Что на самом деле происходит в Мьянме. Разоблачение фейков

За последнюю неделю мир узнал о том, что в Мьянме уже не одно десятилетие тянется религиозно-этнический конфликт между буддистами и мусульманами, араканцами и рохинджа. Жертвами очередного обострения ситуации за последние 10 дней стали более 400 человек, 123 тысячи человек были вынуждены бежать из Мьянмы. Каковы причины исторического противостояния? Что на самом деле происходит в Мьянме? Почему столкновения этнических групп так всколыхнули весь мусульманский мир и не только?

Мьянма — это вообще где?

Мьянма — государство, расположенное в Юго-Восточной Азии, в западной части полуострова Индокитай. Население Мьянмы — около 60 миллионов человек из 135 этнических групп, 90% из них — буддисты.

Страна разделена на 7 административных областей и 7 штатов (национальных областей). Один из этих штатов — Ракхайн, расположенный на западном побережье страны по соседству с Бангладеш. Его население составляет около 3 миллионов человек, из них большинство — представители народности араканцы, исповедующие буддизм (у штата также есть альтернативное название — Аракан). Меньшинство населения штата (около 1 млн человек) — это рохинджа, исповедующие ислам.

С чего все началось?

Рохинджа считают себя одним из коренных народов Мьянмы. Однако в Нейпьидо (столице Мьянмы) их считают либо сепаратистами, либо беженцами из Бангладеш. Отчасти так оно и есть — все благодаря колониальному прошлому Мьянмы.

Все началось еще в XIX веке, во времена британской колонизации региона: Лондон активно привлекал мусульман из Бенгалии (ныне — Бангладеш) в Бирму (название Мьянмы до 1989 года) в качестве рабочей силы. Когда началась Вторая мировая война, Бирму оккупировала Япония. Местные жители в обмен на признание независимости страны встали на сторону Японии, мусульмане-бенгальцы поддержали Великобританию. Количество жертв этого противостояния в 1942 году исчисляется десятками тысяч человек.

В 1948 году Бирма обрела независимость от Великобритании, но не покой. Рохинджа начали партизанскую войну за присоединение к соседнему Восточному Пакистану (ныне Бангладеш). Бирма ввела военное положение в регионе. В последующие десятилетия война между сепаратистами и бирманскими войсками то вспыхивала, то угасала, а рохинджа тем временем становились «самым угнетаемым народом на земле».

Почему «самым угнетаемым народом»?

Так рохинджа прозвали правозащитники и пресса. Из-за того, что их не считают гражданами Мьянмы, они лишены всех гражданских прав.


Рохинджа не могут занимать административные должности, им часто отказывают в оказании медицинской помощи, они не имеют права на высшее образование, да и начальное получают не все. В стране также введен запрет для рохинджа иметь более двух детей.

Представители этого народа не могут законно покинуть страну, даже на территории Мьянмы их перемещение ограничено, а десятки тысяч рохинджа содержатся в лагерях для перемещенных лиц — то бишь в резервациях.

А что случилось сейчас?

Очередной виток конфликта. Ситуация резко обострилась 25 августа этого года. Сотни сепаратистов из движения «Армии спасения рохинджа Аракана» (АСРА) совершили нападения на 30 опорных пунктов полиции, были убиты 15 полицейских и военных. После этого войска приступили к антитеррористической операции: всего за одну неделю военными были убиты 370 сепаратистов-рохинджа, также сообщалось о 17 случайно погибших местных жителях.


Сотрудник полиции Мьянмы осматривает сожженный дом в городе Маундо, Мьянма. 30 августа 2017 года. Фото: Reuters

Однако беженцы рохинджа рассказывают о тысячах убитых односельчан, уничтожении и поджогах их деревень, зверствах, пытках и групповых изнасилованиях, массово совершаемых солдатами и полицейскими либо местными добровольцами.

Одновременно в интернете и мировых СМИ стали появляться свидетельства живущих в Ракхайне буддистов, рассказывающих о точно таких же массовых преступлениях против человечности, совершаемых как боевиками-рохинджа, так и просто их соседями-мусульманами.

А как на самом деле?

В точности о происходящем на западе Мьянмы сейчас никто не знает — в штате объявлено военное положение. В Ракхайн не допускаются журналисты и сотрудники правозащитных организаций.

Кроме того, в Нейпьидо отказали ООН в поставке предметов первой необходимости, воды и медикаментов для пострадавших от столкновений рохинджа. Не принимают помощь власти Мьянмы и от других гуманитарных организаций.

И да — международных инспекторов в зону конфликта также не допускают.


Какова мировая реакция?

На прошлой неделе Великобритания потребовала рассмотреть положение народа рохинджа в Мьянме на специальном заседании Совета Безопасности ООН, однако это предложение отверг Китай. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призывает Нейпьидо к урегулированию конфликта на постоянной основе.

Многие мировые лидеры также осудили проявления насилия в Мьянме и призвали власти страны взять ситуацию под контроль.

С резкой критикой действий властей Мьянмы выступил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. 1 сентября он обвинил власти страны в геноциде рохинджи.

«Была бы моя воля, была бы возможность, я бы нанес туда ядерный удар. Просто уничтожил бы тех людей, которые убивают детей, женщин, стариков», — заявил 2 сентября глава Чечни Рамзан Кадыров. А 3 сентября в Грозном, столице Чечни, прошел митинг, на который, по словам местной полиции собралось около миллиона человек.


Также различные акции протеста прошли в Пакистане, Индонезии, Бангладеш и других странах.

Так, а что сейчас происходит с рохинджа?

Они массово покидают Ракхайн, как это уже было в 1989, 2012, 2015 годах, после каждого обострения религиозно-этнического конфликта.

Выбор, куда бежать, у рохинджа невелик. Штат граничит с Бангладеш, поэтому основные потоки беженцев устремляются в эту страну по суше — но там их никто не ждет. Бангладеш и так является одной из самых густонаселенных стран в мире, к тому же на территории страны в лагерях беженцев за последние годы уже скопились, по разным оценкам, от 300 до 400 тысяч представителей этого народа, из них 123 тысячи рохинджа — только за последние 10 дней.


Лодка, на борту которой находились бежавшие из Мьянмы рохинджа, перевернулась в реке Наф. Тела погибших обнаружили бангладешские пограничники. 31 августа 2017 года. Фото: Reuters

Рохинджа также бегут в Индию — по морю: но там их тоже не ждут. Власти Индии заявили о намерении выслать 40 тысяч рохинджа, несмотря на то что ООН признала часть из них беженцами, а международное право запрещает высылать беженцев в страну, где им может грозить опасность. Но в Нью-Дели парируют тем, что страна не подписала конвенцию о статусе беженцев и все нелегальные иммигранты будут депортированы.

Часть рохинджа принимают Таиланд, Индонезия и Малайзия. Но даже в мусульманской Малайзии власти отказались выдавать удостоверения беженцев всем без исключения рохинджа, объяснив свое решение тем, что это приведет к массовому притоку мусульман из Мьянмы, что для руководства Малайзии «недопустимо». При этом в Малайзии уже находятся не меньше 120 тысяч беженцев-рохинджа.

Единственная страна, которая официально предложила убежище всем без исключения рохинджа — это Гана. Но рохинджа надеются на то, что смогут жить в стране, которую считают своей родиной, а не в Западной Африке.

Смогут ли?

На этот вопрос, к сожалению, нет ответа.

Долгое время Мьянмой управляла военная хунта, которая все вопросы с рохинджа решала единственным методом — силовым.

В 2016 году в Мьянме впервые за полвека к власти пришли либерально-демократические силы, хотя 25% депутатов обеих палат парламента по-прежнему назначаются армейским руководством. Пост президента занял представитель партии «Национальная лига за демократию» Тхин Чжо, а лидер партии Аун Сан Су Чжи получила пост министра иностранных дел и государственного советника (должность, примерно соответствующая премьер-министру). Аун Сан Су Чжи — лауреат Нобелевской премии мира 1991 года. Она почти 15 лет находилась под домашним арестом, куда была заключена военной хунтой.


Западная пресса называла ее признанным борцом за демократические ценности и другом многих известных западных лидеров. Однако теперь западные СМИ указывают, что с приходом ее партии к власти в стране мало что изменилось.

На самом деле Аун Сан Су Чжи по Конституции не имеет влияния на военные силы страны, обладающие в Мьянме особым статусом.

Год назад она создала специальную комиссию по проблемам рохинджа, которую возглавил Кофи Аннан. В течение года комиссия постоянно посещала штат Ракхайн, обсуждала ситуацию с местными жителями — араканцами и рохинджа — и детально документировала все происходящее. По итогам собранного материала 24 августа 2017 года комиссия опубликовала 70-страничный доклад с рекомендациями, как правительству Мьянмы выйти из существующего положения. А 25 августа сепаратисты из АСРА напали на правительственные блокпосты и началась очередная эскалация конфликта.

По данным «Международной антикризисной группы», лидером АСРА является Ата Улла. Он представитель народности рохинджа, родился в Пакистане, но вырос в Саудовской Аравии. Там же он получил религиозное образование, до сих пор поддерживает тесные связи с этой страной и получает от нее финансовую помощь. Предполагается, что сепартисты из АСРА проходят подготовку в тренировочных лагерях в Пакистане, Афганистане и Бангладеш.

Воскресная несанкционированная, но, вероятно, не стихийная у посольства Мьянмы вряд ли привлекла бы внимание широкой общественности хотя бы потому, что собравшиеся протестовали против гражданского конфликта за тридевять земель от границ России.

Но в центре внимания она оказалась не потому, что россиянам так близки проблемы мигрантов из Бангладеш в Мьянму, а из-за того, как быстро произошла самоорганизация стихийного митинга, причем в роли фермента выступили представители Чечни.

Своих в обиду не дадим

Дело в том, что у определенных слоев мусульман очень развито чувство солидарности с единоверцами, и для них совершенно не имеют значения подробности. Главное для них - что «наших бьют», разъясняет сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.

«В мусульманском самосознании элемент солидарности со всеми „братьями“ действительно присутствует, причем если где-то происходит конфликт мусульман с немусульманами, то первые даже не разделяют себя на суннитов, шиитов и так далее», - сказал он «Ридусу».

Хотя правительство Мьянмы, несмотря на официальный буддизм, поддерживает порядок в стране не одним только пением мантр - но и мусульмане в этой стране тоже, мягко говоря, не белые и пушистые, и исламистские группировки регулярно нападают на полицейские участки и другие органы власти, напоминает эксперт.

«Про Мьянму как таковую, не говоря уже о народности рохинья, скорее всего, многие из участников митинга до этого митинга и не знали. Но это не играет никакой роли для собравшихся. Для них важно, что где-то обижают „своих“. Где это „где-то“, никакого значения не имеет, хоть на Луне. Исламская солидарность - она универсальная, не персонифицированная. Есть свои и чужие, этого достаточно, чтобы эмоции вспыхнули», - говорит Долгов.

Однако не стоит воспринимать эту готовность мусульман немедленно прийти на помощь неизвестным братьям как угрозу для немусульман, добавляет он.

«В самом деле, время от времени возникают такие опасения, что Чечня является тем регионом, через который в Россию может проникнуть политический ислам. То, что представители Чечни были тут как тут на митинге у посольства Мьянмы, никоим образом законов России не нарушило. Тем более что воскресная акция была совершенно локальной и направленной не вовнутрь России, а на внешнеполитическую ситуацию», - поясняет Долгов свою позицию.

А кто против любви и мира, тех мы уничтожим

Не надо воспринимать акцию у посольства Мьянмы как эксцентричную выходку группы маргиналов - ведь в России у участников этой акции более 20 миллионов единоверцев, сказал «Ридусу» директор Центра партнерства цивилизаций Вениамин Попов.

«Я только что вернулся из Грозного и знаю, что число мусульман в России растет гораздо быстрее, чем число представителей любых других конфессий. Семьи у мусульман существенно многодетнее, и это важный фактор цивилизационного лица России в недалеком будущем», - говорит он.

Именно поэтому критически важно гарантировать, чтобы новые поколения мусульман не оказались заражены вирусом политизированного ислама экстремистского толка, представители которого являют собой питательную среду для всего спектра террористов во всем мире, от Европы до Юго-Восточной Азии, предупреждает эксперт.

«На планете ислам исповедует 1,7 миллиарда человек. Экстремистов среди них доли процента, если говорить об абсолютных цифрах. Но, как известно, ложка дегтя отравляет бочку меда. И очень хорошо, что Рамзан Кадыров так резко реагирует на любые несправедливости в отношении ислама как религии, исходят ли они со стороны правительства Мьянмы или со стороны „паршивых овец“ - исламских фанатиков», - считает Попов.

По мнению эксперта, эти «паршивые овцы» могут пытаться инфицировать вирусом исламизма как можно больше людей, используя для этого любые инциденты с участием мусульман. «Они внушают своей целевой аудитории, что мы, конечно, за мир и любовь, но „истинный воин джихада“ обязан безжалостно уничтожать всех, кто их понятия любви не разделяет», - говорит он.

Поэтому важно, чтобы с четким обозначением позиции от имени 20 миллионов российских мусульман выступил не только Рамзан Кадыров, который формальных полномочий на это не имеет, но и Рустам Минниханов как глава самого крупного мусульманского субъекта РФ и председатель группы «Россия - Исламский мир», а также глава Совета муфтиев России, указывает Попов.

Опасность конфликта в далекой Мьянме может нести скрытую угрозу для России по той причине, что ее буддистский регион Калмыкия граничит с мусульманским Дагестаном. И Центр партнерства цивилизаций намерен делать все, что в его силах, чтобы сожжение статуй Будды, которое исламисты устроили в понедельник в Мьянме, не перекинулось, не дай Бог, на российские регионы, подчеркивает его руководитель.

В штате Аракан в Мьянме за последние трое суток в результате атаки военных погибло около двух-трех тысяч мусульман, более 100 тысяч мусульман были выселены из своих домов.

Как передает сайт , об этом сообщила агентству «Анадолу» пресс-секретарь Европейского совета мусульман-рохинья (ERC) Анита Шуг.

По ее словам, в последние дни военные совершили в Аракане больше преступлений против мусульман, чем в 2012 году и октябре прошлого года. «Ситуация никогда не была столь ужасающей. В Аракане практически совершается планомерный геноцид. Только в селе Саугпара в пригороде Ратхедаунга накануне произошло кровопролитие, в результате которого погибло до одной тысячи мусульман. Выжил только один мальчик», — сказала Шуг.

Как сообщают местные активисты и источники, за кровопролитием в Аракане стоит армия Мьянмы, сказала представитель ERC. По ее словам, на данный момент около двух тысяч мусульман-рохинья, выселенных из своих домов в Аракане, находятся на границе между Мьянмой и Бангладеш, поскольку официальная Дакка приняла решение закрыть границу.

Пресс-секретарь также сообщила о том, что села Анаукпьин и Няунгпьинги окружены буддистами.

«Местные жители направили послание властям Мьянмы, в котором отметили, что они не виновны в происходящих событиях, и обратились с просьбой снять блокаду и эвакуировать их из указанных сел. Но ответа не последовало. Точных данных нет, но могу сказать, что в селах находятся сотни человек, и все они в большой опасности», — добавила Шуг.

Ранее активист из Аракана, доктор Мухаммед Эйюп Хан сообщил, что араканские активисты, проживающие в Турции, призвали ООН содействовать незамедлительному прекращению кровопролития в отношении мусульман-рохинья в штате Аракан, которое совершают вооруженные силы Мьянмы и буддистские священнослужители.

«В Аракане царит невыносимая атмосфера преследования: людей убивают, насилуют, сжигают заживо, и это происходит практически ежедневно. Но правительство Мьянмы не допускает в штат не только журналистов из других стран, представителей гуманитарных организаций и сотрудников ООН, но и местную прессу», — сказал Эйюп Хан.

По его словам, в 2016 году несколько молодых мусульман, не выдержав давления властей, атаковали три КПП с дубинками и мечами, после чего правительство Мьянмы, воспользовавшись возможностью, закрыло все контрольно-пропускные пункты, а силы безопасности начали нападать на поселки и села в штате Аракан, убивая местных жителей, в том числе детей.

Активист напомнил, что 25 июля ООН учредила специальную комиссию из трех человек, которая должна была заняться выявлением фактов преследований в Аракане, но официальная Мьянма заявила, что не допустит сотрудников ООН в штат.

«Воспользовавшись бездействием международного сообщества, 24 августа правительственные силы осадили еще 25 сел. А когда местные жители попытались оказать сопротивление, началось кровопролитие. По полученным нами данным, только за последние трое суток погибли около 500 мусульман», — сказал Эйюп Хан.

В соответствии с нормами ООН, в отношении стран, в которых был совершен геноцид, должны быть введены санкции, но международное сообщество не соглашается с тем фактом, что в отношении мусульман-рохинья в Мьянме совершается геноцид, отметил активист. «ООН предпочитает называть происходящее здесь не геноцидом, а этнической чисткой», — подчеркнул Эйюп Хан.

По его словам, около 140 тысяч человек в Аракане были изгнаны из мест постоянного проживания. В штате сжигаются дома мусульман, и их размещают в лагерях.

По словам активиста, исламофобские настроения, которые царят в Мьянме с начала 1940-х годов, являются частью специального плана, в соответствии с которым правительство Мьянмы и буддисты пытаются очистить штат Аракан от мусульман, используя самые жестокие методы.

Вице-премьер Турции Бекир Боздаг заявил, что Анкара решительно осуждает массовые убийства мусульман в Мьянме, которые «во многом схожи с актами геноцида».

«Турция обеспокоена ростом насилия, убийством и ранением жителей Мьянмы. ООН и международное сообщество не должны оставаться безучастными к этим событиям, которые во многом напоминают геноцид», — сказал Боздаг.

Что такое Мьянма? В свое время эта страна в Юго-Восточной Азии была известна как Бирма. Но местные жители это название не любят, считая его чужеземным. Поэтому после 1989 года страна была переименована в Мьянму (переводится как «быстрый», «сильный»). Со времени получения страной независимости в 1948 году в Бирме велась гражданская война, в которой участвовали бирманские власти, коммунистические партизаны, повстанцы-сепаратисты. А если к этому взрывоопасному «коктейлю» добавить наркодельцов «Золотого треугольника», охватывавшего помимо Мьянмы еще Таиланд и Лаос, то станет очевидно, что ситуация на бирманской земле не символизировала тишь да гладь. С 1962 и до 2011 года страна управлялась военными, а глава победившей в 1989 году оппозиционной Демократической Лиги, будущая лауреат Нобелевской премии мира До Аун Сан Су Чжи надолго оказалась заключена под домашний арест. Страна оказалась в довольно заметной изоляции от внешнего мира – в том числе в связи с западными санкциями. Но за последние годы в Мьянме произошли заметные изменения, были проведены выборы. И в прошлом году Аун Сан Су Чжи стала министром иностранных дел и государственным советником (де-факто премьер-министром). В стране с населением в 60 млн человек, насчитывается более ста народностей: бирманцы, шаны, карены, араканцы, китайцы, индийцы, моны, качины и др. Подавляющее большинство верующих – буддисты, есть христиане, мусульмане, анимисты. – Мьянма как многонациональная страна испытывает груз проблем подобного рода, – комментирует директор Центр АСЕАН при МГИМО Виктор Сумский. – Новым правительством страны делаются попытки урегулировать конфликтные ситуации, но по факту получается, что на первый план вышла именно проблема рохинджа... Итак, кто такие рохинджа? Это этническая группа, компактно проживающая в мьянманском штате Ракхайн (Аракан). Рохинджа исповедуют ислам. По оценкам, их численность в Мьянме составляет от 800 тыс до 1,1 млн человек. Считается, что большая их часть переселилась на территорию Бирмы еще во времена британского колониального владычества. Власти Мьянмы именуют рохинджа нелегальными иммигрантами из Бангладеш – и на этом основании отказывает им в гражданстве. Закон запрещал им рожать более двух детей. Власти пытались переселить их в Бангладеш – но и там их особо никто не ждал. Не случайно ООН называет их одним из самых преследуемых меньшинств в мире. Многие представители рохинджа бегут в Индонезию, Малайзию, Таиланд. Но ряд стран Юго-Восточной Азии – в том числе мусульманских – отказывается принимать этих беженцев, и суда с мигрантами разворачивают в море. Во время Второй Мировой войны, когда Бирма была оккупирована Японией, в 1942 году произошла т. н. «араканская резня» между мусульманами-рохинджа, получивших оружие от британцев, и местными жителями-буддистами, поддерживавшими японцев. Десятки тысяч человек погибли, множество людей стали беженцами. Само собой, эти события не добавили доверия в отношения между общинами. Время от времени в местах компактного проживания рохинджа вспыхивали серьезные трения, доходившие нередко до кровопролития. В то время как исповедующие буддизм бирманцы устраивают мусульманские погромы в Ракхайне, лидер тибетских буддистов Далай-лама призывал нобелевскую лауреатку Аун Сан Су Чжи поддержать представителей народности рохинджа. Высказывался в защиту бирманских мусульман и генсек ООН Пан Ги Мун. Не молчали по этому поводу и на Западе - и в Евросоюзе, и в США (хотя, конечно, в введенных в свое время против Мьянмы санкциях первую роль играла не проблема мусульманского меньшинства). А с другой стороны, проблему мусульман в Бирме в прошлые десятилетия активно использовали и различного рода теоретики «глобального джихада» - от Абдаллы Аззама до его ученика Усамы бен Ладена. Так что нельзя исключать и того, что этот регион может стать новой точкой конфликта, куда потянутся сторонники самых радикальных группировок джихадистского толка - как это произошло, скажем, на Филиппинах. Ситуация особенно обострилась после...

Фишки