Из чего сделана ступа в деревне санчес. Большая ступа в санчи

В Индии множество туристических объектов разной направленности – природных, культурных, религиозных, исторических, эстетических. По ней можно путешествовать месяцами, и не переставать удивляться все новым и новым достопримечательностям.

В деревне Санчи, находится один из объектов, который индийцы считают сочетающим в себе все – древнейшая в Индии ступа с останками Будды. Мы решили проверить, так ли это, и отправились в Санчи втроем – я, муж и сестра мужа.

Почему же нужно посетить Санчи?

  1. Потому что это красиво. Гармоничное плавное сооружение на холме высотой около 100 метров, а вокруг – зеленые леса и поля. И, самое главное, – прекрасные скульптуры, украшающие ворота (первое фото поста).

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

  1. Потому что это духовно. Внутри ступы хранятся останки Будды. Даже если вы в это не верите – зато верят тысячи паломников, которые приходят сюда с молитвами и добрыми мыслями, создавая «намоленность» места.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

  1. Потому что пропитано историей.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

  1. Да хотя бы даже просто в копилку путешественника — как самое древнее из сохранившихся буддийских святилищ, являвшееся основным центром буддизма в Индии вплоть до 12 в. Кстати, занесенное в ЮНЕСКО.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Немного из истории периода возникновения ступы Санчи.

Первые ступы появились в Индии еще до Будды. Сначала они представляли собой просто надгробные холмы, и постепенно превратились в строения, внутри которых помещались останки. Согласно преданию, Будда сам попросил учеников поместить его останки в ступу. После его смерти разразился спор – где должна быть воздвигнута такая ступа. Правители, родственники, ученики Будды – все хотели получить его останки. В итоге брахман Дона предложил вариант, устроивший всех. Останки поделили на 8 частей и поместили в 8 ступ по всей Индии, в 9ю поместили пепел от погребального костра, а сам Дона попросил за свои труды сосуд, в котором был кремирован Будда, и на его основе также создал свою ступу. Через 200 лет после смерти Будды, в 3-ем столетии до нашей эры, император Ашока приказал перераспределить останки по множеству ступ. Древнейшая из известных сохранившихся ступ Ашоки – как раз наша ступа Санчи

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Для интересующихся, подробнее о ступах: http://stupaman.org/asia-india.shtm Даже не знала, что есть поклонники ступ, создавшие о них целый сайт:)

Перед поездкой в Санчи я почитала об истории Индии соответствующего периода, и император Ашока произвел на меня неизгладимое впечатления. Поэтому уделю и ему полстранички.

Принц Ашока родился в гареме Биндусары, правителя индийской империи Маурьев. Мальчик имел низкий статус – его мать была бедной, а в гареме было множество сыновей от более знатных жен. Но ум, храбрость, энергия и талант к управлению в итоге сделали Ашоку наследником отца. Первым делом он занялся расширением империи. Убив сотни тысяч людей при завоевании Калинги (современная Орисса), в какой-то момент Ашока ужаснулся от содеянного. Чувствуя, что идет по нехорошему пути, он стал глубже обращаться в буддизм, который изучал с молодости в числе других религий и наук. Буддизм переменил жизнь молодого императора и жизнь всей империи.

Ашока решил править справедливо и всеми силами делать окружающий мир счастливее. Много внимания уделял строительству дорог, бесплатных гостиниц, иригационных систем, колодцев. Ашока навел порядок в медицине, организовал поставку медикаментов и открыл ветеринарные клиники. Принудительные работы, бесцельное выжигание лесов и бессмысленное истребление животных были запрещены. Также император создал институт правозащитников и внедрил инспекцию тюрем. Им был даже составлен список защищаемых животных: попугаи, дикие утки, летучие мыши, черепахи, рыбы, белки, лани, дикие и домашние голуби и все четвероногие твари, не годные для еды; кормящие козы, овцы и свиньи; детёныши, не достигшие шести месяцев. Сам Ашока забыл свое увлечение молодости – охоту, и предпочитал паломничество к святым местам, размышления ипутешествия по своей державе с целью инспектирования и контроля. Наибольшее внимание Ашока уделял исправлению нравов. Это было его конечной целью. Император Ашока сделал для распространения буддизма столько, сколько не сделал ни один правитель на земле.

Император призывал уважать любую религию и продвигал буддизм мягко. Не только в Индии, но и за ее пределами. Лишь в последние годы правления Ашоки случился перекос: он занялся более жестким внедрением буддизма, гонением представителей других религий и пожертвованием на буддизм колоссальных сокровищ из царской казны. В итоге он был практически отстранен от правления.

В лучшие годы Ашока возвел множество буддийских сооружений: ступ, храмов, монастырей и так называемых колонн Ашоки. Это колонны с выгравированным на них посланием людям – эдикты Ашоки. Они устанавливались по всей стране. Рядом обычно находился буддист, разъясняющий смысл текста людям. Это наиболее ранний сохранившийся в Индии памятник письменности и первое достоверное свидетельство существования буддизма.

…Вдоль дорог я посадил баньян, чтобы давал тень, и заложил манговые рощи. Через каждые восемь кроса устроил колодцы и гостиницы, и в разных местах водные резервуары для людей и зверей. Но это лишь малые достижения. Подобные блага творили и прежние цари. Я же сделал это для того, чтобы люди следовали дхарме…

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи.

Ашока возвел знаменитую ступу в 45-ти километрах от города Бхопала, столицы штата Мадхья-Прадеш, рядом с деревней Санчи. В ступе находились останки Будды, а рядом — монастырь и колонну с одним из наставлений императора.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

То, что мы видим сегодня, разительно отличается от первого варианта Ашоки. Его ступа была из кирпича и значительно меньше. Сейчас то древнее тоже есть, оно находится внутри. Увидеть нельзя, но, главное, знать, что оно там.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Позднее, во 2-1-м в. до н.э., ступа была увеличена и украшена. Было достроено ограждение, образующее между ступой и внешним миром дорожку для паломников. Появились четверо ворот, символизирующих 4 стороны света. Вокруг разместились новые ступы и монастыри.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

В 4-м веке, при правлении династии Гупта, вокруг ступы появились новые монастыри, храмы, колонны. До 12-го века святилище поддерживалось и реставрировалось, а с 14-го века оказалось абсолютно заброшенным. Брахманы, не любившие ни буддизм, запрещавший жертвоприношения, ни самого Ашоку, выпихнувшего их с главенствующих ролей, сделали все, чтобы его имя было забыто историей.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Во времена правления мусульман, памятники буддизма и индуизма активно уничтожались, изображения животных стирались. Но святилище смогло дожить до наших дней, хоть и пришло в упадок. Саму ступу пришлось серьезно реставрировать. Вокруг осталось больше каменных обломков, нежели строений. Давно уже исчез первый деревянный монастырь, в котором проводила время жена Ашоки, Деви. Именно сюда приезжал перед началом большого путешествия с целью распространения буддизма сын Ашоки, Махендра. Обойдя ступу, он отправился с миссией на Цейлон, откуда буддизм был после распространен на Яву, в Тайланд, Бирму, Суматру и другие страны.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Сегодня ступа выглядит очень симпатично. Она отреставрирована и покрыта песчаником. Часть скульптур, покрывающих самое красивое, что есть в этом комплексе – ворота – перенесены в музеи, но заменены на качественные копии. Ворот четверо. Они символизируют четыре стороны света. На них изображены сцены с Буддой, реальные и мифические животные, символы буддизма – колесо дхармы, дерево, слоны, омывающие мать Будды – символ его рождения, сцены с Ашокой. Такое плотное количество скульптуры размещалось ранее на деревянных воротах, и на каменных выглядит слегка массивно и рискованно. Тем не менее, ворота прожили более 2х тысяч лет. Эти скульптуры — одни из древнейших сохранившихся в Индии до наших дней — стали образцом для потомков. Например, стиль изображения пышногрудых женщин.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Подробные фото фрагментов скульптуры с описаниями можно посмотреть на сайте археологического сообщества Индии: http://asi.nic.in/asi_monu_whs_sanchi_images.asp#

Вокруг ступы разбит ухоженный парк. То тут то там виднеются остатки древних храмов, монастырей, колонн, просто каменных блоков.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Множество ступ выросло там, где раньше стояла одна.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Паломники со всего мира стремятся в Санчи, чтобы обойти ступу по кругу, по направлению движения солнца. 1 раз, 108 или даже несколько дней наматывать круги. Буддисты и индусы считают, что такой обход улучшает карму J Можно внести гармонию в свою жизнь, очистить себя от различных пороков и развить в себе добродетели. Разрушение ступы считается деянием, подобным одному из «пяти грехов незамедлительного воздаяния», а именно, пролитию крови Будды, и влечёт за собой неотвратимое перерождение в аду сразу после этой жизни. Поэтому, в основном ступы не разрушались, а перестраивались.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Что касается нашей троицы – меня, Анджула и Анджули, мы приехали в Санчи на такси из Бхопала. Бхопал – крупный город, столица штата, как ни как. Не думаю, что путешественникам стоит там задерживаться без необходимости. Это нам, дикарям, было в радость пройтись по цивилизованным магазинам, поесть в мак-даке и посетить пару моллов.

Мак-дак. Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

Кстати, в Бхопале есть неплохое место развлечений — открытый People’s mall – большой торговый молл+центр развлечений на открытом воздухе. Он находится рядом с университетом, студенты которого возвели в парке внушительные копии индийских памятников – Тадж-Махала, фортов, пещер и т.д. Есть кафешки, лавочки, даже аквапарк. Там любит гулять индийская молодежь и семьи с детьми.

People’s mall. Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

People’s mall. Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

Как туристы мы прокатились по городу, посмотрели на знаменитое озеро. Красиво, но ничего особенного. Выйти не смогли, так как парковка запрещена абсолютно везде. Проехали мимо множества мечетей, старых районов, современных моллов. В душу запал только длиннющий забор, каждый блок которого был украшен граффити. Очень качественным и смелым для Индии. Против курения, наркомании, проституции и т.д. В следующий раз найду и пофоткаю.

Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

Из Бхопала посещать Санчи удобнее всего. Туда регулярно ходят поезда, автобусы, то же такси. В зависимости от транспорта – не более 2-х часов пути точно, это если на самом захудалом. Вполне можно не останавливаться в Санчи на ночь, а посетить его одним днем.

Мы приехали рано утром, и с удовольствием погуляли до толпы и до жары. На осмотр и отдых в парке ушло часа 2-3. Оставалось только попить чаю в маленькой кафешке, покопаться в бессмысленных сувенирах, и можно было ехать. Только вот в музей мы не смогли попасть. Он не открылся, а нам еще предстоял 6-ти-часовой переезд домой, в Кхаджурахо.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Санчи - деревня в индийском штате Мадхья-Прадеш, где буддийское искусство сохранилось в выдающихся памятниках архитектуры - храмах, ступах, монастырях.

Санчи (ступа Санчи) и буддийское искусство

Санчи – деревня в индийском штате Мадхья-Прадеш, где что ни объект, то памятник раннебуддийской архитектуры. Но главной достопримечательностью является ступа Санчи , одна из самых ранних в истории – ее я обязательно включаю в . Ее возвели по приказу императора Ашоки в III в. до н. э. – как символ Колеса дхармы (учения об освобождении от перерождений). И с тех пор все последующие ступы стали «срисовывать» с нее.

Вообще, с XII по XIX век эта деревня представляла собой удручающее зрелище: утопала в песках и заросла кустарником. А ведь когда-то здесь располагался видный центр торговли – он стоял на караванном пути! Упоминания о «золотом веке» Санчи встречаются в летописях. Но с закатом буддизма пришла в запустение и эта местность.

Ее случайно обнаружил английский генерал Тейлор в 1818 году. Через 101 год достопримечательности Санчи внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.



Оттенки буддийского искусства

Современная культура – это многовековой симбиоз различных религий, культурных направлений и влияний со стороны союзных государств. Поэтому однозначно выделить какую-либо основополагающую часть её культуры довольно сложно. Они тесно переплелись и дополнили друг друга. Это касается и непосредственно искусства, которое развивалось и видоизменялось на протяжении всего периода существования . Этот процесс непрерывен и сейчас, в современном мире.

Искусство Индии тесно переплетается с её религиями, и в частности с буддизмом. В своё время именно буддизм сыграл главенствующую роль в становлении индийской культуры, а также различных сфер человеческой жизни. Поэтому эту религию можно считать одним из оснований, на которой возвышается искусство Индии.



Буддийская ступа Санчи, Индия

Буддийское искусство очень говорящее: нужно только уметь его «читать». В основе буддийского искусства Индии лежит тонкое сочетание природы и человека. Это просматривается в любой сфере искусства.



Особенно это хорошо заметно в архитектуре, где классические индийские постройки были похожи на природные сооружения. При этом природные формы индийских построек, заметно отличались от европейских, для которых были характерны прямолинейность и угловатость. Плавность форм, обилие красок и разнообразие исполнений – вот основные компоненты искусства Индии, которое было сформировано на протяжении многих веков под воздействием буддизма.



Буддийское искусство ступа Санчи, Индия

Неотъемлемой частью буддийского искусства Индии было изображение Будды. При этом особое внимание художниками и скульпторами уделялось расположению отдельных элементов той или иной композиции. Именно такой подход к созданию изображений позволял передать основной его смысл. Такая закодированная передача смысла изображения и являлась одной из отличительных особенностей буддийского искусства Индии.



Буддийская ступа и будда

Так, например, изображение Будды могло иметь несколько рук, либо определённый узор драгоценностей, которые позволяли посвящённым людям понять тот смысл, который вкладывал в него создатель. При этом, несмотря на обилие различной атрибутики на индийских изображениях, каждый элемент играл строго определённую роль и имел, как правило, двойной смысл. Такая двоякость позволяла одновременно создавать эстетически привлекательные произведения, которые были наполнены религиозным смыслом. Ведь именно религия является пронизывающей нитью каждого произведения индийского искусства.

Важные факты о Санчи

Во II веке строению изрядно досталось – ее практически стерли с лица земли гонители буддизма из династии Шунга. Но затем ступу восстановили, сделав вдвое больше, чем до этого – пристроили дарохранительницу с примечательными хармиками («зонтиками»), символами восхождения человека к небесам.



На исходе II века до н.э. индо-греческий посол Гелиодор возвел колонну в пяти милях от ступы Санчи. Ещё через несколько десятилетий появилось четверо каменных ворот, украшенных изысканной резьбой. Символы буддизма – колесо, дерево, лотос, – скульптуры якшинь (духов природы), слонов, птиц – удивительные изображения можно увидеть здесь! А львы, стоящие спиной друг к другу на южных воротах, и вовсе перекочевали на государственный герб Индии – его можно увидеть на рупийной купюре любого достоинства.



Буддийская ступа Санчи, Индия

Помимо Великой ступы в Санчи есть еще три сохранившихся и одна, от которой осталось лишь основание.



Буддийское искусство, ворота к ступе


Буддийская ступа Санчи, Индия

Интересны в своём исполнении ступы, которые представляли собой своеобразные колонны, имеющие специальные углубления для размещения в них статуй божеств. Украшались такие ступы, как художественными, так и архитектурными элементами.



Буддийское искусство Санчи, Индия


Парк вокруг ступы

Что же касается современного искусства Индии, то оно представлено большим разнообразием направлений, среди которых всё также актуальным остаётся и буддийское искусство. Однако всё сильнее заметно влияние западных культур, которые диктуют свои правила и нормы. Поэтому современное индийское искусство сочетает в себе всё больше западных мотивов, а не сугубо индийский. Тем не менее, на сегодняшний день остаётся ни мало людей искусства, которые продолжают старые традиции, для которых только буддийское искусство является истинным. Ведь именно оно лежало у истоков индийской культуры.

  • Ступа в Санчи
  • Ступа в Санчи

  • Ступа в Санчи
  • Ступа в Санчи

  • Ступа в Санчи
  • Ступа в Санчи

  • Первоначально здание главной ступы представляло собой полусферу, выстроенную из необожженного кирпича и окруженную деревянной оградой. В середине II в. до н. э. ступа была увеличена, полусферу увенчала дарохранительница с каменным шпилем и нанизанными на него тремя хармиками (зонтиками), которые символизировали ступени восхождения к вершине неба.

    Историческая справка

    При династии Сатаваханов (I в. до н. э.) для большой ступы были выстроены каменные ворота-торана, ориентированные по сторонам света «выходы во вселенную». Форма ворот также напоминает деревянную архитектуру: две мощные квадратные колонны перекрыты тремя каменными балками, завершающимися спиралями (подобно священным буддийским свиткам-сутрам). Капители колонн выполнены в виде фигур четырех слонов, львов или карликов-якш, поддерживающих поперечные балки. Вся поверхность ворот покрыта обильной каменной резьбой, промежутки между балками и навершие ворот заполнены скульптурой.

    Эти многочисленные изображения повествуют о жизни Будды после его появления на Земле и в прежних рождениях (джатаки), представляют сцены почитания буддийских святынь ступ, дерева Бодхи, Колеса дхармы и являют картину буддийского мира людей, животных и растений, радостно приветствующих явление Будды. Этот мир населен также персонажами добуддийских верований якшами, превращенными в ревностных почитателей буддизма. Сам Будда изображен в человеческом облике только в джатаках; как персонаж исторической биографии он представлен в символических образах (следы его ступней, лотос и т. п.). В сцене просветления под деревом Бодхи изображен лишь пустой трон. Ворота увенчаны символическим изображением «трех сокровищ» (триратна): лотос (Будда) увенчивает колесо (дхарма, буддийское учение), опирающееся на четырехступенчатую пирамиду (буддийская община).

    Архитектура

    Форма ступы строго подчинена канонам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика - надстройка с квадратным основанием в форме балкончика – она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба.

    Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх. Это монументальное сооружение явно возводилось на века.

    Вокруг ступы – массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде сделаны ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота в святилище входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы. Ворота ограды Большой ступы (они называются торана) – выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры.

    Рельефы ворот в Санчи являются свидетельством большого шага вперед, сделанного индийскими мастерами каменной скульптуры в I в. до н. э. и являются наиболее зрелым произведением искусства Индии той эпохи. Основные темы, изображенные на рельефах, – жизнь Будды в разных воплощениях. Здесь присутствуют много-численные символы буддизма – колесо, дерево, лотос. Ворота украшают скульптуры духов природы – якшинь, птиц и зверей – слонов, львов.

    Санчи - деревня в индийском штате Мадхья-Прадеш, в 46 км к северо-востоку от Бхопала, где сохранились сохранился целый комплекс строений и, по крайней мере, три ступы. Наибольшая среди них - Ступа I, или Большая ступа, перестраивалась несколько раз, и сохранившаяся часть датируется примерно I веком до н. э. При императоре Ашоке, буддизм в был признан государством религией. Ашока всячески способствовал распространению буддизма. Индо-персидские мотивы времени Ашоки вступили во взаимодействие с другими, и на протяжении следующего века они оформились в широко разработанную изобразительную систему, теперь уже в индийском стиле. К этому времени относится строительство множества ступ - буддийских святилищ, одним из трех главных типов буддийской архитектуры. В отличие от других двух - жилые помещения (вихара) и молитвенного зала (чайтья), - в которые можно было войти внутрь, ступа была цельной монолитной постройкой.

    Большая Ступа в Санчи расположена в нескольких километрах к северу от города Бхопал. Ступа в Санчи была воздвигнута по велению индийского правителя Ашоки Маурия в II веке до нашей эры на том месте, откуда, по преданию, его сын отправился на остров Ланку (ныне Шри Ланка) для распространения там буддизма. Ступа в Санчи - сооружение полусферической формы, лишенное внутреннего помещения. Она стоит на круглом цоколе диаметром в 31 метр с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же, как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. В ступе хранятся священные остатки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью.

    Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота - в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до нашего времени они не сохранились. Форма ступы строго подчинена канонам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика - надстройка с квадратным основанием в, форме балкончика - она символизирует священную гору Меру. Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба. Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной.

    Во II веке до нашей эры ступа была расширена вдвое против первоначального размера и окружена массивной каменной оградой-ведикой (символ охраны святыни - древа Бодхи), лишенной всяких украшений. Во второй половине I века до нашей эры были построены четверо ворот по четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде сделаны ворота, богато украшенные скульптурой. Каменная ограда вокруг ступы в Санчи, возведенная уже в 1 в. до н.э. по типу старинных деревянных сельских оград, также имела четверо традиционных ворот – торана, ориентированных по четырем направлениям света. Сначала были построены южные ворота, позднее северные, восточные и последними - западные. Они создавались с промежутками около десятилетия.

    Через ворота в святилище входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы. Ворота ограды Большой Ступы (они называются торана) - выдающееся произведение древнеиндийской архитектуры. В целом скульптурное оформление ворот можно подразделить на три основные группы.

    Первая - скульптура, являющаяся частью конструкции ворот. Это так называемые слоновые капители и рядом с ними - консоли в виде женских фигур. Капители, которые соединены с балками и квадратными колоннами внизу, окружены четырьмя полуфигурами слонов с восседающими на них фигурками мужчин и женщин. Эти прекрасные скульптурные группы, так называемые слоновые капители, создают переход от нижней к верхней части ворот и ко всей остальной, более мелкой скульптуре. Композиционное значение слоновых капителей в архитектонике тораны усилено крупными фигурами врикшак, занимающими на северных и восточных воротах наружный прямой угол между столбами.

    Вторая - круглая скульптура, венчающая ворота: символические фигуры, а также фигуры львов, всадников. Ворота увенчаны символическим изображением «трех сокровищ» (триратна): лотос (Будда) увенчивает колесо (дхарма, буддийское учение), опирающееся на четырехступенчатую пирамиду (буддийская община). По бокам Колеса Будды стоят Стражи стран света в виде мужских фигур с опахалами на плече и буддийские символы на лотосе. Здесь же фигурки якщей - низших божеств, олицетворяющих силы природы, - и крылатых львов. Все они завершают убранство ворот как декоративного целого.

    Квадратная нижняя часть ворот представляет собой колонны, обильно покрытые резьбой, - сюжеты из джатак, фигуры воинов и элементы современной светской архитектуры.
    Третья - более крупные рельефы, хорошо видные с земли, расположенные на столбах и в местах пересечения столбов и архитравов, а также миниатюрные рельефы, сплошной массой покрывающие балки архитравов. Эти многочисленные изображения повествуют о прежних воплощений Будды в виде змеи, птицы, животного и человека, постоянно жертвующих собой для других, представляют сцены почитания буддийских святынь - ступ, дерева Бодхи, колеса дхармы и являют картину буддийского мира - людей, животных и растений, радостно приветствующих явление Будды. Этот мир населен также персонажами добуддийских верований - якшами, превращенными в ревностных почитателей буддизма. Сам Будда изображен в человеческом облике только в джатаках. Сюда относятся фигуры львов, восседающих на волютах, и всадники, помещенные в тесных пространствах между вертикальными перемычками, соединяющими горизонтальные балки. На столбах вверху в более высоком рельефе изображены фантастические животные: слева - пара крылатых лошадей, а справа - крылатая антилопа.

    В сюжетах ворот Санчи тесно переплетаются буддийское вероучение и древнеиндийские народные мифологические сказания. Тораны святилища в Санчи составляют целый своеобразный сборник религиозно-символических, исторических и бытовых сцен и образов, народных преданий и легенд о Будде. Тораны в Санчи можно назвать буддийскими лишь формально, поскольку они связаны с объектом буддийского культа, ступой, а сюжеты рельефов описывают события из жизни Будды. Но встречаются изображения низших божеств и добуддийского происхождения, широко распространенных в древнейших народных верованиях.

    Заброшенные на протяжении столетий, памятники Санчи были вновь открыты и описаны англичанами в 1818 г. Сто лет спустя здесь открылся музей, а в 1989 г. местные достопримечательности были занесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Сейчас Санчи - небольшая деревня, а в своё время это был процветающий центр торговли, он располагался на караванном пути, а благодаря денежным взносам богатейших людей Индии стал известным и примечательным местом в регионе. Богатство некогда процветающего города описано во многих летописных источниках. Во времена заката буддизма деревушка быстро пришла в запустение, а уже к XII веку полностью утонула в песках и кустарниках. Она была обнаружена совершенно случайна британским генералом Тейлором в 1818 году.

    Деревня расположена в индийском штате Мадхья-Прадеш, в сорока шести километрах от Бхопала, и привлекает каждый год туристов благодаря отлично сохранившимся памятникам архитектуры раннего буддизма - храмы, монастыри и ступы.

    История создания ступы в Санчи

    Ступа - первая и древнейшая буддийская постройка, считавшаяся символом священной горы Меру. В III веке до нашей эры к власти пришёл царь Ашока, при его правлении буддизм стал главной религией. Именно отсюда его сын направился на Шри-Ланку, чтобы распространить учение Будды. Во время царствования Ашока было построено множество таких сооружений, более восьми тысяч. Первой из них считается Великая ступа, она является прообразом всех остальных святынь, на её фасаде изображены как индейцы, так и люди в греческих одеяниях. Задумана она была как иллюстрация к Колесу дхармы (индийскому учению об освобождении от перерождений).

    Изначально главная ступа строилась в форме полусферы из кирпича и была окружена оградой из дерева. Во II веке до нашей эры её увеличили, к ней пристроили дарохранительнице со шпилем из камня и тремя небольшими хармиками - небесную ось и три священных неба. Хармики, или так называемые зонтики, символизируют восхождение человека к небесам.

    Во время правления династии Сатаваханов деревянные ворота заменили каменными.


    Как выглядит ступа в Санчи

    Многочисленные изображения на ступе рассказывают о жизни основателя буддизма - Будде, его появление на земле, последующих перерождениях и прошлой жизни. Так же можно увидеть то, как выглядит мир людей, животных и растений. Будда изображён в облике человека лишь в джатаках, остальные рисунки представляют его символизирующие образы: лотос, следы, руки.

    Форма постройки имеет символическое значение, круглый цоколь диаметром в тридцать один метр, не включая террасу. Платформа строилась из кирпича и камня. Внутренние помещения не предусмотрены, но в каменной кладки заложены останки Будды.

    Вокруг сооружения установлена непримечательная ограда, сделанная из гладкого камня. А в направлении четырёх сторон света, установлены ворота. Они представляют собой две мощные и массивные квадратные колонны, перекрытием служат три балки, заканчивающиеся спиралями, что соответствует виду священных текстов. В основании колонн изображены фигуры слонов, а также львов и карликов-якш – это духи природы, защищающие Ступу, они как бы поддерживают нижнюю балку.

    • Самый удобный способ добраться до места - арендовать автомобиль или вызвать такси, данные услуги в Индии недорогие.
    • Поездом можно доехать из Бхопала, дорога займёт чуть меньше часа. Бронировать билет нет необходимости, нужно всего Санчилишь придти на станцию пораньше и приобрести общий билет, стоимость варьируется от 7 до 20 рупий. В день до едут шесть поездов, обратно четыре. Первый уходит от Бхопала в 8 часов, последний в 20:55. Если вы приехали на последнем поезде, обратно можно доехать только наавтобусе или такси, так как последний отходит в 19:10.
    • Ещё один местный поезд отправляется из Мумбаи. От станции ходят скорые поезда и экспрессы, но добраться до Санчи напрямую не получится, ближайшая остановка в небольшом городке Вишиша. Город находится всего в десяти километрах, поэтому до деревушки можно доехать на дневном автобусе или рикше.
    • Можно воспользоваться рейсовым автобусом, который ходит от Бхопала регулярно, цена билета составит 25 рупий, а дорога займёт примерно полтора часа.

    Цена билета

    Цена входного билета в комплекс для индейцев 10, иностранных граждан 250 рупий. Билет представляет собой открытку, на ней изображены самые интересные места, которые стоит обязательно посмотреть. Посещение музея обойдётся в 5 рупий, аренда автомобиля в Санчи - 10. Кассы находятся прямо у железнодорожной или автобусной станциях, поэтому купить билет не составит труда, если вы хотите приехать рано утром, заказать билет стоит накануне. К ступе ведёт тропинка и каменные ступеньки в конце улицы Моньюментс-роуд, улица начинается прямо у касс.

    • Комплекс открывается в 8 утра и работает до 17 вечера.
    • Отправляясь на экскурсии возьмите немного наличности, пункта обмена валют в Санчи нет, а ближайший банкомат находится в Видише.

    Наилучшее время для посещения

    • Если вы выбираете лучше время для экскурсии в Санчи, то самый подходящий период с сентября по март. В данное время погода стоит достаточно приятная для данного региона, не слишком жарко, что идеально для туриста.
    • Летом, а это с апреля по июнь температура достигает 45 градусов, и людям не привыкшим к такой жаре будет очень трудно.

    Ступа в Санчи - это великое достояние Индии, сооружение восхищающее своей архитектурой. Если вы приехали в эту страну и хотите познакомиться и прикоснуться к её истории, небольшая деревушка на северо-востоке гостеприимно откроет перед вами свои двери.

    Окунь