Император Цинь Шихуанди и его Терракотовое войско. Цинь Шихуанди — Первый император Китая С кем воевал цинь шихуанди

В те времена Китай был поделен на 7 самостоятельных царств. Местные царьки постоянно враждовали между собой, ослабляя и разоряя свои государства.

И вознамерился Ин Чжэн стать великим правителем. Собрал он огромное войско, и захватил все соседние земли. Царей убивал, столицы сравнивал с землей, и устанавливал везде свои порядки.

17 лет Ин Чжэн провел в войнах, тысячи людей положил в битвах, но добился объединения всего Китая под своей властью.

Большое дело! Великому правителю не гоже жить со старым детским именем, и взял он себе новое, подобающее его статусу имя Цинь Шихуанди, что значит «Первый император из династии Цинь»
В официальный язык был введен ряд новых терминов, отражавших величие правителя: отныне император стал называть себя Чжэн, что соответствует русскому «Мы», употреблявшемуся в императорских указах. Личные распоряжения императора назывались чжи, а его приказы по всей Поднебесной - чжао.

Поскольку Ин Чжэн являлся первым императором циньской династии, то он приказал называть себя Ши Хуанди - Первым высочайшим императором.

Цинь Шихуан - объединил Китай под своей властью в 221 до н. э., разделив страну на 36 провинций, управлявшихся чиновниками, назначаемыми императором.

Колоссальная кампания по объединению Поднебесной была завершена в 221 г.до н.э., после чего новый император провел ряд реформ для закрепления завоеванного. Во-первых, город Сиань назначил столицей всей своей империи. Ввел жесткие стандарты на все: деньги, меры веса и длины, письменность, строительство, даже ширину оси для телег, чтобы повозки беспрепятственно могли добраться из одного конца могучей империи в другой. За образец, естественно, были взяты стандарты царства Цинь. Вся предыдущая история была объявлена не актуальной. В 213 г. до н.э. древние летописи и книги всех побежденных царств были сожжены. Закопали живыми в землю более 460 ученых заподозренных в нелояльности к новому режиму.

Но не только мудрым был Цинь Шихуанди, но и чрезвычайно жестоким. За любое неповиновение новым законам - смерть. При этом простая смертная казнь была самым легким наказанием. Обычными были следующие виды смертной казни: выламывание рёбер, разрыв колесницами, варка в большом котле, разрубание пополам или на части, четвертование, обезглавливание и после казни выставление головы на шесте в людных местах. Особо опасные преступления карались казнью не только виновного, но и всех его родственников в трёх поколениях, а, учитывая, что семьи у китайцев были большие, эта мера часто касалась тысяч человек.

В это время на Китай с севера нападали дикие племена кочевников-гуннов. Они разоряли земли, а жителей уводили в плен.

Для обороны северных границ Империи Цинь Шихуанди начал объединение разрозненных оборонительных сооружений в единую - Великую Китайскую Стену, протянувшуюся почти на 4 тысячи километров. Строили ее в течении 10 лет из утрамбованной земли и каменных глыб более 2 миллионов человек (солдаты, рабы из военнопленных и преступников). Умерших от непосильного труда, по преданию, замуровывали в стену. Условия возведения: голая степь, периодические набеги племен и полуголодное существование. Наблюдателям-дозорным обрубали ноги, чтобы они не могли бежать с вышек при атаках кочевников. Великая стена унесла невиданное количество жертв, ныне современные китайцы говорят, что каждый камень в стене - это чья-то жизнь.

К моменту создания империи Цинь Шихуанди было сорок лет это немалый возраст для тех древних времен. Настало время заняться поисками бессмертия - беспокоили старые раны, сказывался возраст, а царствовать планировалось еще тысячу лет. В поисках чудесного эликсира он исследовал древние рукописи, допрашивал мудрецов, посылал экспедиции на больших кораблях в поисках волшебной травы, по преданиям даровавшей бессмертие.

В конце концов, Цинь Шихуанди издал указ о том, что император будет жить вечно. Поэтому и после его смерти его тело еще долго оставалось в тронном зале, и церемонии проводились так же, как если бы он был жив.

Смерть же императора оказалась какой-то несуразной. Как и всякий восточный правитель, Цинь Шихуанди имел гарем, и в нем было несколько тысяч наложниц. Одна из них и убила первого императора Китая, воткнув ему во время сна в ухо большую иглу. Это произошло в 210 году до н.э., когда Цинь Шихуанди было 48 лет.

Уже с момента восхождения на престол Цинь Шихуанди отдал приказ начинать строительство своей гробницы. И в 30 километрах от города Сианя, у горы Лишань за 38 лет 700 тысяч рабочих построили целый погребальный город - огромный подземный комплекс, спроектированный как зеркальное отражение столицы Циньской династии.

Мавзолей императора представлял собой дворец, обнесенный двумя стенами из сырцового кирпича. Внешняя протянулась на шесть с лишним километров, внутренняя - примерно в четыре километра длиной. За внутренней стеной располагается сам мавзолей: подземное сооружение прямоугольной формы длиной в полкилометра и шириной несколько меньше. К нему подходят несколько туннелей. Весь комплекс занимает площадь 60 кв. км.

Склеп заполнили перевезенные и опущенные туда копии дворцов, фигуры чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные ценности, несметные сокровища, в том числе и золотой трон первого императора.

На полу усыпальницы находилась громадная карта мира, с реками и океанами из ртути.

Для охраны императора и его богатств в 1,5 км к востоку от царской гробницы были захоронены терракотовые воины. Первоначально Цинь Шихуанди собирался закопать 4000 настоящих воинов, но такая попытка могла стоить жизни и ему самому, и его империи. И советникам таки удалось убедить императора создать глиняных, числом более 8000, а так же около 200 лошадей. Сбруя, оружие, детали вооружения этой загадочной армии были настоящими. Фигуры лепились с реальных воинов, для того чтобы после смерти души воинов могли переселиться в скульптуры и продолжить свою службу Императору.

Все войны были обращены лицами на восток. Именно там находились царства, разгромленные великим тираном. Статуи были выполнены с ювелирной точностью и удивительным старанием. Невозможно найти ни одного одинакового лица. Среди воинов не только китайцы, но и монголы, уйгуры, тибетцы и многие другие национальности. Единственное отступление от реальности скульпторы допустили в росте. Высота статуи 1,90-1,95 метра. Такими высокими солдаты Циня, конечно, не были. Вес воина – около 135 килограммов. Готовые изваяния обжигались мастерами в огромных печах при температуре 1 000 градусов. Затем лучшие художники раскрашивали их в естественные цвета в соответствии с табелью о рангах.

Солдат одет в короткий халат и нагрудный панцирь без украшений, его волосы стянуты узлом, на ногах обмотки и обувь с прямоугольным носком. На офицере нагрудные латы с украшениями, высокая шапка, на ногах сапоги. У генерала чешуйчатые латы с украшениями и шапка в виде двух птиц. Стрелки с луками и самострелами, в нагрудниках и коротких халатах. Все детали одежды или прически строго соответствуют моде того времени. Обувь, доспехи воспроизведены с поразительной точностью.

Чтобы установить эту армию, был выкопан котлован размером с футбольное поле, а когда армия заняла свои места, Сверху древние мастера положили цельные стволы деревьев, на них циновки, потом 30 см цемента и 3 м земли. Затем посеяли траву, и армия исчезла. Исчезла насовсем, о ней не узнал ни один летописец, ни один грабитель.

После смерти Цинь Шихуанди похоронили в золотом гробу и установили его посреди моря из ртути.

Мастера изготовили и зарядили самострелы, чтобы они стреляли в тех, кто попытается пробраться в усыпальницу. Наследник престола приказал похоронить заживо всех жен и 3 тыс. наложниц императора, тысячи его рабов, танцоров, музыкантов и акробатов, а так же 17 сыновей и некоторых министров.

Затем туда согнали 70 тысяч рабочих, которые оборудовали и сооружали склеп со своими семьями, слуг, которые знали о его местоположении. И тогда закрылись нефритовые двери... Вход замуровали, насыпали сверху холм высотой 120 метров, посадили на холме кусты и деревья, чтобы никто не догадался, как туда проникнуть.

Гробница императора Цинь Шихуанди неприкосновенна и поныне. Терракотовая армия верно служит своему Императору, ни грабители могил, ни археологи до сих пор не побеспокоили его.

Более 2000 лет никто во всем мире не знал, где находится могила императора и его войско, пока в 1974 году простой китайский крестьянин Янь Джи Ван и пять его друзей ни решили выкопать колодец. Воду они не нашли, зато обнаружили на глубине 5 метров статую древнего воина в полный рост. Это был главный боевой порядок Цинь Шихуанди - около 6 000 фигур. Янь Джи Ван в один момент превратился в миллионера. Теперь он пишет книги о своей находке и каждый день раздает автографы туристам.


Сегодня на месте исторической находки возник целый город. Над «армией» построена громадная крыша, как над большим вокзалом. Пока раскопаны далеко не все воины, ведь большинство статуй раздавлены когда-то рухнувшей крышей и грузом земли, их приходится восстанавливать по осколкам.

Три больших павильона скрывают от непогоды погребальную армию первого китайского императора. Три склепа общей площадью более 20 тыс. кв. метров

Раскопки длятся уже больше 25 лет, и конца им не видно. В 1980 г. ученые раскопали вторую колонну - около 2 000 статуй.

В 1994 г. был обнаружен подземный генштаб - собрание высших военачальников.

Однако, существует мнение, что найденная армия лишь одна из немногих, охраняющих некрополь Императора

Смысл изготовления такой армии, создать которую могли лишь тысячи скульпторов и десятки тысяч рабочих, заключался, по-видимому, в верованиях, которые заставляли древних царей от Северной Европы до Японии уводить за собой в загробную жизнь жен, рабынь и рабов, воинов и слуг. Но если вождь викингов или скифов ограничивался десятками жертв, которых убивали на его могиле, то смерть Цинь Шихуанди - Повелителя Вселенной, повлекла за собой гибель тысяч людей - всех, кто знал доступ к гробнице. Хотя к тому времени человеческие жертвоприношения в Китае уже не практиковались, в лучший мир с деспотом отправили всех, кому следовало обслуживать покойного.

Но как бы ни были впечатляющи находки в склепах воинов, число которых продолжает расти, основное внимание археологов обращено к усыпальнице императора.

Археологи начали закладывать разведочные шурфы, чтобы определить, что же находится под холмом и вокруг него. Эти работы ведутся осторожно и неспешно.

По сообщениям китайской печати, за десять последних лет в районе гробницы на площади более десяти квадратных километров пробурено более сорока тысяч шурфов и траншей. Но эта исследованная площадь представляет собой примерно шестую часть той, что занимала усыпальница и сопутствовавшие ей сооружения.

Когда закладывались шурфы с целью определить размеры и конфигурацию мавзолея, археологи дважды наталкивались на туннели, пробитые в древние времена грабителями. Оба туннеля утыкались в стену мавзолея, но не проникали сквозь нее. И хотя еще до сих пор не исследованы целиком западная и южная стены гробницы, по косвенным данным ученые все более убеждаются, что мавзолей императора не был разрушен и разграблен, как сообщали летописцы. Это позволяет надеяться, что внутри мавзолея все осталось таким или почти таким, как в день, когда закрылись нефритовые двери.

И еще одна любопытная деталь - в образцах почвы холма повышенное содержание ртути. Естественным путем туда попасть она не могла, следовательно, сообщения историка Сыма Цяня о том, что на полу усыпальницы находилась громадная карта мира, с реками и океанами из ртути, соответствуют действительности.

Пока было обнаружено в 1.5 км на восток от гробницы только три склепа, содержащие тысячи терракотовых фигурок (известных как бин ма юн) и два набора огромных бронзовых колесниц и лошадей на западе от мавзолея.

Многие века грабители пытались найти сокровища в императорских гробницах. Некоторым эти попытки стоили жизни. Удивительно, но глиняные солдаты, как могли, охраняли дух своего повелителя. Рассказывают, что среди раскопанных статуй был найден ни один человеческий скелет.

Сегодня даже глина, из которой сделаны стены, стала золотой. Один глиняный кирпич эпохи Цинь Шихуанди стоит десятки тысяч долларов. Обладатель всего одного кирпича может обменять его, скажем, на приличный особняк в окрестностях Пекина.

Глядя в пустые глиняные глаза, охватывает невольный трепет. Что-то есть там, внутри. Может и правда, души воинов после своей земной жизни заселили приготовленные для них оболочки, и теперь вынуждены томиться в терракотовых телах вечно, защищать своего царя, несмотря на прошедшие тысячелетия.

Введение …………………………………………… 2

1. Империя Цинь …………………………………… 4

2. Цинь Шихуанди ………………………………… 8

3. Умиротворил Поднебесную …………………… 14

Заключение ………………………………………… 21

Список литературы ………………………………… 23

Введение

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все, катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц­зы.

Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство из­готовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает не­обычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.

Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м - 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и от­важивались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китай­ской культуры: высокий уровень строительного искусства, тради­ционность построек и религиозных обрядов, культ предков, раци­оналистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.

В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие само­бытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской циви­лизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название наро­ду, создавшему величайшую цивилизацию древности.

Название «ханьцы», или «ханьжень» (так называют себя ки­тайцы) происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности - Хань (202 г. до н.э.). А к названию ее предшественницы - Цинь восходят европейские названия Ки­тая со времен античности: лат.- sinae, фр.- chine, англ.- china.

Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый социальный и полиэтнический комплекс с прису­щими всем древним обществам закономерностями и узловыми ве­хами во взаимодействии различных этносов и укладов:

II-I тыс. до н.э.- возникновение государства, период Шан (Инь);

XI-VIII вв. до н.э.- государство Чжоу (Западное Чжоу);

VIII-VI вв. до н.э.- период «многоцарствия» (Лего);

V-III вв. до н.э.- эпоха «воюющих царств» (Чжань Го);

III в. до н.э-II в. н.э. - империи Цинь и Хань;

III-VI вв. н.э.- период «трехцарствия».

Империя Цинь

С середины IV в. до н. э. среди сильнейших царств резко вырывается вперед окраинное северо-западное царство Цинь. Расположенное в плодородном бассейне р. Вэйхэ, оно отличалось богатством и разнообразием природных ресурсов и выгодным географическим положением. Будучи защищенным естественными рубежами - р. Хуанхэ и горными хребтами - от вторжения соседних царств с востока, Цинь вместе с тем занимало удобную стратегическую позицию для наступления как на царства среднего течения Хуанхэ, так и на пограничные племена. Торговля с северными племенами - посредниками в торговле древнекитайских царств со странами Центральной и Средней Азии - являлась важным источником обогащения царства Цинь. Стремительно развиваются товарно-денежные отношения. Распространяется монетная форма денег. Формируется новый социальный слой «торговых людей» (шанжэнь), у которых преимущественно и скапливаются свободные денежные средства. Появляются торгово-ремесленные города с полумиллионным населением. Несмотря на трудности внутренней и внешней торговли, связанные с таможенной политикой царств, товарный рынок сильно вырос повсюду. Развивающаяся торговля требовала разработки устойчивого денежного эквивалента. Постепенно монеты становились менее громоздкими и приобрели нарицательную стоимость. По археологическим данным известно 96 мест отливки монет. Имело хождение несколько видов монет: бронзовые в форме наконечника мотыги (в царстве Цзинь, в 403 г. до х.э. распалось на царства Вэй, Чжао и Хань), в форме ножа (в царствах Янь и Ци), в виде бронзовых каури (в царстве Чу), круглые с квадратным отверстием посредине (в царстве Цинь); золотые квадратные и круглые с клеймом столицы Чу; лопатовидные серебряные деньги царства Чжэн.

Раскопки последних лет на месте расположения первой долговременной циньской столицы Юнчэн (в Шэньси), просуществовавшей с 771 до 382 г. до н. э., показали высокий уровень развития материальной культуры царства Цинь: найденные здесь железные изделия конца VI в. до н. э. являются самыми ранними из всех найденных на территории Китая и заставляют отнести царство Цинь к одному из ранних (если не самому раннему) центров металлургии железа в древнем Китае. Раскопки выявили окруженный мощными стенами и рвом город с регулярной планировкой, почти квадратный в плане, занимающий площадь 11 кв. км, с дворцовыми и храмовыми комплексами и обширной базарной площадью. Рядом с городом были найдены погребения, среди которых огромная могила циньского правителя Цзин-гуна (577-537), достигающая 24 м глубины, - одна из самых крупных древних могил Китая. До V в. до н. э. Цинь не принимало активного участия в междоусобной борьбе царств и считалось сравнительно слабым среди «семи сильнейших». Причиной его усиления были проведенные Шан Яном политико-административные, финансово-экономические и военные мероприятия, о которых упоминалось выше. Законы Шан Яна ограждали интересы выделившихся из общины зажиточных хозяйств. При нем могущество потомственных знатных родов было подорвано единообразным административным делением государства. Мелкие территориальные единицы - пяти- и десятидворки - были связаны круговой порукой; в случае провинности одного лица все члены взаимоответственной группы дворов становились государственными рабами - тем самым был расширен контингент лиц, порабощаемых государством по уголовному закону. Вместо налога с урожая Шан Ян ввел налог с площади обрабатываемой земли, переложив все убытки от стихийных бедствий с казны на плечи земледельца. Шан Ян опирался на новую знать, не связанную с родовитым происхождением, и на зажиточные слои общины, для которых открылись возможности приобретения полей и рабов. Рабы покупались и продавались на городских рынках. В рабов обращали военнопленных. Рабы приобретались разбойным захватом. Уже упоминалось, что были и рабы, проданные или сами продавшиеся за долги, хотя эта форма частного рабства относилась к числу предосудительных. Государство Цинь и само становилось крупным собственником земли и рабовладельцем. Основное внимание правительство Шан Яна уделяло повышению продуктивности сельскохозяйственного производства и развитию военного дела. Разрешение свободной распашки пустошей с освобождением трех поколений заимщиков от налогового гнета привлекло в Цинь потоки переселенцев из соседних царств - резерв будущих призывников. Правом изготовления вооружения пользовалось только государство. Военные - обладатели чиновничьих рангов - составляли самый привилегированный слой циньского общества. Шан Ян был убежденным сторонником всенаправляющей силы юридического закона, одним из основоположников школы фацзя. При этом проблема взаимоотношения права и власти решалась им в пользу самодержавной формы правления. «Как на небе не может быть двух солнц, так и у народа не может быть двух правителей», - заявлял Шан Ян, обращаясь в данном случае к авторитету Конфуция.

Мероприятия, проведенные Шан Яном, придавали царству Цинь черты централизованного военно-бюрократического государства. Старая потомственная знать была лишена всех привилегий и отторгнута от кормила правления. Это вызвало ее возмущение, и после смерти правителя Шан Ян был казнен. Однако его реформы остались в силе. После проведения реформ Шан Яна, в том числе важнейшей из них - военной, заменившей бронзовое оружие железным, а колесницы - маневренной конницей, царство Цинь, превратившееся по типу государственного строя в военно-бюрократическую монархию, становится наисильнейшим в древнем Китае и сразу же вступает на путь агрессии. Одной из первых была захвачена область Шу-Ба в Сычуани с ее плодородными землями и горными богатствами (в первую очередь - железо); эта область была яблоком раздора между Цинь и Чу.

После осуществления здесь крупных оросительных работ Цинь обеспечило себе добавочный, очень важный источник сельскохозяйственной продукции. Приобретение богатств Сычуани облегчило Цинь дальнейшую экспансию. В конце IV в. циньцы захватили верхнее течение р. Ханьшуй (юг Шэньси) и запад Хэнани, вплотную столкнувшись с царствами Чу, Вэй и Хань. Напрасно центральные царства заключали против циньских царей союзы; они постепенно теряли свои территории; наконец, путем подкупа, обмана и интриг циньцам удалось развалить противостоявшую им коалицию и в 278 г. до н. э. захватить столицу Чу - г. Ин. Но оно и после потери древней столицы оставалось сильнейшим соперником Цинь. Вскоре последовала кровопролитнейшая война Цинь с Чжао, стоившая сотни тысяч убитых. Хотя Цинь и очень расширило свои владения за счет других царств, они еще оставались достаточно сильны. В 241 г. до н. э. царства Вэй, Хань, Чжао и Чу заключили против Цинь новый военный союз, но и их соединенные войска также потерпели поражение. Кроме них циньцам противостояли еще Янь и Ци - т.е. всего шесть царств, все прочие уже погибли в ходе междоусобных войн. В 238 г. до н. э. на циньский престол взошел энергичный молодой правитель Ин Чжэн, и ему удалось разбить всех своих противников поодиночке, захватывая одну территорию за другой в течение семнадцатилетних непрерывных войн. Каждую захваченную столицу он приказывал сровнять с землей. В 221 г. Цинь завоевало последнее самостоятельное царство - Ци на Шаньдунском полуострове. После этого Ин Чжэн принял совершенно новый титул высшей верховной власти - хуанди («император»). Первый император древнего Китая вошел в историю как Цинь Шихуанди - «Первый император Цинь». Столица царства Цинь, г. Сяньян на р. Вэйхэ (совр. Сиань), была объявлена столицей империи.

Цинь Шихуанди

Один из величайших деспотов в мировой истории Цинь Шихуанди, носивший первоначально имя Ин Чжэн, родился в 259 году до н.э. В 246 году ещё мальчиком он вступает на престол царства Цинь, одного из семи без конца воюющих между собой царств, на которые тогда был разделён Китай. К этому времени царство Цинь значительно усилилось, и прежде всего благодаря принятию в качестве государственной доктрины легизма, учения, которое называют законченной теорией восточного деспотизма. Кстати, хочу заметить, “библия легизма” - “Книга правителя области Шан” - была настольной книгой Мао Цзэдуна.

Ин Чжэн, вступив на престол, сначала находился под опекой регента, но потом взял всю полноту власти в свои руки и показал себя достойным последователем учения легизма. Он завоёвывал остальные шесть китайских царств одно за другим, и в 221 году до н.э. после беспрерывных семнадцатилетних войн, в которых погибли сотни тысяч человек, стал правителем объединённого Китая. Тогда же он принял имя Цинь Шихуанди, что значит “первый император из династии Цинь”.

Еще в 241 г. царства Вэй, Хань, Чжао и Чу заключили военный союз против царства Цинь. В течение нескольких лет Ин Чжэн успешно противостоял агрессии союзников, а вскоре и сам перешел в наступление. В 230 г. он подчинил царство Хань, в 228 г. - царство Чжао, в 225 г. - царство Вэй, в 222 г. - царства Чу и Янь, в 221 г. - царство Ци на Шаньдунском полуострове. В результате непрерывных войн была создана огромная по территории Китайская империя. Ин Чжэн отказался от прежнего титула Тянь-цзы («Сын неба») и принял новый - Цинь Шихуанди («Первый император Цинь»), ставший заодно и его новым именем, под которым он вошел в историю.

Сделав короткую передышку, Цинь Шихуанди продолжил завоевательные войны. На юге ему удалось подчинить так называемые царства Юэ, расположенные в лесных районах вплоть до Южно-Китайского моря, включая и нынешний Северный Вьетнам. На севере император оттеснил за реку Хуанхэ кочевников-сюннов. Для того чтобы прекратить их набеги на территорию Китая, Цинь Шихуанди велел приступить к строительству грандиозного оборонительного сооружения - Великой китайской стены.

На строительство стены первоначально было послано 300 тыс. человек из армии, но этого оказалось мало. Тогда император отправил им на подмогу еще 2 млн. человек из числа военнопленных и преступников. Сопротивление центральной власти подавлялось крайне жестоко, с применением самых страшных видов смертной казни. Если человек нарушал закон, то наказанию подвергалась и вся его семья: родственников осужденного превращали в государственных рабов, которых использовали на тяжелых строительных работах. Многие работники погибли от невыносимых условий труда, их трупы хоронили здесь же в земляной насыпи у стены. На возведение стены потребовалось более 10 лет. Великая китайская стена протянулась почти на 4 тыс. км. На всем ее протяжении через каждые 60-100 м были построены сторожевые башни. Высота стены достигала 10 метров, ее ширина была такова, что по ней свободно могло проехать рядом 5-6 всадников. В нескольких местах были устроены ворота, которые хорошо охранялись; они превратились в пункты торговли с кочевниками. Сооружение стены потребовало от китайского народа неимоверного напряжения сил и больших людских потерь.

В связи с новым территориально-административным делением Цинь Шихуанди ввел новое законодательство, единую систему чиновничества, а также инспекторский надзор, державший под контролем деятельность всего управленческого аппарата и подчиненный лично императору.
В новой табели о рангах критерием знатности стали богатство и личные заслуги перед императором. Особым указом Цинь Ши хуанди велел изъять у населения все бронзовое оружие. Обзаводиться железным оружием запрещалось под страхом смерти.

Цинь Шихуанди был инициатором широкой строительной деятельности. По всем городам империи сооружались храмы и дворцы. Дворцы циньских и ханьских правителей, возведенные на плат­формах и окруженные садами из деревьев редких пород, поражали своей многоцветностью и роскошью отделки. Для их строитель­ства использовали породы ценного дерева. О конструкции и раз­мерах домов городской знати и дозорных башен можно судить по глиняным моделям, обнаруженным в погребениях. Встречаются многоярусные стройные башни, двух- и трехэтажные дома с кры­тыми воротами и угловыми башенками. Широкие четырехскатные крыши домов обычно были прямыми, но к концу периода Хань их тяжелые концы стали слегка приподниматься по углам кверху, что придало им легкость и изящество, делая похожими на крылья ле­тящей птицы.

Однако особое внимание император уделял своей столице - Сяньяну. Для украшения Сяньяна он не жалел никаких средств. Город раскинулся по обоим берегам реки Вэйхэ, через которую был перекинут крытый мост. На левом берегу был расположен собственно город с многочисленными улицами, аллеями, парками и великолепными дворцами императора и высшей знати. На правом берегу Вэйхэ раскинулся обширный императорский парк. В центре этого парка был построен дворец, превосходивший своей роскошью все, что было создано ранее. Например, в тронном зале дворца могло вместиться 10 тыс. человек.
Цинь Ши хуанди распорядился уничтожить все книги исторического и философского содержания, были оставлены только трактаты по агрономии, математике и другим практическим знаниям. Император запретил все частные школы, оставив лишь государственные учебные заведения, в которых преподавание велось под пристальным наблюдением специальных инспекторов. Цинь Шихуанди преследовал конфуцианство; тысячи последователей великого Конфуция были зарыты живьем в землю или отправлены на строительство Великой китайской стены.

По примеру Шан Яна Цинь Шихуанди ввел карательную систему, предусматривавшую как массовый вид наказания порабощение государством всех членов семьи преступника в трех поколениях, а также семей, связанных между собой системой взаимной ответственности, круг которой расширился настолько, что каре одновременно подвергались целые группы сел. Преступления, которые представлялись властям особо тяжелыми, карались казнью не только виновного, но и всех его родственников в трех поколениях.

Для введения новых порядков применялись самые крутые меры. В стране царил террор, всех, кто высказывал недовольство, казнили со всем родом, по закону круговой поруки «соучастников» обращали в рабство. За счет порабощения массы военнопленных и осужденных судами число государственных рабов в империи оказалось огромным. Их труд широко применялся в многоотраслевом царско-государственном хозяйстве. «Цинь учредила рынки рабов и рабынь, где их содержали в загонах вместе со скотом; управляя подданными, всецело распоряжалась их жизнью», - сообщают древнекитайские авторы, усматривая в этом обстоятельстве, а также в узаконении собственности на землю чуть ли не главную причину быстрого падения династии Цинь. Колоссальных затрат и огромных человеческих жертв требовали непрекращавшиеся далекие походы, строительство Великой стены, ирригационных сооружений, дорог по всей империи, широкое градостроительство, возведение многочисленных дворцов и храмов, наконец, сооружение грандиозной гробницы для Цинь Шихуанди - недавние раскопки вскрыли огромные масштабы этого подземного мавзолея. Государственных рабов гнали на работы сотнями тысяч, но их не хватало, несмотря на постоянный приток. Тяжелейшие трудовые повинности легли на плечи основной массы «черноголовых». В 216 г. Цинь Шихуанди издал приказ, повелевавший «черноголовым» срочно доложить о наличной земельной собственности, и ввел исключительно тяжелый поземельный налог, достигавший 2/3 дохода земледельцев. Это вызвало волну протеста. В некоторых районах Китая вспыхнули восстания, которые были подавлены силами армии с особой жестокостью: обычно вырезалось все население мятежного округа. Многие представители аристократии также были недовольны жестоким правлением Цинь Шихуанди и неоднократно предпринимали покушения на него. Но все их попытки заканчивались неудачей. Непосильное угнетение народа в правление Цинь Шихуанди привело к восстаниям, которые после его смерти в 210 году до н. э. переросли в народную войну. Первая повстанческая волна подняла самый обездоленный люд, выдвинув вождей наиболее низкого общественного статуса, таких, как порабощенный бедняк Чэнь Шэн и бездомный батрак У Гуан. Силами имперских войск она была быстро подавлена. Но тотчас же поднялось широкое антициньское движение, в котором участвовали все слои населения империи - от самых низов до аристократических верхов. Наиболее удачливый из вождей повстанцев, родом из бывшего царства Чу, выходец из среды рядовых общинников Лю Бан сумел сплотить силы народного движения и привлечь на свою сторону опытных в военном деле врагов Цинь из числа потомственной аристократии. В 206 г. до н. э. династия Цинь пала, после чего началась борьба за власть повстанческих вождей. Победителем оказался Лю Бан. В 202 г. до н. э. Лю Бан был провозглашен императором и стал основателем новой династии - Хань. Она разделяется на два периода правления: Старшей (или Ранней) Хань (202 г. до н. э.- 8 г. н. э.) и Младшей (или Поздней) Хань (25-220). Столицей империи Лю Бан объявил г. Чанъань (рядом с бывшей циньской столицей).

Цинь Шихуанди, как описывают позднейшие историки, был одержим идеей личного бессмертия. В поисках чудесного эликсира он исследовал древние рукописи, допрашивал мудрецов, посылал экспедиции на больших кораблях в поисках чудесных островов, где все вечно молоды. В конце концов он издал указ о том, что император будет жить вечно. Поэтому и после его смерти его тело еще долго оставалось в тронном зале и церемонии проводились так же, как если бы он был жив.

Умиротворил Поднебесную

Жители шести восточных царств стали подданными Цинь. Для них это означало не просто смену властелина, но и во многом перемену всего образа их жизни. Основной идеологией в Цинь, в отличие от других царств, где распространилось конфуцианство, было учение фацзя, или легизм. Вопреки взглядам конфуцианцев легисты считали, что процветание государства зависит не от добродетелей государя, а от строгого и неуклонного исполнения законов. Политическая деятельность Шихуанди и его сановников основывалась только на логике закона. В связи с этим всякое отступление от закона по мотивам доброты или гуманности вчиталось недозволенной слабостью. Суровая справедливость отождествлялась с волей Неба, и служение ей, по понятиям Шихуанди, составляло главную добродетель государя. Он имел железную волю и не терпел никакого сопротивления. Вскоре все население Поднебесной почувствовало жесткую руку нового императора. Сыма Цянь так характеризует порядки, установившиеся в империи Цинь: «Преобладали твердость, решительность и крайняя суровость, все дела решались на основании законов; считалось, что только жестокость и угнетение без проявления человеколюбия, милосердия, доброты и справедливости могут соответствовать пяти добродетельным силам. До крайности усердствовали в применении законов и долго никого не миловали».

Своей внутренней организацией Цинь также не походила ни на одно из Чжоуских царств. Вместо иерархии феодальных владетелей здесь строго проводилась в жизнь идея централизации. Вскоре после присоединения Ци встал вопрос о том, как быть с завоеванными царствами. Некоторые сановники советовали Шихуанди отправить туда правителями своих сыновей. Однако глава судебного приказа Ли Сы не согласился с таким решением и, ссылаясь на печальный пример династии Чжоу, заявил: «Чжоуские Вэнь-ван и У-ван жаловали владения во множестве сыновьям, младшим братьям и членам своей фамилии, но впоследствии их потомки стали отчужденными и сражались друг с другом как заклятые враги, владетельные князья все чаще нападали и убивали друг друга, а Чжоуский Сын Нёба не был в состоянии прекратить эти междоусобицы. Ныне, благодаря вашим необыкновенным дарованиям, вся земля среди морей объединена в одно целое и разделена на области и уезды. Если теперь всех сыновей ваших и заслуженных чиновников щедро одарить доходами от поступающих податей, то этого будет вполне достаточно, и Поднебесной станет легче управлять. Отсутствие различных мнений о Поднебесной - вот средство к установлению спокойствия и мира. Если же снова поставить в княжествах владетельных князей, будет плохо». Шихуанди последовал этому совету. Он разделил империю на 36 областей, в каждой области поставил начальника - шоу, воеводу - вэя и инспектора - цзяня. Области делились на уезды, уезды - на районы, а районы - на волости. Для прекращения распрей, междоусобий и мятежей всему гражданскому населению было предписано сдать оружие. (В Сяньяне из него выплавили колокола, а также 12 металлических статуй, весом в 1000 дань каждая (около 30 т).) Для пресечения всякого сепаратизма 120 тысяч представителей знати бывших княжеств были насильно переселены в столицу Цинь Саньян. Огромная регулярная армия Цинь Шихуанди была вооружена железным оружием, усилена кавалерией. Во всех завоеванных царствах Шихуанди велел разрушить городские стены, срыть оборонительные дамбы на реках и устранить все препятствия и преграды для свободного передвижения. Повсюду развернулось строительство новых дорог, которые необходимы были для налаживания быстрого сообщения между различными частями империи. В 212 г. до н. э. началось сооружение стратегической дороги длиной 1800 ли (около 900 км), которая должна была соединить Цзююань и Юньян. Под властью империи Цинь оказалась огромная территория, охватывавшая разные по этническому составу, хозяйственным занятиям и уровню общественного развития регионы, что не могло не сказаться на результатах крутых мероприятий Цинь Шихуанди, не учитывавших эти различия, и на самой судьбе его династии.

Цинь Шихуанди распространил на всю страну установления Шан Яна, создав сильную централизованную военно-бюрократическую империю во главе с единовластным монархом. Завоеватели-циньцы занимали в ней привилегированное положение, им принадлежали все руководящие чиновничьи должности в государстве. Законы царства Цинь были дополнены жестокими уголовными статьями. Унификация мер и весов, а также монетная реформа, изъявшая все средства обращения, кроме циньских бронзовых денег, привели к быстрому росту товарно-денежных отношений. Император ввел единую систему законов и измерений, мер веса, емкости и длины. Для всех повозок была остановлена единая длина оси, а в письме введено единое начертание иероглифов.

В то же время, умиротворив Поднебесную, Шихуанди развернул наступление на окрестных варваров. В 215 г. до н. э. он послал 300-тысячную армию на север против племени Ху и захватил земли Хэнани (северную излучину Хуанхэ в нынешнем Автономном районе Внутренняя Монголия). (Сыма Цянь пишет, что этот грандиозный поход был предпринят из-за того, что Шихуанди стало известно древнее пророчество о том, что «Цинь погубят хусцы».) Одновременно шла усиленная колонизация южных районов, заселенных варварскими племенами Юэ. Здесь были образованы четыре новые области, куда Шихуанди велел ссылать всякого рода правонарушителей и преступников, а также людей, бежавших от наказаний, укрывавшихся от уплаты повинностей, или отданных за долги в чужие дома. На северо-востоке император начал борьбу с воинственными Сюну (гуннами). От Юйчжуна вдоль реки Хуанхэ и на восток вплоть до гор Иньшань он учредил 34 новых уезда и велел построить стену вдоль Хуанхэ в качестве заслона от кочевников. Насильно переселяя и ссылая, он заполнил населением вновь образованные уезды.

Жестокие порядки, установившиеся в Циньской империи, встретили порицание со стороны конфуцианцев. Поскольку примеры для своих проповедей те прежде всего искали в прошлом и потому старались идеализировать старину, Шихуанди в 213 г. до н. э. издал указ о сожжении всех старинных хроник за исключением циньских анналов. Всем частным лицам было приказано сдать и уничтожить хранившиеся у них списки Ши цзин и Шу цзин, а также сочинения школ нелегистского толка (прежде всего конфуцианцев). Было приказано подвергать публичной казни всех тех, кто на примерах древности осмелится порицать современность. Всех у кого обнаруживали запрещенные книги, предписывалось отправлять на принудительные работы - на строительство Великой стены. На основании этого указа только в столице были казнены 460 видных конфуцианцев. Еще большее их число было сослано на каторжные работы. Располагая благодаря жестокому законодательству большим количеством каторжников, Ши-хуанди развернул широкомасштабное строительство. Помимо значительной части Великой китайской стены и новых дорог в его царствование было построено множество дворцов. Символизировать мощь империи Цинь должен был новый императорский дворец Эпан, сооружение которого началось неподалеку от Сяньяна. Предполагалось, что он будет иметь размеры 170 на 800 м и превзойдет величиной все остальные сооружения в Поднебесной. На эту грандиозную стройку было пригнано, по словам Сыма Цяня, более 700 тысяч преступников, осужденных на кастрацию и каторжные работы. Помимо Эпана в окрестностях Сяньяна было построено 270 небольших дворцов. Все комнаты в них были украшены занавесками и пологами, и всюду жили красивые наложницы. Никто, кроме ближайших к императору людей, не знал, в каком из дворцов находится в данный момент Шихуанди. Вообще, все, касающееся частной жизни императора, хранилось в строгой тайне. Он очень не любил болтунов и сурово карал любого, заподозренного в этой слабости. Сыма Цянь пишет, что как-то Шихуанди находился во дворце Лян Шань и с горы увидел, что его первого советника сопровождает множество колесниц и всадников. Это ему не понравилось. Кто-то из свиты поведал о недовольстве императора первому советнику, и тот сократил число сопровождающих. Шихуанди разгневался и сказал: «Кто-то из окружающих разгласил мои слова!» Устроили допрос, но никто не признался. Тогда император приказал казнить всех, кто находился в тот момент около него.)

Впрочем, несмотря на все вышесказанное, нельзя рисовать правление Шихуанди только черными красками. Он много сделал для развития земледелия, так как понимал, что богатое, лояльное к власти крестьянство - главный залог процветания его империи. Современники пишут, что все свое время без остатка Шихуанди посвящал делам. Он объехал всю империю вдоль и поперек и вникал буквально во все мелочи управления. (Как говорилось в одной из официальных надписей, «Наш властитель-император одновременно решает тысячи дел, поэтому далекое и близкое - все становится до конца ясным».) Каждый день он отвешивал на весах 1 дань поступивших к нему донесений (то есть около 30 кг бамбуковых дощечек) и не позволял себе отдыхать, пока не просматривал их все и не отдавал соответствующих распоряжений.

Но как это обычно бывает, положительную сторону проведенных им глубоких преобразований население страны сумело оценить гораздо позже, в то время как отрицательная сразу бросалась в глаза. В воспоминаниях потомков первый император династии Цинь остался прежде всего как жестокий и самовлюбленный деспот, безжалостно угнетавший свой народ. Действительно, надписи Шихуанди свидетельствуют о том, что он имел колоссальное самомнение и в какой-то мере считал себя даже причастным божественным силам. (Например, в надписи на горе Гуйцзи, кроме всего прочего, говорилось: «Император распутывает законы, присущие всему сущему, проверяет и испытывает суть всех дел. Исправляя ошибки людей, он осуществляет справедливость. Потомки с почтением воспримут его законы, неизменное управление будет вечным, и ничто - не колесницы, ни лодки - не опрокинется».) Официально провозглашалось, что миропорядок, установленный Шихуанди, просуществует «десять тысяч поколений». Казалось вполне естественным, что «вечная империя» должна иметь и вечного властелина. Император израсходовал огромные средства на поиски снадобья, дарующего бессмертие, но так и не смог его найти. Видимо, сама мысль о том, что, несмотря на все свое величие и безграничное могущество, он также подвластен смерти, как и последний из его подданных, была оскорбительна для него. Сыма Цянь пишет, что Шихуанди не переносил разговоров о смерти, и никто из приближенных не смел даже затрагивать эту тему. Поэтому в 210 г. до н. э., когда Шихуанди тяжело заболел во время объезда восточных, приморских, областей, никаких приготовлений к похоронам не делалось. Он сам, осознав наконец, что дни его сочтены, послал старшему сыну Фу Су короткую записку следующего содержания: «Встречай траурную колесницу в Сяньяне и похорони меня». Это было его последнее повеление. Шихуанди умер, при ближенные, опасаясь волнений, скрыли его смерть. Только после того, как его тело прибыло в столицу, был объявлен официальный траур. Еще задолго до своей кончины Шихуанди стал сооружать в горе Ли Шань огромный склеп. Сыма Цянь пишет: «Склеп наполнили привезенные и спущенные туда копии дворцов, фигуры чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные драгоценности. Мастерам приказали сделать луки-самострелы, чтобы, установленные там, они стреляли в тех, кто попытается прорыть ход и пробраться в усыпальницу. Из ртути сделали большие и малые реки и моря, причем ртуть самопроизвольно переливалась в них. На потолке изобразили картину неба, на полу - очертания земли. Светильники наполнили жиром жэнь-юев в расчете, что огонь долго не потухнет. Во время похорон принявший власть наследник Эрши сказал: «Всех бездетных обитательниц задних покоев дворца покойного императора прогонять не должно», и приказал всех их захоронить вместе с покойником. Погибших было множество. Когда гроб императора уже опустили вниз, кто-то сказал, что мастера, делавшие все устройство и прятавшие ценности, знают все и могут проболтаться о скрытых сокровищах. Поэтому, когда церемония похорон завершилась и все было укрыто, заложили среднюю дверь прохода. После чего, опустив наружную дверь, наглухо замуровали всех мастеровых и тех, кто наполнял могилу ценностями, так что никто оттуда не вышел. Сверху посадили траву и деревья, чтобы могила приняла вид обычной горы.

Китайскими археологами была найдена и раскопана гробница Цинь Шихуанди, представляющая собой грандиозное подземное сооружение. Императора сопровождала в иной мир целая «армия» - шесть тысяч глиняных солдат, вылепленных в рост человека и построенных в боевом порядке.

Заключение

В результате длительного взаимодействия различных этнических компонентов на территории бассейна Хуанхэ и среднего течения Янцзы примерно с середины I тысячелетия до н. э. активно шел процесс этногенеза древнекитайской народности, в ходе которого складывалась этническая общность «хуася» и на ее базе шло образование культурного комплекса «срединных царств». Однако вплоть до начала III в. до н. э. формирование древнекитайской этнокультурной общности окончательно не завершилось, не сложилось ни общего этнического самосознания, ни общепринятого самоназвания древнекитайской народности. Политическое объединение древнего Китая в рамках централизованной империи Цинь стало мощным катализатором процесса консолидации древнекитайского этноса. Несмотря на кратковременное существование империи Цинь, ее наименование стало основным этническим самоназванием древних китайцев в последующую, ханьскую, эпоху, сохраняясь вплоть до конца эпохи древности. В качестве этнонима древних китайцев «цинь» вошло в язык соседних народов. От него произошли и все западноевропейские названия Китая: латинское Синэ, немецкое Хина, французское Шин, английское Чайна.

Первая древняя империя Китая - Цинь - просуществовала всего около двух десятков лет, но она заложила прочную социально-экономическую и административно-политическую основу для возникшей на ее развалинах империи Хань.

Политическое объединение страны при Цинь Шихуанди, узаконение в масштабах всей империи частной собственности на землю, последовательное осуществление территориально-административного деления, фактическое разделение населения по имущественному признаку, проведение мероприятий, способствующих развитию торговли и денежного обращения, открывали возможности для подъема производительных сил и утверждения социально-политического строя империи - совершенно нового типа государства, вызванного к жизни всем предшествующим общественно-экономическим и политическим развитием древнего Китая. В этой исторической закономерности смены архаического строя древнекитайских раннегосударственных образований развитым древним обществом коренились, в конечном счете, причина феноменальных успехов деятельности Цинь Шихуанди и неизбежность восстановления после краха его династии важнейших циньских имперских институтов. Длительное, почти пятивековое существование на территории Восточной Азии огромной Цинь-Ханьской империи опровергает распространенное мнение об эфемерности древних империй. Причины столь длительного и прочного существования державы Хань заключались в способе производства древнего общества Китая, как и древнего Востока в целом, с характерной для его поздних этапов тенденцией к образованию крупных империй.

Список литературы

1. История Востока; Издательская фирма «Восточная литература» РАН, Москва, 1997

2. Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

3. Все монархи мира. Древний Восток. Константин Рыжов. Москва, 2001 г.

Цинь Шихуанди – один из самых выдающихся и известных правителей Поднебесной, основатель династии Цинь.

В 238до н.э. году Ин Чжэн, которому исполнилось 17 лет, взошел на китайский престол. А уже в 221г. До н.э. китайцы завоевали последнее суверенное царство Ци, располагавшееся на Шаньдунском полуострове. Ин Чжэн стал правителем объединенного Китая, после чего он занял новый титул – хуанди (император) и стал именоваться Цинь Шихуанди.

Первый император династии Цинь не ограничился покорением лишь соседних государств. Он продолжил военные походы на север и на юг. Экспансия и колонизация стали главными в политике молодого Императора. У Цинь Шихуанди была сильная, хорошо обученная армия, вооруженная по последнему слову времени железным оружием. Еë усиливала кавалерия.

К этому времени на севере империи сложилось мощное и опасное государство гуннов. Они совершали набеги на земли крестьян и угоняли тысячи пленников. Император выставил против гуннов свою 300-тысячную армию и нанес поражение, оттесняя противника за Хуанхэ. Для удобства обороны Цинь Шихуанди перестроил разрозненные пограничные укрепления в Великую Китайскую стену. В строительстве участвовали все китайцы возрастом от 23 до 56 лет. Им удалось выстроить стену в 4 тысячи километров протяженности.

Цинь Шихуанди продолжал расширять территории. Он предпринял походы в южный Китай и Северо-Восточный Вьетнам. Китайским армиям удалось покорить Намвьет и Аулак (древневьетнамские государства).

Империя завладела огромной территорией, в которую входило множество народностей. Цинь Шихуанди, чтобы управлять этой громадной государственной машиной, установил жесткие законы, создав жестко централизованную военную империю. Завоеватели заняли в ней главенствующее положение, заняв все основные государственные посты.

Цинь Шихуанди, кроме ужесточения законодательства, провел экономическую реформу обновленной империи. Стандартизация денежной системы и системы мер и весов привела к значительному росту торговли. Первый император империи Цинь упростил иероглифическую письменность и установил единое делопроизводство. Цинь Шихуанди проводит необходимую для разросшегося государства административную реформу. Территории Китайской империи были разделены на административные округа. Ими управляли ставленники Императора. Всего империя была разбита на 40 областей, а области, в свою очередь, состояли из округов (сянь). Разделение произошло без учета прежних политических и этнических границ. Населению запретили именоваться прежними названиями (вэйцами, яньцами, цинцами). Теперь все имели гражданское наименование цяньшоу, что означает «черноголовые».

Цинь Шихуанди заново выстроил всю систему китайской государственности: ввел единое писанное законодательство, единую систему гос.управления, установил надзор за деятельностью всего административного персонала. Сам административный аппарат подчинил лично императору. Аристократам было предписано переехать в столицу, чтобы избежать усиления их власти. Легизм стал официальной идеологией империи Цинь.

После смерти Цинь Шихуанди в стране стали возгораться массовые восстания. Люди устали от жестокого режима. Через пять лет династия Цинь была свергнута. Но все еще многое в Китае напоминает о величии Цинь Шихуанди. В его гробнице археологи нашли 6000 терракотовых воинов, боевых колесниц, коней, выполненных в натуральную величину.

Великие завоеватели Рудычева Ирина Анатольевна

Цинь Шихуанди - первый император объединенного Китая

Так же как и в других древнейших цивилизациях, в Древнем Китае верили в жизнь после смерти, или, как мы привыкли говорить, в загробную жизнь. Китайцы верили, что в потустороннем мире они будут жить так же, как и на земле. Считалось, что чем больше у человека богатств, чем роскошнее он живет, тем больше богатств и слуг нужны и после смерти. Поэтому китайские императоры начинали строительство своих гробниц заранее. Как правило, императорские гробницы ни чем не уступали дворцам, в которых правители жили при жизни. Древние китайцы были уверены, что люди, которые окружают правителя и прислуживают ему в этом мире, несомненно, продолжат выполнение своих обязанностей и в загробной жизни. Когда умирал представитель родовитой знати, то в загробное путешествие с ним отправлялись не только предметы роскоши и деньги, вместе с хозяином уходили и его слуги. Так, например, китайские правители государства Шан (XVI–XI вв. до н. э.) погребали в своих гробницах прислугу и наложниц, чтобы те сопровождали их в загробной жизни. А тысячу лет спустя их далеким потомкам, завершающим земной путь, было достаточно снарядить с собой статуи из камня или терракоты, дабы не чувствовать себя одинокими в потустороннем мире. Однако никто не отправлялся в мир иной с такой многочисленной свитой, как великий император и объединитель Китая Цинь Шихуанди. Хотя к тому времени человеческие жертвоприношения в Китае уже не практиковались, в лучший мир с деспотом отправили не только многотысячную Терракотовую армию, но и всех тех, кому следовало обслуживать усопшего, - бездетных жен, наложниц и слуг.

Цинь Шихуанди - первый император объединенного Китая - вошел в историю как властный и жестокий, но мудрый правитель, реализовавший сразу два грандиозных проекта. Во-первых, он объединил шесть разрозненных мелких государств, на которые в то время делился Китай, и в 221 году до н. э. создал обширную империю, превратив ее в самое могущественное государство Азии. Впервые в истории Китай стал единым, а Шихуанди принял титул «первого императора». Второй несомненной заслугой этого могущественного властителя стало то, что он соединил уже существовавшие оборонительные сооружения и, подчинив их единому замыслу, построил одно из самых уникальных и грандиозных сооружений всех времен и народов - Великую Китайскую стену.

Ин Чжэн, в будущем Цинь Шихуанди, появился на свет в 259 году до нашей эры в Ханьдане (в княжестве Чжао), где его отец Чжуан Сянван, сын вана от простой наложницы, был заложником. При рождении ему было дано имя Чжэн - «первый» (по названию месяца рождения, первого в календаре). Матерью будущего правителя была наложница, прежде состоявшая в связи с влиятельным придворным Люй Бувэем. Именно благодаря интригам последнего Чжэн унаследовал престол, что породило слухи, будто Люй Бувэй - настоящий отец Чжэна. Уже в 13 лет Ин Чжэн занял место правителя одного из феодальных царств Китая - царства Цинь, которое было самым могущественным государством в Поднебесной. Государственное устройство этого царства отличалось мощной военной машиной и многочисленной бюрократией. Все шло к объединению Китая во главе с династией Цинь. Однако государства Среднего Китая смотрели на Шэньси (горная северная страна, служившая ядром циньских владений) как на варварскую окраину. До 238 года Чжэн считался несовершеннолетним, и всеми государственными делами занимался Люй Бувэй как регент и первый министр. Чжэн был многим обязан ему, прежде всего укреплением своего авторитета во дворце. Люй Бувэй учил своего подопечного: «Тот, кто желает побед над другими, должен одержать победу над собой. Тот, кто хочет судить людей, должен научиться судить самого себя. Тот, кто стремится познать других, должен познать самого себя».

В эти годы будущий император впитал популярную при дворе тоталитарную идеологию легизма, наиболее ярким представителем которого в то время был Хань Фэй. Взрослея, настойчивый и своенравный Ин Чжэн стремился к сосредоточению в своих руках всей полноты власти и, судя по всему, отнюдь не собирался идти на поводу у своего первого советника. Обряд посвящения в совершеннолетие должен был состояться в 238 году, когда Ин Чжэну исполнялось двадцать два года. Имеющийся исторический материал свидетельствует о том, что за год до этого события Люй Бувэй пытался сместить Ин Чжэна. Еще за несколько лет до этого он приблизил к его матери одного из своих помощников, Лао Ая, пожаловав ему почетный титул. Лао Ай очень скоро добился ее расположения и стал пользоваться неограниченной властью. В 238 году до н. э. Лао Ай похитил царскую печать и вместе с группой своих приверженцев, мобилизовав часть правительственных войск, пытался захватить дворец Цинянь, где в то время находился Ин Чжэн. Однако юному правителю удалось раскрыть этот заговор - Лао Ай и девятнадцать крупных чиновников, руководителей заговора, были казнены вместе со всеми членами своих родов; свыше четырех тысяч семей, замешанных в заговоре, были лишены рангов и сосланы в далекую Сычуань. Все воины, участвовавшие в подавлении мятежа Лао Ая, были повышены в звании на один ранг. В 237 году до н. э. Ин Чжэн отстранил от должности организатора заговора Люй Бувэя. Продолжавшиеся аресты и пытки участников мятежа, по-видимому, тревожили бывшего первого советника. Страшась дальнейших разоблачений и надвигавшейся казни, Люй Бувэй в 234 году до н. э. покончил жизнь самоубийством. Жестоко расправившись с мятежниками и наведя порядок внутри царства, Ин Чжэн приступил к внешним завоеваниям.

В попытках подчинить разрозненные царства Ин Чжэн не гнушался никакими методами - ни созданием обширной шпионской сети, ни подкупом и взятками, ни помощью мудрых советников, первое место среди которых занял влиятельный сановник, выходец из царства Чу, Ли Сы. Обладавший огромной работоспособностью и аналитическим талантом, позднее этот человек занял при дворе Цинь Шихуанди должность главного советника (иначе - премьер-министра или канцлера). За время исполнения этих обязанностей Ли Сы определял политику и идеологию Циньского государства, в соответствии с его идеями государство превратилось в жестокую военизированную машину управляемую сложным бюрократическим аппаратом. Под началом Ли Сы были упорядочены меры и веса, приведена к единому стандарту китайская письменность и введен единый шрифт. Ли Сы, как и Цинь Шихуанди, был яростным противником конфуцианства, и впоследствии многие ученые, являвшиеся сторонниками этого учения, подвергались жестоким репрессиям.

В 230 году по совету Ли Сы Ин Чжэн отправил огромную армию против соседнего царства Хань. Циньцы разбили ханьские войска, захватили в плен ханьского царя Ань Вана и заняли всю территорию царства, превратив его в циньский округ. Это было первое царство, завоеванное Цинь. В последующие годы циньская армия захватила царства Чжао (в 228 г.), Вэй (в 225 г.), Янь (в 222 г.) и Ци (в 221 г.). «Как шелковичный червь пожирает лист тутового дерева», говорится в «Исторических записках», так молодой царь покорил шесть крупных царств. В тридцатидевятилетнем возрасте Ин Чжэн впервые в истории объединил весь Китай. «Такой незначительный человек, как я, - с ложной скромностью заявлял Чжэн, - поднял войска для того, чтобы наказать мятежных князей, и с помощью священной силы предков наказал их, как они того заслужили, и водворил, наконец, в империи мир».

Всего 17 лет понадобилось Ин Чжэну, чтобы завоевать все шесть царств, на которые в то время делился Китай, и объединить их в одно мощное государство, столицей которого стал город Сиань. Историки считают, что многие сотни тысяч погибли или стали пленными в ходе завоевания, которое раздвинуло границы владений Чжэна от западных плоскогорий до восточных морей, между которыми пролегает около 1200 миль, и сделало его первым правителем объединенного Китая.

Итак, к 221 году царство Цинь победоносно закончило длительную борьбу за объединение страны. На месте разрозненных царств создается единая империя с централизованной властью. Одержав блестящую победу, Ин Чжэн все же понимал, что одной военной силы недостаточно для того, чтобы прочно удержать в своих руках территорию, население которой в три с лишним раза превышало число жителей царства Цинь. Поэтому сразу же после завершения военных действий он провел серию мероприятий, направленных на укрепление завоеванных позиций. Прежде всего Ин Чжэн обнародовал указ, в котором перечислил все грехи шести царей, якобы «творивших смуту» и препятствовавших водворению мира в Поднебесной. Ин Чжэн заявил, что в гибели шести царств повинны в первую очередь их правители, которые пытались уничтожить Цинь. Издание подобного указа было необходимо для морального оправдания как самого завоевания, так и тех жестоких методов, при помощи которых оно совершалось. Вторым шагом к упрочению верховной власти Цинь над всей завоеванной территорией являлось принятие Ин Чжэном нового, более высокого титула, нежели царский. Его завоевание, как он считал, не имело аналогов в истории и давало ему заслуженное право на новое имя и титул. Судя по сообщению древнекитайского историографа Сыма Цяня, Ин Чжэн предложил своим приближенным обсудить выбор его тронного имени.

Основываясь на предложениях своих советников, Ин Чжэн принял тронное имя Цинь Шихуанди. Чтобы показать свое превосходство над обычным царем - ваном, правитель выбрал себе титул «хуан», что означает «августейший повелитель». К этому титулу он добавил слово «ши», означающее «первый», и слово «ди», которое через тысячелетие стало означать «император», а первоначально означало «божественный правитель». Выбранный императором титул был созвучен имени одного из величайших персонажей древних китайских мифов и национальной истории - Хуанди, Желтому Владыке. Ин Чжэн, приняв имя Цинь Шихуанди, полагал, что его самого и его потомков ждет великая слава Хуанди. «Мы - Первый Император, - величественно объявил он, - и наши наследники будут известны как Второй Император, Третий Император и так далее, в бесконечной череде поколений». Первоначально термины «хуан» (властитель, августейший) и «ди» (император) употреблялись порознь, а их дальнейшее объединение было призвано подчеркнуть единовластие и могущество правителя огромного государства. Созданный таким образом императорский титул просуществовал очень долго - до Синьхайской революции 1912 года, до самого конца имперской эры.

Колоссальная кампания по объединению Поднебесной была завершена. Прежняя столица царства Цинь, город Сяньян на реке Вэйхэ (совр. Сиань), была (в 221 году до н. э.) объявлена столицей империи. Туда были переведены сановники и вельможи всех завоеванных царств. Когда завершилось объединение всей страны, встал вопрос о том, как быть с завоеванными царствами. Некоторые сановники советовали императору Шихуанди отправить туда правителями своих сыновей. Однако глава судебного приказа Ли Сы не согласился с таким решением и, ссылаясь на печальный пример династии Чжоу, заявил: «Чжоуские Вэнь-ван и У-ван жаловали владения во множестве сыновьям, младшим братьям и членам своей фамилии, но впоследствии их потомки стали отчужденными и сражались друг с другом как заклятые враги, владетельные князья все чаще нападали и убивали друг друга, а чжоуский Сын Неба не был в состоянии прекратить эти междоусобицы. Ныне, благодаря вашим необыкновенным дарованиям, вся земля среди морей объединена в одно целое и разделена на области и уезды. Если теперь всех сыновей ваших и заслуженных чиновников щедро одарить доходами от поступающих податей, то этого будет вполне достаточно, и Поднебесной станет легче управлять. Отсутствие различных мнений о Поднебесной - вот средство к установлению спокойствия и мира. Если же снова поставить в княжествах владетельных князей, будет плохо». Цинь Шихуанди последовал этому совету. Опасаясь междоусобных войн, он отказался предоставлять самостоятельные земельные владения своим сыновьям, мотивируя это заботой о сохранении мира в Поднебесной. Тем самым он укрепил свою личную власть.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Пегая орда. История «древнего» Китая. автора Носовский Глеб Владимирович

2.5. Древнейший китайский Желтый император, открывший эпоху «Великого начала» в Китае - это первый император манжурской династии Ши-цзу-Чжан-ХУАН-ДИ Шунь-чжи (1644–1662) Итак, кто был на самом деле древнейшим китайским Желтым императором, открывшим эпоху «Великого начала» в

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Первый император Китая повелел… Император Цинь Шихуанди покорил все остальные княжества и объединил Китай, основав династию Цинь. Намереваясь установить централизованное правление и предотвратить возрождение крупных независимых феодалов, он приказал разрушить те

Из книги Человек в зеркале истории [Отравители. Безумцы. Короли] автора Басовская Наталия Ивановна

Цинь Шихуанди: первый император Китая В российских школьных учебниках истории о Древнем Китае рассказано не очень подробно. Вряд ли каждому понятно, что III век до нашей эры, когда первый император Китая объединил враждующие разобщенные царства, - это и время Пунических

Из книги Антигерои истории [Злодеи. Тираны. Предатели] автора Басовская Наталия Ивановна

Цинь Шихуанди, первый император Китая В российских школьных учебниках истории о Древнем Китае рассказано не очень подробно. Вряд ли каждому понятно, что III век до н. э., когда первый император Китая объединил враждующие разобщенные царства, - это и время Пунических войн

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Объединение Китая. Империя Цинь В IV в. до н. э. в нескольких крупных княжествах были проведены реформы легистского образца, окончательно уничтожившие обломки старого социального порядка, увеличившие социальную мобильность и поощрявшие частную инициативу, собственность

Из книги От Клеопатры до Карла Маркса [Самые захватывающие истории поражений и побед великих людей] автора Басовская Наталия Ивановна

Цинь Шихуанди. Первый император Китая В российских школьных учебниках истории о Древнем Китае рассказано не очень подробно. Вряд ли каждому понятно, что III век до н. э., когда первый император Китая объединил враждующие разобщенные царства, – это и время Пунических войн

Из книги 100 великих тайн археологии автора Волков Александр Викторович

автора Рудычева Ирина Анатольевна

Реформы Цинь Шихуанди Успешное управление только что объединенными государствами, где господствовали свои, местные, обычаи и законы, присущие только этому царству, было невозможно без введения единого для всех общеимперского законодательства. С разрешения этого

Из книги Великие завоеватели автора Рудычева Ирина Анатольевна

Гробница императора Цинь Шихуанди До недавнего времени многотысячная Терракотовая армия отлично справлялась с той задачей, ради которой и была создана. Ведь как-никак ей полагалось охранять усыпальницу великого Цинь Шихуанди. Гробница Первого Императора Китая

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Космические устремления Цинь Шихуанди Великая Китайская стена столь огромна, что полностью ее не увидишь даже с борта самолета. Это единственное на Земле сооружение, хорошо видимое из космоса. О длине Китайской стены до сих пор спорят ученые, называя две цифры – свыше

Из книги Древние цивилизации автора Бонгард-Левин Григорий Максимович

«Чжаньго-Цинь-Ханьская эпоха для Китая была тем, чем стал греко-римский мир для

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Мавзолей императора Цинь Шихуанди Находится в 35 км от города Сианя, древней столицы Китая, построен в 221–259 гг. до н. э. для первого императора объединенного Китая.На его строительстве были заняты 700 тыс. рабочих. В подземном дворце размещается более 400 захоронений, его

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

1.1.8. Великий и страшный Цинь Шихуанди В России очень любят спорить о том, какое место в истории занимает И. В. Сталин. Как-то подзабылось, что в годы перестройки было опубликовано замечательное произведение писателя К. М. Симонова «Глазами человека моего поколения».

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Объединение Китая. Империя Цинь Экономический рост и развитие металлургии железа позволили китайским владетелям содержать более многочисленные и прекрасно вооруженные армии и вести более напряженные военные действия. Присвоение рангов за военные заслуги перед

Из книги Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века автора Смолин Георгий Яковлевич

КУЛЬТУРА КИТАЯ ЭПОХИ ЦИНЬ И ХАНЬ Первая китайская империя - Цинь - оставила превосходные памятники древней архитектуры - дворец Анфан и «восьмое чудо света» - Великую Китайскую стену. Стена, строительство которой было особенно значительным при Цинь Шихуанди,

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Цинь Шихуанди правитель китайского царства Цинь с 246-го года до нашей эры до 221-го года до нашей эры. Также известен под именем Ин Чжэн. Стал первым императором объединенного Китая в 221-м году до нашей эры, после окончания эпохи Воюющих Государств. Правил империей до самой своей смерти в 210-м году до нашей эры.

Цинь Шихуанди – одна из ключевых фигур истории Древнего Китая. После объединения страны он и его главный советник Ли Си провели серию успешных экономических и политических реформ; именно в его время был заложен целый ряд титанических даже по нынешним временам проектов – вроде первой версии Великой Китайской Стены, мавзолея размером с город, охраняемого легендарной Терракотовой армией или глобальной системы дорог по всей стране. Разумеется, все эти проекты в процессе реализации унесли немало жизней; жесткость Шихуанди как правителя проявлялась еще и в том, что он объявил вне закона и сжег практически все имевшиеся в стране книги – исключение составила лишь литература о сельском хозяйстве, медицине и гаданиях и труды из личной императорской библиотеки.

Будущий император появился на свет в Ханьдане, княжество Чжао. Его мать была наложницей (конкубиной) влиятельного придворного Люй Бувэя; собственно, именно действия Бувэя помогли молодому Ин Чжэю прийти к власти; из-за этого начали активно муссироваться слухи о том, что именно Бувэй – настоящий отец парня.

Ин Чжэн стал правителем царства Цинь в тринадцать лет; на тот момент царство это уже было, фактически, самым сильным из воюющих царств древнего Китая. Первое время – до 238-го – Шихуанди считался несовершеннолетним; его регентом был, разумеется, все тот же Люй Бувэй. Ин Чжэн, однако, не терял времени даром и тщательно изучал нелегкий процесс управления империей; в двадцать два года он изгнал своего приемного отца в ссылку, по обвинению в подготовке мятежа.

Взяв власть в свои руки, Чжэн начал объединение Поднебесной. Со временем ему удалось захватить все шесть главных царств Древнего Китая; в тридцать девять лет он стал единоличным правителем Поднебесной; именно тогда ему и было дано тронное имя Цинь Шихуанди.

Из всего наследия первого императора единого Китая в наше время наиболее известны Великая Китайская Стена и гробница, охраняемая Терракотовой армией. Стена в том виде, в котором она существует сейчас, была создана во времена царства Минь; Цинь Шихуанди лишь заложил её основы. Терракотовая армия, с другой стороны, является исключительно его наследием. Согласно исследованиям китайского историка Сымы Цяня, на строительстве мавзолея и армии было занято семьсот тысяч человек. Британский историк Джон Ман позже поставил под сомнение эти цифры – по его подсчетам, столько жителей не было во времена Шихуанди ни в одном из крупнейших городов мира; сам Ман склонен считать, что на строительстве было занято лишь шестнадцать тысяч человек. Цянь в своих трудах никогда не упоминал о Терракотовой армии; обнаружили её лишь 29-го марта 1974-го. Группа фермеров рыла новые колодцы и наткнулась на человекоподобное изваянии в земле. Как показали дальнейшие исследования, солдаты сначала были изготовлены несколькими большими партиями, с помощью глиняных форм, а затем уже доработаны вручную.

Одним из первых проектов, которые затеял молодой правитель, был его собственный склеп. Строительство его началось в 215-м году до нашей эры; в работах было занято – по разным источникам – от трехсот до семисот двадцати тысяч человек; впрочем, согласно все тому же Ману, цифры эти сильно преувеличены.

Цинь Шихуанди (259–210 гг. до н.э.) – один из наиболее известных правителей царства Цинь, на практике применивший идеи легизма (см. биографию Шан Яна). В 238 г. до н. э. на циньский престол взошел молодой правитель Ин Чжэн, которому за 17 лет непрерывных войн удалось победить всех своих соперников и объединить Китай. В 221 г. Цинь завоевало последнее самостоятельное царство - Ци на Шаньдунском полуострове, а Ин Чжэн стал правителем объединенного Китая. После этого он принимает новый титул - хуанди («император»), став Цинь Шихуанди («Первым императором династии Цинь»). Прежняя столица царства Цинь, г.Сяньян на р. Вэйхэ (совр. Сиань), была объявлена столицей империи.
Цинь Шихуанди не ограничился покорением соседних царств и продолжил экспансию на севере и юге. Завоевания и колонизация стали лейтмотивом всей внешней политики Первого императора. Огромная регулярная армия Цинь Шихуанди была вооружена железным оружием, усилена кавалерией. К этому времени на северной периферии империи складывался мощный племенной союз сюнну (гуннов), их набеги на Китай сопровождались угоном тысяч пленников. Против сюнну выступила 300-тысячная циньская армия, нанесшая им поражение и оттеснившая их кочевья за излучину р. Хуанхэ. Для обороны северных рубежей от набегов кочевников-сюнну в 214 г. до н.э. Цинь Шихуанди начал перестройку уже существовавшего пограничного укрепления в Великую Китайскую стену. В строительных работах должно было участвовать все население от 23 до 56 лет, в том числе осужденные и рабы. Великая Китайская стена протяженностью почти в 4 тыс. км. была сооружена из утрамбованной земли и каменных глыб.

Цинь Шихуанди предпринял завоевания в Южном Китае и Северо-Восточном Вьетнаме. Ценой огромных потерь его армиям удалось добиться подчинения древневьетнамских государств Намвьет и Аулак. Под властью империи Цинь оказалась огромная территория, охватывавшая разные по этническому составу и уровню общественного развития регионы.
Цинь Шихуанди распространил на всю страну установления Шан Яна, создав сильную централизованную военно-бюрократическую империю во главе с единовластным монархом. Завоеватели-циньцы занимали в ней привилегированное положение, им принадлежали все руководящие чиновничьи должности в государстве. Законы царства Цинь были дополнены жестокими уголовными статьями. Унификация мер и весов, а также монетная реформа, изъявшая все средства обращения, кроме циньских бронзовых денег, привели к быстрому росту товарно-денежных отношений. Унифицирована и упрощена была иероглифическая письменность, стандартизовано делопроизводство.

Цинь Шихуанди провел важную административную реформу: разделил территорию страны на административные округа, управляемые чиновниками, назначенными непосредственно императором. Империя была разбита на 40 территориально - административных областей, а области – на округа (сяни) без учета прежних политических и этнических границ. Населению запрещалось называть себя вэйцами, яньцами, цинцами и пр. Законом было утверждено единое для всех полноправных свободных гражданское наименование «черноголовые» (цяньшоу). Были введены единое писаное законодательство, единая система чиновничества, установлен надзор за деятельностью всего административного аппарата сверху донизу, подчиненный лично самому императору. Чтобы предотвратить опасность сосредоточения власти в руках местных аристократов, им было предписано жить в столице, вдали от своих владений. Таким образом, легизм с его разработанной теорией централизованного административно-территориального управления, по сути, стал официальной идеологией Циньской империи.
В 216 г. Цинь Шихуанди издал приказ, повелевавший «черноголовым» срочно доложить о наличной земельной собственности, и ввел исключительно тяжелый поземельный налог, достигавший 2/3 дохода земледельцев. Укрывавшихся от налогов и повинностей разыскивали и ссылали на окраины колонизовать новые земли.
Представители аристократии неоднократно предпринимали попытки покушения на Цинь Шихуанди. После чего император, страдая манией преследования, построил 37 сообщающихся дворцов, чтобы никто не знал, где именно он находится в данную ночь. Однако в 210 г. в возрасте 48 лет Цинь Шихуанди скоропостижно скончался.

После его смерти в стране вспыхнули массовые восстания, причина которых коренилась в жестокости его режима, и через пять лет после кончины первого императора династия Цинь прекратила свое существование. О могуществе Цинь Шихуанди наиболее ярко свидетельствует его гробница, обнаруженная в 1974 г. археологами. Вечный покой императора охраняли 6000 керамических фигур воинов, коней, боевых колесниц, выполненных в натуральную величину.

Карп