Кафедральный собор страсбурга портал южного фасада. Страсбургский собор во Франции: обзор, описание, история и интересные факты

Страсбургский собор - главная достопримечательность города, главная гордость. Его просто невозможно не любить. Я до сих пор помню, как маленькой девочкой стояла у его подножья и просто не могла перестать смотреть. Поэтому вне всякого сомнения, когда вы приезжаете в , это первое, на что нужно пойти и посмотреть.

Когда вы его видите, перестаете замечать все вокруг, время останавливается и толпа вокруг вас тоже, ведь никто не сможет равнодушно пройти мимо. И даже сейчас, после стольких лет в Страсбурге, я всегда остановлюсь, чтобы полюбоваться на собор.

Немного истории

Страсбургский собор начали строить в 1015 году совместными, франко-немецкими, силами. И это очень сильно отразилось на его внешнем виде. Весь собор представляет собой сплетение культур, обычаев и традиций разных романских племен, населявших в то время эти территории. Строили его очень долго, больше четырехсот лет, и на протяжении всего этого времени он достраивался разными архитекторами, приехавшими со всей Европы.

В 1439 году собор наконец открыл свои двери для посетителей, а с 1625 года даже стал самым высоким строением человечества, и удерживал этот титул на протяжении 250 лет!

Астрономические часы

Построенные в 16 веке, эти часы являются ярким представителем эпохи Возрождения. Когда строительство было закончено, их назвали одним из семи чудес Германии, до того, конечно, как Страсбург в очередной раз стал частью Франции. Часы довольно точно показывают движение многих небесных тел таких как Солнце, Луна, Земля, Меркурий, Венера... Главным их украшением является Дева Мария, к которой каждый год на Рождество приходят три волхва. Также часы определяют даты церковных праздников, не закрепленных в календаре, Пасху, например.

Существует легенда, что по окончании их строительства, немецкие власти не хотели, чтобы Мастер смог повторить этот шедевр, и выкололи ему глаза. Имя Мастера, кстати, до сих пор остается неизвестным.

Как добраться

На трамвае

Недалеко от собора находится крупнейшая трамвайная станция в Страсбурге под названием Homme de fer , что в переводе означает Железный человек. На эту остановку вы можете приехать на любом трамвае, кроме Е.

На автобусе

Автобусы с номерами 4, 6, 10, 14, 24 останавливаются вокруг исторического центра. Но из-за того, что движение по историческому центру города ограничено, вам в любом случае придется пройтись пешком.

Билет на 1 человека на 1 час стоит 1.70€. Купить его можно:

  • В автобусе. У водителя автобуса можно купить билет в одну сторону или билет "туда-обратно", который даст вам право на две поездки в течении одного дня. Но будьте внимательны! В автобусе у вас не примут банковскую карту или купюру больше 20€.
  • На трамвайных остановках. На каждой трамвайной остановке стоит автомат, где вы можете купить обычные билеты; "набор из 10", что сэкономит вам в среднем 10 центов с каждого билета; билет на весь день на одного человека; билет на весь день на двоих-троих. В этих автоматах вы сможете расплатиться банковской картой или мелочью. Купюроприемника в них нет.

И не забывайте компостировать ваши билетики! Автоматы для этого стоят на трамвайных остановках и внутри автобусов. Штраф за непрокомпостированный билетик составляет 33€, а за проезд без билета - 49€.

Пешком

Самый любимый мой способ для перемещения по Страсбургу. А как иначе вы сможете заметить всю эту красоту, окружающую вас? Страсбург очень небольшой город. И передвигаться по нему пешком очень приятно и не обременительно.

В Страсбурге очень хорошо работают карты от Google. Они помогут вам не только проложить оптимальный пеший маршрут, но и с легкостью подберут общественный транспорт со всеми необходимыми пересадками, а также предоставят расписание трамваев и автобусов. Обязательно проверяйте свой маршрут на картах! Улицы города построены в крайне хаотичном порядке и никогда не знаешь, куда тебя выведет эта милая улочка!

Также если не просто знаете адрес места, куда вам нужно добраться, но и название остановки, вам может помочь сайт транспортной компании города . Простой и понятный интерфейс, доступный не только на французском, но и на английском языке.

Осмотр достопримечательности

Внутри

Собор открыт для посещения всеми желающими с 7.00 - 11.20 и с 12.40 - 19.00. Вход свободный.

Он полон восхитительных статуй и инсталляций, но, несмотря на это, лично я всегда хожу высоко задрав голову, потому что для меня ничто и никогда не сможет сравниться с красотой витражей Страсбургского нотр дама. Там же, за скромное пожертвование, можно зажечь свечу или приобрести небольшой сувенир. Но будьте готовы к тому, что в другом месте города точно такую же безделушку вы сможете купить намного дешевле. Единственное, чего вы не найдете больше нигде, это памятные монеты с изображением кафедрального собора, которые продаются в автоматах.

Смотровая площадка

Нигде вы не увидите лучше, как на смотровой площадке собора, которая находится на высоте 66 метров. С нее открывается чудеснейший вид на весь старый город с его узкими улочками и красными крышами, на новый, где расположен Европарламент и Суд по правам человека. Преодолев всего 332 ступени, вы сможете насладиться всеми красотами этого чудесного, милого города.

Часы работы

  • С 1 апреля по 30 сентября, каждый день с 9.30 до 20.00 (последний подъем в 19.30)
  • С 1 октября по 31 марта, каждый день с 10.00 до 18.00 (последний подъем в 17.30)

Подниматься придется пешком! Лифт предусмотрен только для людей с ограниченными возможностями.

Стоимость

  • 5€ для взрослых;
  • 2.50€ для детей от 5 до 18 лет и студентов;
  • 3.60€ для групп туристов от 20 человек и более.

P.S. Маленький совет напоследок. Подходите к собору со стороны площади Гютенберга. Тогда он появится перед вам внезапно, выплывет из-за маленьких домов, построенных в баварском стиле, и уж точно не оставит равнодушными.

В Эльзас я влюбился практически сразу, как только в августе 2013-го года сошел с поезда Париж-Страсбург на центральном городском вокзале. Это именно тут случай, когда две страны образовали регион, где всё взаимодополняет друг друга. Лучшие немецкие и французские зодчие трудились над собором Страсбургской Богоматери, привносили лучшее, что имели и могли. В результате предлагаю полюбоваться на вершину готического искусства Эльзаса - собор Страсбургской Богоматери - результат работы франко-немецких мастеров.

Составляя 142 метра в высоту, Страсбургский собор долгое время был самым высоким зданием мира, а сейчас находится на втором месте (после Руанского собора) по высоте среди всех соборов Франции. Тонкий шпиль собора виден с любой точки эльзасской равнины, а также из Шварцвальда и Вогезов - горных массивов, соседствующих с Эльзасом.

Современное нам сооружение - четвертое по счету. История начинается в VII столетии, когда епископом Страсбурга святым Арбогастом был заложен первый кафедральный собор. Но уже при при Карле Великом его перестроили и сделали более вместительным. Недавние раскопки показали, что собор каролингского времени представлял собой трехнефную базилику с тремя апсидами. Каролингская базилика несколько раз сильно страдала от пожаров, и в 1015 году на месте полуразрушенной постройки епископ Вернер I начал постройку нового храма в стиле оттоновского возрождения. К сожалению, и этот собор сгорел при сильном пожаре 1176 года, после чего страсбургский епископ принял решение построить новый, четвертый кафедральный собор; с этого момента и начинается история собора Пресвятой Богоматери Страсбурга.

Первыми были построены хор и северный рукав трансепта, которые принадлежат еще к романскому стилю. В 1225 году за строительство взялась группа архитекторов из Шартра, и после этого строительство собора велось уже в готическом стиле. В середине 13 века были уже почти исчерпаны денежные средства, и для того, чтобы завершить неф, потребовалось развернуть обширную кампанию по продаже индульгенций. В 1277 году было начато возведение западного фасада. Строительство шло достаточно медленно, несколько раз пожары повреждали стены собора, и их приходилось восстанавливать. Работы окончательно были завершены только в 1439 году, с тех пор собор практически не менял свой внешний облик.

Над строительством кафедрального собора работало несколько архитекторов, но наибольший вклад внес Эрвин фон Штайнбах. Он принял руководство над строительными работами в 1277, когда начал возводиться фасад. В его творчестве прослеживается сильное влияние французской готики: например, окно-роза на фасаде выполнено в стиле, характерном для французских соборов, и порталы украшены рельефами гораздо богаче, чем это было принято в немецких храмах того времени. Считается, что после смерти Эрвина фон Штайнбаха работу над фасадом и башней храма продолжили его сын и дочь.

В 1277 году было начато возведение западного фасада.

Западный фасад собора богато украшен рельефами, сюжеты которых посвящены в основном жизни Иисуса Христа. Ниша центрального портала изображает сцены Страстей Христовых. В центре ниши помещена статуя Мадонны с младенцем, напоминающая о том, что собор посвящен Богоматери, а на архивольтах портала представлены сцены из Библии. Левый портал украшен фигурками добродетелей, сражающих пороки. Рельеф в нише портала изображает сцены детства Иисуса Христа. Правый портал обрамлен фигурами Мудрых Дев и Неразумных Дев. Согласно притче, которая приводится в Евангелии от Матфея, десять дев, подруг невесты, вышли ночью навстречу прибывающему жениху, чтобы проводить его на брачный пир, но только пять из них запаслись достаточным количеством масла для ламп. Когда у пяти неразумных дев лампы погасли, они отлучились на рынок, чтобы купить лампового масла, в это время жених приехал и начался пир, на который не пустили неразумных дев, так как те опоздали. «Итак, бодрствуйте, - говорит притча, - потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». Фигуры Мудрых Дев у правого портала держат перед собой лампы и раскрытые Скрижали, а Неразумные Девы держат закрытые Скрижали, и среди них изображена фигура Искусителя с запретным плодом в руках. Что касается ниши портала, она посвящена теме Судного Дня.

По бокам собора располагаются еще два портала. Портал, выполненный в стиле поздней готики, который находится с северной стороны, посвящен святому Лаврентию, одному из наиболее важных для христианской традиции святых мучеников.

Внутри собор достаточно плохо освещен, в отличие от других французских готических соборов, например, таких как Реймсский и Шартрский. Неф собора, составляющий 63 метра в длину, является одним из самых длинных нефов среди всех французских соборов. В нефе находится большое количество средневековых витражей. Витражи с северной стороны изображают различных императоров Священной Римской империи, витражи с южной стороны представляют собой сцены из жизни Богоматери и Иисуса Христа. На витражах трифория изображена родословная Иисуса Христа - в том варианте, в котором она дается в Евангелии от Луки. Окно-розу украшают, как это ни удивительно, только растительные мотивы: считается, что изображенная на них пшеница символизирует экономическое благополучие Страсбурга.

Хор, одна из самых древних частей собора, построенный в 11 веке, украшен фресками 19 века и современным витражом, изображающим Деву Марию. Примечательно, что, поскольку витраж является даром собору от Совета Европы, на витраже можно найти двенадцать звезд на голубом фоне, символизирующих Евросоюз.

В северном рукаве трансепта располагается ниша, предназначавшаяся для алтаря святого Лаврентия. Капители колонн, обрамляющих эту нишу, украшены изображениями фантастических зверей. Сейчас в нише находится купель, выполненная в 1453 году известным скульптором того времени Джодоком Дотцингером. Напротив нее можно найти монументальную скульптурную группу, изображающую молитву Иисуса Христа перед его арестом на Елеонской горе. Эта скульптурная группа была изначально выполнена Николасом Рёдером в 1498 году для кладбища церкви святого Фомы, и была перенесена в кафедральный собор в 1667 году.

В южном рукаве трансепта прежде всего стоит отметить т.н. столп Ангелов, который украшен двенадцатью скульптурами: на нижнем уровне изображены четыре евангелиста, над ними находятся ангелы, играющие на рожках, наконец, верхний ярус изображает сидящего Христа, окруженного ангелами.

Кафедра собора является замечательным образцом возведенного в абсолют стиля пламенеющей готики. Кафедру украшает около пятидесяти скульптур, представляющих множество традиционных новозаветных сюжетов и персонажей.

В южном трансепте собора находятся астрономические часы - одни из самых знаменитых в мире.


Предшественником собора Нотр-Дам в Страсбурге было римское святилище, просуществовавшее на этом месте до начала VIII века. Первый камень в основание собора был заложен епископом Вернером фон Габсбургом в начале XI столетия. Неф и купола собора в то время были выполнены из дерева. Вспыхнувший в 1015 году пожар снова уничтожил храм, и горожане решили отстроить его заново, но на этот раз полностью из камня. Из расположенного неподалеку карьера Вогезы привезли песчаник, благодаря оттенку которого стены собора получили уникальный розовый цвет, неоднократно вдохновлявший поэтов на создание ярких стихотворных образов.

Самой красивой частью считается западный фасад, на котором находятся тысячи живописных скульптур и декоративных узоров из камня, особенно прекрасно он выглядит на закате. Очень хороши витражи собора, которые во время Второй мировой войны были сняты и увезены в Германию, но вернулись обратно после окончания войны.

Туристам также нравятся астрономические часы, построенные в 1832 году. Их уникальный механизм показывает орбиты Земли, Луны и еще нескольких планет, известных в то время (от Меркурия до Сатурна). Медленнее всего вращается та окружность часов, которая показывает прецессию земной оси - один оборот составляет 25.800 лет.

В Эльзас я влюбился практически сразу, как только в августе 2013-го года сошел с поезда Париж-Страсбург на центральном городском вокзале. Это именно тут случай, когда две страны образовали регион, где всё взаимодополняет друг друга. Лучшие немецкие и французские зодчие трудились над собором Страсбургской Богоматери, привносили лучшее, что имели и могли. В результате предлагаю полюбоваться на вершину готического искусства Эльзаса - собор Страсбургской Богоматери - результат работы франко-немецких мастеров.

Составляя 142 метра в высоту, Страсбургский собор долгое время был самым высоким зданием мира, а сейчас находится на втором месте (после Руанского собора) по высоте среди всех соборов Франции. Тонкий шпиль собора виден с любой точки эльзасской равнины, а также из Шварцвальда и Вогезов – горных массивов, соседствующих с Эльзасом.

Современное нам сооружение - четвертое по счету. История начинается в VII столетии, когда епископом Страсбурга святым Арбогастом был заложен первый кафедральный собор. Но уже при при Карле Великом его перестроили и сделали более вместительным. Недавние раскопки показали, что собор каролингского времени представлял собой трехнефную базилику с тремя апсидами. Каролингская базилика несколько раз сильно страдала от пожаров, и в 1015 году на месте полуразрушенной постройки епископ Вернер I начал постройку нового храма в стиле оттоновского возрождения. К сожалению, и этот собор сгорел при сильном пожаре 1176 года, после чего страсбургский епископ принял решение построить новый, четвертый кафедральный собор; с этого момента и начинается история собора Пресвятой Богоматери Страсбурга.

Первыми были построены хор и северный рукав трансепта, которые принадлежат еще к романскому стилю. В 1225 году за строительство взялась группа архитекторов из Шартра, и после этого строительство собора велось уже в готическом стиле. В середине 13 века были уже почти исчерпаны денежные средства, и для того, чтобы завершить неф, потребовалось развернуть обширную кампанию по продаже индульгенций. В 1277 году было начато возведение западного фасада. Строительство шло достаточно медленно, несколько раз пожары повреждали стены собора, и их приходилось восстанавливать. Работы окончательно были завершены только в 1439 году, с тех пор собор практически не менял свой внешний облик.

Над строительством кафедрального собора работало несколько архитекторов, но наибольший вклад внес Эрвин фон Штайнбах. Он принял руководство над строительными работами в 1277, когда начал возводиться фасад. В его творчестве прослеживается сильное влияние французской готики: например, окно-роза на фасаде выполнено в стиле, характерном для французских соборов, и порталы украшены рельефами гораздо богаче, чем это было принято в немецких храмах того времени. Считается, что после смерти Эрвина фон Штайнбаха работу над фасадом и башней храма продолжили его сын и дочь.

В 1277 году было начато возведение западного фасада.

Западный фасад собора богато украшен рельефами, сюжеты которых посвящены в основном жизни Иисуса Христа. Ниша центрального портала изображает сцены Страстей Христовых. В центре ниши помещена статуя Мадонны с младенцем, напоминающая о том, что собор посвящен Богоматери, а на архивольтах портала представлены сцены из Библии. Левый портал украшен фигурками добродетелей, сражающих пороки. Рельеф в нише портала изображает сцены детства Иисуса Христа. Правый портал обрамлен фигурами Мудрых Дев и Неразумных Дев. Согласно притче, которая приводится в Евангелии от Матфея, десять дев, подруг невесты, вышли ночью навстречу прибывающему жениху, чтобы проводить его на брачный пир, но только пять из них запаслись достаточным количеством масла для ламп. Когда у пяти неразумных дев лампы погасли, они отлучились на рынок, чтобы купить лампового масла, в это время жених приехал и начался пир, на который не пустили неразумных дев, так как те опоздали. «Итак, бодрствуйте, - говорит притча, - потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий». Фигуры Мудрых Дев у правого портала держат перед собой лампы и раскрытые Скрижали, а Неразумные Девы держат закрытые Скрижали, и среди них изображена фигура Искусителя с запретным плодом в руках. Что касается ниши портала, она посвящена теме Судного Дня.

По бокам собора располагаются еще два портала. Портал, выполненный в стиле поздней готики, который находится с северной стороны, посвящен святому Лаврентию, одному из наиболее важных для христианской традиции святых мучеников.

Внутри собор достаточно плохо освещен, в отличие от других французских готических соборов, например, таких как Реймсский и Шартрский. Неф собора, составляющий 63 метра в длину, является одним из самых длинных нефов среди всех французских соборов. В нефе находится большое количество средневековых витражей. Витражи с северной стороны изображают различных императоров Священной Римской империи, витражи с южной стороны представляют собой сцены из жизни Богоматери и Иисуса Христа. На витражах трифория изображена родословная Иисуса Христа – в том варианте, в котором она дается в Евангелии от Луки. Окно-розу украшают, как это ни удивительно, только растительные мотивы: считается, что изображенная на них пшеница символизирует экономическое благополучие Страсбурга.

Хор, одна из самых древних частей собора, построенный в 11 веке, украшен фресками 19 века и современным витражом, изображающим Деву Марию. Примечательно, что, поскольку витраж является даром собору от Совета Европы, на витраже можно найти двенадцать звезд на голубом фоне, символизирующих Евросоюз.

В северном рукаве трансепта располагается ниша, предназначавшаяся для алтаря святого Лаврентия. Капители колонн, обрамляющих эту нишу, украшены изображениями фантастических зверей. Сейчас в нише находится купель, выполненная в 1453 году известным скульптором того времени Джодоком Дотцингером. Напротив нее можно найти монументальную скульптурную группу, изображающую молитву Иисуса Христа перед его арестом на Елеонской горе. Эта скульптурная группа была изначально выполнена Николасом Рёдером в 1498 году для кладбища церкви святого Фомы, и была перенесена в кафедральный собор в 1667 году.

В южном рукаве трансепта прежде всего стоит отметить т.н. столп Ангелов, который украшен двенадцатью скульптурами: на нижнем уровне изображены четыре евангелиста, над ними находятся ангелы, играющие на рожках, наконец, верхний ярус изображает сидящего Христа, окруженного ангелами.

Кафедра собора является замечательным образцом возведенного в абсолют стиля пламенеющей готики. Кафедру украшает около пятидесяти скульптур, представляющих множество традиционных новозаветных сюжетов и персонажей.

В южном трансепте собора находятся астрономические часы – одни из самых знаменитых в мире.

Благодаря искусно выполненному механизму эти часы показывают не только час дня, но и положение солнца, луны и почти всех планет солнечной системы, а также высчитывают подвижные праздники, солнечные и лунные затмения, другие небесные явления. Первые часы Страсбургского кафедрального собора, т.н. часы Трех Королей были сконструированы в середине 14 века, но в начале 16 столетия перестали функционировать и были заменены новыми часами, над которыми работали Конрад Дасиподий (профессор математики Страсбургского университета), часовщики братья Габрехты и шведский художник Тобиас Штиммер, ученик Ганса Гольбейна Младшего. Этот последний украсил часы росписями, изображающими Трех Мойр, Уранию, Николая Коперника, а также разнообразные библейские сюжеты. Эти часы остановились около 1788 года, и только в 1838 году началась реконструкция механизма. За реконструкцию взялся Жан-Батист Швильге, известный страсбургский математик и инженер-самоучка, который мечтал восстановить часы кафедрального собора еще с детства (они остановились, когда ему было 12 лет). Часы были оснащены еще более изощренным механизмом, чем предыдущие, а деревянный корпус 16 века был сохранен.

Кафедральный собор Нотр-Дам в Страсбурге – красивое и величественное сооружение, которое долгое время считалось самым высоким зданием в Европе. Высочайшей частью собора является Северная башня высотой 142 метра, строительство которой было завершено в 1439 году. Звание самой высокой постройки она сохраняла до конца XIX века. Южная башня собора так и не была построена, поэтому еще одной отличительной особенностью и без того выдающегося здания называют его асимметрию.

Собор начали строить в 1015 году. Ученым удалось установить, что ранее на этом месте находилось древнеримское святилище. Возведение началось в эпоху романской архитектуры, поэтому более ранней части собора присущ этот стиль, а для остальных частей характерен стиль готический и обилие рельефного декора. Строительство собора велось в течение нескольких веков, в процессе возникали перерывы, вызванные пожаром и смертью финансировавшего работы епископа (XI-XII столетия). В качестве основного материала использовался красный песчаник из Вогезов. К слову, собор признан еще одним из самых крупных мировых сооружений из этого камня.

Среди архитекторов собора был Ульрих фон Энсинген, участвовавший в строительстве Ульмского собора. А шпиль Северной башни был построен кельнским мастером Иоганном Хультцем – возможно, именно поэтому в чертах Страсбургского собора находятся сходство с обликом собора в Кельне.

Из украшений Страсбургского собора отметим скульптуры тройного портала, изображающие христианских пророков и волхвов. В самом соборе хранятся купель XV столетия, старинный орган, гобелены, окна собора украшены изысканными витражами. Одной из главных достопримечательностей собора называют астрономические часы. Самый первый механизм был сконструирован еще в середине XIV века. В первой половине XIX столетия часы были дополнены механизмом, который показывал орбиты Земли и других известных на тот момент планет.

Кафедральный собор расположен на Соборной площади, летом он становится участником цветомузыкальных шоу.

Карась