Где находится дорога троллей в норвегии. Ожившие мифы: Лестница троллей в Норвегии

Вы знаете, где живут тролли? Конечно в Скандинавии. В частности их много в Норвегии. По крайней мере, так утверждает норвежская мифология. Названия достопримечательностей в этой стране часто с ними связаны. Вот и знаменитая Лестница Троллей не обошла стороной этих легендарных существ.

Угадайте, где находится Язык Тролля? Правильно, в Норвегии. Это огромный кусок скалы, оторвавшийся и зависший над пропастью. Обязательно прочтите про Язык Тролля .

Лестница Троллей, или как её еще называют Дорога Троллей (в оригинале Trollstigen) – это горная извилистая дорога в Норвегии, которая является одним из участков национальной дороги No63, соединяющей город Онделснес в коммуне Раума и городок Валлдален в муниципалитете Нордал.

Дорога находится в юго-западной части страны, в 350 километрах на северо-запад от столицы Норвегии города Осло.
Норвегия довольно неровная страна. Здесь множество гор, ущелий и перевалов. Поэтому и дороги частенько напоминают серпантин. Например, если вы ездили на Озеро Абрау , то знаете что это такое.

Чем знаменита Лестница Троллей

Серпантином сейчас никого не удивишь. Но Лестница Троллей имеет внушительный уклон в 10% и 11 крутых поворотов.


Что такое уклон

10% вовсе не значит 10 градусов. Уклон в 10% означает увеличение (или уменьшение) высоты на 10% на каждую единицу длины. То есть, если дорога имеет длину 1 километр, то перепад высот в её начале и конце будет целых 100 метров. Уклон в 10% соответствует 17.6 градусов. Это очень круто (и в прямом и переносном смысле).

Некоторые повороты Дороги Троллей доходят до 180 о (это практически разворот). Из-за внешнего сходства такие повороты часто называют шпилька. Именно поэтому здесь запрещено движение автомобилей, длина которых более 12.4 метров. Хотя в качестве эксперимента в 2011-12 годах по Дороге Троллей курсировали автобусы длиной чуть больше 13 метров.


Повороты на 180 градусов

Длина Дороги Троллей около 7 километров. Непревзойденная природная красота и окружающие виды делают эту часть дороги настоящей достопримечательностью Норвегии. В разгар туристического сезона по Лестнице Троллей проезжает порядка 2 500 автомобилей в день – это примерно по 2 авто в минуту. За весь сезон по дороге проходит более 150 000 машин.
Дорога Троллей проходит в окружении величественных горных пиков, высотой более 1500 метров.

Немного истории

История Лестницы Троллей уходит корнями в средние века. Еще с 16 века в долине Румсдален на севере проводилась ярмарка, а жители долины Валлдален на юге хотели её посещать и соответственно иметь нормальную дорогу. Но вплоть до начала 20 века людям приходилось добираться по довольно опасному пути. Широкомасштабное строительство качественной дороги началось только в начале 20 века и продлилось целых 8 лет.

Официальное открытие Лестницы Троллей состоялось 31 июля 1936 года. С этих же пор появилось и название.
Сам король Хаакон седьмой лично принимал дорогу и подписывал акт приема. Примечательно, что, собравшиеся на торжественно мероприятие, представители общественности попросили короля дать название этой дороге. Король, недолго думая, дал название «Троллстиген», то есть «Лестница Троллей».

Действительно, если посмотреть сверху на дорогу, то она отдаленно напоминает гигантские ступени.

Лестница Троллей сегодня

С 16 июня 2012 года Лестница Троллей является Национальным туристическим маршрутом. Здесь есть вся необходимая туристическая инфраструктура – кафе, пешеходные дорожки, смотровые площадки и автостоянка.




В непосредственной близости от дороги можно увидеть водопад Стигфоссен, который добавляет окружающим пейзажам еще большего очарования. Общая высота водопада около 240 метров, а высота свободного падения воды 122 метра.



Есть пешеходная дорожка на тех, кто хочет покорить Лестницу Троллей пешком. Если вы хотите прогуляться по дороге, вы можете использовать старый горный путь, который был недавно отремонтирован.

Лестница Троллей, как правило, закрыта с конца осени. Туристический сезон начинается с середины мая и заканчивается в октябре, но многое зависит от погоды.


  1. Некоторые участки Лестницы Троллей не превышают 3.3 метра в ширину
  2. В 2005 г. было выделено порядка 16 млн. крон на работы по предотвращению камнепадов. Это сделало Дорогу Троллей еще более безопасной
  3. Каждый изгиб имеет свое имя. Обычно это имя человека, который руководил строительными работами в этом конкретном участке
  4. Самая высокая точка дороги — 852 метра над уровнем моря, на границе между муниципалитетами Раума и Нордал

Загадочна и прекрасна страна Норвегия, богата на красивые пейзажи. Потому тут и водится масса туристов каждый год. Величественные горы и зеленые долины, шумные водопады и горделивые фьорды – вот то, что привлекает сюда людей со всех уголков планеты. Мы тоже не удержались и рванули из своего уголка к красотам Норвегии.








Почему Лестница троллей одно из самых популярных и посещаемых туристических мест в Норвегии?

Чуть ли не самым посещаемым местом страны является один небольшой участок трассы RV63, называемый в народе Тропа троллей, а в переводе с норвежского языка Лестница троллей. Что может быть столь привлекательного в обычной автомобильной дороге? Вот и у нас взыграло любопытство, и мы отправились в путешествие, чтобы своими глазами увидеть и оценить всю необычность этой достопримечательности.

Это был первый пункт в нашем списке Must Do, но еще за первый день пребывания в Норвегии мы собирались прокатиться по Гейрангер фьорду и посмотреть на него с высоты обзорной площадки Далснибба. Поэтому выезд из нашего маленького, но очень уютного домика был намечен на 8 утра, а всего за день нам необходимо было преодолеть более 300 км, из которых некоторые участки пришлось преодолевать вплавь.


Найти норвежскую лестницу троллей на карте несложно, она расположена между двумя городами, имеющими названия Валлдал и Ондалснес. Это одно из самых живописных мест, встречающихся не только в Норвегии, но и на всей планете. Да-да! А все потому, что в Норвегии тропа троллей крутым серпантином спускается с живописных гор в не менее чудесную долину и имеет свои неповторимые прелести. Передать те ощущения, которые получаешь стоя на смотровой площадке, на высоте в почти 900 метров просто нереально. Да и где, как ни здесь, искать следы присутствия мифических и загадочных троллей?


На пути к Лестнице троллей устали делать фото красот Норвегии

Лестница Троллей насчитывает 11 крутых поворотов, а некоторые участки настолько узкие, что проехать может только одна машина. Однако по всей длине трассы есть достаточное количество небольших карманов, чтобы одна машина, заехав в него, могла пропустить другую во встречном направлении. Часто этими карманами пользуются еще и для небольшой остановки, чтобы сделать несколько красивых фото на этапе «восхождения» по Лестнице троллей. Мы тоже не могли удержаться, и почти в каждом крупном кармане останавливались и выходили сделать пару снимков. Машин в тот день было не так много, поэтому места хватало всем, и никто сложностей своими остановками не создавал. Зато пестрящих красками пейзажей столько, что приходилось загонять друг друга в машину, чтобы продолжить путь.





Поднявшись по трассе наверх, нас ждали достаточно вместительная парковка, туалеты, кафе и сувенирная лавка. Почти вся продукция лавки была украшена изображениями веселых троллей, а цены, конечно же, были норвежскими, что и остановило нас от безудержных трат. А так хотелось купить всего тролльского и побольше. Очень понравилось, что в Норвегии чуть ли не возле каждого места скопления туристов оборудованы столы и лавки – зачем платить огромные деньги в кафе и ресторанах, если можно самостоятельно организовать трапезу на фоне умопомрачительных видов.





Виды, которые нам открылись, были настолько потрясающими, что мы еще долго просто стояли и любовались, не в силах пошевелиться. А какие фотографии получаются, вот он настоящий природный фотошоп.



Дорога открыта для проезда лишь в теплое время года – приблизительно с мая по октябрь, а экскурсионные автобусы ходят по ней круглосуточно с середины мая по конец августа. Зимой тут не менее красиво, однако существует немалая угроза схождения лавины или камнепада. Возможно, у троллей в этот период проходят какие-то праздники, отголосками которых и есть эти камнепадные неприятности. Поэтому, лишь из соображения безопасности, в это время года дорогу закрывают. В мае на верхней смотровой площадке нередко еще лежит снег, однако туда уже можно попасть.

Впечатляющая красота природы никого не оставит равнодушным, а потрясающие водопады и чистейшая вода так и манят к своим берегам. Мы не удержались и попробовали воду из ручья: чистая вкусная и прохладная, а главное – бесплатно, а не доллар за литр. Хочется остаться тут на несколько дней и отдохнуть от городской суеты.

Отравляемся дальше в горы по тропам троллей

Лестница троллей – это не только шоссе, тут есть и пешеходные тропы. Для любителей экстрима предусмотрена крутая тропа, по которой можно забраться наверх или спуститься вниз при помощи каната. Какие же прекрасные виды открываются с вершины для тех, кто рискнул подняться. Я не рискнула, и теперь жалею. Хорошо, что в нашей семье я одна такая несмелая.

Муж с друзьями отправились дальше и выше в горы по тропам троллей. Самый страшный и опасный участок, как оказалось, в самом начале. Отрезок длинной метра 4 прямо по отвесной скале надо преодолевать, прижавшись и держась за поручень. На этом все – испытания закончились.

Повсюду на склонах можно видеть пирамидки из камней. Раньше их складывали для того, чтобы не потеряться в горах и найти обратный путь. Теперь в век GPS составить пирамидку — это как бросить монетку.

Далее можно спокойно прогуливаться, так как уклоны не крутые. Кстати, если кто-то сомневается в своих силах и боится горного хайкинга, отбросьте сомнения в сторону! Чистый горный воздух оказывает удивительное воздействие на организм человека, и усталость не будет Вас тревожить по крайней мере до возвращения назад.







Впереди, после смотровых площадок, нас ждал самый крутой участок пути – орлиная дорога. Отдельное название у этого участка имеется потому, что повороты здесь наиболее крутые и опасные, а орлиной она названа из-за большого количества орлов, летающих в данной местности. В награду за отважность дорога ведет к безумно красивому Гейрангер фьорду, но это уже совсем другая история.

Норвегия удивляет и поражает обилием разнообразных природных достопримечательностей: фьорды и водопады, горные озера и стремительные реки, причудливой формы горы со снежными шапками на вершинах и ярко-зеленые долины сменяют друг друга. Но, наверно, как бы вы не составили свой маршрут, он обязательно пройдет через одну из самых популярных и часто посещаемых достопримечательностей этой страны – Trollstigen, Лестницу (или Дорогу) Троллей. Рассказывает Марина Петренко:

Кто такие тролли?

В Норвегии много географических названий так или иначе связанных со сверхъестественными существами из скандинавской мифологии троллями: Дорога Троллей (Trollstigen), горный массив Стена Троллей (Trollveggen), гора Колпак Тролля (Trollhetta), есть даже шуточный дорожный знак “Острожно, тролли!”

Как правило, тролли – это такие уродцы, отличающиеся большущим носом. Они могут быть и совсем маленькими, и огромными. Это горные духи, рождающиеся из скал и превращающиеся на солнце в камень.

Во время путешествия вы обязательно встретите больших и маленьких каменных и деревянных троллей. Фигурки троллей, футболки с их изображением, магниты – главный сувенир, который туристы привозят из Норвегии.

Как появилась дорога-достопримечательность?

Дорогу Троллей, конечно же, построили не эти мифологические существа, а люди. Но это такое невероятное чудо инженерного искусства, что с трудом верится, что человек мог создать эту трассу без вмешательства сверхъестественных сил.

Лестницей Троллей называется одна из 18 национальных туристических дорог Норвегии, являющаяся частью автодороги № 63. Она соединяет два населенных пункта Ондалснес (Andalsnes) и Валдалл (Valdall), расположенные по разные стороны протяженного горного массива. Технический проект трассы разрабатывал дорожный инженер Нильс Ховденак (Nils Hovdenak ). Строилась дорога в течение 8 лет и была торжественно открыта королем Норвегии Хоконом VII в 1936 году. Местные жители попросили короля дать новой автотрассе название, после чего она и была названа «Лестница Троллей».

На карте дорога выглядит вот так:

Она представляет собой 11 языков серпантина с крутыми поворотами, мостами через бурные речки, в том числе мостом, под который падает 180-метровый водопад (Stigfossen ).

На подъеме в некоторых местах наклон дороги составляет до 12%, а ширина не превышает 3,3 метра. Имеется даже ограничение на длину транспортного средства. Если учесть, что сразу за дорогой практически без обочины начинается пропасть, достигающая в некоторых местах до 200 метров глубины, а предохранителями-ограничителями являются лишь невысокие природные камни вдоль дороги, то можно представить, какие острые ощущения испытываешь во время езды по этой дороге.

Как ехать?

Сразу хочу обрадовать, что парковки у начала и конца дороги Троллей, смотровые площадки и проезд по самой дороге бесплатны. По Дороге Троллей можно проехать в двух направлениях и какое выбрать, решать вам.

Если Вы направляетесь к этой дороге со стороны Гейрангера или Олесунна, то дорога № 63, вьющаяся между заснеженных гор, сама по себе будет невероятно красива.

Периодически вдоль дороги попадаются маленькие пирамидки Троллей, сложенные туристами из камней.

Дорога приведет вас к большой у современного туристического центра с сувенирными магазинами, кафе, туалетом.

За парковкой расположен красивый ступенчатый искусственный водоем с чистейшей водой.

От него проложена дорожка к смотровой площадке, нависающей над пропастью.

Тут самое высокое место дороги Троллей (858 метров над уровнем моря) и сразу несколько , с которых открывается просто головокружительный вид на долину и петляющую по склонам горного хребта дорогу.

Причем сверху видно ее всю и вы имеете возможность сначала полюбоваться пейзажем и понять, что вам вскоре предстоит преодолеть, а потом уже проехать по дороге Троллей.

Если же вы направляетесь к дороге Троллей со стороны автомагистрали Е136 (Осло или Ондалснес), то вы окажетесь в самой нижней точке дороги Троллей и, как ни удивительно, тоже увидите ее всю, а потом преодолеете ее на подъеме. Нам показался более логичным первый вариант, но тут, как говорится, на вкус и цвет…

Когда ехать?

Дорога Е136 в районе Лестницы Троллей не круглогодичная. Гарантированно она открыта в три летних месяца. Время открытия и закрытия дороги каждый год варьируется в зависимости от погоды и высоты снежного покрова. Прежде чем ехать, советую посмотреть актуальное состояние дороги . Здесь же имеется статистика по годам, которая несомненно пригодится при планировании путешествия.

Вас может поджидать и вторая неприятность, которую, к сожалению, нельзя предсказать заранее. Погода в Норвегии капризна и переменчива, часты дожди и туманы, низкая облачность. В такую погоду на дорогу Троллей лучше не ехать просто потому, что вы почти ничего не увидите и уж точно не получите тех ярких и острых ощущений, как при хорошей ясной погоде. Могу посоветовать предварительно посмотреть почасовой прогноз погоды в районе дороги Троллей на норвежском погодном сайте .

Ну а про саму дорогу можно дополнительно почитать .

Что еще посмотреть рядом?

Если вы едете к дороге Троллей по 63 дороге со стороны Гейрангера, не пожалейте времени и остановитесь в интересном местечке Гудбрандсювет (Gudbrandsjuvet). Большая бесплатная находится прямо у трассы.

Гудбрансювет

Гудбрандсювет – это небольшое очень узкое ущелье, порядка 5 метров в ширину и 20 в глубину, через которое протекает горная речка Валдола.

Сложно произносимое для русского человека название Гудбрандсювет это место получило в начале XVI века. Согласно старинным преданиям норвежский юноша по имени Гудбранд за свои проделки был объявлен вне закона и вынужден был бежать от своих преследователей. Его невеста согласилась пуститься в бега вместе с ним. Спаслись они, перепрыгнув через очень глубокий овраг в самом узком месте, и поселились в маленькой хижине в долине у реки. С тех пор место это с оврагом стало называться Гудбрандсювет. а долина, где жили беглецы, и по сей день называется Гудбрандсдален.

Бурная речка образовала в мягких горных породах вымоины и причудливые изгибы, а люди обустроили над ущельем металлические мостки и смотровые площадки, с которых открываются красивые виды.

Вода в речке ярко-голубого цвета в окружении белого кружева пены и яркой зелени склонов ущелья смотрится просто изумительно. Около ущелья имеется кафе с полностью стеклянной стеной, обращенной к ущелью, и небольшой сувенирный магазин.

Еще одна природная достопримечательность ожидает вас уже после преодоления дороги Троллей на пути к автомагистрали Е136. Это Стена Троллей (Trollveggen) – вертикальная отвесная скала протяженностью более километра и высотой 1795 метров. Она считается самой большой вертикальной скалой Европы и входит в список «Big Wall» самых сложных горных стен в мире для покорения альпинистами.

Стена Троллей видна прямо с автотрассы. В этом месте обустроена большая бесплатная , но вот только не каждому эта стена показывается во всей красе. Нам повезло с дорогой Троллей, а вот Стена Троллей оказалась спрятанной за низкими облаками.

Ну что же, мы не в обиде. Будет повод еще раз вернуться в Норвегию.

Где остановиться рядом с Лестницей Троллей?

Из статьи вы узнаете, что такое Тролльстиген, чем знаменита удивительная «трасса» и как добраться к Дороге троллей в Норвегии.

«Лестница троллей» (или как говорится в некоторых источниках «Дорога троллей») — популярная туристическая дорога и одно из самых запоминающихся и посещаемых мест в Норвегии. Сами норвежцы называют ее Тролльстиген. Протянувшись среди величественных гор Бископ, Конген, Дроннинген, в регионе Вестланн, узкий серпантин, состоящий из 11 резких поворотов, является ответвлением национальной дороги RV63.

Дорога троллей на карте Норвегии

Официальный адрес: 6300 Åndalsnes, Норвегия

Тролльстиген - немного истории

Строительство дороги Тролльстиген длилось 8 лет, и было начато по приказу короля Хокона VII. План прокладки маршрута через горы был разработан инженером Нильсом Ховденаку. И хотя уже к 1913 году дорога была завершена, у него появились еще более грандиозные планы, согласно которым автомобильная дорога должна была соединять долины Валльдален и Румсдален, поэтому обустройство решили продолжить.

И-за короткого лета, камнепадов и снежных лавин работы затянулись. Открыли «Лестницу троллей» в июле 1936 года, и с тех пор этот извилистый горный серпантин, поднимающийся на высоту в 858 метров, является важным туристическим маршрутом, привлекающим множество путешественников.

Лестница троллей - как добраться

Национальная дорога Тролльстиген, соединяющая норвежские города Валлдал и Ондалснес, протянулась от озера Лангватне, которое располагается в горах Стрюнефьелль, до самого моста Согге в губернии Румсдал. Если начинать поездку из Осло, то нужно следовать по трассе E136 через долину Румсдаль до города Ондалснес. Отсюда можно сесть на туристический автобус, ведущий прямо к «Лестнице троллей». Если же путешествие начинается с севера, например, из Тронхейма, то нужно доехать до Ондалснеса, свернуть на трассу RV63, которая приведет к мосту Согге.

Существует еще несколько вариантов маршрута, но все так или иначе ведут к городу Ондалснес, который является отправной точкой в поездке по «Дороге троллей». Ехать по ней приятнее на автомобиле, но путешествовать можно и на рейсовом автобусе.

Видео: туристический автобус на Дороге троллей

Удивительная съемка, сделанная со смотровой площадки Тролльстигена. Лайфхак для всех водителей туристических автобусов на Лестнице троллей (и для пассажиров заодно):

Подобно многим дорогам в Норвегии, «Лестница троллей» является гармоничным сочетанием природы и инженерной мысли. Отправляясь по ней в путешествие по красивейшим норвежским ландшафтам, невольно вспоминаются живописные пейзажи, описанные в легендарном романе Дж. Р. Р. Толкина. Высокие горные массивы, окутанные туманом, долины, поросшие буйной зеленью, причудливые каменные глыбы на каждом шагу, хрустальные водопады, шум которых слышен издалека и, конечно же, тропа, уходящая вдаль.

Вот такая она, Лестница троллей! (Тролльстиген, Норвегия)

Несколько интересных фактов о «Лестнице троллей»:

  • В некоторых местах Дорога троллей проходит под уклоном в 9% , что еще больше подчеркивает ее уникальность.
  • Как и многие горные трассы, Тролльстиген имеет очень узкие участки, ширина которых не превышает 3,3 метра . В таких местах запрещается проезжать на транспортном средстве, длиной более 12,4 метров. Большинство туристических автобусов «вписываются» в этот лимит. Но развлечение, прямо скажем, не для впечатлительных. Очень страшно - местами 😉
  • Всего у Тролльстиген 11 серпантинных поворотов , а потому путешествие по ней оказывается еще и довольно затяжным;
  • Из-за суровых погодных условий региона Вестланн Лестницу троллей закрывают в октябре . Побывать здесь, как правило, можно уже в мае, но даты открытия и закрытия Тролльстиген зависят от снежного покрова в горах.
  • Вдоль всей дороги для удобства туристов установлены специальные , где можно припарковать автомобиль и насладиться окрестными видами. Панорама Тролльстигена - еще один повод побывать здесь.

Приятным пунктом путешествия станет пикник, который можно устроить в зоне отдыха - они оборудованы в нескольких местах Лестницы троллей. Вот так норвежцы заботятся о туристах 🙂

Как выглядит туристический центр Тролльстигена?

На территории турцентра есть кафе Trollstigen Kafe, где можно перекусить, если у вас нет запасов еды для экспресс-пикника на Лестнице троллей. Вкусно и не слишком дорого!

Как делаются все эти панорамные снимки на Лестнице троллей?

А вот так! Лестница к смотровой площадке Тролльстигена

Отчеты пишет у нас Таня, а я лишь дополняю текст вставками, которые выделены зеленым курсивом.

3. Лестница троллей и Дорога орлов

На следующее утро мы встали в семь утра и обнаружили, что ночью по соседству с нами расположилась шведская семья. Они очень интересно решили вопрос с проживанием, разместив палатку на крыше автомобиля. Как выяснилось позже, такие комплекты продаются для самых разных машин.

Сережа сварил манную кашу с изюмом и курагой на завтрак - на природе даже каша кажется вкусной, хотя дома я ем ее пару раз в год - и, собрав вещи, мы двинулись к первой крупной достопримечательности Норвегии - Лестнице троллей.

По дороге нам то и дело встречались знаки Зимней Олимпиады 1994 года и Юношеской Олимпиады 2016 года в Лиллехаммере. Приятно, что по прошествии двадцати с лишним лет страна все еще гордится проведенными Играми. Сам Лиллехаммер - совсем маленький городок с населением 27 тысяч человек. Практически весь он уместился на фото - справа через реку.

Дорога постепенно становилась все более интересной - начали появляться горы, озера и небольшие водопады.

По дороге мы увидели коричневый указатель на ставкирку Ringebu и, так как не были сильно ограничены во времени, решили заехать. Ставкирка, или каркасная церковь, - самый распространенный в Скандинавии тип храмов. С 11 по 16 век в Норвегии было построено около 1700 таких церквей, которые начали сносить после чумы, когда население уменьшилось практически вдвое, и такое большое количество храмов стало излишним. До нашего времени дошло лишь 28 ставкирок, из которых мы, если не ошибаюсь, за поездку видели три.

Ставкирка в Рингебу относится к первой четверти 13 века - это было установлено по монетам, найденным в ходе археологических раскопок 1980-х годов. Всего в ходе раскопок было найдено 892 монеты, большинство из которых норвежские, принадлежат периоду 1217-1263 годов, когда правил Хокон Старый, при котором средневековая Норвегия достигла высшей точки своего процветания. Интересно, что среди найденных монет были также немецкие, шведские и датские. А самая старая датируется 1020 годом, когда Англией, Данией и Норвегией правил Кнуд Великий.

В 1630 году церковь была перестроена в форму креста, а в 1631 году к ней пристроили красный шпиль, что для ставкирок является необычным.

Вход во все ставкирки платный. Конкретно в Рингебу - около 6,5 евро с человека. Мы заходить не стали, так как планировали посетить другие ставкирки, в Хопперстаде (Hopperstad) и в Сейме (Seim). Возле церкви расположилось ухоженное кладбище - если бы не деревянный храм, то, можно сказать, как из американских фильмов. Такие же мы видели и рядом с другими ставкирками.

Продвигаясь вглубь Норвегии, мы не могли не заметить, как посуровела природа, обрела мощь. Тоненькие струйки водопадов превратились в огромные, шумящие потоки. Это очень впечатляет! Постепенно, ближе к концу отпуска, мы уже к ним привыкли, но первые мощные водопады восхитили нас до глубины души.


На дорогах Норвегии много съездов-карманов. В одном из них мы и остановились, чтобы немного побродить по окрестностям. Прямо рядом с дорогой протекала горная речка. Вода в ней (как и во многих других норвежских речках) такая прозрачная и изумрудно-зеленая, что хочется в ней искупаться. Но на самом деле, она очень холодная.

В горной части Норвегии, особенно если вы приехали в первый раз, хочется останавливаться буквально через каждые 500 метров: то из-за поворота выглянет водопад, но вдали покажутся скалы причудливой формы, то изумрудно-зеленая вода фьорда не даст отвести взгляд. Конечно, через пару дней к этому всему начинаешь потихоньку привыкать, но даже теперь, во время второго своего визита в страну троллей я большими глотками внимал великолепие суровой природы.

К Лестнице троллей мы подъехали к обеду. Trollstigen, так ее называют норвежцы, - одно из наиболее посещаемых туристических мест в Норвегии. Тролли встречают вас еще до того, как вы приблизитесь к первому витку серпантина.

Пообедать нам удалось с комфортом у подножия горы - здесь расположен кемпинг Trollstigen Camping , на территории которого много деревянных столов. Никто не запрещает ненадолго занять один из них, что мы и сделали. Честно говоря, мы все ощутили себя немного странно, поглощая Роллтон на фоне молчаливых суровых гор.

На Лестницу есть и пешие маршруты, но у нас в планах стояло доехать до вершины на машине по крутым серпантинам, населенным троллями. На парковке перед стартом в гору висит единственный “официальный” дорожный знак - “Внимание! Тролли!”

Если остановиться на обочине метров за 200 до начала серпантина и пройтись по одной из тропинок, уходящих в горы, можно обнаружить бурлящую горную речку и лес, идеально подходящий для обитания троллей и прочих сказочных существ.

Честно говоря, я не знаю, почему дорога имеет такое название. Но глядя на горы, окружающие долину, несложно представить, как в ущельях притаились страшные тролли, выжидающие, когда сгустятся сумерки и можно будет выйти на охоту. Согласно норвежским легендам, солнечный свет превращает их в камень, а потому днем ехать можно, в общем-то, безбоязненно. Кстати, с собой в путешествие мы брали книгу “Волшебные сказки Норвегии” для полного погружения в атмосферу. Сказки эти холодные, временами жестокие и кровожадные, населенные необычными для славянских народов существами: ниссе, хюльдры, драуги… Так и ждешь, что пока будешь спать себе спокойно в палатке, нападет на тебя кто-нибудь из них и утащит в лес.

Дорогу троллей построили в тридцатых годах прошлого столетия, а в 2005 году ее включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Маршрут, состоящий из 11 “шпилек”, поднимается на высоту 858 метров над уровнем моря. При этом уклон составляет 9%. Временами ширина дороги составляет не более 3,3 м, поэтому по пути встречаются специальные карманы, чтобы разъехаться со встречным транспортом - ну и для того, чтобы сделать пару фотографий. Из-за опасности трассы на зимний период ее закрывают, так что сюда надо приезжать с середины мая по ноябрь.

Примечательно, что некоторые навигаторы ни в какую не хотят прокладывать маршрут по дороге 63, на которой расположен серпантин Лестницы троллей. Возможно, это связано с неверными данными по сезонности этой дороги в электронных картах.

На Тролльстигене есть несколько мощных водопадов, до одного из которых (Stigfossen) можно практически дотронуться, делая вираж на одной из шпилек. Мы потрогали воду (не по дороге, а уже будучи наверху) - она ледяная!

Наверху путешественников ждет большая обзорная площадка, парковка, ресторан, туалет и множество магазинов с сувенирами. Надо сказать, что сувениры очень дорогие. Мы даже магниты покупать не стали, хотя обычно привозим из каждой поездки. К примеру, пара носков с надписью “Норвегия” стоила 1000 рублей.

На смотровой площадке и вокруг нее очень много туристов - большинство из них шведы, немцы и сами норвежцы. Не обходится, конечно, и без китайцев, но все-таки в Норвегии их существенно меньше, чем в любой другой посещенной нами стране - можно даже сказать, что не в городах их вообще почти нет. От обзорной площадки можно пройти по пешему маршруту длиной в 5,2 км - однако это в наши планы не входило. На такой высоте кое-где лежит снег, а температура - около 12 градусов. Но Сереже хоть бы хны - он все равно ходил в шортах и футболке. Другие туристы странно на него косились.

Надо сказать, что второй раз - после посещения - горы воспринимаются несколько спокойнее, хоть и вызывают безусловный восторг. Но, справедливости ради, из того, что мы видели до этого, только Вердонское ущелье и может сравниться с Лестницей троллей по красоте и природной мощи.

Переехав Лестницу троллей, мы двинулись дальше по направлению к фьорду Norddalsfjorden. По пути увидели таблички, указывающие на водопады Gudbrandsjuvet и решили остановиться посмотреть. Водопады оказались небольшими, но очень бурлящими, шумными - мне такие нравятся больше высоких, но стекающих тонкими струйками.

Правду говорят, что на то, как течет вода, можно смотреть вечно!

Рядом с этими водопадами, также как и рядом с Лестницей троллей, есть сувенирный магазинчик примерно с тем же ассортиментом. Отличие в том, что цены здесь пониже, а посетителей - на порядок меньше. Кроме того, здесь же есть одноименный с водопадами кемпинг.

А еще здесь нам впервые встретились “звери”, сопровождавшие почти все наше путешествие по Норвегии - огромные черные слизни. Они противные, но мы от них ни разу не пострадали - они не заползали к нам в палатку, не ползали по нашим вещам, но в кемпингах приходилось постоянно смотреть под ноги, чтобы не наступить на такого. Как мы выяснили позже, такие слизни бывают разных цветов, но черные преобладают.

Когда дорога проходит через маленькие деревеньки и хутора, интересно наблюдать не только за природой, но и за тем, как живут местные жители. Многие из них занимаются сельским хозяйством - в основном животноводством. Но немало и тех, кто занят земледелием. Нас поразило количество полей, сплошь засаженных клубникой!

Возле каждого такого поля стоит палатка, в которой в пластиковых контейнерах лежит клубника, а рядом - банка для денег и указана цена. За клубникой никто не следит, как и за банкой с деньгами. Ты просто кладешь нужную сумму и берешь контейнер. Возможно ли такое в России?..

Мы заплатили 4 евро за контейнер - по ощущениям в нем было грамм 700-800 - и поразились сладким и идеально ровным, как на подбор, ягодам. На улице 14 градусов - как они это делают?! Палатку с красным зонтиком можно разглядеть на фото ниже.

В зависимости от сезона на таких прилавках "самообслуживания" можно также купить яблоки, груши и даже черешню! Последняя - очень сладкая и крупная, созревает в этих широтах к сентябрю. Черешневые сады располагаются, в основном, южнее, в окрестностях города Odda.

Наевшись клубники, мы без приключений добрались до парома Eidsdal-Linge, идущего через фьорд Norddalsfjorden. Паром ходит каждые двадцать минут и помогает существенно сэкономить время - в объезд пришлось бы ехать более 300 километров. Корабль совсем маленький, буквально на 15-20 машин.

Когда мы подъехали, только-только закончилась погрузка, и нам пришлось ждать следующего парома, зато за это время мы успели погулять и пофотографировать.

В это время к нам подошел какой-то турист, чтобы порасспрашивать о том, как заселяться в кемпинги. Выслушав, он зачем-то спросил: “Вы местные?” - вопрос немного странный, так как он прекрасно видел наши российские номера.

В 19:20 мы, наконец, загрузились на паром. Вся поездка занимает всего 10-15 минут и стоит около 16 евро (цена за машину с водителем + 3 пассажира). С учетом того, что этот же маршрут по суше потребует около 24 литров бензина и около 6 часов непрерывной езды, выгода от использования парома в данном случае очевидна. Маршрут "по воде" пользуется спросом - за нами за двадцать минут ожидания собралась целая очередь, поэтому мы были рады, что приехали первыми.

Пересечение фьорда на пароме в Норвегии - такое же обычное дело, как проезд на другой берег крупной реки в нашей местности по мосту. Нередко бывает так, что паром позволяет несколько часов времени в пути. Тем не менее, при использовании этого вида транспорта надо знать некоторые особенности. Самая главная из них - это расписание движения. Оно может зависеть от времени суток, а также времени года. К примеру, большинство маршрутов не обслуживаются после полуночи и до раннего утра, а некоторые паромы значительно увеличивают интервал или вовсе не ходят в холодное время года (то есть ходят только в летние месяцы). Расписание паромов можно найти на сайте компании Fjord1, которая обслуживает большинство маршрутов в том регионе, где пролегал наш маршрут.

Во время поездки можно выйти на палубу полюбоваться окрестностями, правда, там очень сильный ветер. А можно посидеть в салоне со столиками и креслами.

Сойдя на берег, мы поехали к не менее известной, чем Лестница троллей, достопримечательности Норвегии - фьорду Гейрангер (Geiranger Fjord), о котором я подробно расскажу в следующей главе. В этот день, перед заселением в кемпинг, была запланирована только смотровая площадка на Дороге орлов (Ørnesvingen), с которой в хорошую погоду открывается панорама на фьорд.

Дорога орлов - это серпантин, состоящий, как и Лестница троллей, из 11 крутых поворотов, и поднимающийся от городка Гейрангер на высоту 620 метров над уровнем моря. Интересно, что эту дорогу иногда используют транспортные компании для тестирования транспортных средств.

Дорога была открыта в 1955 году и сразу стала популярным туристическим объектом. На одном из поворотов совсем недавно, в 2006 году, в рамках программы “Национальные туристические маршруты” устроили смотровую площадку, на которой мы и побывали.

На ночевку мы устроились в кемпинге Vinje Camping , неподалеку от Гейрангера. Этот кемпинг попроще, чем предыдущий. Он гораздо меньше, здесь почти нет трейлеров, но наоборот много палаток. Поскольку место популярное, кемпинг более интернациональный: помимо шведов, немцев и самих норвежцев, мы встретили чехов, голландцев, англичан и датчан.

Неподалеку от этого кемпинга есть еще один проверенный и недорогой вариант размещения в домиках со всеми удобствами - Fossen Camping . Но вот места для палаток там нет. Если вы собираетесь искать кемпинги стихийно, по месту, то вам может помочь база данных европейских кемпингов, которую можно импортировать практически в любой навигатор.

Практически на территории кемпинга есть достаточно большой, мощный и шумный водопад Kleivafossen, что можно было бы перевести как “Водопад Изгиб”. Мы переживали, что под его шум не сможем заснуть, но спалось просто отлично. Кстати, одна из туристок поставила свою палатку прямо в непосредственной близости от него - наверно, ей нравится спать под шум падающей воды.

Сам кемпинг находится в ущелье, поэтому вечером и ночью здесь все-таки темнело, хотя небо по-прежнему оставалось светлым, как днем. Например, фотографии водопада мы делали уже в десять вечера - как видите, практически не отличить от более ранних.

Благодаря близости природных достопримечательностей, народу в кемпинге довольно много, и мы не смогли найти ровное место для палаток - слишком близко к другим туристам ставить тоже не хотелось, поэтому пришлось выбрать место под небольшим уклоном. Главное ставить так, чтобы голова была выше, чем ноги, и чтобы не скатываться в боковой край палатки.

В кемпинге созданы все условия для долгосрочного проживания. Прямо на ресепшн можно купить консервы, лапшу быстрого приготовления, томатную пасту, зубные щетки, чистящие средства. Проживание здесь обошлось нам чуть больше, чем в 30 евро за ночь (легковая машина + 2 палатки + 4 человека), душ стоит 1 евро за пять минут.

На территории кемпинга много столов со скамейками, где можно расположиться для ужина. Однако мы все равно использовали свой складной стол. Это удобно - достал сухой стол из машины и поставил, куда тебе надо, а не ищешь свободный, мокрый от дождя. Ужинали мы рисом и рыбными консервами. Для удобства рис (и гречку) покупали в пакетиках. Дома я с трудом могу съесть пакетик риса, а здесь снова заметила, что порции мне показалось даже мало.

В следующей главе мы расскажем о нашем первом пешем походе - вдоль фьорда Гейрангер.

Ловля