Александрийский (Фаросский) маяк – интересные исторические факты. Александрийский маяк: фото, описание, история и интересные факты Александрийский маяк одно из семи чудес света

Шестым чудом света является Александрийский маяк (он же Фаросский маяк). Построен он был в 3 веке до нашей эры на .

В Египте, на небольшом острове Фарос, что недалеко от Александрии, была бухта, имеющая большое значение для торговых судов. Именно по этой причине появилась необходимость в постройке Фаросского маяка.

Едва ли кто-то предполагал, что выдающееся сооружение войдет в . В темное время суток языки пламени, отражаемые водной гладью, были видны на расстояние более 60 километров, позволяя кораблям благополучно миновать рифы. Днем, вместо света использовался столб дыма, заметный также чрезвычайно далеко.

Простояв практически 1000 лет, Александрийский маяк серьезно пострадал от , произошедшего в 796 году н.э. Когда в Египет пришли арабы (XIV век), они решили восстановить грандиозную постройку, достигнув всего 30 метров от первоначальной высоты.

Однако реконструкции не суждено было завершиться, и к концу 15 века Кайт-бей, известный султан, обосновал на фундаменте маяка крепость. Кстати она существует до сих пор.

Интересные факты про чудо света Александрийский маяк

Во времена царствования в Египте Птолемея II, было принято решение построить знаменитый маяк. По плану, на осуществление задумки должно было уйти 20 лет, но все жители увидели шедевр гораздо раньше. Главным архитектором и строителем этого сооружения является Сострат Книдский.

На мраморной стене маяка он высек свое имя, а затем, наложив тонкую штукатурку, написал слова, прославляющие Птолемея. Естественно, через недолгий срок штукатурка обсыпалась, и в века вошло имя выдающегося мастера. Так вот, Сострат окончил строительство Фаросского маяка за 5 лет, что по меркам древности было вообще мгновением!

Александрийский маяк складывался из трех башен. Первая, самая нижняя, прямоугольная часть монумента, служила техническим целям. Там жили рабочие и солдаты, а также хранились необходимые для ухода за маяком инструменты и инвентарь. Над первой частью возвышалась вторая, восьмиугольная башня.

Вокруг нее вился пандус, чтобы поднимать по нему топливо для огня. Третий ярус представлял собой величественную цилиндрическую постройку, оборудованную сложной системой зеркал. Именно здесь горел жизненно важный огонь, распространяя свой свет на многие километры вокруг.

Высота шестого чуда света Фаросского маяка составлял от 120 до 140 метров. На самом верху была установлена статуя бога морей Посейдона.

Некоторые путешественники, описывая поразившее их чудо, упоминали о необыкновенно устроенных статуях. Первая указывала рукой на , на протяжении всего дня, а когда солнце заходило – рука опускалась.

Вторая статуя днем и ночью отбивала звуком каждый час. Третья постоянно указывала направление ветра, играя роль флюгера.

В XII веке нашей эры корабли перестали пользоваться александрийской бухтой по причине того, что она стала чрезвычайно илистой. Именно это послужило тому, что выдающееся сооружение пришло в полный упадок. Еще позднее, в XIV веке, вследствие землетрясения чудо света Александрийский маяк совершенно разрушился.

На его месте была воздвигнута крепость, не раз менявшая свой вид. Сейчас на этом историческом месте располагается база египетского флота и, несмотря на разные предложения, идею восстановления маяка власти не рассматривают.

Если вы любите интересные факты и истории из жизни великих людей — подписывайтесь на . С нами всегда интересно!

Александрийский маяк – помощь мореплавателям, вызов морской стихии. Это седьмое чудо света возникло благодаря умелым человеческим рукам и погибло из-за капризов природы. Александрийский (Фаросский) маяк, прослуживший людям 1,5 тысячи лет, сокрушила серия подземных толчков. Величественное здание долго не хотело сдаваться и боролось до последнего, выдержав три землетрясения и рухнув во время четвертого. Так погибло самое высокое в античном мире сооружение.

Остров Фарос — идеальное место для Александрийского маяка

Славный египетский город Александрия во времена правителя Птоломея Сотера быстро вырос в крупный торговый полис. К нему потянулись вереницы кораблей с разнообразным товаром. Но чтобы добраться в местный порт, им приходилось маневрировать между коварными рифами, которых на подходе к Александрии было очень много. Плохая погода увеличивала риск кораблекрушения.

Александрийский маяк располагался на острове Фарос, неподалеку от египетского побережья Средиземного моря

Видимость для мореплавателей поначалу хотели улучшить разжиганием костров на берегу (так делали афиняне в 5 в. до н.э.), но этого было недостаточно, чтобы подавать сигналы судам, идущим далеко от берега. «Маяк! Вот что нам нужно», — осенило в одну из бессонных ночей Птоломея.

Фаросский маяк был ориентиром для древних мореплавателей, идущих в порт Александрию

Правителю повезло – по карте, на расстоянии чуть больше километра от Александрии в Средиземном море находился остров Фарос, и сам Бог велел построить там маяк. Возведение Александрийского маяка доверили инженеру Сострату, жителю Книдии. Строительство началось незамедлительно, ради него между материком и островом даже соорудили дамбу. Работы над Фаросским маяком продолжались ориентировочно от 5 до 20 лет и завершились в конце 3 ст. до н.э. Правда, сама система сигнальных огней появилась только через 100 лет.

Мощь и красота Фаросского маяка

По разным данным, высота Александрийского маяка была от 115 до 137 метров. Из соображения практичности его возвели из мраморных глыб, скрепленных свинцовым раствором. К стройке приобщили лучших александрийских архитекторов и ученых – они-то и придумали проект маяка, состоящего из трех ярусов.

Александрийский маяк состоял из трех ступеней: пирамидальной, призматической и цилиндрической формы

Первый уровень Александрийского маяка был пирамидальной формы с плоскостями, ориентированными по 4 сторонам света. Его выступы украшали статуи тритонов. Помещения этого уровня предназначалось для размещения рабочих и солдат, хранения инвентаря, топлива и продуктов.

Внутри Фаросского маяка был построен спиралевидный пандус для доставки дров и масла на верхотуру

Восемь граней второй ступени Фаросского маяка древние архитекторы спроектировали по розе ветров и украсили статуями из бронзы. Некоторые из скульптур были подвижными и служили флюгерами. Третий ярус сооружения имел цилиндрическую форму и завершался куполом, на котором стояло 7-метровое бронзовое изваяние повелителя морей Посейдона. Но поговаривают, что на самом деле верх купола Фаросского маяка украшала статуя женщины – попечительницы мореплавателей Исиды-Фарии.

Сострат гордился маяком не зря

Электрики на тот момент человечество еще не знало, и для сигналов мореплавателям на самой вершине Александрийского маяка разжигали гигантский костер. Его свет усиливался, отражаясь в отполированных бронзовых пластинах, и был виден до 100 километров в округе. Древние легенды гласили, что сияние, идущее от Фаросского маяка, было способно сжечь вражеские суда еще до приближения к берегу.

В куполе маяка постоянно горел огонь, освещая путь мореплавателям ночью и днем при плохой видимости

Ночью направление кораблям указывали мощные языки пламени, днем – клубы дыма. Чтобы горение костра не прекращалось, римляне наладили бесперебойную подачу дров на верхушку Александрийского маяка. Их вытягивали на повозках, запряженных мулами и лошадьми. Для этого построили пологую дорогу в форме спирали внутри Фаросского маяка, – один из первых пандусов в мире. Хотя некоторые ученые утверждают, что дрова затаскивали на верхотуру подъемными механизмами.

Рисунок Фаросского маяка археолога Г. Тирша (1909)

Интересно знать. Александрийский маяк был обнесен мощной оградой с бойницами, поэтому он мог служить фортом и наблюдательным постом. С вершины маяка удавалось разглядеть вражеский флот задолго до его приближения к городу. В подземной части сооружения держали запасы питьевой воды на случай осады.

Александрийский маяк был одновременно фортом и мог выдерживать затяжную осаду

Сострат Книдский очень гордился своим детищем. Ему претила мысль, что потомки не узнают имени создателя Александрийского маяка. Поэтому на стене первого яруса инженер высек надпись: «Сострат из Книдии, сын Декстифана, посвятил богам-спасителям ради мореплавателей». Но верноподданный боялся гнева египетского правителя, обычно присваивающего все заслуги себе, поэтому фразу спрятал под толстым слоем штукатурки, на которой выскреб имя тщеславного Птоломея Сотера. Куски глины очень быстро отвалились, и еще при жизни Фаросского маяка путешественники могли прочитать имя его истинного создателя.

Упадок и разрушение Александрийского маяка

Тревожные сигналы о разрушении Фаросского маяка начали появляться во времена падения Римской империи. Его не поддерживали в надлежащем состоянии, и некогда величественное строение стало приходить в упадок. Течение нанесло в бухту ил, корабли не могли больше заходить в порт Александрии, и потребность в маяке на острове Фарос постепенно отпала. Со временем бронзовые пластины-зеркала Александрийского маяка растащили и переплавили – предполагается, что они «разошлись» по всему миру в виде монет и осели в коллекциях нумизматов.

Единственные изображения, дающие понятие об архитектуре Фаросского маяка, — тисненые рисунки на древнеримских монетах

Землетрясения в 365, 956 и 1303 годах н.э. существенно повредили здание – эпицентры находились на небольшом расстоянии от места, где был построен маяк. А в 1323 году мощнейшие подземные толчки ускорили кончину Александрийского маяка – от сооружения остались одни руины…

Современная реконструкция здания Александрийского маяка

Один из вариантов архитектуры Фароссоко маяка, выполненный из песка

Современные 3д-визуализаторы подают различные идеи относительно внешнего вида Александрийского маяка

В 14 веке н.э. Египет заселили шустрые арабы. Первым делом они закатали рукава и попытались восстановить Александрийский маяк. Но их рвения хватило только на 30-метровое сооружение — далее строительные работы заглохли. Почему арабы не продолжили восстановление Фаросского маяка – история умалчивает. И только через 100 лет в том месте, где был воздвигнут Фаросский маяк, султан Египта Кайт-Бей построил крепость — она стоит там до сих пор, благополучно дожив до сегодняшнего времени. Сейчас тут находится база египетского флота. От самого Александрийского маяка остался только цоколь, целиком встроенный в крепость.

Фаросский маяк возродят!

Многие столетия Александрийский маяк считался самым высоким зданием на Земле. Поэтому он отнесен к 7 древним чудесам света. Маяк, вернее, все, что осталось от него, обнаружили в 1994 году – некоторые фрагменты здания найдены на дне моря – археологи обрадовались этому сообщению из исторического прошлого. А в мае 2015 года египетское правительство приняло решение заново соорудить Фаросский маяк – на том же месте, где был когда-то возведен оригинал.

Уменьшенное здание Александрийского маяка построили в одном из китайских парков для развлечений и отдыха

Объемная реконструкция Фаросского маяка в масштабе

Когда начнется строительство, пока неизвестно. Самая большая сложность при попытке построить точную копию сооружения – отсутствие «прижизненных» изображений Александрийского маяка, посему архитекторам придется попыхтеть, опираясь только на сведения из описаний в нескольких письменных арабских источниках и фото руин. Облик Фаросского маяка реконструировали с помощью компьютерного моделирования — о внешнем виде седьмого чуда света свидетельствуют только развалины и его изображения на римских монетах.

Макет Александрийского маяка из картона, дающий понятие об основных конструктивных элементах здания

Интересно знать. Еще одной возможной подсказкой для создания проекта будущего маяка может стать гробница в египетском городе Абусир. Ее построили в тот же период, что и Александрийский маяк. В народе башню даже называют маяком Абусира. Историки предполагают, что ее специально построили как уменьшенную копию Фаросского маяка.

Александрийский маяк описывали античные историки и путешественники, в том числе «отец истории» Геродот. Самое полное описание Фаросского маяка в 1166 году составил Абу эль-Андалусси – известный арабский путешественник, который заявил, что маяк был не только полезным сооружением, но и достойным украшением Александрии.

Одно из семи чудес древнего мира в натуральную величину на ландшафте (3д-моделирование)
  • Фаросский маяк и сегодня остается символом города Александрии. Его стилизованное изображение украшает флаг города. Более того, рисунок Александрийского маяка красуется на печатях многих госучреждений, включая местный университет.
  • Структура минаретов исламских мечетей идентична архитектуре Александрийского маяка.
  • Реконструкции Фаросского маяка разительно схожи с нью-йоркским небоскребом Empire State Building.
  • Копия Александрийского маяка построена в китайском развлекательном парке Window of the World.
  • Предполагается, что при первых попытках определения радиуса Земли древнегреческие ученые использовали Александрийский (Фаросский) маяк.

В 332 году до н.э. Александр Македонский основал Александрию. В 290 году до н.э. правитель Птолемей I. приказал как можно быстрее возвести на небольшом островке Фарос маяк как символ города и береговой ориентир.

Фарос находился близ побережья Александрии - с материком его соединяла огромная искусственная перемычка (дамба), которая одновременно являлась частью городской гавани. Побережье Египта отличается однообразием ландшафта - в нем преобладают равнины и низменности, и морякам для успешного плаванья всегда требовался дополнительный ориентир: сигнальный огонь перед входом в гавань Александрии. Таким образом, функция строения на Фаросе была определена с самого начала. Собственно, маяк, именно как сооружение с системой, отражающих солнечный свет зеркал и сигнальными огнями на вершине, датируется примерно I веком н. э., что относится к временам уже римского господства. Однако Александрийский Маяк, служивший береговым знаком для мореплавателей, был возведен еще в IV веке до нашей эры.


Создал маяк архитектор Сострат из Книдии. Гордый своим творением, он захотел оставить свое имя на фундаменте сооружении, однако Птолемей II, унаследовавший престол после своего отца Птолемея Сотера, запретил ему совершить этот вольный поступок. Фараон желал, чтобы на камнях было выбито только его царственное имя, и чтобы именно его почитали как создателя Александрийского маяка. Сострат, будучи умным человеком, не стал спорить, а просто нашел способ обойти приказ владыки. Сначала он выбил на каменной стене такую надпись: "Сострат, сын Дексифона, книдиец, посвятил богам-спасителям за здравие мореплавателей!", после чего покрыл ее слоем штукатурки, а сверху написал имя Птолемея. Минули века, и штукатурка покрылась трещинами и осыпалась, открыв миру имя истинного строителя маяка.

Строительство затянулось на 20 лет, но в итоге Александрийский маяк стал самым первым в мире маяком, и самым высоким строением древнего мира, не считая Великих пирамид в Гизе. Вскоре весть о Чуде разлетелось по всему свету и маяк стали называть по имени острова Фаросским или просто - Фаросом. После, слово "фарос", как обозначение маяка, закрепилось во многих языках (испанском, румынском, французском)

В X столетии было составлено два подробных описания Александрийского маяка: путешественниками Идриси и Юсуфом эль-Шаих. Согласно им высота здания равнялась 300 локтям. Поскольку такая мера длины, как "локоть", у разных народов имела разные размеры, то при переводе на современные параметры, высота маяка колеблется от 450 до 600 футов. Хотя думается, первая цифра больше соответствует истине.

Маяк на Фаросе совершенно не был похож на большинство современных сооружений такого типа - тонких одиночных башен, а скорее, напоминал футуристический небоскреб. Он представлял собой трехэтажную (трехъярусную) башню, чьи стены были сложены из мраморных глыб, скрепленных раствором с примесью свинца.

Высота первого этажа превышала 200 футов, а длина - 100 футов. Таким образом, самый нижний ярус маяка напоминал массивный параллелепипед. Внутри, вдоль его стен, проходил наклонный въезд, по которому могла взобраться наверх повозка, запряженная лошадью.

Второй ярус выстроили в форме восьмиугольной башни, а верхний этаж маяка напоминал цилиндр, увенчанный куполом, опиравшимся на колонны. Вершину купола украшала огромная статуя бога Посейдона - повелителя морей. На площадке под ним всегда горел огонь. Говорят, что с кораблей можно было увидеть свет этого маяка на расстоянии 35 миль (56 км).

В самой нижней части маяка располагалось множество служебных помещений, где хранился инвентарь, а внутри двух верхних этажей проходила шахта с подъемным механизмом, позволяющим доставлять топливо для костра на самый верх.

Кроме этого механизма, вдоль стен к вершине маяка вела винтовая лестница, по которой посетители и обслуживающий персонал поднимались на площадку, где пылал сигнальный огонь. Согласно источникам, там же было установлено массивное вогнутое зеркало, вероятно, изготовленное из отполированного металла. Его использовали для того, чтобы отражать и усиливать свет костра. Говорят, что в ночное время кораблям путь к гавани указывал яркий отраженный свет, а днем - огромный дымовой столб, видимый издалека.

Некоторые предания гласят, что зеркало на Фаросском маяке можно было использовать еще и в качестве оружия: якобы оно было способно так сфокусировать солнечные лучи, что сжигало вражеские корабли, едва они появлялись в поле зрения. В других легендах говорится, что в нем можно было увидеть Константинополь на другом берегу моря, используя это зеркало как увеличительное стекло. Обе истории кажутся слишком уж неправдоподобными.

Самое полное его описание оставил арабский путешественник Абу Хаггаг Юсуф ибн Мохаммед эль-Андалусси, посетивший Фарос в 1166 году. Его записи гласят: "Александрийский маяк расположен на самом краю острова. Его цоколь имеет квадратное основание, длина сторон которого равна примерно 8,5 метрам, при этом северная и западная стороны омываются морем. Высота восточной и южной стены цоколя достигает 6,5 метров. Однако высота стен, обращенных к морю, намного больше, они более отвесны и напоминают крутой горный склон. Каменная кладка маяка здесь особенно крепка. Должен сказать, что та часть постройки, описанная мною выше, самая современная, так как именно здесь кладка обветшала больше всего и нуждалась в восстановлении. На той стороне цоколя, которая обращена к морю, видна древняя надпись, которую я не могу прочитать, ибо ветер и морские волны источили каменную основу, из-за чего буквы частично осыпались. Размеры буквы "А" чуть меньше 54 см. А верхняя часть "М" напоминает большую дыру в днище медного котла. Размеры же остальных буквы схожи.

Вход на маяк находится на значительной высоте, ибо к нему ведет насыпь протяженностью в 183 метра. Он покоится на ряде арок, ширина которых столь велика, что мой спутник, встав под одной из них и раскинув руки в стороны, не смог коснуться ее стен. Всего там было шестнадцать арок, и каждая из них больше, чем предыдущая. Самая последняя арка особенно поражает своими размерами ".


Как же самый первый в мире маяк оказался на дне Средиземного моря? Большинство источников говорят о том, что маяк, подобно другим сооружениям древности, пал жертвой землетрясений. Маяк на Фаросе простоял 1500 лет, но подземные толчки в 365, 956 и 1303 годах н. э. серьезно его повредили. А землетрясение 1326-ого (по другим источникам 1323 года) довершило разрушение.

Совершенно недостоверной кажется история о том, как большая часть маяка в 850 году была превращена в развалины благодаря интригам императора Константинополя. Так как Александрия весьма успешно соперничала с вышеупомянутым городом, то правитель Константинополя задумал хитроумный план по уничтожению маяка на Фаросе. Он распустил слухи о том, что под фундаментом этого строение спрятан клад баснословной ценности. Когда в Каире калиф, (бывший в то время властителем Александрии) услышал эту молву, то приказал снести маяк, чтобы отыскать спрятанные под ним сокровища. Только после того, как гигантское зеркало было разбито и два яруса уже разрушены, калиф осознал, что его обманули. Он попытался восстановить здание, но его попытки не увенчались успехом. Тогда он перестроил уцелевший первый этаж маяка, превратив в мечеть. Однако как бы ни была красочна эта история, она не может быть правдивой. Ведь путешественники, побывавшие на Фаросском маяке уже в 1115 году н. э. свидетельствуют о том, что и тогда он все еще оставался целым и невредимым, исправно выполняя свою функцию.

Так, Маяк все еще высился на острове, когда в 1183 году Александрию посетил путешественник ибн Джабар. Увиденное настолько потрясло его, что он воскликнул: "Ни одно описание не сможет передать всю его красоту, не хватит глаз, чтобы окинуть его взором, а чтобы поведать о величии этого зрелища, не хватает слов!"
Два землетрясения в 1303 и в 1323 годах разрушили маяк на Фаросе так сильно, что арабский путешественник ибн Батута уже не смог попасть внутрь этого сооружения. Но даже эти руины не дошли до наших дней: в 1480 году правивший в то время Египтом султан Кайт Бей возвел на месте маяка цитадель (форт). Для строительства были взяты остатки каменной кладки маяка. Таким образом, маяк стал частью средневекового форта Кайт-Бей. Однако блоки, из которых некогда был сложен Александрийский маяк, до сих пор можно различить в каменных стенах форта - благодаря их исполинским размерам.


Александрийский маяк

В III в. до н. э. на маленьком острове Фарос в Средиземном море, около берегов Александрии был построен маяк, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в Александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение (для усиления яркости свет огня отражался от бронзовых пластин) языков пламени, а днем - столб дыма. Сооружение назвали по имени острова. На его строительство,™ разным данным, ушло от 5 до 20 лет, а завершен он был около 280 года до н. э., во времена правления Птолемея II, царя Египта.

Фаросский маяк состоял из трех мраморных башен, стоявших на основании из массивных каменных блоков. Первая башня была прямоугольной, в ней находились комнаты, в которых жили рабочие и солдаты. Над этой башней располагалась меньшая, восьмиугольная башня со спиральным пандусом, ведущим в верхнюю башню.

Верхняя башня формой напоминала цилиндр, в котором горел огонь, помогавший кораблям благополучно достигнуть бухты. Общая высота маяка составляла 117 м.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Энциклопедический словарь (М) автора Брокгауз Ф. А.

Маяк Маяк – высокое, в виде башни, строениe, стоящее на морском берегу, на пути следования судов – для указания пути мореплавателям. Ночью на вершине М. поддерживается огонь. Указательные М. возводятся в открытом море, на отдельных небольших скалах и отмелях, а иногда и на

Из книги Все обо всем. Том 1 автора Ликум Аркадий

Кто построил первый маяк? Можете ли вы представить себе шоссе, где абсолютно нет никаких предупредительных знаков, сообщающих о повреждениях, перекрестках, поворотах, близлежащих городах и центрах? Естественно, и морские пути требуют точно таких же знаков, и маяк

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ

Из книги 100 Великих Чудес Света автора Ионина Надежда

Из книги Я познаю мир. Авиация и воздухоплавание автора Зигуненко Станислав Николаевич

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

7. Фаросский маяк Александр Македонский, завоевывая мир, заложил немало городов. Он основал Александрию при Иссе, Александрию на Тигре, Александрию Кавказскую, Александрию Крайнюю (современный город Ленинабад), Александрию Ариану (нынешний Герат) и много других, а в 332

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

Радио - маяк А почему, интересно, никто из нас не вспомнил, что в самолете есть радио? Вспомни мы об этом вовремя, наверняка бы не сбились и без компаса....Многие сотни лет верой и правдой служат морякам световые маяки. Во всех океанах и морях Земли указывают они вспышками

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Александрийский маяк В III в. до н. э. на маленьком острове Фарос в Средиземном море, около берегов Александрии был построен маяк, чтобы корабли могли благополучно миновать рифы на пути в Александрийскую бухту. Ночью им помогало в этом отражение (для усиления яркости свет

Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Зачем был нужен Александрийский маяк? В III веке до нашей эры в египетской Александрии был построен маяк, чтобы прибывающие в бухту города корабли могли успешно обходить прибрежные рифы. Это сооружение состояло из трёх мраморных башен, самая верхняя из них напоминала по

Из книги автора

Радиолокационный маяк Радиолокационный маяк – это приемо-передающее устройство, радиостанция навигационного назначения.Радиолокационный маяк работает совместно с радиолокационной станцией, которая установлена на самолете, судне или любом другом движущемся

Из книги автора

Радионавигационный маяк Радионавигационный маяк – передающая радиостанция с известным местоположением, которая непрерывно излучает специальные радиосигналы.Суда и самолеты могут на борт принимать радиосигналы, посланные радиостанцией, по которым они и определяют

Из книги автора

Кто построил первый маяк? Можете ли вы представить себе шоссе, где нет никаких предупредительных знаков, сообщающих о повреждениях, перекрестках, поворотах, близлежащих городах и центрах? Естественно, и морские пути требуют точно таких же знаков, и маяк является одним из

Лишь одно из семи чудес древнего мира имело практическое предназначение – Александрийский маяк. Исполнял он сразу несколько функций: позволял кораблям без особых проблем подойти к гавани, а наблюдательный пункт, расположенный наверху уникального сооружения, давал возможность следить за водными просторами и вовремя замечать неприятеля.

Местные жители утверждали, что свет Александрийского маяка сжигал вражеские судна ещё до их приближения к берегу, а если им и удавалось подойти к побережью, статуя Посейдона, находящаяся на куполе удивительной конструкции, издавала пронзительный предостерегающий крик.

Во времена, когда высота зданий обычно не превышала трёх этажей, маяк высотой около ста метров, не мог не поражать воображение как местных жителей, так и гостей города. Тем более что на момент окончания строительства оно оказалось самым высоким зданием древнего мира и являлось таковым ещё чрезвычайно длительное время.

Александрийский маяк находился на восточном побережье небольшого острова Фарос, расположенного возле Александрии – главного морского порта Египта, построенного Александром Македонским в 332 г. до н.э.

Место для возведения города великий полководец выбирал чрезвычайно тщательно: он изначально задумал построить в этом регионе порт, который являлся бы важным торговым центром.

Чрезвычайно важно было, чтобы он находился на пересечении как водных, так и наземных путей трёх частей света – Африки, Европы и Азии. По этой же причине здесь нужно было построить не менее двух гаваней: одну для кораблей, прибывших со стороны Средиземного моря, а другую – для приплывших по Нилу.

Поэтому Александрия была построена не в дельте Нила, а немного в стороне, на двадцать миль южнее. При выборе места для города, Александр учитывал местонахождение будущих гаваней, особое внимание при этом уделил их укреплению и защите: очень важно было сделать всё для того, чтобы воды Нила не забивали их песком и илом (специально для этого впоследствии была сооружена дамба, соединяющую континент с островом).

После смерти Александра Македонского через некоторое время город оказался под властью Птоломея I Сотера – и в результате умелого управления превратился в успешный и процветающий город-порт, а возведение одного из семи чудес света значительно приумножило его богатства.

Предназначение

Александрийский маяк давал возможность кораблям без проблем заплывать в порт, успешно обходя подводные камни, отмели и другие препятствия залива. Благодаря этому после возведения одного из семи чудес объёмы торговли света резко возросли.

Маяк также служил дополнительным ориентиром для моряков: пейзаж египетского побережья довольно-таки разнообразен – в основном одни лишь низменности и равнины. Поэтому сигнальные огни перед входом в гавань были как нельзя кстати.


С этой ролью успешно бы справилось и более низкое сооружение, поэтому Александрийскому маяку инженеры отводили ещё одну немаловажную функцию – роль наблюдательного пункта: враги нападали обычно с моря, поскольку страну со стороны суши неплохо защищала пустыня.

Установить такой наблюдательный пункт на маяке нужно было ещё и потому, что возле города не было никаких природных возвышенностей, где это можно было бы сделать.

Строительство

Такое масштабное строительство требовало огромных ресурсов, притом не только финансовых и трудовых, но также и интеллектуальных. Птоломей I эту проблему решил довольно быстро: как раз в то время он завоевал Сирию, поработил евреев и увёл их в Египет (часть из них впоследствии он задействовал для возведения маяка).

Именно в это время (в 299 г. до н.э.) он заключил перемирие с Деметрием Полиоркетом, правителем Македонии (отцом его был Антигон, злейший враг Птоломея, который умер в 301 г. до н. э).


Таким образом, перемирие, огромное количество рабочей силы и другие благоприятные обстоятельства, дали ему возможность начать строительство грандиозного чуда света (хотя точная дата начала строительных работ до сих пор не определена, исследователи убеждены, что это случилось где-то между 285/299 гг. до н.э.).

Наличие дамбы, построенной ранее и соединявшей остров с континентом, значительно облегчало задачу.

Первоначальный внешний вид

Строительство Александрийского маяка было поручено мастеру Сострату из Книдии. Птоломей пожелал, чтобы на здании было начертано лишь его имя, говорящее о том, что именно он создал это великолепное чудо света.

Но Сострат был настолько горд своей работой, что вначале выбил на камне своё имя, затем наложил на него очень толстый слой штукатурки, на которой написал имя египетского правителя. Со временем штукатурка осыпалась, и мир увидел подпись архитектора.


Точных сведений о том, как именно выглядело одно из семи чудес света, не сохранилось, но кое-какие данные всё же имеются:

  • Маяк со всех сторон был обнесён толстыми крепостными стенами, а на случай осады в его подземельях хранились запасы воды и еды;
  • Высота древнего небоскреба составляла от 120 до 180 метров;
  • Маяк был построен в форме башни и имел три этажа;
  • Стены древнего сооружения были выложены из мраморных глыб и скреплены раствором с небольшим добавлением свинца.
  • Фундамент конструкции имел почти квадратную форму – 1,8 х 1,9 м, а в качестве строительного материала был использован гранит или известняк;
  • Первый этаж Александрийского маяка имел высоту около 60 м, при этом длина сторон составляла около 30 м. Внешне он напоминал крепость или замок с установленными по углам башнями. Крыша первого яруса была плоской, декорирована статуями Тритона и служила основой для следующего этажа. Здесь были расположены жилые и подсобные помещения, в которых жили солдаты и рабочие, а также хранился разный инвентарь.
  • Высота второго этажа составляла 40 метров, он имел восьмиугольную форму и был облицован мраморными плитами;
  • Третий ярус имел цилиндрическую конструкцию, декорированную статуями, исполняющими роль флюгеров. Здесь было установлено восемь колонн, которые поддерживали купол;
  • На куполе, развернувшись лицом к морю, стояла бронзовая (по другим версиям – золотая) статуя Посейдона, высота которой превышала семь метров;
  • Под Посейдоном находилась площадка, на которой горел сигнальный огонь, указывавший путь к гавани ночью, тогда как днём его функции исполнял огромных размеров столб дыма;
  • Для того чтобы огонь можно было увидеть с огромного расстояния, возле него была установлена целая система из отполированных металлических зеркал, отражающих и усиливающих свет костра, который, по свидетельствам современников, был виден даже на расстоянии 60 км;

Существует несколько версий, как именно поднимали топливо на вершину маяка. Приверженцы первой теории полагают, что между вторым и третьим ярусами была расположена шахта, где был установлен подъёмный механизм, с помощью которого наверх поднималось топливо для костра.

Что касается второй, то она подразумевает, что на площадку, на которой горел сигнальный огонь, можно было попасть по винтовой лестнице вдоль стен сооружения, причём лестница эта была настолько пологой, что наверх здания без труда могли подняться навьюченные ослы, везущие топливо на вершину маяка.

Крушение

Александрийский маяк прослужил людям довольно долго – около тысячи лет. Таким образом, он пережил не одну династию египетских правителей, видел римских легионеров. На его судьбу это особо не повлияло: кто бы ни правил Александрией, все заботились о том, чтобы уникальное сооружение простояло как можно дольше – восстанавливали разрушившиеся из-за частых землетрясений детали здания, обновляли фасад, на который негативно влияли ветер и солёная морская вода.

Время сделало своё дело: маяк перестал работать в 365 году, когда одно из сильнейших землетрясений Средиземного моря вызвало цунами, затопившее часть города, а число погибших египтян, по свидетельствам летописцев, превысило 50 тыс. жителей.


После этого события, маяк значительно уменьшился в размерах, но простоял ещё довольно долго – вплоть до XIV века, пока очередное сильнейшее землетрясение не стёрло его с лица земли (через сто лет султаном Кайт-бей на его фундаменте была возведена крепость, которую можно увидеть и в наши дни).

В середине 90-х гг. остатки Александрийского маяка были обнаружены на дне залива при помощи спутника, а ещё через какое-то время учёные, используя компьютерное моделирование, смогли более-менее восстановить образ уникального сооружения.

Спиннинг