Архитектор спасов. Василий петрович стасов

В. П. Стасов. Портрет работы А. Г. Варнека

СТАСОВ Василий Петрович (1769-1848, СПб.), архитектор.

Отец В. В. Стасова. С 1783 работал в моск. Экспедиции архит. дел Управы благочиния. В 1801-07 совершенствовался во Франции и Италии. С 1811 жил в СПб. Акад. АХ (1811). Архитектор К-та для строений и гидравлич. работ (с 1817). Уже первые работы С. - казармы л.-гв. Павловского полка, Ямской рынок (1817-19) и Придворные конюшни с домовой ц. - имели градостроит. значение, предваряя композиц. решения К. И. Росси. Используя гл. обр. дорич. ордер, С. придавал своим постройкам строгое и торжеств. звучание. Оно присуще Нарвским триумфальным воротам и Московским триумфальным воротам - пам. рус. воинской славы.

По проектам С. построены полковые Троицкий собор (Измайловский) и Спасо-Преображенский собор, он достраивал Смольный собор (см. Воскресения Словущего собор), оформив его интерьер. Выполнял С. и частные заказы: доходные дома на Среднем просп. В. О., 6; Миллионной ул., 32; наб. кан. Грибоедова, 91; Котомина дом. Не сохранились барские особняки, выстроенные С. в центре СПб.: дом Бергина (Исаакиевская пл., 11) и дом Свистунова (Б. Морская ул., 19). С. руководил восстановлением Зимнего дворца после пожара 1837, отделкой дворца Ольденбургских (Дворцовая наб., 2), перестройкой Правоведения училища. В Царском Селе возвел: чугунные ворота "Любезным моим сослуживцам", Большую оранжерею, Манеж и Конюшенный корпус. В 1817-30 жил на 1-й линии В. О., 16, в 1843-48 - на Галерной ул., 40 (мем. доска).

Похоронен в Некрополе мастеров иск-в. В 1969 у юж. фасада Троицкого (Измайловского) собора открыт бюст С. (скульп. М. Т. Литовченко, арх. Ж. М. Вержбицкий; в 2003 перенесен).

Постройки военного ведомства: Свято-Троицкий Измайловский собор (Собор во имя Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка) 1828-1835 (Измайловский пр., 7А, Троицкий пр., 1х): 1828-1835, арх. В. П. Стасов, ск. С. И. Гальберг;1943, поврежден; 1952-1956, реставрирован, арх. Д. И. Греков, М.И.Толстов, Г. С. Толстова. Измайловские провиантсие магазины (Обводного кан. Наб., 169-173-Лермонтовский пр., 56): 1819-1821, арх. В. П. Стасов; 1915-1916, западный корпус реконструирован под манеж Николаевского кавалерийского училища.
Здание Штаба Корпуса военных поселений:1822 - арх-ры Краснопевков З. Ф., Стасов В. П. - проект фасада,1836-1838 - Арх. Гальберг И. И. (Кирочная ул., 2, Литейный пр., 18).
Комплекс зданий Военной коллегии - (по наб. Мойки)
Александровская военно-юридическая академия - Казармы батальона (ул. Декабристов, 23 - наб. Мойки, 96).
Александровский кадетский корпус для малолетних (Кадетский бульвар, 1; Парковая ул., 28, корп. 3, 4, 5): 1782-1785, два дома по «образцовому» проекту, арх. Ч. Камерон;1813-1819, 1824-1829, перестроены, арх. В. П. Стасов; 1830-е, перестроены, арх. В.В. Кокорев; 1911-е, перестроены, арх. В. И. Яковлев.
Столовая с церковью св. Александра Невского батальона военных кантонистов - двор (корп. 34/5):1825-1827, арх. Стасов В.П., Миллер В. И. (расширена и надстроена)
Казармы лейб-гвардии Е.И.В. Гусарского полка - Скотный двор (Пушкин. Парковая ул, 38, 40, 42, Огородная ул, 1, 3, ул. Красной Звезды, 35).
Казармы лейб-гвардии Павловского полка (Марсово поле, 1; Миллионная ул., 2; Аптекарский пер.. 2): первая половина XVIII в. Здания на Марсовом поле; 1780-1784, здание Воспитательного дома и ломбарда на Миллионной ул. И Аптекарскому пер., арх. Ю. М. Фельтен (?); 1817-1819, все здания перестроены и объединены, арх. В. П. Стасов, Тимофеев ск. В. И. Демут-Малиноский (?); 1860-1862, 1885, частично изменены интерьеры
Собор Преображения Господня всей гвардии (Преображенская пл., 1):
1743 - арх. Земцов Михаил Григорьевич - проект, закладка
1745-1754 - арх. Трезини Пьетро Антонио - изменение проекта. Барокко
1827-1829 - арх. Стасов Василий Петрович - перестроен. Ампир
1830 - арх. Стасов Василий Петрович - ограда
1850 - арх. Львов Владислав Павлович - переделки
1886 - арх. Слупский Иван Блажеевич - часовня
Казармы Инвалидных гвардейских рот (не сохран.) 1812-1822
(Пушкин.Пушкинская ул., 9-17); Службы казарм Инвалидных гвардейских рот
(Пушкин.Пушкинская ул., 13Ах):1812-1822 - арх. Стасов В. П.

Провиантские магазины (Казармы лейб-гвардии 2-го Царскосельского стрелкового полка)(два): 1820-е, арх. В.П. Стасов; вторая половина XIX в., перестроены

Нарвские триумфальные ворота (Стачек пл., 1х) :1827-1834, возоблены в камне и металле: арх. В. П. Стасов
Московские триумфальные ворота (Московский пр., Московские ворота, пл.):
1834-1838, арх. В. П. Стасов, ск. Б. И. Орловский; 1936, разобраны; 1958-1961, восстановлены, арх. И. Г. Капцюг, Е.Н. Петрова

Василий Петрович Стасов принадлежит к той группе видных русских архитекторов, творческое развитие которых проходило под воздействием Захарова. Стасов родился в Москве 24 июля 1769 года в небогатой дворянской семье. До 1783 года он учился в Московском университетском пансионе. Четырнадцати лет Стасов поступил чертежником в московскую Управу благочиния «помощником по делам строительным». Здесь он приобрел неплохие практические навыки. В 1794 году Стасов поступил на военную службу, через год вышел в отставку и вернулся в Москву, где числился сначала в разных ведомствах на должностях, мало связанных с архитектурой. Именно в это время он приступил к самостоятельной архитектурной деятельности.

В 1801 году выполненное Стасовым оформление коронационных торжеств в Москве привлекло к нему внимание Александра I. Вскоре он был отправлен за границу для пополнения своего архитектурного образования. В Риме Стасов получил звание профессора Академии св. Луки. В 1808 году он возвратился в Россию. В Петербурге большое влияние на творчество Стасова оказал А.Д. Захаров, заставив его мыслить не фасадно, но объемами зданий, определявшими порой облик значительной части города. Перелом в его деятельности произошел в 1813 году под непосредственным влиянием великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Стасов ратовал за обращение к величественной простоте строгих архитектурных форм, более всего отвечавших, по его мнению, мужественному усилию народа.

Одним из наиболее ярких произведений Стасова этого времени следует считать казармы Павловского полка на Марсовом поле (1816-1819). По заданию это была всего лишь перестройка старого трехэтажного здания ломбарда, но на деле она превратилась в возведение нового огромного сооружения. Местоположение здания, выходившего на самую большую площадь столицы, предназначенную для военных парадов, не только определило его градообразующую роль, но и выдвинуло его на первое место в архитектурном ансамбле площади.

Перед Стасовым возникла задача осуществления такой композиции фасада, которая могла бы создать необходимое впечатление широко развернувшегося вдоль всей площади здания. Для достижения поставленной цели мастер обратил главный фасад к Марсову полю, поместил в его центре двенадцатиколонный портик, увенчанный сложным, нарочито протяженным ступенчатым аттиком, выгодно подчеркнувшим широкий фронт сооружения. Но так как на концах здания размещались шестиколонные портики, увенчанные фронтонами, зрительно сокращавшие общий разворот фасада, Стасов применил в цокольном этаже всех трех ризалитов аркаду, поддержанную в остальных частях здания вытянутыми вверх окнами с полуциркульными завершениями. Тем самым в архитектуру казарм был введен мерный, длительный ритм, ясно ощущаемый при движении вдоль здания. В постройке ощущается влияние захаровского Адмиралтейства.

Одновременно с казармами Стасов строит в 1816-1823годах придворные конюшни на Конюшенной площади и набережной Мойки (Конюшенная площадь, № 1).При значительной протяженности сооружения, Стасов исходил здесь из иных принципов, чем на Марсовом поле. Он не столько «растянул» сравнительно незначительное по высоте, близкое к двухэтажному здание, сколько создал в определенных местах архитектурные «акценты» в виде павильонов, способные нейтрализовать чрезмерную протяженность однообразных по своим формам корпусов. Осуществляя постройку придворных конюшен, Стасов совершенствовал многие композиционные приемы, неоднократно затем применявшиеся в его зданиях и проектах. Среди них выделяется мотив угловых павильонов с глубокими нишами – арками, а также дорическая колоннада, завершающаяся по краям павильонами. Аналогичная колоннада была задумана Стасовым и в проекте оранжереи Царского села (1820-1821), затем он применил ее в здании петербургского Ямского рынка (1819-1820; улица Марата, № 53) и в овощных рядах Костромы. Этот удачный мотив оказал влияние на творчество архитекторов, работавших в провинции (П.Я. Паньков в Ярославле и другие).

В этот период творчества Стасов становится убежденным классиком, обращающимся к наследию греческой античной архитектуры. Он стремится в своих произведениях к красоте и выразительности художественного образа, подчиняя этой задаче компоновку архитектурных форм и деталей. Идя по этому пути, он достиг особого совершенства в созданном им проекте провиантских складов в Москве (на Крымской площади, 1821).

Стасовский проект «образцовых» провиантских складов является одной из вершин русской архитектуры первой трети XIX века. Чистота и ясность архитектурного объема при минимальном количестве деталей достигли здесь своей предельной выразительности. Здание складов строил по проекту Стасова архитектор Ф.М. Шестаков с 1829 года. Отличительной особенностью московских провиантских складов является четкое построение фронта фасадов трех зданий, с выявлением при этом их массивных объемов. Здания складов оформляли одну сторону небольшой площади и одновременно начинали собой внутренний проезд Крымского бульвара. Поэтому Стасов применил в их построении определенный ритм четырежды повторенных крупных и законченных мотивов, варьируя лишь детали в связи с их местоположением. Согласованность и взаимная связь деталей, их неоднократная повторяемость составляют характерные особенности архитектуры складов, лишенных однообразия, несмотря на то, что здесь все окрашено в один белый цвет. Наличники порталов, венчающих дорический фриз из триглифов и прекрасные по рисунку скульптурные венки с лентами ‑ единственные пластические детали, украшающие эти совершенные по силе и красоте объемы. В общем облике складов далеко не последнюю роль играют относительно высоко поднятые крыши. Ансамбль провиантских складов дополняет строгого рисунка решетка из вертикальных копий-стержней, осуществленная Шестаковым по собственному проекту.

Проекты жилых домов зодчего, особенно типовых, как и значительное большинство проектов его сотоварищей по искусству, необычайно скромны. Главный акцент был поставлен на хорошо найденных пропорциях. На скромном «фоне» жилых домов должны были выделяться провиантские магазины, казармы, дворцы, триумфальные арки, соборы, знаменовавшие, по словам Стасова, могущество и славу государства. Триумфальным воротам и храмам зодчий также отдал известную дань. Если в Нарвских воротах (1827-1834; проект 1825 г.) он с небольшими изменениями повторил в более стойких материалах ‑ камне и металле ‑ деревянное сооружение Кваренги, то в воротах Московской заставы (так называемых Московских воротах; 1834-1838) в Петербурге он создал вполне оригинальное произведение.

В 1821 году Стасов, выступив с критикой предложений Монферрана, представил на конкурс свой проект Исаакиевского собора, которому, как и построенным Стасовым пятиглавым соборам Измайловского (Измайловский проспект; 1827-1835) и Преображенского полков (на Пантелеймоновской ул., ныне на площади Радищева; 1827-1829), при всем мастерстве отдельных деталей свойственны нарочитая монументальность и холодная торжественность. Стасов не остался чужд и русско-византийскому стилю, получившему свое воплощение в возведенных им храмах в Потсдаме (1826-1830) и на месте Десятинной церкви в Киеве (1837-1842).

Характеристика Стасова была бы неполной, если не упомянуть его многочисленных работ по переделке внутренних дворцовых помещений. Эти работы производились в 1817-1819 и в 1820-х годах в связи с реставрацией Екатерининского дворца в Царском селе и восстановлением его интерьеров после пожаров 1817 и 1820 годов. Здесь он осуществил отделку личных покоев Александра I,императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны. Стасов входил во все детали обстановки, отделки стен, росписи потолков, всех предметов убранства. Столь ответственное отношение к своим обязанностям позволило Стасову закончить интерьер Смольного собора, созданного Растрелли, не вступая в противоречие с архитектурой барокко. Однако в выполненном под его руководством убранстве ряда зал в Зимнем дворце (после пожара 1837 года), при всем даровании зодчего ощущается уже перенасыщенность декоративными элементами и архитектурными деталями, которая знаменует начало кризиса архитектуры классицизма.

Говоря о Стасове, как о выдающемся зодчем, следует отметить и его талант смелого инженера-строителя. Он применял металлические балки, близкие современным тавровым, перекрывая ими значительные пролеты (до 20 метров), металлические стропильные фермы и другие конструкции, получившие позднее широкое распространение.

Произведения Стасова петербургского периода дают основание рассматривать его как одного из одареннейших архитекторов своего времени, создавшего ряд выдающихся по художественным качествам зданий.

Творчество этого архитектора практически завершило почти столетний период развития русской классической архитектуры. И если в начале этого периода неизменно называется имя Баженова, конец его неразрывно связан с именем Стасова.
Василий Петрович Стасов родился 4 августа 1769 года в Москве, в небогатой дворянской семье. Его отец Петр Федорович Стасов служил мелким чиновником в Вотчинной канцелярии. Мать архитектора Анна Антипьевна занималась воспитанием детей. Кроме Василия в семье было ещё два ребенка - сын и дочь. Зимой Стасовы жили в Москве, а летом выезжали под Серпухов, где у них было небольшое родовое село Соколово.

Архитектурная деятельность Василия началась 14 февраля 1783 года, когда он был зачислен в Экспедицию архитектурных дел Московской управы благочиния учеником в звании «архитектуры капрала». Экспедиция занималась составлением планов частных строений, их обмерами, утверждала проекты зданий, отводила места под застройку. Возглавлял Экспедицию архитектор Семен Антонович Карин, крупный знаток русского зодчества.
Новый ученик понравился ему своей исполнительностью и трудолюбием. Сперва подростку поручали делать несложные чертежи, снимать планы участков. Василий охотно учился у старших, много читал. Через год ему присвоили звание архитектуры сержанта, а начал он архитектуры капралом. Стасов любил бывать на стройках, особенно тех, что велись в Москве по проектам Баженова и Казакова. Возможно, он изучал их чертежи, представляемые в Экспедицию для утверждения. С 1790 года Василий стал архитектуры фурьером (помощником архитектора). Он проверял чертежи, составленные сотрудниками Экспедиции, самостоятельно выполнял ответственные проектные работы. Это была хорошая школа. Она побуждала к творчеству, воспитывала вкус, звала к интенсивной умственной жизни.

Стасову повезло. Друзья ввели его в дом Хлебниковых. Эта просвещенная семья имела одну из крупнейших в стране библиотек. Через дочь Хлебникова - Анну Петровну, в замужестве Полторацупо, Стасов сблизился с Алексеем Николаевичем Олениным, президентом Академии художеств, и стал постоянным посетителем оленинского дома, где собирались поэты, художники, музыканты - Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, В. Л. Боровиковский, и многие другие.

В начале 1794 года Стасов оставил Москву и отправился в Петербург для прохождения воинской службы. Как дворянин он был определен в Преображенский гвардейский полк в чине унтер-офицера. Его недолгая военная служба проходила относительно спокойно. Полк постоянно находился при дворе, в столице, и Стасов, воспользовавшись своими московскими связями, попал в круг передовых людей петербургского просвещенного общества. Общение в Петербурге с людьми, думавшими о будущем русского искусства, укрепило намерение Стасова связать свою дальнейшую жизнь с архитектурой.
Ровно через год, 1 января 1795 года, Стасов, получив чин подпоручика, вышел в отставку и вернулся в Москву. Одно время он работал при департаменте Герольдии, но очень скоро ушел оттуда и два года числился не у дел, то есть не находился на службе в государственном учреждении. В 1797 году указом Сената его зачислили в Главную соляную контору в чине коллежского секретаря для постройки соляных заводов.

Все это время не прекращалась архитектурная деятельность Стасова. Он выполнил несколько официальных заказов, среди которых - проект гостиниц на бульварах. Кроме того, Стасов осуществил несколько частных построек.
Активная архитектурная деятельность Стасова в Москве в последние годы 18го столетия позволила ему принять участие в оформлении коронационных торжеств по случаю вступления на престол императора Александра I. Осенью 1801 года Стасов оформил Сокольническое поле. Архитектор был представлен Александру I и произвел на него приятное впечатление, следствием чего было «высочайшее соизволение» отправить его в заграничную командировку во Францию, Италию и Англию «для усовершенствования знаний примерами славнейших древностей» за счет правительства сроком на три с половиной года, с выплатой стипендии по три тысячи рублей ежегодно.

Отъезд задержался, и только осенью 1802 года Стасов выехал в Париж, где собирался пробыть два года. Этот срок был сокращен из-за обострения отношений между Россией и Францией, что в дальнейшем помешало Стасову попасть в Англию. С весны 1804 года Стасов жил в Италии. В связи с началом военных действий между Францией и Россией командировка Стасова в Италию затянулась на четыре года. Это время молодой архитектор использовал для посещения итальянских городов и изучения итальянской архитектуры, как античной, так и эпохи Возрождения.

Стасов был знаком со многими итальянскими архитекторами пользовался среди них заслуженным авторитетом. Это подтверждается тем фактом, что в 1807 году Стасов, вторым среди русских зодчих после Баженова, был удостоен диплома и почетного звания профессора Римской академии живописи, скульптуры и архитектуры Св. Луки. В начале 1808 года Стасов отправился домой через южную Италию и Австрию и прибыл в Петербург осенью того же года, проведя вдали от России шесть лет.

В январе 1810 года архитектора ознакомили с указом императора. Отныне ему предписывалось служить при генерал-губернаторе столицы «для переделки фасадов и наблюдения за строениями по оным». Стасов должен был отвечать за строительство в центре города - в Адмиралтейских частях (территория между Невой и Фонтанкой) и на Васильевском острове.
Осенью 1811 года Стасов за проект памятника-мавзолея над могилой русских воинов, павших в Полтавской битве, был удостоен звания академика Санкт-Петербургской Академии художеств. Это ещё больше подняло его авторитет архитектора и позволило вступить в среду столичных зодчих не новичком, а архитектором с именем, уже добившимся европейской известности.

После 1812 года, когда дом Стасовых в Москве сгорел во время пожара, вместе с матерью и сестрой он переселился в Петербург.
В эти годы Стасов строит много общественных сооружений, в которых его талант зодчего проявляется с наибольшей силой. Среди самых значительных работ Стасова этого периода можно отметить здание Царскосельского лицея, корпуса Российской Академии на Васильевском острове, соборную церковь в Саратове, Торговые ряды в Костроме, Ямской рынок в Петербурге. Архитектор очень простыми, выразительными средствами добивается необычайно сильного эмоционального воздействия на зрителя. В этих постройках зодчий отрабатывал свой собственный градостроительный подход в решении любой локальной задачи, проявляя глубокое понимание архитектурного ансамбля, заметное уже в его ранних московских работах.
В мае 1816 года Стасова назначили членом «Комитета для приведения в лучшее состояние всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге и прикосновенных к оному местах».

Значительна роль Стасова в с , где он построил казармы Павловского гвардейского полка и неподалеку от них Главные конюшни. Оба проекта были выполнены в 1816 году. Казармы строились с 1817 по 1819 год, а конюшни - с 1817 по 1823 год.
Павловские казармы - одно из лучших произведений архитектора. Все выдержано в простых и строгих пропорциях. Какие же это казармы? Фасадом в сторону Летнего сада стоит красивый дворец. Посредине центральной части выдвинута вперед колоннада строгого, монументального дорического ордера в двенадцать стволов. Она несет высокий аттик - стену над карнизом, украшенную щедро барельефами. Колоннада поставлена на высокую аркаду первого этажа. Фасад заканчивается с обеих сторон шестиколонными портиками с фронтонами, также поставленными на аркады первого этажа. На фасаде по Миллионной улице тоже поставлен десятиколонный портик с фронтоном и за ним высокий аттик с барельефами военных доспехов. В центре аркады первого этажа расположены ворота, украшенные по обе стороны нишами.

Осенью 1816 года Стасов снова работает в Москве. Ему было поручено составление проекта на восстановление царского дворца в Московском Кремле, пострадавшего во время пожара 1812 года.
Его проект совершенно изменил внешний вид здания благодаря расширению третьего, мезонинного этажа на всю площадь дворца. Надстройка вызвала появление двух новых каменных лестниц. Отделка фасадов была очень простой, только фасаду со стороны Москвы-реки придавалась большая парадность.

Вскоре жизнь Стасова круто переменилась. В слободе Семеновского полка в бревенчатом доме с мезонином жила семья Марии Федоровны Сучковой, вдовы гвардейского поручика. Стасов познакомился с её дочерью, двадцатилетней красавицей Машей, и страстно влюбился в нее. Больше года продолжались встречи - в Семенцах и в Москве, где Маша гостила у родственников. Признаться в своем чувстве у него, однако, долго не хватало смелости: такая разница в летах. В начале года Василий Петрович сделал девушке предложение, а 6 августа 1817 года Василий Петрович и Мария Абрамовна стали мужем и женой. Супруги поселились в одном из кавалерских флигелей, рядом с Лицеем. А к зиме сняли квартиру в доме коллежской советницы Ошметковой, на углу Перовой линии и Большого проспекта Васильевского острова.

В мае 1818 года у них родился первенец. Его нарекли Николаем. Спустя год, в июле, - сын Александр, в 1820 году - дочь Софья, в 1822 году - дочь Надежда, а через два года, 2 января, - сын Владимир, 20 января 1828 года - Дмитрий. В июне следующего года семья Стасовых снова увеличилась: родился мальчик, которого назвали Борисом. Стасовы переехали с Васильевского острова к Семеновскому мосту, где заняли большую квартиру в доме Цыгарова, на углу Гороховой и Большого Казачьего переулка. Воспитывать детей помогали мать зодчего Анна Антипьевна и его сестра Вера Петровна. Она до конца своих дней прожила у брата.

Легко работалось Василию Петровичу в Царском Селе. Казалось, не было такой творческой задачи, которую он не решил бы успешно и быстро: будь то павильон для парка или манеж на Садовой улице, провиантские склады на Гатчинской дороге или Дежурные конюшни, воздвигнутые на Гоф-интендантском дворе. Эти произведения, имеющие облик величавый и праздничный, отмечены печатью самобытности, безупречного вкуса и таланта. Объектов множество. И оригинальных, и тех, что надлежало привести, как тогда писали, в «первобытное состояние». После пожаров, которые нередко случались, он восстановил в Большом дворце Китайскую гостиную и Белую столовую, а позже - дворцовую церковь, апартаменты, примыкающие к ней, и Лицей. По его проектам достраивалась и реконструировалась Китайская деревня, переделывались другие помещения в загородных резиденциях. С 1817 по 1820 год зодчий восстановил после пожаров и перестроил в Царском Селе, Петергофе и Ораниенбауме 850 комнат.

В Петербурге по его проекту был возведен Ямской рынок с галереей из дорических колонн по периметру. Это здание стало здесь своеобразным архитектурным центром. Сооружение рынка завершилось в 1819 году. А ещё раньше Стасов построил на Невском проспекте здание с портиком в центре и колонными лоджиями по углам, украсившее главную магистраль города. По заказу купца Косиковского он создал четырехэтажный дом на Большой Морской. Органично вписал зодчий в панораму Невского проспекта и площади Казанского собора дом священнослужителей.

Ещё в 1825 году Василий Петрович создал проект пятикупольного собора Спаса Преображения, который предстояло возвести взамен сгоревшей церкви XVIII века. Тогда проект не был утвержден. Только через два года последовало разрешение на строительство храма, и зодчий разработал его чертежи. При этом Стасов, учитывая местоположение здания, на которое открывался вид с Литейной улицы, предусмотрел с этой стороны фронтонный портик из ионических колонн, что придало всему сооружению величавость и спокойную сдержанность, свойственную античной классике; белая же гладь стен храма, нечасто прорезанных полуциркульными окнами, ассоциируется с древнерусскими соборами.
Панно из воинской арматуры на стенах и ограда из трофейных турецких пушек, захваченных в кампании 1828–1829 годов, подчеркивают патриотическое значение здания, посвященного победам русской армии.

Эти творческие принципы - сплав черт древнерусской архитектуры и греческой классики - Стасов развил ещё в одном монументальном творении - Троицком соборе. Проект его зодчий завершил осенью 1827 года. В нем он учел требование, согласно которому следовало сохранить особенности старой церкви, стоявшей тут с середины XVIII века: главы этой церкви располагались на перпендикулярных осях по сторонам света. Строительство предстояло начать весной будущего года.
В число многочисленных служебных обязанностей Василия Петровича входило проектирование построек для военных нужд. Наибольшего успеха при этом зодчий добился во время работы над так называемыми Провиантскими магазинами, или складами.

Щусев так писал в свое время о Провиантских магазинах в Москве: «Простота архитектурного решения здесь не знает себе равной. Немногочисленные детали убранства прорисованы с исключительным совершенством. Три здания складов, несмотря на тривиальную форму участка, образуют неразрывное единство. Можно смело сказать, что эта группа сооружений чисто утилитарного порядка, окрашенная в простой белый цвет, - одна из лучших в архитектуре Москвы. По совершенству своих форм она стоит рядом с лучшими произведениями русской архитектуры».

Летом 1831 года на семью Стасовых обрушилось страшное горе. Холера «морбус» металась по улицам столицы, проникала во дворцы и обывательские дома. 30 июня умерла Мария Абрамовна, через пять дней - её сестра Татьяна, а ещё через двадцать - их мать Мария Федоровна. Печаль надолго поселилась в семье зодчего. Только горячее участие друзей, которые в те месяцы были рядом и окружили сирот заботой и лаской, помогло устоять на ногах. Да ещё работа - Стасов заставлял себя трудиться упорнее, чем прежде.

…С первых дней августа 1827 года у Нарвской заставы стали рыть котлован, а 17 августа 1834 года состоялась церемония открытия Нарвских ворот. Гвардейские полки, поименованные на пилонах триумфальной арки, прошли под ней торжественным маршем. Их приветствовали тысячи горожан. Впереди гвардейцев шла рота дворцовых гренадеров, сформированная из ветеранов Отечественной войны.
Стасов со свойственной ему скромностью писал, что ворота на Петергофском тракте возводились по его чертежам, «сходственно с проектом архитектора Кваренги, но только в большем против прежнего размере». Однако уже современники отмечали его огромную роль в создании этого памятника воинскому героизму, имея в виду величавую строгость, мужественную простоту и монументальность сооружения.

Менее чем через месяц после торжества на Петергофской дороге, 14 сентября, состоялась закладка других триумфальных ворот - за Московской заставой. Торжественное открытие памятника, отличавшегося художественным совершенством, состоялось 16 октября 1838 года.
До последних лет жизни Василий Петрович Стасов трудился на избранном им поприще. Ему было далеко за семьдесят, когда он руководил строительством здания нового Эрмитажа.
Весной 1848 года Василий Петрович Стасов захворал. Летом болезнь отступила, но силы возвращались к нему медленно. 5 сентября Василий Петрович скончался.

По книге Д. Самина «100 великих архитекторов»

Василий Стасов, 1820-е гг.
Художник А.Г. Варнек

Василий Петрович Стасов (1769-1848) – архитектор, академик петербургской Академии художеств.

Василий Стасов родился в небогатой дворянской семье 24 июля (4 августа) 1769 г. До 1783 г. учился в гимназии при Московском университете. Смерть отца вынудила поступить на службу в Экспедицию архитектурных дел. Десять лет работы в ней стали для Стасова серьёзной архитектурной школой.

В 1797 г. Стасову была поручена разработка проектов 11 парных двухэтажных гостиниц у ворот Белого города . Утверждал проекты император Павел I. Из построенных гостиниц уцелели: две на Покровке (дома и ) и одна на Петровке .

Осенью 1801 г. Стасов участвовал в оформлении праздников на Сокольническом поле в честь коронации Александра I. В конце 1802 г. император отправил его в заграничную командировку, продолжавшуюся до начала 1808 г. Стасов посетил Францию, Италию, Австрию и Польшу. В 1808 г. он получил диплом Римской Академии живописи, скульптуры и архитектуры святого Луки.

После возвращения в Москву Стасов некоторое время преподавал в Экспедиции Кремлёвского строения. В 1810 г. его перевели в Петербург. За проект памятника погибшим в Полтавской битве Стасова в 1811 г. избрали академиком петербургской Академии художеств. В Москву он приехал осенью 1816 г. восстанавливать Кремлёвский дворец. Потом строил, в основном, в Петербурге.

Василий Петрович Стасов умер в Петербурге в 1848 г.

Дети Василия Стасова

У Василия Стасова было восемь детей. Трое отличались ярким общественным темпераментом

  • Надежда Стасова (1822-1895) – общественная деятельница, участница создания Бестужевских курсов;
  • Владимир Стасов (1824-1906) – музыкальный и художественный критик, общественный деятель;
  • Дмитрий Стасов (1828-1918) – известный адвокат.

О самом известном – Владимире Стасове – Иван Тургенев написал:

"Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит... но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа, ты по крайней мере испытаешь удовольствие от борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего: спорь не из желания победы, но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом! Ни славы ни выгоды ты не добудешь... Но отчего иногда не позабавиться! Не спорь только с Владимиром Стасовым!"

Дома Стасова в Москве

  • Зубовский, 2 / Остоженка, 48 . Провиантские склады. В.П. Стасов и Ф.М. Шестаков, 1829-1831.
  • Ильинка, 4 . Перепланировка пересечения Ильинки с Рыбным переулком. В.П. Стасов, 1791.
Щука