быстрее.

На мягких лыжах мазь стирается быстрее, чем на жестких. Лыжнику будет проще, если он возьмет с собой «пробку» (пластиковую растирку) и чуть более холодную и чуть более теплую мазь, чем та, которой намазаны лыжи. Неправильно подобранные мази или спешка при их нанесении приводят к тому, что при температуре воздуха около 0°С (особенно во время снегопада) под колодкой образуется снежный ком. Очень неприятно, когда скользящая поверхность лыж покрывается корочкой льда. Нужно учитывать, что лыжи хуже скользят, когда меняются условия скольжения, например, чередуются теневые и солнечные участки леса или парка.

Лыжные мази бывают двух типов: мази скольжения (парафины) и мази держания. Еще есть очень дорогие ускорители (фторуглеродистые порошки), которые используются при подготовке лыж к гонкам.

Мази скольжения

Мази скольжения часто называют парафинами. Они нужны для улучшения возможности скольжения лыж и для увеличения скорости движения. Хорошие парафины держатся на скользящей поверхности до 20 км пробега. При выборе мази обязательно учитывают температуру воздуха. Если у вас лыжи для классического бега, то мазь наносится на всю поверхность пластика за исключением колодки (примерно 50 см). Другими словами, для классического бега мазью скольжения мажут только переднюю и заднюю часть лыжи, а не ее среднюю часть. Лыжи, предназначенные для конькового хода, покрываются парафинами по всей скользящей поверхности.

Мази скольжения могут быть твердыми, жидкими, пастами, гелями и спреями. Каждая форма имеет свои недостатки и преимущества, например, твердая мазь держится дольше, но труднее накладывается. Спрей наносится легко, но быстрее стирается.

Твердая мазь скольжения наносится (по правилам) на разогретую поверхность лыж с помощью специальных утюжков. Мы приспособили для этой цели старый «советский» утюг с толстой подошвой. Если покупать специальный утюг для лыж, то нельзя брать даже самый «фирменный», если он имеет тонкую подошву. Из-за нее происходит перегрев отдельных точек, а диапазон перепада температур доходит до 20 градусов. Бытовые утюги с тонкой подошвой тоже могут испортить лыжи, так как даже при выставленной невысокой температуре металл прогревается неравномерно, да и терморегулятор всегда имеет некоторую «инерцию». Легко не заметить превышения температуры и начала плавления поверхности лыж. Даже если регулятор выставлен на указатель «шелк ». Температура должна быть такой, которая обеспечивает плавление парафина, а не самих лыж. Утюг нужно двигать равномерно несколько раз от носка лыжи к ее заднику. Не задерживаться на отдельных местах, не допускать появления запаха и дыма. Излишки мази убирают специальной циклей (скребком).

Есть и более простой вариант: сначала куском парафина (не от свечки!) наносят штрихи, затем их интенсивно растирают по поверхности лыж куском жесткого пенопласта или специальной пробкой. Делать это нужно в теплом помещении (плюс 16°С и выше). Разнесенную по поверхности лыжи и растертую мазь нужно отполировать. Удобно при помощи куска пробки, завернутого в старый капроновый чулок. Потом наносят мазь держания на толчковую площадку, свободную от мази скольжения. Эту более мягкую мазь растереть проще. Для этого используют пробку. Обязательно положите газеты или полиэтиленовую пленку на пол, чтобы не пришлось тратить время на его очистку после того, как лыжи будут готовы.

Жидкие мази, пасты, эмульсии и аэрозоли наносят тонким слоем. Затем дают им высохнуть (на воздухе или при помощи фена), после чего обработанную поверхность полируют. Основной недостаток таких мазей — держатся всего до 10 км. Стоимость их более высокая.

Мази скольжения должны соответствовать температуре воздуха или быть универсальными (со значительным температурным диапазоном). Старый парафин можно легко снять, если накрыть смазанную поверхность салфетками (туалетной бумагой, бумажным полотенцем) и прогреть утюгом. Бумага впитывает все остатки мази и легко снимается пластмассовым скребком. Старую смазку можно снять специальной жидкостью. Вместо нее лыжники иногда используют бензин для зажигалок «Zippo».

Вставать на теплые, только что натертые мазью лыжи, нельзя, так как к ним сразу же прилипнет снег. Они могут покрыться коркой льда. Чтобы такого не случилось, лыжи нужно вынести на холод (выставить на балкон, во двор и т.п.) минут на 15 — 30 в зависимости от погоды.

Парафины бывают обычными (для влажности воздуха меньше 50%), низкофтористыми и высокофтористыми (для влажной погоды, для весны). Из отечественных мазей наиболее популярными являются мази скольжения «ВИСТИ», «МВИС», «Уктус», «ФЭСТА» и «Луч». Хвалят недорогой комплект «МВИС Марафон» (с небольшим количеством фтора) за продолжительность действия и простоту нанесения.

Мазь держания

Мазь держания (сцепления) предотвращает отдачу и дает возможность сделать толчок. Именно поэтому мазь наносится на толчковую зону (колодку) длиной 35 — 45 см для клистера (жидкой формы мази) и 40 — 50 см для твердой мази. При нанесении жидкой мази зона колодки укорачивается примерно на 10 см по сравнению с твердой мазью, т.к. коэффициент сцепления выше. Немного больший слой наносится в области пятки ботинка. Мази держания продаются в баночках (твердые) и в тубах (жидкие = клистеры). Жидкие мази больше подходят для обледеневшей лыжни и для плюсовой температуры воздуха. При выборе жидких мазей помните, что они пачкают и одежду, и оставляют пятна на чехле для лыж. Для того, чтобы жидкие мази не стекали вниз по лыже после прогулки, оставшуюся мазь нужно стереть сухой тряпкой или снять скребком.

Если планируется длительная прогулка, то стоит обязательно брать с собой мазь держания, так как она имеет неприятную особенность стираться. Деревянные лыжи в этом отношении не столь «опасны», как пластиковые. Они уж точно не будут так сильно проскальзывать! И еще одно замечание: для лежалого и утрамбованного снега нужна более «теплая» мазь. При тающем снеге стоит увеличить зону смазывания (по направлению к носку).

Любители катания на беговых лыжах могут использовать такие отечественные мази держания, как «Уктус», «МВИС» и «ВИСТИ». Из недорогих импортных мазей лучше выбирать те, которые не содержат фтора. Рекомендуется их подбирать таким образом, чтобы самая низкая температура, указанная на мази, была на 2 — 3 градуса выше, чем показания уличного градусника. Например, для погоды минус 7°С подойдет мазь, рекомендуемая для минус 4 — 5°С. Таково мнение опытных любителей лыжных прогулок.

© А.Анашина. Блог , www.сайт

© Сайт , 2012-2019. Копирование текстов и фотографий с сайта pоdmoskоvje.cоm запрещено. Все права защищены.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143469-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143469-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Парафин для лыж необходим для улучшения скользящего момента. На каких бы лыжах мы не катались – классических или для конькового хода – без дополнительного смазывания лыжи будут давать слишком хорошее сцепление со снегом. Но хорошее сцепление нужно только при движении колес по асфальту. Для того чтобы развивать скорость на снежном склоне, лучше иметь минимальное сцепление с поверхностью. В случае равнинного катания уменьшение трения способствует снижению усилий, прилагаемых человеком при движении.

Что такое парафины

Парафины – это углеводородные смеси, образуемые в качестве побочного продукта нефтяной переработки. Парафиновые составы имеют разную степень вязкости. Бывают:

  • мягкие (жидкие) парафины, которые плавятся при комнатной температуре;
  • твердые – плавятся при нагревании в пределах 70° C;
  • кристаллические – переходят в жидкое состояние при температуре выше 70° C.

Функционально парафины – это в большинстве случаев смазывающие водоотталкивающие вещества. Их добавляют в различные смеси для придания соответствующей консистенции и свойств. Например, на основе нефтяных углеводородов делается вазелин.

Парафины используются в технических смазках. Эти вещества нашли свое применение и в лыжном спорте как средства, улучшающие скольжение лыж и сноубордов.

Лыжные парафины

Лыжные парафины традиционно делятся на:

  • смазки для холодного катания при температуре снега ниже -12° C;
  • смазки для катания при температуре снега -12° C…-2° C;
  • теплые смазки для снега температурой выше -2° C.

Ключевым веществом, обеспечивающим лучшее скольжения при высоких температурах, является фтор. Чем меньше фтора, тем на более сильный мороз (и низкую влажность) рассчитан парафин. И наоборот, высокофтористые смазки рассчитаны на мягкую и влажную погоду.

Существуют универсальные смазки, состав которых обеспечивает хорошее скольжение на любом снеге. Например, спрей TOKO Irox Fluoro, хотя и является низкофтористым, рассчитан на использование в широком температурном режиме 0° C…-30° C. Помимо фтора в состав лыжных смазок входят: силикон, различные соли, окисленные металлы.

Использование парафинов на пластиковых лыжах

Казалось бы, пластик – хорошо скользящий материал и без смазок. В отличие, например, от традиционных деревянных лыж, которые за счет низкой плотности материала обеспечивали лучшее сцепление с поверхностью и, соответственно, хуже ехали.

Новые лыжи, действительно, отлично скользят. Но по мере катания на скользящей поверхности и кантах появляются микротрещинки. Частицы льда и снега портят пластик. И хотя человеческому глазу эти изменения не заметны, под микроскопом поверхность такой лыжи напоминает горный ландшафт. Скользящие свойства из-за такого ландшафта ухудшаются.

Для того чтобы все эти микроповреждения заполнить, восстановить идеально скользкую поверхность лыжи и используют углеводородные смазки.

Почему выбирают жидкие парафины

Сразу следует отметить, что парафины в жидкой форме по своей функциональности не имеют каких-либо преимуществ перед твердыми восками. Назначение всех парафиновых восков – пропитывание скользящей поверхности лыжи. Для обеспечения наиболее эффективного катания все воски, включая жидкие, требуют термической обработки после нанесения.

Жидкие парафины выпускаются в 2 видах:

  1. жидкая мазь;
  2. аэрозоль.

Парафин в форме крема-мази, в целом, с точки зрения пользователя не имеет каких-либо отличий от твердых видов.

Аэрозольная форма представляет дополнительное удобство в плане нанесения. Правда, часть средства разбрызгивается мимо, из-за чего расход парафинов-аэрозолей всегда больший.

Применение жидких парафинов

Для нанесения жидкого парафина лыжа должна быть чистой и сухой. Частицы грязи, воды, льда, которые забиваются в микропоры скользящего слоя, не позволят нанести парафин правильно.

С термообработкой

Парафинирование лыж с термообработкой, как правило, производится в периоды между катаниями в домашне-гаражных условиях. Это изначально предполагает, что лыжи очищены и высушены.

  1. Нагреваем утюг до 150° С.
  2. Распыляем жидкий парафин на скользящий слой лыжи. Имеем в виду, что разные виды лыж, предполагают различную модель нанесения смазки. У лыж для конькового хода смазывают всю скользящую поверхность. Классические лыжи парафинят, минуя центральную часть.
  3. Утюжим лыжу по направлению от носка к пятке.
  4. Даем лыже остыть и просохнуть при температуре не ниже 0° C не менее 10 мин.
  5. Проходим слой с нанесенной смазкой щеткой.

В результате этих манипуляций разогретый парафин проникает в поры пластика, заполняет их, микроскопический «ландшафт» скользящей поверхности выравнивается. Воск, оставшийся на поверхности – лишний. Его мы удаляем щеткой.

В идеале этот цикл нужно повторить до 10 раз. Дело в том, что вычищение щеткой, помимо удаления поверхностного слоя, извлекает и часть «полезного» парафин, который заполнил микротрещины. Когда мы повторяем парафинирование несколько раз подряд, мы лучше «утрамбовываем» парафином неровности лыжи, заполняем неровности и микротрещины более качественно.

Без термообработки

Часто мы не имеем возможности воспользоваться утюгом, ограничены во времени, а смазать лыжи надо, потому что скользят они плохо. Производители жидких парафинов предлагают теоретическую возможность использования их смазок без термообработки.

  1. Сушим лыжу.
  2. Чистим скользящий слой щеткой для устранения пыли и грязи из пор пластика.
  3. Протираем, даем немного просохнуть.
  4. Наносим НЕБОЛЬШОЙ слой смазки.
  5. Даем выстояться 3-5 мин.
  6. Растираем пробкой, подушечкой или тем, чем мы привыкли пользоваться.
  7. Даем выстояться 10 мин.

Если вы все же положили слишком много смазки, то следует воспользоваться щеткой и убрать лишний слой. Однако производители смазок предупреждают, что при холодном способе нанесения парафина зачистка щеткой на финальной стадии не имеет существенного значения.

А если и будет, то продержится он не более 5 минут. Для правильного холодного смазывания нужно около 1 часа времени. Желательно наличие солнца или какого-нибудь помещения для просушки.

Следует отдавать себе отчет в том, что, даже если соблюсти все вышеперечисленные условия, холодное парафинирование – это всегда экстренная мера, которая по своей эффективности никогда не сравнится с классическим вариантом термообработки.

Стоимость жидких парафинов

Парафины в форме мазей стоят около $5 за 25 г. Спреи, особенно высокофтористые, по стоимости могут доходить до $40 за баллон объемом 50 мл.

Виды лыж не оказывают влияние на выбор того или иного парафина. Однако следует помнить, что в отличие от конькового хода, скользящая поверхность классических лыж требует смазывания дополнительной держащей мазью. Так как традиционное катание предполагает необходимость отталкивания и, соответственно, требует лучшего сцепления лыжи со снегом в месте приложения силы, то держащая мазь наносится по центру лыжи.

…Катался в этом году в Битце по первому снегу. На одном из подъемов меня остановил человек, признавшийся, что он только что купил себе пластиковые лыжи.
- Почему вы легко заезжаете на гору, а у меня лыжи что вперед, что назад – катятся одинаково?
- А вы их чем мазали?
- А что, их надо еще и мазать?!!

Диалог этот, при всей его кажущейся неправдоподобности, тем не менее, весьма характерен. Надо ли мазать пластиковые лыжи, и чем мазать?

Мастер спорта СССР по лыжным гонкам,
главный редактор журнала «Лыжный спорт».

I. Покупать ли лыжи с насечкой?

Это вопрос, на который, увы, не существует однозначного ответа. Могу лишь сказать вам вполне определенно – именно лыжи с насечкой использует бОльшая половина стоящего на лыжах населения нашей планеты, и эта цифра, согласитесь, говорит о многом. Плюсы использования лыж с насечкой более чем очевидны – вам никогда не надо будет забивать себе голову вопросом о том, как намазать лыжи . Согласитесь, такая постановка вопроса подкупает – взял лыжи, встал и поехал.

Минусы – столь же очевидны. Такие лыжи будут хорошо держать на мягком рыхлом снегу, и не будут держать на более-менее жёсткой лыжне. И, самое обидное, если лыжи с насечкой не держат – намазать их уже практически невозможно.


Скажу сразу, я не поклонник использования этих лыж и своих детей с малолетства приучал лыжи именно мазать. Это более сложный вариант, гарантирующий, тем не менее, нормальное катание при любой погоде. Впрочем, окончательный выбор всё равно остается за вами, и нижеприведенная статья адресована как раз тем, кто сделал свой выбор в пользу «обычных» классических лыж, и стоит перед вопросом, как же их намазать на держание (чтобы они не отдавали, не скользили назад).

II. Комплект для смазки лыж из двух, трёх, иногда четырёх баночек мази, пробки-растирки, скребка.

Это самый минимальный комплект, который может вам понадобиться для смазки лыж. Чтобы кататься по лыжне классическим стилем, лыжи надо намазать под колодкой держащей мазью. Колодка – это средняя часть лыжи, начинающаяся от пятки ботинка и расположенная вверх от крепления на 15-25 см. Вот эту среднюю часть лыжи (колодку) и надо мазать держащей мазью для того, чтобы лыжи у вас не скользили при толчке ногой назад.


Для первых шагов вам вполне подойдёт комплект недорогих отечественных или импортных держащих мазей – он, как правило, состоит из четырёх брикетиков, иногда баночек, сделанных из толстой металлической фольги или мягкого пластика. Также вам понадобится синтетическая пробка-растирка. Вполне достаточно купить комплект из 4 держащих мазей (например, отечественные Висти, «Уктус», «Фэста», Zet, Ray или импортные – «Swix», «Toko», «Briko», «Start», «Holmenkol» и т.д.) и мазать лыжи только под колодкой, растирая их пробкой.

Итак, намазав лыжу под колодкой держащей мазью, её (мазь) следует растереть пробкой-растиркой. В идеале после растирания у вас должен получиться ровный, слегка блестящий слой.

Если ровного слоя по каким-то причинам не получается, не заморачивайтесь на этом обстоятельстве, вполне достаточно мазь просто пригладить.

Теперь ещё об одном нюансе. Если вы отправляетесь в лес кататься на лыжах, желательно всегда брать с собой более теплую и более холодную держащую мазь по сравнению с той, которой вы только что намазались, а также пробку и скребок. Рассмотрим два наиболее типичных случая непопадания в мазь.

1. Лыжи не держат, или, как говорят лыжники, «отдают», то есть не позволяют вам уверенно толкнуться, при толчке ногой проскальзывают назад. В этом случае достаточно положить под колодку поверх старой более теплую мазь и растереть её пробкой, и ситуация окажется исправлена – вы можете снова получать удовольствие от катания. На исправление смазки у вас уйдёт всего лишь пара минут.

2. Лыжи, как говорят лыжники, «тупят», то есть совершенно не едут, а иногда ещё и покрываются льдом или снегом под колодкой – в той средней части лыжи, где вы нанесли слишком тёплую мазь. Лыжники называют эту ситуацию «подлипом», если к мази прилипает снег, или обледенением, если на мази образуется лёд. Выход есть, вам понадобится лишь чуть большее количество времени.

После этого интенсивно разотрите колодку лыжи сначала перчаткой, избавляя смазку от оставшегося снега и капелек влаги, а затем интенсивно пробкой, разогревая и как бы просушивая мазь. Усилие вам придётся прилагать значительно бОльшее по сравнению с растиранием в тёплой комнате. Теперь, когда мазь подсохла и разогрелась, на неудачную смазку вы можете положить сверху дополнительным слоем более холодную мазь. Как правило, в 99 процентах случаев этот приём исправляет ситуацию и позволяет продолжить прогулку по лесу.

III. Рассмотрим конкретный пример: как намазать лыжи при минус пяти градусах?

Например, на улице температура минус пять градусов. У вас есть комплект лыжных мазей «Висти», состоящий из пяти брикетиков. Наиболее логичным вариантом смазки лыж при минус пяти градусах мороза будет намазаться голубой мазью – 2 – 8. Однако помните про золотое правило: на лыжную прогулку всегда надо брать в карман или подсумок два брикета (банки) пограничных мазей. В данном случае это будут – 0 – 2 (фиолетовая мазь) и – 5 – 12 (светло-зеленая). Таким образом, и при потеплении, и при похолодании вы сможете внести коррективы в свою смазку и получить удовольствие от прогулки на лыжах.


Вернувшись домой, снимите старую мазь с лыжи любым пластиковым скребком (обломком пластиковой линейки, старым футляром от аудиокассеты и пр.). После этого на остатки старой смазки можете смело наносить новую смазку. Если захотите почистить лыжи начисто (что, в общем-то, совершенно необязательно), это можно сделать кусочком ваты, смоченной в бензине или скипидаре. Если позволяют средства, купите нормальный пластиковый скребок и бутылочку фирменной смывки - она почти не пахнет, так что никого из домашних не "оскорбите" запахом бензина.


IV. Комплект жидких мазей, смывка, скребок для катания на лыжах при плюсовой погоде.

Как я уже сказал, четырёх недорогих банок мази, скребка и пробки-растирки вам хватит практически на все случаи жизни. Но бывают ситуации, когда снега ещё много, а температура воздуха уже устойчиво плюсовая. Воскресный день, солнце, капель гонят вас на улицу с лыжами, вы мажетесь самым тёплым из имеющихся у вас брикетиков мази (скажем, ВИСТИ 0-2 или Swix + 1 - 0), а лыжи… категорически не держат, «отдают». Обидно? Ещё как! И, тем не менее, выход из этой ситуации есть, и он достаточно прост – купить тюбик универсальной жидкой лыжной мази (лыжники иногда жидкие лыжные мази называют ещё клистерами) и обзавестись бутылочкой смывки (бензина, керосина, скипидара). Сразу хочу предупредить: покупка жидких лыжных мазей переведёт вас в разряд чуть более продвинутых лыжников, ибо обращение с ними потребует чуть большей возни и опыта. Но выигрыш в виде комфортного катания на лыжах по весенней лыжне окажется просто несопоставимым.



Итак, вы вполне обойдётесь комплектом из двух тюбиков жидкой мази – красной (плюсовой) и фиолетовой (на ноль и небольшой минус). Красной мазью мы мажемся при любой плюсовой температуре воздуха, а фиолетовой – при ноле и небольшом минусе. Тут важно понимать, что весенний снег почти никогда не бывает мягким и пушистым, как зимой. Как правило, весной он состоит из жёстких крупных снежно-ледяных гранул. Лыжники называют такой снег фирном. Вот для такого ледянистого снега при минусовой погоде вам и понадобится фиолетовый клистер.

Как намазать лыжи жидкой лыжной мазью? Делать это следует в тёплом помещении, равномерно выдавливая на колодку (среднюю часть) лыжи жирные капли лыжной мази и растирая затем эту мазь скребком.

А теперь о том, почему с жидкими лыжными мазями приходится чуть больше возиться по сравнению с твёрдыми (баночками или брикетиками). Дело в том, что жидкие лыжные мази, по своей консистенции весьма напоминающие сгущенное молоко, имеют свойство пачкать руки, одежду, и для того, чтобы избежать этих печальных последствий, после тренировки лыжи следует сразу же почистить скребком, а потом и смывкой. Второй вариант – упаковать лыжи в чехол, донести до дома и почистить их уже там. И всё-таки большинство лыжников предпочитает чистить лыжи сразу после окончания тренировки – меньше перепачканной одежды и липких рук, да и лыжный чехол изнутри не пачкается. Обязательная необходимость чистить лыжи после прогулки – пожалуй, единственное неудобство использования жидких мазей. Зато неизменным спутников жидких мазей обычно бывает весеннее солнце, прекрасная лыжня и чудесное настроение. Так что, поверьте, игра стоит свеч.

V. Эконом-комплекты мазей для смазки лыж.

Как правило, все ведущие производители выпускают в продажу эконом-комплекты лыжных мазей, содержащие две-три банки твёрдой мази и пробку-растирку.

Иногда в этот комплект входит и один-два тюбика жидкой мази, скребок. Случается, этот комплект оказывается упакован в недорогую поясную сумку (лыжники говорят «подсумок»), а иногда в него входит и баллончик со смывкой. Это очень хороший вариант для того, чтобы одним махом решить все свои проблемы со смазкой лыж на несколько ближайших лет, так что при возможности используйте его обязательно.

VI. Мази скольжения, или, как их ещё называют в России, парафины для смазки лыж.

Это область, в которую я вам настоятельно не рекомендую вторгаться. Поверьте мне, современные пластиковые лыжи прекрасно скользят по снегу без какой-то специальной обработки. Этого скольжения вам хватит за глаза для любых, даже самых протяжённых прогулок по лесу при любой погоде.


Поэтому про концы лыж (то есть то, что расположено сверху и снизу относительно колодки – средней части лыжи) можете забыть и ничем их не обрабатывать.

Другое дело, если ваши прогулки по лесу довели вас до такого состояния, что вам захотелось выйти на старт, скажем, 50-километровой «Московской лыжни» или, паче чаяния, испытать себя в очень тяжёлой классической Гонке МВТУ.


В этом случае вам надо уже учиться парафинить лыжи, надо обзаводиться не только комплектом мазей скольжения (парафинов), но и утюгом, щёткой, жёсткой металлический циклей, станком для подготовки лыж и т.д. Но это приятные хлопоты. Значит, вы уже прочно «подсели на иглу» лыжных гонок, значит, лыжи для вас стали уже очень важной составной частью вашей жизни. Но обо всех тонкостях подготовки лыж мазями скольжения в этот раз мы говорить не будем – это выходит за рамки нашего сегодняшнего разговора.

VII. Как улучшить скольжение лыж?

Признаюсь вам, эта глава - вставная, я вынужден написать её через несколько лет после написания самой статьи. Вынужден потому, что вижу - у многих из вас, наших читателей, даже после прочтения этой статьи остаются вопросы, и мне приходится отвечать на них после получения ваших писем. То есть, похоже, какие-то важные, базовые вещи я всё-таки не сумел объяснить в этой статье. Например, очень много вопросов о том, как улучшить скольжение лыж . Поэтому в этой главе - обобщение всего уже сказанного в этой статье и в ответах на ваш вопросы (а также несказанного) о скольжении лыж.

Итак, что влияет на скольжение лыж ?

Развилка №1.

Гладкие лыжи или лыжи с насечками? Помните, что лыжи с насечками всегда будут скользить существенно хуже лыж без насечек. Подробно об этом - в самой первой главе этой статьи и вот в этом моём ответе на одно из ваших писем:

Развилка №2.

Тип пластика скользящей поверхности . Снова вас адресую к моему ответу Наталье Синицыной Лыжи с насечками не едут - просто ужас! - я там довольно подробно рассказал о двух типах пластика скользящей поверхности - высокомолекулярном (дорогом и быстром) и низкомолекулярном (дешёвом и относительно медленном). Прочитайте, пожалуйста. Посмотрите на мою аналогию с автомобилями . Помните, что инвалидную мотоколяску можно каким-то образом улучшить и модернизировать, но заставить её ехать как Порше 911 или хотя бы даже как Форд Фокус - нереально.

Развилка №3.

Использовать ли смазки скольжения? Подчеркну, я писал эту статью в расчете на начинающих, только-только делающих свои первые шаги на лыжах людей. В рамках этой концепции я считаю, что пластиковые лыжи на скольжение готовить не нужно - современные пластики вполне прилично скользят по снегу. И тем не менее, поскольку вопрос этот звучит постоянно, отвечу. Первое, что вам нужно сделать - научиться различать смазки скольжения и смазки держания, чтобы не попасть в ситуацию, описанную вот в этом письме , когда наша читательница Татьяна Шалимова мазала лыжи по всей длине мазью держания и удивлялась, почему же у неё лыжи не едут.

Итак, вы уже научились отличать мази держания ("пластилины") от мазей скольжения ("свечек", спреев, аппликаторов и пр.)? Тогда -

Развилка №4.

Мази скольжения быстрого нанесения ("ленивые") или профессиональные? Во-первых, вы должны иметь в виду, что в вашем распоряжении довольно большой ассортимент мазей скольжения быстрого нанесения (их ещё иногда называют "ленивыми" мазями). Для нанесения этих мазей на скользящую поверхность лыж не нужно иметь никаких приспособлений.

И, наконец, вершина техники подготовки лыж на скольжение: использование так называемых парафинов, спреев, эмульсий, порошков, ускорителей и пр.. Вам понадобятся: крепкий, не шатающийся стол, лыжный станок, две струбцины, профессиональный лыжный утюг (ни в коем случае не бытовой!), щётки, скребки, фиберлен (специальные нетканые салфетки для обработки лыж), парафины, порошки, ускорители… Я не уверен, что в статье для начинающих целесообразно описывать этот довольно сложный и дорогостоящий процесс подготовки лыж. Впрочем, если я увижу, что в рамках даже этой статьи для начинающих какие щетки нужны для начинающего при подготовке скользящей поверхности беговых лыж?

ВОПРОС-ОТВЕТ

После опубликования этой статьи ко мне время от времени стали приходить письма с «наивными» вопросами, на которые читатели не смогли найти ответы в этом материале. Поначалу я отвечал на них частным порядком, пока вдруг мне не пришло в голову, что ответы эти, возможно, будут интересны и более широкому кругу наших читателей. Так что если вы не нашли ответ на свой вопрос в статье, пишите мне на мой почтовый ящик [email protected] , присылайте свои вопросы, я обязательно на них отвечу. А пока – первые вопросы и ответы на них.

2. Алюминиевые лыжные палки гнутся. Что делать?

3. Стоит ли мазать лыжи на держание в спортивном ориентировании?

Лыжный спорт (гонки), или как называют в Европе - равнинные лыжи, подразумевает передвижение по снегу двумя способами: классическим и свободным (коньковым). В соответствии с этим производители инвентаря выпускают две основные разновидности лыж, классические (classic) и коньковые (skate), что привело к существованию двух основных типов смазок для лыж. Первый тип - смазки скольжения, второй - смазки держания.


Основные характеристики смазок скольжения Ray «Луч»

Смазки (мази) скольжения используются для улучшения скольжения лыжи по снегу в зависимости от погодных условий (в основном от температуры окружающей среды). На коньковые лыжи они наносятся по всей поверхности, контактирующей со снегом. На классические лыжи смазки скольжения наносятся только по концам, исключая серединную часть лыжи длиной 50 - 60 сантиметров, куда наносятся смазки держания. Смазки скольжения наносятся на лыжу с помощью натирания. Твердые смазки оплавляют смазочным утюгом, давая мази стечь на скользящую поверхность. Нанесенная на лыжу смазка еще раз оплавляется смазочным утюгом до полного разравнивания. Отличие специального смазочного утюга - толстая подошва и точный терморегулятор, позволяющий поддерживать заданную температуру без больших скачков. После остывания смазки до температуры окружающей среды она счищается пластиковым скребком и полируется щетками с разнообразными набивками (нейлон, натуральный волос, тонкая металлическая проволока). После катания по снегу остатки смазки удаляются специальными растворителями.

Смазки (мази) скольжения «Ray» делятся на несколько серий. Какую серию применять зависит от влажности воздуха и наличия свободной воды в снеге.


Серия - СН carbon

Смазки этой серии не содержат фтордобавок. Они дешевле по цене и обладают хорошими рабочими характеристиками в своих диапазонах, особенно при низкой влажности воздуха. Предназначаются для детского и ветеранского спорта, туризма и обеспечения тренировочного процесса спортсменов высших разрядов.

СН-1 +10−0*С желтая смазка скольжения для мокрой, водяной лыжни, сильной оттепели.

СН-2 +3−3*С красная применяется для влажного снега любой структуры, в начале или конце оттепели при слабом морозе.

СН-22 0−5*С оранжевая смазка скольжения для слабого мороза, средней влажности, мелкозернистого и нового снега. При высокой влажности комбинируется с 0 +10*С.

СН-3 −2−7*С фиолетовая отлично работает в своем температурном диапазоне на снегу любой структуры.

СН-4 − 6−12*С голубая одна из самых универсальных мазей, хорошо работает в своем диапазоне при низкой и средней влажности воздуха на снегу любой структуры. Обладает отличной износоустойчивостью. Служит прекрасным «консервантом» при подготовке лыж для поездок, ввиду низкой температуры плавления, ширины температурного диапазона и своей универсальности.

СН-5 −10−30*С зеленая высокотемпературный синтетический парафин (температура утюга для плавления 150*С), применяется при −10*С и ниже в условиях сухого порошкообразного или мелкозернистого перемерзшего снега. Снимается циклей после оплавки через 2-3 минуты слегка теплым. Зачищается жесткой нейлоновой щеткой, полируется нетканым материалом (фиберленом). При высокой влажности воздуха (более 80%), на новом и падающем снегу комбинируется с порошком SHF-77,78. Для этого на теплый, оплавленный парафин наносится тонкий слой порошка (примерно третья часть от того количества, когда SHF идет окончательным слоем) и оплавляется вместе повторно. Дальнейшая обработка - традиционно. Этот вариант смазки можно использовать в диапазоне −2−18*С при высокой влажности воздуха.


Серия - G graphite

Вследствие своих антистатических свойств, смазки с добавлением графита часто проявляют себя с лучшей стороны либо в грязных условиях, либо при низкой влажности. Могут снижать накопление грязи на скользящей поверхности лыжи и при влажном снеге.

GS(soft) +10−5*C мягкий антистатик - графит, базовая основа в диапазоне + 10−5*С.

GH(hard) −5−30*С морозный антистатик - графит, может работать самостоятельно при −5*С и ниже в условиях низкой влажности воздуха (менее 70%). Тугоплавкий (температура утюга для плавления 150*С), снимается и обрабатывается аналогично смазке СН-5.

LFGS(soft) +10−5*C мягкая графитовая смазка с низким содержанием «фторорганики». Смешивается с составами «теплых» температурных рядов, предназначена для условий средней влажности: грязного снега при плюсовых температурах, нового и немного лежалого при температурах около нуля и небольшом минусе.

LFGH(hard) −5−30*C морозный тугоплавкий «графит» с небольшим содержанием «фторорганики». Возможная основа под все диапазоны мазей серии LF и HF. Работает самостоятельно при t ниже −7*С, новом снегу и влажности воздуха менее 70%. Обрабатывается так же как GH.

HFGS(soft) +10−5*C мягкий антистатик-графит с высоким содержанием «фтора», применяется как основа под высокофтористые парафины, порошки, ускорители, эмульсии.


Серия - LF low fluor

Смазки LF применяются в условиях повышенной влажности воздуха (более 65%) и снега. Введение в состав фторкомпонентов значительно улучшает скоростные характеристики и рабочую стабильность смазки. Вводимые фторкомпоненты имеют коэффициент поверхностного натяжения в 2-3 раза меньше, чем углеводородная основа.

LF-1 +10+1*C желтая фторсиликоновая смазка - наилучшие условия применения: сырой,мокрый снег при +3*С и выше. При пользовании на дистанции более 15 км нужно провести насыщение порошками SHF, либо нанести их верхним слоем.

LF-2 +3−3*С красная применяется для влажного снега любой структуры, в начале или в конце оттепели при слабом морозе. Служит хорошей основой для порошков SHF

LF-22 +5−2*C серебристая .применяется для старого, перемерзшего, фирнообразного, грязного снега по обе стороны от нуля. Твердая, устойчивая к истиранию смазка, особенно в сочетании с порошком SHF-77.

LF-3 −2−7*С фиолетовая отлично работает в своем температурном диапазоне на снегу любой структуры. При высокой влажности (более 80%) воздуха можно применять на новом и мелкозернистом снегу до − 10*С. Базовой основой служит графит GH, LFGH.

LF-4 −6−12*С голубая cмазка с большим содержанием синтетических компонентов, Универсальная, устойчива к истиранию, особенно «любит» новый, падающий снег средней влажности в диапазоне −6−10*С. Может служить базой для всех более «теплых» смазок серии HF.

LF-5 −10−30*С зеленая тугоплавкий,синтетический,слабо фторированный парафин для нового мелкозернистого и перемерзшего снега средней и повышенной влажности воздуха(60-85%). Наносится и обрабатывается аналогично СН-5.

LF-6 BASE мягкий сервисный грунт с малым содержанием фтора, температура утюга для плавления 120*С, применяется для очистки (промывки), грунтовки новых лыж и лыж после циклевки. Отлично проникает в поры пластика, имеет великолепные скользящие характеристики, может работать самостоятельно в диапазоне −1−10*С и относительной влажности воздуха 65-85%. Предназначается для обработки как беговых так и горных лыж.


Серия - HF high fluor

Мази скольжения с высоким содержанием легкоплавкой фторорганической добавки. Уникальны своим превосходным скольжением, работают в широком диапазоне температур и стойки к истиранию и грязи. Мази HF отлично работают «в одиночку», а еще лучше в комбинации с SHF-77,78,100,200. Условия высокой влажности и мокрый снег идеальны для мазей скольжения HF.

HF-1 +10+1*С желтая применяется при сыром, мокром, насыщенном водой снеге, дожде. На коротких дистанциях (до 20км) может работать без применения порошков SHF.

HF-2 +3−3*С красная универсальная смазка скольжения на снегу любой структуры по обе стороны от 0*С. Особенно «любит» ------- немного лежалый снег при влажности более 85%. Служит хорошей основой для порошков серии SHF.

HF-22 +5−2*C серебристая применяется для крупнозернистого грязного весеннего снега, фирна, льда. Относительно HF-2 более износостойкая, устойчивая к истиранию смазка скольжения, обладающая высокими скоростными характеристиками в сочетании с SHF-77.

HF-3 −2−7*С фиолетовая отлично работает в своем температурном диапазоне на снегу любой структуры при высокой влажности (более 85%) воздуха. Базовой основой лучше использовать антистатик - графит LFGH. Применение завершающим слоем SHF-77 позволяет проехать более 50 км.(на подготовленной паре лыж) без ухудшения скоростных характеристик.

HF-4 −6−12*С голубая большой процент твердых синтетических добавок придает смазке «стойкость» к агрессивному и уже достаточно холодному снегу любой структуры в условиях повышенной влажности (более 85%) воздуха. При новом, падающем снеге возможно применение завершающим слоем SHF-78, на мелкозернистом - SHF-77.

HF-5 −5−25*C зеленая полностью синтетическая тугоплавкая смазка для холодного снега и влажного воздуха. На старом, а так же перемерзшем снегу во время потепления возможно применение до −2*С.


Серия - SHF 100% fluorocarbon

Порошкообразные (эмульсионные), фторуглеродистые, химически инертные смазки скольжения с очень низким коэффициентом трения. Обладают высокой стойкостью против грязи и замасливания, и стабильностью в работе на длинных дистанциях. Предназначены для спорта высших достижений.

SHF-77 +10−10*С порошкообразная универсальная, для любой структуры снега в условиях повышенной влажности. Температура утюга для плавления 150*С.

SHF-78 +5−5*С порошкообразная может использоваться на снегу любой структуры (кроме абразивной жесткой лыжни). Особенно «хороша» на новом снегу. Температура утюга для плавления 120*С, что говорит само за себя - нет проблем с перегревом лыж. Прекрасно сочетается с мягкими парафинами.

SHF-100 +10+1*C эмульсионная фторированная смазка. Эффективна при наличии в снеге свободной воды (слякоть, все «плывет»).

SHF-200 −2−15*C эмульсионная фторированная смазка. В своем температурном диапазоне дает прибавку в скольжении при любом типе снега даже при средней влажности воздуха. На лежалом, мелкокристаллическом снеге холоднее −8*С может быть гораздо эффективнее порошка SHF-77.

Технология работы с SHF-100, 200: нанести тонким слоем на поверхность лыж, дать высохнуть, растереть «пробковой» пробкой, потом тщательно отполировать мягкой нейлоновой щеткой, фиберленовым полотном.

Технология работы с порошками SHF аналогична работе с порошками этой серии зарубежных фирм. Смазки SHF обладают высокой степенью очистки, нетоксичны при нагревании до 300*С. Запрещается работа с открытым пламенем, курение в помещении, где ведется работа с фторуглеродными смазками.


Способы нанесения смазок серии SHF

Предварительная подготовка: перед нанесением порошкообразных смазок SHF лыжи должны быть обработаны скользящим «парафином» , ------- нанесена структура, ------ тщательно вычищены щетками -------.

Горячий способ (оплавка): нанести тонкий,ровный слой порошка, тщательно распределив по всей скользящей поверхности лыжи. Утюг должен иметь температуру 150*С, только при этом можно за один проход оплавить порошок. Движение утюга должно быть равномерно-спокойным (образование мерцающих искорок и кристаллов служит признаком плавления и связи SHF с поверхностью лыжи). После охлаждения лыж следует обработка щетками: сначала из натурального конского волоса, затем мягкой нейлоновой. «Порошковые» щетки использовать только по назначению. Такой способ оплавки порошка необходим при подготовке лыж на дистанцию 30 км. и длиннее. Не допускайте остановки утюга на лыже при оплавке порошка! Не перегревайте лыжу при оплавке - это может привести к изменению структуры самого пластика!

Сухое нанесение (втирание): используется на коротких дистанциях (10-15 км) при мягкой структуре снега на лыжне. Наносится тонкий слой порошка (можно островками, пятнами) и тщательно втирается чистой пробкой или специальным полировочным фетровым блоком до образования равномерной пленки. После этого следует обработка щеткой из конского волоса, мягкой «порошковой» щеткой, фиберленом. Если дистанция достаточно длинная (20-30 км.), а снег «истирающий», и вы сомневаетесь, что «фторорганики» хватит до конца гонки, используйте промежуточный между оплавкой и сухим втиранием порошка способ. Нанесите на лыжу порошка SHF чуть больше, чем при сухом способе, немного разотрите порошок пробковой растиркой и пройдитесь несколько раз утюгом, нагретым до 120*С, чтобы лыжа стала теплой. Затем уже тщательно, с усилием разотрите пробкой смазку по лыже. Дайте лыже остыть и обработайте ее как при горячем способе.

Способ насыщения парафинов: на оплавленный парафин наносится тонкий слой порошка (в 2-3 раза меньше, чем при горячем способе) и тщательно, до появления мерцающих «звездочек», прогревается утюгом. После охлаждения лыжи обрабатываются традиционным способом. С тугоплавкими парафинами сочетается SHF-77, с мягкими SHF-78. Этот способ можно применять в диапазоне +10−15*С, что позволяет сэкономить порошок.


Подготовка лыж и выбор смазки скольжения

Новые лыжи : если на скользящую поверхность нанесен «штайнлифт» - это микроструктура на определенный температурный диапазон и структуру снега, то нанесите сервис-грунт, оплавьте, охладите. После этого проведите циклевку поверхности острым металлическим циклом (с легким нажимом). Циклевкой удаляйте только ворсинки, оставив рисунок микроструктуры. Обрабатывать поверхность металлическим циклом необходимо только в том случае, если штайншлифт некачественный (ворсистый). Нанесите еще раз слой сервис-грунта (обильно) - прогрейте, охладите, снова прогрейте и после охлаждения обработайте пластиковым остро заточенным скребком. Зачистите (в одном направлении от носка к пятке) металлической (бронзовой, латунной) щеткой, потом отполируйте нейлоновой щеткой. После этого, в зависимости от погоды, можно нанести один из «графитов», и последним слоем основной скользящий парафин.

Если лыжи не новые - обработайте их сервис-грунтом (можно СН-22), чтобы удалить грязную и старую смазку; если скользящая поверхность «закатана» (лыжи долго использовались без обновления скользящего пластика, часто применялись «фтористые порошки») слегка проциклите их острой металлической циклей, далее - нанесение структуры вручную. Далее - смазка по погоде.

структура снега, влажность снега и воздуха, температура снега и воздуха, наличие ветра и его скорость, альбедо (отражающая способность) поверхности снега.

Основные характеристики смазок держания (сцепления) Ray «Луч»

Смазки (мази) держания применяются на классических лыжах для предотвращения проскальзывания лыжи при отталкивании вперед. Зона нанесения смазки держания (колодка) начинается от пятки ботинка и продолжается на 50 - 60 сантиметров вперед к носку лыжи. Смазки держания так же зависят от погодных условий (в основном от температуры окружающей среды).

В настоящее время для катания по снегу по всей территории России до сих пор используются лыжи, имеющие деревянную скользящую поверхность. Такие лыжи считаются классическими, для передвижения на них применяются только смазки держания, которые наносятся как под колодку, так и по всей скользящей поверхности.

Смазки держания имеют липкую консистенцию, натираются на лыжи несколькими слоями, каждый слой разравнивается специальной синтетической пробкой. Количество нанесенных слоев зависит от погодных условий. Снимается оставшаяся после катания смазка пластиковым или металлическим скребком и смывается специальным растворителем. Мази держания Ray делятся на две серии.


Серия твердых синтетических мазей W

Мази линии W - традиционные держащие мази для любого типа снега, предназначенные и для спортсменов, и для любителей. Сегодня в этой линии 9 наименований, от самой мягкой W-1 до наиболее твердой W-9. Небольшой шаг температурных диапазонов, особенно в районе 0*С позволяет более тщательно подобрать мазь в сложных погодных условиях. Несмотря на то, что эти мази не содержат фтористых добавок, они имеют достаточно широкий диапазон применения, просты в использовании, легко комбинируются между собой, с мазями других линий и производителей.

W-1 +4+1*С желтая мягкая мазь, предназначена для оттепельной и мокрой, глянцующейся лыжни. Не терпит сухого снега.

W-2 +2−0*С красная специальная мазь для оттепельной погоды. Лучше всего применима для лежалого мелкокристаллического снега при температуре чуть выше нуля.

W-3 0*С фиолетовая немного тверже красной мази. Используется около 0*С на новом и мелкозернистом снеге, когда тот из холодного становится влажным.

W-4 0−2*С светло-фиолетовая пригодна для применения при любом снеге и слабом морозе. При старом, зернистом снеге возможно использование до −6*С и в качестве основы под W-5.

W-5 −1−4*С голубая универсальная, охватывающая широкий диапазон температур ниже 0*С, при использовании около 0*С требует нового снега и низкой влажности воздуха. На мелкозернистом снеге работает самостоятельно до −12*С. Износоустойчива.

W-6 −3−9*С светло-голубая мазь для морозной погоды и всех типов снега.

W-7 −6−13*С зеленая немного более твердая, чем W-6 мазь для нового и лежалого снега.

W-8 −10−18*С светло-зеленая мазь для умеренного мороза. Пригодна для покрытия более мягких мазей (обязательно тонким слоем), особенно на сухом новом снегу для улучшения скольжения.

W-9 −15−30*С бесцветная мазь для критической морозной погоды. Используется, в основном для покрытия более мягких мазей, чтобы улучшить скольжение лыж. Самостоятельно применяется тонкими слоями на новом порошкообразном снегу при температуре воздуха −20*С и холоднее.


Грунтовая мазь

Грунтовая мазь разработана специально, чтобы препятствовать истиранию твердых держащих мазей на грубом, абразивном снегу.

G +4 −25*C оранжевый практичный и пластичный грунт для всех мазей при температурах от +4*С и холоднее. Рекомендуется использовать для старого (гранулированного) снега, когда мазь быстро стирается. Наносится под утюг и растирается пробкой. Охлаждается. Грунт можно разогревать техническим феном и после этого растирать пробкой. Далее наносится мазь соответствующего температурного диапазона.


Серия твердых смоляных мазей WG (terva)

Мази линии WG (terva - смола) - гармонично дополняют линию мазей W. Мази этой группы отличаются по составу от традиционных мазей, что обеспечивает им повышенные сцепные свойства со снегом в аналогичных температурных диапазонах, содержат новые упрощенные формулы. Сегодня в этой линии 6 наименований, начиная от самой мягкой WG -1 до наиболее твердой WG-6. Добавка натуральной древесной смолы делает их особенно «катучими» без ухудшения держащих свойств на новом и чуть лежалом снегу при низкой и средней влажности воздуха. Все мази имеют цвет от светло до темно коричневого, визуально отличаются только цветом этикетки.

WG-1 +3−0*С желтая этикетка для нового сырого, падающего и лежалого снега, но при этом не глянцующейся лыжни. Чем теплее погода, тем более толстым слоем следует наносить мазь.

WG-2 +1−1*C красная этикетка для нового и мелкозернистого снега. Диапазон применения может быть гораздо шире, от +2*С на новом и сухом, до −2*С на лежалом, но еще не сильно перекристализованном влажном снегу.

WG-3 0−3*C фиолетовая этикетка универсальная держащая мазь для слабо морозной погоды. На лежалом снеге диапазон применения увеличивается до −6*С.

WG-4 −2−8*C голубая этикетка используется для умеренно холодного снега любой структуры. На новом снегу дает уверенное держание уже при −2*С. На старом снегу со скругленными кристаллами и малой силой проникновения комбинируется с фиолетовой и красной мазью.

WG-5 −5−12*C зеленая этикетка универсальная мазь для холодного снега. Диапазон применения на новом и сухом снеге начинается при − 5*С, а заканчивается при старом и трансформированном на −18*С. Используется в качестве грунта под все более «теплые» мази этой серии.

WG- 6 −10−25*C светло-зеленая этикетка самая холодная, твердая мазь линии. Для снега любой структуры в холодных, экстремальных условиях.

Серия твердых универсальных синтетических мазей WТ

Мази линии WТ - традиционные держащие мази для любого типа снега, предназначенные в основном для любителей. Мази универсальны и очень просты в использовании, не содержат красителей, т.к их трудно перепутать - одна мягкая, другая твердая. Для тщательной подборки смазки держания на лыжную гонку лучше использовать мази серии W или WG .

WТ-10 −1−12*С голубая этикетка универсальная, охватывающая широкий диапазон температур ниже 0*С, работает самостоятельно до −12*С на любом типе снега. Износоустойчива.

WТ-20 −8−25*С зеленая этикетка мазь для холодного снега. Особенно пригодна для прогулок на сухом новом снегу. Для лежалого, перемороженного, совсем старого снега первым слоем на колодку необходимо нанести мазь WТ-10.


Подготовка лыж и выбор смазок сцепления

Перед началом смазки определите на лыже участок поверхности, на которую будет наноситься держащая мазь. Обычно он располагается от пятки ботинка в направлении носка лыжи на 50-60 см. вперед за крепление. Это расстояние можно четко определить уже при покупке лыж , так как держащая поверхность это та поверхность, под которой бумажка свободно двигается при равномерном распределении веса тела лыжника на обе лыжи. Зашершавте держащую поверхность наждачной бумагой 150-240 мк. Это улучшит сцепление мази и сделает ее работу особенно продолжительной. Первый слой можно положить под утюг, тем самым увеличивается контакт мази с поверхностью лыжи и делает работу смазки более продолжительной. Температура нагрева утюга около 120*С. На истирающий снег первым слоем используйте грунт G. Выбирайте держащую мазь в соответствии с погодой. Наносите несколько тонких слоев на охлажденные лыжи, тщательно растирая пробкой каждый слой.

Основные факторы, влияющие на подбор смазки: структура снега, температура снега и воздуха, влажность снега и воздуха, наличие ветра и его скорость, альбедо (отражающая способность) поверхности снега.

Использование смазок SHF вместе со смазками сцепления:

Порошки серии SHF можно использовать при работе со смазками сцепления на «классических» дистанциях. Особенно успешно они сочетаются с полутвердыми, мягкими мазями. Лыжные мази сцепления, прикрытые порошками SHF, меньше подмерзают и обладают более высокими скоростными качествами.

Обычно порошок SHF наносится верхним слоем на растертую смазку (не наносите толстый слой), разравнивается пальцами, раскатывается легким нажатием пробки. При использовании в комбинации с полутвердыми смазками порошок можно аккуратно приплавить одной проводкой утюга (пробкой после этого не растирать). Мази сцепления можно прикрывать так же на короткие дистанции эмульсиями SHF-100,200.

Окунь