Большие вяземы усадьба голицыных. Большие Вязёмы и Захарово: "Подмосковный пушкинский заповедник"

Большие Вяземы - крупный поселок городского типа, находящийся в 20 километрах от города Одинцово в Московской области.

В первую очередь Вяземы связаны с именем Пушкина. Все детство, вплоть до поступления в лицей, Александр Сергеевич провел в усадьбе Захарово, находящейся по соседству с Большими Вяземами. Захарово принадлежало бабушке поэта по материнской линии, Марии Алексеевне Ганнибал. Именно в Захарово и Вяземах Пушкин впервые столкнулся с русской природой, с жизнью помещиков и крестьян, здесь начал писать свои первые стихи.

В имении Марии Алексеевны не было храма, и Пушкины ездили в Вяземы на церковные службы. На одном из балов, устроенных в Вяземах, поэт впервые встретился с Натальей Гончаровой.

Два имения нашли отражение в поэме «Евгений Онегин». Захарово стало прототипом усадьбы Лариных, а Большие Вяземы - Онегинским домом. Дворец Голицына, владельца усадьбы в Больших Ваземах, именуют Домом Пиковой дамы. Пушкин никогда не скрывал, что прообразом главной героини повести была княгиня Н.П. Голицына, мать хозяина имения Вяземы. История этого имения связана не только с родом Голицыных, но и с другими известными фамилиями. С какими же?.. Вы узнаете это, прочтя текст до конца.

Большие Вяземы - история

Сейчас Большие Вяземы занимают второе место в Одинцовском районе по числу промышленных предприятий. Но было ли так всегда? Чем привлекательны Большие Вяземы для экскурсионных туров? Давайте перенесемся на четыре с половиной столетия назад.

В России узнали о Больших Вяземах в 1556 году . Здесь можно было остановиться для того, чтобы поменять лошадей и отдохнуть перед прибытием в Москву - еще не усадьба, а ямская станция, Большие Вяземы были последней остановкой на Смоленской дороге перед прибытием в столицу. Здесь частенько назначались встречи с иноземными послами, не удостоенными чести быть принятыми на шикарном приеме в царских палатах.

Возможно, именно политическая важность сыграла решающее значение в том, что в 1586 году Большие Вяземы были пожалованы Борису Годунову. Он моментально развернул на ям-станции строительство.

Большие Вяземы меняются на глазах. Вырастают барский дом, Никольская церковь, храм Преображения Господня. Закладывается Иоанно-Богословский монастырь , строится здание ярмарки . Все это великолепие Борис Годунов окружает деревянной стеной с пятью сторожевыми башнями. Большие Вяземы, по сути, превращаются в крепость.

В годы Смуты Большие Вяземы становятся загородным дворцом Лжедмитрия. В 1606 году здесь останавливается Мария Мнишек. Она привезла с собой многотысячную свиту и пробыла во дворце совсем недолго. А после ее отъезда в усадьбе Большие Вяземы вспыхнул сильный пожар, уничтоживший большую часть имения. Смутное время было щедро на восстания, которые нередко заканчивались пожарами. В одном из них сгорел и терем Бориса Годунова…

Пришедший к власти Михаил Федорович, основатель династии Романовых, в 1618 году приписал усадьбу Большие Вяземы к дворцовому ведомству.

Последующие несколько десятилетий не были отмечены какими-либо важными событиями. Постройки Больших Вязем потихоньку начинают хиреть.

В 1694 году, благодаря Петру Первому, усадьба становится собственностью Бориса Голицына и с тех пор Большие Вяземы навсегда связаны с родом Голицыных. И, хоть сподвижник первого российского императора уже имел комфортное имение Дубровицы, он много сил положил на возрождение Вязем. Сам же Петр I всего два раза приезжал в Большие Вяземы - в 1701 и 1705 годах.

В Больших Вяземах, помимо господского дома, были суконная фабрика, две мельницы, конский завод и плотина. Село насчитывало 30 дворов. В конце XVIII века здесь был выстроен дворец, вокруг которого разбили красивый парк. По нему-то и любил гулять А.С. Пушкин , приезжая в Вяземы.

Интересен факт, что в 1812 году в Больших Вяземах останавливались и Кутузов, и Наполеон. Документальных подтверждений не сохранилось, но поговаривают, что они могли ночевать в одной и той же комнате с разницей всего в сутки!

В Больших Вяземах бывали также Павел I, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой.

Последний владелец усадьбы, Дмитрий Борисович Голицын, в 1908 году устроил в Больших Вяземах дачный поселок . Красивая, истинно русская местность полюбилась русской аристократии.

Но пришла революция, и Вяземы превращаются в совхоз. В барском доме размещается приют для беспризорников. Впоследствии в усадьбе Большие Вяземы сменили друг друга с десяток различных учреждений: санаторий, парашютная школа, танковое училище, разнопрофильные институты.

Из имения было вывезено около 60 ценностей, среди которых были гравюра с изображением родословного древа Голицыных и фамильные драгоценности. По районным библиотекам разошлись уникальные семейные книги.

Что можно посмотреть, приехав в Большие Вяземы с экскурсионным туром?

Хорошо, что люди имеют привычку одумываться вовремя. В конце 1980-х годов в Больших Вяземах краеведы начинают создавать музей.

А в 1994 году здесь образуется Историко-литературный музей-заповедник Пушкина , состоящий из двух усадеб - Захарово и Большие Вяземы . В этом же году музею присваивается звание Государственного музея-заповедника.

Сейчас, приезжая в Большие Вяземы с однодневным туром, можно увидеть дворцово-парковый ансамбль, сохранивший элементы XVI века, Преображенскую церковь, дворец с двумя флигелями, звонницу, несколько бытовых построек и парк XIX века.

Музей очень интересен, в нем представлены самые разнообразные экспозиции - есть даже кукольные комнаты и оловянные солдатики в мундирах XIX века. Интерьеры комнат, мундиры, портреты хозяев… Здесь по-настоящему уютно, отсюда не хочется уходить.

В Захарове сохранился пруд, на берегу которого Пушкин любил сидеть, подбирая рифмы к словам. Здание усадьбы полностью восстановлено и в нем находится «музей детства» поэта . Здесь хранятся поистине уникальные вещи, рассказывающие о культуре XVII-XIX веков.

Если вы цените наследие, доставшееся нам от лучших представителей русской аристократии, если хотите познакомить детей с историей России, неотделимой от истории отдельно взятых людей, вам непременно нужно поехать на выходные в Большие Вяземы. Пройтись по аллеям парка, посидеть у пруда, посетить экспозиции, увидеть оригинальную звонницу и зайти в храм… Можно с уверенностью сказать, что усадьба Большие Вяземы не разочарует и надолго запомнится.

Большие Вязёмы — усадьба с уникальной, почти 500-летней историей. Впервые о ней упомянули в летописи XVI века. Тогда здесь располагалась последняя подмосковная станция на старой Смоленской дороге. Село, находившееся тут, носило название Никольское-Вязёмы.

История усадьбы Большие Вязёмы

За несколько веков на территории усадьбы происходило множество важных исторических событий.

Вотчина Бориса Годунова

В 1585-86 годах царь Федор I Иоаннович отдал во владение Борису Годунову село Нижние-Вязёмы. Тот незамедлительно начал строительство, возвел деревянный терем и разбил сады.

Храм Живоначальной Троицы

В 1598 году, благодаря теперь уже царю Борису Годунову, здесь появился храм Живоначальной Троицы. Одновременно с ним возвели двухъярусную звонницу в не характерном для Подмосковья псковском стиле. В то время каменные храмы были большой редкостью.

Храм освятили в 1600 году, после того, как расписали. Даже сейчас можно увидеть уникальные фрески того времени.

В начале XVII века в селе Нижние Вязёмы, помимо храма, существовали также церковь, посвященная Николаю Чудотворцу, деревянный дворец Бориса Годунова, Храм Иоанна Богослова со звонницей и ярмарка.

Вокруг них возвышались стены и башни из дерева со рвом, поэтому имение больше походило на крепость. До наших времен дошел только Храм и звонница.

Смутное время

В Смутное время усадьбу заняли войска Лжедмитрия I, и какое-то время она служила ему загородным дворцом. В 1606 году в Вязёмах, по дороге в Москву, останавливалась невеста Лжедмитрия I, Марина Мнишек.

Как только она уехала, произошел сильнейший пожар, в котором пострадала большая часть села. Деревянный дворец Бориса Годунова также сгорел.

А поляки из свиты будущей жены Годунова оставили в храме множество свидетельств своего присутствия. Историки до сих пор находят новые надписи.

Усадьба Голицыных

В 1613 году на престол взошел царь Михаил Федорович. Через несколько лет он сделал имение Большие Вязёмы частью дворцового ведомства.

Следующее упоминание об усадьбе появляется только в 1694 году, когда Петр I подарил ее Борису Алексеевичу Голицыну. Он бывал здесь довольно редко, но приложил много усилий к восстановлению Больших Вязём.

Борис Голицын заново освятил оскверненный Лжедмитрием храм Живоначальной Троицы. Теперь тот стал называться Свято-Преображенским. При Борисе Алексеевиче храм был увенчан белокаменной короной в стиле барокко.

В 1701 и 1705 годах император Петр I посетил Большие Вязёмы.

Здание усадьбы было построено в 1784 году по заказу Николая Михайловича Голицына. Он избрал стиль французского классицизма Людовика XVI, и в то же время разбил парк.

Флигели, по которым можно побродить и сейчас, относятся к 1771-72 годам.

Князь Николай приезжал сюда на лето, интересовался садоводством и положил начало знаменитой библиотеке Голицыных. В 1797 году здесь гостил Павел I, в честь чего был устроен пышный обед.

В начале XIX века усадьба переходит Борису и Дмитрию Голицыным, которые, как только началась война 1812 года, именно отсюда отправились в армию.

После Бородинского сражения в Усадьбе Голицыных останавливался Михаил Кутузов. Сюда же доставили раненого генерала Багратиона. А следом, после отъезда Кутузова, прибыл император Наполеон. Он разместил здесь пехотный и драгунский корпуса и задержался двое суток. О размещении двух армий свидетельствует памятник, который можно посмотреть в парковой части усадьбы.

Следующий владелец имения — генерал-губернатор Москвы, князь Дмитрий Голицын, который разработал программу архитектурно-градостроительного развития города. Также он был и начальником царской охоты. Он любил усадьбу и привез сюда множество документов из архива Голицыных, впечатляющее собрание книг, а также уникальные полотна.

Князь Борис, его наследник, жил во Франции и не следил за имением.

В 1882 году усадьбу получает Дмитрий Борисович Голицын. Он обустраивает по соседству дачный поселок, здесь появляется железная дорога и станция Голицыно.

Судьба усадьбы сильно изменилась после революции. Князь Дмитрий эмигрировал в Европу и вскоре отсюда увезли множество ценностей, среди них — гравюру семейного древа князей Голицыных. Уникальное собрание книг было отдано библиотекам. Драгоценности князей передали Оружейной палате.

Большие Вязёмы в XX веке

После революции 1917 года в зданиях имения разместили колонию для беспризорников, затем — санаторий партийных служащих. Перед второй мировой войной на территории усадьбы какое-то время существовали парашютная школа и танковое училище. До 1943 года тут был военный госпиталь.

После войны — Зоотехнический и Полиграфический институты и НИИ Фитопатологии. В 1948 году Большие Вязёмы вносят в реестр памятников союзного значения.

Здесь успели побывать такие известные личности, как Валерий Брюсов, Лев Николаевич Толстой, Николай Гоголь, Николай Пржевальский, Анатолий Луначарский.

Музей-заповедник А. С. Пушкина

В наши дни Большие Вязёмы — часть государственного историко-литературного музея-заповедника имени А. С. Пушкина.

Пушкин в Больших Вязёмах

Неподалеку от усадьбы располагается Захарово , имение бабушки Александра Сергеевича Пушкина, Марины Алексеевны. С 1805 по 1830 годы его семья периодически посещала Вязёмы ради церковных служб. Здесь же, у Спасо-Преображенского храма — могила брата Александра, Николая.

Именно на балу, устроенном князем Голицыным в своей усадьбе, Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой.

Усадьба Голицыных вдохновляла поэта. Считается, что Александр Сергеевич использовал Большие Вязёмы при описании имения Евгения Онегина. В усадьбе появлялась и княгиня Наталья Петровна Голицына, которую считают прототипом Пиковой дамы.

Цена билетов и режим работы

Входные билеты на территорию парка в усадьбе Вязёмы стоят 50 р.

Детям до 7 лет и лицам старше 80 лет вход бесплатный.

Есть несколько категорий льгот при посещении парка, экспозиций и выставок Музея-заповедника Пушкина. Точную информацию можно посмотреть на официальном сайте. Там же — есть возможность заранее приобрести входные билеты.

Музей работает с 10.00 до 17.00. Выходной день — понедельник и последняя пятница месяца. Касса закрывается в 16.30. Экспозиции и выставки можно посетить с 10.00 до 17.00.

Индивидуальное посещение без предварительной договоренности. Бронирование экскурсий необходимо заранее. Это возможно по телефону, электронной почте или при помощиформы на сайте .

В 2020 году в летний период:

  • с 1 апреля по 1 сентября для Восточный (Гостевой) флигель закрыт для посещения в среду, Западный(Кухонный) — во вторник.
  • с 18 мая по 30 сентября: экспозиции и выставки дворца в выходные и праздничные дни работают с 10:00 до 19:00; территория парка по будням открыта с 9:00 до 18:00, в выходные и праздничные дни с 9:00 до 19:00.

Что посмотреть

Сейчас в воссозданном заново здании конюшни размещен Музей Бориса Годунова. В нем можно увидеть костюмы из оперы Борис Годунов и археологические находки, обнаруженные на месте сгоревшего деревянного терема.

Можно посетить Спасо-Преображенский храм, Дворец усадьбы, Музей Бориса Годунова, Восточный и Западный флигеля. Можно прогуляться по парку, который был высажен в 1771 году, как раз, когда строились оба флигеля.

Во дворце для посещения открыты несколько залов, которые посвящены самым ярким историческим событиям. Например, парадная столовая, где проводился обед в честь прибытия Павла I, иностранная библиотека, в которой останавливались Наполеон и Кутузов.

Не пропустите и дамскую гостиную, будуар Натальи Петровны Голицыной. На втором этаже располагается масонский зал с портретами членов ложи и кабинет генерал-губернатора Дмитрия Голицына. Воссоздана также приемная Наполеона.

Не менее интересны и временные выставочные композиции. Ознакомиться с расписанием мероприятий, временных выставок и концертов можно .

На территории есть детский центр, где детишек обучают английскому, изобразительному мастерству, журналистике. При желании, здесь можно организовать празднование дня рождения, свадьбы, собрания клубов, культурно-массовые мероприятия.

Как доехать в Большие Вязёмы

Сейчас Смоленская дорога носит название Можайское шоссе или трасса А100.

На машине

На автомобиле от МКАДА можно доехать по Можайскому и Минскому шоссе.

Если вы выбрали Минское шоссе, на 44 км нужно съехать на Петровское шоссе, в сторону Малых Вязём. Затем — по Можайскому шоссе — до усадьбы Вязёмы.

По Можайскому шоссе все гораздо проще — нужно ехать по прямой до 44 км Можайского шоссе.

Как доехать до усадьбы Большие Вязёмы

На электричке

От Белорусского или Савеловского вокзала — электричкой до станции Голицыно. Время в пути чуть больше часа.

Затем — на автобусах № 38 и № 50 или маршрутным такси № 38, 79 или 1055 до остановки «Институт». Это — третья остановка от станции. Можно дойти и пешком, дорога займет около 20 минут.

На такси

Из Москвы и окрестных городов до пушкинского музея в Вязёмах можно добраться при помощи сервисов Яндекс, Gett, Uber, Максим.

Панорамный вид на здание Усадьбы

Усадьба Большие Вязёмы, музей-заповедник А. С. Пушкина

В один из погожих осенних дней, поехали мы в Большие Вязёмы, посмотреть на величественный Спасо-Преображенский храм, обстановку усадебного дома, здание конюшни и окружающие все это ландшафты. Происхождение слова «Вязёмы» точно не установлено. Существуют две основные теории. Согласно первой слово происходит от славянского «вязкий», возможно это связано с вязкими берегами речки протекающей по территории усадьбы носящей схожее с усадьбой название Большая Вяземка. Другая теория относит слово «вязема» к финно-угорским корням, характерное для гидронимики Русского Севера (реки Кама, Лакшма, Лекшма, Падма).







Памятник А.С. Пушкину. 1999 год.
скульптор Ю.С. Динес, архитектор А.В. Климочкин.


Усадебный парк. Осень.

В далеком 1585 году, царь Федор Иоаннович пожаловал Большие Вяземы в вотчину Борису Годунову, и с начала 90-х годов XVI века Борис Годунов начал в своем новом владении большое строительство. В это время в усадьбе были построены, деревянный дворец, боярский дом, многочисленные службы, разбиты фруктовые сады. К концу шестнадцатого века в имении был выстроен пятиглавый храм во имя Преображения Господня со звонницей.

Весь комплекс усадебных построек, был окружен деревянной стеной с пятью башнями. Дополнительно стены были укреплены рвом. Таким образом, к концу XVI века весь комплекс представлял собой хорошо защищенную, мощную крепость. До нащих дней оборонительные сооружения усадьбы не дошли, оно и понятно, надобность в них отпала давным давно.


Спасо-Преображенская церковь села Большие Вязёмы



В эпоху смутного времени Большие Вязёмы стали резиденцией Лжедмитрия – здесь был его загородный дворец и здесь же, по дороге к своему жениху весной 1606 года останавливалась Марина Мнишек со своей многотысячной свитой. После ее отъезда в имении случился страшный пожар, уничтоживший более половины села. В одном из пожаров Смутного времени сгорел и деревянный дворец Бориса Годунова.


Домик причта


Церковно-приходская школа. Здание современное.


Нижний Голицынский пруд, на реке Большая Вяземка. Также известен под названием Государев пруд.

После прихода на царство Михаила Фёдоровича, в 1618 году Вязёмы были приписаны к дворцовому ведомству. А в 1694 году Пётр Первый пожаловал усадьбу князю Борису Голицыну, "за спасение во время стрелецкого бунта". Несмотря на то, что князь бывал здесь редко, считая своим главным имением Дубровицы, князь приложил немало усилий к возрождению Больших Вязём. Он восстановил разоренный Троицкий храм, переосвятил церковь в Преображенскую, заново отстроил дворец. Согласно дневникам Петра Первого, император посетил Большие Вязёмы проездом в 1701 и 1705 годах. Усадебный дом в Больших Вязёмах был построен 1 мая 1784 года правнуком князя Бориса Голицына отставным полковником Николаем Михайловичем Голицыным. О дате постройки говорит барельеф на фронтоне дома.


Дальше будет много снимков внутреннего убранства усадебного дома, который наверное правильнее называть виллой.












Война 1812 года не нанесла большого ущерба усадьбе. После Бородинского сражения, на пути к Москве в Больших Вязёмах останавливался Главнокомандующий русской армией Михаил Илларионович Кутузов. А спустя несколько часов после его отъезда, в имение прибыл император Наполеон. Во дворце Голицына был размещен дракунский и пехотный корпуса. В память о тех днях на территории усадьбы был установлен памятный знак в честь остановки двух армий в Отечественной войне 1812 года.


Знак в память остановки в Вязёмах двух армий во время Отечественной войны 1812 года.

В 1882 году в имении появляется новый владелец – сын светлейшего князя Дмитрий Борисович Голицын. С его появление усадьба вернула былую благоустроенность. В 1908 году новый владелец устраивает в окрестностях усадьбы дачный посёлок, под который отводится часть земли, отделенная железной дорого. Со временем на месте поселка образовался нынешний город Голицыно. Дмитрий Борисович Голицын стал последним владельцем усадьбы Большие Вязёмы.
Перемены, которые принес в Россию 1917 год, не обошли стороной и усадьбу Голицыных.


Поднимаемся на второй этаж. Еще много снимков внутреннего убранства усадебного дома.












Осенью 1918 года и весной 1919 года из усадьбы в Национальный музейный фонд было вывезено более 60 предметов представляющих культурно-историческую ценность, среди которых была гравюра с изображением родословного древа князей Голицыных. Фамильные драгоценности семьи Голицыных были позднее переданы в Оружейную палату. Была роздано по библиотекам уникальная коллекция книг, более 30 тысяч томов, собранная Дмитрием Владимировичем Голицыным. Усадьба использовалась как колония для беспризорных, потом как санаторий для старых большевиков, училище летчиков и парашютистов, танковое училище, эвакогоспиталь. К слову сказать, во время Первой Мировой войны, здесь так же располагался лазарет на 50 коек.


Бывшая конюшня. В настоящее время идет ее реставрация.

После закрытия госпиталя на территории усадьбы разместился учебный зоотехнический институт коневодства, который курировал лично Семен Михайлович Буденный, неоднократно приезжавший в усадьбу. В 1952 г. он заложил первый камень в фундамент нового здания института.


Школа искусств, в прошлом здание института коневодства.

Недалеко от Больших Вязём расположена усадьба Захарово – бывшее имение бабушки великого русского поэта Марии Алексеевны Ганнибал. Здесь, в подмосковной бабушкиной усадьбе будущий поэт впервые увидел красоту русской природы, крестьянские хороводы, услышал народные песни, познакомился с крестьянским бытом. Эти первые детские впечатления формировали его жизненные взгляды. В этих подмосковных местах он начал писать свои первые стихи.


Могила брата Пушкина - Николая, который умер в шестилетнем возрасте.


Рядом еще несколько старинных надгробий.

С Большими Вязёмами связана и история любви Александра Сергеевича к Наталье Гончаровой. Именно здесь, в усадьбе, на одном из балов, устроенном князем Голицыным, Пушкин впервые увидел Наталью Николаевну Гончарову. Усадьба Большие Вязёмы не раз встречается в произведениях Александра Сергеевича Пушкина. Считается, что в романе «Евгений Онегин» Захарово служит прототипом имению Лариных, а Большие Вязёмы – стали основой для описания имения Онегина. Сейчас усадьба Большие Вяземы, как и усадьба Захарово, входит в Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина. Во дворце Голицыных, среди интерьеров XVIII -XIX вв. проводятся Голицынские чтения «История Отечества». Добраться до усадьбы можно от Белорусского вокзала эектричкой до остановки "Стация Голицыно". От станции пешком около 1 км. От станции можно добираться также автобусом или маршрутными такси. Не вздумайте выходить на станции «Малые Вяземы» заплутаете и потеряетесь. На автомобиле надо выезжать по Можайскому шоссе. Не заезжая в сам поселок Вяземы, перед мостом повернуть налево, и через приблизительно 200 метров повернуть направо к автостоянке у Преображенской церкви.

Волею судьбы селу Большие Вяземы, стоявшему на Смоленской дороге и включенному в состав одной из самых благоустроенных дворянских усадеб России, пришлось не однажды становиться свидетелем важнейших событий российской истории.

«Останошный ям»

Возникновение Больших Вязем связано с «регулярным» обустройством ямской службы при великом князе Московском Иване III Васильевиче. Впервые в подорожной Ивана III ямской стан упоминается в 1492 году. Учитывая, что он находился в семидесяти километрах за Можайском, некоторые историки предполагают, что Вязёмский стан к тому времени уже существовал. Особенно возросла его роль (в документах его называют «останошным», то есть последним перед Москвой — следующим пунктом было уже Дорогомилово, где высоких гостей торжественно встречали и провожали) в середине XVI столетия, когда — после возвращения Смоленска в 1514 году в состав России — основные контакты с Западом совершались как раз по Смоленскому тракту, на котором и стоял Вязёмский стан. Во всяком случае, начиная с 1520 года он постоянно упоминается в дипломатической переписке. Итак продолжается вплоть до 1590 года, когда Борис Годунов начал в Вяземах большое строительство.

Уже простое перечисление знаменитых людей, бывавших в Больших Вяземах поражает воображение. Столь плотное сосредоточение исторической «массы» в одном месте, притом довольно-таки удаленном от древней русской столицы, удивительно и, надо думать, не случайно.

Большие Вяземы в Смутное время

Большие Вяземы получили статус царского села после восшествия Бориса Годунова на трон, но годуновскими они оставались недолго. Царствование Бориса, столь счастливо начавшееся, оказалось трагическим: оно стало «предисловием» к . Борис Федорович умер в 1605 году, когда войска спонсируемого поляками Лжедимитрия I уже вступили в пределы России. Самозванец, быстро вошедший в «роль» монарха, как бы унаследовал Вяземы, устроив здесь свою резиденцию.

Сюда к своему жениху в 1606 году приехала Марина Мнишек. Она вела дневник, в котором отмечала:

«2 Мая царица имела свой ночлег в Можайске, а пан Воевода в селении Вяземе... Это селение принадлежало умершему царю Борису. В нем есть дворец, довольно обширный, обнесенный палисадником и окопанный рвом с рогатками. Подле дворца каменная церковь, очень изрядная; иконы и подсвечники в ней богаты и прекрасной работы».

Увы, свадьба, состоявшаяся несколькими днями позже, стала концом Лжедимитрия.

В Вяземах самозванец запомнился устроенным им на масленицу 1606 года потешным боем. Русские бояре защищали в том «сражении» выстроенную рядом с храмом ледяную крепость; их противниками выступали поляки и немцы во главе с Лжедимитрием. Нападая, последние в снежки вкладывали камни и свинцовые пули — крепость, разумеется, была взята, а затаившие нешуточную обиду ее защитники — сильно поранены. Вообще, поляки в Вяземах особо не стеснялись, о чем свидетельствуют нанесенные ими на стены церкви многочисленные граффити, сохранившиеся по сию пору. После себя они оставили пепелище — в одном из тогдашних пожаров сгорел и дворец Бориса Годунова.

В 1619 году, на излете Смуты, явился свидетелем торжественной встречи возвращавшегося из польского плена митрополита Филарета (Романова), отца царя Михаила Федоровича, — много потерпевший и при Годунове, и при поляках архиерей сразу же по прибытии в Москву был поставлен Патриархом Московским.

Большие Вяземы при Голицыных

К этому времени Вяземы уже приписали к Дворцовому ведомству. Особенно любил местный храм , делавший в него богатые вклады. А бывал здесь Тишайший нередко — проездом в «царский» , что под Звенигородом. Любопытно, что традиция торжественных встреч в Вяземах продолжилась и при Алексее Михайловиче.

В 1694 году Вяземы получили нового хозяина. Петр I пожаловал усадьбу своему воспитателю . Голицын, царев «дядька», считал своей главной вотчиной Дубровицы, однако немало он занимался и Вяземами: построил новый дворец (не там, где раскинулась нынешняя усадьба, а по другую сторону от храма), предпринял украшение церкви, пригласив для этого известных мастеров Оружейной палаты. Все они работали в манере — и работали превосходно. Созданные ими иконы после революции разошлись по музеям.

Помимо всего прочего, Борис Голицын настоял на переосвящении Троицкой церкви — уже в документах 1702 года она значится как Спасо-Преображенская. Чем было вызвано это решение — не вполне понятно: возможно, в его основе лежали политические мотивы. «Преображенская» тема представлялась Петру I, заезжавшему в Вяземы дважды, весьма важной. Его сподвижникам — тоже.

Правнук Петрова «дядьки» Николай Михайлович Голицын перенес усадьбу на новое место, тоже на берегу пруда, но по другую сторону от храма. Первыми здесь, на холме, появились флигели: в 1771 и 1772 годах. А в 1784 году были завершены последние работы в главном усадебном доме, спроектированном в модном «французском стиле», и голицынское имение приобрело современный вид. В этом доме в 1797 году Голицыны дали торжественный обед в честь Павла I, прибывшего в Москву на коронацию и не затруднившегося посетить все именитые московские семейства.

В начале XIX столетия хозяином Вязем стал двоюродный племянник Николая Михайловича, Борис Владимирович Голицын, личность весьма примечательная: мыслитель, писатель, масон, боевой генерал и, в духе времени, бескорыстный искатель истины. Вместе с ним в вязёмский дом въехала его матушка — знаменитая придворная статс-дама Наталья Петровна Голицына, державшая в ежовых рукавицах своих сыновей и тогда, когда они достигли уже «степеней известных». Известна же она ныне, прежде всего, тем, что послужила прототипом старухи в пушкинской «Пиковой даме».

Пушкину Вяземы были знакомы не понаслышке. С 1806 по 1811 год на лето его родители выезжали в имение Захарово, принадлежавшее бабушке будущего поэта. Своей церкви в Захарове не имелось — оно относилось к приходу вязёмского Спасо-Преображенского храма, и к обедне пушкинское семейство с отроком Александром ездило именно в Вяземы. Впрочем, были и другие дети. Тут не обошлось без трагедии. В 1807 году в Захарове умер младший брат Пушкина Николенька. Похоронили его в ограде Преображенского храма; могила эта сохранилась. Счастливое захаровско-вязёмское детство Пушкина кончилось с его поступлением в Царскосельский Лицей, а спустя год загремела гроза 1812 года.

Вяземы и война 1812 года

Война не обошла стороной усадьбу, стоявшую на главной «западной» дороге.

Правда, все ценности Спасо-Преображенского храма удалось вывезти в Москву, на Басманную улицу, где у Н. П. Голицыной был дом, и закопать в землю — от пожара они, таким образом, не пострадали и спустя месяц, в октябре, вернулись в церковь. Выполнил эту трудоемкую работу настоятель храма отец Иоанн Емельянов, о чем позже была сделана подробная запись в церковной метрической книге — «в память потомкам».

В самих же Вяземах с 29 по 31 августа, уже после Бородина, стоял со своим штабом. Сюда он приехал еще с мыслью о новом генеральном сражении под Москвой, о чем свидетельствуют написанные им в усадьбе письма; однако, узнав, что ожидаемое 180-тысячное подкрепление запаздывает, фельдмаршал решил сдать древнюю русскую столицу. В одном из флигелей в это время устроили лазарет, куда доставили смертельно раненного П. Багратиона.

Уже на следующий день по оставлении Вязем русским штабом в усадьбу въехал Наполеон. Ночевал он чуть ли не в той же нижней библиотеке и на том же диване, что и Кутузов. Прибывшие с Наполеоном офицеры пребывали в восторге. Один из них записал тогда в своем дневнике:

«Я сопровождал императора. Мы остановились... в жилище князя Голицына, находящемся на берегу озера... Это поистине настоящий замок».

Впрочем, вели себя оккупанты, как варвары, — ничем не лучше поляков начала XVII века. Стены Преображенского храма «украсились» новыми признаниями в том, что тот или иной француз «был здесь».

Борис Владимирович Голицын с началом войны поступил в армию в чине генерал-лейтенанта и в Бородинском сражении получил тяжелое ранение, которое в 1813 году свело его в могилу (по другим сведениям, он умер от воспаления легких; ранение же оказалось неопасным). Похоронили героя, согласно его просьбе, в северном приделе Спасо-Преображенского храма Больших Вязем, устроив в стене специальную нишу с бюстом почившего.

Вяземы после этого отошли его брату Дмитрию Владимировичу.

Перед разорением

Существуют глухие указания на то, что в 1849 году в Вяземах читал главы второго тома «Мертвых душ» их автор, Николай Гоголь. Но как мог попасть писатель в голицынское имение? А очень просто; он дружил с профессором С. П. Шевыревым, который был женат на незаконнорожденной дочери Б. В. Голицына и часто живал в Вяземах, занимаясь богатейшим голицынским собранием книг и произведений искусства.

Последний владелец Больших Вязем (с 1882 года), Дмитрий Борисович Голицын, много и с любовью занимался усадьбой. Не случайно именно Вяземы открыли в 1916 году серию «Русские усадьбы», став «героем» ее первого (и, к сожалению, единственного) выпуска.

После революции

После 1917 года в усадьбе Голицыных последовательно располагались: колония для беспризорников, санаторий для старых большевиков, школа парашютистов, танковое училище, эвакогоспиталь (во время Великой Отечественной войны), Институт коневодства (любимое детище маршала Семена Буденного!), Московский полиграфический институт, ВНИИ фитопатологии и, наконец, музей.

Можно себе представить, какая вакханалия непрерывной «перестройки» здесь разыгралась.

Почему усадьба Большие Вязёмы стала историко-литературным музеем имени Пушкина, не вполне понятно. Единственная связь – расположение поблизости имения Ганнибалов, где прошло детство будущего классика русской литературы. Фактически это мемориал княжеского рода Голицыных, одного из древнейших и многочисленных, который изобилует известнейшими личностями. Место хранит память о Борисе Годунове, построившем здесь плотину и церковь, сохранившиеся и действующие поныне.

Дворец царя сгорел, земли Петр Первый пожаловал князю Голицыну, им и была основана усадьба Большие Вязёмы. Княжеский дом резиденции построен в 1784 году Николаем Михайловичем Голицыным в стиле раннего классицизма. Западный фасад (на заглавном снимке обзора) обращен к пруду на речке Вяземке, примечателен цилиндрическим ризалитом. Фронтон украшен родовым гербом Голицыных с княжеской символикой.

Ризалит оборудован балконами с металлическими решетками, такие же на ограждении входного крыльца. Кровля опоясана невысокой балюстрадой, над ризалитом устроен обзорный бельведер в виде граненой башенки. Восточный фасад – ровный, обращен в парковую зону, предваренную красочным газоном с цветником. На газоне крупные буквы с фамилией и инициалами Пушкина, юбилейная дата явно и безнадежноустарела.

Усадьба Большие Вязёмы, экскурсия по дворцу

Внутренней планировкой центрального здания усадьба Большие Вязёмы несколько отличается от большинства имений. Здесь нет анфиладной последовательности помещений, каждое имеет по нескольку дверных проемов. Тем не менее персонал музея старается не допускать хаотичного перемещения посетителей, направляя экскурсантов по стандартному маршруту. Начинают осмотр с Розовой гостиной, куда посетители проходят по парадной лестнице.

Сам собой разумеющийся цвет обивки стен соответствует названию, либо наоборот. Из предметов обстановки здесь диван с прямоугольным столиком, трюмо с большим зеркалом и бронзовыми подсвечниками. В углу – тумба с декоративной вазой, рядом женский бюст на постаменте. Наиболее приметный экспонат – живописное полотно XVIII века, Дама на готических развалинах, автор произведения неизвестен.

Далее следует одно из крупнейших помещений по площади, многотомная библиотека иностранной литературы, занимающая высоченные шкафы. Комната частично занята портретами с изображениями героев войны 1812 года, портрет Кутузова – в центре, возле лестницы. Без этого приспособления невозможно достать книги с верхних полок, но осматривать портретную галерею можно и снизу.

Все картины, которыми украшена усадьба Большие Вязёмы в библиотечном зале, являются копиями широко известной серии Джорджа Доу. Размещение здесь портретов полководцев более чем оправдано, ведь усадьба Большие Вязёмы была в центре противостояния двух армий. Сначала именно в иностранной библиотеке был штаб Кутузова, здесь же лекари пытались спасти раненного Багратиона.

Одним из героев противостояния с Наполеоном признан Дмитрий Владимирович Голицын, генерал от кавалерии. Князь был награжден всеми высшими российскими наградами и орденами еще нескольких стран. Его портрет размещен отдельно от прочих, у противоположной стены зала иностранной библиотеки. С 1813 года Дмитрием Голицыным была унаследована от скончавшегося брата усадьба Большие Вязёмы. После войны князь с 1820 года до кончины в 1844-м был военным генерал-губернатором Москвы.

Зал, посвященный неприятелю

Отдельный Французский зал усадьба Большие Вязёмы посвящен неприятельской армии и ее предводителю. Гениальность Наполеона Бонапарта как полководца и государственного деятеля никогда не отрицалась всеми его противниками. Экспозиция оформлена в виде инсталляции, изображающей приемную полководца в полевых условиях. Манекен адъютанта Наполеона показан в напряженной позе ожидания вызова к императору или другой команды.

Около входной двери помещен профильный портрет Наполеона, копия с работы Поля Делароша. Безмолвный часовой выполняет свой долг по охране полководца. Кроме его изображения, на стенах портреты ближайших сподвижников, маршалов Франции. Заметным во всех смыслах является экспонат напротив стола адъютанта, ваза французской работы. На изделии из фаянса и бронзы с позолотой – победившая Великая армия. Несбывшиеся надежды!

Инициированное амбициями Наполеона российско-французское военное соперничество осталось единственным конфликтом этих стран. Россия оказала захватчикам всенародное сопротивление небывалого масштаба, дополнившее усилия регулярной армии. Победоносным шествием по Европе армии Александра Первого освободили порабощенные страны и вошли в Париж. Война не убила в России интереса к культуре Франции и популярности изделий оттуда.

Французские изделия использовались и в бытовом обиходе, но основным было декоративное использование. Высокое качество и художественные достоинства делали привычные предметы произведениями искусства. Витрина в простенке оконных проемов Французского зала содержит образцы расписного фарфора, тарелки и фигурки солдат. Посетившие усадьбу Большые Вязёмы убеждаются в сказанном собственными глазами.

Столовая, Круглая гостиная и Будуар

Своей столовой усадьба Большие Вязёмы вовсе не поражает, во многих имениях обстановка побогаче и декоративнее. Выделяются своей прелестью подсвечники из бронзы и расписного фаянса, особенно на фоне полупустого стола. Формирование интерьера выполнено расстановкой столиков и постаментов с сувенирными вазами и часами, в углу – посудный буфет. Искусная драпировка оконных проемов вносит свою лепту в облик помещения.

Здешней художественной достопримечательностью называют картину Петера Лютке – Мавзолей в парке Шарлоттенбург, а мемориальной – портрет Н.Ф. Голицына 1730-х годов. Торцевая стена продолговатого зала представляет предков Голицыных – князей и княгиню Чернышовых. Как и прочая живопись усадьбы Большие Вязёмы, портреты являются копиями работ неизвестных мастеров прошлого.

Помещение Круглой гостиной буквальным образом соответствует названию, оно находится на первом этаже ризалита. Филигранно уложенный паркет напоминает роскошный ковер с геометрическим орнаментом. Центральным объектом круглого зала является мраморный камин с большим зеркалом над ним. Вторая достопримечательность здесь – копия известной скульптуры Спящая Ариадна, в кадр не попавшая.

Братья Борис и Дмитрий Владимировичи Голицыны были любителями заграничных поездок, откуда привозили произведения искусства. Рисунки и гравюры с изображениями посещенных городов развешены по стенам Круглой гостиной. Живописные полотна и выставочные витрины с привезенными сувенирами дополняют интерьер помещения. Завершает его изящная бронзовая люстра с множеством рожков.

Будуар с обивкой стен синего цвета – одно из примечательных помещений, которым гордится усадьба Большие Вязёмы. Последний оформленный хозяевами интерьер указывает на использование помещения как гостиной для кофе и азартных игр. Последнее подтверждается ломберным столиком с разложенными игральными картами. Однако архитектурные детали, прежде всего альковная ниша для кровати с колоннами, выдают спальное помещение.

Спальней помещение служило еще одному из предков XVIII века, Николаю Михайловичу Голицыну. Практически очевидно, что в преклонном возрасте здесь ночевала Наталья Петровна, мать Бориса и Дмитрия Голицыных. Ее единодушно считают прототипом героини Пиковой дамы Пушкина, якобы подсказавшей фабулу произведения. Левую стену Будуара украшают два ее портрета, в молодости и преклонном возрасте.

Чисто мужские помещения

Мужской парадный кабинет был домашним помещением для работы Дмитрия Голицына в бытность военным губернатором Москвы. Обстановка и декорирование помещения позволяли и принимать неурочных посетителей, и работать над бумагами. Можно было и отдохнуть в перерывах занятий. Примечательна в мужском кабинете изразцовая поверхность, нагреваемая скрытой за стеной печной топкой.

Парадные портреты Дмитрия Владимировича и его супруги были исполнены обрусевшим французом Франсуа Риссом (Францем Ивановичем). В кабинете вывешены их копии, должные подчеркивать нравственность семейства. Над рабочим секретером – портрет императора Николая Первого, на царствование которого пришлась почти вся высокая служба Голицына. Интерьер дополняют шкафы и стенд с книгами, князь был любителем словесности.

Пушкин был прекрасно знаком с генерал-губернатором, но после ссылки находился под негласным полицейским надзором. Руководил надзорной деятельностью именно Голицын, но особого рвения подчиненных в этом плане не допускал. Даже с будущей супругой Пушкин познакомился на губернаторском балу, но в его московском дворце. Книжная коллекция Голицына включала пушкинские произведения.

Сообщается о высокой оценке поэтом деловых качеств и итогов деятельности генерал-губернатора. Голицын же почитал Пушкина в полном соответствии с силой его литературного дара, но служебные обязанности исполнял исправно. Выставленные раскрытыми книги прижизненного издания наглядно подчеркивают не только интерес чиновника к литературе, но и желание вникнуть в настроения поднадзорного.

Масонский зал был обычным явлением для многих аристократических имений, усадьба Большие Вязёмы – в числе прочих. Ничего странного в принадлежности к Вольным каменщикам Дмитрия и Бориса Голицыных не было. Состояли в ложах и более высокопоставленные люди, начиная с императора Александра Первого. Масонами из гостей усадьбы были тоже многие, начиная с Кутузова и Пушкина.

Несмотря на напускную конспиративность, российские масоны часто оформляли подобные экспозиции о якобы тайном обществе. Портреты высокопоставленных вельмож, входящих в число посвященных, и здесь размещены открыто. Символика и ритуалы масонов содержали заимствования из объединений цеховиков Средневековья, элементы разных вероисповеданий. Целей объединения и гуманизации человечества не достигнуто, и не предвидится.

Второй этаж усадебного дома

Широкая лестница с оригинально выглядящим перильным ограждением ведет на второй этаж господского дома. Оформление лестничной клетки идентично содержанию экспозиции первого верхнего помещения, поэтому объединяем в слайдер несколько фотографий. Достаточно их посмотреть, чтобы понять, — перед нами Охотничий зал. Немногие из аристократов прошлого не страдал этим увлечением, этой же страсти усадьба Большие Вязёмы посвятила свое помещение.




Охотничий зал, как и ведущая к нему лестница, обильно украшены изделиями из добытых трофеев. Звериные шкуры и препарированные головы, отделенные и укрепленные на подсесках рога соседствуют с чучелами более мелкой добычи. Шкафы заполнены разными охотничьими аксессуарами и принадлежностями, много специализированных изданий в витринах. Специфично и содержание живописных полотен в этой сугубо мужской комнате.

Иное дело Гостиная, в это помещение усадьба Большие Вязёмы приглашает вместе милых дам и кавалеров. Богатство декорирования, обилие предметов меблировки и художественных произведений поражает взоры после помещений попроще. Равная по площади Столовой, находящейся под ней, Гостиная выглядит просторнее за счет более высоких потолков. Из мебели наибольшее впечатление произвели спинки дивана и кресел.

Роскошны угловые часы из светлой древесины с накладками и орлом наверху из позолоченной бронзы. Огромное зеркало позволяет обозревать всю комнату, даже наружный вид, стоя спиной к окнам. Хороши живописные изображения женщин, хотя блюстительницам нравственности некоторые не понравятся. Впечатление от Гостинойосталось великолепное, половина от всего, что дала усадьба Большие Вязёмы.

Библиотека отечественной литературы

Русская библиотека размещена не целиком над иностранной, как ожидалось, а над ее частью, но захватывает весь Круглый салон. Родной литературы осталось приличное количество, хотя многое позаимствовали большевики для школ и клубов, хоть не сожгли, слава Богу. На верхних досках книжных шкафов расставлены гипсовые бюсты выдающихся мыслителей и литераторов, посередине большой стол.





Несколько отступая от воссоздания подлинного интерьера, сотрудники отдельные издания выложили на демонстрационные стенды. Книги открыты на заглавных страницах, чтобы опознавали посетители, покровное стекло не даст листать и портить. Потрепанность корешков хранящихся в шкафах томов демонстрирует наглядно, что библиотеку для усадьбы Большие Вязёмы не просто собирали, книги активно читали.

Салон и Галерея

Салон соседствует с русским книжным собранием, располагаясь над большей частью площади иностранной, с военными портретами. Очевидным предназначением Салона было проведение различных увеселительных массовых мероприятий. Когда в 2006 году сгорела имени Тютчева, в зале размещалась тамошняя живописная коллекция. Сейчас произведений меньше, можно просмотреть быстро.

Меблирован музыкальный Салон предельно скромно, но пояснения наделяют предметы длинной историей. Концертный рояль почему-то без стула пианиста, что выдает временное затишье в использовании музыкального инструмента. Значительная площадь помещения позволяет и сейчас организовывать здесь и концерты, и литературные вечера. Бывают и временные тематические выставки, приезжающие со своим оборудованием для показа.

Галерея – самое протяженное помещение голицынского дома, от западного до восточного фасада. Здесь усадьба Большие Вязёмы более всего предстает учреждением музейного характера, экспонатов больше, нежели где-либо. Небольшая, почти коридорная ширина помещения Галереи позволяет осмотреть все экспонаты за один проход, обычно экскурсия проходит их предшествующего Салона в Детскую.




Галерея сосредоточила значительное количество живописных произведений разных жанров. Кроме картин и мебели, здесь достаточно специфического выставочного оборудования, витрин и стендов специального изготовления. В них экспонируются одеяния различных времен и сословий, предметы прикладного искусства и бытовая утварь. Из мебели оригинальными показались похожий на аквариум диван перед круглым столиком с вазой, да кушетка с синей обивкой.

Детская комната и Зеленая гостиная

Помещения для детского пребывания и развлечений по мере взросления назначение часто меняют. Однако усадьба Большие Вязёмы детский колорит сохранила, помещение Детской узнаваемо по своему предназначению. Вся мебель здесь миниатюрнее, соответствуют детскому возрасту и книги на этажерке, и набор посуды в серванте. Среди жанровых картин размещены умилительные детские портреты разных возрастов.

Не слишком изящно музейное вместилище для старинных кукол и детских игрушек, они выглядят как в заточении. Наверное, это оправданно для обеспечения сохранности достаточно редких экспонатов. А ведь детство – это как одна из эпох, только в масштабах индивидуума. Игрушки поры взросления запоминаются надолго, порой – навсегда. Оттого и возникает в Детской у некоторых чувство умиления, как бессознательное воспоминание.

Зеленая гостиная частично расположена над нижележащей Розовой, что означает приближение окончания осмотра дома Голицыных. Назначение этого небольшого и уютного помещения угадывается по некоторым экспонатам, выложенным на виду намеренно. Трудно не заметить альбом для коллекционирования бабочек на откинутой столешнице секретера, видны даже сами засушенные жертвы.

Впрочем, едва ли это альбом, хрупкие засушенные насекомые так не сохранить. Скорее это вынутая для показа подложка с бабочками, наколотыми специальными булавками. Рядом лежит и коробка для энтомологической коллекции, обеспечивающая сохранность экспонатов. Множество ящичков секретера способны разместить собрание значительного объема. Кресла здесь не для отдыха, о чем предупреждают веревочки.

Выход и прилегающая территория

Спускаемся со второго этажа уже не по парадной лестнице, а по «черной», в юго-восточном углу здания. Ничем этот спуск не примечателен, кроме полумрака и возникающего на пути бюста Пушкина. Это не последнее изображение великого гостя, которого изредка принимала усадьба Большие Вязёмы. Не такую уж и малую связь Александра Сергеевича с имением Голицыных удалось обнаружить при посещении.

Выйдя на восточную сторону здания, посетители переходят в приусадебный парк, также имеющий интересные экспонаты. Насаждения зеленой зоны достаточно взрослые, с трудом просматривается регулярный характер первоначального устройства. Памятник Пушкину поставлен к его 200-летию со дня рождения, московскому генерал-губернатору и вовсе в 2013т году. Нечаянно, должно быть, упустили аналогичный юбилей Бородино.




Гораздо более яркий, ухоженный цветник усадьба Большие Вязёмы почему-то оборудовала возле бюста Дмитрию Владимировичу Голицыну. У Пушкина он скромнее, позади его бюста – еще одна достопримечательность, солнечные часы. Дополняет ансамбль монумент в честь остановки в усадьбе двух армий – отступающей русской и настигающих французов. Такая трактовка памяти об исторических событиях достоверна, но где патриотизм?

Древний храм и кое-что еще

Южнее парковой территории расположено самое старое из строений, которыми дополняется усадьба Большие Вязёмы. Белокаменный храм, именовавшийся первоначально Троицким, стал затем Спасо-Преображенским, был возведен еще до конца XVI века, по приказу Бориса Годунова. Бывали здесь и не вполне достойные люди, вроде Лжедимитрия Первого и его пассии Марии Мнишек. Посещали церковь и герои нации, те же Голицыны и сам Пушкин.

Конструктивно и то облику храм необычен и для тех лет, и для нашего времени, вызывает восторг и восхищение. Целых семь глав венчают величественный собор из двух этажей. Ухоженная территория и отреставрированная церковь до сих пор радушно встречают верующих, собор действующий. Возле ограды, обращенной на запад, к пруду, установлена отдельная звонница тех же лет постройки. Она напоминает Великого Новгорода.

Еще южнее и ближе к водоему расположено здание Конного двора, никоим образом на конюшню не походящее. На этом самом месте располагался деревянный дворец Бориса Годунова, позже сгоревший. На его фундаменте получивший землю от Петра Первого его сподвижник Борис Алексеевич Голицын построил семейное жилище. Много позднее его потомок Николай Михайлович перестроил здание в конный двор, название сохранилось до наших дней.

Продолжительная реконструкция вернула Конному двору первоначальный облик, одновременно обогатив археологов многочисленными находками времен Годунова. Сейчас здесь размещается музейная экспозиция, охватывающая и времена правления царя Бориса, и петровское время. Бережное отношение к историческому наследию привело к тому, что усадьба Большие Вязёмы обрела еще один познавательный объект.

Усадьба Большие Вязёмы – любителям природы

Тем путешественникам, у которых усадьба Большие Вязёмы не отняла все силы без остатка, можно посоветовать продлить поход. Запруженная еще по приказу Бориса Годунова Речка Вязёмка образовала западнее осмотренных объектов живописный водоем. На берегу существует лодочный причал, не исключена прогулка по водной глади.

Можно и просто прогуляться по берегу, полюбоваться естественными видами и обитателями. Окружающие живописные пейзажи послужат прекрасным фоном для любителей фотографироваться на память.

Таким вот многогранным и разнообразным оказалось путешествие в ближайшие окрестности столицы. Дворянская усадьба Большие Вязёмы и вокруг этого объекта подарили и впечатления от разнообразных музейных экспозиций, и кое что ранее неведомое об известных людях. Парковые красоты дополнены природными, поэтому было увлекательно и весело. Не навязывая собственного маршрута, рекомендуем подумать о поездке.

Карась